Беседы с батюшкой. Дни «Белого цветка»

10 мая 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Евгений Попиченко, настоятель прихода во имя Успения Пресвятой Богородицы, руководитель Отдела социального служения Екатеринбургской епархии, благочинный Рождественского церковного округа Екатеринбургской епархии.

– Отец Евгений, Христос воскресе!

– Воистину воскресе! Здравствуйте, дорогие наши телезрители! Вновь рад быть этим вечером вместе. Дай Бог доброго вечера.

– В последний раз мы встречались с Вами в студии на Страстной седмице, накануне Пасхи. Сейчас мы уже находимся в периоде празднования Пасхи, но еще и в периоде празднования Дня Великой Победы. Предлагаю поздравить наших зрителей и с первым величайшим праздником, торжеством из торжеств, и со вторым.

– Не устанем, дорогие мои, повторять эти самые прекрасные слова: «Воскресе Христос, и жизнь жительствует». Еще хочу поздравить наших женщин. Неделя Жен Мироносиц уже прошла, я пропустил; так получилось, что в это время мы были не здесь. Тем не менее никогда не поздно поздравить наших дорогих телезрительниц с днем Жен Мироносиц, который мы праздновали неделю назад. Сейчас у нас Неделя о расслабленном. Как один батюшка говорит: «Всех поздравляю с днем ангела». Потому что все мы расслабленные, всем нам необходима помощь Христа Спасителя, потому что каждый сам по себе не может добраться до целительной купальни.

И конечно, хочется всем пожелать в День Победы, в попразднстве которого мы находимся, мирного неба, семейного благополучия, радости, праведности и мира о Духе Святом. Порадоваться в очередной раз со всеми нашими согражданами за вчерашний день, когда миллионы людей без специального административного ресурса собрались на центральных улицах своих городов и весей с плакатами, с портретами своих родных, близких воинов, погибших на поле брани или потрудившихся во время Великой Отечественной войны и после нее, и прошли «Бессмертным полком», чтя память наших воинов, благодаря которым мы  живем ныне и здравствуем. Как раз на экране частично участники этого шествия. Удивительно, что столько много людей по всей стране сами инициируют это и участвуют в этом событии. Это важнейшее дело, потому что нашим детям нужно прививать память. Хочу привести слова Евгения Евтушенко, которые мне очень близки:

Впасть в историческое беспамятство –

Молодцем быть без меча и без палицы.

Впасть в историческое беспамятство –

Это безвесельно, это беспарусно.

Можно любить без памяти женщину,

Родину – нет, память завещана...

И вот эту память такими важнейшими событиями, совместным бытием мы передаем из поколения в поколение. И дай Бог, чтобы эта память сохранилась и в наших детях, и в наших внуках.

– Вчера наша съемочная группа дежурила среди тех людей, которые пришли с плакатами своих родных и близких; мы услышали множество удивительных историй, в том числе и о Вашем дедушке, а вы пришли всей семьей. Но, насколько я понимаю, это не только ваша семейная традиция, но и вообще приходская, то есть уже в течение нескольких лет приход участвует в этой акции. Насколько важно хранить память о своих родных и близких?

– Не только приход, но и сотрудники службы милосердия и социального отдела, десятки людей участвуют в шествии «Бессмертный полк». Причем так получается, что наш храм стоит по траектории чуть подальше, чем центральная улица  города, и мы потом неспешно доходим до храма. Вчера мы там организовали столы, собрались человек восемьдесят, пообедали, и потом каждый, кто захотел, рассказал о своем близком. Замечательные, потрясающие истории, которые, конечно, важно слышать. И каждому близкому посвящалась песня: если танкист, – значит, про танкистов; если летчик, – значит, пели «Смуглянку». Вот так пару часиков посидели; тут же и дети. Мне кажется, это очень важно: в такие праздники находиться совместно со своими семьями. Сестры милосердия привели своих супругов. Некоторые супруги недостаточно воцерковленные, еще приглядываются, и для них тоже важно, что Церковь – это не просто непонятное богослужение, а хорошая, добрая, человечная жизнь.

– В преддверии Пасхи мы рассказывали нашим зрителям о многих благотворительных акциях, которые проводились в предпасхальные и послепасхальные дни, когда для людей обездоленных, нуждающихся, людей, которые на Пасху не могут получить подарка, многие благотворительные организации, социальные учреждения эти подарки готовили и вручали. В том числе мы рассказывали об акции «Подари радость на Пасху» православной службы милосердия Екатеринбургской епархии. Удалось ли осуществить задуманное?

– Я хочу поблагодарить от лица всех наших подопечных, от лица сотрудников дорогих телезрителей, потому что очень важно совместно дарить радость, радость Христова Воскресения. Нам удалось поздравить более пяти тысяч наших подопечных: это и пациенты различных медицинских учреждений, и социальных учреждений, это и наши дружественные организации, например министерство социальной защиты населения. Они тоже наши подопечные, потому что не в меньшей степени нуждаются и в добром слове, и в благословении священника, и в небольших подарочках. И все это благодаря нашим совместным усилиям. Поэтому я искренне благодарен всем, и дай Бог, чтобы радость сопричастности тех, кто хоть немного, но поучаствовал, коснулась сердец и хранилась долго-долго.

– Сразу после Пасхи началась целая череда событий, именуемая фестивалем «Дни Белого цветка». Этой возобновленной традиции царской семьи в Екатеринбурге насчитывается уже пять лет. В нашем конкретном случае каждый год те денежные средства, которые собираются от этих символов любви и милосердия (весны и милосердия, как их еще называют), идут на какую-то конкретную цель: приют для мамы, создание детского семейного дома. В этом году это центр гуманитарной помощи. Я предлагаю поговорить о фестивале «Дни Белого цветка», о сегодняшнем мероприятии, которое состоялось около Храма-на-Крови, и о том, какие цели в этом году.

– Сегодня как раз было одно из мероприятий, посвященное фестивалю «Дни Белого цветка»: у Храма-на-Крови собралось несколько организаций, участвующих в этом празднике; организована выставка-ярмарка для прихожан, «захожан» и благотворительный концерт. Суть фестиваля следующая: царская семья, видевшая одним из важнейших средств  воспитания в своих детях милосердия – важнейшего качества, была организатором благотворительного движения, которое стало называться «Дни Белого цветка». В разных группах людей, в разных организациях инициировалось изготовление разными техниками белых цветков – символа милосердия, любви, нежности, заботы. Затем эти цветки собирались, и устраивалась ярмарка благотворительных пожертвований. Всем, кто в этой ярмарке участвовал, к сердцу прикрепляли тот или иной цветочек, сделанный собственными руками, в том числе и императорской семьи.

 

Пятый год в нашей епархии, в нашем городе этот фестиваль от Пасхи до Царских дней проходит, и привлекается огромное количество людей: и ученики школ и высших учебных заведений, и работники разных компаний. То есть мастера, добровольцы службы милосердия выходят по приглашению в те или иные организации, проводят мастер-классы по изготовлению этой красоты – белых цветков, и параллельно мы всегда рассказываем о царской семье с интересной презентацией. Например, в прошлом году составили рассказ о воспитании детей, потому что вообще это проблема – как детям прививать те или иные добрые качества. А в царской семье эта проблема была решена до совершенства: отец Николай Александрович и мать Александра Федоровна смогли воспитать пятерых святых детей; это потрясающие результаты воспитания. И конечно, их отношения очень важны для примера.

Вот так и в этот раз мы проводим разные встречи, так же рассказываем о царской семье, об их отношениях друг с другом и собираем средства на гуманитарный склад. Администрация города Екатеринбурга выделяет для службы милосердия помещение, пришедшее, конечно, в очень разбомбленный вид, но тем не менее его возможно восстановить. И у нас есть очень хорошее настойчивое желание, чтобы в этом месте был центр гуманитарной помощи для тех, кто оказался в сложной жизненной ситуации.

Причем речь идет не о людях, которые уже перешли черту или точку невозврата, а о тех, которые просто закрутились, оступились, не смогли концы с концами свести. Например, многодетные семьи, где и хотят этого, но не всегда получается; им достаточно оказать небольшую помощь в виде каких-то материальных ресурсов, в виде продуктов. И организовать эту помощь призван этот центр. Потому что в нашем городе есть много замечательных людей, которые хотели бы помочь: у них есть добротные, хорошие вещи, что они сами не носят, но еще пригодные для ношения. И вот стать звеном соединения тех, кто может помочь, с теми, кому помощь нужна, – задача этого центра. В этом году мы собираем средства на ремонт, организацию открытия. Я думаю, с помощью дорогих наших помощников – вас, дорогие телезрители, мы этого успешно достигнем.

– Наверное, стоит напомнить: узнать подробнее о социальных проектах православной службы милосердия, действующей в Екатеринбурге, можно на сайте ekbmiloserdie.ru. А для тех зрителей, кто смотрит наш канал в других городах нашей необъятной Родины, это сайт miloserdie.ru, сайт diaconia.ru Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, где все подробно описано. И, наверное, любой человек найдет себе применение в этих благих делах.

Отец Евгений, если мы  заглянем в церковный календарь, то увидим, что сегодня день Преполовения Пятидесятницы. Осталось буквально две недели до отдания Пасхи. Но что означает преполовение? Я предполагаю, это означает, что прошла половина пути до праздника Пятидесятницы.

– Да, правильное предположение. Пятидесятница – это день, обещанный Христом Своим ученикам и апостолам. Он говорит: «Если Я не пойду к Отцу, то Утешитель не придет к вам. Лучше Мне пойти к Отцу, и Я тогда пошлю вам Утешителя; Он придет и наставит вас на всякую истину и возвестит вам все то, что Я говорил вам». И вот Господь в сороковой день после Своего воскресения на Елеонской горе вознесся на небеса и сел одесную Бога и Отца; в Святую Троицу вошла природа человека в лице Богочеловека Иисуса Христа. И через десять дней, на пятидесятый день, зародилась Церковь. Святой Дух Утешитель пришел на учеников и оплодотворил их, то есть дал им энергию благодати – такую сильную, что в этот день апостол Петр, выйдя перед людьми на проповедь, сказал несколько слов, которые так затронули сердца людей, собравшихся на день Пятидесятницы в Иерусалиме, что три тысячи человек сразу захотели стать христианами. «Что нам делать, чтобы спастись?» – «Да крестится каждый из вас во имя Отца и Сына и Святого Духа и делает дела Божии». И этот момент является днем рождения нашей Церкви.

Поэтому Мать Церковь заблаговременно нас к этому празднику готовит, напоминает, что половину пути к дню рождения Церкви мы сегодня прошли. Осталась еще половина пути, и нам очень нужно ее пройти и ощутить вновь веяние благодати Духа Святого Божьего. Очень нравится мне эпизод из истории пророка Божия Илии, когда Господь ему являлся: сильный ветер, но не в ветре Господь; землетрясение, но не там Господь; гром сильный, но не в громе Господь. И после всех явлений был «глас хлада тонка» – тихое веяние ветерка, «и тамо Господь».

Если жить внутри Церкви, если любить службу, если понимать, что происходит, то настолько сильно это напряжение ожидания: когда иссохшая земля истосковалась по живой воде, когда пустыня от ветерка тоскует... И вот вечерня Святой Пятидесятницы. А все это время мы же с вами не молимся, не читаем эту удивительную молитву призывания Духа Святого «Царю Небесный». Мы с вами не встаем на колени (по крайней мере, в храме), не совершаем земных поклонов, удерживая себя. Потому что иной раз и хочется преклонить колени, но нужно послушание уставу, смирение перед уставом. Потому что послушание рождает смирение, дает возможность пережить с особой яркостью день Святой Троицы, когда мы впервые вновь через пятьдесят дней повторяем всем храмом эту молитву. До мурашек, до глубины сердца эта молитва проникает в нашу душу. И на следующий день во время литургии мы встаем в зеленую траву, которой благоукрашены наши храмы, на колени и читаем эти потрясающие молитвы дня Святой Пятидесятницы. Вот к этому мы готовимся заранее.

– Телезрительница Евгения в социальной сети «ВКонтакте» пишет: «Христос воскресе! Как привлечь больше прихожан в храм? Храм сельский, и приходит очень мало народу».

– Сегодня как раз у нас была беседа на радио «Воскресение», и этому вообще можно посвятить отдельную передачу: как формировать общину, что нужно делать по шагам для того, чтобы община создавалась. Мне кажется, первая забота священника-настоятеля должна быть о богослужении. Потому что когда послы великого князя Владимира оказались на службе в храме Великой Софии, именно ход богослужения их потряс до глубины души. И они приехали такие восхищенные, сказав: «Мы не знали, где были: то ли на небе, то ли на земле».

И вот духовная жизнь, вера передается не столько через какие-то слова, книги, а через проживание богослужения. Для этого необходимо наладить хорошее, качественное богослужение. Чтобы чтецы внятно, неспешно, молитвенно читали. Чтобы хор, пусть он состоит из нескольких человек, пел бы хорошо, внимательно, вдумчиво, молитвенно. По крайней мере, мне в своем храме это удалось: у меня на клиросе нет, так скажем, случайных людей, то есть людей, которые пришли просто подзаработать. Все певчие, сотрудники, церковнослужители должны быть обязательно церковными людьми, причащающимися, то есть живущими в ритме церковной жизни, чувствующими пульс Церкви. Потому что невозможно петь молитвы, просто издавая какие-то звуки, – необходимо вкладывать сердце. Это обязательно чувствуется прихожанами. Это первое дело. Чтобы батюшки неспешно служили, молились за богослужением, а не просто выговаривали какие-то тексты. Хор свое дело делает добросовестно, алтарники – свое; чтобы свечницы, да вообще все сотрудники храма были настроены на то, что каждый из них – это (есть такое понятие) точка контакта. Чтобы человек, соприкоснувшись с любым сотрудником храма, сделал шаг ближе к Церкви, а не от Церкви – огорченный, обиженный, расстроенный, обхамленный. И задача настоятеля за этим тщательно следить. Это первое.

Второе: все-таки огромное усилие нужно приложить, чтобы в храме была четкая система оглашений, катехизации, то есть подготовки прихожан к практической церковной жизни. Не просто рассказ теоретический о Законе Божием, а чтобы была и помощь в подготовке к исповеди, изучение страстей, изучение молитв. То есть чтобы начальные азы, основы церковной жизни также входили в огласительные беседы. И чтобы прихожане направлялись священником на эти занятия. Потому что без узнавания веры, ее теоретической и практической стороны, невозможно полюбить Церковь, невозможно сформировать общину. Если просто крестить или просто исповедовать, причащать без передачи опыта церковной жизни и думать, что само собой люди включатся, – это иллюзия. Община целенаправленно формируется. Формируется и через научение вере. Слишком тяжелый противовес сейчас в информационной сфере. То есть человек выходит из храма, и на него сразу наваливается огромный поток всякой информации, дезинформации, лжи; он просто дезориентирован. Поэтому ему нужно систематически давать здоровую пищу, чтобы его кривой ум выправлялся, чтобы он мог усваивать какие-то правильные понятия, чтобы исцеление души в сфере ума происходило через усвоение правильных понятий.

И дальше всевозможная приходская активность: воскресная школа, встреча с прихожанами, духовные беседы, семейный клуб. Все это возможно и несложно организуется при желании.

– Как говорится, какой священник, такой и приход, и конечно, многое зависит от настоятеля. Но, допустим,  есть прихожанин (или прихожанка), который считает, что что-то можно было бы поменять в приходской жизни. Стоит ли со своими предложениями подходить к настоятелю, к священникам, для того чтобы высказать свое мнение?

– Обязательно стоит. Потому что изнутри, с точки зрения прихожанина, многие вопросы гораздо виднее, чем сверху.  Но надо понимать, что любая идея, любая инициатива «наказуема». В том смысле, что если человек что-то предлагает, он должен понимать риск, что настоятель скажет: «Хорошо, Бог благословит, делай». Потому что хорошо идеи предлагать, а кто делать-то будет? Делателей мало.

Например, в своем приходе у меня так и получается: если приходят адекватные люди и я вижу, что у них какое-то правильное понятие о том, что они хотят делать, здоровый настрой, то мы экспериментируем. Конечно, это всегда интересно, давайте поэкспериментируем, возьмем испытательный срок, например три месяца, и попробуем что-либо делать. Таким образом, кстати, у нас возник семейный центр «Вместе», когда пришли две женщины с опытом взаимоотношений родителей и детей, опытом научения родителей играть со своими детьми. У нас же родители не умеют играть. Они умеют орать на своих детей или гаджет им подсунуть: чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. А здесь важное взаимодействие, и сейчас получился очень хороший проект, который также привлекает прихожан в жизнь прихода.

Или есть семейный клуб «Подсолнухи», когда просто назначаешь какую-нибудь семью, более-менее добрую: «Давайте вы попробуете организовать...» Это несложно – один раз в полтора-два месяца приглашать какую-то семью и по определенному сценарию готовить их встречу: чтобы они рассказали о себе, сделали небольшую презентацию фотографий, рассказали о семейных традициях, о каком-то положительном и отрицательном опыте в воспитании детей. И все это примерно на полтора часика после литургии. Семьи между собой знакомятся. Причем необязательно, чтобы это были прямо идеальные семьи. Бывают разные истории, бывают семьи и с какими-то ошибками, но стремящиеся все-таки выправиться по-христиански. Это очень соединяет приход. И все это не я делаю. Я стараюсь людям дать инициативу, помочь ее развить, и очень много интересных вопросов решается.

– То, о чем Вы говорите, наверно, в большей степени направлено на прихожан, то есть тех людей, которые уже ходят на богослужения, систематически приходят в храм, понятное дело – крещены, участвуют в таинствах. А, допустим, случаи сельского прихода, когда реальными прихожанами этого храма являются пять-шесть человек?.. В общем-то, можно служить так, чтобы казалось, что ты не на земле, а на небе, но если люди не придут в храм, то они и не узнают о том, что там так служится. Как вот эту дистанцию преодолеть, чтобы народ все-таки потянулся к храму, захотел туда прийти? Или, может быть, захотел прийти на какой-то храмовый праздник, а заодно и поставить свечку...

– Раз такой вопрос есть, да простит меня дорогой отец Виктор. У меня нет опыта сельского прихода, но этот опыт есть у настоятеля храма Святой Троицы (п. Староуткинск), протоиерея Виктора Вильчинского. И если в Интернете поискать, я думаю, можно найти приходской сайт, связаться с батюшкой. У него, мне кажется, очень хороший опыт почти двадцатилетней жизни в сельском приходе, куда он пришел и его встретили весьма недоброжелательно. А сейчас не только прихожане, обычные люди, но и мэр этого городского поселения, сотрудники и силовых структур, и МЧС, и школ, все ключевые фигуры села являются добрыми прихожанами, то есть реально приходят на службы, реально участвуют в церковных таинствах. Это потрясающий опыт, но это опыт подвига молитвенного, покаянного, самоотверженного и честного. Священник должен честно себя отдавать людям, и тогда все получится.

– Телезрительница в социальной сети «ВКонтакте» задает вопрос: «Мой муж невоцерковленный, но его попросили быть крестным. Он не постится, не причащается, вообще не воспринимает православие, но крещен в детстве. Не будет ли ему или родителям младенца это во грех?»

– Конечно, будет. Не нужны такие эксперименты. Потому что зачем человека под танки бросать? Вообще любой контакт с Богом и Церковью – это всегда перспектива обострения духовной войны, потому что Бог ведь серьезно относится к нашим словам, это же не какой-то ярмарочный фокусник, с которым поиграли, он посмешил... Бог очень серьезный. Если человек говорит какие-то слова, например: «Отрекаюсь от тебя, сатана, и всей твоей злобы (и так далее)», – и потом плюет на сатану за своего крестника, в этом ведь функция крестного, то есть он произносит обеты и все священнодействия за этого несознательного младенца. Это же не игрушки, когда ты плюешь на дьявола. Попробуй плюнь человеку в лицо – узнаешь, что будет: если в драку не полезет, то обидится точно и на всю жизнь, потому что мы же очень гордые. А дьявол вообще самый гордый во Вселенной, то есть самое гордое существо, и, конечно, он просто так такие плевки не оставляет. Всегда с момента крещения начинается самое интересное, начинается реальная духовная война. А если человек – спящий воин и всерьез не относится к тому, что есть враг, понятно, что ему просто голову открутят в первой же битве.

Поэтому, конечно, ни в коем случае нельзя такие вещи допускать. Человек должен в добром уме и твердой памяти, отдавая себе отчет, что он делает, принимать решение взвешенно и ответственно. И у родителей обязательно должны быть с ним духовные отношения, то есть они должны говорить на одном языке, одними понятиями. Потому что нельзя в Церкви допускать формализма; мы с вами не в цирке, а в Церкви. Поэтому выбирать духовного родственника для своего ребенка – это крайне серьезное дело. Потому что мы свяжем своего сына или дочку с этим человеком, а это же связь духовная, и его страсти будут влиять на жизнь ребенка. Мы-то предполагали, что его добродетели будут подтягивать мое чадо, а тут, наоборот, безверие, какая-то беспорядочная жизнь... Зачем это нужно? Поэтому семь раз отмерь, один отрежь.

– Как быть в случае, если семья, имеющая ребенка, не воцерковлена, но хочет, чтобы их ребенка в младенчестве покрестили? Конечно, имеется в виду, если они находят человека, который ходит в храм, участвует в таинствах...

– А зачем крестить ребенка, когда ни папа, ни мама не понимают, для чего это нужно? Мы в театр пришли, что ли, чтобы совершить какое-то обрядодействие? Зачем? С каким мотивом? Если ты не веришь в действенность этого, ни в Церковь Христову, ни во Христа, зачем? Есть хорошее выражение: вырастет – сам разберется. Потому что если родить христианина в таинстве Крещения и поместить его вновь в безбожную среду, из этого получится крещеный безбожник. Отвратительнее картины вообще в жизни нет, когда человек крещен и воспитан безбожно. Как апостол Петр говорит: «Лучше бы вам никогда не знать Христа, чем, узнав Его, вернуться к своей прежней жизни». Он говорит, сбываются на таких христианах слова: «аки свиния лежит в калу»  и как пес возвращается на свою блевотину, так и такие христиане.

Поэтому здесь лучше подождать, пока ребеночек вырастет, а там уж он разберется: надо ему ваше христианство в таком виде, в каком вы хотите ему предложить, или что-то другое. Это будет по-честному, это будет сохраннее. Потому что крещеные безбожники в аду находятся гораздо глубже, чем некрещеные.

– Предлагаю вот еще о чем поговорить. После Пасхи успенскому братству довелось побывать на Горе Афон. И думается, нашим зрителям будет интересно услышать рассказ об этом паломничестве, тем более что мы можем подкрепить его замечательными фотографиями, которые сделаны в этой поездке, и можно будет немножко прокомментировать.

– Что сказать?..

Кто здесь не бывал, кто не рисковал,

Тот сам себя не испытал,

Пусть даже внизу он звезды хватал с небес.

Внизу не встретишь, как ни тянись,

За всю свою счастливую жизнь

Десятой доли таких красот и чудес.

Афон – это великое чудо! Это земля, которую хочется всегда целовать, когда ты на нее ступаешь после какой-то паузы. Потому что по этой земле ступала Своими пречистыми стопочками Пресвятая Богородица. На этой земле Она игуменья, Она управляет жизнью Афона, управляет жизнью монастырей,  монахами. И это потрясающее чувство, когда ты можешь беззаботно положиться на Бога, потому что все устроится, все будет как надо. Никто не забыт из тех тысяч и тысяч людей, которые ежедневно приезжают на эту святую землю.

Я стараюсь всегда так продумать пребывание на Святой Горе, чтобы одни сутки посвятить восхождению на вершину. Вершина Афона на высоте 2033 метра, на ней построен храм Преображения Господня. Я представляю себе таким образом, что у нас так мало возможности для подвига, мы настолько живем в комфортных условиях, что иногда необходим рывок, – рывок, в котором человек выражает свое покаяние. Мы не умеем каяться, слишком все легко, все время сбиваемся в прежнюю колею, у нас невнимательность. И вот здесь небольшой труд – восхождение: с четочками в руках, с физическим трудом, с настроем умереть, но дойти. Тоже важно прожить вот эту решимость – дойти во что бы то ни стало. Потому что мы все неподготовленные.

Нам посчастливилось, эта фотография сделана на вершине Горы Афон, и даже виден краешек храма. В центре стоит архиепископ Феогност, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Это после литургии, которую удалось совершить вместе с владыкой. Не передать никакими словами вот это чувство, когда на литургии причащался весь храм – 85 причастников было в этот момент. Владыка даже отметил, что впервые на его памяти причащали из двух Чаш. А вообще в этот день в храме Панагии и в храме Преображения больше ста человек приступили к Чаше. Кто в теме, тот понимает, что это огромное количество людей, собравшихся в одном месте, на вершине Горы. Это (на фотографии) самая высокая точка: крест, поставленный русскими монахами. И владыка говорил важные слова, что вся наша жизнь – это восхождение на вершину, восхождение через преодоление себя, своих прихотей. Все время мы должны идти вперед и вверх, вперед и вверх. А потом владыка сказал: «Вот как апостолы на Фаворе: они были в таком восхищении, что не знали, что сказать, и сказали: “Давай, Господи, сделаем три кущи: Тебе, Моисею и Илии. А мы тут, с краешку постоим”». Господь говорит: «Нет, нам надобно сойти с горы»». И как бы ни было велико восхищение, необходимо возвращаться. Потому что всегда мы должны возвращаться. Возвращаемся мы кто на год, кто совсем, оставляя в горах свое сердце.

Это особое переживание гор. Наверное, отчасти понятны и труд альпинистов, и преодоление себя при восхождении. Но здесь еще важно и духовное упражнение, потому что мы идем в горы не просто для того, чтобы написать  наверху «здесь был Вася», а для того, чтобы совершить литургию,  чтобы соединиться со Христом. Вот как раз на фото храм Панагии, храм Пресвятой Богородицы, немножко сверху. Именно с этого храма в моей жизни начались большие перемены. Четыре года назад мне впервые удалось побывать в этом храме. Тогда на Афоне мы пробыли двадцать три часа. То есть так получилось, что очень хороший знакомый стремился в это место, но у него было всего 23 часа, меньше суток. И так получилось, что за это время мы прибыли, взошли на гору, помолились в этом храме и утром уже спустились. Это как раз фотография священников вместе с архиепископом Феогностом.

– Когда я смотрел эту фотографию, меня удивили какие-то необычные облачения. Это греческие облачения?

– Да, потому что там везде в храмах есть наборы для богослужения. На фото часть в русских облачениях, которые, скорее всего, батюшки привезли с собой, а остальные – в греческом облачении.

Конечно, всегда это особая поездка, потому что Афон – это рентген, который высвечивает все самые важные для тебя качества, чтобы поставить задачу на следующий год. Люди говорят: «Как здесь благодатно…» Совсем необязательно, чтобы человек возвращался из благодатного места в благодушном настроении, что у него все хорошо и он всех любит. Иногда приезжаешь с вопросом, иногда приезжаешь с большим вопросом: а как правильно поступить? Было несколько ситуаций, в которых сложились обстоятельства таким образом, что возник вопрос: а как надо было? а как было бы, если…  Такое замечательное слово «если». Когда мы начали спуск с Панагии вниз, к подножию Горы Афон, отец Павел нас провожал такими словами (мне кажется, это очень важно для христиан): когда персидский царь писал свое письмо царю Леониду Спартанскому, он написал: «Если мы возьмем ваши города, мы всех перережем». Царь Леонид ответил кратко: «Если».

У христианина не должно быть сомнений. Наша вера в конце концов должна достигнуть такого состояния... как Иоанн Лествичник говорит: вера – это не когда человек думает, что Бог может это сделать; может сделать, может не сделать. Нет, вера тогда, когда Бог сделает это, когда человек не сомневается, это без всяких «если». Тем не менее бывают обстоятельства, когда этот вопрос возникает: а если бы мы поступили так, то было бы так; а поступили так. И необходимо смиряться, необходимо понимать, что не все звезды с небес можно достать, а есть вещи, которые нужно отложить до какого-то времени, потому что сейчас недостаточно смирения, недостаточно решимости. Хоть ты  и понимаешь, как надо было бы поступить, но воля недостаточно к этому воспитана, и ты не выполняешь тот призыв, который к тебе обращен. Это серьезная задачка. Приезжаешь с Афона и думаешь: вот над чем нужно целый год работать.

И у каждого своя история. В поездке было двадцать два человека – это огромная группа, и я думаю, что некоторые монастыри вздрогнули, когда пришли двадцать два бравых русских брата. Там есть такое волшебное слово «резервейшн»: а есть ли у вас резервация, то есть зарезервировали ли вы места для такой группы? И архондаричный понимает, что нет... Я поражаюсь подвигу монахов, которые несут послушание архондаричных, потому что им каждый день приходится отказывать, так как возможности монастыря небезграничны. Например, Ватопед – монастырь, где всегда больше всего паломников, особенно из Греции, греки напрямую туда приезжают. Но условия по приему гостей совершенно небесконечны. И вот архондаричный должен проанализировать ситуацию, помолиться (это же не просто какая-то светская бюрократия: «не положено» или «приходите завтра») и  принять единственно верное решение. И вот когда они отказывают, понимаешь, что это требует огромного смирения – принять монаху такое решение,  мол, «идите дальше, мы не можем вас принять». Но никто на Афоне не остается без внимания, и благословение «идти дальше» всегда реализуется. То есть когда ты себя превозмогаешь, переступаешь через себя, готов умереть, но дойти, то Господь всегда вознаграждает этот порыв, эту решимость большим. Вот это очень важно понять и научиться проживать.

– Вам все-таки сказали идти дальше?

– Да, нам сказали идти дальше.

– Да, действительно это целый подвиг. Вообще любое паломничество, наверное, для того и должно быть, чтобы человека выбить из насиженного места, вытянуть его из дома, из привычной бытовой окружающей среды и дать время для того, чтобы человек поразмышлял о себе, о своей душе и потрудился.

– Особенно на Афоне. И особенно в группе из двадцати двух человек. Потому что это авантюризм, это шаг в неизвестность: зажмурив глаза – и дальше, куда вынесет. Потому что действительно непредсказуемо, как все дальше может сложиться. И приходится рисковать, приходится принимать решения. Причем ты понимаешь, что это решение не только за себя (ты можешь рассчитывать на свои силы, просчитывать их), а рядом братья и постарше, и физически менее подготовленные... А один брат (Григорий) у нас вообще был на инвалидной коляске: тоже замечательное чудо, что он всю дорогу был с нами и даже частично взошел на Гору Афон. Мы не стали поднимать его на самую вершину; думаю, это было пока преждевременно, но до скита Святой Анны он добрался, там помолился, подождал нас, пока мы сходили туда и обратно. Для него, конечно, особое проживание всех этих дней. И монахи, и игумены монастырей всегда к нему относились с особым вниманием, подходили, благословляли, потому что они понимали, что человек проделал такое путешествие при ограниченных возможностях, что это действительно подвиг.

– Да, с таким аудио-видеорассказом, подкрепленным фотографиями, мы практически сами побывали на Святой Горе, особенно женщины, которым путь туда невозможен. У нас осталось буквально несколько минут до окончания программы, есть еще несколько вопросов, на которые, может быть, получится ответить.

Телезрительница пишет: «Недавно разговаривала с подругой об исповеди. Она рассуждала, что никого не убила, не ограбила, так в чем же ей каяться? Я пыталась объяснить, что нельзя осуждать, завидовать. А она говорит, что если и завидует, то не со зла, а белой завистью. И вроде как на самом деле живет по-честному. Что же получается: ей и в самом деле не в чем каяться? Если честно, то она мои мысли сказала вслух. Всюду слышишь: покайтесь! Я бы рада, но не вижу своих грехов. Помогите. С чего начать?»

– Начало исцеления человеческой души – видеть свои грехи, бесчисленные, как песок морской. Представляете, это только начало, это только правильный вектор – увидеть себя без розовых очков. Надо выходить из зоны комфорта, нужно создавать для себя условия, в которых неудобно, неприятно. Я обычно всегда советую пойти в добровольчество, то есть выйти из привычного образа жизни и посмотреть на себя немножко со стороны. А для этого нужно соприкоснуться с другими людьми; не только с приятными коллегами по работе, не только с домашними, а с людьми с ограниченными возможностями, с детьми-инвалидами в доме-интернате, или с престарелыми, или с бездомными. И постараться с ними быть немножечко в контакте.

Нужно любое преодоление себя: преодоление брезгливости, неприятного запаха или духа, который царит в доме престарелых. Там просто угнетающий дух уныния, безжизненности!.. Представляете, там собраны триста человек, которые понимают, что их бросили собственные дети. В большинстве случаев это так. То есть они не просто одинокие старики, а одинокие при живых детях и внуках, которые их сплавили подальше за забор, чтобы создать себе комфортные обстоятельства жизни. И вот живет человек и понимает: он прожил жизнь и такой результат, что он никому из своих родных не нужен. Оказавшись в этой обстановке, клеточками своего тела ты ощущаешь вот этот дух, и в нем нужно как-то быть, нужно быть с этими людьми внимательным, приветливым.

Выход из зоны комфорта – это всегда экзамен. Нужно обязательно начать молиться: «Господи, даруй зрети мне мои прегрешения и не осуждати брата моего». Нужно прислушиваться к тому, что говорят о тебе со стороны, потому что взгляд со стороны – всегда правдивый. Ты изнутри себя не видишь, какой ты есть, потому что у тебя же розовые очки на глазах, ты ж «на свете всех милее, всех румяней и белее». А со стороны видно.

Как мне рассказывали: муж с женой пришли в детский садик. А муж жене не знал, как сказать, что она себя неправильно ведет с воспитателями. И перед ними как раз была другая мамаша, которая «выкручивала руки» воспитателю по поводу своего ребенка, что его не вовремя кормят, памперсы меняют не столько раз, сколько нужно. И муж жене говорит: «Посмотри, вот ты такая и есть». Жена говорит: «Что, правда?» Ей так стало стыдно после того, как она это увидела.

Поэтому полезно посмотреть на себя со стороны. Это серьезная духовная проблема, если человек не видит своих прегрешений. Потому что объективно они есть, объективно есть все страсти начиная от чревоугодия и кончая гордостью (это как к гадалке не ходи), которые производят в нас разрушительное действие. Но мы этого не видим, потому что наша иммунная система повреждена. Нормальный иммунитет должен сигнализировать о том, что есть какой-то сбой, непорядок. У нас же иммунитет настолько вялый, что проникает любая инфекция, а мы этого не замечаем. Это серьезнейшая проблема – не видеть своего состояния. Это отсутствие потенциала. Потому что человек все время должен двигаться, он должен восходить, должен идти в гору, преодолевая себя. А так получается, что он ровно по течению плывет. Но по течению плывет обычно все не то. А все живое плывет против течения.

Начать быть послушной Церкви, то есть взять элементарные церковные упражнения: молитвенное правило, добросовестный пост, духовное чтение Евангелия, посещение храма в воскресенье. Просто нужно войти в ритм церковной жизни, и Церковь начнет тебе показывать твое несовершенство, и это хорошо.

– Отец Евгений, спасибо Вам за сегодняшнюю интересную, содержательную беседу. О деятельности прихода, новостях, различных проектах, которых бесчисленное множество.

Посмотреть программу «Благая часть», которую отец Евгений систематически записывает для своих прихожан и для своих подписчиков, которые в Интернете, можно на сайте sobor-uspenie.ru или в группе «ВКонтакте» vk.com/sobor_uspenie. Спасибо! Христос воскресе!

– Воистину воскресе! Храни всех Господь!

Ведущий Дмитрий Бродовиков

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать