Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

30 мая 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает игумен Флавиан (Матвеев), наместник Крестовоздвиженского мужского монастыря города Екатеринбурга.

– В минувший воскресный день мы отмечали день рождения нашей Церкви – Пятидесятницу, день Святой Троицы. Отдание этого праздника только 2 июня, он еще продолжается, поэтому, мне кажется, стоит поговорить о том, какой духовный смысл имеет это торжество.

– День Святой Троицы, Пятидесятница, – это церковный праздник, который относится к двунадесятым, один из главных церковных праздников. Своей основой он имеет событие, которое случилось в самом начале бытия Церкви. Описывается оно во второй главе Книги Деяний и называется Сошествие Святого Духа на апостолов. Книга Деяний повествует нам о том, что апостолы были единодушно вместе в день праздника пятидесятого дня, праздника ветхозаветной церкви. И в момент, когда апостолы были единодушно вместе, пребывали в молитве, раздался сильный шум, как бы от движущегося ветра, как бы ураган, и показались двенадцать огненных языков пламени, каждый из которых почил на ученике Христовом.

Этот шум был каким-то особенным, он привлек к себе большое количество народа. Это были люди, веровавшие в Единого Бога и сошедшиеся в Иерусалим на праздник, и среди них были представители разных племен, говорившие на разных языках. Когда они сошлись вместе к апостолам, то поняли, что каждый из них слышит обращение к ним учеников Христа на своем родном языке. Апостолы проповедовали собравшимся людям на языках, которых раньше не знали. И люди были убеждены, что эти галилейские рыбаки не могли знать их языка. Но каждый из пришедших слышал именно свой язык, и они стали обсуждать друг с другом, как так может быть, как эти люди могут говорить на языках, которых они явно не знают по причине своего простого происхождения и необразованности.

Тут апостол Петр начал проповедовать так, что его стали понимать все. Он вкратце рассказал людям об Иисусе Христе, о пророчестве пророка Иоиля, о том, какую радость возвещает пророк Давид, когда пророчествует о Помазаннике. И в ответ на эту проповедь совесть людей пришла в движение, потому что апостол Петр проповедовал им о том, что это Тот Иисус, Который был умерщвлен ими. Многие из этих людей были в том самом дворе, куда Иисус, бичеванный, оплеванный, в терновом венце, был выведен Пилатом, чтобы Его пожалели. И Пилат сказал: «Вот посмотрите – это человек, а его избили плетками». И сейчас здесь стояли многие из тех, кто тогда кричал: «Распни, распни Его! Кровь Его на нас и на чадах наших!» Проповедь о том, что Он был распят ими всеми, но воскрес из мертвых (и смерть побеждена!), привела совесть этих людей в движение, и они говорили: что нам делать? Апостол Петр им сказал: «Пусть крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа». И тогда к апостольской общине присоединилось более трех тысяч человек. Вот об этом нам говорит Книга Деяний святых апостолов.

Это действительно день рождения Церкви, потому что именно тогда группа робких галилейских рыбаков, сопровождавших своего Божественного Учителя, видевших Его воскресшим, на глазах которых Он вознесся на небо, десять дней между Вознесением и Сошествием Святого Духа ожидали: «Что это будет? Нам обещан Святой Дух». Эта неопределенность должна была научить их смирению, кроткому ожиданию того дара, который они получат. И когда они получили этот дар, он сделал их действительно проповедниками истины, теми, кто исполняет Христов завет: быть посланным во имя Его. Слово «апостол» означает «посланный».

У них появилась не просто какая-то, как мы сейчас сказали бы, мотивация, у них появилась возможность – дар того, чтобы их понимали представители самых разных народов. Этот совершенно особый дар и желание проповедовать, дерзновение и понимание того, что именно этого от них ждет Господь, и есть, собственно говоря, главное событие этого праздника. Здесь участвует вся Святая Троица: Сын Божий – воплотившийся Господь Иисус Христос – просит у Отца о ниспослании Святого Духа. И Святой Дух сходит на Его верных учеников, апостолов, и делает их дерзновенными проповедниками. Поэтому этот день Пятидесятницы – пятидесятый день после Воскресения из мертвых Господа Иисуса Христа – также называется днем Святой Троицы.

На следующий день, как это принято в церковном календаре, воздается честь главным действующим лицам того или иного праздника. Главным действующим лицом в данном случае является третье Лицо Святой Троицы – Дух Святой. И в понедельник Церковь празднует день Святого Духа. Такие два удивительных праздника, которые празднуются один за другим.

– Вопрос телезрительницы из г. Пензы: «Когда мы все вместе молимся в церкви, как во время празднования Пятидесятницы, там Дух Святой присутствует. А если я молюсь одна дома, на меня может сойти Святой Дух или нет? Это возможно только в церкви, когда молится множество народа, или и во время моей горячей домашней молитвы?»

– Очень интересный вопрос. Здесь нужно порассуждать о предназначении того сошествия, которое ждет молящийся человек. Для чего человеку нужно именно такое личное, индивидуальное сошествие Святого Духа во время, как было сказано, горячей домашней молитвы? Если есть какая-то серьезная проблема, в которой может поучаствовать лично Святой Дух, то, конечно, как мы говорим, Он есть Утешитель. Именно так Он был назван Христом Спасителем в прощальной беседе с учениками. Если человек нуждается в утешении, конечно, Дух Святой его утешит. Но сделает Он это заметно для человека или незаметно – большой вопрос. Ведь Господь все делает для человека так, чтобы это было полезно. Если человек явно получит какой-то особый дар Святого Духа, он ведь может возгордиться. И для человека будет проблемой – куда деть этот дар, если я не могу его нормально переносить, если я все время горжусь, тщеславлюсь, если меня внутренне распирает от того, что я получил (или получила) от Бога нечто, чего нет у других. Ведь это может стать большой духовной проблемой. Поэтому в большинстве случаев Господь и не дает какого-то изобилия индивидуальных откровений православным христианам.

Дух Святой подается в таинствах – это то, в чем мы можем быть уверены, потому что это составляет основу учения Святой Церкви о таинствах. В каждом таинстве (Исповеди, Причастия, Соборования, Брака и т.д.) подается Дух Святой, Который в таинстве участвует. Не говоря уже о том, когда крестят человека (младенца или взрослого): его помазывают миром в знак того, что Церковь взывает, чтобы этого человека посетил Святой Дух. Именно это означает таинство Миропомазания.

– Вопрос телезрительницы: «Я хочу задать вопрос, который мне задал мой десятилетний сын и на который я не смогла ответить. Он спросил меня так: Зачем Господь создал людей, если знал, что они искусятся и отпадут от Него?»

– Вопрос глубокий, серьезный, на него просто так не ответить. Здесь надо порассуждать о том, что вопрос этот задан из человеческого представления о времени. Мы всегда находимся в какой-то одной точке времени: вчерашний день уже прошел, завтрашний еще не наступил, а мы живем в сегодняшнем дне. Пара секунд уже прошли, а следующая еще не наступила... Ой, уже наступила! Вот так мы и живем.

Если представить, как соотносится наше представление о времени и представление о Боге, о Котором мы тоже не можем знать всей полноты, то можно вообразить себе некий временной луч, где-то на нем есть точка сотворения мира, и дальше этот луч распространяется в некое неведомое для нас будущее. Мы знаем, что по нашей вере бытие этого мира закончится Вторым Пришествием Христа и Страшным Судом. Но пока эти события еще не наступили, этот луч движется, появляются все новые люди, кто-то умирает, кто-то рождается, и этот луч распространяется все дальше и дальше, вперед и вперед – движется время, наше человеческое время. Но Господь – это лист, на котором нарисован этот луч, и Господь присутствует в каждой точке этого луча и во всем луче в целом. Потому что Он – этот лист.

Так мы можем соотнести наше понятие о Боге с нашим понятием о времени. Понятно, что Бог – Творец всего, и Он Творец времени в том понимании, как можем понимать мы. Поэтому если мы будем понимать время именно таким образом, то сразу же поймем, что именно так задать этот вопрос было бы странно и некорректно. С другой стороны, мы, как люди Нового Завета, знаем, что Бог есть любовь. Для нас есть прошлое, настоящее и будущее, а для Бога это одно вневременное настоящее. Конечно, Бог знал, что люди согрешат, но тем не менее Он знал, что по любви Своей – ведь Бог есть любовь – Он людей искупит. И Он это сделал. И теперь каждый может убедиться в том, что Бог есть любовь, если станет христианином и на своем собственном примере участия в жизни Церкви попросит это у Бога.

– Мы говорили о Сошествии Святого Духа и таинствах, в которых Он участвует. Среди людей, которые только приходят в храм или еще ни разу не приходили, встречаются вопросы, касающиеся того, как понять и осознать троичность Бога. Встречаются такие мнения: «Ведь Бог Един, как же Он может быть Единой Троицей?» Мне кажется, стоило бы порассуждать на эту тему.

– Эта тема очень сложная, интересная. Наверное, можно сказать, что Бог открылся для нас в Новом Завете как Троица именно потому, что за время существования Ветхого Завета Он как бы нравственно подготовил нас к тому, чтобы эта истина оказалась хотя бы как-нибудь воспринята и понята. Конечно, эта истина не может быть понята нами во всей полноте. Здесь мы должны честно сказать самим себе, что церковное учение и не обещает нам того, что мы можем понять это во всей глубине. Потому что бытие Бога как Троицы – это тайна. С другой стороны, некие аналогии могут хотя бы отчасти дать возможность людям, любящим образы поэзии, эти аналогии, что-то понять.

Когда мы говорим о солнце, оно воспринимается нами как единый объект, но в то же самое время, если мы будем рассуждать с разных сторон о том, что видим на небосводе, то можем сказать, что в одно и то же время видим солнечный диск, свет, который источается этим диском, и чувствуем исходящее от него тепло. То есть мы можем разделить наши чувства от одного объекта. Это один пример. Другой пример – есть источник, вода, которая из него вытекает, и есть ручей. В этом тоже можно увидеть некую аналогию со Святой Троицей.

Тем, кому аналогии не помогают, лучше сразу сказать: «Поскольку аналогии мне помочь не могут (для меня это темный лес), то, может быть, Бог откроет мне это через что-нибудь другое или даст какое-то особое сердечное чувство». Не заглядывай за те горизонты, которые, может быть, тебе и не дано познать. Человек стремится все познать, узнать и потрогать. Само по себе это неплохо, но есть какие-то божественные тайны, когда человек может сказать себе: «Может быть, кто-то понимал это лучше меня, но я чувствую, что мне это не дано». Думается, что этот человек вряд ли согрешит перед Богом таким смиренным признанием.

– Вопрос телезрительницы из Подмосковья: «Было сказано в Писании через пророков о предательстве Господа, а мне очень жаль Иуду, ведь ему выпал такой жребий – совершить такой грех. Как Господь попустил, что в него с Причастием вошел сатана? Ведь если о нем все уже было сказано в Писании, это должно было исполниться. То же и с фарисеями. Господь сказал, что пришел исполнить Писание, почему же их тогда все ругают?»

– Тема Иуды психологически очень интересна. С одной стороны, Иуда предстает как исполнитель тех пророчеств, которым надлежало исполниться, но с другой – Промысл Божий заключается в том, что пророчества исполняются человеком (Иудой), который предает Христа Спасителя абсолютно свободно. Потому что в его душе бушуют сильнейшие страсти: маловерие, разочарованность в своем Божественном Учителе, стремление обогатиться даже небольшой суммой, потому что за нее можно купить лишь самого никчемного раба. Это была небольшая сумма по тем временам. В Евангелии написано, что он был вор, ибо брал деньги (носил при себе в специальном хранилище), которые добрые люди жертвовали на бытовую сторону жизни Христа Спасителя и апостолов. Иуда, будучи сребролюбцем и вором, решился предать Христа: в нем действовали греховные страсти. Они действовали в нем настолько могущественно, что он решился на такой поступок. Это было его свободное волеизъявление.

Но в то же самое время исполнились пророчества. Опять-таки стоит вспомнить луч времени и то, что наше понимание времени не совпадает с тем пониманием времени, которое у Бога. Нам трудно понять, как же так: про этого человека было напророчествовано, эти пророчества актуальны и должны сбыться, и в то же самое время он действует свободно, вольно, никто его не принуждает. С нашей точки зрения, в этом есть некое противоречие, но если мы вспомним, что Бог живет вне времени и устраивает жизнь всего человечества исходя из того, что Он живет вне времени, тогда мы понимаем, что никакого противоречия нет. Пророчества даны, они исполнились, и нашелся тот человек, на ком они исполнились, действовавший в соответствии с теми желаниями, которые были в его душе. А желания были такими, что сделали его из ученика Христова Иудой.

– Вопрос постоянного телезрителя Евгения Александровича из Белгорода: «Бог дает всем свободу выбора. Понятно, между чем выбирал человек, но мне не понятно, между чем и чем выбирал Денница, ведь в то время зла еще не было. Между чем же он выбирал?»

– Мы не можем напрямую сравнивать наш выбор с тем, перед которым стоял Денница – служить Богу или, как говорится, заглядеться на самого себя. Его грехопадение состояло в том, что он загляделся на самого себя: какой он особенный. И в этот момент произошло его грехопадение. Невозможно сравнивать здесь что-то напрямую, потому что у нас разная природа: у человека человеческая природа, а у ангела, которым был Денница, природа ангельская.

Наше представление о свободе выбора основано на нашем жизненном опыте, потому что каждый день приходится что-то выбирать: какую одежду надеть, улыбнуться этому человеку или не улыбнуться и так далее. И мы с самого детства приобретаем опыт этого выбора, мы знаем, что такое выбор. А Денница не знал, поэтому когда он загляделся на самого себя, произошло его грехопадение, именно в этот момент, как говорит нам учение Церкви, и утвердилась его одноразовая воля. Когда смешивают алебастр, никто не знает, в какой момент он схватится: это зависит от качества гипса, от количества воды, от многих факторов. Но в один момент гипс схватывается, и он уже не жидкость и не тесто, а твердая субстанция. Точно так же у него не было совершенно никакого опыта, а воля его была такой, что должна была определиться только один раз. Именно в этот момент и произошло ее определение.

– Вопрос телезрительницы из г. Нефтекамска: «Я бы хотела поблагодарить батюшку за чтение в субботу Последования ко Святому Причащению. Это очень помогает, и я Вам очень благодарна. Спаси Господи! Я бы хотела задать вопрос о том, что такое чрезмерное упование на волю Божию».

– Чрезмерное упование на волю Божию бывает тогда, когда человек не хочет принимать ответственных решений. Бывают люди, которые понимают свое предназначение в жизни, ту роль, которую они играют в обществе, семье, среди друзей, на работе и т.д. И они хорошо понимают, что такое ответственность, принимают ответственные решения и, соответственно, несут на себе груз ответственности. Я принял решение, и если оно даже ошибочное, я должен буду исправить свою ошибку. Если правильное, тогда буду достоин получить тот или иной венец победителя, принявшего правильное решение.

А бывают люди, которые говорят, что лучше это отложить, лучше переложить на кого-нибудь другого. Может быть, говорят, что сходят в церковь и спросят у батюшки, лишь бы самому не принимать решение и не нести на себе эту тяжесть. Но рассуждения такого человека могут быть такими: «Ну, на все же воля Божия, как оно само собой пойдет, как осуществится, пусть так и будет». Конечно, христианин должен быть ответственным человеком – нести на себе этот груз, этот крест, осознавать, что это надо. И помнить такой интересный афоризм: ты – это то, что ты сделал, а не то, что произошло с тобой.

– Вопрос телезрительницы из группы «ВКонтакте»: «У нас в городе есть единоверческий храм, можно ли его посещать православным?»

– Что такое единоверие и единоверческий храм? Это храм, в котором служба совершается по церковным книгам и обрядам, принятым во времена до реформ патриарха Никона. Там крестятся двумя перстами, крестный ход ходит вокруг церкви в противоположном направлении, есть много других различий. Но службу совершают правильно, законно, канонично рукоположенные священники.

Конечно, ради любопытства, любознательности можно туда заглянуть, посмотреть, как совершается служба, потому что это правильная служба, и священник, выносящий Чашу со Святыми Дарами, – это «правильный» священник, и в этой Чаше действительно Тело и Кровь Христовы. Но если мы не привыкли к духовной культуре старообрядчества, то богослужение в единоверческих храмах будет, конечно, для нас не таким родным, как наше привычное богослужение. Так что зайти можно, но при этом надо помнить, что у каждого христианина должен быть свой храм и именно в нем нужно совершать все самые главные духовные таинства – исповедоваться, причащаться, венчаться, крестить детей. А в другой храм мы, конечно, можем зайти, чтобы послушать красноречивого проповедника (или находясь в паломничестве). В данном случае можно познакомиться со старообрядной духовной культурой, зайдя в единоверческий храм. Тем не менее надо помнить, какой храм твой.

– Наверное, надо отметить, что старообрядцы находятся в лоне Русской Православной Церкви.

– Именно единоверцы находятся в лоне Русской Православной Церкви, а старообрядцы находятся вне ее, у нас с ними нет евхаристического общения. Старообрядцы никак не считают нас Церковью Христовой. А единоверцы – это старообрядцы, которые относятся к нам как к своим братьям и сестрам по вере. Единоверцы – это старообрядцы по духовной культуре. И только.

– Светлана спрашивает, можно ли зайти в католический храм, чтобы посмотреть и послушать орган?

– Многие туристы сталкиваются с такой проблематикой. Здесь надо вспомнить, что у нас есть церковное правило, которое запрещает православным христианам входить в любые еретические храмы с целью молитвы.  А на то, чтобы просто посмотреть и послушать, запрещения нет. Надо всегда иметь в виду, что если я захожу в какой-то храм, буддистский, мечеть, синагогу, будучи где-то в туристической поездке, то при этом надо четко себе сказать: «Я захожу с познавательной целью, но у меня нет цели там молиться».

Исключение бывает для тех римо-католических храмов, где расположены общезначимые христианские святыни. Как, например, в римо-католической базилике в г. Бари находится гробница с мощами святителя Николая Чудотворца. Конечно, перед его мощами можно молиться. Сами мощи находятся в подклете, полуподземном помещении, но если на первом этаже идет римо-католическая месса, то присоединяться к ней с целью молитвы, конечно, не надо.

– Телезрительница спрашивает: «Что делать, если в голову лезут бранные и оскорбительные слова на Бога?»

– С таким искушением сталкиваются очень многие христиане, которые начинают глубже задумываться о природе своих мыслей, начинают глубже входить в себя, размышлять, останавливаться и вдумываться: «О чем же я сейчас мыслю?» (для того, чтобы лучше понимать себя, свою душу, свои мысли). И тут начинает примешиваться дьявол. Обычно он не искушает человека, но как только тот начинает сосредоточиваться на своих мыслях, дьявол тут как тут: это сразу же становится сферой его интересов. Он начинает внушать человеку всякие хульные мысли, а человек начинает их пугаться: «Как же так? Вот эти мысли, которые у меня промелькивают, – это, наверное, и есть хула на Святого Духа». Во-первых, надо успокоиться и сказать себе: «Это типичное дьявольское искушение, которое подстерегает практически каждого христианина, входящего в тонкую сферу своих мыслей».

Пугаться не надо: это дьявольское искушение, но человек, находящийся в здравом уме и трезвой памяти, к этим мыслям должен относиться отрицательно. И должен сказать себе: «Это мысли не мои. Это мысли дьявольские, которые он хочет мне внушить, чтобы я считал (считала) их своими, но я, как христианин (христианка) должен (должна) эти мысли отвергнуть. Это не мои мысли, это чужие мысли, я с ними не согласен (не согласна). Поэтому если они крутятся где-то около меня, пытаясь завладеть моим вниманием, то пусть и крутятся: это сфера не моих жизненных интересов. Мои жизненные интересы – это Бог, Который есть Любовь, это Христос, Который является моим Спасителем. А то, что мне про Него пытается что-то транслировать лукавый дух, меня не интересует». Точно так же, как если я выхожу на улицу, а мне в лицо дует неприятный холодный ветер, да еще с инеем, попадая мне в глаза, нос… Если у меня есть капюшон, я обязательно укутаюсь в него, но этот ветер нисколько не будет меня занимать. Я буду идти туда, куда мне надо, заниматься теми делами, которые мне необходимо делать, но этот ветер, пусть он мне и неприятен, меня не интересует. Думаю, примерно так должен рассуждать православный христианин, столкнувшись с такими хульными помыслами. А придя на исповедь, надо просто сказать священнику: «У меня бывают хульные мысли». И всё.

– Как отличить такие хульные мысли от тех, когда ты начинаешь сознательно винить Бога за какие-то неудачи, за то, что он попускает нам в жизни?

– Это человек увидит по тому, что, собственно, происходит с его волей. Человек оценивает свою жизнь, и если он сохраняет верность Богу и принимает какие-то жизненные невзгоды как те испытания, которые ему надлежит претерпеть, то, соответственно, его воля направлена на то, чтобы принимать Бога как своего Спасителя и Господа. А если человек отступает от верности Богу, проявляет такие качества, как ропот, недовольство своим жизненным путем, Промыслом Божьим, то это нечто иное – то, к чему направлена воля человека. И тут надо исправлять волю, искать какие-то точки опоры, поддержки: устремиться на исповедь, найти для беседы хорошего друга-христианина, то, что поможет преодолеть эту тяжкую ситуацию и вернуться к верности Богу.

– В субботу, 2 июня, у нас будет день отдания праздника Святой Троицы, 3-го – уже заговенье на Петров пост. Хотелось бы попросить Вашего краткого совета о том, как подготовиться и пройти этот постный путь, который ожидает нас уже на следующей неделе.

– В этом году нас ждет пост длительный, серьезный.  Дай Бог, чтобы это время прошло для нас с духовной пользой, чтобы мы понимали, что в той древности, когда для христиан были установлены святые посты, было очень мало того, в чем можно было себя ограничить. Из жизненных радостей тогда были только еда и у супругов супружеские радости, в которых постом тоже принято себя ограничивать. А сейчас у нас радости на каждом шагу: любая музыка из любого источника, кино, не говоря уже о более классическом – живописи, скульптуре. То есть нас окружает огромное количество возможностей получить удовольствия, что были недоступны тем людям, для которых был составлен календарь постов.

Поэтому нужно очень глубоко в это вдуматься и не сводить пост именно к соблюдению постной диеты. У каждого найдется очень много поводов, для того чтобы ограничить себя и в одних, и в других, и в третьих возможностях, которые выступают на передний план, затмевая собой Евангелие, богослужение, возможность быть причастником Святых Христовых Таин. Дай Бог, чтобы мы видели в своей жизни то, что нам мешает быть добрыми христианами, и хорошенько, по совести ограничивать себя в этом.

Ведущий Дмитрий Бродовиков

Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать