Духовные проблемы современной жизни

11 декабря 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель храма Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясенево. Передача из Москвы. Эфир от 10 декабря 2013 года.

 

- Здравствуйте, дорогие телезрители, в эфире телеканала «Союз» передача «Беседы с батюшкой». В студии Денис Береснев.

Сегодня у нас в гостях настоятель храма святых апостолов Петра и Павла и храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясенево архимандрит Мелхиседек.

Здравствуйте, батюшка, прошу Вас благословить наших телезрителей.

Тема нашей сегодняшней передачи – «Духовные проблемы современной жизни».

 

- Бог всех нас благословит на сегодняшнюю передачу, чтобы мы по возможности ответили на все ваши вопросы, касающиеся нашей духовной жизни.

 

- Есть такое выражение: «Слова назидают, а дела влекут», то есть всегда полезно видеть пример людей высокой духовной жизни. Скажите, пожалуйста, у Вас был опыт такого общения?

 

- Господь даровал мне радость общения со многими праведниками нашего времени: отцом Иоанном Крестьянкиным, отцом Николаем Гурьяновым, епископом Василием (Родзянко), отцом Христофором, духовником Тульской епархии, матушкой Серафимой, отцом Кириллом (Павловым). Это образцы людей, которые Евангелие исполнили в жизни.

Когда смотришь ваш замечательный телеканал, всегда думаешь о важности назидания и примера не только через патерики и книги, но непосредственный рассказ о наших современниках, обладавших бесспорным церковным авторитетом, в частности таким, безусловно, был отец Иоанн Крестьянкин. Мы тоже ездили к нему с насущными вопросами нашей повседневной жизни, и, конечно, что-то в памяти осталось, чем хотелось бы поделиться с телезрителями.

Основное впечатление, которое производил отец Иоанн – праведник нашего времени, исполненный любви Христовой. Когда я впервые переступил порог его кельи, услышал, увидел его – было впечатление, как у ребенка: «Боженька!» Такой он был весь беленький, лучезарный, любвеобильный. Когда кто-либо входил в его келью, первым было обращение к Богу, призывание Духа Святого, чтобы отвечать человеку не своими словами, но чтобы сам Бог стоял между всеми нами. Для ответов на вопросы он принимал людей перед самым отъездом из Псково-Печерского монастыря, помазывая при этом на дорогу святым маслом, давая отпить святой воды. Мог он и пошутить, чтобы поддержать человека, вызвать у него улыбку. Главное  настроение отца Иоанна было «мажорность».

       В конце восьмидесятых годов прошлого века, когда я был экономом Оптиной пустыни, приходилось затрачивать огромные средства и усилия на ее восстановление и обустройство. При этом в ней по-прежнему проживали учащиеся размещенного здесь в советские годы сельскохозяйственного училища, и не было никакой уверенности, что по прошествии некоторого времени, все не отберут обратно.

       На мой вопрос о том, насколько надо вкладываться в это восстановление, отец Иоанн ответил, что это просто необходимо - после стольких лет ожидания и надежд. И что мы обязаны показать всю внешнюю красоту Православия через восстановленные храмы, купола, пение. Вспоминая послов великого князя Владимира, мы должны понимать, что их тоже вначале поразила красота внешняя, а затем она побудила заинтересоваться внутренним содержанием. Так и мы должны максимально постараться восстановить переданное нам настолько хорошо, насколько это возможно. Однако очень важно при этом на первом месте держать молитву, покаяние, богослужение, поскольку все лучшее надо отдавать самому Богу.

В те годы отца Иоанна часто спрашивали о приближении конца света, но его «мажорность» не позволяла людям погружаться в подобные настроения. К сожалению, немало таких тех, кто живет в ожидании пришествия антихриста и конца времен, а ведь мы призваны жить с чувством постоянного присутствия Христа и с чувством, что движемся мы не к концу света, а началу будущей жизни. Ведь каждый день в Символе веры мы произносим: «чаю… жизни будущего века».

Когда в храме ко мне подходят люди и говорят, что у них умерли мать или муж, сын или брат, я всегда говорю им: «Не умерли – родились». Сперва человек недоумевает, но я повторяю: «родились в будущую жизнь», ведь наша жизнь не только здесь, на земле, мы все небожители и предназначены для вечности. Ребенок тоже рождается с трагедией и для матери, и для себя: ему перерезают пуповину – связь с жизнью. Так и в смерти – человек через трагедию рождается в жизнь вечную. Все мы же исповедуем в Символе веры: «чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Воскресение мы празднуем каждую неделю, это самый главный наш праздник, и Воскресение Господа – обещание воскресения из мертвых каждого человека.

Отец Иоанн на вопросы о конце света говорил, что мы живем не в последние, а в прекрасные времена, переживаем такой расцвет свободы, какой не было ни в царские времена, ни во времена Святейшего Синода: открытие храмов и монастырей, воскресных школ, книгоиздательств и семинарий, а ему пришлось переживать времена, когда храмы закрывались, а за веру сажали.

Мне запомнились слова, выражающие его отношение к жизни: «У меня такое ощущение, что мы сейчас купаемся в благодати». Отцу Иоанну было тогда уже восемьдесят лет, у него были разные болезни, он едва ходил, но при этом переживал чувство преизбытка благодати. Сейчас же молодой человек, жизнь которого едва началась, видит в жизни одни проблемы и живет с ощущением конца.

Мне довелось участвовать в освящении одного из храмов Армении, и я был удивлен тем, как армянское духовенство радуется буквально всему: они пели на службе, по дороге в машине, за столом, и все это на фоне чрезвычайной бедноты, царящей в стране. Меня поразила эта разница между тем, что снаружи и тем, что внутри. На вопрос о том, откуда у них такое внутреннее состояние, они сказали, что для армян отсутствие войны – это уже праздник, а все остальное - мелочи. Какое же правильное, оптимистичное отношение к жизни!

 

- Простите, отец Мелхиседек, у нас звонок телезрителя. Вопрос из Смоленска: «Я живу вдвоем с дочерью, которая больна, и меня постоянно угнетает и лишает радости мысль о том, что с ней будет после того, как меня не станет. После посещения церкви я на время успокаиваюсь, но потом вновь беспокоюсь за ее будущее. Как мне быть, может быть, надо «отпустить» эту ситуацию? Второй вопрос такой – я постоянно прошу Господа избавить меня от греха гордости, и поэтому не знаю, как правильно поступить в такой ситуации: человек, с которым мы поспорили, был неправ – мне надо промолчать или все же сказать ему об ошибке. Не будет ли это проявлением гордости?

 

- Судя по голосу, Вы достаточно молоды, поэтому дай вам Бог жить долго. Для того чтобы прожить долго, и надо побороть свою спорливость, которая есть проявление гордости. Чтобы дочь выросла, укрепилась, встала на ноги, долголетие Вам необходимо. С чем же оно связано? Всегда стараться уступать там, где можно. Всегда, если только это не связано с серьезными вопросами веры, нравственных принципов или общего дела. Тогда это будет уже не смирением, но безразличием. Если же уступка касается разговоров с друзьями и близкими, если человек не слышит аргументов, надо дождаться момента, когда он будет сам вопрошать Вас, а не стараться доказать свою точку мнения.

От всей души желаю Вам предать свою судьбу и судьбу дочери в руки Господа, и тогда Он управит ваши жизни. «Делай, что должно и  будь, что будет, а будет то, что Бог даст». Нам оставлено конкретное пожелание псалмопевца Давида «уготовихся и не смутихся», то есть, будь готов ко всякой скорби и избежишь ее. Подготовьте ее, научите хозяйственным навыкам – тем самым Вы вложите в ее будущее.

Как говорил старец Амвросий Оптинский, обязанность родителей – научить своих детей такому ремеслу или дать им такое образование, чтобы они сами смогли заработать на хлеб. Потому раньше трудовые навыки передавались от отца к сыну и дети брали пример со своих родителей. Сейчас дети хотят зачастую чего-то лучшего, чем их родители, а в итоге часто не умеют и того, что умеют родители. Может быть, если ты родился в семье врачей или военных, надо принять это как традицию и продолжить делать то, чего родители делать уже не могут.

Господь учит, что нет ничего не возглавленного, то есть, все рождается от порядка. Порядок от вопрошания, а вопрошание от соподчиненности, везде есть старшие. Спрашивай – и живи. Как говорит авва Дорофей, «спасение во многом совете». Умный всегда советуется, а дурак знает все сам.

 

- Вопрос телезрительницы из Казахстана: «Раньше было много святых, уходивших в пустыни и скиты, есть ли такие люди сейчас? Второй вопрос: у нас на улицах раздают разные книги о вере, мы не берем их, но можно ли взять Библию и читать ее?»

 

- Если бы мы жили в советские времена, то нужно было бы брать Библию, ведь тогда это была большая редкость. Сейчас в любом храме можно купить Евангелие, одобренное Издательским советом Русской Православной Церкви. В изданиях Ветхого Завета, которые раздают на улицах, может быть немало искажений, правок и неверностей. Поэтому Священное Писание мы должны приобретать только в храме Божием.

Что касается вопроса о святых, конечно, они есть и в наше время и продолжают подвиг древних святых. Но ведь и прежде о многих святых узнавали лишь конце жизни по их плодам. Мы не должны выискивать новых святых для руководства в своей жизни, ведь у нас есть примеры современных подвижников благочестия, о которых уже известно и написано, их поучения, наставления. Достаточно взять пример афонского старца Паисия, который почил в 1996 году. Изданы пять томов его бесценных поучений, в которых он отвечает на те самые вопросы, которые волнуют нас сейчас. Только что был издан шестой том, посвященный его наставлениям о молитве.

Это все проверенные, авторитетные источники, примеры тех, кто доказал свою святость жизнью по Евангелию. Надо не искать святых, а искать, как самим стать святыми. Святитель Иоанн Златоуст как-то во время проповеди обратился к пастве с таким вопросом: «Как вы думаете, где находится рай и ад?» Были высказаны разные предположения, и тогда святитель их поправил, сказав: «Рай и ад находятся где-то в глубине этого мира». Не земли, а мира. И нам надо искать не место, где они находятся, но средств, как нам избежать одного и попасть в другое.

Святыми мы можем стать и в нашей повседневной жизни. Помните, как один святой говорил своему ученику, подвижнику, достигшему уже очень многого, что он еще не достиг меры благочестия двух жен, живущих в Александрии. В то время Александрия - это крупный город, Вавилон по образу жизни горожан. И тогда подвижник отправляется в город, находит этих женщин и спрашивает, как же они достигли столь высокой праведности. Женщины не могут понять, о какой праведности их спрашивают, говорят, что ничего особенного не делают, просто живут вместе, так как вышли замуж за братьев. Вместе работают по хозяйству, кормят мужей и воспитывают детей. Особых молитвенных подвигов не имеют, как и особых добродетелей. Однако после дальнейших расспросов ученик, наконец, узнает, что за все десять лет, что эти жены прожили в одном доме, они не сказали друг другу ни одного грубого слова и даже об этом не подумали. Каким же внутренним миром они были должны обладать! Какая требовалась внутренняя работа. Кстати, Л.Н. Толстой говорил, что все люди делятся на две большие категории: одни сначала говорят, потом думают, а другие  сначала думают, потом говорят.

Авва Арсений писал: «о многих вещах я жалел в своей жизни, а о молчании никогда», и ссылался на текст Священного Писания: «Лучше пасть от острия меча, чем пасть от языка». Если рана телесная уже бы зажила, рана от клеветы или злого слова может оставлять боль гораздо дольше.

Святыми делают не места: пустыни или скиты, а повседневная жизнь по заповедям Господним и на том конкретном месте, где живешь. Поэтому Господь говорит нам: «Царство Божие внутри вас есть».

У преподобного Серафима Саровского как-то спросили, кто из их монастырской братии подвизается внутренне и духовно близок Богу. Преподобный Серафим ответил, что это отставной солдат Федор на кухне. Вопрошавшие недоумевали: этот тот, который все время на послушании в трапезной, особо не постится и не молится, а в храме бывает лишь утром, кроме того, случается и резкое слово скажет. Как же так?

И тогда преподобный пояснил, что этот солдат Федор по своей природе настолько вспыльчив, что вынужден так сильно себя сдерживать, как если бы из волка стал овцой. Он указал на тот огромный внутренний труд, который человек проделывает над собой, чтобы уступить, сдержаться, не оскорбиться. Труд, который внешне может быть никак не виден. Такому по своему характеру Федору сдержанность дается огромным трудом, а кто-то миролюбив от природы, и ему это легко, поэтому и ценна мера работы над собой. При том, что характер дается нам и может быть разным, любой характер и можно, и нужно подчинить евангельским заповедям, но для этого необходим внутренний труд.

 

- Вопрос телезрителя из Москвы: «Дочь девяти лет спрашивает меня, что такое ад и правда ли, что там черти будут на сковородках жарить. Я попытался рассказать ей про внутреннее состояние души, но она мало меня понимает. И второй вопрос: при чтении утреннего и вечернего правила или Святого Евангелия бывает так трудно молиться в иных семейных обстоятельствах, а порой случается, что  обращаешься к Богу даже со слезами. Объясните, пожалуйста, этот момент».

 

- Что такое ад, я не знаю, и не дай Бог мне это узнать. Самое трудное – это объяснять какие-то понятия детям. Все же есть одна небольшая зацепка в этом вопросе. Кто-то из святых отцов говорит: представь себе, что ты находишься в темной комнате, где нет никаких звуков, ты ничего не делаешь, не слышишь, ни с кем не разговариваешь. Так проходят час, два, три, а ты думающий, чувствующий – и при  этом в полной изоляции и во тьме. В переводе с греческого «ад» - место, лишенное света, и не столько физического, сколько Божьего.

Тьма – это отсутствие света, холод – отсутствие тепла, так же и зло – это отсутствие добра. Есть источник у света и тепла, но нет источника у холода или тьмы. Скажите дочери, что знать точно нам пока невозможно, можно лишь предугадывать. Тьма – это отсутствие источника света, то есть Бога. Можно предложить ей поставить эксперимент: сколько времени ты сможешь провести в темноте одна.

В то же время как слово рай переводится с греческого как «цветущий сад». Рай – это бесконечное богослужение, бесконечное познание, молитвы, слышание и видение Бога лицом к Лицу, уста к устам. Как говорит праведный Иов: «мои глаза, не глаза другого увидят Его во плоти… увидят Его, как Он есть». Но глаза наши будут видеть, а уши слышать такое, что сейчас мы и представить себе не можем. По словам апостола Павла, «ухо то не слышало, глаз то не видел и на сердце человеку то не приходило, что уготовал Бог любящим Его». Ад же отсутствие всего этого.

Относительно молитвы, то в ней бывает вдохновение, но бывает и его отсутствие. Конечно, отрадно, когда ум, воля и сердце соединены в одно и подчинены единому. Совсем нечасто бывает, когда душа охвачена особой благодарностью к Богу. Мы же должны благодарить Бога не только за исполнение своих желаний, а просто за то, что мы православные люди, за то, что Он есть и у нас есть шанс быть с Ним.

Пережив скорбь, в которой человек не роптал на Бога, он начинает молиться Ему не как чужой, но как свой. И своих родителей, и Бога мы должны любить вовсе не за то, что получаем от них, а лишь потому, что они есть. Ведь родители не могут нам всегда что-то давать, но это вовсе не значит, что мы от этого перестаем их любить. Есть радость и умиление в молитве – слава Богу. Нет – значит, мы должны показать Ему свой повседневный труд. Делай, что должно, и будь, что будет.

Практические же советы можно найти у святых отцов. Вы – глава семьи, начните с того, что установите конкретное время молитвы. Начинайте с главы Евангелия, чтобы настроиться, а затем читайте правило всей семьей. Если есть маленькие дети, то с ними читайте кратко, потом дочитаете сами, но очень важно, чтобы семья молилась вместе.

 

- Вопрос телезрительницы из Перми: «Как перейти от любви душевной к любви духовной, чтобы из пристрастия к человеку выросла настоящая духовная любовь».

 

- Мы настолько не духовные люди, что нам надо хотя бы научиться, по словам апостола Павла, «любить не словом или языком, но делом и истиной». Владыку Антония (Сурожского) как-то спросили, как достичь духовной жизни, и он ответил  вопрошавшему, что у того еще нет душевной, человеческой жизни. Сначала надо научиться любить по-человечески, потом душевно, а затем уже и духовно. Как говорил преподобный Амвросий Оптинский, если нет любви, то делай дела любви, и тогда она придет.

 

- Большое спасибо Вам, отец Мелхиседек,  за Ваше участие в передаче.

- Мир всем и Божие благословение и духовной, духовной любви.

 

Гость передачи: архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

Ведущий: Денис Береснев

Расшифровка: Юлия Подзолова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать