Беседы с батюшкой. Эфир от 11 декабря

11 декабря 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора Екатеринбурга протоиерей Николай Малета.

– Предлагаю начать разговор с размышлений на такую тему. Люди старшего поколения, чья взрослая сознательная жизнь пришлась на 90-е годы, приходя в храм, испытывали, наверное, немножко другие ощущения и переживания, нежели современные люди. Тогда храмов было мало, практически все они были закрыты, не было полноценной литературы, приходилось переписывать что-то и передавать друг другу книги, но было желание изучать и душевное стремление. Не было людей, которых приводили в храм за руку; как правило, это было личное искание Бога у человека.

В наши дни родители часто приводят своих детей. Сегодня очень много храмов, множество литературы, видео-, аудиоуроков, из которых можно многое узнать, тем не менее у человека есть некий барьер, ему трудно переступить порог храма. Подобный барьер бывает у людей, которые приехали в туристическую поездку, решили зайти в церковь, являющейся местной достопримечательностью, и не знают, как себя вести: как одеваться, куда можно подойти, куда нельзя. Мне кажется, это приводит к тому, что человек, не зная, что за дверями храма, от греха подальше проходит мимо. Предлагаю поговорить о том, с какими сложностями приходится столкнуться человеку, который хочет зайти в храм (желание такое иногда появляется), но как-то это не выходит.

– Мне кажется, что большинство этих проблем носят если не мифический, то полумифический характер, а многие просто надуманные. Бывает, слышишь, что человека в том или ином храме встретили не так, как он ожидал, что на него накинулись какие-то старушки, злые фурии и так далее. Безусловно, такие случаи были; думаю, и по сегодняшний день они есть, но, наверное, это еще из другой психологической области – из области самооправдания.

Как Вы уже отметили, в начале 90-х годов люди ринулись в храмы (а храмов было очень мало) – старались креститься, венчаться. Но, к сожалению, глубокое, осознанное отношение к религии и стремление жить религиозной жизнью появлялось лишь у единиц. Я за свою священническую жизнь (начинал я с 1993 года) крестил тысячи людей, и, к сожалению, абсолютное большинство людей крестились, вроде бы переступили порог храма, но реально двери своего сердца не открыли и, по сути, серьезной встречи с Богом у них не произошло.

А что происходит сегодня? Отчасти становится понятным увлечение людей различного рода сектантскими течениями протестантского толка. Вообще протестантизм иногда именуется профессорской религией, профессорским христианством, когда так скрупулезно, детально изучается Священное Писание. У них всегда под рукой Библия, в ней тысячи закладок, и они на любой жизненный случай тут же находят ответы. То есть на уровне рационального восприятия, может быть, что-то и происходит, но на этом и останавливается.

Я думаю, когда у человека есть реальная проблема, когда его мучает совесть, когда у него серьезные вопросы духовного плана, он особо не будет ломать голову, как его встретят в храме. Все мы ходим в различные организации, и мне тоже приходится бывать в разных учреждениях. В каждом учреждении – свои порядки. Заходишь в школу – свой порядок. В здании администрации (городской, районной или областной) – тоже свои порядки. Во многих учреждениях есть предварительная электронная запись. В отделении Сбербанка – тоже свои моменты. Все это надо учитывать, и везде надо приспосабливаться, узнавать порядки, чтобы решить свою проблему. Когда у нас разболелся зуб, мы идем к дантисту и не думаем, что и как там будет.

Я всегда говорю, что если у человека есть реальное желание обрести веру или решить какой-то вопрос религиозного плана, если у него действительно болит душа, то, невзирая ни на что, он придет в храм. Многие ссылаются, что в храмах не все воспитанные, культурные, образованные. И такие претензии не только к сотрудникам храма, которые принимают записки за здравие и упокой или трудятся в церковной лавке, где можно приобрести иконы и духовную литературу, но и к священникам тоже. На это я всегда говорю: представьте, что у вас заболел зуб, а в округе только один стоматологический кабинет и один стоматолог. Человек он крайне неприятный, просто нехороший, мы его не любим, не уважаем, не ценим как человека, как личность, но он специалист, и чтобы решить проблему с больным зубом, вы идете к этому специалисту – и он делает свое дело.

Так и с храмом. Может быть, все будет не так, как тебе хотелось бы, но священник примет твою исповедь, и ты можешь через него приобщиться Христовых Таин, Тела и Крови Христа и разрешить другие вопросы. Как человеку с улицы попасть в храм? Элементарно: подняться по ступенькам, открыть дверь (в крупных соборах, как правило, двери массивные), переступить порог – и все будет благополучно. В большинстве приходов, я думаю, адекватные сотрудники, священники, настоятели. Если и есть какие-то недоразумения, то они вполне разрешимы.

Многие считают, что нельзя зайти в храм не в той одежде. В монастырях действительно есть требования: чтобы были закрыты плечи у женщин, на голове платок и так далее. Но я не слышал, чтобы не пустили в собор или храм человека, например, летом в шортах, особенно если он впервые в храме и хочет исповедоваться.

Вот недавно я не стал исповедовать человека, потому что он пришел в состоянии алкогольного опьянения. Мы с ним долго беседовали. Видимо, у человека не хватало храбрости без этого допинга войти в храм, поэтому он пришел вот таким. И вот с таким пьяным человеком мы довольно долго общались, беседовали. Он рассказал о своей жизни, в том числе раскрыл какие-то нехорошие стороны. Но я попросил у него прощения и сказал, что исповедь принять не могу, потому что все-таки это таинство. Как можно обращаться к Богу в таком состоянии? Но все равно он подошел к одной иконе, к другой, поставил свечку, помолился, как мог, и ушел. В следующий раз, надеюсь, придет уже в нормальном состоянии.

– Я несколько раз слышал такие истории, когда человек переступает порог храма, будучи в определенном состоянии подпития. Это же определенная решимость, которая вдруг у человека проснулась; только надо потом эту решимость сохранить.

Батюшка, Вы говорили о том, что за время Вашего священнического служения были крещены тысячи людей, но непонятно, где сейчас многие из них, ходят ли в храм. Понятно, что отследить судьбу каждого очень сложно, но если учитывать, что многие из них – вне храма, вне Церкви, то каково отношение к этому факту? Это душевная боль или это состояние, когда ты понимаешь, что каждый человек свободен, у каждого есть выбор и то, что человек сделал такой выбор, – это его право?

– На эту тему даже в церковной среде, среди духовенства ведется много споров, потому что это касается вопроса подготовки к крещению. На самом деле очень важно, чтобы человек подходил к таинству осознанно. Как говорят святые отцы, человек должен глубоко и умом, и сердцем почувствовать, что находится в бедственном положении в духовном плане, что не сможет преодолеть свои болезни и излечить духовные раны без Божией помощи. Как мы именуем Христа в Православной Церкви? Христос – это Спаситель. Кому нужен Спаситель? Например, кому нужен спасатель на воде? Тому, кто хорошо плавает и находится в безопасности? Нет! Спасатель нужен тому, кто тонет. Поэтому пока человек не осознает, не почувствует своего бедственного положения, что он погибает, он не почувствует настоящей нужды в Спасителе.

Более десяти лет назад, когда я еще служил в Вознесенском храме, девушка подошла ко мне и спросила: «Батюшка, можно покреститься?» А для этого как раз мы тогда в Вознесенском храме решились и ввели длительный курс оглашения: у нас было двенадцать бесед, и эти беседы были не по шесть уроков в день за два дня, а не более одной беседы в неделю. То есть получалось, что подготовка к крещению длилась около трех месяцев. Я говорю девушке: «Надо пройти подготовку». Она говорит: «Нет, мне некогда, я срочно улетаю, мне нужно креститься». И я ей задал вопрос: «Вы хотите быть христианкой или крещеной?» Она хотела сказать, какая разница, но осеклась – у нее начался процесс осознания, осмысления моего вопроса. Оказалось, ей действительно важно было покреститься.

Крещение – это духовное рождение. Какой смысл, если человек принимает крещение, рождается духовно, но дальше не вкушает духовной пищи, не живет духовной жизнью? Это как если бы ребенок родился, а мама не даст ни грудного молока (или чего-то замещающего, когда грудного вскармливания не получается по различным причинам), ни доступа кислорода, ничего, то есть не создаст условий для его жизни. Так это получается убийство!..

В 90-е годы не было возможности людей учить, проводить нормальные курсы оглашения. А когда появились курсы оглашения, у нас в храме получалось, что на первую беседу приходила группа человек двадцать-тридцать, а на следующую беседу треть уже не приходили, процентов пять-десять отсеивалось. И потом людей мы крестили. Вечером была своего рода исповедь (полноценную исповедь совершить нельзя – человек еще некрещеный) без разрешительной молитвы, когда человек должен был осознать свою жизнь: что у него в жизни не так, что нужно исправить, как нужно свою жизнь привести к тому порядку, который предлагает Евангелие, христианская православная вера. На следующее утро проходило крещение в крестильном помещении: было примерно двадцать человек (как правило, взрослых) в белых крестильных рубашках со свечами в руках... Начиналось крещение в восемь, к девяти часам, к началу литургии завершалось, и дальше происходило воцерковление – эти только что крестившиеся люди со свечами в руках стояли всю Божественную литургию, причащались за литургией. В конце литургии я выходил, поздравлял их, а прихожанам говорил, что в нашем полку прибыло, что очередной взвод вливается в нашу жизнь – прошу любить и жаловать, помогать их воцерковлению.

За три месяца до этого эти люди тоже говорили: «Нет, нам некогда, у нас не получится так долго ходить на беседы». Но если вам некогда прийти на час-два раз в неделю на беседу, то как вы собираетесь в дальнейшем соблюдать день субботний (в Новом Завете – воскресный, день воспоминания воскресения Христова), как положено каждому христианину? Как вы собираетесь ходить в храм каждый воскресный день? А потом эти люди говорили: «Батюшка, нам мало трех месяцев». Мы начали создавать группы. Первая группа называлась «Альфа» (обозначали  греческим алфавитом). Когда в этой группе было уже более ста человек, которые прошли оглашение и крестились, мы начали формировать группу «Бета». Была радость за этих людей! Потому что не произошло такого, когда человек крестился, вышел за порог храма и забыл про храм Божий и про то, что у него есть душа и что ему нужно что-то делать в христианской жизни. Господь меня сподобил получить отраду, что мы так готовили людей, и, принимая таинство Крещения, они оставались в Церкви. Это очень приятная радость!

– Вопрос телезрительницы из Тульской области: «Как правильно поступать православному христианину, если в семье или близком окружении кто-то кого-то обижает, зачастую физически? Как, не осуждая, оказывать помощь и поддержку?»

– Если происходит какое-то физическое насилие, думаю, что защищать крайне сложно, если женщина будет возражать мужу, например, или брату. Бывают такие ситуации, когда не совсем трезвые родственники совершают какие-то нехорошие вещи по отношению к более слабым: женщинам или детям. Это крайне сложно, тем более не осуждая.

Недавно один молодой человек пришел в храм и рассказал мне историю. Они живут в родительском доме, у него есть младший брат. Он пришел, а брат совсем пьяный. Он стал ему что-то помогать, а тот ввязался в драку; пришлось его усмирять, руки заламывать, связывать и успокаивать. Если нет такого человека, как правило, вызывают подмогу: на то есть полиция, которая может помочь.

Чтобы в такой ситуации сохранить какое-то внутреннее спокойствие, равновесие, мир в душе, наверное, надо быть святым. И то есть библейское выражение: «Гневайтесь, но не согрешайте». Как не нагрешить? Святые отцы дают совет, который, думаю, нужно стараться в своей жизни воплощать, практиковать. Действительно, бывает гнев праведный. Как можно гневаться и не грешить? Святые отцы говорят, что пока не возненавидишь грех (страсть), ты его не поборешь, не справишься с ним. Поэтому золотое святоотеческое правило: любить грешника и ненавидеть грех. И к этому надо стремиться.

Многие женщины жалуются, что не справляются, когда муж приходит домой пьяным; каются, что у них не хватает терпения; они начинают устраивать какие-то разборки. В такой ситуации это бесполезно. Лучше, насколько возможно, мирно, спокойно довести такого родственника до дивана, а уже на трезвую голову с ним говорить.

Я иногда в транспорте, в машине слушаю радио «Вера». Сегодня звучали слова одного из святых, который говорил о том, что в большинстве случаев человека невозможно исправить какими-то назиданиями; чтение нотаций, как правило, вызывает желание творить назло или происходит отторжение этих нравоучительных лекций. Даже когда нам есть что сказать, мы должны понять и осознать, что наша молитва может оказать более благотворное действие на этого человека, чем любые наши моральные нравоучения.

Поэтому лучше в этом случае творить Иисусову молитву. Если не хватает внимания и тяжело, можно сказать: «Господи, помилуй! Господи, благослови и помоги разрешить эту ситуацию». Мы часто в таких случаях проявляем какую-то самонадеянность, что нашего ума, наших сил хватит, чтобы разрешить конфликтную ситуацию. Как правило, не хватает. Евангельская заповедь о том, что когда ударят по одной щеке, нужно подставить другую, не означает, что мы должны потакать злу. Многие это часто путают и злоупотребляют этим выражением, не зная евангельского контекста. На суде у первосвященника слуга этого первосвященника ударил Христа по щеке. Господь не подставил другую щеку, Он сказал: «Если я виноват, скажи, в чем Моя вина. За что Меня бьешь?» То есть Господь с него спросил.

Поэтому надо, насколько возможно, все делать с любовью к человеку, но с ненавистью к греху. Надо ненавидеть грех, а любить каждого. Если мы христиане, мы должны подражать Христу. А Бог всех любит, Бог не может не любить. А то, что мы часто называем наказанием Божиим, то это не наказание в нашем мирском понимании. «Наказание» – это славянское слово с корнем «наказ»; то есть это назидание, научение. Поэтому если Господь попускает какие-то вещи, нехорошие, с нашей точки зрения, то это для нашего назидания, научения, вразумления.

Когда мы ребенка наказываем, лишаем чего-то, иногда даже в угол ставим, принимаем какие-то меры воздействия, то делаем это не для того, чтобы ребенку было плохо – он и так натворил что-то, ему плохо. Мы пытаемся его предостеречь, предохранить от каких-то дальнейших действий, которые могут причинить ему еще больше зла.

Поэтому в этом смысле Господь и говорит: если ударили по одной щеке, подставь другую. Зло злом не побеждается. Если мы на любое зло ответим злом, это будет сугубое зло – оно увеличится, умножится. А вот если мы на зло ответим добром, тогда оно может исчезнуть, тогда мы можем его победить. Зло можно победить только добром. Это сложно, но в этом заключается наша христианская жизнь.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Меня интересует, что мешает человеку открыть Евангелие и хотя бы кратко ознакомиться с тем, что говорит Сам Христос, например, о крещении, о причастии, о вере? Что мешает?»

– Мешает лень, нерадение и нежелание. Многие говорят: «Мы не понимаем богослужение, оно на церковнославянском языке, его нужно перевести на русский язык». Представляете, оказывается, некоторые приходы (их часто называют кочетковскими – есть такой отец Георгий Кочетков в Москве) это экспериментируют. По-моему, есть такая община и в Екатеринбурге. Но когда переводят какие-то части богослужения, то людей в храме не становится больше, потому что люди находят любой повод, любую причину, чтобы оправдать свое нежелание ходить в храм.

Сегодня у нас было собрание, где прозвучали цифры (они не очень высокие): сколько учеников общеобразовательных школ в нашем городе, желающих изучать «Основы православной культуры». Таковых малый процент. Я как-то отвозил заболевшего ребенка в детскую поликлинику и услышал, как мамы сидели в коридоре и беседовали. Одна говорит: «Представляешь, наших детей в школе хотят учить вере в Бога. Это кошмар какой-то! Зачем это нужно?» То есть, оказывается, родителям это не нужно. Ведь как многие родители привыкли жить? Сквернословие уже в порядке вещей. Пить, курить, совершать супружеские измены – это многие родители не то что обсуждают, у них такой образ жизни. У многих даже нет брака, заключенного в загсе. И представляете, ребенок придет из школы и будет им рассказывать правила поведения, будет учить их жизни! Они не хотят этого.

Человек, который боится переступить порог храма, может, даже боится самого себя: боится, что его совесть проснется и начнет его обличать. Лет пятнадцать назад был у меня такой случай. Вечером закончилась служба, я вышел из храма, а навстречу идет полковник (или подполковник) и говорит: «Батюшка, я ехал на машине,  увидел храм. Никто не просил подать записку, никаких проблем не было ни дома, ни на службе, но руль сам повернулся в сторону храма. Я зашел в храм, подошел к иконе, и ни с того ни с сего у меня слезы потекли ручьем. Что это такое?» Представляете, военный!.. Может быть, с этой точки зрения люди иногда бояться зайти в храм?..

Ничто не мешает узнать правила поведения в храме – сегодня можно в Интернете найти ответы на любые вопросы. Многие говорят: «Да вот, в церковь приходишь, за свечки платить надо». Вчера одна из сотрудниц храма рассказывала, что недавно ездила в монастырь, где в церковной лавке висит бумажка, на которой показаны все статьи расходов монастыря. Потому что иногда слышишь замечания: «Почему в храме надо деньги платить? Почему в храме не все бесплатно?» Я думаю, что это просто грубое лукавство и ложь на уровне клеветы лукавых духов. Неужели человек не понимает, что храм нужно содержать, что есть коммунальные платежи? Сколько ты платишь коммунальных платежей за свою квартиру? А в храме не квадратными метрами, а кубометрами измеряется то пространство, которое нужно прогреть. Надо заплатить сотрудникам.

У нас в храме есть сотрудница, которой почти 87 лет, но она работает, потому что ей надо помочь и дочке, и внучке, и правнучке. Она получает в храме какие-то несчастные 10-12 тысяч и работает там с семи до семи. Эти средства нужно где-то брать. Есть налоги, есть оплата в фонды и прочие платежи. Храм – это как любая другая организация. Это не Греция, где храм находится на балансе государства, а священник получает зарплату как госслужащий. У нас многие приходы еле-еле выживают. В Троицком кафедральном соборе около семидесяти человек получают какие-то средства; там сотрудников очень много, несколько хоров. Людям нравится, когда в храме красиво поет хор. А у певчих семьи, им нужны средства на жизнь.

Я сегодня ребенка встретил после школы, она рассказывала о каком-то новом компьютерном термине, который они учили, означающем расположение объектов. Она учится в третьем классе, и ей надо учить эту терминологию. Даже на окружающем мире она узнает какие-то новые термины: кто такие млекопитающие, земноводные и так далее. А сколько специфических терминов в медицине! В Правилах дорожного движения тоже своя терминология, которую надо изучать. Так почему не выучить основные моменты богослужения? Их не так много.

А потом скажут, что нужны лавочки (как в католических храмах), «мы устали стоять». Я бывал (ездили в составе хора архимандрита Матфея), будучи еще студентом Московской духовной семинарии и академии, и в Германии, и во Франции; это были своего рода миссионерские поездки. Мы заходили в католические храмы, когда там совершались мессы. Огромнейшие храмы вместимостью до трех-пяти тысяч человек, а в них только 20-50 человек сидят. А месса длится пятнадцать минут или полчаса, не больше. То есть даже лавочки не помогают!

Поэтому если человек верит, что есть Бог, он осознает и чувствует, что у него есть душа, что о ней надо позаботиться как о любом другом органе. Было бы желание! Почему мы такие нерадивые христиане, чего нам не хватает? Как говорил преподобный Серафим Саровский, нам не хватает решимости.

Есть такая история. Александр Македонский в одном из своих походов попал в языческий храм; там был знаменитый гордиев узел, который так был завязан, что не было видно ни начала, ни конца этого узла. А было такое поверье: кто развяжет этот узел, будет иметь власть над всей Азией. И он подумал: какой маленький труд – развязать узел, хотя и сложный, и какая заманчивая перспектива – властвовать над всей Азией! Он покрутил, повертел, не смог найти концов – достал меч и рассек узел.

Вот нам не хватает такой решимости – достать меч. Мы часто бываем в плену каких-то мифов, привязанностей, бабьих басен, как говорит апостол Павел. А нужно проявить решимость и переступить порог храма, а дальше с Божией помощью двигаться. Ведь для этого все есть.

Вот сегодня звонивший телезритель вопрошал: чего людям не хватает? Почитай Евангелие! Конечно, в Евангелии не все моменты и тонкости церковной жизни, но есть литература, и при желании можно попытаться найти ответы на вопросы.

– Вопрос телезрительницы из Нижегородской области: «Я уже давно и с удовольствием хожу в церковь. Жду каждого воскресенья. С каждым годом все больше привязываюсь к церкви. Но иногда сомневаюсь: может, у меня просто уже привычка? Люди, например, в кафе ходят, а я в церковь привыкла. Мне в церкви нравится, я с удовольствием участвую в службе, но есть вот такие сомнения. Может быть, это какие-то ненужные размышления?»

– Я думаю, что проще Вам самой ответить на этот вопрос. Надо прислушаться и к сердцу, и к тому, что ум говорит, и к чувствам, чтобы понять, чего Вы ищете. Я могу только высказать свои предположения, рассуждения на эту тему. Мне неоднократно люди задавали вопрос: «Батюшка, у меня какое-то искушение. Причастилась и ничего не почувствовала: ни облегчения, ни радости, ни благостного состояния. Что делать?» В этом случае надо немножко поразмышлять, разобраться: мы ищем этого благостного состояния или встречи с Богом? Или мы хотим удовлетворить нашу естественную природную потребность души? Потому что это такая же природная потребность, как есть, пить или спать – наша душа нуждается в Боге. Как сказано в Священном Писании, как олень стремится на источник утолить свою жажду, так душа человеческая стремится к Богу.

Поэтому, думаю, если есть какие-то примеси, когда мы ищем какого-то состояния, в них можно разобраться и покаяться: «Господи, прости меня – я пришла в поисках вот этого». Если таких очевидных, откровенных проявлений нет, то это очень хорошо. Человек может быть по-настоящему счастливым только тогда, когда обретает в своей жизни Бога.

Вы упомянули, что кто-то идет в кафе или куда-то еще. Но даже в этом случае мы не можем сказать душе: «Ты, душа, сегодня отдохни, у меня только гастрономическое развлечение – я схожу покушать, попить...» Ведь душа тоже участвует в этом процессе. Как говорит апостол Павел, человек делает доброе или худое, живя в теле (яже с телом содела). То есть не просто чистая душа уйдет в вечность и будет вечно радоваться духовно без тела; тело тоже призвано к вечности, к воскресению. А те тела, которые не умрут (не кончится их физическое состояние на земле) на момент Второго Пришествия Христа, преобразятся, по словам апостола.

Поэтому это вполне нормально и естественно: когда душа находит Бога, она становится счастливой. Почему мы несчастные? Потому, что ищем каких-то развлечений. В современной жизни столько увлечений, столько направлений, и люди хотят найти подлинное благополучие и счастье! Кто-то в еде, кто-то в блуде, пьянстве и других страстях ищет себя. Но это как бездонная бочка.

Душа не удовлетворится до тех пор, пока не встретит Бога. А мы находим идолов. У апостола Павла есть слова: «Бог их чрево есть». Сколько у нас идолопоклонников в плане поклонения собственному чреву! Сейчас идет время Рождественского поста. Он не такой строгий по правилам воздержания, но сколько есть постных гастрономических изысков! Сейчас рыбу можно употреблять почти каждый день. Столько вкусных вещей можно приготовить!

Вспомним, в советское время в очередях стояли за едой. В 90-е годы по талонам получали сахар, крупы, макаронные изделия и так далее. За колбасой стояли в длинных очередях...

Мне кажется, если душа жаждет, то это хорошая привычка. Если прислушаться к собственной душе, к голосу совести, то походы в храм в воскресные дни вполне естественны. У кого-то эти призывы к теснейшей жизни с Богом выражены более серьезно, и люди оставляют все, жертвуют всем, принимают монашеский постриг и живут в монастырях в серьезных условиях...

– Вопрос лишь в том, на что человек обращает внимание; и обращает ли он внимание на самого себя.

Ведущий Дмитрий Бродовиков

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать