Творить благо

1 июля 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает игумен Паисий (Юрков), благочинный Новоспасского монастыря. Передача из Москвы. Эфир 1 июля 2014 г.

 

- Здравствуйте, уважаемые телезрители. В эфире телеканала "Союз" программа "Беседы с батюшкой". В студии Денис Береснев.

Сегодня у нас в гостях благочинный Новоспасского монастыря игумен Паисий (Юрков).

Здравствуйте, батюшка. Благословите наших телезрителей.

 

- Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Сегодня мы поговорим о благотворительности, о том, что значит "творить благо" и для чего это нужно.

 

- Что в Евангелии сказано о благотворительности?

 

- Само слово "благотворительности" проистекает из исполнения первой заповеди - любви к Богу и ближнему. Господь заповедал нам творить благо для людей, этим мы выражаем свою любовь к Богу. Если человек любит другого, он готов пожертвовать даже собой. Как говорит Господь в Евангелии: никто не может творить любви больше, аще кто душу свою положит за други своя. Это, конечно, в крайнем случае.

Благотворительность,  о которой мы сегодня говорим, так же основана на Евангелии. Когда во время второго пришествия к Господу явились праведники, Он сказал им: был Я наг - и одели меня, болен и посетили Меня. Праведники спросили: когда мы Тебе это сделали? На что Он ответил: если сотворили одному из малых сих, Мне сотворили. То есть, творя добро людям, мы в лице этих людей помогаем Самому Спасителю. В их лице надо видеть ближнего своего по Царству Небесному и Самого Христа. Это самая первая заповедь: возлюбишь Господа Бога Твоего всем сердцем твоим и ближнего твоего, как самого себя.

 

- Отец Паисий, при вашем монастыре был организован пункт сбора помощи пострадавшим на юго-востоке Украины. Расскажите, пожалуйста, об этом.

 

- Мы знаем о трагических событиях на юго-востоке Украины: идет война, гибнут мирные жители, много раненых. По благословению Святейшего Патриарха, по инициативе Императорского Православного Палестинского общества в нашем монастыре мы собирали пожертвования мирным жителям юго-востока Украины. Много людей с радостью откликнулись на это предложение. Люди жертвовали различные вещи, продукты, медикаменты. Мы собрали более 7 тонн вещей и около 1,5 миллиона рублей. Все это уже вывезено Императорским Православным обществом: какая-то часть будет вывезена на юго-восток, а какая-то роздана беженцам, которых сейчас очень много.

Все это должно быть по велению сердца человека. Бывают такие трогательные моменты, когда бабушка, пенсионерка, приносила большую сумму, отдавая последнее: все свои сбережения. Это как две лепты вдовицы, о которых Господь сказал в Евангелии.

 

- Будет ли еще организован подобный сбор?

 

- Думаю, он продолжится. Сейчас небольшая пауза. За две недели мы собрали много, заняли все склады. Теперь это почти все отправлено, и можно вновь будет объявить сбор.

О возобновлении сбора можно узнать либо на сайте Новоспасского монастыря, либо позвонив дежурному в храм. Знаю, что собираем не только мы, но и другие храмы, а также Отдел по социальному служению и благотворительности подключен к этому.

 

- Благотворительность всегда должна быть тайной?

 

- Желательно, чтобы она была тайной. Господь в Евангелии сказал, что когда творишь милостыню, не труби перед всеми, как фарисей, а делай в тайне, чтобы даже левая рука не знала, что творит правая, тогда будешь иметь награду на небесах. Сейчас есть много благотворителей, так называемых спонсоров, которые больше хотят рекламы для самих себя. Это, конечно, не совсем правильно.

Раньше благотворители жертвовали на строительство храмов большие суммы, но при этом оставались неизвестными. Когда мы молимся в храме, то молимся о строителях этого храма, не называя имен, также молимся о благотворителях.

 

- Следует ли помогать человеку, если не чувствуешь к нему любви? То есть помогать не от сердца, а от ума?

 

- Заповедь дана, и мы обязаны ее исполнять. Бывает, что человек досадил, но это человек нуждающийся. Если мы будем воздавать злом за зло, то не будем исполнять заповедь Христову. Господь как раз заповедал молиться за обижающих, благотворить проклинающим, взаймы давать людям, которые даже приносят зло. Это наша священная обязанность - помогать людям, которые нуждаются в нашей помощи. Понятно, что делать это надо по мере сил. Не обязательно помогать деньгами, вещами, можно принести продукты соседу, который не выходит из дома - это тоже будет благотворительность.

Другое дело, что к нашей обязанности творить благое примешиваются наши лень, даже эгоизм, духовные несовершенства. Если душа и тело подсказывают, что не надо помогать этому человеку, потому что он не совсем хороший или еще что-то в этом роде, то это как раз испорченность твоего сердца. Сначала надо очистить свое сердце, а потом судить светлым оком, а не темным, которое у нас, к сожалению.

Помогать надо. Как у нас не всегда бывает желание выполнять молитвенное правило или поститься, а хочется что-то съесть, но мы слушаемся призыва Господа и понуждаем себя. Потому что Господь в Евангелии заповедал, что Царство Божие берется с принуждение: и нужницы принуждают его. То есть надо принуждать себя бороться с ленью, поскольку это нежелание помогать всевается дьяволом и его поспешниками.

 

- Вопрос телезрительницы: Я работаю дворником и помимо своего участка часто убираю и другие. Ругаю себя, зачем я лезу, но не могу не делать. Является ли это благотворительностью, и угодно ли это Богу?

 

- Конечно, это такая же помощь. Есть даже такое выражение: бумажка, поднятая у храма или на территории монастыря, не потеряет свой вес у Бога. Так Вы помогаете людям. Пусть человек на соседнем участке не очень хорошо убрался, но это он будет отвечать перед Господом, почему он не смог сделать это должным образом. Если же у Вас есть силы и возможности, почему не помочь? Это даже похвально, и можно это также назвать благотворительностью.

 

- Бывает, что люди начинают пользоваться помощью и, образно выражаясь, просто садятся на шею. Как быть в такой ситуации, стоит ли продолжать помощь?

 

- Помощь нужна, но ко всему надо подходить с рассуждением: смотря для чего человек просит. Бывает так, что человек просит на безделушки. Одно дело, когда человек голодает или ему не во что одеться - здесь надо помогать обязательно. Но если человек хочет купить себе велосипед, а у Вас затруднение, вовсе необязательно это делать.

Другое дело, что сейчас на улицах много грязных, оборванных людей, которые просят подаяние, как мы подразумеваем, на выпивку. Это дело не богоугодное. Как соблюсти заповедь Божию о благотворительности и не подавать человеку на грех? Можно, например, если с собой есть печенье, хлеб, можно подавать. Можно пойти и купить хлеб, но если просто давать деньги, Вы можете, что называется, спонсировать на грех.

 

- Вопрос телезрительницы из Владимира: Я пенсионерка, дочь дает мне деньги, а я не беру, потому что она нарушает заповедь Божию, живя в блуде с человеком, который занимается черной магией. Но поскольку я не беру денег, она говорит мне, что тогда отказывается от меня. Должна ли я брать у нее в таком случае деньги?

 

- Скорее всего, дочь дает Вам деньги от чистого сердца, соблюдая заповедь "чти отца и мать твою". Другое дело, что сама она пока живет в грехе, как нам не нравится, но это вовсе не значит, что не надо общаться с такими людьми. Вспомните притчу Господа о ближнем. Может быть, человек даже иноверец, но если он нуждается в твоей помощи, ты должен помочь.

Давая деньги, дочь исполняет заповедь так, как она ее сейчас понимает. Брать нужно, потому что Вы ее обижаете, и от этого ближе к Богу она не будет. От того, что Вы не будете брать от нее помощь, она не перестанет жить с этим человеком. Наоборот, может быть, эта небольшая лепта, которую она хочет вносить, окажется весомой на чаше весов, когда Господь придет судить и ее. Поэтому не нужно отвергать ее помощь. Если Вы сами не нуждаетесь, можно взять и отдать какой-нибудь нуждающейся бабушке.

 

- Есть ли какие-то методы, советы, чтобы научиться давать от чистого сердца?

 

- Для того чтобы стать благотворителем, дающим от сердца, не задумываясь, надо стать святым, таким, например, как святитель Спиридон. Другое дело, что мы помогаем по мере сил. В Ветхом Завете была заповедь о десятине, то есть десятая часть заработанного люди отдавали в храм как благотворительность, а в храме уже раздавали неимущим. Такая же традиция существовала и в монастырях, когда из средств, жертвуемых благотворителями, какая-то часть раздавалась нуждающимся.

У нас также есть такая традиция: существует фонд помощи, из которого мы при необходимости помогаем нуждающимся прихожанам.

Если у нас нет пока способности отдавать по сердцу, мы должны совершенствоваться: очищать себя от зависти, гордыни, осуждения. Для этого требуется время, требуются пост, молитва, хождение в храм - все это средства, для того чтобы очистить себя от той накипи, что в нас. Когда человек станет очищенным, святым, тогда ему не будет жалко ничего для ближнего, тогда он сможет пожертвовать даже своей жизнью.

 

- Вопрос телезрителя из г. Можайска: Можно ли носить вещи умерших родственников?

 

- Можно, в этом нет никакого греха. Какие-то опасения лишь от суеверия. Но можно передать вещи родственника нуждающимся людям.

 

- Как соединить свою повседневную жизнь с благотворительностью?

 

- Когда человек не делает ближним зла, это уже благотворительность. Прежде всего, стараться, как говорил Амвросий Оптинский, "жить - не тужить, никого не обижать, никому не досаждать, и всем мое почтение". Не все могут помогать финансово, но вполне могут не осуждать, не завидовать богатым, молиться за людей, сотворивших ей какое-то благо. Это тоже будет благотворительность.

Одна из главных заповедей, которую нам оставил Господь, но о которой мы забываем: как вы хотите, чтобы люди относились к вам, так и вы относитесь к ним. Не делать зла - это уже творить благо.

 

- Вопрос телезрительницы из г. Нижнего Новгорода: Около нашего храма цыганка просит милостыню, и я всегда старалась подавать ей, но недавно увидела ее в автобусе с дочкой, хорошо одетых, в золоте. У меня дома два инвалида, но я стараюсь помогать нуждающимся. Как мне теперь поступать с этой цыганкой?

 

- Милостыню не обязательно подавать деньгами. Можно подать печенье, конфету, если это настоящий нищий, он будет рад и этому. Другое дело, мы не должны осуждать человека. Наше дело исполнить заповедь, если же человек притворяется нищим, он сам ответит за это перед Богом.

 

- Может ли, жестокость или жесткость благом для человека?

 

- Мы говорили, что порой будет благом отказать человеку, если он просит на грех: алкоголь, сигареты и тому подобное.  Здесь не будет греха, но мы не будем участвовать в его грехе. Надо спокойно и уверенно сказать, что вы не даете на выпивку и сигареты.

 

- Может ли благотворительность стать поводом для прелести?

 

- В прелесть может впасть любой человек, если он творит дело с ревностью не по разуму. Все должно быть по мере сил. Никто не требует отдавать последнее. Хотя, как сказано, в Евангелии, если у тебя просят отдать рубашку, отдай и нижнюю.

 

- Вопрос телезрительницы из г. Самары: Мы часто бываем в паломничествах и встречаем очень много людей около храмов и монастырей, которые собирают деньги на помощь какому-то конкретному ребенку, на возрождение храма или детскому дому. Кто эти люди, не очень доверяешь им? Как поступать в таких случаях?

 

- Еще во времена перестройки был издан циркуляр, запрещающий собирать на храмы или монастыри. Если Вас что-то смущает в виде человека в подряснике, попросите у него документ. Если это действительно сбор пожертвование, то у него будет письмо с печатью от игумена монастыря, который благословляет эту деятельность.

С другой стороны, около Троице-Сергиевой Лавры стоит очень много людей, которые просят помощи. Разбирать, кто действительно нуждается, а кто нет невозможно. Но ведь необязательно жертвовать большие суммы, рубль не убавит у нас. Если есть какие-то сомнения, внесите малую лепту. Если человек обманывает, он сам ответит за это перед Богом.

 

- Какие есть примеры для подражания в благотворительности?

 

- Благотворительность всегда была тайной, люди не трубили о ней, а наоборот, скрывали, просили, чтобы их нигде не упоминали.

Основные благотворители - те, кто жертвовал на строительство храмов. Кто-то помогает детским домам, необязательно финансово, а, например, убирается. Это маленькая лепта, но перед Господом она большая. Как в притче о лепте вдовицы, которая от всего сердца отдала последнее, что у нее было. Простые люди тоже могут быть примером. Благотворитель не только тот, кто построил храм, но и тот, кто помог нищему. Вес перед Богом одинаков. Каждый жертвует, сколько может. Дело не в размерах жертвуемого, а в том, что это делается от сердца.

Если ты сделал доброе дело, не труби об этом, ведь ты сделал то, что был обязан сделать. Если ты этого не сделал, значит, согрешил.

В Евангелии Господь говорит, что если тебя похвалили здесь за доброе дело, значит, там награды ты уже не получишь.

 

- Вопрос телезрительницы из Саратовской области: В наш храм ходят цыгане, каждый раз после службы они окружают меня и просят помощи. Но у меня нет возможности помочь каждому и я говорю, что всем им желаю здоровья. Правильно ли это?

 

- Вполне правильно. Мы не можем обеспечить всех  нуждающихся. Каждый человек помогает по мере сил. Хорошо, что давали конфеты, печенье. От нас не требуется дать каждому. Если у нас нет такой возможности, в этом нет ничего страшного.

 

- Как человеку начать благотворительность, если он ленится, сомневается?

 

- Можно приехать в детский дом, посмотреть, как там живут дети. Или в дом престарелых. Только не в Москве, а где-нибудь не периферии. Посмотреть, как нуждаются люди, и сравнить с собой. Ты от этого не обеднеешь, а человеку будет радость.

Понятно, что главный стимул - это сердце христианское, которое отзывается на боль окружающих. Если его нет, то надо сравнивать себя не с богатыми людьми, а с более нуждающимися, бедными. Всегда есть рядом человек, который нуждается.

 

- Значит, человек, который творит благо, сам получает счастье, и большее, чем от тех же денег, вещей и так далее?

 

- Однозначно, так. Даже пожертвовав немногое, он получит воздаяние от Господа, потому что соблюл заповедь. Но и в глазах человека, который получил эту помощь, он уже видит награду. Это воодушевление помогать и дальше.

Мы в большинстве своем живем в городах, но вполне возможно, что рядом с нами живут пенсионеры, у которых нет родных и близких и которым тоже нужна помощь. По мере сил можно им помогать. Приготовили что-то вкусное, принесите, угостите бабушку-соседку, это тоже хорошо.

 

- Нам передали вопрос от телезрителя, который спрашивает, как лучше молиться: тайно или вслух?

 

- Это кому как удобнее. Самое главное - молиться не рассеянно. Кто-то может нерассеянно молиться в тишине, а кого-то от этого обуревают помыслы. Как удобно человеку. Нет никакого общего правила.

Другое дело, что Господь говорит о том, что если ты хочешь помолиться, пойди затворись в твою клеть и помолись Богу втайне. Когда мы приходим в храм, то молимся явно, о чем Он сказал нам: где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них.

Господь слышит любую молитву, будь то устная, умственная или шепотом. Самое главное, чтобы она была не формальной, была без рассеянности и от самого сердца.

 

- Вопрос телезрительницы из Москвы: Я работаю с женщиной, которая время от времени просит меня по пути на работу купить продукты для нее. Но она никогда не возвращает денег, а я не спрашиваю. Может быть, тем самым я толкаю ее на грех, и мне надо спрашивать с нее эти деньги?

 

- Если Вы творите благое дело, то, как заповедал Господь, пусть левая рука не знает, что творит правая. Если Вам это не в тягость, то не надо требовать денег. Помогайте по мере сил, вряд ли она сядет на полное Ваше иждивение, и Вы потерпите полные убытки. Тогда получите Вашу награду. А если она будет отдавать деньги, то никакой награды Вам не будет.

 

- Могут ли добрые поступки развратить душу человека, которому помогают: он перестанет это ценить и станет иждивенцем?

 

- Мы не можем этого понять о человеке. Другое дело, когда речь идет о цыганах, для которых это "профессиональная деятельность". Но ведь у них есть дети, значит, таким образом мы помогаем им. Узнать, какова степень их нужды, мы знать не можем. От нас требуется посильная степень участия. Если есть подозрения, что этот человек "профессиональный попрошайка", помогите ему продуктами.

Если постоянно рассуждать, то можно дойти до осуждения, в каждом человеке находя какой-то изъян.

Рациональный подход недопустим - мы люди, и можем ошибаться. Господь же знает сердце и помышления каждого человека, только Он судья. Наше дело - исполнить заповедь. Что мы можем дать Господу, если Он Творец всего? Только свою любовь. Проявляя любовь к просящему человеку, не рассуждая о том, насколько он нуждается, мы тем самым проявляем любовь к самому Господу, даже через "профессионального попрошайку".

 

- Вопрос телезрителя из Подмосковья: С утра ко мне подходят люди и просят денег, чтобы опохмелиться. Я вижу, что им действительно плохо. Правильно ли я делаю, когда даю им деньги на это?

- На самом деле, это не совсем правильно. Понятно, что у сильно пьющего человека может быть очень сильный похмельный синдром. Но он опохмелится и будет пить снова. Вызовите "Скорую помощь", пусть сделают промывание или капельницу, чтобы привести человека в чувство.

Но давая на выпивку, Вы человека развращаете, раз это повторяется уже не раз.

 

- Вопрос с форума: Когда были созданы души людей? Все одновременно, после чего каждая в назначенное время попадает на землю? Или же каждая душа творится непосредственно перед ее воплощением? Читал, что до воплощения души свободны в том мире, но после грехопадения попадают на землю. Так ли это?

 

- Нет, это не так. С первых веков христианства в богословии существуют три точки зрения на то, откуда берутся человеческие души.

Первое мнение - что, когда Господь творил небо, землю и человека, то Он сотворил и все человеческие души, которые находятся в руке Божией. Когда на земле естественным путем зачинается человек, Господь дает душу.

Второе мнение - что душа творится в момент зачатия, когда Господь из ничего творит и душу.

Третье мнение - что душа берется от родителей: часть от папы, часть от мамы. Характеры бывают очень похожими на того или другого родителя.

Но на данный момент Церковь утверждает мнение о том, что Господь творит душу человека из ничего в момент зачатия. Что они не сотворены заранее, не берутся от родителей, то есть Господь промышляет о мире и сейчас.

 

- Вопрос телезрительницы из Волгограда: Наша церковь требует ремонта, и меня благословили собирать пожертвование во время богослужения. Но я переживаю, что из-за сбора пожертвований, очень мало молюсь.

 

- Может быть, можно попросить Вашего настоятеля благословить собирать пожертвование после окончания службы. Чтобы, когда идет богослужение, Вы молились, а когда оно подходит к концу, Вы бы шли к выходу из храма и просили помощи у людей, ссылаясь на нужду. Может быть, это более правильно, чтобы не отвлекаться самой и не отвлекать людей во время службы. Спросите у Вашего батюшки.

 

- Вопрос телезрительницы из Саратовской области: Когда я подаю даже совсем небольшую милостыню, на сердце всегда радость, не является ли это проявлением тщеславия? Случается, что, когда меня просят помолиться, хотят дать милостыню, брать ли мне ее?

 

- Хорошо и давать, и принимать. Если человек Вам жертвует какую-то копеечку, обязательно берите, потому что, может быть, именно эта лепта поможет дающему оправдать какие-то свои недостатки перед Господом. Если Вам эта лепта не нужна, отдайте ее более нуждающемуся, но возьмите, поблагодарите, помолитесь за человека.

Думаю, что радость, которую Вы чувствуете, когда даете милостыню, не тщеславие. Это Господь касается Своей благодатью Вашего сердца. Вы уже здесь чувствуете благодарность Господа, что Вы соблюли Его заповедь, и Он умиляет и радует Ваше сердечко.

 

- Вопрос телезрительницы из Оренбурга: В нашем храме собирали пожертвования на восстановление храма, и батюшка сказал, чтобы мы написали свои имена и имена близких, для того чтобы помолиться о них. Так же, когда я жертвовала на детдом, меня спросили о ком молиться, и я назвала свое имя. Теперь слушаю и понимаю, что я согрешила. Наверное, надо покаяться в этом на исповеди?

 

- Если батюшка записывал сам, в этом нет никакого греха. Бывают, например, именные кирпичики для строительства храма, в этом нет ничего греховного, это такой благочестивый обычай.

Когда мы собирали помощь для юго-востока Украины, то также записывали имена, чтобы помолиться.

Главное, ради чего Вы делаете. Нехорошо было бы, если бы Вы сами просили Вас помянуть. Можете не писать собственное имя, но имена своих детей, внуков.

Когда мы творим милостыню, мы просим помолиться об упокоении наших умерших сродниках. Святые отцы заповедуют, когда умирает человек, творить милостыню людям и просить за него помолиться.

 

- Вопрос телезрителя из Нижнего Новгорода: Я замечал такой феномен, что около православных храмов можно увидеть очень много людей, нуждающихся, обездоленных. Но почему их не видно около здания Государственной думы или зданий банков?

 

- Думаю, здесь все просто. Люди со своими просьбами обращаются к тем, кого считают более милосердными. Даже неверующие люди понимают, что верующие люди должны помогать. А вот к богатым обращаться трудно. Практический опыт подсказывает им, что люди верующие более отзывчивы на их просьбу, чем неверующие, для которых самый главный смысл жизни не помощь Богу и ближним, а как бы получше устроиться в этом мире и заработать денег. Хотя, думаю, и около банка кто-то откликнется на их просьбу.

 

- Вопрос телезрительницы из Петрозаводска: Правда или суеверие, что надо отдавать десятину. Если ты не будешь ее отдавать, то она все равно отнимется у тебя каким-то иным образом?

 

- Конечно, это суеверие. В Ветхом Завете, по Моисееву закону каждый человек должен был отдавать в храм десятину на благотворительность. В Новом Завете Господь такой заповеди нам не давал. Но если человек хочет дать какую-то часть на благотворительность, на пожертвование, это то, о чем мы говорили. Но строгой заповеди отдавать нет. Конечно, мы должны помогать и храмам, и нищим, это приветствуется. Господь смотрит на сердце человека, а не на формальное исполнение.

 

- Как относиться к налогам?

 

- Налоги - это обязанность. В Евангелии Господь говорит, чтобы отдавать "кесарю кесарево, Богу Божие". Мы живем в этом государстве, поэтому должны платить налоги. Милостыня - это уже Богу.

 

- Что самое главное в благотворительности.

 

- Самое главное - любовь. Она самое главное везде и всегда. Бог есть любовь. Если человек творит милостыню с любовью, не разбирая, то Господь принимает это, не разбирая, сколько ты дал. Проявление любви, как мы говорили, может быть разным. И за любовь Господь воздаст любовью. Желаем, чтобы люди совершенствовались в любви, и милостыня совершалась по любви, а не только по принуждению.

 

- Спасибо большое, отец Паисий. Благословите наших телезрителей.

 

- Бог помощь вам, дорогие братья и сестры! Совершенствоваться в вере, приобретать настоящую любовь к ближним, не разбирая, кто ее «достоин»,  служить, чем можете ближним своим. Если же будете служить ближнему своему, то, как сказал в Евангелии Господь, будете служить Самому Богу.

 

Ведущий: Денис Береснев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать