Беседы с батюшкой. Духовная отвага и ответственность

26 ноября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Димитрий Беженарь, клирик храма Ахтырской иконы Божией Матери (село Ахтырка), кандидат богословия, ответственный по миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния.

– Надеемся, что наша сегодняшняя беседа будет полезна для души. В первую очередь хотелось бы поздравить всех дорогих женщин с праздником – Днем матери. Вчера в России отмечали этот замечательный праздник. Всем нашим дорогим мамам желаем неоскудевающей помощи Божией, здравия, сил, терпения, во всем благого поспешения. Низкий поклон и моей родной маме и огромная благодарность за все, что она сделала, потому что я, наверное, как любой сын или дочь, в неоплатном долгу перед своей матерью. Низкий поклон маме моей.

– Присоединяюсь к Вашим поздравлениям, свою маму тоже хочу поздравить с этим праздником.

Сегодня тема нашей передачи – «Духовная отвага и ответственность». В прошлый раз  мы тоже говорили о духовной ответственности. После предыдущей передачи было много комментариев от наших телезрителей. Возникла потребность продолжить эту тему, развить ее.

Первый вопрос, который как раз возник из комментариев, оставленных нашими телезрителями, такой. Многие люди под словом «ответственность» и «отвага» понимают разные вещи. Например, под словом «отвага» зачастую понимают прямое обличение и осуждение пороков. Как это убеждение можно развенчать?

– Вы совершенно правы. У большинства людей, в том числе у христиан, существует немного превратное представление, что отвага, мужество, героизм должны проявляться в первую очередь в форме открытой борьбы со злом, открытого прямого обличения недостатков, пороков, которые мы замечаем. Нередко, думаю, дорогие друзья, вы и сами таких людей встречали, когда человек говорит: я прямой, что вижу, то и говорю. Или: я всегда говорю правду, не могу говорить полуправду, я должен обличать, если  что-то вижу; молчать не могу… Признак героической, отважной души якобы только в том, что, видя пороки, недостатки, надо обличать сразу, причем в лицо, не задумываясь об ответственности за свои слова, вообще о последствиях своего слова. Ведь слово способно ранить, как обоюдоострый меч, пишет святитель Иоанн Златоуст. Как раз сегодня память этого великого святого. Слово – это великое оружие. Словом можно уврачевать, а можно ранить, просто убить.

К сожалению, акцент здесь делается не совсем верный, потому что гораздо большая отвага необходима для того, чтобы, видя какой-то недостаток, порок, бороться с этим недостатком своим собственным примером. То есть в любой ситуации, в любом коллективе, сообществе, если мы видим какие-то недостатки, большую отвагу надо иметь для того, чтобы, оставаясь в этом коллективе, мужественно бороться собственным примером против, допустим, общественного мнения, если оно негативное, греховное, если противоречит евангельским заповедям. Если человек на своем месте, куда его поставил Бог, находится в окружении людей, которые не живут по-христиански (более того, высмеивают христианские ценности, высмеивают этого человека за то, что он христианин), а он, оставаясь здесь, отважно продолжает христианскую жизнь, то тут мужество большее нужно. Нежели, допустим, встать, обличить, громко что-то сказать... Обличить, вызвать гнев в свой адрес и вроде бы, как преподобный Паисий Святогорец говорит, такой кавалерийской атакой бороться со злом. Здесь тоже отвага, никто не спорит. Даже обличить словесно какой-то недостаток – тоже отвага нужна. Но большая отвага и ответственность – когда ты собственным примером стараешься показать, как надо жить.

– Мне кажется, мы зачастую воспринимаем отвагу в виде прямого конфликта, потому что наблюдаем воочию такое проявление. А человека, который борется вторым способом, скромно, просто несет свой крест, мы не замечаем. Зачастую многие фильмы, книги построены на том, что герой всегда обличает, он всегда заметен. А незаметные герои не представляют собой интереса.

– В этом-то всепобеждающая сила Христова смирения. Посмотрим на жизнь Спасителя: как Господь жил? Три года Он служил человеческому роду. До этого тридцать лет вообще жил в безвестности. Как Господь терпеливо нес немощи людей! Днем и ночью, до изнеможения, до усталости проповедовал людям о Царствии Божием в притчах, исцелял всякий недуг, всякую болезнь. Кстати, очень характерный евангельский эпизод, где Господь укрощает бурю; помните? На Галилейском море разыгралась такая буря, что ученики даже боялись за свою жизнь. Они будят Учителя и говорят: «Равви, или Тебе дела нет, что мы погибаем?» То есть до какой степени уставал Господь наш Иисус Христос по Своей человеческой природе, что даже во время бури на корабле Он спал от изнеможения… Они Его будят (тем самым проявляется их маловерие) и говорят: «Равви, разве Тебе нет дела, что мы погибаем?» Он запретил буре и ветру, водворилась тишина, и Спаситель говорит им: «Что же вы так боязливы, маловерные?» Именно смиренное, терпеливое, кроткое обличение пороков собственным примером... Его учение вообще перевернуло человеческую историю. Мы сейчас исчисляем годы от Рождества Христова. Мир стал другим после Пришествия  Спасителя. Хотя Господь не призывал к какой-то открытой и сознательной борьбе.

Разумеется, в Евангелии мы встречаем другие случаи… В частности, когда Господь вошел в Иерусалимский храм и увидел там торгующих (дважды в Евангелии об этом упоминается), Он сделал бич и, пылая праведным гневом, выгнал всех торгующих, кто храм Божий превратил в настоящий вертеп разбойников. Но даже здесь Его гнев был бесстрастный, праведный. Здесь мы видим важный пример. Господь действовал там, где нужно защитить святыню, защитить имя Божие. Здесь тоже надо это понимать, мы порой не делаем различия. Мы готовы с отвагой защищать якобы доброе дело, но на самом деле, если в глубину души посмотреть, защищаем свое собственное уязвленное самолюбие, эгоизм. Меня обидели, не поняли, не услышали, не пошли навстречу – и человек готов, словами преподобного Паисия, кавалерийской атакой защищать якобы правду, но правду свою – ущемленное самолюбие.

– Во что может превратиться отвага без ответственности?

– Так называемая безответственная отвага превращается в то, что порой любой какой-то недостаток (даже не недостаток, а то, что, с нашей точки зрения, считается неправильным) вызывает негодование, раздражение. И в состоянии страстности, раздражения человек готов обличать в лицо. И считает, что он так должен поступать, его так воспитали, он должен говорить только правду, никакой полуправды, только в лицо обличать. Получается, как мудро говорит преподобный Паисий Святогорец (чаще всего вспоминается его сравнение), так: мы уподобляемся безрассудному алтарнику, который, видя, что в храме одна свеча наклонилась, бросается ее поправить, но при этом расталкивает всех людей и с размаху  подсвечник сбивает. То есть вроде бы у него порыв отважный – кто же спорит? Это, конечно, отвага: видишь, что свеча наклонилась, – надо отважно броситься. Но бросается так, что вносит смуту, всех расталкивает, всех смущает. И  вроде он отважный, его не назовешь трусливым, малодушным, не отсиделся в стороне, молча: моя хата с краю. Он отважно поступил, но результат его отваги приводит к худшим последствиям. Или вот человек видит где-то грязь… Преподобный Паисий Святогорец тоже говорит: ведь можно эту грязь аккуратно чем-то присыпать, чтобы люди на нее не наступили, а можно ее расковырять и сделать зловоние еще большее. Тоже вроде бы отважный поступок, вроде бы человек говорит: я не равнодушный, я не промолчал, я поступил отважно. Но результат твоей отваги какой?

– Вопрос телезрителя: «Зачем совершать паломничества, нужны ли они и для чего? Приносят ли они пользу человеку? Разъясните, чтобы человек четко и однозначно себе ответил: да, нужно. И в каких случаях это будет необходимо и полезно?»

– Тут можно вспомнить что-то из жизни преподобного Паисия Святогорца. Он подвизался на святой горе Синай. Когда туда приехал, там была практика причащаться монахам только четыре раза в год. Преподобный Паисий по афонской традиции причащался достаточно часто. И вот наместник этого монастыря святой Екатерины увидел, что Паисий часто причащается, и говорит: «Не причащайся так часто, у нас только четыре раза в год». Он говорит: «Благословите». И во втором томе своих творений «Духовное пробуждение» преподобный Паисий пишет, что каждый раз перед Божественной литургией он готовился ко причащению – вычитывал все правило. А когда выходили с Чашей,  кланялся и мысленно в душе своей говорил: «Господи, Ты Сам знаешь, как я нуждаюсь в Твоих святых таинствах». Смотрите, послушание священноначалию и в то же время готовился ко причащению перед каждой службой. Возможно, кто-то даже скажет, что это недосягаемый для нас образец. Вот пример самоотвержения, внутренней духовной отваги и в то же время послушания. Благословили четыре раза в год – хорошо, как благословите. Пример преподобного Паисия Святогорца.

Ваш вопрос: полезно ли вообще посещать святые места, помогает ли это людям, меняются  люди после этого или нет? Безусловно, меняются. Пожалуй, люди, которые в этом сомневаются, наверное, никогда не посещали Святую Гору Афон или какие-то другие святыни, потому что благодать касается сердца человека – и человек возвращается из паломничества уже немножко другим. Я могу даже для иллюстрации привести один интересный пример из жизни близкого моего друга, как он посетил Святую Гору Афон. Наверное, в общих чертах.

Там в каждом святогорском монастыре есть много чудотворных икон Пресвятой Богородицы. В монастыре Пантократор находится икона Пресвятой Богородицы «Геронтисса» («Старица»). Пресвятая Богородица изображена в полный рост. Посещая этот храм, приложившись, этот мужчина, христианин, захотел сфотографировать эту икону и спросил у монаха, который открыл дверь храма, можно ли сфотографировать. А монах спокойно, по-монашески бесстрастно ответил: не благословляется. Не начал кричать: нет, ни в коем случае (как вот мирские люди). Просто спокойно: не благословляется. И дальше все предоставлено совести человека. Никто над тобой не стоит, не следит за тобой. Монах отошел в стасидию; паломники, которые были в этом храме, приложились к иконе, а этому человеку захотелось все-таки зафиксировать для себя этот исторический момент, и он аккуратно смартфон переключил на беззвучный режим, сделал фотографию. А потом, когда вышел из храма, с удивлением увидел, что все фотографии есть, а той самой нет. И он понял, что означает слово «не благословляется». Это один из примеров того, что, посещая святые места, мы все равно возвращаемся немножко другими.

Святая Гора Афон – это удел Пресвятой Богородицы. Люди, даже далекие от веры, когда соприкасаются со святыней, попадают в ту атмосферу, где монахи молятся (и молитва не в тягость, а в радость). Конечно, это оставляет след в душе. Очень рекомендую Вам, уважаемый собеседник, и всем вам, дорогие друзья, найдите время и посмотрите замечательный документальный фильм о Святой Горе «Афон. Врата небесные». Не пожалеете. Один из самых, как мне кажется, удачных фильмов о Святой Горе.

– Мы говорили о прямом словесном обличении. Может ли словесное обличение в каких-то случаях быть полезным?

– Словесное обличение может быть полезным тогда, когда мы заранее семь раз (как в пословице: семь раз отмерь, один раз отрежь) подумаем, какими мотивами мы движимы. Допустим, мы видим какой-то недостойный поступок. Чем ты движим на данный момент? Задать этот вопрос самому себе, не торопиться, не спешить. Я сейчас движим чем? Этот человек мне неприятен, он мне несимпатичен, поэтому я хочу его уязвить, а тут предоставилась возможность. Он поступил нехорошо, а я при всех могу его обличить, тем более есть веский повод. Если я движим этим, то движим чем? Эгоизмом, гордыней, желанием опорочить человека. Даже если он действительно поступает неправильно, то, движимый такими мотивами, как поступаю я?.. Если я христианин, я понимаю свою ответственность перед Богом. Мы перед Богом предстоим, Бог видит меня, мою душу, видит его. То, что он поступает неправильно, Бог тоже видит.  

Но если мотивы нечисты, эгоистичны, горделивы, то, естественно, христианину лучше сдержаться, промолчать. В этих ситуациях не будут полезны наши слова. Другое дело, если мотивы чисты, то есть бесстрастны, и у нас нет к человеку неприязни, нет цели его просто унизить, оскорбить при всех. И можно так сказать, что вызвать бурю негодования. Знаете, как камнем о камень – искра. А можно тоже словесно обличить, но с любовью, мягко, деликатно, как будто вы мягко подсказываете человеку то, что он и сам понимает. Тут есть много нюансов.

– Вопрос телезрительницы: «Меня смущает появление таких статей, мнений, суждений, где современных христиан начинают сравнивать с героями советских фильмов, причем не в пользу христиан. Герои советских фильмов отличаются высокими моральными качествами, истинным героизмом, самопожертвованием, самоотверженностью, а у современных христиан этих качеств нет. Как это объяснить, как к этому относиться, к такому унижению?»

– Да, статьи подобные есть. Я не могу сказать, что я большой специалист в разного рода статьях, но приходилось читать примерно на такую тему (знакомые иногда присылают на электронную почту, тоже спрашивают, что я думаю об этом). Если убрать в сторону эмоциональный фон автора, когда он хочет обличить жизнь современных христиан и их недостойные поступки (пусть даже правильно) и противопоставить современных христиан и вымышленных персонажей (из художественных произведений или советских фильмов), то всегда возникает мысль, с какой целью это вообще делается. Одно дело, если сравнить жизнь христиан, допустим, в эпоху гонений и жизнь христиан начала ХХ века. Когда было гонение, когда очень жестко, под прессингом атеистического государства христиане  хранили верность Богу. И, может быть, некоторые из нас расслаблены свободой, не такие ревностные – это, по крайней мере, предмет для разговора.

А сравнивать с вымышленными персонажами?.. Говорить: вот герои художественных фильмов, какое у них самоотвержение, бескорыстие, какие они яркие, готовы на подвиг... Или благодарят коммунистическую партию, а на самом деле без пяти минут христиане. Мне не совсем понятна мотивация подобных статей. Или уж тогда сравните героев художественных фильмов советских и современных; посмотрите, чему учили детей тогда, а чему учат сейчас. По крайней мере, здесь тоже есть предмет для размышления. А вот такое сравнение кажется очень неуместным. Вообще я скажу ту же самую мысль, которую и на прошлой передаче говорил: достаточно часто не все надо читать, не все надо слушать, не все смотреть. Надо очень и очень беречь  ум и сердце от разного рода информации. Информация может показаться правдивой, отважной, с обличением, а каковы ее плоды? Только смущение, как правильно Вы отметили, недоумение. Возникает вопрос: для чего вообще автор эту статью написал?

– Вы говорили о праведном гневе. Расскажите, пожалуйста, подробнее, что значит праведный гнев.

– Гнев может быть праведным, как я немного раньше сказал, когда у нас чистые мотивы и когда мы защищаем святыню – имя Божие, храм, вещественные святыни или честь и достоинство ближнего. Опять-таки  пример, который всегда должен быть перед нашими духовными очами, – это Господь наш Иисус Христос. Мы знаем, что Господь Иисус Христос сделал бич из вервия и выгнал торгующих из храма. В то же время, когда Господа Самого взяли в Гефсимании, привели на суд первосвященников и всячески оскорбляли, били по ланитам, издевались, а потом повели на суд Пилата, Господь за Себя не заступился. Будучи Всемогущим Богом, Богочеловеком, имея все возможности… Вспомните евангельский эпизод, когда  вместе с Иудой-предателем пришли воины. Господь вышел к ним навстречу и сказал: кого ищете? Они говорят: Иисуса Назорея. Они, услышав, пали на землю. У евангелиста Иоанна Богослова это описывается. То есть Господь Своим всемогуществом мог Себя защитить, но не защитил. Он знал, что должен испить эту чашу страданий, и руку не подымал в защиту Себя. Перед судом Пилата не оправдывался. Когда был перед Иродом, который хотел видеть чудо, ничего не отвечал. Вот пример: когда дело касается святыни или чести ближнего, возможен праведный гнев; когда мы должны за кого-то заступиться. А когда это касается нашей чести или нашего достоинства, надо понимать: есть моменты, когда ты должен потерпеть, смириться, подражая Господу Иисусу Христу.

– Вопрос телезрительницы: «В последнее время в Церкви распространились психологические и психотерапевтические практики. Замечаю, что некоторые батюшки начинают заниматься ими, применять в своей практике. Например, у нас на приходе есть очень уважаемый и любимый батюшка, но несколько лет он применяет практику системных расстановок, привлекая этим прихожан. В принципе, понятно, почему он это делает – он пытается помочь людям решить их проблемы, найти выход из серьезных семейных проблем. Но насколько допустимо духовному лицу заниматься такими практиками?»

– Ситуация непростая. Приведу Вам сначала общеизвестную истину, что батюшки бывают примерно трех видов: хорошие, очень хорошие и разные. Я, например, на жизненном пути никогда не встречал плохих священников. Я даже убежден, что плохих священников не бывает. Мне всегда встречались только хорошие, очень хорошие и разные. Поэтому первый Вам совет и пожелание – ни в коем случае не спешите никого осуждать. А второй совет – не спешите ничему удивляться в наше удивительное время. Удивляться ничему не надо. Но ухо держать востро и смотреть. Если Вы видите, что где-то какая-то практика Вам предлагается или, мягко говоря, навязывается, а также противоречит православному представлению (даже на вашем уровне), если чувствуете, что ваша совесть это не принимает, что душа внутренне смущается, то надо просто со смирением, тактично, вежливо  батюшке сказать: «Батюшка, моя душа здесь смущается. Вы меня простите, может, я что-то не понимаю». Мы все что-то не понимаем, не знаем. «Мне или моей семье не хотелось бы этим заниматься, потому что душа это не принимает, мне это кажется противоречащим христианской вере».

Какие-то такие практики, психологические инновации в западных странах были опробованы лет двадцать или тридцать назад, и была выявлена их несостоятельность, деструктивность. А у нас как что-то новое, что-то интересное, иностранное – давай-ка попробуем; может, это стимулирует духовную жизнь, может, приход станет дружнее, деток чем-нибудь занять… Бывает, хотят на территории сельского храма, допустим, ипподром построить или теннисный корт, еще что-нибудь… То есть некуда деть свои силы и энергию, и хочется чем-нибудь заняться, чтобы привлечь людей, при этом забывая о главном. Господь отходит на второй план, а мы занимаемся тем, что от Бога еще дальше удаляет. Но если Вы смущаетесь, спокойно подойдите и скажите: «Батюшка, простите, я в этом участвовать не могу». В то же время не осуждая священника и ничему не удивляясь.

– Что в наше время вытесняет отвагу и мужество, что порождает малодушие?

– Вытесняет отвагу многое. Один из факторов, очень немаловажный и достаточно очевидный: надо быть немного внимательным к себе, чтобы увидеть, что вытесняет и духовную отвагу, и ответственность и вообще подавляет мужество, даже убивает всякое желание жить, что-то созидать, к чему-то стремиться. Это чрезмерная перегруженность информацией. Видите ли, враг нашего спасения имеет такую хитрую уловку – наше сознание улавливать в информационные капканы. Знаете, как в капкан птичка попала... Вроде бы свободна, а вырваться не может. Так и информационные капканы для нашего сознания. Ум и сердце туда попадают, и не можешь сразу освободиться. Этих капканов немало.

Приведу вам, дорогие друзья, простой пример из жизни. Идет человек, вроде бы занят своими мыслями; взгляд бросает – стоят рядом припаркованные чужие автомобили. Вдруг взгляд падает на один из автомобилей – и его ум попадает в информационный капкан. Он смотрит на этот автомобиль, и к нему приходит помысел: а почему этот автомобиль так дорого стоит? А что вообще в нем такого? Почему у него такая цена? И все, он попал в капкан – на несколько минут. Идет дальше, а его ум переживает за автомобиль, который ему не принадлежит, слава Богу. Он тебе никогда не будет принадлежать, иди своей дорогой, занимайся добросовестно своим делом, помни о Боге. Вот попался на пятнадцать-двадцать минут в капкан. Потом враг эти мысли уже начинает развивать, начинаются широкие обобщения: почему у нас такие автомобили не делают, почему они у нас не столько стоят…

И таких информационных капканов множество. Это лишь один из примеров. А бывают капканы, которые неделями, месяцами держат наш ум в плену. Вот, например, по телевизору что-то посмотрели и узнали, что какой-то известный (или малоизвестный) человек что-то сказал. И потом все обсуждают, что он имел в виду. Потом вроде он извинился, кто-то ему что-то на это возразил, и надо из передачи в передачу смотреть, что ему возразили, что он ответил. Получается, ты живешь не своей жизнью.  Мало того что от Бога удаляешься, о себе не помнишь, о своей душе. Более того, мы порой забываем о самых близких людях, с которыми Промыслом Божиим  на этом жизненном пути поставлены.

Ведь нередко такое бывает (не сочтите за иронию мои слова): в семье мужчина возвращается с работы и страстно ждет какую-то анонсированную ранее  передачу, потому что в ней то, что его интересует, – какая-то звездная пара разводится; будут делить наследство. Сын к нему подходит: «Папа, помоги реферат написать». – «Отстань, сынок, сейчас передача будет; я хочу понять, кому что достанется». Он сына оттолкнул. Пренебрегает близким человеком. Пожилая мама подходит: «Сыночек, сходи в аптеку, мне лекарство возьми». – «Мам, отстань, тут дело Скрипалей, я хочу понять, кто стоит за их отравлением, я же культурный человек, я должен все это знать…» И месяцами сознание в информационных капканах, но пренебрегаешь близкими людьми, за которых несешь ответственность. Поэтому не все нужно слушать, не все нужно смотреть. Не случайно преподобный Исаак Сирин говорит, что праздный ум – это седалище дьявола. Когда ум в праздности, когда ум о Боге не помнит, он сразу становится седалищем нашего врага. И враг туда что угодно, всякий мусор вкладывает.

– Что помогает против этого? Иисусова молитва?

– Для памяти Божией, конечно, самая лучшая в христианской традиции молитва Иисусова. Можно другие: «Пресвятая Богородице, спаси нас»; «Боже, милостив буди мне, грешному». То есть это любая краткая молитва, чтобы ум постоянно возвращался к памяти о Боге. Как мудро говорится: когда Бог на первом месте, то все остальное на своем. Тогда все будешь успевать, все будет вовремя.

– Вопрос телезрительницы: «Как реагировать на рассуждения, которые очень часто бывают в СМИ по поводу того, что Православная Церковь лишена соборности, что занимается только внешними вопросами, совершенно не занимается духовным воспитанием людей. Как правило,  не только СМИ на эту тему говорят, но даже мои знакомые, просто люди, случайно встречающиеся. Это очень горько. Особенно страшно, когда СМИ рассуждают на такие темы. Как правило, послушаешь и понимаешь, что они очень далеки от храма и малоцерковные люди. Очень горько все это слышать. Как в таких случаях быть?»

– В первую очередь могу посоветовать: смотрите телеканал «Союз». Здесь Вы не услышите подобных высказываний. Вы правы, конечно, горько человеку верующему и искреннему такое слышать. Нередко это говорят даже люди священного сана, чаще всего из раскольнических группировок. Даже более того скажу. Мои знакомые обратили внимание на один канал, очень скромно называющийся «Канал истины» (далеко не везде найдешь такое скромное название). Показывается, как совершалось богослужение на столетнюю годовщину убийства царской семьи в Екатеринбурге; стотысячный крестный ход от Храма-на-Крови последовал до Ганиной Ямы. Архипастыри, множество людей идут, и вот кадры этого крестного хода; даются комментарии. Сидит один из бывших насельников лавры, иеродиакон (не буду называть его имя, потому что в нашу задачу не входит осуждение человека, это просто констатация факта), где-то в квартире и спокойно, с хладнокровием в голосе говорит: «Вся Россия идет в ад». Показываются опять эти кадры. Подразумевается, что все люди, которые были на этом крестном ходе, идут в ад. Он просто сидит и спокойно это говорит. А в качестве доказательства ссылается на одну пожилую женщину, у которой сам же этот иеродиакон брал несколько лет назад интервью. Ей приснилось, было какое-то видение, что вся Россия идет в ад. Он сам у нее взял интервью, даже видеофильм «Встреча с вечностью» выложили. И хладнокровно констатируют, сидя где-нибудь у себя на кухне, что вся Россия идет в ад, что в Церкви нет соборности и так далее.

К сожалению, люди на это попадаются. Очень горько такое видеть, очень больно такое видеть. Это в силу малограмотности и ревности не по разуму. Что на это можно ответить? «По плодам их узнаете их».

К сожалению, есть люди, которые так рассуждают, сидя на кухне у себя в частных домах, квартирах. Они понимают, что к ним в раскол не пойдет масса людей, что верные чада Церкви к ним не пойдут, в какие-то подвалы. И это их внутреннее чувство ущербности приводит к тому, что они говорят: сейчас нет соборности, ничего не делается. Таким людям напомните слова из евангельской притчи о пшенице и плевелах, которые выросли на одном поле, и как Господь, господин, говорит жнецам: оставьте то и другое расти до жатвы, а во время жатвы Господь Сам рассудит, кто есть пшеница, а кто плевелы.

Я зачитаю для утешения и для укрепления веры наших дорогих телезрителей кое-что из миссионерских писем святителя Николая Сербского, выдающегося богослова ХХ века. Это как раз в контексте духовной отваги, в том числе последнего вопроса, который сейчас прозвучал.

Письмо русскому священнику о беспокойстве за Церковь.

Не нужно беспокоиться – нужно ревностно трудиться. Трудись и ревнуй об истине и святыне Божией и возложи свои заботы на Господа. Он требует от нас только того, что в нашей власти. Сказал Спаситель: кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? Так давайте с полным доверием к Спасителю исполнять возложенные на нас обязанности и не беспокоиться о том, что будет или что могло бы быть. Капля молитвы стоит дороже, чем море беспокойства. В особенности не следует отчаиваться из-за Церкви Божией. Если чему-то на свете обеспечена окончательная победа, то это победа Церкви Христовой; и врата ада не одолеют ее,– сказал Господь.

Святитель Григорий Двоеслов, описывая состояние Церкви своего времени, сравнивает ее (Церковь) со старым, разбитым бурями кораблем, в который со всех сторон заливается вода, ибо доски его прогнили и расшатались от волн, бьющихся об него каждый день. Это были времена тяжких испытаний – голод, эпидемии, смятение, отчаяние, войны, которые привели в упадок земледелие, люди не хотели создавать семьи, потому что думали, что наступает конец мира. Вот в каком состоянии находилась Церковь двенадцать веков назад. Но конец мира не наступил, положение поправилось, Церковь утвердилась. Если бы кормчим Церкви был человек, она погибла бы от бурь, но Кормчий ее и тогда, и теперь – всемогущий Дух Божий.

Мир тебе и радость от Господа.

Вот такое замечательное и ободряющее письмо святитель Николай Сербский написал одному русскому священнику. Согласитесь, дорогие друзья, как оно актуально. И может быть применимо и адресовано каждому из нас!

В заключение позвольте еще раз напомнить главную мысль нашей сегодняшней беседы: духовная отвага и ответственность очень связаны между собой. Подлинная духовная отвага не в том состоит, чтобы обличать, думая, что говоришь только правду, что ты прямой человек: что видишь, то и говоришь. Научись жить по правде и, находясь в любом месте, собственным примером, мягко, деликатно, спокойно, смиренно отстаивай правду. На это большую надо иметь отвагу. Отвагу и постоянство. Просто высказать что-то, обличить, оскорбить и уйти куда-то – вроде бы тоже отвага, но это меньшая отвага. И она безответственна. А ответственная отвага – когда отстаиваешь правду на своем месте. А если надо, пострадаешь за Христа.

Сегодня память святителя Иоанна Златоуста. Дарю Вам его замечательную книгу.

– Благодарю Вас.

– Господь да благословит вас, дорогие друзья, на все доброе! И почаще смотрите телеканал «Союз».

Ведущий Денис Береснев

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать