Беседы с батюшкой. Сила слова

10 июля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает иеромонах Димитрий (Самойлов), насельник Александро-Невской лавры. Передача из Санкт-Петербурга.

– Тема нашей сегодняшней программы: «Сила слова». Батюшка, расскажите, пожалуйста, что такое слово?

– Слово – это не только часть речи. Это прежде всего дар речи, который мы унаследовали от Господа. Этим мы и отличаемся от животных: возможностью изъяснять свои мысли при помощи речи. Слово – это не только источник информации, оно содержит в себе и эмоции, и переживания, потому что является источником энергии. Сам Господь творит словом в Духе Святом, как говорит святитель Афанасий Великий. Слово – это всегда некий творческий акт. Поскольку Сам Господь именуется Словом, Евангелие от Иоанна так и начинается: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было – Бог» (Ин. 1, 1). Конечно, мы должны трепетно относиться к каждому слову.

Ученые доказали, что всякое высказанное слово является волновым программированием, то есть оно влияет как на нас, так и на наших потомков. Не случайно в Книге Притчей мы встречаем такие слова: «Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается» (Притч. 11, 11). Слово обладает огромной силой, поэтому с ним нужно обращаться осторожно. Воздействие слова может быть как позитивным, так и негативным. На память приходят строки поэта Вадима Шефнера:

Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки
За собой повести.

Словом мы врачуем, но и наносим серьезные психологические раны.

– К какому слову мы должны относиться более бережно: к тому, которое произносим, или к тому, которое уже написано?

– К слову, которое написано, мы должны относиться особенно бережно. Ведь слово, с помощью которого с нами общается Господь, сохраняется неизменным в Священном Писании, и если мы позволяем себе какие-то речения, то они должны быть предельно аккуратны. Об этом говорят многие русские пословицы: «слово не воробей, вылетит – не поймаешь»; «молчанье – золото»; «язык мой – враг мой». Мы должны помнить, что за каждое праздное слово дадим ответ на Страшном Суде. Каждое наше слово должно быть разумным и являть собой, если так можно выразиться, максимум полезности.

– Расскажите немного о феномене пословиц. Что это в большей степени: житейская мудрость или пересказ евангельских истин?

– Есть такой замечательный православный филолог – Василий Ирзабеков. Русский язык он именует пятым Евангелием, ибо наш русский народ черпал свою мудрость из Священного Писания. Всякая пословица – это пересказ евангельских истин. Есть в Евангелии такое выражение: «От избытка сердца говорят уста». Действительно, если человек преисполняется благодатью Святого Духа и достигает определенной степени совершенства, то для него естественно поделиться всяким добрым словом с окружающими. Но если в человеке кипит ненависть, то слово, им произносимое, становится ядом для окружающих. Нам необходима благоразумная молчаливость. Многие святые отцы специально принимали обет молчания, уходили в затвор, и это помогало им стяжать благодать Святого Духа. Так сделал и преподобный Серафим Саровский. Не случайно именно ему принадлежат такие замечательные слова: «Стяжи дух мирен – и вокруг тебя спасутся тысячи». Божия Матерь, пребывая в храме с трех лет, предавалась исключительно посту и молитве и держала молчание. И Ее словами в момент Благовещения были слова послушания: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38). Смирение и целомудрие Божией Матери по отношению к слову для всех нас должно являться образцом. Русский народ не мог не знать Священного Писания и всегда черпал мудрость из этих душеспасительных книг.

– Но если дар слова – дар Божий, то почему мы вынуждены бороться со своим многоглаголанием?

– Да, действительно, один из самых тяжелых грехов – это грех многоглаголания, или пустословия, или суесловия. Порой мы, распаляясь собственной речью, забываем о том, что слово – живой организм. Русский язык – наследник церковнославянского языка. А церковнославянский язык – это язык богослужения, язык молитвы. Многие, может быть, спросят, почему мы обращаемся к Богу именно на славянском языке? Разве Господь русский текст не разумеет? Господь, конечно, все разумеет. Но даже ученые говорят о том, что церковнославянский язык ограждает нас от внушения извне, от так называемого нейролингвистического программирования. Поэтому мы должны сохранить церковнославянский язык как язык богослужения и относиться к нему трепетно. Позволю себе одну цитату Михаила Васильевича Ломоносова: «Российский язык в полной силе, красоте и богатстве переменам и упадку не подвержен… коль долго Церковь Российская славословием Божиим на славянском языке украшаться будет». По-моему, сложно что-то добавить к этим словам. Мы должны ценить тот дар, который мы получили от Бога и который в буквальном смысле слова делает нас людьми. Кстати, этимология слова «человек», согласно исследованию филолога Шишкова, восходит к слову «слово»: слово – словек – цловек – человек. Всякий человек – носитель бесценного слова.

– Слова часто живут в сочетании с музыкой или рифмой. В чем смысл подобного сочетания?

Действительно, мы иногда прибегаем к рифме. Так в человеке проявляется желание совершенствоваться, желание творить. Изначально, когда Господь творил мир с помощью слова, цель человека заключалась в том, чтобы усовершенствовать вверенное ему творение тоже с помощью слова. Но единственное, что он успел сделать до грехопадения, это дать имена всем животным и птицам. Нам неизвестно, как именно происходило имянаречение. Возможно, с помощью молитвы, возможно, с помощью прозы, но, может быть, и с помощью стихов. Изначально человек был призван к славословию всего созданного Богом. Если Господь творит словом, то и мы призываемся к такому же творчеству. Именно в способности творить в нас раскрывается образ Божий. Многие православные поэты имели опыт стихосложения – славословия. Мы можем вспомнить и прекрасную оду «Бог» Державина, многие стихи Ломоносова, Пушкина.

С помощью стихов человек совершенствуется. Конечно, поэзия бывает как церковная, так и светская. Светская поэзия носит более страстный характер. Но даже она может воспитать в нас эстетическое чувство, сделать нас более возвышенными. Многим не нравится то, что в школе эти тексты изучают в обязательном порядке, как бы навязывают нам, но с их помощью мы становимся более одухотворенными. Всякий поэт руководствуется изначально благим намерением усовершенствовать свой микросоциум. Кстати, Господь по-гречески именуется Поэтом в высшем смысле этого слова. Мы должны понимать, что поэзия – это не только филигранная обработка словесной формы, но способ с максимальной убедительностью донести до собеседника свои мысли. Не случайно мы используем такое выражение, как «прозаично». А когда мы используем выражение «поэтично» по отношению к чему-либо, то этим подчеркиваем значимость того или иного явления или события.

– Насколько я понимаю, в древности стихи пели, исполняли под музыку. Как Вы считаете, сейчас есть необходимость в музыкальном сопровождении поэзии?

Да, вы правы. Раньше псалтирь и гусли были теми музыкальными инструментами, под которые воспевались псалмы. Сейчас их место заняли гитары и клавишные инструменты. «Всякое дыхание да хвалит Господа» (Пс. 150,6). Есть прекрасные произведения, которые мы именуем кантами. Канты – это духовные стихи, которые мы полагаем на музыку. Так люди пытаются реализовать свои музыкальные способности. Я знаю многих православных бардов, которые своим творчеством приводят в храм невоцерковленных людей, потому что их тексты носят философский и даже душеспасительный характер. Дай им Бог развиваться дальше в своем творчестве.

– Как Вы считаете, какой способ передачи смысла более всего подходит поэзии: буквальный или аллегория и сравнение?

– Действительно, многие поэтические тексты написаны в духе и оторваны от наших повседневных реалий. Аллегория как способ выражения мысли может быть не совсем ясна широкому читателю. Но поэт должен не просто шлифовать мастерство своих рифм, но быть проводником доброй, благой мысли.

– Вопрос телезрительницы из Костромской области: «Как правильно читать Часослов дома? Что именно и когда именно нужно читать?»

– Часослов – это богослужебная книга, которая содержит в себе и утреннее, и вечернее правило, а также 1, 3, 6, 9-й часы, полунощницу, то есть в нем содержится весь суточный круг богослужения. Часослов можно читать как фрагментарно, так и согласно оглавлению. Тогда вы сможете не просто читать утренние и вечерние молитвы, но и окунуться в таинственный мир богослужения, проникнутый очень глубокими образами.

– Но в Часослове очень много примечаний, которые не читаются на богослужении. Как человеку разобраться с тем, что читать, а что не читать?

– Нужно разбираться с конкретными текстами и смотреть, соответствует ли это Уставу. Дело ведь не в том, чтобы нагрузить себя чтением. Серафим Саровский говорит так: «Даже если ты прочитал лишь одно предложение, но при этом сердце твое зажглось – остановись и пребывай как пламенный серафим». В молитве важно не количество, а качество.

– В ходе нашей беседы мы употребляем слова, которые содержат в себе корень «слов»: Часослов, молитвослов. А сейчас происходит ли в русском языке процесс словообразования, или мы заимствуем новые слова из иностранных языков?

– Русский язык, как я уже говорил, – это наследник церковнославянского языка. Раньше в нашей культуре было два употребляемых языка: язык церкви и язык бытового общения. Они не пересекались. В церкви нельзя было изъясняться простонародным языком, а в бытовых ситуациях нельзя было говорить языком церкви. Церковнославянский язык обогатил язык русский такими, например, словами высокого стиля, как «уста», «очи». Общепринятыми стали такие славянские слова, как «млекопитающие», «пресмыкающееся», «животное».

В своей речи мы используем множество иностранных слов. Например, греческое слово «проблема», которое переводится как «препятствие», стало фактически словом интернациональным. Выражение «взять такси» имеет французское происхождение. Финское слово «пельмени» стало русским. Таких слов в русском языке много. Где-то мы используем элементы калькирования, где-то просто заимствование. Язык должен обогащаться, но во всем нужна мера. Выражения типа «сити -менеджер» все-таки употреблять не стоит, ведь мы можем сказать – «городской глава».

– Я знаю, что Вы и сами пишете стихи, не могли бы Вы рассказать о своем собственном поэтическом опыте?

– Да, бывает иногда, что Господь посещает меня и рифмой, и мыслью. Хочется поделиться некоторыми творениями с окружающими. Если позволите, я кое-что прочитаю.

Благовестите день от дне,
Откройте книг священных главы.
Кивот превечной Божьей славы
Зело отраден, дорог мне.
Преосвященная заря
Лучами радости пылает.
Источник благости не тает,
Любовью истово горя.

Дай Бог, чтобы мои строки кому-то послужили добрым началом.

– Вопрос телезрительницы Софьи (Ижевск): «Отец Дмитрий, я хотела бы узнать, продолжаете ли Вы писать стихи, которые Вы посылаете иногда нам в смс-сообщениях? Какие новые темы Вы в них раскрываете?»

– Я сердечно благодарю Вас за звонок. Конечно, я иногда пишу. Невозможно, ходя тропами Пушкина и Дельвига, оставаться безучастным к поэзии. Я пишу стихи, посвященные духовным, церковным событиям. Так как сейчас я совершаю свое служение в стенах Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, как насельнику мне выпадает не так много свободных минут, чтобы посвятить их поэзии. Но если у меня появляется свободное время, то я пытаюсь что-то написать и поделиться этим с окружающими. И вот, если позволите, я прочту двустишие к теме нашей передачи:

Парящий образ Бога Слова
Вещей духовных есть основа.

– Спаси Господи, батюшка! А кто нам звонил? Кто-то из Ваших знакомых?

– Да, это Софья Лефатовна Шаробокова. Ее знает не только весь Ижевск, но и вся Удмуртия, надеюсь, что и Петербург. Благодаря ее стараниям мы восстановили храм Вознесения Господня в селе Чутырь Удмуртской республики (Игринский район). Она была среди тех активистов, которые помогали нам и словом, и делом. Спасибо Вам, Софья Лефатовна, дай Вам Бог здоровья!

– Что более способствует поэтическому творчеству: жизненные трудности или положительные переживания?

«От избытка сердца говорят уста» (Лк. 6,45). Конечно, творческий порыв наступает тогда, когда сердце твое наполняется радостью. Это бывает в дни церковных торжеств. Словом хочется выразить свое настроение, поделиться с окружающими своей радостью. Ведь слово – это живой организм, а значит оно обладает душой. Слово – это не только источник информации, но и источник энергии. Мы не можем познать Бога в полной мере, но только лишь посредством Его Божественных энергий. И через слово Господь тоже открывает Себя. Промысл – это мысль на перспективу, а ведь именно Господь делает то, что задумано. Как именно это происходит, мы можем прочитать в Книге Бытия: «И сказал». Поэтому и мы не должны бросать слов на ветер. Всякое наше слово должно иметь подтверждение. Ведь как раньше говорили купцы: «Даю слово». И было так.

– Вопрос телезрительницы Любови из Екатеринбурга: «Моя мамочка Алевтина тоже смотрит сейчас вашу передачу. И я хочу ей сказать, что я ее очень люблю. Я хочу у нее попросить прощения за все, потому что были случаи, когда я говорила ей лишние слова, не те, которые я бы хотела ей сказать. Вам, батюшка, я хочу сказать огромное спасибо за понятные разъяснения, за ваши простые и понятные слова, которые доходят до всех, кто Вас сейчас слушает».

– Батюшка, но все-таки можно ли вернуть злые слова, о которых жалеешь?

– Конечно, все можно исправить, попросив прощения так, как сделала наша замечательная телезрительница. Я вижу, что сегодня в эфире происходят маленькие чудеса. Есть еще одно прекрасное средство – исповедь, покаяние. Когда мы, набравшись смелости, изливаем душу батюшке, мы как бы проговариваем проблему. Ведь не случайно есть такое мнение, что проговорить проблему – значит наполовину ее решить. Слово для нас зачастую является бальзамом, оно врачует нашу душу, умиротворяет нас и благословляет на доброе, светлое, вечное. Но мы не должны ограничиваться проговариванием. Нужно помнить, что покаяние всегда подразумевает исправление.

– Как связаны наши слова и поступки?

– В Священном Писании сказано, что нам необходимо контролировать не только слова. Мы можем научиться говорить правильно, по шаблону. Но мы призваны к тому, чтобы стать Человеком, потому что в нас скрыт бесценный образ Божий. Если лишенному речи животному позволено все, то мы должны следить не только за своими словами, но и за поступками. Мы все должны подражать Божией Матери, Ее кротости, смирению, покаянию и любви. Матерь Божия слагала в сердце Своем все, что связано с Ее Сыном от момента рождества до распятия. И даже стоя у Креста, когда для любой матери было бы естественно впасть в смятение, Она безмолвствует, и безмолвствует высоко. Итак, для нас очень важно быть не только на страже своих слов, но и поступков.

– Вопрос телезрителя Валерия из Курска: «Если в церковь приходит человек неславянской внешности, к нему часто относятся, мягко говоря, ненормально. Почему так происходит?»

– Ситуация, наверное, все-таки не везде одинаковая?

– Название Русская Православная Церковь, может быть, и является ответом на Ваш вопрос. Русский – это не национальность, указанная в паспорте. Русь – это не столько этническая, сколько с оциокультурная общность. Для нас важно, чтобы человек, приходя в храм, становился для нас понятным и в обыденной жизни. Человек неславянской внешности может быть представителем, например, Грузинской Православной Церкви. И армяне тоже являются христианами. А сколько сейчас случаев крещения китайцев, японцев! Святитель Николай Японский много лет назад начал проповедь в этой стране. Если такие случаи, о которых вы говорите, происходят в нашей Церкви, то это очень печальный факт. Но мы должны понимать, что человек для нас важен вне зависимости от национальности. Каждый человек есть чадо Божие, даже если на нем пока нет креста.

– Но, например, у нас в Петербурге в храмах довольно часто можно увидеть прихожан неславянской внешности, и никого это не удивляет. У меня есть хороший знакомый чернокожий регент, православный замечательный человек! И его никто не обижает.

– Да, вы знаете, среди афроамериканцев очень много музыкально одаренных людей. И если они принимают православие, они ставят свои способности на службу Церкви. Я могу пожелать нашему телезрителю только терпения, раз он испытывает на себе дискриминацию по национальному или расовому признаку. Но в Церкви не должно быть места расизму, потому что для Бога «нет ни Еллина, ни Иудея <…> но все и во всём Христос» (Кол. 3,11).

– Если мы обратимся к XIX веку, то увидим, что поэзия тогда была очень распространена в дворянской среде, а сегодня даже образованные люди к поэзии обращаются редко. Почему так происходит?

У нас упал интерес не только к поэзии, но и к чтению вообще. Только 37% населения нашей многомиллионной страны читают. Вдумайтесь в эти цифры! Это может привести к тому, что мы утратим свой язык. Чтобы этого не произошло, мы должны сохранять высокие культурные традиции XIX века и стараться и в XXI веке к слову относиться бережно.

– Мне сейчас передали содержание вопроса, который мы не смогли услышать по телефону. Вас спрашивают о том, когда выйдет Ваша книга.

– Над книгой нужно еще поработать. Она будет называться «Каждый день с Православной Церковью», в ней будут напечатаны мои духовные стихи, посвященные церковным праздникам. Также в ней будут проповеди, поучения, история празднуемых событий. Сейчас идет интенсивная работа. Владыка сказал, что в буквальном смысле возьмет ее в свои руки.

– Когда выйдет Ваша книга, мы обязательно посвятим ей отдельную передачу.

– В качестве напутствия я прочитаю вам небольшое стихотворение из этой книги:

Благоденствия, радости, света
Я желаю вам снова и снова,
Что не может быть соткано словом,
Но превыше множайшего лета.

Вот такие краткие стихотворения я посылаю своим знакомым. Дай Бог, чтобы они всегда находили адресата и приносили добрые плоды.

– Батюшка, как Вы считаете, каждому ли стоит пытаться писать стихи?

– Вы знаете, запретить писать стихи невозможно, потому что таким образом в нас реализуется желание усовершенствовать свой язык, облечь наши мысли в красивые формы, научиться посредством стихотворения излагать свои мысли. Необязательно при этом издавать книгу. Можно писать стихи просто так, в стол.

– Вопрос телезрительницы Фотиньи (Санкт-Петербург): «Где можно почитать об особой благодати церковнославянского языка?»

– Замечательный вопрос. Мы уже говорили о том, что церковнославянский язык является нашей защитой от влияния извне, особенно в части внушения. Сейчас издается очень много книг на эту тему. Когда я готовился к передаче, то посетил сайт Свято-Троицкого собора города Саратова. Там размещены замечательные электронные издания, в которых говорится о пользе церковнославянского языка. Кстати, преподобный Серафим Саровский своих чад благословлял читать Евангелие именно на церковнославянском языке, несмотря на то что они его изначально не понимали. «Само Евангелие тебе все подскажет, – говорил он, – ибо это язык Церкви. Он и умудрит, и наставит, благословит и откроет».

– Но что первично: смысл или форма его выражения в языке? Звучание Псалтири на непонятном нам языке может ли принести какую-то духовную пользу?

– Безусловно, может. Ведь Псалтирь – это бесценное творение царя и пророка Давида, которое является для нас сокровищницей мудрости. Даже если мы пока не до конца понимаем смысл псалмов, на уровне подсознания мы чувствуем то, что недоступно нашему разуму. Русский язык является наследником церковнославянского языка, и он помогает нам проникнуть в тайну языка Церкви. Нужно сказать, что современный церковнославянский язык – это язык, адаптированный по сравнению с тем, что нам оставили Кирилл и Мефодий. Старославянский язык понимают, конечно, только специалисты, лингвисты и историки. Нам тоже приходилось и разбирать, и переводить эти древние тексты. И именно тогда в моем сердце зародилась любовь к языку.

– Как же научиться сдерживать свой язык?

– Язык мой – враг мой. Будем же стараться воспитывать в себе благоразумие, терпеливость, уважение к другому. Ведь каждый из нас носит в себе бесценный образ Божий. Часто наши необдуманные слова являются ядом для окружающих. И мы после таких слов скорбим. Нам бывает тяжело наедине со своей совестью. Дай Бог, чтобы покаянное чувство в таких случаях приводило нас к исповеди и исправлению. Искренняя молитва даст нам и силы, и возможности побороть наши страсти. Кстати, слова «страдание» и «радость» однокоренные. Только имеются в виду не страдания страсти, а страдания Креста. Ведь сначала бывает Пасха крестная, Пасха страдания, а уже потом Пасха Воскресения, Пасха красная. И дай Бог, чтобы радость о Христе воскресшем приносила нам желание побороться со своими страстями и наполняла смыслом нашу жизнь, чтобы она делала окружающих вас добрыми и светлыми, поскольку по делам вашим и узнают вас.

– Когда мы должны применить силу слова в полной мере?

– Слово слову рознь. Есть даже классификация: есть приветственное слово, есть слово-назидание, есть прощальное слово, есть даже последнее слово, например последнее слово подсудимого. Слово – это элемент обещания. Есть веское слово, и порой мы должны сказать свое веское слово. Благоверный князь Александр Невский говорил: «Иду на вы». «Вы» в данном случае означает «тьма». И дай Бог нам оставаться источниками света и ополчаться против сил зла не только на словах, но и на деле.

– Но слово всегда должно быть сказано с любовью…

– Безусловно. Ведь Бог есть любовь. Слово – это одно из имен Бога, и так именуется Вторая Ипостась Божества. Поэтому даже слово-назидание должно быть пропитано любовью и уважением. И если уже человек не понимает русских слов, тогда можно совершить и какое-то назидательное дело.

– Прошу Вас сказать нам еще пару назидательных слов и благословите нас на прощание.

– Дорогой отец Михаил, благодарю Вас, что пригласили на программу меня, недостойного. Я был искренне рад поделиться с вами, дорогие телезрители, своими мыслями и чувствами. Надеюсь, что наши сегодняшние размышления послужат добрым началом усовершенствования как языка, так и жизни, ведь именно через слово мы совершаем наше странствование. Дай Бог, чтобы наши слова были добрыми, а мудрость мы черпали из Священного Писания.

 

Ведущий: диакон Михаил Кудрявцев
Расшифровка: Екатерина Иванова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать