Вход Господень в Иерусалим и Лазарева суббота

10 апреля 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Михаил Браверман, настоятель храма святых равноапостольных Константина и Елены. Передача из Санкт-Петербурга. Эфир 10 апреля 2014 г.

 

- Добрый вечер, дорогие телезрители. В эфире телеканала «Союз» передача «Беседы с батюшкой». Ведущий – Михаил Кудрявцев.

Сегодня у нас в гостях настоятель храма святых равноапостольных Константина и Елены протоиерей Михаил Браверман.

Здравствуйте, батюшка.

 

- Здравствуйте, Михаил. Здравствуйте, дорогие телезрители. Будем ожидать, что нынешняя встреча в эфире милостью Божией принесет всем нам пользу.

 

- Дорогие друзья, наша сегодняшняя тема «Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим».

Батюшка, расскажите, пожалуйста, кратко о тех событиях, которые мы будем вспоминать в нынешние субботу и воскресенье.

 

- Входу Господню в Иерусалим предшествует  великим и страшным событиям – страданиям и смерти Богочеловека на кресте – и потому предваряет Праздник праздников и Торжество из торжеств Светлое Христово Воскресение. Поэтому участвовать в этом празднике и рассуждать о нем – наша ближайшая задача.

Входу Господа в Иерусалим, когда Его встречали как Царя и Спасителя, предшествует Лазарева суббота. Господь одним своим повелением возвращает в жизнь человека, который уже умер. Лазарь был другом Христа Спасителя, братом Марфа и Марии, то есть людей, которые были очень близки Ему и у которых Он не раз останавливался. Жили они в Вифании, совсем неподалеку от столицы.

И вот однажды, когда Господь был в отдалении от Иерусалима, сестра Лазаря прислала Ему весточку «Господи, тот, кого Ты любишь, болеет». Но Господь не идет сразу, но выжидает два дня, а потом говорит ученикам «Лазарь, наш друг, уснул». Ученики не понимают, что речь идет о смертном сне, и говорят, что раз уснул, значит выздоровеет. Тогда Господь прямо говорит, что идет пробудить Лазаря от смертного сна. Совсем недавно люди в Иерусалиме хотели побить Христа камнями, поэтому, когда Он собирается вновь идти туда, Фома говорит «пойдем и мы и умрем вместе с Ним».

Когда Господь входит в Вифанию, Его встречают сестры Лазаря и говорят, что если бы Он был здесь, то не произошла бы смерть. Христос отвечает «Я есть воскресение. Я есть жизнь». Одним своим словом Господь вызывает к жизни того, кто этот мир уже покинул. Четыре дня находился Лазарь в могиле, и то, что произошло с ним – показатель того, что Господь есть владыка и живых, и усопших. Действительно, мы все с вами воскреснем для жизни будущего века, когда смертное тело облечется в бессмертное.

Прежде чем Господь воскресил Лазаря, Он плакал над ним, плакал над участью человека, который стал смертным в результате греха. По божиему замыслу человек должен был так соединиться через богообщение с Творцом, что получил бы дар вечной жизни, но в грехопадении человек оказался ниже своего призвания. Вследствие отпадения человека от Господа в мир пришла смерть и ее предвестники – смерть и болезни. И Господь «общее воскресение всех уверяя», еще прежде своей смерти, своего воскресения воскрешает своего друга Лазаря.

 

- Зачем Господь выжидает четыре дня, прежде чем прийти к своему умершему другу?

 

- За четыре дня тело Лазаря уже подверглось разложению, и это образ того, что наши тела, которые уйдут в землю, будут так же восстановлены во всей своей полноте. Господь сразу не идет к Лазарю именно потому, чтобы даровать своим ученикам возможность увидеть эту победу над смертью. Чтобы, когда наступят страшные дни, ученики знали и помнили, что Господь Сам отдает Себя за жизнь этого мира.

 

- В Евангелии есть слова, сказанные евреями о Христе, прослезившемся над умершим Лазарем: «смотрите, как Он любил его». Неудобопонятно, почему сначала Господь медлит идти к Лазарю, а потом плачет над ним?

 

- Мне кажется, это замечательный образ. То, что Господь прослезился над человеком, о котором сказано, что Он его по-особому любил, показывает, что каждый из нас небезразличен Господу. Мы должны думать о Господе, как о самом родном и самом близком, потому что «Царство Божие внутрь нас есть». Ничто так не близко к человеку, как Божие Царство, которое Господь уготовал всем любящим Его. Просто мы в силу своей греховности, материальности и многих других причин забываем о том, что Он так близок нам, что, если только мы захотим, сможем стать Ему самыми близкими друзьями.

 

- Но ведь воскрешение Лазаря не единственное в Евангелии, почему мы так особо почитаем именно это?

 

- Потому что на следующий день Господь входил в Иерусалим и, конечно, жители, которые пришли на праздник в столицу, знали, что Он одним своим повелением воскресил своего друга Лазаря. Поэтому Его встречают, как царя, по обычаю того времени встречая Его с пальмовыми ветвями, постилая свои одежды и восклицая словами псалмопевца Давида «Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне!»

Но мало кто знал, что Господь вступал в Иерусалим не для того, чтобы принять почести, но чтобы принять смерть, и стать не царем одного народа, но всех живых и усопших. Желание погубить Христа возникло у Его врагов именно тогда, когда Он воскресил Лазаря. Причем, погубить хотели не только Господа, но и Лазаря, потому что многие обращались ко Христу именно через это чудо.

 

- Почему-то этот замысел не удался, и Лазарь много лет еще служил Господу?

 

- Служил епископом на Кипре, и по преданию Пресвятая Богородица перед тем, как закончилась Ее земная жизнь, посетила Лазаря на Кипре.

Вопрос интересен тем, что Господь воскресил не только Лазаря, но дочь Иаира и сына наинской вдовы, а что стало с этими людьми? Ведь они окончили свой земной путь, когда Господь уже победил смерть Воскресением, и она, по словам Иоанна Златоуста, стала не более чем сон, потому что после прихода в мир Сына Божия, и Его победы над смертью, мы все наследники вечной жизни. Все, кто любит Его и ищет.

 

- Получается, что посмертная участь до и после Воскресения Господа отличается принципиально?

 

- Конечно. Человек, разлучившись с Богом здесь, на земле, уже не мог надеяться встретить Его после земной жизни. Смерть стала последним разрывом человека и Бога. Преодолеть этот разрыв, эту смерть и приходит Сын Божий. Он принимает эту смерть для того, чтобы и в жизни, и в смерти мы могли быть со Христом. Если мы со Христом уже здесь, в земной жизни, значит мы Его наследники и в жизни вечной.

 

- Кто были те люди, которые встречали Господа, входящего в Иерусалим?

 

- В Евангелии мы читаем, что множество народа, множество учеников, и, что важно, дети встречали Его, восклицая «Осанна!» и «Слава Богу в вышних!» Многие из них, возможно, оказались разочарованы, потому что, действительно, полагали, что Господь приходит, чтобы быть царем в обычном, земном понимании. Немногие понимали, что Он приходит не для славы, но для страдания. Пройдет какое-то время, и одураченная, разъяренная толпа будет кричать, обращаясь к Понтию Пилату: «Распни! Распни Его!» Конечно, мы уверены, что в этой толпе уже не было тех детей, что держали пальмовые ветви, встречая Господа, и, подражая которым, мы будем держать в руках вербы.

 

- Вопрос из группы ВКонтакте: Зачем в Вербное воскресение освящают вербы и идут, радуясь, если Господь вошел в Иерусалим, чтобы пострадать за нас, грешных?

 

- Мы радуемся, что Господь приходит в нашу жизнь. Как когда-то Он открылся, входя в Иерусалим, так и ныне Он открывается нам в Церкви. Двигаясь по церковному календарю, мы не просто вспоминаем какие-то события Священной истории, но сами являемся ее участниками. Господь выше всех тварных ограничений, в том числе временных и пространственных.

Вербы мы освящаем потому, что Господь своим присутствием освящает этот мир. Если мы призываем в молитве благодать Святого Духа, материя становится освященной, посвященной Богу. Как замечательно, что мы держим в руках ветви вербы. Верба является символом жизни, потому что в ее почках содержится жизнь, пробуждаются после зимы листья. Мы встречаем Господа, Который приходит в Иерусалим, чтобы победить смерть.

 

- Практический вопрос из группы ВКонтакте: что делать с освященной вербой: куда положить, где хранить?

 

- В храме, где я милостью Божией являюсь настоятелем, верба целый год стоит в вазах, украшая окна и храм. Когда освященная верба стоит в наших домах, это напоминание, что Христос – Царь жизнь, что Он входит в нашу жизнь, входит в наш мир. Когда год прошел, старую вербу сжигаем, новую ставим.

 

- С кем можно сравнить тех людей, которые, прокричав в начале «Осанна!», в конце кричали «распни Его»?

 

- Христос Бог умер в Иерусалиме две тысячи лет тому назад, не потому, что его жители были по-особенному злы. На крест и Голгофу Его привели грехи всех людей, живших от Адама и до Его воплощения, Он умер как за современников своего служения, так и за всех людей, которые приходят и будут приходить в мир, потому что Господь умер за грехи человека. Важно осознать, что за меня, за мою неправду умер Христос. В этом личная ответственность.

Глядя же на тех людей, которые после «Осанны» кричали «распни», надо осознать, как легко одурачить человека, как легко манипулировать толпой. И как страшно, что для Бога, который стал человеком, совершал чудеса, насыщал алчущих, исцелял больных, воскрешал из мертвых, в итоге не нашлось иного места, как крест. Крест – это страшное свидетельство о мире: как жесток человек, что он придумал крест как орудие казни и пытки для себе подобных. Но крест говорит и о том, как же велик наш Бог, что Он умалил Себя до человека. Став человеком, взошел на крест, принял позорную смерть преступника, чтобы смерть сделать переходом к вечности, победив ее своим воскресением. Поэтому крест свидетельствует о  любви Божией, украшает наши храмы, церковные облачения. Все мы, православные христиане, носим крест на груди как знак нашего спасения.

 

- Вопрос телезрителя из Московской области: Можно ли посещать на Пасху кладбища?

 

- Первое поминовение усопших после Пасхи совершается на Радоницу. До этого времени Церковь не возносит молитвы об усопших, но не потому, что мы от радости забыли о тех, кто умер для этого мира, но потому, что тем самым мы не только будем участвовать, но уже участвуем в воскресении Христа Бога. Воскресение принесло человеку избавление от смертности. Пусть видимо смерть еще собирает в мире свой «урожай», но мы знаем, что смерть уже побеждена воскресением Христа Спасителя. Поэтому на Пасху по традиции мы не посещаем кладбища и даже не возносим молитвы об усопших.

Мне думается, что традиция посещать на Пасху кладбища возникла в советское время, когда люди в храмы не ходили, потому что боялись или храмы были разрушены. Чтобы как-то отметить этот день, и ходили на кладбища. Конечно, это плохо вяжется с православной традиции, потому что в Пасху мы призваны быть в храме и прославлять Христа Спасителя.

 

- Вопрос телезрителя из Белгородской области: Будет ли человек прощен и воскреснет ли, если человек делает добрые дела, борется со страстями, живет очень хорошо, но, может быть, не соблюдает все правила и традиции, предписанные церковными канонами?

 

- В Символе веры мы утверждаем нашу надежду «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь». То есть, все люди воскреснут из мертвых для конечного суда над человеком. Когда-то неправедный суд осудил Спасителя, а в конце времен Он придет судить праведным судом всех живых и мертвых. И этот суд назван Страшным, не потому, что страшен Бог, Бог есть любовь, а потому, что могут быть страшны дела и жизнь человека. Страшным потому, что человеку нечем будет оправдаться перед Христом Спасителем. Кого Господь милует и прощает, зависит не от человеческой точки зрения, но от божественного милосердия.

Что касается жизни человека и его мировоззрения, на самом деле, это переплетено. Невозможно иметь представления о Боге как Боге любви, и не стремиться Ему в этом подражать делами милосердия и любви. Поэтому все догматические формы, которыми Церковь выражает свои знания о Боге, не есть отвлеченное богословие, но то, что напрямую связано с тем, как мы верим и живем, как реализуем наше призвание быть детьми Божиими.

 

- Что означает слово «осанна»?

 

- Слово «осанна» можно перевести как «спаси», «дай счастье», «помоги». Это слово, с которым нужно обращаться к Богу. «Осанна в вышних Богу» - так на небесах славят Бога Его ангелы. На земле славим Бога мы, и Божественная литургия является тем, что связывает человека, живущего на земле, с горним, ангельским миром.

Именно на Литургии во время великого входа вспоминается Вход Господа в Иерусалим. Господь идет в город, где будет предан смерти, но Он грядет и к своей славе, потому что за смертью последует Его воскресение и прославление.

На Литургии вспоминается вся земная жизнь Христа Бога: и рождество, и выход на проповедь, и Его вход в Иерусалим, Его смерть, Его воскресение, и вознесение. Иисус Христос Сам присутствует на Литургии в Таинстве Причастия, поэтому вся Священная история открывается нам, когда мы приходим в храм, чтобы участвовать в Божественной литургии. Поэтому так важно знать Евангелие, соотносить его с богослужением, потому что все оно выражение нашего знания и опыта о Боге.

 

- Можно ли говорить, что люди, которые присутствуют, но не причащаются на Литургии, в какой-то мере уподобляются тем, кто встречал Господа в Иерусалиме, но не принял Его?

 

- Конечно, полнота участия в Божественной литургии – это Таинство Причастия. Но это таинство предполагает работу души, подготовку. Невозможно подойти к церковным таинствам механически. Таинство Причастия является завершением нашего духовного делания, молитвы, устремленности к Богу. Да испытывает себя человек сам и приступает к Таинству Причастия.

У каждого человека свой ритм духовной жизни, но, действительно, быть в храме в такой праздник, как Вход Господень в Иерусалим призван каждый человек.

 

- Вопрос из группы ВКонтакте: Скажите, пожалуйста, в каком возрасте воскреснут все усопшие во Второе пришествие Господне?

 

- Удивительным образом каждый человек призывается к отходу из этой жизни в своем собственном возрасте. Кто-то совсем молодым, кто-то совсем старым. В каком возрасте воскреснут люди? Наверное, в самом совершенном. Тело наше больше не будет подвержено  ни страданиям, ни болезням. Сам Господь по Своем воскресении проходил сквозь стены, внезапно появлялся и исчезал, то есть Его тело получило новые свойства. Мы можем надеяться, что наши тела так же обретут особые свойства по нашем воскресении. Пока же это не совершилось, все остается и тайной, и загадкой.

 

- Вопрос из группы ВКонтакте: Почему святые люди других исцеляли, а самих себя не исцеляли?

 

- Очень хороший вопрос. Можно быть праведным и святым, а при этом страдать от телесной немощи. Тот же апостол Павел, который говорил «сила моя в немощи совершается».

Видимо, потому, что у Господа Бога о каждом из нас есть свой план и свой замысел. Господь печется о нас, и если у нас все волосы на голове сосчитаны, без всякого сомнения, мы находимся именно в той ситуации, которая наиболее благоприятна для нашего духовного возрастания. Поэтому святые были людьми с немощами, святые и страдали, но в их жизни было самое полное присутствие любви. И если мы с Богом, то, конечно, нам легче переносить наши немощи, те или иные страдания, невзгоды.

 

- Можно, следовательно, сказать, что воля Божия была в том, чтобы святые эти немощи носили и не избавлялись от них?

 

- Божию волю знает лишь один Господь Бог. Мы лишь молимся «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли». В силу свое духовной немощи мы этой воли знать не можем и судить можем лишь косвенно.

 

- Почему так важно было войти в Иерусалим на осленке?

 

- Пророк Захария в своем пророчестве восклицает: «Веселись, дочь Сиона, ибо царь твой грядет к тебе на молодом осле». Господь знает, что эти слова о Нем, а ученики поймут это лишь после воскресения. Ученики приводят по повелению Иисуса молодого осленка, на котором Он, в отличие от полководцев, сидевших на боевом коне, въезжает в город. Действительно, Господь – Царь правды, Царь мира, а не грозный завоеватель. Он Тот, Кто смиренно стоит у двери нашего сердца и ждет, что мы эту дверь отворим, чтобы находиться в общении с нами.

 

- Вопрос телезрительницы из г. Пермь: Какова судьба Лазаря после его воскресения?

 

- Лазарь, который побывал в том мире и был воскрешен Богом, стал служить Богу в епископском достоинстве на острове Кипр, где был посещен Пресвятой Девой Богородицей незадолго до того, как Она оставила эту временную жизнь. Если говорить кратко.

Самое главное, что Лазарь жив у Бога и сейчас, потому что души святых пребывают у божественного престола и могут приносить молитву за нас, немощных и грешных людей, продолжая служить людям и по окончании своей земной жизни.

 

- Что можно ответить людям, которые говорят о том, что в разных Евангелиях по-разному описываются одни и те же события, например, один евангелист пишет, что Иисус въезжает в Иерусалим на одном осленке, в другом, что на двух?

 

- То, что евангелисты имеют разный взгляд на события, как раз говорит о том, что Евангелие – живое слово свидетелей чудес Христовых. Либо, как Матфей и Иоанн, они были непосредственными участниками тех событий, либо, как Лука и Марк, принадлежали к числу ближайших Христовых учеников, но не все видели своими собственными глазами. То, что в Евангелиях есть разночтения, как раз доказывает, что это живое слово о живом Боге.

Каждый из евангелистов сохраняет характер своей личности, особенности восприятия описываемых событий, но самое главное, что в любом из Евангелий присутствует Сам Христос Бог.

Евангелие – книга удивительная. Как Христос есть одновременно Бог и человек, так и в Евангелии присутствие личностей евангелистов освящено личностью самого Спасителя. Конечно, надо любить и знать Евангелие, и тогда никакое замечание, о котором Вы сказали, не сможет нас смутить.

 

- Куда делись все те люди, что кричали «осанна», и насколько публичным был суд у Пилата?

 

- В 70-ом  году Иерусалим после длительной осады был завоеван римскими войсками и разрушен, а храм предан огню. Так сбылись пророческие слова Господа об иерусалимском храме, что придет время, когда не останется камня на камне. Иерусалим не узнал времени своего посещения, и в итоге оказался отвергнутым и разрушенным, а христиане перед этими страшными событиями ушли в Сирию.

 

- Как те события, о которых мы говорим, соотносятся с окружающей нас действительностью?

 

- Мне кажется, наше участие в Евангелии заключается в том, чтобы мы подражали праведникам: Лазарю, Марии, Марфе, а не тем злым людям, которые собирали обвинения на Господа. Господь доныне пребывает в этом мире, и доныне Он гоним, порой явно, как это было в истории России в XX веке, иногда это происходит тайно. Но, действительно, каждый человек должен определиться по своему отношению к Богу. Каждый человек должен определиться по отношению к Церкви. Надо быть людьми, которые любят и защищают Церковь, для этого надо стремиться любить Бога. Если мы будем живыми христианами, тогда, действительно, наше слово будет услышано.

Господь говорил: «Как Меня гнали, так будут гнать и вас». Но Он говорил и то, что «как Мое слово соблюдали, так будут соблюдать и ваше». Нести слово о Боге и Церкви призваны все мы. Не только священнослужители, но и миряне: каждый может свидетельствовать в семье, на работе, на месте своей учебы.

 

- Бывает, возникает мысль о том, что, живи я в то время, я бы оставил Спасителя и не кричал бы «распни, распни».

 

- Надеюсь, что все мы люди не столько злые, сколько стремящиеся к добрым поступкам. Но Господь Тот, Кто жив всегда, Кто есть само бытие, поэтому наша вера должна привести нас к праведной жизни.

Господь говорит, что если вы любите меня, то заповеди Мои соблюдете. Если мы больше любим грех, то, соответственно, забываем о Боге. Наша задача – бороться с этим грехом, и тем самым действительно стремится любить Бога. Мы не будем говорить, что любим Бога, потому что любят Его все святые Его, мы лишь стремимся научиться любить Его. Мы не столько молимся, сколько учимся молиться. И на этом пути Господь нас не отталкивает, но принимает, ободряет и благословляет.

 

- Вопрос одного нашего телезрителя: «Почему после Великого поста, когда люди идут на исповедь, такие грехи, как зависть, раздражение, гнев, после покаяния в них, ему отпускаются, а грехи в нарушении пищевого поста не прощаются. Как решать такие коллизии?

 

- Надо решать их по месту создания, в том храме, куда люди приходят.

Что касается поста, у каждого человека своя мера. Свой организм, свои немощи, даже болезни. Сказать какой-то единый рецепт нельзя, можно лишь говорить о том, что поститься призван любой человек. Тот, кто не может во всей полноте соблюдать пост физический, может поститься духовно, ограничив себя в развлечениях, удовольствиях, посвятить больше времени чтению Евангелия.

 

- Вопрос телезрительницы: Я обидела свою племянницу, покаялась, исповедовалась в Церкви, но грех по-прежнему тяготит меня. Как мне быть?

 

- Когда мы совершаем те или иные грехи и проступки, то милостивый Господь прощает нас, когда мы приходим к Таинству Покаяния. Но грех можно сравнить с раной: рана заживает – шрам может остаться. Даже хорошо, что какие-то воспоминания об ошибках тревожат нас. Каждый раз, когда мы захотим возгордиться, это чувство боли напомнит нам о нем и поможет не совершать в следующий раз.

 

- Почему Спасителю потребовалось именно три года, чтобы совершить свое земное служение?

 

- Три года проповеди о Царстве Божием, три года подтверждения своих слов чудесами и делами было достаточно для того, чтобы люди смогли определиться по отношению к Иисусу, назвать Его Сыном Бога Живого или погубить.

Как удивительно, что проповедь Спасителя продолжалась всего лишь три года, но до сих пор все, что Он сказал и сделал, определяет нашу духовную жизнь. Евангелие – такая тоненькая книжечка, но в ней есть все, что нужно знать о жизни, о Боге и человеке. Это Божие чудо, которое продолжается уже две тысячи лет. Все, что тогда сказал  и сделал Господь, влияет на всю нашу жизнь и в итоге на весь мир.

 

- Существуют, наверное, три точки зрения на современность: первая, что мы живем в христианской цивилизации, вторая, что мы живем в еще не христианской цивилизации, и третья, что наша цивилизация постхристианская. Какое утверждение Вы считаете более верным?

 

- Все зависит от нашего личного взгляда на мир. Если мы ищем в людях добро и свет, люди этими сторонами к нам и поворачиваются. Если мы считаем всех за лжецов и подлецов, то мы в таком мире и пребываем.

Конечно, мы живем в мире, искаженном грехом, где существуют слезы, страдания и смерть, но этот мир посетил Господь Бог и не оставляет до сих пор. До сих пор, где двое или трое собраны во имя Его, там Он и пребывает. До сих пор Он является нам в Таинстве Причастия, поэтому для меня этот мир абсолютно христианский. Поскольку наша планета сотворена для человека, поскольку Сын Божий почтил человека своим воплощением, победил смерть, а в день своего вознесения ввел человеческое существо, человеческую природу на самое небо.

 

- Вопрос телезрительницы из г. Ярославля: Будут ли считаться прощенными все грехи, если на исповеди я подала записанные грехи на двух листочках, а батюшка прочитал только один, а второй только посмотрел?

 

- Смущение, говорил преподобный Амвросий Оптинский, самое душевредное искушение. Если Вы пришли на исповедь с раскаяние о содеянных грехах, то уходите Вы с исповеди прощенными. Прощает Вас не батюшка, который читает листочки, а сам Господь Иисус Христос. Священник лишь свидетель в Таинстве Покаяния. Не надо иметь никакого сомнения, что Господь прощает не по тому, что написано на бумажке, а из расположения сердечного. Господь больше смотрит на наше сердце, чем на слова. «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит».

 

- Вопрос по Достоевскому: если бы Господь вошел сейчас в один из наших крупных мегаполисов, постигла ли бы Его та же судьба, что и две тысячи лет тому назад?

 

- Однажды придя в этот мир, Господь его уже не покидает. Господа изгоняют. Изгоняют, когда взрывают храмы, превращают их в овощехранилища, уничтожают священнослужителей и верующих. Господа изгоняют из мира тогда, когда совершают зло. Тем не менее, Господь присутствует в этом мире, присутствует в Церкви, ее таинствах, более того, Господь может присутствовать в сердце человека, если тот ищет Бога, открывает Ему свое сердце и старается любить Его. Что касается Достоевского, то это творчество.

 

- Трудно ли сейчас узнать Господа?

 

- Господь и все, связанное с богообщением, превосходит наше представление, наше восприятие. Мы не можем сказать, там Бог есть, а там Его нет. Господь не ограничен ничем. Он может действовать через других людей, через жизненные обстоятельства. Если мы внимательны к своему внутреннему миру, если стремимся жить духовной жизнью, мы действительно поймем, что наша жизнь происходит по воле Божией. Если бы мы больше внимания уделяли духовной стороне нашего бытия, тогда мы бы видели промысел Божий в нашей жизни. Но человек порабощен третьестепенными вещами, которые совершенно не важны для жизни, именно они заслоняют собой все наше внимание. Думаю, любое подлинное произведение искусства, будь то книга, картина или фильм на самом деле говорят о божественной любви.

 

- К сожалению, время эфира заканчивается. Скажите, пожалуйста, несколько слов в наставление нашим телезрителям.

 

- Наставляет нас сам Господь Бог, поэтому если мы будем приходить в храм, серьезно участвовать в церковных таинствах, тогда Господь будет нас наставлять. Как важно прожить Страстную седмицу так, чтобы, научившись плакать о Боге, научившись хоть немного сострадать Христу в страшные дни Его казни, мы научились затем радоваться о Его воскресении. Чтобы радость о Его воскресении стала нашей радостью, нашей верой, нашей надеждой.

Будем прибегать к милостивому Богу, испрашивая у Него все, потребное для нашей жизни, как жизни временной, так и жизни вечной.

 

      Ведущий: Михаил  Кудрявцев.

     Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать