Беседы с батюшкой. Мероприятия в рамках Рождественских чтений

10 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Евгений Попиченко, настоятель храма во имя Успения Пресвятой Богородицы, руководитель Отдела социального служения Екатеринбургской епархии, благочинный Рождественского церковного округа Екатеринбургской епархии. Передача из Екатеринбурга.

– Наши зрители, имеющие ограничения по слуху, пишут о том, что было бы хорошо, если бы программы имели сурдоперевод. Пока такая инициатива только в планах, поскольку нужен тот, кто сможет все это правильно перевести, но мы знаем о подобном начинании. В новостных выпусках мы видели сюжет из Москвы, что состоялась Божественная литургия с сурдопереводом, на которой Вы присутствовали. У Вас брали интервью, и Вы выразили желание научиться языку жестов и содействовать такому служению для слабослышащих людей.

Начнем разговор о Вашем участии в Рождественских образовательных чтениях в Москве с этой темы. Почему она была для Вас одной из самых важных и лично прочувствованных по итогам чтений?

– Я получил просто удивительное наслаждение во время литургии с сурдопереводом. Люди с ограниченными возможностями, слабослышащие – это совершенно незнакомый большинству из нас мир, который живет по своим законам, говорит на своем языке, там другие понятия, и этот мир в каком-то смысле еще не охвачен проповедью Евангелия, потому что на огромную Москву всего два прихода занимаются работой со слабослышащими, проповедью на языке жестов. В нашем городе этим занимается один приход храма Трех святителей, который расположен на Уралмаше, на улице Ильича, дом 6. Я говорю адрес, поскольку на этой неделе, 12 февраля, в этом храме будет престольный праздник, а на следующий день, 13 февраля, Божественную литургию совершит митрополит Кирилл. Поэтому искренне приглашаю тех, кто хочет увидеть это своими глазами.

Было совершенно уникальное богослужение, когда в храме царевича Дмитрия, настоятелем которого является епископ Пантелеимон (Шатов), на Божественную литургию собралось несколько священников, владеющих языком жестов, и множество глухих, приехавших из разных уголков Москвы и на Рождественские чтения. Не передать, как эти люди молятся. Мы стоим в храме притихшие, дремлем, мечтаем, смотрим по сторонам, то свечку поправим, то переминаемся с ноги на ногу – вся служба для нас состоит из череды разных действий, которые нас все время отвлекают. Но люди, лишенные слуха, молятся так, что их глаза впиваются в каждый самый простой жест священника, который переводит службу на язык жестов. Такие молитвенно сосредоточенные глаза редко когда увидишь в наших обычных храмах.

Это уникально, и это нужно поддерживать, потому что людей, которым необходима проповедь о Христе, в нашем городе тоже очень много, и не нужно ехать на Аляску или к алеутам для того, чтобы проповедовать Евангелие. Нужно попытаться немного узнать своих братьев и сестер во Христе, тем более что русский язык содержит несколько сот тысяч слов, а язык жестов – всего три тысячи жестов, на которых можно изъясняться и понимать друг друга и обратиться с проповедью. Конечно, для этого очень хочется поддержать приход в нашем городе, настоятелем которого является иеромонах Виссарион (Кукушкин), и попробовать развить это служение, чтобы как можно больше людей, ищущих Христа и не способных слышать богослужение в обычных храмах, могли этот путь обрести. Один из батюшек говорил, что если мы не будем этого делать, то сектанты, которые как волки в овечьей шкуре, заберут себе эти ищущие, но еще неокрепшие души.

– Вы говорили, что в Москве действуют только два таких прихода для слабослышащих, в Екатеринбурге – один, хотя это миллионный город. Как Вы считаете, необходимо ли увеличивать количество таких приходов, куда могут обратиться слабослышащие и где их поймут?

– На встрече с глухонемыми был один слабослышащий человек, который очень эмоционально призывал всех батюшек учить язык жестов, потому что когда-то он пришел в храм, попытался священнику что-то объяснить, а тот развел руками в недоумении. Этот человек потом ушел из храма на несколько лет, пока не нашел прихода для слабослышащих. Наверное, несложно на какие-то службы приглашать и слабослышащих, если они живут недалеко от прихода, и приглашать людей, способных переводить, тем более что в общине отца Виссариона есть несколько таких специалистов. Мы попробуем сначала помочь развить этот приход: призвать туда людей, поддержать информационно, а дальше как Бог даст.

– Помимо этой темы какие еще вопросы, размышления для Вас лично оказались живыми, которые дали пищу для ума и каких-то дальнейших стремлений?

– Сейчас самое важное переживание, то, о чем болит душа, – это пастырство. Я искренне благодарен Богу и дорогому владыке Пантелеимону, что много лет нас связывает дружба, общение еще с тех пор, когда владыка был приходским священником. Всякий раз, приезжая в Москву, я стараюсь как можно больше времени с ним проводить, напитываться его духом, потому что любые добрые привычки, навыки или добродетели передаются не теоретически, через слова или книги, а от сердца к сердцу, бытийно, от души к душе. Всегда, когда общаешься с владыкой Пантелеимоном, с отцами, воспитанными им, с его друзьями (протоиерей Владимир Воробьев, протоиерей Дмитрий Смирнов, протоиерей Александр Ильяшенко), с людьми на приходах, в которых эти традиции милостью Божией сохранены, понимаешь, что и прихожане, и священники, вышедшие из этих приходов, в каком-то смысле духовно очень счастливые и полноценные. Здесь и традиция пастырства, воспитания, приходской жизни, ведения духовных чад священниками, то, что называется, впитано с молоком матери – духовным молоком Церкви, в которой люди родились и были воспитаны. Поэтому самое главное достижение Рождественских чтений для меня – побыть какое-то время с очень глубокими и духовно опытными людьми.

Рождественские чтения продолжились пастырским семинаром для руководителей социальных отделов епархий. Собралось около двадцати священнослужителей, которые посмотрели проекты службы «Милосердие» Москвы, встречались с людьми. Это совершенно уникальная возможность «инфицироваться», потому что передавать нужно не алгоритмы каких-то действий, а энергию, «зажечь», чтобы человек пропитался, «заразился» общением и с несчастными людьми, и с теми, кто им помогает: священниками, которые окормляют, и сестрами, которые несут послушания. «Где сокровище ваше, там и сердце ваше», а где ваше сердце, там и энергия, и все делается с огромнейшей, иной силой. Цель этой практики – «заразить» отцов из разных епархий (в том числе и отдаленных, у которых, конечно, нет такого опыта, как в Москве) хотя бы одним-двумя направлениями деятельности, чтобы они приехали к себе и начали потихоньку двигаться в эту сторону.

Конечно, у меня мечта, чтобы и у нас в Екатеринбурге была такая практика для пастырей, чтобы на несколько дней священников можно было «погрузить» в разные направления деятельности. Например, чтобы они пообщались с бездомными. Сказать проповедь бездомным – это серьезный шаг для священника: поговорить с ними не просто мимоходом, а помолиться, пообщаться хотя бы один час. Или прийти в онкологию и поговорить с больными: просто утешить, побыть рядом, посидеть и погладить по руке людей с таким тяжелейшим диагнозом; или прийти в детскую онкологию, или в дом-интернат для детей с тяжелейшими заболеваниями (ДЦП, олигофрения и т.д.); или причастить детишек в отделении милосердия – это потрясающий опыт для священника, формирующий качества пастыря.

Владыка Пантелеимон в Москве говорил об этом много, но очень грустные вещи: у нас в семинариях учат служить литургию, говорить проповедь, изучают историю, языки, но призвание священника – быть пастырем, то есть непосредственно общаться с людьми, любить это общение, не бояться людей. Действительно, это серьезнейшая проблема. Как благочинный я объехал приходы своего благочиния. Настоятели говорят о серьезной проблеме, что нет помощников, поэтому они вынуждены заниматься и хозяйственной, и административной деятельностью и разбираться во всевозможных сметах, чертежах; воскресная школа тоже на них и т.д. Можно бесконечно перечислять, что лежит на каждом настоятеле, но самая важная задача священника – служить Богу и людям, помогать им обретать жизнь со Христом. Один батюшка спросил: «А когда всем этим заниматься?» Решение очень простое: нужно находить людей, потихонечку их воспитывать и перепоручать им (мирянам) все это Марфино служение (внешнюю деятельность). Но это возможно только тогда, когда священник поймет, что он пастырь, собиратель овец, служитель, утешитель («Утешайте народ Божий», – призывал пророк еще в Ветхом Завете). Это самое прекрасное служение, которое вообще есть, потому что у священника, который занимается душеведением, заботится о душах прихожан, очень интересная жизнь: перед ним проходят десятки, сотни людей, которые ему доверяют и открывают ему свою жизнь. И результат всегда виден – начинает меняться жизнь его пасомых, люди обретают путь к истине, их семьи укрепляются.

Когда смотришь на многолетние приходы, в которых передается эта традиция, понимаешь, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Как-то к Антонию Великому пришли иноки, один из них просто стоял рядом, смотрел и ничего не спрашивал. Тогда Антоний спросил его, почему он ничего не спрашивает, и тот ответил, что ему достаточно просто смотреть на него. И когда священники воспитываются в таких приходах, они знают, как строить приходскую жизнь, как общаться с семьями, как быть с воспитанием детей. У нас это все в каком-то смысле разрушено, традиции пресечены, и есть такое ощущение, что мы как выходцы из детдома: идем сами, вслепую, по книгам или примерам, а так чтобы из поколения в поколение передавалось определенное духовное благородство, опытность – такого нет, приходится учиться заново.

– Учиться на своих ошибках?

– На ошибках. И ошибки всегда дорого стоят, потому что это человеческие души, судьбы. Где-то недосмотрел или, наоборот, пересмотрел, когда люди возложили на тебя надежды, а они не оправдались в силу неопытности; или не того ожидали, а потом происходят какие-то разочарования. Это на самом деле хорошо, когда разочаровываются, значит какие-то чары спадают и человек приходит в себя, тем не менее это бывает болезненным.

Владыка Пантелеимон, общаясь со священниками, говорил, что у нас в стране в среднем на семь тысяч населения приходится один священник. Понятно, что в крупных городах на одного священника приходится больше людей. Полицейских – один на пятьсот, то есть в 14 раз больше. Получается, что внешний порядок гораздо более пытаются сохранять, чем внутреннее, нравственное – то, что на самом деле является гарантией порядка. Но сколько бы ни было полицейских, человек всегда найдет возможность украсть, обмануть, обойти закон, найти наркотики, потому что грех не ограничивается силовыми методами, он внутри, и даже если будет приходиться один полицейский на двоих, люди всегда найдут возможность украсть, обмануть, причинить боль. Изменить ситуацию можно только в том случае, если человек будет меняться изнутри. А это непосредственная деятельность священнослужителя, это пастырство, служение Церкви: преображать человека, помогать ему изменять мысли, чувства, слова, дела. То есть это и есть покаяние – то, что должно происходить с человеком. И если этот процесс не будет происходить в полной мере, то: «…исхода нет. Ночь, улица, фонарь, аптека./ Пройдет еще хоть четверть века…/ И повторится все, как встарь: / Ночь, ледяная рябь канала, / Аптека, улица, фонарь».

– Вопрос телезрительницы: «Я работаю в школе, и ребята меня спросили: «Почему монах дает обет безбрачия, почему у него нет семьи? Ведь предназначение человека – продолжение рода». Я попыталась объяснить, что он хочет служить только Богу, поэтому дает такой обет, но мой ответ не удовлетворил ребят, я не смогла ответить, почему монах дает именно такой обет».

– Он не только такой обет дает, он дает три обещания Богу: безбрачия, нестяжательности и послушания. Самый трудный обет – послушание. Некоторые мои прихожане недавно вернулись с Валаама и общались с одним из послушников, моим другом, рабом Божиим Максимом. Он говорит: «Это понятно, когда продолжение рода было важнейшей идеей во времена Ветхого Завета, когда весь народ жил ожиданием Спасителя, Мессии, но после прихода в мир Христа эта идея потеряла свое великое значение». Слава Богу, что Господь дает детей, дает возможность умножать любовь в служении детям.

Почему монахи дают в том числе обет безбрачия? Вот разговор двух семинаристов. Один настраивается на белое духовенство, а другой хочет быть монахом, и ему говорят: «Как же так? На приходе матушка, дети…» А он говорит: «Я слабый человек, я очень люблю Бога и Церковь, я понимаю, что не смогу разделить служение Церкви и служение семье, поэтому по своей немощи выбираю один путь – служение Богу». «Женатый человек заботится о том, чтобы угодить жене, неженатый заботится о том, чтобы угодить Богу», – говорит апостол Павел и продолжает: «Я бы хотел, чтобы все были как я, но это пожелание, а не повеление, поэтому те, которые выходят замуж или женятся, будут иметь скорби по плоти, а мне вас жаль». Поэтому здесь все зависит от силы любви: если человек возлюбил Бога всем сердцем, но не хочет ни с кем делить эту любовь, он становится монахом. Но людей с такой сильной любовью к Богу очень немного, поэтому абсолютное большинство людей находит некоторый баланс.

…находя время и для семьи, и для Бога: для малой церкви и для большой.

– К сожалению, очень часто для Бога бывает по остаточному принципу.

– Один из наших зрителей спрашивает по смс-сообщению: «Как не унывать?» Казалось бы, очень простой, но очень глубокий вопрос. Есть ли какой-то способ?

– Одно из лекарств против уныния – вовремя ложиться и вовремя вставать, потому что очень часто плохое настроение бывает от утомленности, отсутствия правильного отдыха, от отсутствия режима. Режим очень сильно корректирует наше состояние души. Если во внешней жизни наводится порядок, то это влияет и на внутреннюю жизнь. Если человек вовремя ложится, вовремя встает, в меру кушает, не забывает молиться, то эти меры, как правило, корректируют внутреннее состояние души.

Уныние, конечно, бывает от маловерия, от того, что мы не доверяем Богу, нам кажется, что происходящее в жизни бывает помимо Промысла Божьего. Противоположной унынию добродетелью является трезвение: трезвое состояние ума, умение разбираться в своих помыслах, вовремя замечать приближающегося врага и прогонять его, умение и желание молиться. Поэтому чтобы преодолеть уныние, нужно начать трудиться в этом направлении. У преподобного Иоанна Лествичника есть такая мысль: «Ничто не доставляет подвижнику столько венцов, сколько борьба с унынием». Надо пробовать разные средства, и одно или несколько обязательно помогут.

– Чуть ранее Вы приводили статистику, сколько полицейских и священников приходится на душу населения…

– Еще расскажу о том, что говорил владыка Пантелеимон. Со старшеклассниками шел разговор о профессии. Оказалось, что на выходе во взрослую жизнь они хорошо знают о профессии экономиста, юриста, бухгалтера, инженера, но абсолютно не имеют представления, что такое священник, чем он занимается, знают только какие-то мифы, иллюзии. Очень важно об этом рассказывать людям (особенно в православных школах или молодежи в храмах) и призывать их на это самое главное поприще. Самое важное служение для мужчины – это служение Богу, быть апостолом, ловцом человеков для Христа, для Царствия Божьего.

Два человека в социальной сети «ВКонтакте» написали о своем желании в будущем как-то послужить Церкви. Одна из наших зрительниц пишет, что учится в девятом классе, регулярно посещает церковь и хочет, чтобы будущая профессия была связана с Церковью. Спрашивает, куда пойти учиться? И еще молодой человек сообщает, что ему 33 года и он хочет поступить в семинарию, но один батюшка сказал, что лучше быть хорошим мирянином, чем плохим священником. Спрашивает, как ему быть?

– Лучше быть хорошим священником, не надо упаднических настроений. Конечно, если этот батюшка духовник, то ему виднее, но человек всегда должен стремиться стать хорошим христианином, добрым человеком, хорошим отцом и мужем, и если Господь приведет на пастырское служение, нужно очень хотеть стать добрым пастырем, чтобы потом в какой-то момент сказать: «Вот я и дети, которых мне дал Бог». На самом деле, чтобы служить Церкви, не нужно искусственно придумывать какую-то специфическую профессию, куда бы пойти именно в церковное служение (в певчие или в сестры милосердия), одна из важнейших задач молодого человека – почувствовать, услышать, понять, в чем его призвание, к чему призывает его Господь, какие таланты Бог заложил в его душе, чтобы он мог, развив эти таланты, послужить людям. Церкви нужны и хорошие экономисты, и юристы, и инженеры, поэтому, найдя свое призвание и оставаясь искренним христианином, человек всегда найдет и возможность послужить Церкви. Ищите, к чему вас призывает Господь!

– Одна из наших зрительниц спрашивает в социальной сети «ВКонтакте»: какое впечатление произвело на Вас заседание сестринской секции на Рождественских чтениях?

– На сестринской секции милостью Божией я был председателем, поэтому сложно сказать о своем впечатлении. Я могу поделиться своими мыслями, которые родились в процессе работы секций. Служение сестер милосердия – это очень замечательная миссия. Проповедь может быть без слов, вера не доказывается, а показывается. То, что люди сейчас в разных учреждениях, больницах, детских домах встречаются со служением сестер милосердия, это самый лучший вид проповеди, потому что к сестрам отношение безупречное. А священников все время упрекают, и когда батюшка входит в больницу, это вызывает неоднозначное впечатление, люди реагируют по-разному, обычно сразу спрашивают: «Что случилось? Почему здесь батюшка? Кто умер?» Сестры же милосердия всегда вызывают положительные эмоции, а если это еще и реальное служение, то сила воздействия этого примера умножается в десять раз.

Это очень важное служение для женщины, которое, с одной стороны, не является монашеским (не даются обеты), но, с другой стороны, это не просто жизнь среднестатистической прихожанки, человек делает некоторый шаг навстречу Богу, берет на себя крест. «Кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной». И сестры милосердия берут на себя крест и несут его. Этот крест, конечно, заметен Богу, и Господь благословляет сестер милосердия особым образом, потому что милосердие – это один из источников Божией благодати, через него наше сердце становится мягким, любящим, жертвенным, это замечательное упражнение для сердца. Крест также заметен и дьяволу, потому что он ненавидит крест, и когда сестричка встает на этот путь, начинается период особых испытаний, искушений. Крест заметен и людям: когда сестричка входит в палату, сразу видят, что это представитель Церкви, не просто медицинская сестра, и к ней особое отношение и особое доверие. Это особая проповедь Церкви через сестер милосердия.

На секции было шестьдесят сестер со всей нашей необъятной Родины и четыре духовника (вместе со мной) сестричеств. Это вызвало удручающее впечатление, потому что женщины не могут сами по себе организовываться и формироваться. Такова женская природа, что всегда необходим духовник, который собирает и воспитывает сестер, настраивает и ведет их. И тот факт, что из сотен священников, приехавших в Москву на Рождественские чтения, только четверо этим заинтересованы и отдают часть своего времени на формирование сестричеств, это очень грустно, и эту ситуацию нужно менять.

Не нужно бояться этой ответственности, потому что это всегда очень благодатное и благодарное служение, это возможность укрепить свой приход, потому что там, где появляются сестричества и есть реальное служение милосердия, приход всегда начинает расти, люди начинают приходить к этому как к некоторому живому действию, как к литургии после литургии. Как говорил один из отцов, служение милосердия – это литургия после литургии, которая объединяет людей и дает им радость в служении любви. Нужно показывать батюшкам радость, пользу для них этого дела даже с бытовой точки зрения, потому что сестры – это помощницы, молитвенницы. У нас в сестричестве, например, есть замечательное краткое молитвенное правило: сестры ежедневно совершают после своего обычного правила десять молитв Иисусовых и молятся за Святейшего Патриарха, за президента и нашего митрополита, за тех, кто нуждается в непосредственной помощи. Каждая из сестер знает, что если с ними и их близкими случится беда, они могут попросить несколько десятков сестер во Христе одновременно обратиться к Богу. Эта молитва совершает чудеса.

– Совсем скоро (15 февраля) сестричество во имя святого целителя Пантелеимона, действующее при службе милосердия Екатеринбургской епархии, духовником которого Вы являетесь, отметит 14-летие с момента основания. С чего все начиналось?

– Всегда все начинается с одного маленького, но очень решительного человека, который приходит и говорит: батюшка, благословите, там-то есть такой-то очаг боли; можно попробовать, помогите… Священник идет туда, куда его зовут, поэтому в каком-то смысле сестры – это такие «овечки», которые, с одной стороны, идут за пастырем, но, с другой стороны, некоторые из них пастыря подталкивают, что надо идти туда-то. То есть появляется человек, приглашает священника, который обращается к прихожанам на проповеди: «Братья и сестры, в больнице, которая находится через улицу, сложилась такая ситуация, что к людям там недостаточно внимания, потому что не хватает персонала по уходу. С точки зрения заботы о теле более-менее нормально, а с точки зрения заботы о душе – поговорить по-человечески, почитать книгу, помочь обустроить кровать, тумбочку – не всегда доходят руки до этого». А есть учреждения, где один воспитатель на 20 – 30 человек детей, и невозможно с любовью уделить внимание каждому ребенку, только бытовой уход обеспечивается. Детям обязательно нужна любовь, чтобы их взяли на ручки, погуляли с ними, походили, погладили их. Конечно, здесь необходимо служение сестричества. Вот с этого и началось: появился человек, потом батюшка обратился к пастве – появилось три, пять человек. Служение милосердия – это золотой прииск, где намывается это золото, песчинка к песчинке, не сразу, не за один год, но терпеливый и кропотливый труд позволяет намыть целую горсть золотого песка.

– Вопрос телезрительницы из Курска: «Я живу одна с ребенком-инвалидом, он глухой и у него эпилепсия, я одна с этим горем, в унынии. Мы верующие, и я думаю, может нам поехать в какой-то монастырь, чтобы мы были где-то нужны, потому что я замкнулась в этом горе, не вижу выхода кроме веры, и помочь некому».

– Курск – достаточно большой город, наверняка там есть несколько храмов, приходов, надо искать свой приход, своего духовника, искать общину, потому что эти вопросы решаются на уровне приходского служения милосердия. В любом приходе можно организовать несколько добровольцев, чтобы они взяли на себя этот труд милосердия и по определенному расписанию приходили помогать домой или привозили ребенка с мамой в храм. Надо обратиться в епархию, написать письмо на имя архиерея о том, что сложилась такая ситуация, и попросить помочь. Наверняка владыка адресует это письмо руководителю соцотдела Курской епархии, который займется решением этого вопроса.

– Совсем недавно в Храме-на-Крови прошел чин прославления в лике святых страстотерпца Евгения Боткина, и по благословению митрополита Кирилла теперь у сестричества появился еще один небесный покровитель.

– Да, и вообще у всех врачей появился еще один молитвенник, а также у всех болящих и скорбящих (а мы все ими являемся, еще и озлобленными, требующими помощи Божией). Евгений Сергеевич Боткин, страстотерпец, врач – так именуется вновь прославленный святой, который был явлен всей полноте Церкви в чине прославления новомучеников и исповедников Российских. Мы живем в удивительное время, являемся участниками событий прославления святых. Я на своем веку не помню такой службы и такого случая, как непосредственное участие в прославлении и явлении святого народу. Еще вчера мы молились об упокоении раба Божьего Евгения, а сегодня молимся ему: «Святый страстотерпче Евгений, моли Бога о нас».

Мы переживаем какие-то события, например перенесение мощей Симеона Верхотурского из Екатеринбурга в Верхотурье, и это событие уже написано на иконе, а лица участников – узнаваемые. Получается, что те, кто попал на икону, еще живы, изображены без нимбов, просто как участники событий. Пройдет какое-то время, будет праздник прославления страстротерпца Евгения Боткина, врача, и будет видно на иконе, какие люди стояли в храме в это время. То есть мы участники удивительных событий, и, конечно, еще одна звездочка зажглась на небосклоне Церкви.

– Одна из наших зрительниц прислала в социальной сети «ВКонтакте» поздравление всем батюшкам Екатеринбургской митрополии и жителям области с днем празднования Собора екатеринбургских святых. Мы благодарим за поздравление и напоминание об этом торжестве. Расскажите об этом празднике.

– Это день образования Екатеринбургской епархии, которая была сформирована 131 год назад – выделена из предыдущей епархии. И на этот день по благословению Святейшего Патриарха было назначено празднование Собора Екатеринбургских святых, в котором более шестидесяти прославленных угодников Божиих, в том числе и древних святых (Симеон Верхотурский), и недавно прославленных (Евгений Боткин), и царская семья, и новомученики и исповедники Российские, то есть это собрание всех святых, в земле екатеринбургской просиявших. Завтра мы будем на богослужении торжественно прославлять этот день.

Конечно, это удивительная возможность еще раз посмотреть, что мы живем на земле, по которой ходило много святых. Буквально вчера я для себя впервые открыл такую историю: оказывается, в соборе Успения на ВИЗе кроме преподобномученика Ардалиона и священномученика Сергия служил в 1922–1923 годах еще преподобноисповедник Иоанн (Кевролетин) – человек с удивительной биографией и подвигом. Это еще один близкий человек, которому мы обязательно будем молиться и побуждать к этому прихожан, обязательно расскажем им его житие. Связь с новомучениками очень близкая и тесная, именно поэтому мы прославляем святых, чтобы быть с ними в близком общении и вдохновляться их молитвами и жизненным примером.

Дорогие братья и сестры, прошу также молитв об упокоении Ольги Григорьевны Пономаревой, внучки преподобномученика Ардалиона и священномученика Сергия. Мы живем еще в тесной связи с историей. Сегодня был совершен чин ее отпевания, проводы в последний путь. Прошу в ближайшие сорок дней горячо помолиться об упокоении ее души.

 

Ведущий Дмитрий Бродовиков
Расшифровка: Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать