Беседы с батюшкой. Мужественность и женственность

18 июня 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма Всех Святых Алексеевского ставропигиального женского монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

 – Отец Артемий, сегодня хотелось бы поговорить о таком явлении, как мужественность и женственность. Что же такое «мужественность» в нашем церковном понимании?

– Думается, что это соответствие природе сильного пола. Равно как и женственность есть то, что подразумевается естественным для женского слабого и одновременно прекрасного пола. И если говорить о целостном христианском, церковном осмыслении этого явления, коль скоро муж – глава, и мальчик, отрок, юноша готовит себя к служению главы, соответственно, речь идет и о физической силе, и о неприхотливости, умении в спартанских условиях выживать, то есть то, что чуждо изнеженности, расслабленности.

Ну, наверное, мужество – это, прежде всего, состояние души: благородный, великодушный, верный, хладнокровный, умеющий принимать волевое решение в трудных обстоятельствах. Речь идет о человеке, который готов взять на себя ответственность за тех, кого он приручил, кого он полюбил. Мужество – это, безусловно, бесстрашие пред лицом опасных обстоятельств. И конечно, мужество занимает серединное место между трусостью, малодушием, боязнью и какой-то бесшабашной храбростью, которая рискует жизнью без нужных оснований.

– А если ты берешь на себя ответственность за какие-то чужие ошибки, тогда ты просто принимаешь вину на себя, пусть это, может, будет и не совсем справедливым? Это будет мужественностью или глупостью – как здесь определить?

– Смотря о чем идет речь! Христос Спаситель усвоил Своему Божественному Лицу ответственность за чужие ошибки – за грех всего человечества. И это было высотой самоотвержения и свидетельством Его Божественной любви. При том что Господь, взойдя на Крест, обнищав совершенно, даровал нам силу выпрямляться, даровал нам силу побеждать грех. С другой стороны, если человек (такой, как ты да я, – грешный и слабый) без видимых оснований усваивает себе вину за чужие просчеты, то какова его мотивация? Если человек это делает по гордости или самолюбию…

– Если это начальник, который отчитывается еще выше перед своим начальством, несет ответственность за подчиненных …

– Если он хочет защитить и помочь своим подчиненным в надежде на их совестливость и исправление – это, конечно, благородное дело!

– Батюшка, в наше время полезно ли современному мужчине содержать себя в спартанских условиях, в чем-то себя ограничивать? Ведь мы живем в век достаточно комфортный…

– Сейчас родители на руках готовы носить тех инструкторов, тренеров, руководителей каких-то выездных лагерей, которые, гарантируя безопасность ребенку, дадут ему возможность чуть-чуть закалиться, чуть-чуть проявиться. Уже родители бьют тревогу, взирая на своих «митрофанушек», совершенно расслабленных, женоподобных, забывших, что такое мальчишеская харизма. Комфортный век приводит к тому, что мельчает человек.

Вспомним, что и царские дети последней нашей Романовской династии воспитывались в достаточно спартанских условиях. И девочки, между прочим, тоже! Потому что, чем больше мы нежим собственное тело, тем душа становится более блеклой – никакой не выразительной. И напротив, утесняя в разумных пределах наше тело, и особенно отказывая себе в самолюбии, мы обретаем в конце концов полезные душевные навыки. Душа обретает способность к рассудительности, хладнокровию и правильным решениям при сохранении спокойствия сердца.

– Вопрос телезрительницы: «Я недавно была в Иерусалиме, мы посещали православные святыни, и я услышала, что православным христианам нельзя посещать Стену плача. У меня возник вопрос: иудеи, которые приходят к Стене плача и постоянно молятся там, – кому они молятся и есть ли там Бог? Они ходят в таких красивых шапках – для чего это все?»

– Не всякую шапку надевать можно на главу свою, если в ней есть мозг, рассуждение и знание мировой истории, не правда ли? Вы бы и спросили не бедуинов, а раввинов, которые там раскачиваются меланхолически, – кому они молятся и о чем они просят? И вообще, прежде чем ехать по месту назначения куда-то, давайте все-таки выяснять историческую подоплеку – что это за Стена, о ком там плачут и кто там плачет?

Мы как-то уже на телеканале «Союз» это обсуждали. Речь ведь идет о том, что Господь в четвертом столетии Сам явил Свое Божественное действие, когда иудеи, вопреки Божиему определению и словам Господа Иисуса Христа, пытались положить основание разрушенному Иерусалимскому храму. Вы помните, что Сам Спаситель, незадолго до Своих Голгофских страданий, предрек разорение Иерусалиму и храму, от которого не должно было остаться камня на камне?

Сам Бог тогда в четвертом столетии свершил страшное чудо, когда вдруг из земли вырвался огонь и были разметаны в разные стороны, разбросаны эти камни (так называемый ноль-цикл), так что на одеждах строителей, которых привлекли иудеи, вдруг засияли множественные кресты. Это было вышеестественое событие, и о нем подробно пишет святой Кирилл Иерусалимский.

Соответственно, воля Божия была в четвертом столетии еще раз явлена, благодать ушла от тех иудеев, которые не стали христианами, не узнали своего Мессию, вольно или невольно содействовали Его распятию руками римских язычников. Соответственно, давайте уразумеем: можно ли христианину молиться о чем-то у так называемой стены плача? Только советским туристам это было простительно, которые сено от соломы не отличали и суеверно совали туда записочки о том, как бы двушка стала трешкой!

Но мы, сыны Света, сыны Царства, понимаем, что иудейскую кипу надевать на голову – дело совершенно неправильное. И давайте будем в этом вечном городе мира направлять свои стопы в Храм Воскресения, лобызать Голгофу, молиться рядом с кувуклией, где восстал из мертвых Господь Иисус Христос, – молиться с верою в восставшего из мертвых Христа Спасителя. А так можно попасть сдуру и куда-нибудь к родноверам-язычникам, но не в Иерусалиме, а где-нибудь во вновь отстроенных капищах в России. Или к Аум-Сенрике в объятия, или к сектантам-сатанистам. Нельзя быть таким Чебурашкой с огромными ушами, который водит ими в разные стороны и совершенно не ведает, куда его ведут.

– Сейчас стало модным предлагать туристам, приезжающим в азиатские страны, где исповедуют такие религии, как индуизм, буддизм, поучаствовать в тех или иных действах – допустим, принести еду, то есть принести жертву, или попить какой-то воды, что-то потереть и так далее…

– Мне помнится, в советское время в одном из журналов, кажется, в «Новом мире», было напечатано сочинение Сидорова, о том, как он ездил в Индию и как он полагал перед богиней Кали (это культ воплощенного зла) какие-то фрукты – персики, абрикосы – и цветочки. И все это с упоением читала наша «полуинтеллигенция» конца XX столетия, увлеченная экзотикой и иными философскими рассуждениями автора, не понимая, что свершается самая настоящая инициация, то есть посвящение в языческий культ, после которого человек, особенно если он начинает бессмысленно повторять какую-то прану, какую-то языческую формулу, подпадает под воздействие демонической энергии.

– Надо быть внимательнее!

– И помнить слова Иисуса Христа, Который свидетельствует, что всякий, кто не входит дверью, а перелезает через стену, есть вор и разбойник, душегуб. И лишь Христос Спаситель – Бог во плоти, свидетельствовавший об Отце со Креста, не говорит неправды. Со Креста не говорят неправды! Победив смерть, Спаситель вводит нас вратами Церкви-Матери в общение со Святой Троицей. И нет иного пути к Отцу – только верой в Господа Иисуса Христа.

Но верой не произвольной, верой не искаженной на какой-то протестантский или западный манер католический, но именно так, как апостолы, святые отцы, как Мать наша – Соборная Апостольская Православная Церковь преподает и учит нас. И это великая ответственность и счастье – иметь золотник непорочной веры, посредством которой благодать Святого Духа высвобождает наш ум и сердце из-под власти демонов и соделывает нас свободными.

– Вопрос телезрителя: «У меня вопрос о богослужении. Оно служится по определенным правилам. А у кого большая нужда в этом богослужении – у Бога, для Которого оно проводится, или же для тех, кто участвует в этом богослужении?»

– Господь Всеблажен – Он живет во Свете Неприступном, Он Источник для нас – Своих созданий, всех мыслимых духовных и материальных благ. Бог не имеет нужды ни в чем, имея Сам в Себе полноту Божественной Любви. Речь идет об Отце, Сыне и Духе Святом – Трех Ипостасях, Лицах с Единым Божеством. Но для нас Господь создал этот мир, нам был послан Искупитель – Сын Божий, для нас ниспослана после вознесения Христа на Небо Божественная благодать.

И отныне она бьет через семь гейзеров (я выражаюсь образно) – таинств Церкви, которые свершаются преимущественно в храме, равно как и служба, которую мы правим Богу, прославляя Его Святое Имя. Есть Богом данная милость, освящающая человека, выправляющая его мозги, умиряющая его сердце, возвращающая нам образ и человеческий, и Божий.

Поэтому, с одной стороны, при свершении службы от священно– и церковнослужителей, молящихся в храме, требуется благоговение. Не зря же говорит пророк: «Проклят всякий, творящий дело Божие с небрежением!» Но с другой стороны, мы должны понимать, как этому учил отец Иоанн Кронштадтский, воспевавший православное богослужение в своих дневниковых записях: «Богослужение – это удивительное лекарство, которое дарует человеку цельность, обновляет его чувства, окрыляет».

Поэтому, безусловно, оно нужно нам – это дар великой милости Божией! Когда мы собираемся в храме, чтобы едиными устами и сердцем славить Бога, мы отрешаемся от эгоизма и себялюбия и вновь становимся теми, кем хочет видеть нас Бог, – дружной семьей, о которой, между прочим, говорят такие замечательные слова: «Я, ты, он, она вместе – целая страна». Россия!

– Вопрос телезрительницы: «У меня сноха надела внуку красную тряпочку на левую руку, чтобы уберечь его от сглаза. Обыкновенная тряпочка – ничего особенного, скорее веревочка. Можно ли мне снять эту тряпочку и надеть на него крестик? Но он еще некрещеный! Я считаю, что лучше крестик, чем тряпочка! Можно так сделать или нет?»

– Итак, женщина надела ребенку ниточку?

– Красную нить! Есть такое поверье, что она от сглаза, защищает, приносит удачу.

– Из Иерусалима тоже привозят эти ниточки! Дорогие друзья, я сам, наблюдая за окружающей меня жизнью и людьми, вижу, как много среди людей суеверий! И эти суеверия открываются вашим глазам в виде различных амулетов, талисманов. В любом месте посещения туристами вы увидите ларьки, где продают от сглаза какие-то глаза – голубые, карие, какие-то сочетания букв. Все это христианину не подобает ни носить, ни смотреть на это. Это как пятое колесо в телеге!

Мы сыны Царства, мы сыны Света, мы получили в таинстве Крещения искру Божественной благодати! Если Сын Человеческий освобождает нас от грехов и страстей, мы воистину становимся свободными людьми.

Крест Христов, на весь мир освященный, дан нам оружием на всех наших врагов видимых и невидимых. И поэтому никакие тряпочки, веревочки, лоскутки, бантики нам не нужны – это оскорбляет Божественную благодать и делает человека хромой уткой. Поэтому снимайте эту ниточку и выбрасывайте ее вон! И не позволяйте впредь никому навязывать вам – христианке, какие-то свои гнилушки и побрякушки.

Думается, что нужно быть мужественными не только мужчинам, но и женщинам-христианкам и, не обижая людей, сказать: «Благодарю вас за попечение обо мне, но, слава Богу, у нас есть животворящая святыня, которая хранит нас от воздействия бесовской, демонической силы». Поэтому Крест – это царям держава, ангелам утешение и демонам язва.

– То есть если даже таинство Крещения не было совершено, крест надеть все-таки можно или нет?

– Как правило, крест человек надевает именно после крещения, как личное, боевое, именное оружие. Хотя по жизни я вижу, как многие люди, побежденные любовью Господа Иисуса Христа (а ведь Спаситель находит путь к сердцу каждого из Своих созданий), каким-то образом встречают в своей жизни крест и кто-то уже носит его, кто-то хранит, как святыню, и приходит к крещению самыми разными путями.

Но именно в таинстве Крещения, погрузившись во имя Отца и Сына и Святого Духа в воду и выйдя обновленным, очищенным, освященным, затем уже примите крест, о котором русский народ говорит: «Не мы носим крест, а он носит нас на себе!»

– Батюшка, у нас – у православных, тоже есть некие символы. Приведу пример. Допустим, мы носим пояс – «Живый в помощи» называется. Кто-то им обматывается, кто-то в кармане носит на протяжении всей своей жизни. Что это такое?

– Ну, речь идет, конечно, не о самой ленточке-пояске. Речь идет о девяностом псалме – самом любимом псалме русского народа. И мы знаем, как в Великую Отечественную войну воины-комсомольцы с благоговением от матерей или бабушек принимали ладанку, то есть мешочек, со словами псалма, написанного на клочке бумаги или вот на этом поясочке. Здесь, конечно, речь идет не о суеверии, но о таком добром обычае.

Но я не похвалю того, кто носит вместо пояска это «обвязание», и при этом не знает самого псалма. Прежде всего мы должны с верой и любовью возносить к Создателю слова псалма: «Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится», и, прочитывая его до конца, укрепляться духом, потому что в этом псалме говорится, что Бог, сосчитавший и волосы на нашей главе, блюдет и хранит своих чад, защитив их и от стрелы, летящей во тьме, и от всякой злой вещи, приближающейся к нам, сохранит и при случайном падении.

Слова этого псалма вдохновляют и, между прочим, говорят о важности всегдашнего призывания имени Господа – это последние слова псалма. Бог слышит нас, потому что мы призываем Его святое имя. Иной, может, и не знает девяностого псалма наизусть, но исполняет написанное в псалме, если полюбил Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!»

– Да, не так важно носить, но еще и молиться, помнить…

– Да, безусловно! Нужно на сердце запечатлеть заповеди о любви к Богу и ближнему, на сердце нашем должно быть написано Евангелие нашего Спасителя.

– Батюшка, мы немножко отвлеклись, отвечая на вопросы телезрителей. Но вернемся к теме нашей беседы. Мы говорили о мужественности, о том, каким должен быть мужчина. А какой должна быть женщина в простом понимании? Знаете, я порой сталкиваюсь с тем, что не могу отличить (и многие со мной согласятся) мужчину от женщины – просто они так похожи!

– Вот сейчас Москва наводнена болельщиками. И некоторые из них такой экзотической внешности, что действительно нужно разобраться – кто это? Мальчишка? Девчушка? Или неведома зверушка? Я только еще скажу о мужественности – это верность! Верность до гроба! Вот, дорогие товарищи мужчины, что делает вас рыцарями, достойными доверия, делает ваше плечо твердым, на которое можно опереться.

И двурушничество, предательство, измена, вероломство – это признак не мужчины, а дезертира, достойного только трибунала. И мужество заключается в том, чтобы противостоять соблазнам, чтобы, принесши обеты и дав зарок, принесши присягу на верность, никогда ей не изменять. Это, мне кажется, конституирующее, то есть основное, свойство того, кто хочет именовать себя мужчиной.

Женственность… Экономика путь будет экономной, а женщина – женственной. Верность женской природе, и прежде всего это чистота – душевная и телесная, сохранение девства, невинности, целомудрия (то же предписано и лицам мужеского пола до брака) и, конечно, материнство – символ жертвенности в служении детям, теплота, любовь, мягкосердечие, готовность отдавать, как свеча, свет и тепло. Женственность исключает грубый лексикон, неопрятную внешность, стремление уподобиться нищебродам, бомжам. Смотрю всегда с улыбкой сожаления на «рванину», которую носят современные женщины…

– Это очень модно и очень дорого в некоторых случаях…

– Очень дорого, но очень глупо и очень уродливо! Совершенно неэстетично и говорит о полном помрачении мозгов – на мой взгляд! Не хочу сейчас никого обидеть, никого огорчить, но, когда я на улицах или в аэропорте, где часто жду своего рейса, вижу этих оборвышей женского пола с дырами на коленях, на бедре, на заду, простите, с этими лохмушками, то просто не знаю – плакать или смеяться, хотя я сам человек спокойный, немножко ироничный. Настолько этим разрушается образ женщины!

Между тем давайте вспомним полотна художников Возрождения, давайте вспомним античных скульпторов – богиню Нику, Венеру Милосскую! Все-таки женщина, как Божие создание, прекрасна, гармонична, одухотворена должна быть – и даже ее физическая оболочка. Мне кажется, что даже всунутая в уста сигарета разрушает женственность. Давайте подумаем – о ком мог сказать поэт:

 

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

 

Что, это была голопупая сущность, которая на всю вселенную показывает свой пупок куриный? Или это была дама с «иксоидными» ногами в брючках страусиных? Или, может быть, с выцветшим джемпером? Или в какой-то застиранной фуфайке, которая не достает до бедер? Или в джинсиках, которые прищепками прикрепляются к жирным бокам?

Специально я употребляю такие образы юмористические, которые помогают сокрушить эту «бурду» и «уроду» – эту вульгарную псевдомоду, рабски усвоенную некритичными, бездумными дамочками и девушками.

«Есть женщины в русских селеньях!» И вы знаете, сегодня я, преподавая в школах – и светских и альтернативных, с каким-то церковным уклоном, всегда обращаю внимание на косы, как на девичью красу. И никогда не оставляю возможности похвалить девушку или даму за русский стиль – russian style, потому что ничто так не подчеркивает женскую красу и достоинство, степенность, как та одежда, что мы получили в награду и в наследство от девятнадцатого столетия. При этом я не архаичный какой-то страус, но высказываю свое искреннее суждение.

– Я думаю, что со временем какой-то стиль – наверное, начала века – в той или иной мере вернется, потому что часто мода возвращается…

– Да дело в том, что все это есть! Например, несколько лет назад я был приглашен в День народного единства в Кремль послушать Владимира Владимировича и пообедать у него – ну, как один из представителей московского духовенства. Мне прислали карточку с золотым обрезом, где было написано: «Дорогой протоиерей Артемий Владимиров! Президент приглашает Вас в День народного единства почтить своим присутствием Георгиевскую залу Кремля. Форма одежды вечерняя».

Я стал спрашивать матушку (она у меня директор общеобразовательной школы, и вчера мы отпраздновали тридцать пять лет венчанного супружества): «Матушка, а что это за форма одежды – вечерняя?» Она говорит: «Батюшка, да не волнуйся! Зимой и летом – одним цветом! Это твоя ряса! Макси!» Так, придя туда, я смотрел с восхищением на представительниц прекрасного пола. Ни одной пары мексиканских джинсов, никаких pants – трусики такие (это вот здесь у нас бегают и на роликах катаются вдоль Москвы-реки, но это другой жанр).

И Вы знаете, только вчера посмотрел, как одевается королевская семья… Там у них дошло вообще тоже до ручки – Вы слыхали, может быть? То ли племянник, то ли внучек королевы Елизаветы решил жениться на дяде! Представляете себе? Первый случай в мировой истории! Так вот рушится английская королевство – голубизна уже внесена, как плесень, в королевский дом. Разрушение мужества, потеря женственности, театр абсурда и дно в отношении нравственности.

Но сейчас не об этом. На всех раутах королевского уровня никто никогда не появится в пошлых мини-бикини – это всегда тот самый вечерний стиль одежды, который по просьбе Администрации Президента мы блюдем, появляясь в Георгиевской зале Кремля…

– Вы знаете, я изучал все эти моменты, когда определенному мероприятию соответствует тот или иной стиль одежды, и посчитал, что у меня денег не хватит – иметь столько одежды, чтобы каждому мероприятию соответствовать. Но все-таки какие-то рамки приличия соблюдать, конечно же, стоит. И даже если одет человек небогато, но скромно и со вкусом – это более ценно.

– О да! Ну и конечно, на мой взгляд, истинная женственность заключается во внутреннем целомудрии. Нет женственности в хищном выражении лица, в каких-то, как у золотой рыбки, надутых губах, каком-то сальном взгляде бывших красавиц, взирающих на вас с глянцевых обложек. Скорее, это какие-то хищные то ли щучки, то ли пираньи, отталкивающие хорошо воспитанного мужчину.

Но посмотрите на васнецовскую картину – пруд, осока, Аленушка, задумчиво обхватив колени, смотрит в собственное отражение в озере. Посмотрите на картины русского художника Венецианова, где он изображает крестьянок России начала XIX века, – это королевы! «Величавы, выступают словно павы!» Их головные уборы, чистые лица – даже не поверишь, что это наш русский народ.

Ведь в женщине сокрыто здоровье нации. И в этом смысле, конечно, родители должны уметь воспитывать девочек, чтобы они плыли против течения, а не превращались в каких-то макак, каких-то обезьянок с их ушлыми походками, загребая носками внутрь. Мы вот еще, помню, в четвертом классе менуэт на уроках ритмики изучали. Это когда выходят, чуть-чуть мысочки выгибая наружу: «Там-тара-рам-пам-пам-па рам-па!»

Женственность – это, между прочим, прямая осанка! Вот в институте благородных девиц в Смольном – в коридорах и комнатах, где отдыхали и учились девочки, все время слышалось только одно слово: «Спина! Спина!» Оказывается, что «у каждой Оксанки должна быть прямая осанка!» Это не только хорошая циркуляция крови, когда все органы получают приток эритроцитов, но и та определенная стать, определенная поза, которая говорит о независимости характера, о степенности, о нежелании смешиваться с чем-то низким, пошлым.

Женственность – это и правила хорошего тона. Посудите – есть ли женственность в том, чтобы закинуть ножку на ножку так, чтобы смотреть противно было? Нас, священников, сейчас приглашают на выпускные вечера – школьный бал, вручение аттестатов зрелости. И просто жалко наших абитуриенток, которые сбиты с толку. Они выходят на сцену … ну, если не в чем мать родила, то как Эллочки Людоедочки, как Верочки-«интердевочки». А уж сидят милые в партере, в ожидании, покуда их директриса вызовет…

Это, знаете, напоминает пятый век до нашей эры – Коринф-город. И на входе в Коринф сидит блудница в короткой тунике, закинув ножку на ножку. У нее такие сандалии-котурны (простите, что я в прямом эфире рассказываю, может, кому-то это будет важно услышать), и на подошве там пять драхм – цена написана! Если проходивший мимо Ахиллес морщится, то она перекидывает ножку на ножку, и там уже две драхмы. Вот такие пироги. И поэтому, видите, мы в прямом эфире сидим так скромненько, аккуратненько, с достоинством и стараемся такими нашими внешними манерами проповедовать правила приличия.

– Вопрос от Александра из Иркутска: «Хочу поделиться радостью – у меня родился ребенок в конце мая, назвали Сергием. Хочу крестить его в день преподобного Сергия Радонежского. Это у меня уже третий ребенок, и у меня такой вопрос по поводу воспитания детей: можно ли в качестве поощрения стимулировать ребенка – допустим, ставить ему условия: “Будешь хорошо ходить в садик – купим то-то и то-то. Или окончишь школу без троек – мы тебе купим телефончик или планшетик”. Это один момент. И второй – вопрос о наказании: могу я четырехлетнего ребенка ставить в угол, если он провинился в чем-то существенном?»

– Материальное стимулирование при решении каких-то воспитательных задач? В какой-то мере это оправданно! Важно только не воспитать в ребенке «баш на баш». Кстати, планшетик – это весьма спорный подарок. Большую ли пользу принесет ребенку бесконтрольное пользование планшетом? Он может провалиться в компьютерный андеграунд и, к сожалению, распрощается с интеллектуальным развитием и будет недоразвитым, как Маугли. Но можно предлагать что-то другое – самокат, велосипед!

Думается, что иногда уместно делать такие предложения, но все-таки не будем забывать, что идеал состоит в ином. «Когда ты научишься, зайчик мой, общаться с мальчиками и девочками, защищать слабых, быть рыцарем по отношению к девочкам. Когда научишься общаться со своими друзьями и товарищами так, что твое слово было для них сильным. Ты будешь мужественным, мальчик, ты станешь сильным, правдивым, добрым, и Бог даст тебе крылья мудрости и любви!»

Думается, что подобные посулы, которые вводят ребенка внутрь его сердца (нужно, конечно, сообразовываться с его возрастом и восприятием), имеют куда более высокое качество, чем обещание какой-нибудь механической игрушки. Но я не отрицаю первое, безусловно.

Что касается наказаний… Наказание, вразумление – без него невозможно. Мы далеки от утопической идеи, что ребенку все позволено. И американская вольница в воспитании нам совершенно не близка. Но нужно иметь остроумие и юмор, и любовь, которые подскажут нам правильные решения: «Сережа! Твое поведение сегодня было настолько ужасным! Пришли гости, а ты бегал вокруг обеденного стола и кричал: “Еще хочу пирожного! Еще хочу пирожного!”, съев уже три – мамино, папино и свое собственное! И нам с отцом Артемием не остается ничего, кроме как поставить тебя в угол! Вот ты будешь стоять в левом углу, а я, уже сгорев от стыда перед гостями, встану в правый угол. Давай постоим каждый в своем углу – я, как папа, не справившийся с воспитанием тебя, Сережа, а ты, как сын, не оправдавший моего доверия!» Ну какие-то нестандартные должны быть решения!

– А вот во время беготни ребенка вокруг стола можно при всех делать замечания?

– Не только можно! У меня был такой случай: мы с братом-близнецом (наверное, нам было годиков по четыре-пять) бегали летом вокруг столика в саду. Моя бабушка аристократического происхождения принимала в это время гостей. Сидели за столиком и пили чай сын Станиславского – знаменитого режиссера, Игорь Константинович Станиславский, такой двухметровый старик-аристократ, и еще был у нее Пестель – потомок декабриста. Он даже в летнюю жару был в прекрасном костюме, как вы сегодня – с таким удивительным платочком, который вызывает мое искреннее восхищение. Я сам был бы рад носить платочек, но не дано мне в рясе, некуда его засунуть!

А мы вот в трусиках бегали вокруг этого стола, играя в салки или казаки-разбойники, и два этих джентльмена с европейским образованием делали вид, что ничего не происходит. Наконец на третьей минуте Юрий Пестель обратился к нам: «Не мельтешите пупками!» Мы остановились как вкопанные, потому что это замечание «Не мельтешите пупками!» поразило нас своей необычностью.

И я понял, что он произнес пророчество (это было в шестьдесят шестом году прошлого столетия), потому что сегодня, вот сейчас, только закончится эфир, я выйду на Андреевскую набережную, и эти пупки, к сожалению, не только мужские, но и женские, будут мельтешить и кишеть передо мною. Но батюшки умеют смотреть либо в небо, либо себе под ноги.

– Ну, они заботятся о своем теле, а в здоровом теле, как говорится, здоровый дух. Так им удобно!

– Бывает иногда! Хотя иногда «бычье здоровье» приводит к резко отрицательным результатам в области морали.

– Давайте подытожим нашу программу о мужественности и женственности!

– Дорогие мужчины! Желаю себе, Сергию и вам мужественности, верности своему слову, чтобы слово и дело недалеко были друг от друга. А вы, наши прекрасные дамы, девушки, пожалуйста, не разочаровывайте нас! Не произносите слово «блин», разве только как на Масленицу. И поймите, что для курения времени нет! Не старайтесь делать себе пластику – вы и так прекрасны!

– Спаси Господи, батюшка! И мы поздравляем Вас от нашей редакции телеканала «Союз» с тридцатипятилетием совместной жизни!

– Я надеюсь, что моя матушка услышит ваши поздравления. Благодарю сердечно!

Ведущий Сергей Платонов

Записала Ольга Баталова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы