Беседа с профессором Московской Духовной Академии А.И. Осиповым. Эфир от 26 октября. Часть 3

26 октября 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Беседа с профессором Московской Духовной Академии А.И. Осиповым.

Эфир 26 октября 2014 г. Часть 3

 

- Здравствуйте, в эфире телеканала "Союз" очередная встреча с заслуженным профессором Московской духовной академии Алексеем Ильичом Осиповым.

Здравствуйте, Алексей Ильич.

 

- Вопрос телезрительницы из Оренбургской области: Мне 65 лет, по рождению я мусульманка, но приняла Господа Иисуса Христа. Я переехала из Крыма к своим родственникам в Оренбург,  чтобы и они познали истину, но они отвергают меня и даже не общаются со мной. Я очень расстроена, но уповаю на Господа и молюсь Ему постоянно. Посоветуйте, что мне делать, может быть, надо уехать?

 

-  Советовать буду не от себя, но от тех опытных людей, которые встречались с подобного рода ситуацией. Они говорят, что ни в коем случае  нельзя настойчиво проводить свою веру в жизнь людей, которые верят иначе. Можно очень мягко и осторожно поговорить об этом, но если убеждаетесь, что здесь нет принятия, ни в коем случае больше не делать этого. Надо помнить слова Христа: не мечите бисер перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас. Обращаю внимание, что Христос ни в коем случае не хотел оскорблять, когда употребил слово "свиньи". Это образ того, что нельзя давать другому того, что не является для него ценностью, но, более того, может являться прямым вызовом его убеждению. Поэтому если мы поступаем настойчиво, то подвергаемся тому, о чем сказал Христос: и, обратившись, растерзают вас. Поэтому если вы хотите умиротворить обстановку, прекратите об этом говорить, а постарайтесь вести христианский образ жизни и с полной благожелательностью отнестись ко всем вашим родственникам.

Вы попробовали - хорошо, видите, что нельзя - оставьте, не берите на себя крест, который, как Вы сами видите, не сможете понести. Уверен, что Вы поступали слишком настойчиво и вызвали столь резкую реакцию по отношению к себе. Постарайтесь переменить свое поведение, а лучше ведите себя так, чтобы они сами увидели, до чего же хороши христианки: насколько они смиренны, насколько великодушны, всепрощающи. Только этим путем Вы и можете привести их к христианству. Притом много ли Вы знаете о христианстве, Вам ли проповедовать? Так что если Вы измените свое поведение, то, может быть, души этих людей возвратятся к Вам, возвратятся их симпатия, дружба, даже любовь, и тогда пример Вашей жизни поможет и им прийти ко Христу. Так что терпите и не настаивайте. Но если это не поможет, тогда смотрите сами, возвращаться Вам или нет. Здесь я не могу ничего сказать, потому что надо хорошо знать все обстоятельства Вашей жизни, чтобы давать совет в такой ситуации.

 

- Насколько я знаю, мусульмане почитают Иисуса Христа как пророка Ису, и даже слышал такое изречение из уст мусульманина, что кто не почитает пророка Ису, тот не может быть и мусульманином. Так ли это?

 

- Совершенно верно. Мусульманство по своему учению из всех религий мира наиболее близка к христианству, поскольку Иисуса Христа в нем почитают, как второго после Мухаммеда великого пророка. Они почитают Деву Марию и то, что именно Она родила Иисуса Христа, при этом называя Ее Девой. Мусульмане почитают и Иоанна Предтечу, я убедился в этом в одном из храмов Сирии, где все прикладывались к решетке, где, по их убеждению, похоронена глава Иоанна Крестителя. Многие мусульмане даже обращаются к святителю Николаю в различных бедственных случаях.

Таким образом, мусульманство имеет немало точек соприкосновения с христианством, но мусульмане находятся еще на ветхозаветном уровне понимания Бога, поэтому говорят о единстве Аллаха. Мы также говорим о Единстве Бога, но далее раскрываем, что подразумеваем под этим. Благодаря этим общим точкам можно и нужно иметь с мусульманами дружеское общение.

 

- Что правильно и что неверно в почитании икон?

 

- Для лучшего понимания правильного в почитании икон приведу пример. С каким уважением, подчас благоговением мы относимся к фотографиям людей, которых любим и уважаем, например, своих родителей, друзей. Мы никогда не позволим кому-либо взять и растоптать такую фотографию, хотя, казалось бы, это просто бумажка, но оскорбимся и даже возмутимся таким поступком. Почему? Потому что отношением к этой фотографии выражается наше отношение к самому человеку, который изображен на ней.

Так же с иконами. Если мы уважаем даже грешных людей, то не с большим ли благоговением мы должны относиться к святым людям и их образам. Икона - это образ этого человека, и когда мы видим икону, то понимаем, что кланяемся не ей самой, но тому, кто на ней изображен. Это правильное отношение.

Неверное отношение возникает тогда, когда мы начинаем рассматривать икону как чуть ли не само Божество, начинаем относиться к иконе так же, как к самому святому. Приведу простой пример: многие сейчас едут к иконе Неупиваемая Чаша, чтобы самому или родственникам избавиться от пьянства. Как-то я спросил, а если помолиться перед другой иконой - Казанской или Иверской, поможет или нет? И начинается всякие "ну" и "но". Так кому же мы молимся? Иконе или Богоматери. Оказывается, есть большая опасность поднять почитаемый образ на уровень самого почитаемого святого. Тогда мы легко можем превратиться в язычников, которые делали идолов и рассматривали их, как богов.

К иконе мы относимся с благоговением и почитанием, но всегда понимаем, что это лишь то, что связывает нас с тем, кто изображен на этой иконе, чтобы не превратиться в язычников.

Спрашивают, как же чудотворные иконы? Очень просто. В принципе нет икон не чудотворных, все иконы чудотворны. Чудо совершает не икона, но оно совершается через святого или Самим Христом по силе веры обращающегося к ним человека. Помните, как Христос пришел в Свое отечество и не сотворил чудес за неверие их. Когда Христос спросил отца бесноватого ребенка, имеет ли он веру, тот ответил: Господи, верю, помоги моему неверию. Оказывается, без веры никакое чудо произойти не может, ибо только верой мы открываем душу для действия божественной благодати. Поэтому не икона спасает и даже не святые, но Господь по молитвам того святого, к которому мы обращаемся. А то подчас появляется такое отношение к иконе, когда иконой мы заменяем и Самого Христа, и Богоматерь, и святых. Это надо понимать и относиться очень серьезно.

 

- Вопрос телезрительницы из г. Дмитрова: В христианстве много конфессий, "Свидетели Иеговы" тоже изучают Христа и проповедуют истину. Скажите, как правильно определить, где истина, а где "вавилон религий"? По какому пути правильно идти? Меня крестили в детстве в Православной Церкви, но до 50 лет я жила без Бога, была комсорг, парторг. Последние четыре года я изучаю Библию, изучаю со "Свидетелями Иеговы", изучаю в Синодальном переводе, в котором мне трудно разобраться: там очень много непонятных для меня старорусских слов. Я хочу прийти к Богу и хочу, чтобы для меня это была истина, чтобы опять не ошибиться. Пожалуйста, скажите, как мне найти истину?

 

- Вы задали вопрос не сложный, а обширный. Для ответа на многие вопросы требуется привлечь достаточно много фактов и аргументов, чтобы действительно убедиться.

Первое, что могу сказать: христианство, как оно было дано в Евангелии, как мы видим его из начала истории, имеет много объективных аргументов, которые подтверждают его божественное происхождение. Другие религии - по крайней мере, я не встречал - не имеют таких аргументов. Они имеют убеждения, но убеждения могут быть в чем угодно: я могу быть убежден, что этот осиновый пень является божеством. Но я говорю об объективных аргументах, которые подтверждают божественное происхождение христианства. Сейчас я не могу излагать их подробно, если Вам интересно, посмотрите на моем сайте, где есть лекции "Об истинности христианства".

Второе - в христианстве мы находим различные конфессии, фактически их три: православие, католицизм и протестантизм в различных модификациях. Подобное происходит во всех религиях: различные направления существуют в иудаизме, исламе, буддизме, всюду. Ни одна древняя религия не смогла устоять в единстве, поскольку наполняющие ее люди начинали переосмысливать изначальные положения, которые были даны в этой религии.

Библия одна, но где критерий ее понимания: что правильно. Вы говорите об иеговистах, а лютеранство, баптизм, католицизм? Где критерий, по которому мы можем судить? Вот самый главный вопрос, на который мы должны ответить, чтобы понять, где истина.

Если мы возьмем католицизм, последнее слово там принадлежит папе римскому. Недаром существует изречение: Рим сказал - вопрос окончен. Именно папа обладает непогрешимым, безошибочным авторитетом, когда выступает как верховный пастырь и учитель. Один человек сказал - и вопрос окончен. Это не понравилось и до сих пор не нравится очень многим. Мы знаем, как в 16 веке Лютер, Кальвин и другие восстали против этого, но не только. Католическое учение имело множество положений, в которых богословы оправдывали ту или иную мысль. Тогда протестантизм - назову в общем смысле - сказал: нет, для нас только Писание, и больше ничего, а все ваши авторитеты - одно человеческое достояние, которое не может иметь никакого значения.

Кажется, интересное положение: sola Scriptura - только Писание, но что это означало? Где критерий истинности? Лютер учил так, а Кальвин, его современник, уже учил иначе. Очень скоро, к концу 16 столетия появилось множество направлений. Почему? Потому что один говорит: я думаю так, другой: а я эдак, а третий говорит: вы оба не правы. То есть рассыпались, как горох, потому что критерий - мое мнение. Сколько людей, столько и мнений. Разве это основа для религии.

Возьмем "Свидетелей Иеговы" - здесь за авторитет взят Ветхий Завет. Почему не Новый Завет? Если пришел Тот же Бог, подтвердил это множеством чудес, удивительным учением, почему мы должны остановиться на Ветхом Завете? Ответа нет. Надо учесть, что "Свидетели Иеговы" - это продолжение тех же иудействующих направлений, которые были в истории. Вспомните, что происходило в России в 15 веке, когда возникла ересь жидовствующих, до каких негативных последствий дошли наше государство и Церковь. Начали отвергать все Таинства, иконы. Почему? Потому что так написано в законе Моисея. Почему же это последний предел, разве Бог не может открыть большего?

И, наконец, православие. Как оно отвечает на вопрос о критерии истинности? Истинное понимание Библии мы можем найти только в учении людей, которые действительно достигли святости - близости к Богу, духовного совершенства, осуществили закон Божий в своей жизни. Поэтому мы видим, что не один человек, а люди разных эпох, разного социального уровня и положения, разного церковного статуса, но которые положили в основу своей жизни заповеди Евангелия, вдруг, независимо друг от друга, приходили к одному и тому же пониманию Священного Писания - Библии. Неужели это ни о чем не говорит? Ведь это не просто "мне так кажется", но вдруг все они приходят к одному мнению.

Критерием истинности для понимания Библии для православия - в отличие от католиков, протестантов, "Свидетелей Иеговы" и прочих - являются не человеческие мнения, а согласное учение святых отцов в понимании конкретных положений библейского учения. Православие говорит: здесь мы уже можем надеяться на истину, здесь действительно твердые основания для правильного, истинного понимания Священного Писания. Причем, посмотрите на жизнь людей, которые засвидетельствовали это: пустынники, отшельники, подчас святители, какие чудеса они подчас творили в своей жизни. Какая у них глубина учения: почитайте Иоанна Лествичника, Исаака Сирина. Это мудрейшие и святейшие люди. Православие и утверждает, что критерием истины является согласное учение святых отцов, а не то, что скажут эти грешные люди. Другого критерия для православия нет. Если мы отвергнем авторитет этого множества святых людей, тогда рассыплемся, как горох, и начнутся лютеране, кальвинисты, баптисты, пятидесятники. Вот на чем стоит Православие, которое имеет твердый критерий в учении святых отцов, а не обычных человеков.

 

- С каким настроением нужно приступать к Причастию, и какой должна быть жизнь после него?

 

- Это жизненно важный вопрос, поскольку уже апостол Павел предупреждает, что каждый, кто ест или пьет, то есть причащается, недостойно, суд себе ест или пьет, и от того многие из вас, как он говорит, болеют или даже умирают. Церковь говорит, что это очень сильное лекарство, которое требует соответствующих условий, для того чтобы оно подействовало для здравия души и тела человека. Нельзя причащаться только ради причащения.

Какие условия требуются для причащения? Прежде всего, вера, что мы причащаемся Самого Христа. Второе соответственно первому: если мы причащаемся Самого Христа, то какое же у нас должно быть благоговение. Недаром, когда священник выходит с Чашей,  звучит возглас "Со страхом Божиим и верою приступите". Страх Божий не животный страх, но страх любви, нельзя смешивать эти вещи. Страх Божий - не дай Бог оскорбить эту божественную любовь, которую дает нам это святейшее Таинство.

Поскольку мы говорим не только о вере, но и благоговение, оно требует соответственной подготовки нашего человеческого сознания и даже нашего человеческого тела. В чем заключается подготовка нашего человеческого сознания? Слава Богу, в нашей Русской Православной Церкви еще сохраняется требование исповеди, то есть покаяния, осознания собственной греховности, обращения к Богу о прощении своих грехов. Мы подходим к священнику, каемся, получаем отпущение этих грехов. Но как я могу каяться, если я не чувствую себя грешным? Оказывается, важнейшим условием причащения является осознание того, что я грешный, недостойный. Достойно, то есть с пользой может причаститься только тот человек, который видит и осознает свое недостоинство приступить к этому.

Степень достоинства причащающегося обусловлена степенью осознания своего недостоинства. По этой причине человек готовится, то есть читает соответствующие молитвы, каноны, молитвы перед Причастием и даже готовит свое тело. Готовит его постом: попостись хотя бы один день, воздержись от осуждения, болтологии, лукавства, лицемерия, телевидения, интернета, всего, что уводит от Бога. Благоговение требует этой подготовки. Если, например, нас пригласит на прием высокое государственное лицо, например, Путин, разве мы пойдем к нему в халате? Нет, мы оденемся, как подобает. Потому что этого требуют элементарные нормы уважения и благоговения. Так же и причастие требует и поста, воздержания.

Причащение - это высший праздник в нашей жизни, он выше и Рождества, и Пасхи, потому что в причащении мы не только приступаем ко Христу, но Он нас принимает, мы Его принимаем. Это высочайший праздник в человеческой жизни, поэтому даже одеться надо подобающим образом, чтобы прийти и принять Христа.

Надо всегда помнить, что если у нас нет благоговения, нет осознания своего недостоинства, если мы подходим к Причастию равнодушно, холодно, только ради того, что надо причаститься, то мы и получаем соответственное. В лучшем случае ничего не получаем, в худшем то, о чем пишет апостол Павел: от того у вас многие болеют и даже умирают. Да избавит Бог от такого причащения.

Иоанн Златоуст говорит, что Иуда причастился, и с причастием в него вошел не Христос, а сатана. Вот с какой осторожностью мы должны подходить к этому Таинству, с благоговением, покаянием, ощущением своего недостоинства, насколько это только возможно. Повторю не свои слова о том, что степень переживания своего недостоинства является степенью той пользы, которую мы можем получить от причащения.

 

- Как правильно понимать послушание, существует ли оно в наши дни? Одна православная женщина недавно сказала мне: "Не понимаю, что такое послушание, какую пользу оно может принести, ведь безусловное послушание - прерогатива армии. Совет - понятно, а послушание нет". Как отвечать на такие вопросы?

 

- Не только эта женщина, но очень многие не понимают того, что такое послушание. Смешали и перемешали послушание с дисциплиной. В армии дисциплина: приказ дан - исполняй. Независимо от моего отношения к командиру, от того, что делает армия, я обязан подчиняться командиру. Подчиняться, невзирая на то, что говорит моя душа, говорит мой ум. Послушание имеет совсем другое значение. Сейчас мы стали называть этим словом элементарные вещи дисциплины. Например, если я работаю в храме, и мне говорят сделать то-то, я обязан это сделать, потому что это дисциплина.

Послушание - это высокий, святоотеческий термин, аскетическое понятие. Понять послушание без понимания духовника невозможно. Духовник не в смысле батюшки, у которого я постоянно исповедуюсь. Духовник - это тот человек, в котором я увидел мудрость совета духовной жизни, увидел святость жизни и мудрость. Хочу обратить внимание, что духовник не авторитет, общение с ним я имею не по его авторитету, а потому, что слышу от него голос истины, то есть разумение, рассуждение.

Первое и главное, что требуется от духовника - это дар рассуждения, а не дар командира, что, к сожалению, приходится очень часто наблюдать. Такой батюшка раздает благословения, не объясняя, что и зачем, и люди приходят к нему со словами "батюшка, благословите": батюшка все знает. Мы превращаем батюшку в какого-то языческого оракула. Разве так можно?

Духовником в Православной Церкви именовался тот человек, который действительно ведет святой образ жизни и имеет дар рассуждения. Об этом постоянно говорят святые отцы. У Макария Великого, которого называли земным богом, есть даже такое важное рассуждение: встречаются некоторые, которые по своим природным качествам очень быстро достигают даров чудотворения, прозрения, но они остаются в детском состоянии. Они даже порой мало знают, что такое страсти, и Макарий Великий говорит: к этим людям ни в коем случае не надо обращаться за советом, у них нет дара рассуждения. Святой Исаак Сирин даже говорит, что таковых нельзя даже называть святыми. В монастырях говорили, что к таким людям ни в коем случае нельзя обращаться за советом. Говорят о чудотворцах и прозорливцах: чтобы к ним не обращаться! Вы слышите, насколько далеко мы ушли от истинного понимания. Почему нельзя обращаться? Потому что они не знают, как бороться с грехом и как бороться со страстями, и очень часто даже не знают святых отцов.

Истинный духовник - тот, который приобрел опыт борьбы со страстями, и действительно является святым не потому, что родился таким, но потому что приобрел опыт борьбы со страстями и имеет дар рассуждения. Если такой человек окажется у кого-то духовником, то к нему будут отношения все большего уважения и авторитета. Поскольку каждый раз я получаю от него объяснения, он помогает мне в моей духовной жизни. Такого человека можно назвать моим духовником. Как правило, за редким исключением, он дает советы не от себя, но указывает, как говорят по тому или иному поводу святые отцы.

Когда еще были такие святые люди, у них иногда были послушники. Иногда: один, два. Это было только в монастырях у монашествующих или у отшельников. Как избирается такой духовник? Об этом хорошо сказал Иоанн Лествичник: прежде чем дать свою душу кому-либо, узнай и испытай его, искуси - он употребляет даже такое слово, - чтобы тебе не попасть вместо кормчего на простого гребца и вместо пристани на камни, и разобьется весь корабль твоей духовной жизни.

Люди, которые действительно достигали бесстрастия, могли иметь послушников, и тогда между ними устанавливались отношения беспрекословного послушания. Человек знал, к какому человеку он идет, и действительно вдавался ему полностью.

Это время ушло. Раньше это было только в монастырях, а сейчас даже от мирян можно услышать: "я у батюшки в послушании". Однако теперь даже в монастырях нет такого послушания. Святитель Игнатий Брянчанинов, святитель Феофан Затворник, оптинские старцы, еще раньше святые отцы писали об очень важном положении: время послушания ушло, сейчас время совета. Великое благо, пишут они, - если вдруг найдете такого человека, от которого можно получить действительно добрый святоотеческий совет в своей духовной жизни. Это уже великое и редкое благо. Послушания в святоотеческом смысле сейчас уже нет, но оставлено жить по совету. Но даже совет надо проверять святыми отцами.

В наше время буквально погоня за духовниками: нет такого, так создадим, и создают прозорливых и чудотворцев. Если это лжестарец, то он тут же дает вам категорический совет: никаких рассуждений, обоснований или разъяснений. Просто: разводись, переезжай, покупай. И бедные люди слушают этого лжестарца, как божество, то есть мы попали в эпоху древних греческих и римских язычников, которые ходили к оракулам и спрашивали, а он объявлял им. Приходится слышать, сколько бед подчас переносят люди из-за этих ужасных советов. Например, у женщины муж мусульманин или неверующий, а ей совет: или разводись, или пусть он будет православным. Как жестоко: распадается семья, начинаются страдания. А почему разводиться? Разве апостол Павел не написал, что муж неверующий спасается женой верующей? Бедные люди, как дети, идут к оракулу, а не духовнику, и сколько бед получают в результате.

Так что если исходить из святителя Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, оптинских старцев в наше время духоносных старцев нет, но если милостью Божией кто-то найдет разумного, знающего святых отцов, искреннего человека, который может разъяснить и дать совет - это великое благо. Жизнь по совету - вот наше время.

 

- Как тогда относиться к словам "послушание выше поста и молитвы"?

 

- В то время, когда я  нашел такого святого человека, неоднократно убедился, какие мудрые он дает советы, убедился, что это действительно богодухновенный человек, тогда только вверяю себя ему, признавая, что он понимает в вопросах духовной жизни больше, чем я.  Тогда выполнить то, что скажет этот человек, будет для меня выше каких-либо подвигов, поста и молитв. Тогда я доверяю ему полностью. Но это редчайшее явление, оно всегда было очень редким, а теперь этого совсем нет.

 

- Время нашей программы, к сожалению, уже подходит  к концу. Благодарю Вас за беседу. Что бы Вы хотели пожелать в завершение нашим телезрителям?

 

- Наше время отличается тем, что мы можем найти творения святых отцов, можем руководствоваться ими. Особенно я бы посоветовал каждому православному христианину иметь творения святителя Игнатия Брянчанинова и письма игумена Никона, письма игумена Иоанна Валаамского, которые фактически переложили на современный язык творения этого великого святого Русской Церкви. Хорошо иметь хотя бы письма игумена Никона (Воробьева), в них мы найдем ответы на все самые важные вопросы духовной жизни и, думаю, поймем, что такое Православие.

 

Ведущий: Сергей Юргин.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать