Беседы с батюшкой. Страстная седмица

10 апреля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы о Страстной седмице отвечает насельник Сретенского ставропигиального мужского монастыря, преподаватель Сретенской духовной семинарии иеромонах Андроник (Пантак).

– Прежде всего я хотел бы поздравить Вас с Вашей священнической хиротонией. Последняя наша встреча состоялась, когда Вы еще были в сане иеродиакона. Очень приятно, что Вы стали батюшкой и можете исполнять напрямую Ваше священническое служение и Вашу проповедь.

Сегодня мы посвятим вечер Страстной неделе. Попытаемся ее отразить, почитаем Писание, обсудим некоторые евангельские моменты и общие вопросы. Первый вопрос самый простой: что означает Страстная седмица для православного христианина?

– Страстная седмица – особенное время, радостное, потому что это время ожидания Пасхи. Строго говоря, заканчивается Великий пост: в пятницу перед Лазаревой субботой; и наступает особое постное время – предпасхальное. Мы, переживая эти события – и предательство Спасителя, и Его смерть, – понимаем, чем это все закончится. Поэтому когда наступает Лазарева суббота, когда священники одеваются в белые облачения, мы уже ощущаем  веяние Пасхи, потому что воскресение Лазаря – особая воскресная служба, которая напоминает нам, что воскресение Христа уже близко.

Вообще само воскресение Лазаря – это уверение в том, что воскресение возможно. Интересно, что Лазарь-то воскресает не с помощью молитвы (как в древности пророк Илия и пророк Елисей, долго молившись, смогли воскресить людей), не при помощи прикосновения, как Господь это раньше делал с сыном наинской вдовицы и с дочерью Иаира, нет; Господь просто говорит слово, и Лазарь, услышав слово Бога, выходит из гроба.

Строго говоря, Страстная седмица, или Цветоносная неделя, как ее называют в нашем богослужении, начинается с Лазаревой субботы. В древности именно с Лазаревой субботы и Вербного воскресенья начиналась уже Цветная Триодь (она поэтому и называется Цветной, что начиналась с этих цветоносных дней – Лазаревой субботы и Входа Господня в Иерусалим). Когда Господь входил в древний город, Ему постилали под ноги одежды и ветви деревьев и цветы. Также и сейчас мы приходим с вербой, с цветами. Эта Цветоносная неделя дала название богослужебной книге песнопений, которые мы будем слышать вплоть до дней Пятидесятницы.

На Страстной седмице, в это особое время, первые три дня посвящены событиям проповеди Христа, когда Он находится в Иерусалиме. С вечера среды, когда начинаются особые службы, посвященные Великому Четвергу, мы уже вплотную приближаемся к событиям Тайной Вечери, распятия Христа, Его пребывания во гробе, схождения во ад и воскресения.

– Мы попытаемся сегодня поговорить о первых двух днях; может, чуть затронем оставшиеся, но это будут общие моменты.

Думаю, можно начать с сегодняшнего дня – Великого Понедельника. Иисус приходит в Иерусалимский храм, и происходит изгнание торговцев. Но из евангельского сюжета мы помним, что Спаситель три года приходил на пасху; и в первый раз Он изгнал торговцев…

– …Да, это в Евангелии от Иоанна говорится, в первой главе.

– …и в последний, а во второй не изгнал. Почему так случилось?

– Вообще изгнание торгующих из храма происходит в сам день Входа Господня в Иерусалим. Судя по всему, это было ближе к вечеру, так что это можно рассматривать, наверное, как события Великого Понедельника (потому что день в церковном календаре как сейчас, так и тогда начинался с вечера). Действительно, Господь приходит в Иерусалим на пасху трижды. Евангелист Иоанн говорит, что в первый год, когда Он пришел, Он изгоняет торгующих из храма, а остальные евангелисты-синоптики говорят, что Он в третий год их изгнал. Получается, что во второй год, когда Господь пришел на пасху, Он вошел в храм и не было необходимости никого выгонять. Здесь действительно вопрос: почему в первый и третий год нужно было выгонять торгующих, а во второй год их не было совсем?

На самом деле при храме всегда была торговля. Связано это с тремя вещами. Первое – то, что языческие деньги нельзя было проносить внутрь храма. Причина очень простая: на деньгах Римской империи изображался или император, или языческие боги. Император в какой-то степени считался или божеством, или неким подобием божества. Соответственно, эти изображения вносить на территорию храма было нельзя, поэтому иудеи договорились с римской властью, что они будут обменивать при храме римские деньги на специальные священные шекели, ходившие только внутри храма, на них не было этих изображений. При храме постоянно были меновщики, обменивавшие эти деньги.

Смысл обмена был не в том, чтобы нажиться на курсе валют, а в том, чтобы дать возможность человеку в храмовом пространстве пожертвовать эти деньги в храмовую сокровищницу, приобрести на них какие-то необходимые вещи для домашней молитвы (как сейчас в наших церковных лавках) или животных для жертвоприношений. Зачастую людям было тяжело везти с собой животное, ведь на большие праздники, в первую очередь на пасху, люди собирались из разных уголков Иудеи и даже из-за границы. Иудеи в рассеянии приходили на эти праздники. Конечно, везти с собой животное за столько километров  было очень тяжело. Поэтому при храме продавали жертвенных животных; человек мог, придя в храм, приобрести голубя или овцу и совершить положенное жертвоприношение. На пасху это был ягненок.

Так вот, торговцы всегда были при храме, но располагались они обычно на прихрамовой территории, территории Храмовой горы. Меновщики могли стоять в галерее вокруг храма –это крытая галерея, где был притвор Соломона, где Христос часто проповедовал. А Он там часто проповедовал, потому что в притвор Соломона можно было входить и язычникам. Дальше в храмовое пространство могли входить только верные, иудеи. А храмовое пространство состояло из трех частей: это святая святых (где некогда находился ковчег Завета, к этому времени уже утерянный), куда заходил первосвященник раз в год; святилище, куда заходили только священники; молитвенный двор. И в этом молитвенном дворе обычно совершались жертвы, происходили всесожжения. В этом молитвенном дворе находился народ во время богослужения. По Божьему завету в молитвенном пространстве мог находиться только жертвенник и больше никаких посторонних вещей там быть не могло. Через храмовую территорию даже запрещалось проносить вещи, то есть невозможно было, выйдя из галереи, пройти через двор, неся какую-то вещь, обязательно обходили по внешней стороне, чтобы не проходить в молитвенное пространство.

И вот Господь приходит в первую свою пасху в храм – и что видит? Меновщики и продающие голубей и прочих животных стоят не на прихрамовой территории, не в галерее, а прямо в молитвенном дворе. Действительно, это вопиющее безобразие. Это можно сравнить с тем, как если бы мы пришли в храм и церковные лавки, которые обычно находятся где-то в притворе, сбоку, в углу, стояли бы прямо перед иконостасом. Вот примерно то же самое произошло, когда Господь пришел в храм на первую Свою пасху. Конечно, Он делает бич и выгоняет всех меновщиков и торговцев из молитвенного пространства и говорит: написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников (Мф. 21, 13).

На второй год, когда Господь приходит в храм, Он застает меновщиков и торговцев в положенном месте. Никто не стоит в храмовом пространстве, никто не оскверняет молитвенное пространство храма посторонними делами. Но когда Господь приходит в храм в третью пасху, перед Своими страданиями, Он опять застает ту же самую картину.  Меновщики и торговцы прошли в молитвенный двор, и Он их из этого молитвенного двора выгоняет.

Некоторые превратно толкуют это место, говоря, будто Христос вообще сказал, что при храме никакой торговли быть не может.

– Этим обычно пользуются наши оппоненты.

– Даже церковные люди, читая это, начинают смущаться, сомневаться: а как свечи в храме покупать…

– …Устроили бизнес.

– … Да, книги. Как может быть при храме торговля, если Господь изгонял торговцев из храмового пространства? Но действительно, если бы церковная лавка стояла  у нас где-нибудь перед иконостасом или в центре храма, надо было бы сделать бич и всех выгнать. Именно поэтому церковные лавки ставятся или в притворе, или где-то сбоку, чтобы не мешать молитве. Этим сохраняется молитвенное пространство храма, внутри которого действительно не может быть никаких товарно-денежных отношений. То есть по храму нельзя расставить лавочки и товары.

Когда Господь выгоняет торгующих, иудеи, конечно, очень возмущены. На следующий день они Его спросят, по какому праву Он это делал. Но Господь отвечает им красиво: «Я вам отвечу, если вы Мне скажете: крещение Иоанна Крестителя было от человеков или от Бога?» Они думают: «Если мы скажем, что от человеков, народ нас не поймет, потому что Иоанн Предтеча явно пророк, и все это знают. А если мы скажем, что от Бога, Христос нас спросит,  почему мы тогда не крестились от него». И они отвечают: «Мы не знаем». Господь же говорит: «Ну и Я вам не скажу, какой властью Я это делаю».

А вечером в день, когда Господь входит в Иерусалим, Он уходит опять в Вифанию – туда, где воскресил праведного Лазаря, для того чтобы ночью можно было спокойно помолиться и немного передохнуть перед следующим днем. И вот наступает уже утро понедельника.

– Здесь как раз нужно упомянуть смоковницу, которую Господь проклял. Почему это происходит?

– Утром понедельника Господь с апостолами возвращается в Иерусалим. Он видит смоковницу, на которой нет плодов, потому что, как написано в Евангелии, «не время было собирать с нее смоквы». Очень интересно. И Господь проклинает ее: да не будет же впредь от тебя плода вовек! (Мф. 21, 19). Евангелист Матфей пишет, что смоковница тотчас засохла. Но евангелист Матфей – как иконописец. Он очень свободно обращается со временем. Он может события разных дней совместить в одно, чтобы не заниматься лишним описанием, которое будет отвлекать. А вот евангелист Марк указывает точно: Господь проклял смоковницу, а на следующее утро ученики увидели, что она засохла. И у многих верующих также возникает вопрос: зачем, собственно, прокляли дерево, кому оно мешало?

Здесь важно понимать, что такое проклятие. Библейское слово «проклятие» и то понимание, которое мы сейчас вкладываем в него зачастую, – совсем разные вещи. Библейское проклятие  не какой-то магический акт, который программирует будущее человека на зло. Библейское проклятие – это пророчество. То есть когда пророки проклинают кого-то, они, по большому счету, говорят: если вы будете продолжать жить так, как вы живете (как пророк Иона сказал ниневитянам, что через сорок дней у них все будет плохо), нечестиво, то с вами будет то-то и то-то. Вот это называется библейским проклятием. Также и библейское благословение – это тоже пророчество. Это не программирование будущего, а констатация факта. Если ты будешь продолжать жить благочестиво перед Богом, то Господь открывает, что с тобой и твоими потомками будет то-то и то-то.

Проклятие смоковницы, важно понимать, – это библейское проклятие. То есть Господь не делает так, чтобы смоковница засохла, потому что мы из самого Священного Писания знаем, что Он трости надломленной не преломит и льна курящегося не угасит, как написано у пророка Исаии (Ис. 42, 3), что действительно исполнилось на Христе. То есть Он даже дереву не может причинить вред. Поэтому Христос констатирует факт, что она засохнет. И ученики с удивлением видят: действительно, она засохла. Но тут другой вопрос, что это значит?

– Собственно, в этом и есть вопрос.

– И в чем проблема, если было не время собирать смоквы? Во-первых, начнем со смысла. Смоковница, конечно, обозначает человека, который не приносит Богу плод. Причем на ней есть листья, это очень интересно. Представим себе дерево, на котором нет листьев. На дереве, на котором нет листьев, не может быть плодов. А на дереве с листьями может быть и так, и так. Так вот, листья обычно обозначают внешнюю жизнь с Богом, молитвенную жизнь, исполнение заповедей, выполнение необходимых библейских требований. А плоды как раз означают плоды, которые мы должны приносить, делая это все. Плоды перечислены апостолом Павлом – плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22–23). И эти плоды духа – то, что естественно должно рождаться у человека, живущего христианской жизнью.

Бывает так, что некоторые люди начинают очень хорошо, очень правильно выполнять религиозные нормы – молитвенные, ограничительные, нормы поста. Но забывают о главном смысле всех этих правил: помочь человеку находиться в постоянном общении с Богом и в исполнении двух главных заповедей – любви к Богу и любви к ближнему. Если человек исполняет внешнее и не заботится о внутреннем, он похож на дерево, на котором много листьев и нет плодов. Но поскольку (это тоже интересно) нет дерева, которое могло бы плодоносить без листьев, этот рассказ про смоковницу нам показывает, что для человека важны и плоды, и внешние действия, потому что без внешней помощи, без исполнения, без того, чтобы заставлять себя молиться, без поста, необходимых аскетических деланий в рамках мирской жизни не может человек принести плода. Ведь если на дереве нет листьев, то на нем не может быть и плодов.

Другой вопрос, почему к смоковнице такие претензии, если не время собирать смоквы? Важно понимать, что словом «смоковница» в Евангелии называются немного разные плодоносящие деревья. Смоковница – это не только оливки. Смоковницей также называли, например, инжир. А плоды инжира сохраняются с прошлого года. И когда Господь приходит к смоковнице, то видит, что на ней нет ни нынешних плодов, потому что еще не время, ни прошлогодних. Соответственно, она вообще не приносит плода. Она стоит у дороги (это не чья-то территория, где специально собирают смоквы). Господь говорит: поскольку ты не плодоносишь, от тебя не будет плода вовек. Скорее всего, Господь знал, какая конкретно смоковница засохнет, и подошел именно к ней, чтобы показать, что бывает с человеком, который встречается с Богом (умирает) и оказывается, что на нем нет плодов. Он засыхает, лишается духовной жизни, радости общения с Богом. На следующее утро ученики действительно видят, что смоковница засохла, и говорят: Господи, как же так, Ты сказал, и она действительно засохла! Они до сих пор удивляются тому, что все, что говорит Христос, происходит.

Господь же говорит: имейте веру Божию. Это тоже очень интересные слова. У нас сейчас многие люди имеют веру во все что угодно, начиная от гороскопов и заканчивая программированием реальности («мысли материальны», «импульсы во вселенную» и так далее). А Господь говорит: имейте веру Божию. То есть веруйте так, как Господь вам открывает. Тогда даже если вы горе скажете: пойди ввергнись в море, – она встанет и пойдет. Причем в церковной истории были такие случаи, когда горы двигались. Один из них очень интересно описывается в патерике. Два старца общались, и один говорит: «Да, оскудела вера нынешняя, ведь Господь говорит в Евангелии, что если кто, имея веру хотя бы с горчичное зерно, скажет горе сей: встань и двигнись в море, – она встанет и пойдет». Потом, увидев, что гора действительно начала двигаться, он сказал: «Стой, не тебе говорю!»

В святоотеческом комментарии на это место встает очень серьезный вопрос: если верующий хотя бы с горчичное зерно, то есть с вот такую маленькую точку (показывает щепотью), может двигать горы, то или мы неверующие, или что-то здесь не так. Ведь если мы не имеем веры даже с горчичное зерно,  тогда зачем мы в Церкви? А если мы ее имеем, почему не двигаем горы? Очень интересный ответ есть в толковании на Евангелие. Господь, конечно, дал бы нам силы двигать горы, но есть одна проблема. Если мы вдруг начнем творить чудеса, во-первых, сильно изменится ландшафтный дизайн Земли. Но важно еще, если мы вдруг начнем творить физические чудеса, то практически все начнут думать: я такой молодец, я уже достиг вершин духовности! А для Бога очень важно, чтобы человек не погиб. Он зачастую не дает нам каких-то духовных дарований не потому, что мы недостойны, а потому что это будет нас отвлекать от главного. Поэтому некоторые святые даже просили у Бога отнять у них, например, сладость на молитве или ощущение какой-то благодати, которое их пронизывало, потому что они начинали отвлекаться от дела молитвы на себя, свои чувства, состояния. Из-за нашей гордости мы не двигаем горы. А вера у нас все-таки, слава Богу (с горчичное зерно как минимум), есть. Потому что если бы ее совсем не было, то мы бы и не были в Церкви.

– Следующая притча – о двух сыновьях.

– Здесь можно коротко ее вспомнить. Отец посылает двух сыновей, и один говорит: да, я все сделаю, прямо сейчас пойду. Он проникся этим, осознал это, пошел. Выходит из комнаты и никуда не идет. А другой говорит: ну нет, как-то не хочется, тяжело. Потом выходит и понимает, что все-таки надо все сделать, идет и выполняет работу, которую отец ему дал. И Господь говорит: как вы думаете, какой из них исполнил волю отца? Естественно, все ему отвечают, что второй. Господь говорит: собственно, и вы поступайте так же.

Посмотрим ближе к тексту Евангелия: отец посылает их в виноградники (а виноградник – обычно указание или на народ Божий, или на собственную душу; здесь, скорее, про душу). Господь говорит, что поскольку второй сын исполнил волю отца, то мытари, грешники и блудницы вперед вас идут в Царствие Божие (Мф. 21, 31). Они сначала свою жизнь погрузили в грех, потом осознали, что делают, покаялись перед Богом, изменились и вперед вас идут в Царствие Божие, потому что вы перед Богом говорите: да, мы готовы исполнять заповеди, мы Тебя любим и почитаем, – а на самом деле не делаете того, что Господь просит. Поэтому мытари и блудницы вперед вас идут в Царствие Божие.

Кстати, здесь указывается, что народ, особенно книжники, похожи на детей, которые говорят: мы вам играли веселые песни, почему вы не плясали? мы пели грустные песни, вы не плакали. Вы непонятно чего хотите. Пришел Иоанн Предтеча, не ест, не пьет, постится, аскет, а вы говорите: в нем бес. А пришел Сын Человеческий, ест, пьет, о Нем говорят: вот, любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. То есть Он говорит: на вас не угодишь, – и сравнивает этот народ как раз с первым сыном.

– Продолжаем. Дальше идут события Понедельника – притча о злых виноградарях.

– Да. Дальше в процессе учения в храме Господь рассказывает притчу о злых виноградарях. Господин сделал виноградник, огородил его, создал оросительную систему и поставил виноградарей. Под ними, конечно, подразумеваются начальники народа иудейского, которые должны были вести народ Божий к времени принятия Мессии. И вот, говорит, эти виноградари вдруг решили забрать все себе – и начали убивать слуг, которых посылал господин. Из толкования Писания мы знаем, что это пророки, ветхозаветные праведники, которых убивали за то, что они пытались наставлять людей в Законе Божием. Редкий пророк не был убит. Потом господин думает: пошлю я сына своего единородного, чтобы устыдить этих людей. А злые виноградари говорят себе: вот, идет наследник, если мы его убьем, виноградник будет наш. Очень странная логика. Почему они так решили, непонятно. Так размышлять может только человек, совсем не дружащий с головой. Они убивают сына господина.

Христос говорит: как вы думаете, что господин сделает с этими виноградарями? Ему отвечают: перебьет их, а виноградник предаст огню. (Ищет в Евангелии.) …Сейчас мы следим по Евангелию от Матфея. Эти события описываются и у евангелистов Марка и Луки, меньше – у Иоанна Богослова, потому что он дает больше бесед Христа с учениками. Итак, евангелист Матфей в 21-й главе (стихи 41–43) пересказывает слова Христа таким образом. Господин злодеев этих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои (немножко перегнул с тем, что «предаст огню»). Господь говорит: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главой угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу,  приносящему плоды его.

В этот момент книжники поняли, что Он говорит притчу про них. Они оказались в странной ситуации – сами себе сказали приговор. Сказали, что этих злых виноградарей должно предать смерти, а виноградник передать другим. Господь говорит: камень, который отвергли строители (это пророчество из Ветхого Завета, точнее из Книги пророка Исаии, 28-я глава), – конечно, он говорит про Себя. Его отвергли эти строители, которые были поставлены строить здание народа Божиего, и вдруг внезапно Он окажется главой угла. Он внезапно окажется Мессией, Спасителем, Богом. Более того, когда Господь говорит притчу о виноградарях, Он указывает на то, что многие из этих книжников, начальников знают, Кого они готовы предать на смерть. Но ради того чтобы оставить свою власть над народом, чтобы получать с народа деньги и авторитет, они готовы даже Мессию, Которого так долго ждали, предать на смерть, только бы сохранить за собой право получать дивиденды.

Эта притча, конечно, относится и к нам, потому что в Евангелии большинство притч имеют отношение не только к историческим событиям, но и к человеку. Каждого из нас Господь ставит на виноградники нашей души. В принципе, из этой притчи мы можем увидеть то же самое, что из рассказа о смоковнице. Человеку необходимо приносить Богу плод, тогда возделывание виноградника его души будет не напрасным. А если придет господин и спросит, где результат работы, и человек окажется без плода, получается, он не выполнил задачу, на которую его ставили.

– Очень интересно! Вроде бы каждый год повторяется сюжет, все в принципе известно, и проповеди слышишь, передачи порой смотришь, но все равно каждый раз все это актуальней и актуальней. В каждую веху жизни Евангелие объясняет тебе какие-то жизненные поступки, и каждый раз по-разному ощущаешь это. Самое удивительное, я заметил это по себе. Буквально недавно прочитал почти все Евангелие от Матфея, готовился к одной беседе по нему. Несколько раз его читал, но все равно забывается. То есть важно именно читать постоянно…

– Да, очень важно. Вообще Страстная седмица дает повод для того, чтобы обратиться к чтению отрывков, связанных с днями этой седмицы, потому что Евангелие действительно очень глубоко, если его читать вдумчиво и, как говорит преподобный Серафим, толковать как бы для себя, то есть не просто прочитывать, а еще объяснять самому себе, что прочитал. Это дает очень много. Еще больше дает обращение к святоотеческому толкованию и размышление над этим толкованием. У нас есть возможность в дни Страстной седмицы спокойно и размеренно читать отрывки, связанные с каждым днем, перед богослужениями, чтобы, во-первых, глубже понимать песнопения, которые будут на службах, а во-вторых, спокойно «переваривать», носить в себе слова Христа, Его притчи, заповеди и находить в них духовную пищу, которой наше сердце все время так жаждет.

– Продолжим нашу беседу. Следующая притча – о брачном пире.

– Притча о званных на брак, о брачном пире также дается у разных евангелистов. Евангелист Матфей пишет: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти (Мф. 22, 2–3). Потом он посылает других рабов и говорит званым: я уже приготовил обед мой, тельцы откормленные заколоты, все готово, приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их (Мф. 22, 5–6).

Евангелист Лука рассказывает еще более интересные подробности. Один человек начал говорить: я купил дом и не могу пойти. Другой говорит: я приобрел волов и не могу пойти. Третий говорит: я женился, но еще не пожил с женой. А мы обычно читаем и думаем, что они назвали какую-то причину. Но ведь на самом деле причины абсурдные. Их зовут на праздник. Тот, кто женился, во-первых, может прийти с женой, а во-вторых, на один вечер может разлучиться со своей женой, ничего страшного не произойдет. А те, кто приобрел дом и волов, вообще что-то странное говорят. Как это может быть причиной не пойти на праздник?

И здесь очень интересный момент: эти люди выдвигают причины, которые в Ветхом Завете были причинами для того, чтобы не идти на войну. Почему разгневался господин? Не только потому, что они схватили и убили каких-то рабов, но и потому, что эти дорогие гости, которых заранее звали, которых хотят видеть на этом пиру, представляют такие причины, будто их зовут не на праздник, а на войну. В Ветхом Завете на самом деле было три причины, по которым можно было не идти на войну: приобретение имущества, которое ты еще не использовал; вступление в брак (и ты еще не жил с женой, не вкусил всех радостей и горестей семейной жизни, так что тебя еще «не тянет» на войну (шутка, конечно)); третья достаточно простая – можно было просто сказать: «я боюсь».

– Если бы так можно было в военкомате говорить…

– Да, но это, конечно, покрывало человека позором, потому что считалось (и так было), что с народом Божиим выходит Сам Господь на войну. Если ты говоришь, что боишься, то ты не веришь в Бога, ты маловерный. И вот эти люди не используют только третью причину. И первую, и вторую они с удовольствием используют. «У нас тут имущество, мы не пожили нормально, а у меня тут жена…» Так ничто ведь не мешает прийти на праздник! Но они выдвигают такие причины, будто их зовут на войну. Это парадоксально и удивительно. Тогда господин велит набрать по канавам, по проселочным дорогам всех, кого найдут слуги, и привести на брачный пир. Конечно, это говорится про народы. Иудейский народ был зван на этот пир, многие туда не пришли, не узнали Мессию, не захотели быть с Ним, принять спасение от Христа. Тогда Господь говорит в Евангелии: так соберутся от запада и востока, севера и юга, и возлягут во Царствии Божием (ср.: Лк. 13, 29). Также языческие народы, в том числе и наш, который стал христианским в свое время, приходят на то место, которое изначально было приготовлено для народа святого, народа Божиего, и мы становимся сыновьями Авраама по вере через Христа.

На брачном пире тоже происходит интересное событие. Один человек пришел не в брачной одежде. Господин видит этого человека и велит его бросить во тьму кромешную, где плач и скрежет зубов. Встает вопрос: людей собирали по канавам – говоря современным языком, бомжей. Откуда у всех остальных брачная одежда? На самом деле была традиция – при входе на праздник входящему выдавалась чистая одежда. То есть приходящий человек мог не заботиться о том, чтобы нарядиться, потому что в дороге можно испачкаться, может быть пыль, у человека может не быть брачной одежды. Поэтому при входе на пир, особенно у богатых людей, всегда была брачная одежда, которую человек надевал и в ней входил на брак. И вот все эту одежду взяли, а один пренебрег, и этим он показал, что пришел не разделить праздник, а просто поесть, заняться своими делами.

Этот брачный пир, конечно, указывает и на Евхаристию, на Причастие. Человек, который пришел без брачной одежды, – это человек, который приходит не для того, чтобы соединиться со Христом, а за какими-то корыстными целями. Нам надо бы над этим работать, потому что время от времени мы думаем: надо причаститься, потому что у меня в жизни все не так. Но в первую очередь надо причаститься, потому что это заповедь Христа. Он говорит: сие творите в Мое воспоминание (когда говорит про Чашу: приимите, ядите, пийте от нея вси…). Это заповедь. А мы думаем: ну нет. И начинаем придумывать отговорки.

– Я недостоин…

– Ну, недостоин – это что-то естественное, это самая универсальная отговорка, но мы всегда недостойны. Можно сказать: я не дочитал правило. Можно еще что-нибудь придумать. Все эти отговорки очень похожи на то, будто нас зовут не на праздник, а на тяжелую работу или на войну, и мы начинаем искать причины, бегать по врачам, чтобы сделать себе липовую справку про то, что у нас язва, чтобы нас не забрали вдруг внезапно причащаться. Притча о званных на брак как раз говорит нам о том, что не нужно искать повода и причины, чтобы не причащаться. Нужно, наоборот, искать повод и причины, чтобы причаститься Христу, потому что все наши обычные благочестивейшие уважительные причины на самом деле оказываются похожими на те, которые мы видим в Евангелии. Вроде человек причину представил, а она какая-то совсем дурная.

Притча заканчивается тем, что Господь говорит: много званых, а мало избранных (Мф. 20, 16). Нам важно оказаться этими зваными, которые услышали зов Христа и пришли к Нему на брачный пир, не пренебрегают им.

– И стали избранными.

– Да.

– В первые дни Страстной седмицы за богослужением звучит песнопение «Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща…» Это мы слышим сегодня во всех храмах нашей Церкви. Что это за песнопение, к чему относится, как оно появилось, в чем смысл того, что мы слышим в храме?

– Когда Господь проповедует в Иерусалимском храме, Он говорит еще и о грядущей судьбе Иерусалима, его разрушении, а также о Своем Втором Пришествии, которое произойдет внезапно, как молния от края неба до края. Об этом Втором Пришествии Господь говорит, что человек должен быть всегда готов к тому, что внезапно наступит окончание времен и Пришествие Божие. В связи с этим он дает две притчи. Первая притча – про домоправителя, которого господин ставит над своим домом. Эта притча как раз непосредственно связана с песнопением «Се, Жених грядет в полунощи…» Господин оставляет домоправителя, и домоправитель может жить по-разному. Он может сказать: «Господин придет не скоро», – и начать бить слуг, проедать имущество, заниматься финансовыми махинациями и так далее. А другой человек, праведный домоправитель, скажет: «Не знаю час, в который придет господин», – и будет содержать все в идеальном порядке, чтобы господин мог вернуться в любой момент и застать все готовое: и квартира готова, и все слуги ухожены и довольны. Господь говорит: блажен раб, который не спит и не расслабляется духовно, а каждый день готов ко встрече со своим господином.

Но почему «Се Жених»? Указание на то, что Христос – Жених, отсылает нас ко следующей притче Спасителя – о десяти девах. Эта притча рассказывает о том, что десять дев были позваны на брак. Была такая традиция, когда девы шли со светильниками на брак. Пять из них, мудрые, взяли с собой на всякий случай дополнительное масло (согласно толкованиям – это христианские добродетели), а другие налили себе лишь столько, сколько им было нужно в светильники. Случилось так, что жених не пришел, когда его ожидали, задержался. У мудрых дев масло оставалось, а у дев юродивых (дурных по-русски) стало заканчиваться. Они просят мудрых дев: дайте нам своего масла. Мудрые девы отвечают: мы бы дали, но так не хватит ни нам, ни вам, и вхождения со светильниками на брак тогда не будет. Идите к продающим. Девы побежали к продающим, а уже ночь, все двери закрыты,  торговцы не работают. Получилось, что когда пришел жених, его ждали только пять мудрых дев, которые с ним и вошли на брак.

Эта притча говорит о том, что человеку необходимо иметь в себе плоды, христианские добродетели, всегда, не время от времени, не от причастия к причастию вспоминать о духовной жизни, а постоянно стараться пребывать в богообщении, в усердии христианской жизни, чтобы Господь мог Себе позволить в любой момент прийти и застать нас в хорошем состоянии и ввести в Царствие Божие. Юродивые же девы пришли к дверям, начали стучаться, но им сказали: извините, мы вас не знаем. Они уже не смогли войти на брачный пир.

Итак, песнопение «Се, Жених…» объединяет в себе эти две притчи – о верном домоправителе и о десяти девах. Поэтому Христа мы называем Женихом, Который приходит на брак, Которого мы готовы встречать. Кстати, каким домом управляет домоправитель? Каждый из нас домоправитель. У нас есть свои слуги – наши чувства, разум, наша воля. Это слуги, которые действительно помогают нашей личности сохранять свой внутренний дом, для того чтобы пришел Господин. Этих слуг мы можем использовать не по назначению – потакать греховным страстям. Получается, тогда мы как бы бьем этих слуг, неправедно с ними обращаемся, и когда придет Господин, Он застанет наш дом (Свой дом на самом деле, потому что мы все храм Духа Святого, как говорит апостол) неубранным, в полном бардаке. Это будет нехорошо. Поэтому песнопение как раз призывает нас всегда быть готовыми представить Богу себя как дом Божий, предназначенный для Бога, в нормальном, хорошем состоянии, когда все наши силы души по крайней мере стремятся быть с Богом и когда мы не забываем о христианской жизни.

– Конечно, мы некоторые моменты опускаем (притчу о талантах, например)… Надеюсь, наши телезрители ее могут прочитать и сами, эта притча очень известна, да и времени у нас нет на самом деле.

– Подробно Евангелие можно рассматривать бесконечно…

– Последний вопрос, думаю, все-таки надо озвучить и ответить на него. Вопрос простой, но его постоянно задают: для чего нужны были крестные страдания Христа? Почему нельзя было этих фарисеев Христу поразить Своим могуществом, все это как-то объяснить, наладить? Нет, надо было говорить притчи, претерпеть смерть на кресте. Почему?

– Действительно, очень серьезный вопрос. Мог ли Господь просто взять и спасти людей? Просто из того, что Он пришел на землю и все это сделал, – не мог. Сложно говорить про  Бога, что Он что-то не мог, но единственный камень, который Господь двинуть не может, – это люди со своей свободной волей. Про крест можно говорить очень долго и рассматривать это с разных сторон, но одно из наиболее ярких объяснений  рассказ о том, как Господь обманул дьявола. Один из святых, который об этом подробно пишет, – святитель Григорий Палама. В своей проповеди на Великую Субботу он подробно рассказывает, как свершилось спасение. Это один из самых удачных рассказов.

С одной стороны, мы можем рассматривать крестные страдания Христа как исцеление человеческой природы. Об этом много говорят, и в принципе с этим можно ознакомиться самостоятельно. Но есть еще и другое воззрение, очень интересное и хорошо объясняющее смысл этих страданий. Когда Господь пришел на землю, Он изначально пришел для того, чтобы умереть на кресте. Это мы видим из беседы с Никодимом, когда Он говорит: как Моисей вознес змия в пустыне, так должно быть вознесену Сыну Человеческому (ср.: Ин. 3, 14), потому что Моисей вознес змея на деревянном возношении в форме креста. Это было знамя в форме креста, на нем висел медный змей, глядя на которого, с верой в Бога люди исцелялись. Никодим, будучи книжником, законником, должен был это помнить. То есть Господь еще в первый год Своего служения указывает, какой смертью Он умрет – именно смертью на кресте.

Так вот, когда Господь приходит, Он знает, к чему идет, к чему стремится, и обойти крест было невозможно. Почему? Когда в раю Адам и Ева согрешили, произошла страшная трагедия – люди добровольно заболели грехом. Добровольно. Они не захотели покаяться. То есть здесь была задействована человеческая воля. А поскольку Адам и Ева тогда составляли все человечество, то все человечество и подпало под грех, и все их потомки, и мы до сих пор рождаемся с последствиями этого первородного греха. А последствия заключаются в том, что духовная жизнь (или благодать, или внутренняя жизнь Святой Троицы, Царствие Божие, – можно называть это по-разному, это синонимы) не может проникнуть внутрь человека. Дух человеческий помрачен, а дух отвечает именно за то, чтобы благодать проникала внутрь сердца человеческого, внутрь его души. Если благодать внутрь не проникает, то человек не может почувствовать райского состояния. Он не может почувствовать состояния Царствия Божия.

Ветхий Завет – это период, когда все люди находились в состоянии тоски по Богу. Самое лучшее, что они могли получить, – спуститься в ад на лоно Авраамово, где не было мучений, было некоторое утешение от Бога, но была эта тоска и ожидание пришествия Мессии, Который наконец вернет людей в богообщение. Конечно, такая ситуация Бога не устраивала. Люди-то призваны к блаженству, а они сходят во ад. Тогда Христос приходит на землю.

О том, что Христос  воплощенный Сын Божий, знают только ангелы Божии. Об этом также знает Богородица, но, как мы видим в Евангелии, Она не до конца это понимает сначала. Она складывает это в сердце Своем, а потом уже постепенно сознает. А демоны и дьявол не знают о том, что воплотился Бог. Это очень важный момент, потому что когда дьявол искушает Христа в пустыне, он спрашивает: если Ты Сын Божий, сделай то или то. Сынами Божьими называли и праведников, но дьявол, провоцируя Христа, хочет узнать, Кто Он на самом деле – человек или ангел. Конечно, представить себе, что это Сам Бог пришел на землю, дьявол вряд ли мог,  хотя бы из-за того, что он такой любви Божией к людям понять не может. Как это Бог может стать Человеком? Но дьявол понимал: что-то тут не так, не простой это Человек.

И он Его провоцирует (ср.: Мф. 4, 3–10): «Если Ты Сын Божий, сделай, чтобы камни сделались хлебами». Господь ему отвечает, что написано: не хлебом единым будет жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Он не ответил ни да, ни нет,  Сын Он Божий или не Сын Божий, но вроде как ответил на вопрос. Дальше дьявол Ему говорит: «Бросься с крыши храма, потому что написано: на руках возьмут Тебя, да не преткнешься о камень Твоей ногой». Христос отвечает, что написано также: не искушай Господа Бога Твоего. Опять же Он не говорит ни да, ни нет, но отвечает на вопрос. Тогда дьявол идет ва-банк, просто провоцирует: «Вот, показываю Тебе все царства мира, Тебе их дам, если Ты, павши, поклонишься мне». На что он рассчитывает? Если это святой человек, он, конечно, возмутится и скажет: как ты можешь, я служу одному Богу, что ты мне предлагаешь? Тогда будет понятно, что это человек. А если это человек, то, как всех предыдущих пророков, его надо убить, потому что они все сходят во ад и уже молчат, не мешают. Ну а если это кто-то другой, то он тоже вроде должен как-то выдать себя. Но Господь говорит, что написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Опять же ни да, ни нет, но при этом отвечает на вопрос.

Потом мы видим, как многократно бесы начинают искушать Христа, говоря: мы знаем, Кто Ты, Святой Боже! И Он им запрещает, потому что они врут, они не знают. Это опять же не мои мысли, это мысли святителя Григория Паламы, которые он говорит в своей проповеди на Великую Субботу.

И вот наступает время Страстной седмицы. Дьявол понимает, что надо уже решаться, потому что происходят какие-то сильные изменения в народе, за Христом ходят толпы людей. Все-таки дьявол решает: да, это человек. А если это человек, надо его убить. И вот после воскрешения Лазаря дьявол объединяет три группы людей, которые никогда раньше друг с другом не объединялись: чрезмерно набожные фарисеи, практически ни во что не верующие саддукеи и иродиане, которые поддерживали оккупационную римскую власть. Единственный раз в истории все эти группировки соединяются для одного дела – чтобы убить Христа. Дьявол добивается своего. Вот Христос руками язычников распинается на кресте и сходит душой во ад.

И в этот момент дьявол понимает, какую страшную ошибку он совершил, потому что перед ним стоит Бог. Он понимает, что этот странный пророк не был человеком – Он был Сыном Божиим Единородным, был Богом. А если Он был Богом, безгрешным, значит, не должен был умереть, потому что смерть – это последствие греха. А во Христе нет греха. Получается, дьявол допустил страшную несправедливость. И тогда Господь ему говорит: ты должен дать мне компенсацию. Сатана понимает, что не может дать выкуп за Бога. Тогда Господь в качестве выкупа забирает у дьявола власть над людьми. Когда-то хитростью дьявол эту власть получил в раю, и здесь, также обманув дьявола, Господь эту власть у него забирает и отдает ее обратно людям. У людей опять появляется возможность выбирать между Царствием Божием и адом, между Богом и дьяволом. Ведь все это время у них была одна участь. После этого Господь выводит из ада всех праведников и всех людей, которые готовы были и могли за Ним пойти.

Этот рассказ святителя Григория очень хорошо объясняет, зачем нужен был крест. Крест как великая несправедливость позволил Богу получить права на людей обратно, то есть даже не Себе их забрать, а отдать обратно людям. Бог, как говорит Писание, – не Бог неустройства, но Бог мира. Он не может нарушать Свои же законы, не может сделать так, чтобы даже дьявол считал Его несправедливым, поэтому Ему приходится сделать все таким образом, чтобы и исцелить человеческую природу, и наставить людей, и забрать у  дьявола власть над людьми, так чтобы он не мог потом Богу ничего представить в ответ.

– Большое спасибо за эту беседу. Благословите наших телезрителей.

– Сейчас, в дни Страстной седмицы, дай нам Господь всем вместе внимательно отнестись к тем словам Христа, которые мы будем слышать на богослужении, сердечно пережить дни Страстей Господних, в которые мы сейчас входим, чтобы молитвенное предстояние перед крестом дало нам возможность сильнее и радостнее почувствовать ту великую благодать и радость, которую Господь дает нам в празднике Воскресения Христова.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать