Беседы с батюшкой. Мужественность и женственность

18 июня 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма Всех Святых Алексеевского ставропигиального женского монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

 – Отец Артемий, сегодня хотелось бы поговорить о таком явлении, как мужественность и женственность. Что же такое «мужественность» в нашем церковном понимании?

– Думается, что это соответствие природе сильного пола. Равно как и женственность есть то, что подразумевается естественным для женского слабого и одновременно прекрасного пола. И если говорить о целостном христианском, церковном осмыслении этого явления, коль скоро муж – глава, и мальчик, отрок, юноша готовит себя к служению главы, соответственно, речь идет и о физической силе, и о неприхотливости, умении в спартанских условиях выживать, то есть то, что чуждо изнеженности, расслабленности.

Ну, наверное, мужество – это, прежде всего, состояние души: благородный, великодушный, верный, хладнокровный, умеющий принимать волевое решение в трудных обстоятельствах. Речь идет о человеке, который готов взять на себя ответственность за тех, кого он приручил, кого он полюбил. Мужество – это, безусловно, бесстрашие пред лицом опасных обстоятельств. И конечно, мужество занимает серединное место между трусостью, малодушием, боязнью и какой-то бесшабашной храбростью, которая рискует жизнью без нужных оснований.

– А если ты берешь на себя ответственность за какие-то чужие ошибки, тогда ты просто принимаешь вину на себя, пусть это, может, будет и не совсем справедливым? Это будет мужественностью или глупостью – как здесь определить?

– Смотря о чем идет речь! Христос Спаситель усвоил Своему Божественному Лицу ответственность за чужие ошибки – за грех всего человечества. И это было высотой самоотвержения и свидетельством Его Божественной любви. При том что Господь, взойдя на Крест, обнищав совершенно, даровал нам силу выпрямляться, даровал нам силу побеждать грех. С другой стороны, если человек (такой, как ты да я, – грешный и слабый) без видимых оснований усваивает себе вину за чужие просчеты, то какова его мотивация? Если человек это делает по гордости или самолюбию…

– Если это начальник, который отчитывается еще выше перед своим начальством, несет ответственность за подчиненных …

– Если он хочет защитить и помочь своим подчиненным в надежде на их совестливость и исправление – это, конечно, благородное дело!

– Батюшка, в наше время полезно ли современному мужчине содержать себя в спартанских условиях, в чем-то себя ограничивать? Ведь мы живем в век достаточно комфортный…

– Сейчас родители на руках готовы носить тех инструкторов, тренеров, руководителей каких-то выездных лагерей, которые, гарантируя безопасность ребенку, дадут ему возможность чуть-чуть закалиться, чуть-чуть проявиться. Уже родители бьют тревогу, взирая на своих «митрофанушек», совершенно расслабленных, женоподобных, забывших, что такое мальчишеская харизма. Комфортный век приводит к тому, что мельчает человек.

Вспомним, что и царские дети последней нашей Романовской династии воспитывались в достаточно спартанских условиях. И девочки, между прочим, тоже! Потому что, чем больше мы нежим собственное тело, тем душа становится более блеклой – никакой не выразительной. И напротив, утесняя в разумных пределах наше тело, и особенно отказывая себе в самолюбии, мы обретаем в конце концов полезные душевные навыки. Душа обретает способность к рассудительности, хладнокровию и правильным решениям при сохранении спокойствия сердца.

– Вопрос телезрительницы: «Я недавно была в Иерусалиме, мы посещали православные святыни, и я услышала, что православным христианам нельзя посещать Стену плача. У меня возник вопрос: иудеи, которые приходят к Стене плача и постоянно молятся там, – кому они молятся и есть ли там Бог? Они ходят в таких красивых шапках – для чего это все?»

– Не всякую шапку надевать можно на главу свою, если в ней есть мозг, рассуждение и знание мировой истории, не правда ли? Вы бы и спросили не бедуинов, а раввинов, которые там раскачиваются меланхолически, – кому они молятся и о чем они просят? И вообще, прежде чем ехать по месту назначения куда-то, давайте все-таки выяснять историческую подоплеку – что это за Стена, о ком там плачут и кто там плачет?

Мы как-то уже на телеканале «Союз» это обсуждали. Речь ведь идет о том, что Господь в четвертом столетии Сам явил Свое Божественное действие, когда иудеи, вопреки Божиему определению и словам Господа Иисуса Христа, пытались положить основание разрушенному Иерусалимскому храму. Вы помните, что Сам Спаситель, незадолго до Своих Голгофских страданий, предрек разорение Иерусалиму и храму, от которого не должно было остаться камня на камне?

Сам Бог тогда в четвертом столетии свершил страшное чудо, когда вдруг из земли вырвался огонь и были разметаны в разные стороны, разбросаны эти камни (так называемый ноль-цикл), так что на одеждах строителей, которых привлекли иудеи, вдруг засияли множественные кресты. Это было вышеестественое событие, и о нем подробно пишет святой Кирилл Иерусалимский.

Соответственно, воля Божия была в четвертом столетии еще раз явлена, благодать ушла от тех иудеев, которые не стали христианами, не узнали своего Мессию, вольно или невольно содействовали Его распятию руками римских язычников. Соответственно, давайте уразумеем: можно ли христианину молиться о чем-то у так называемой стены плача? Только советским туристам это было простительно, которые сено от соломы не отличали и суеверно совали туда записочки о том, как бы двушка стала трешкой!

Но мы, сыны Света, сыны Царства, понимаем, что иудейскую кипу надевать на голову – дело совершенно неправильное. И давайте будем в этом вечном городе мира направлять свои стопы в Храм Воскресения, лобызать Голгофу, молиться рядом с кувуклией, где восстал из мертвых Господь Иисус Христос, – молиться с верою в восставшего из мертвых Христа Спасителя. А так можно попасть сдуру и куда-нибудь к родноверам-язычникам, но не в Иерусалиме, а где-нибудь во вновь отстроенных капищах в России. Или к Аум-Сенрике в объятия, или к сектантам-сатанистам. Нельзя быть таким Чебурашкой с огромными ушами, который водит ими в разные стороны и совершенно не ведает, куда его ведут.

– Сейчас стало модным предлагать туристам, приезжающим в азиатские страны, где исповедуют такие религии, как индуизм, буддизм, поучаствовать в тех или иных действах – допустим, принести еду, то есть принести жертву, или попить какой-то воды, что-то потереть и так далее…

– Мне помнится, в советское время в одном из журналов, кажется, в «Новом мире», было напечатано сочинение Сидорова, о том, как он ездил в Индию и как он полагал перед богиней Кали (это культ воплощенного зла) какие-то фрукты – персики, абрикосы – и цветочки. И все это с упоением читала наша «полуинтеллигенция» конца XX столетия, увлеченная экзотикой и иными философскими рассуждениями автора, не понимая, что свершается самая настоящая инициация, то есть посвящение в языческий культ, после которого человек, особенно если он начинает бессмысленно повторять какую-то прану, какую-то языческую формулу, подпадает под воздействие демонической энергии.

– Надо быть внимательнее!

– И помнить слова Иисуса Христа, Который свидетельствует, что всякий, кто не входит дверью, а перелезает через стену, есть вор и разбойник, душегуб. И лишь Христос Спаситель – Бог во плоти, свидетельствовавший об Отце со Креста, не говорит неправды. Со Креста не говорят неправды! Победив смерть, Спаситель вводит нас вратами Церкви-Матери в общение со Святой Троицей. И нет иного пути к Отцу – только верой в Господа Иисуса Христа.

Но верой не произвольной, верой не искаженной на какой-то протестантский или западный манер католический, но именно так, как апостолы, святые отцы, как Мать наша – Соборная Апостольская Православная Церковь преподает и учит нас. И это великая ответственность и счастье – иметь золотник непорочной веры, посредством которой благодать Святого Духа высвобождает наш ум и сердце из-под власти демонов и соделывает нас свободными.

– Вопрос телезрителя: «У меня вопрос о богослужении. Оно служится по определенным правилам. А у кого большая нужда в этом богослужении – у Бога, для Которого оно проводится, или же для тех, кто участвует в этом богослужении?»

– Господь Всеблажен – Он живет во Свете Неприступном, Он Источник для нас – Своих созданий, всех мыслимых духовных и материальных благ. Бог не имеет нужды ни в чем, имея Сам в Себе полноту Божественной Любви. Речь идет об Отце, Сыне и Духе Святом – Трех Ипостасях, Лицах с Единым Божеством. Но для нас Господь создал этот мир, нам был послан Искупитель – Сын Божий, для нас ниспослана после вознесения Христа на Небо Божественная благодать.

И отныне она бьет через семь гейзеров (я выражаюсь образно) – таинств Церкви, которые свершаются преимущественно в храме, равно как и служба, которую мы правим Богу, прославляя Его Святое Имя. Есть Богом данная милость, освящающая человека, выправляющая его мозги, умиряющая его сердце, возвращающая нам образ и человеческий, и Божий.

Поэтому, с одной стороны, при свершении службы от священно– и церковнослужителей, молящихся в храме, требуется благоговение. Не зря же говорит пророк: «Проклят всякий, творящий дело Божие с небрежением!» Но с другой стороны, мы должны понимать, как этому учил отец Иоанн Кронштадтский, воспевавший православное богослужение в своих дневниковых записях: «Богослужение – это удивительное лекарство, которое дарует человеку цельность, обновляет его чувства, окрыляет».

Поэтому, безусловно, оно нужно нам – это дар великой милости Божией! Когда мы собираемся в храме, чтобы едиными устами и сердцем славить Бога, мы отрешаемся от эгоизма и себялюбия и вновь становимся теми, кем хочет видеть нас Бог, – дружной семьей, о которой, между прочим, говорят такие замечательные слова: «Я, ты, он, она вместе – целая страна». Россия!

– Вопрос телезрительницы: «У меня сноха надела внуку красную тряпочку на левую руку, чтобы уберечь его от сглаза. Обыкновенная тряпочка – ничего особенного, скорее веревочка. Можно ли мне снять эту тряпочку и надеть на него крестик? Но он еще некрещеный! Я считаю, что лучше крестик, чем тряпочка! Можно так сделать или нет?»

– Итак, женщина надела ребенку ниточку?

– Красную нить! Есть такое поверье, что она от сглаза, защищает, приносит удачу.

– Из Иерусалима тоже привозят эти ниточки! Дорогие друзья, я сам, наблюдая за окружающей меня жизнью и людьми, вижу, как много среди людей суеверий! И эти суеверия открываются вашим глазам в виде различных амулетов, талисманов. В любом месте посещения туристами вы увидите ларьки, где продают от сглаза какие-то глаза – голубые, карие, какие-то сочетания букв. Все это христианину не подобает ни носить, ни смотреть на это. Это как пятое колесо в телеге!

Мы сыны Царства, мы сыны Света, мы получили в таинстве Крещения искру Божественной благодати! Если Сын Человеческий освобождает нас от грехов и страстей, мы воистину становимся свободными людьми.

Крест Христов, на весь мир освященный, дан нам оружием на всех наших врагов видимых и невидимых. И поэтому никакие тряпочки, веревочки, лоскутки, бантики нам не нужны – это оскорбляет Божественную благодать и делает человека хромой уткой. Поэтому снимайте эту ниточку и выбрасывайте ее вон! И не позволяйте впредь никому навязывать вам – христианке, какие-то свои гнилушки и побрякушки.

Думается, что нужно быть мужественными не только мужчинам, но и женщинам-христианкам и, не обижая людей, сказать: «Благодарю вас за попечение обо мне, но, слава Богу, у нас есть животворящая святыня, которая хранит нас от воздействия бесовской, демонической силы». Поэтому Крест – это царям держава, ангелам утешение и демонам язва.

– То есть если даже таинство Крещения не было совершено, крест надеть все-таки можно или нет?

– Как правило, крест человек надевает именно после крещения, как личное, боевое, именное оружие. Хотя по жизни я вижу, как многие люди, побежденные любовью Господа Иисуса Христа (а ведь Спаситель находит путь к сердцу каждого из Своих созданий), каким-то образом встречают в своей жизни крест и кто-то уже носит его, кто-то хранит, как святыню, и приходит к крещению самыми разными путями.

Но именно в таинстве Крещения, погрузившись во имя Отца и Сына и Святого Духа в воду и выйдя обновленным, очищенным, освященным, затем уже примите крест, о котором русский народ говорит: «Не мы носим крест, а он носит нас на себе!»

– Батюшка, у нас – у православных, тоже есть некие символы. Приведу пример. Допустим, мы носим пояс – «Живый в помощи» называется. Кто-то им обматывается, кто-то в кармане носит на протяжении всей своей жизни. Что это такое?

– Ну, речь идет, конечно, не о самой ленточке-пояске. Речь идет о девяностом псалме – самом любимом псалме русского народа. И мы знаем, как в Великую Отечественную войну воины-комсомольцы с благоговением от матерей или бабушек принимали ладанку, то есть мешочек, со словами псалма, написанного на клочке бумаги или вот на этом поясочке. Здесь, конечно, речь идет не о суеверии, но о таком добром обычае.

Но я не похвалю того, кто носит вместо пояска это «обвязание», и при этом не знает самого псалма. Прежде всего мы должны с верой и любовью возносить к Создателю слова псалма: «Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится», и, прочитывая его до конца, укрепляться духом, потому что в этом псалме говорится, что Бог, сосчитавший и волосы на нашей главе, блюдет и хранит своих чад, защитив их и от стрелы, летящей во тьме, и от всякой злой вещи, приближающейся к нам, сохранит и при случайном падении.

Слова этого псалма вдохновляют и, между прочим, говорят о важности всегдашнего призывания имени Господа – это последние слова псалма. Бог слышит нас, потому что мы призываем Его святое имя. Иной, может, и не знает девяностого псалма наизусть, но исполняет написанное в псалме, если полюбил Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!»

– Да, не так важно носить, но еще и молиться, помнить…

– Да, безусловно! Нужно на сердце запечатлеть заповеди о любви к Богу и ближнему, на сердце нашем должно быть написано Евангелие нашего Спасителя.

– Батюшка, мы немножко отвлеклись, отвечая на вопросы телезрителей. Но вернемся к теме нашей беседы. Мы говорили о мужественности, о том, каким должен быть мужчина. А какой должна быть женщина в простом понимании? Знаете, я порой сталкиваюсь с тем, что не могу отличить (и многие со мной согласятся) мужчину от женщины – просто они так похожи!

– Вот сейчас Москва наводнена болельщиками. И некоторые из них такой экзотической внешности, что действительно нужно разобраться – кто это? Мальчишка? Девчушка? Или неведома зверушка? Я только еще скажу о мужественности – это верность! Верность до гроба! Вот, дорогие товарищи мужчины, что делает вас рыцарями, достойными доверия, делает ваше плечо твердым, на которое можно опереться.

И двурушничество, предательство, измена, вероломство – это признак не мужчины, а дезертира, достойного только трибунала. И мужество заключается в том, чтобы противостоять соблазнам, чтобы, принесши обеты и дав зарок, принесши присягу на верность, никогда ей не изменять. Это, мне кажется, конституирующее, то есть основное, свойство того, кто хочет именовать себя мужчиной.

Женственность… Экономика путь будет экономной, а женщина – женственной. Верность женской природе, и прежде всего это чистота – душевная и телесная, сохранение девства, невинности, целомудрия (то же предписано и лицам мужеского пола до брака) и, конечно, материнство – символ жертвенности в служении детям, теплота, любовь, мягкосердечие, готовность отдавать, как свеча, свет и тепло. Женственность исключает грубый лексикон, неопрятную внешность, стремление уподобиться нищебродам, бомжам. Смотрю всегда с улыбкой сожаления на «рванину», которую носят современные женщины…

– Это очень модно и очень дорого в некоторых случаях…

– Очень дорого, но очень глупо и очень уродливо! Совершенно неэстетично и говорит о полном помрачении мозгов – на мой взгляд! Не хочу сейчас никого обидеть, никого огорчить, но, когда я на улицах или в аэропорте, где часто жду своего рейса, вижу этих оборвышей женского пола с дырами на коленях, на бедре, на заду, простите, с этими лохмушками, то просто не знаю – плакать или смеяться, хотя я сам человек спокойный, немножко ироничный. Настолько этим разрушается образ женщины!

Между тем давайте вспомним полотна художников Возрождения, давайте вспомним античных скульпторов – богиню Нику, Венеру Милосскую! Все-таки женщина, как Божие создание, прекрасна, гармонична, одухотворена должна быть – и даже ее физическая оболочка. Мне кажется, что даже всунутая в уста сигарета разрушает женственность. Давайте подумаем – о ком мог сказать поэт:

 

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

 

Что, это была голопупая сущность, которая на всю вселенную показывает свой пупок куриный? Или это была дама с «иксоидными» ногами в брючках страусиных? Или, может быть, с выцветшим джемпером? Или в какой-то застиранной фуфайке, которая не достает до бедер? Или в джинсиках, которые прищепками прикрепляются к жирным бокам?

Специально я употребляю такие образы юмористические, которые помогают сокрушить эту «бурду» и «уроду» – эту вульгарную псевдомоду, рабски усвоенную некритичными, бездумными дамочками и девушками.

«Есть женщины в русских селеньях!» И вы знаете, сегодня я, преподавая в школах – и светских и альтернативных, с каким-то церковным уклоном, всегда обращаю внимание на косы, как на девичью красу. И никогда не оставляю возможности похвалить девушку или даму за русский стиль – russian style, потому что ничто так не подчеркивает женскую красу и достоинство, степенность, как та одежда, что мы получили в награду и в наследство от девятнадцатого столетия. При этом я не архаичный какой-то страус, но высказываю свое искреннее суждение.

– Я думаю, что со временем какой-то стиль – наверное, начала века – в той или иной мере вернется, потому что часто мода возвращается…

– Да дело в том, что все это есть! Например, несколько лет назад я был приглашен в День народного единства в Кремль послушать Владимира Владимировича и пообедать у него – ну, как один из представителей московского духовенства. Мне прислали карточку с золотым обрезом, где было написано: «Дорогой протоиерей Артемий Владимиров! Президент приглашает Вас в День народного единства почтить своим присутствием Георгиевскую залу Кремля. Форма одежды вечерняя».

Я стал спрашивать матушку (она у меня директор общеобразовательной школы, и вчера мы отпраздновали тридцать пять лет венчанного супружества): «Матушка, а что это за форма одежды – вечерняя?» Она говорит: «Батюшка, да не волнуйся! Зимой и летом – одним цветом! Это твоя ряса! Макси!» Так, придя туда, я смотрел с восхищением на представительниц прекрасного пола. Ни одной пары мексиканских джинсов, никаких pants – трусики такие (это вот здесь у нас бегают и на роликах катаются вдоль Москвы-реки, но это другой жанр).

И Вы знаете, только вчера посмотрел, как одевается королевская семья… Там у них дошло вообще тоже до ручки – Вы слыхали, может быть? То ли племянник, то ли внучек королевы Елизаветы решил жениться на дяде! Представляете себе? Первый случай в мировой истории! Так вот рушится английская королевство – голубизна уже внесена, как плесень, в королевский дом. Разрушение мужества, потеря женственности, театр абсурда и дно в отношении нравственности.

Но сейчас не об этом. На всех раутах королевского уровня никто никогда не появится в пошлых мини-бикини – это всегда тот самый вечерний стиль одежды, который по просьбе Администрации Президента мы блюдем, появляясь в Георгиевской зале Кремля…

– Вы знаете, я изучал все эти моменты, когда определенному мероприятию соответствует тот или иной стиль одежды, и посчитал, что у меня денег не хватит – иметь столько одежды, чтобы каждому мероприятию соответствовать. Но все-таки какие-то рамки приличия соблюдать, конечно же, стоит. И даже если одет человек небогато, но скромно и со вкусом – это более ценно.

– О да! Ну и конечно, на мой взгляд, истинная женственность заключается во внутреннем целомудрии. Нет женственности в хищном выражении лица, в каких-то, как у золотой рыбки, надутых губах, каком-то сальном взгляде бывших красавиц, взирающих на вас с глянцевых обложек. Скорее, это какие-то хищные то ли щучки, то ли пираньи, отталкивающие хорошо воспитанного мужчину.

Но посмотрите на васнецовскую картину – пруд, осока, Аленушка, задумчиво обхватив колени, смотрит в собственное отражение в озере. Посмотрите на картины русского художника Венецианова, где он изображает крестьянок России начала XIX века, – это королевы! «Величавы, выступают словно павы!» Их головные уборы, чистые лица – даже не поверишь, что это наш русский народ.

Ведь в женщине сокрыто здоровье нации. И в этом смысле, конечно, родители должны уметь воспитывать девочек, чтобы они плыли против течения, а не превращались в каких-то макак, каких-то обезьянок с их ушлыми походками, загребая носками внутрь. Мы вот еще, помню, в четвертом классе менуэт на уроках ритмики изучали. Это когда выходят, чуть-чуть мысочки выгибая наружу: «Там-тара-рам-пам-пам-па рам-па!»

Женственность – это, между прочим, прямая осанка! Вот в институте благородных девиц в Смольном – в коридорах и комнатах, где отдыхали и учились девочки, все время слышалось только одно слово: «Спина! Спина!» Оказывается, что «у каждой Оксанки должна быть прямая осанка!» Это не только хорошая циркуляция крови, когда все органы получают приток эритроцитов, но и та определенная стать, определенная поза, которая говорит о независимости характера, о степенности, о нежелании смешиваться с чем-то низким, пошлым.

Женственность – это и правила хорошего тона. Посудите – есть ли женственность в том, чтобы закинуть ножку на ножку так, чтобы смотреть противно было? Нас, священников, сейчас приглашают на выпускные вечера – школьный бал, вручение аттестатов зрелости. И просто жалко наших абитуриенток, которые сбиты с толку. Они выходят на сцену … ну, если не в чем мать родила, то как Эллочки Людоедочки, как Верочки-«интердевочки». А уж сидят милые в партере, в ожидании, покуда их директриса вызовет…

Это, знаете, напоминает пятый век до нашей эры – Коринф-город. И на входе в Коринф сидит блудница в короткой тунике, закинув ножку на ножку. У нее такие сандалии-котурны (простите, что я в прямом эфире рассказываю, может, кому-то это будет важно услышать), и на подошве там пять драхм – цена написана! Если проходивший мимо Ахиллес морщится, то она перекидывает ножку на ножку, и там уже две драхмы. Вот такие пироги. И поэтому, видите, мы в прямом эфире сидим так скромненько, аккуратненько, с достоинством и стараемся такими нашими внешними манерами проповедовать правила приличия.

– Вопрос от Александра из Иркутска: «Хочу поделиться радостью – у меня родился ребенок в конце мая, назвали Сергием. Хочу крестить его в день преподобного Сергия Радонежского. Это у меня уже третий ребенок, и у меня такой вопрос по поводу воспитания детей: можно ли в качестве поощрения стимулировать ребенка – допустим, ставить ему условия: “Будешь хорошо ходить в садик – купим то-то и то-то. Или окончишь школу без троек – мы тебе купим телефончик или планшетик”. Это один момент. И второй – вопрос о наказании: могу я четырехлетнего ребенка ставить в угол, если он провинился в чем-то существенном?»

– Материальное стимулирование при решении каких-то воспитательных задач? В какой-то мере это оправданно! Важно только не воспитать в ребенке «баш на баш». Кстати, планшетик – это весьма спорный подарок. Большую ли пользу принесет ребенку бесконтрольное пользование планшетом? Он может провалиться в компьютерный андеграунд и, к сожалению, распрощается с интеллектуальным развитием и будет недоразвитым, как Маугли. Но можно предлагать что-то другое – самокат, велосипед!

Думается, что иногда уместно делать такие предложения, но все-таки не будем забывать, что идеал состоит в ином. «Когда ты научишься, зайчик мой, общаться с мальчиками и девочками, защищать слабых, быть рыцарем по отношению к девочкам. Когда научишься общаться со своими друзьями и товарищами так, что твое слово было для них сильным. Ты будешь мужественным, мальчик, ты станешь сильным, правдивым, добрым, и Бог даст тебе крылья мудрости и любви!»

Думается, что подобные посулы, которые вводят ребенка внутрь его сердца (нужно, конечно, сообразовываться с его возрастом и восприятием), имеют куда более высокое качество, чем обещание какой-нибудь механической игрушки. Но я не отрицаю первое, безусловно.

Что касается наказаний… Наказание, вразумление – без него невозможно. Мы далеки от утопической идеи, что ребенку все позволено. И американская вольница в воспитании нам совершенно не близка. Но нужно иметь остроумие и юмор, и любовь, которые подскажут нам правильные решения: «Сережа! Твое поведение сегодня было настолько ужасным! Пришли гости, а ты бегал вокруг обеденного стола и кричал: “Еще хочу пирожного! Еще хочу пирожного!”, съев уже три – мамино, папино и свое собственное! И нам с отцом Артемием не остается ничего, кроме как поставить тебя в угол! Вот ты будешь стоять в левом углу, а я, уже сгорев от стыда перед гостями, встану в правый угол. Давай постоим каждый в своем углу – я, как папа, не справившийся с воспитанием тебя, Сережа, а ты, как сын, не оправдавший моего доверия!» Ну какие-то нестандартные должны быть решения!

– А вот во время беготни ребенка вокруг стола можно при всех делать замечания?

– Не только можно! У меня был такой случай: мы с братом-близнецом (наверное, нам было годиков по четыре-пять) бегали летом вокруг столика в саду. Моя бабушка аристократического происхождения принимала в это время гостей. Сидели за столиком и пили чай сын Станиславского – знаменитого режиссера, Игорь Константинович Станиславский, такой двухметровый старик-аристократ, и еще был у нее Пестель – потомок декабриста. Он даже в летнюю жару был в прекрасном костюме, как вы сегодня – с таким удивительным платочком, который вызывает мое искреннее восхищение. Я сам был бы рад носить платочек, но не дано мне в рясе, некуда его засунуть!

А мы вот в трусиках бегали вокруг этого стола, играя в салки или казаки-разбойники, и два этих джентльмена с европейским образованием делали вид, что ничего не происходит. Наконец на третьей минуте Юрий Пестель обратился к нам: «Не мельтешите пупками!» Мы остановились как вкопанные, потому что это замечание «Не мельтешите пупками!» поразило нас своей необычностью.

И я понял, что он произнес пророчество (это было в шестьдесят шестом году прошлого столетия), потому что сегодня, вот сейчас, только закончится эфир, я выйду на Андреевскую набережную, и эти пупки, к сожалению, не только мужские, но и женские, будут мельтешить и кишеть передо мною. Но батюшки умеют смотреть либо в небо, либо себе под ноги.

– Ну, они заботятся о своем теле, а в здоровом теле, как говорится, здоровый дух. Так им удобно!

– Бывает иногда! Хотя иногда «бычье здоровье» приводит к резко отрицательным результатам в области морали.

– Давайте подытожим нашу программу о мужественности и женственности!

– Дорогие мужчины! Желаю себе, Сергию и вам мужественности, верности своему слову, чтобы слово и дело недалеко были друг от друга. А вы, наши прекрасные дамы, девушки, пожалуйста, не разочаровывайте нас! Не произносите слово «блин», разве только как на Масленицу. И поймите, что для курения времени нет! Не старайтесь делать себе пластику – вы и так прекрасны!

– Спаси Господи, батюшка! И мы поздравляем Вас от нашей редакции телеканала «Союз» с тридцатипятилетием совместной жизни!

– Я надеюсь, что моя матушка услышит ваши поздравления. Благодарю сердечно!

Ведущий Сергей Платонов

Записала Ольга Баталова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Покровского храма города Лыткарино священник Александр Ионов. Тема беседы: «Новомученики и исповедники российские. Их значение в современной церковной жизни».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы