Архипастырь. Великий пост

30 марта 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает епископ Щигровский и Мантуровский Паисий. Передача из Москвы.

 

- Как правильно поститься?

- Пост и молитва приближает каждого человека к очищению своей души, совести, и приближает к Богу. Время поста и существует для покаяния и исправления своей жизни. Господь сказал в Евангелии, что бес страстей наших выходит только молитвой и постом. Каждый православный христианин так очищает свою душу и тело. Мы соблюдаем телесное воздержание по мере сил. Если у человека есть серьезные хронические заболевания, он воздерживается от телесных постов и основное внимание обращает на свою совесть, чаще, чем до поста ходит в храм, серьезнее молится. Каждый христианин на себе испытывал ослабление духа: человек сокращает молитвенные правила, реже посещает храм. Постом Господь призывает нас к тому, чтобы мы встряхнулись, задумались о своей душе и привели ее в соответствие с заповедями Христовыми.

Более 20 лет я окормлял онкологический институт. От людей, которые болеют серьезной болезнью, нельзя требовать телесного поста, но это совершенно не значит, что они не постятся. Духовный пост – самое главное. Это воздержание от страстей, просмотра пустых телепередач, сугубое трезвение над собой, более частые исповедь и Причастие. Все это время нужно потратить на памятование о смерти, Царствии Небесном, читать жития святых. Любой человек может поститься, даже если телесно у него не получается по болезни. Самое главное – себя не оправдывать. Потихоньку духовно возрастая, нужно очищать себя покаянием, исповедью и встречать Светлое Христово Воскресение уже с более чистой душой. А после Пасхи торжествовать, но не расслабляться духом.

- В болезненном состоянии можно сделать послабление в посте. На это обязательно брать благословение у духовника?

- Желательно, если есть духовник, благословиться у него перед постом и спросить, как поститься. Не все имеют духовников, некоторые живут в селах, где может вообще не быть священника. Человек должен сам регулировать свой телесный пост, но духовный пост ни в коем случае не послабляется и не отменяется. Самое главное – не идти на поводу у своих привычек, послабляя себе всё и вся. При серьезных заболеваниях можно, например, отказаться от мяса, но есть рыбу, молочное. Перед Причастием желательно попоститься хотя бы несколько дней, покаяться Господу, что по нашим грехам мы имеем какое-то заболевание, которое нам не позволяет полностью выдержать телесный пост.

- Вопрос телезрительницы: «Поститься первую и последнюю неделю – это практика церковная или народная? Нужно ли каяться в греховных мыслях на исповеди, например, если мысленно кого-то осудил, но промолчал?».

- Эта традиция не совсем церковная. Если человек может поститься весь пост, с точки зрения диеты, то должен поститься полностью. Если не может выдержать весь пост из-за тяжелых болезней, то должен поститься, как может, возможно, только первую и последнюю неделю. Но если человек нарушает пост, он должен каяться, что нарушил пост по болезни.

Мы согрешаем не только внешне, но и внутренне. Господь говорил: «Кто воззрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует в сердце своем». Раздражение в сердце, гордость, осуждение – это тоже грех, хоть и невысказанный. Нужно обязательно каяться в этих мысленных грехах.

- Бывают случаи, что человек не начал поститься с началом поста. Есть ли смысл ему заканчивать Великий пост с гастрономической точки зрения?

- Естественно, есть. Бывают люди, редко заходящие в храм, они пропускают начало поста, не успевают следить за этим. Случается, что человек решает с началом поста воздерживаться, но кто-то его соблазняет, на дне рождении, например, или 8 марта, которое часто бывает в пост. Человек считает: «Если нарушил, то дальше я уже поститься не буду». На это есть покаяние, надо встать и идти дальше. Если упустил начало поста, то человек должен начинать поститься с любого времени. Господь намерения целует! Поэтому Он примет и такой пост.

- Несмотря на то, что осталось всего две недели до Пасхи, и кто-то еще не начал поститься, можно присоединиться?
- Однозначно. Мы читаем во время Пасхальной службы Слово Иоанна Златоуста, обращенное ко всем людям, которые находятся в храме. Там упоминается: «Аще кто постился или не постился, Господь призывает всех праздновать Святую Пасху». Если человек не набрался силы и крепости начать пост сначала, он может начать сейчас и хоть какой-то плод покаяния принести Господу, хоть в чем-то себя ограничить.

- Вопрос телезрительницы из г. Рыльска: «Как бороться со страстью гнева?»

- Много людей во время поста спрашивают: «Я начинаю поститься, не есть какие-то продукты и начинаю обуреваться гневом, раздражением». И некоторые считают, что лучше уж есть мясо, но быть добрым. Это бесовская уловка, потому что даже если мы нарушим телесный пост, хотя могли бы поститься, мы уже согрешим. Мы согрешаем и раздражением, но если начинаем поститься, то дьяволу это совершенно неприятно, и он будет стараться всеми своими силами осквернить наш пост, осквернить нас какими-то грехами, чтобы мы соблюли телесный пост, но душевный - расстроился. И начинает он со страсти, которая в той или иной степени есть у каждого человека, – гордости.
Гордость как раз и проявляется в том, что человек раздражается, гневается, осуждает. Каждый человек, увы, удобопреклонен к этой страсти. Бесы это знают и начинают человека раздражать. Нужно не диету соблюдать, а следить за своими словами, мыслями. Я бы посоветовал хорошее правило: прежде чем что-то ответить, задать вопрос, никогда не торопитесь. Отсеките себя на несколько секунд, задайте себе вопрос: «Как сказать так, чтобы человека не обидеть и в грех не впасть?» Можно почитать Покаянный канон, он приводит в чувства. В первую очередь нужно идти на исповедь и каяться в том, что не выдерживаете и гневаетесь, просить у Господа прощения и помощи в посте, но ни в коем случае не ослабевать.

- Вопрос телезрительницы: «Почему к Причастию нужно подходить строго натощак? Я пересмотрела все Евангелие, Закон Божий, но там нигде об этом не сказано. Очень многие не могут приходить натощак».

- На Архиерейском совещании, которое проходило в начале февраля, обсуждали вопрос о Причастии. Документ, который вышел, был принят всей Церковью, как существующая практика. Там есть исторические параллели, правки, как раньше постились люди. Например, до революции люди постились неделю перед Причастием. Сейчас мы приняли послабление, просим людей три дня воздерживаться от скоромной пищи и после 12 часов ночи ничего не вкушать и не пить – это древняя церковная практика. Почитайте документ в Интернете на сайте Московской Патриархии. Каждый священник должен донести до всех прихожан и разобрать это положение о Причастии, в котором говорится, что причащаться надо обязательно натощак. Только если Литургия Преждеосвященных Даров идет вечером, тогда воздержание длится 6 часов. Например, если Литургия начинается в 18.00, человек должен закончить употреблять пищу и питие в 12.00. Так же на Рождественскую и Пасхальную службу. Если около 2 часов ночи будет Причастие, то мы должны около 20.00 закончить употреблять пищу и питие. Это не так смертельно и страшно это наша своего рода жертва Богу. И это замечательная русская традиция. Бывают случаи, что человек должен с утра принять таблетку, если имеет очень серьезные заболевания, но это в качестве исключения. Воздержитесь, принесите Господу хоть какие-то плоды.

- У поста семь недель: Неделя Торжества Православия, Григория Паламы, Крестопоклонная, другие. Только что закончилась пятая – Неделя Марии Египетской. Почему Церковь ставит именно эту преподобную всем христианам как образ для подражания?

- Каждая неделя поста посвящена какому-то святому либо событию, сейчас идет Неделя Ваий. Церковь предлагает нам примеры покаяния и примеры достойного исправления жизни. Когда мы начинаем поститься, должны понять, что главный плод нашего поста – покаяние, исправление своей жизни. Господь, выйдя на проповедь, сказал: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Множество раз в Священном Писании Христос призывал: «Я пришел спасти не праведников, а грешников призвать к покаянию». Мы все грешники в той или иной степени. Церковь, предлагает нам примеры святых, которые были величайшими грешниками, как Мария Египетская. Удивительно, сохранилось житие, где она сама рассказала о своей жизни: она была великой блудницей, но принесла достойный плод покаяния и исправила свою жизнь. 40 лет Мария Египетская претерпевала различные искушения, боролась со своей страстью, была при смерти, но не сдалась и донесла свой крест покаяния. Более того, она не только очистилась от этих грехов, но и стала великой святой: ходила по воде, не замечая этого, знала Священное Писание, не читая его. Господь на примере Марии Египетской показывает, что каждый человек, какими бы грехами он не согрешал, какие бы страсти не имел, имеет возможность и должен исправить свою жизнь. Сугубое время для исправления своей жизни – Великий пост. Беря пример с Марии Египетской, и молясь о том, чтобы иметь такую же ревность в своем исправлении, мы достигаем Царствия Небесного.

- Вопрос телезрителя из г. Орел: «Мне 55 лет, около 35 лет я одержим бесом. Мне это говорили и «бабки», к которым я ходил, и батюшка сказал, у которого я был на отчитке. Какие Вы мне посоветуете читать молитвы, чтобы отчитывать самого себя? Как мне держать пост? Сейчас пост мне легко держать, а когда Пасха начинается, пост прекращается. Но мне ведь все равно его нужно держать?».

- На Пасху грех поститься. По церковным канонам, кто постится на Светлую седмицу, тот отлучается от верных. Было время для покаяния и исправления, в это время мы должны были поститься. На Архиерейском совещании поднимался вопрос, утвержденный в апостольских установлениях, что на Светлой седмице, когда человек хочет причаститься, а он постился до этого весь Великий пост, он может причащаться совершенно без поста. Нужно сходить в храм, почитать вместо трех канонов Пасхальный канон и Последование ко Святому Причастию. Человек может причащаться каждый день Светлой седмицы, если он постился весь Великий пост.

Во-первых, не нужно было ходить ни к каким «бабкам», а идти сразу в храм. Во-вторых, если Вы ходите в определенный храм, у Вас должен быть батюшка, который Вас знает и у которого можете спросить более четка о своем состоянии. Никаких молитв об изгнании беса читать самому себе не нужно ни в коем случае. Вы не имеете такого дерзновения перед Богом. Вы должны молиться со смирением, просить Господа, чтобы Он смилостивился над Вами. Постом и молитвой в смирении и покаянии просить, чтобы Господь исцелил Вашу душу и, если есть одержимость, изгнал из Вас этого нечистого духа. Но ни в коем случае к «бабкам» обращаться не нужно.

- Продолжая тему Марии Египетской, хотелось бы задать такой вопрос. Сейчас тема блуда не является чем-то низменным. Современные лозунги призывают «брать от жизни все», в подростковой среде смеются над сверстниками, которые не вступают в половые связи. Такого нельзя было представить еще 20 лет назад, и чем дальше – тем страшнее. К чему это может привести?

- Каждый грех ведет к распущенности человека, в первую очередь к погибели души. Если человек не будет воздерживаться от блудных связей, но будет согрешать и развивать в себе только похоть, все это закончится плачевно – адом. Сейчас идет проповедь вседозволенности, «обеления» тех пороков, которые всегда считались греховными. Раньше, лет 20-30 назад, даже среди неверующих людей считалось, что если девушка сохраняет свою чистоту – это очень достойно и хорошо. Очень много людей, особенно молодежи, смотрят, как живут люди на Западе, как живут их любимые артисты, певцы (а мы видим, что они живут разнузданной и отвратительной жизнью). Молодое поколение, не имеющее духовного опыта, считает, что все это нормально. Сейчас на Западе существует множество грехов, которые считаются страшнейшими блудными грехами, например, однополые браки, но они оправдываются, государство начинает наказывать тех людей, которые выступают за чистоту и против таких отношений. Когда Церковь призывает их к чистоте, они считают, что мы все устарели, нужно иметь более прогрессивные взгляды. Человек только во взрослом возрасте понимает, что он не туда идет, а в молодом возрасте в примере не святые, а поколение, живущее совершенно греховной жизнью.

Апостол Павел пишет: «Неужели вы не знаете, что ваше тело – храм Духа Божия, живущего в вас. А кто растлит храм, того растлит Бог». Мы видим, что люди, которые начинают жить блудной жизнью, растлеваются до того, что начинают принимать наркотики и все это заканчивается тем, что они умирают в страшных агониях и попадают не в Царствие Небесное, а в ад. Признак чистоты всегда считался одним из самых главных признаков духовной жизни человека.

- Сейчас уже на государственном уровне принимаются подобные законы, слава Богу, не в нашей стране. На месте Содома и Гоморры, которые были сожжены серой, находится Мертвое море. Там как раз и был принят закон на государственном уровне о том, что эти отношения могут пропагандироваться, и ничего плохого в этом нет.

- Да, Господь попалил этот грех. Он всегда призывал к чистоте и святости. Одна из заповедей (седьмая) – не прелюбодействуй. Прелюбодеяние – это измена мужа жене или жены мужу. Но в эту заповедь входят и другие грехи. Апостол Павел говорит: «Не мните себе: ни пьяницы, ни блудники, ни мужеложники, ни малакии (рукоблудники) Царствия Божия не наследуют». Мы видим много христианских сообществ, особенно протестантских, которые грех мужеложства уже не считают грехом, а считают это нормой. Их уже нельзя назвать христианами, потому что они извращают Христово учение и идут на поводу у этого мира. Мы знаем, что мир все равно придет к своему завершению, будет второе пришествие (хотелось бы, чтобы это было не скоро), но разнузданность всегда начиналась исподволь, а сейчас она ведется уже в откровенную.
Самое страшное, когда грех становится нормой жизни, против чего Церковь и выступает. Мы не осуждаем людей, которые страдают этой страстью, а осуждаем грех, живущий в них. Мы призываем человека, живущего этой страстью, исправить свою жизнь. Это касается не только мужеложников, но и обычных блудников, которые считают: «Если я не извращаюсь, то это вполне в норме». Апостол Павел поставил пьяниц, блудников, мужеложников на одну сторону. Если человек живет разнузданно, то развращает свое тело, душу и, в конечном счете, губит ее.

- Как человеку бороться с этой страстью, если она у него есть?

- Постом и молитвой. Это не формальность. Мария Египетская постом и молитвой победила эту страсть, но она боролась с ней 40 лет. Если за короткое время человек не достиг результата, и блудная страсть у него еще есть, он говорит: «Я больше не могу, у меня больше нет сил». Это все бесовские искушения. Человек должен бороться с этим до конца своей жизни. Может быть, до конца своей жизни он не поборет это полностью, будет согрешать мыслью, но внешне он должен держать свою чистоту. Пост, покаяние, молитва таким святым, как Мария Египетская, преподобный Виталий, Моисей Мурин. Есть святые, которые были покровителями людей, подверженных этой страсти. Самое главное – осознать, что это грех, и его нужно исправлять, а не чего-то ждать либо оправдываться совершенно новыми течениями, которые происходят в миру.

- В наше время, когда потоки информационной грязи льются отовсюду, очень трудно осознать что грех – это грех.

- Мы приводили в пример европейские страны, которые оправдывают блуд, у них это становится нормой. Естественно, это ведет к полнейшему разрушению института семьи, брака, чистоты и святости. Западное сообщество предлагает иную модель поведения – брать от этой жизни все, что она дает, жить всеми чувствами и не ограничивать их. К большому сожалению, там немного осталось верующих людей. Католические храмы пустые, не могут даже содержать себя, сдаются в аренду, потому что люди перестали туда ходить. Смотря на все это, мы ни в коем случае не должны оправдывать или говорить: «Пока молодые  ничего, потом исправятся». Надо держаться этого и на государственном уровне и делать все, что зависит от нас, призывать людей к святости и чистоте.

- Вопрос телезрителя из г. Москвы: «Я пощусь, а жена не постится, мы венчаны. Во избежание блудных помыслов возможно ли уступать в супружеских отношениях? Ведь и апостол Павел сказал супругам: «Чтобы сатана вас не искушал, уступайте». Я читаю акафист Господу нашему Иисусу Христу, читается ли он в Страстную Пятницу? До какого времени поститься в этот день, либо вообще не вкушать пищу до самого вечера?».

- Мы постимся в Великую Пятницу до выноса плащаницы. В 14.00 начинается вынос плащаницы, а после 14.00 мы можем вкушать, но без растительного масла. Акафист во время поста не читается ни Господу, ни Божией Матери. Можно добавить Псалтырь либо Покаянный канон. Есть акафист Страстям Христовым – Пассия, который читается четыре воскресенья. Если Вам очень хочется, можете почитать. Желательно накануне Великой пятницы побывать на вечернем богослужении, когда читаются Двендадцать Страстных Евангелий.

Апостол Павел пишет: «Муж и жена не должны удаляться друг от друга, только по взаимному согласию во время, установленное для постов, для упражнения в посте». Естественно, стараться воздерживаться от супружеской близости христиане должны. Но остаются такие проблемы как у Вас: Вы воцерковились, а жена еще недостаточно пришла к вере. Вы должны удаляться от близости насколько возможно, но уступать ради сохранения мира. Однако это совершенно не значит, что Вы должны позволять себе всё и вся. Если уж произошло такое событие во время поста, Вы должны на исповеди каяться в том, что Вы нарушили пост супружеской близостью. Некоторые люди считают, что если супруги вступили в близость во время поста, то это приравнивается к блуду. Это ни в коем случае не блуд, но нужно воздерживаться всеми силами.

- Владыка, какие еще страсти могут закрыть нам дорогу в Царствие Небесное?

- Страстей множество. Первая, которую мы уже упомянули – страсть гордости. Это мать всех пороков. Страсти пьянства, развратной жизни, блуда, чревоугодия. Нет какой-то определенной, большей или меньшей. У каждого человека бывает так, что одна страсть превалирует над другими. Иоанн Лествичник описывал, что когда он был в монастыре, то видел одного монаха, которого все поносили, издевались, оскорбляли его, а он смиренно все принимал. После трапезы он подошел к этому монаху и спросил: «Отче, научи меня, как ты смог достичь такой святости, такого смирения? Тебя все обзывают, а ты смиренно молчишь и не обращаешь на это внимания?» На что он ответил: «А что обижаться на этих свиней? Я их даже не замечаю». Иоанн Лествичник пишет, что страсть гордости у этого монаха победила все остальные страсти, он не замечал людей и даже не считал их за людей, и поэтому не обижался на оскорбления. У некоторых людей преобладает блудная страсть, у других - гордость неимоверная, которая проявляется в превозношении, осуждении, раздражении. Со всеми страстями бороться очень сложно, но постом и молитвой мы стараемся их сдерживать.

Братья и сестры, призываю вас и после поста не расслабляться ни в коем случае! Страсти никуда не ушли. Если мы смирили их – это не значит, что мы их победили. Они будут нас преследовать, до конца жизни, но мы должны блюсти себя. Господь говорил: «Бдите и молитесь да не внидите в напасть». Великим постом мы бдим над своей душой особенно, но не должны расслабляться и после, а в течение всего года бороться со страстями с Божией помощью. Молитва и пост заключаются в том, что человек подготавливает себя к соединению с Господом. Великим Постом он должен причащаться чаще, чем он это делал до поста. На Архиерейском совещании мы говорили, что приступать к Причастию надо раз в месяц, не реже. В пост можно чаще, раз в 2 недели. Если одолевают страсти, то каждую неделю.

- Вопрос телезрителя с Украины: «Насколько строго можно поститься в миру? Может быть, есть какие-то примеры?».

- Если строго по уставу, то в Великий пост мы не должны вкушать растительное масло, оно разрешено только по воскресеньям. Но давно уже в церковной практике есть послабление: по нашей немощи мы вкушаем масло. На первой неделе кто хочет попоститься сугубо, может несколько дней воздержаться от масла. И в Страстную Пятницу мы постимся без елея. Нужно поститься по мере своих сил, так как Вы работаете, нужно подкрепляться продуктами, но это совершенно не значит, что мы должны полностью расслабить себе пост. Пост послабляется только немощным, больным людям. В первую очередь пост – это духовно очищение, а телесное воздержание этому помогает.

- Пора ли задумываться о том, как мы провели пост или еще рано подводить итоги?

- Осталось еще полторы недели до окончания поста. Подводить итоги вообще рановато в этой жизни. Их будет  подводить Господь после нашей смерти, а мы должны смотреть на свою совесть, и если она нас обличает в том, что мы послабляем себе пост, хотя могли бы более строго попоститься - в оставшиеся полторы недели мы можем это осуществить.

- Насколько грешно говорить: «Я хорошо попостился в этом году». Или наоборот: «Я великий грешник, не смог достойно попоститься».

- Если человек говорит, что он хорошо попостился и начинает это обсуждать с людьми – он потерял свою награду. Мы должны поститься, это наша святая обязанность – соблюдать уставы Церкви, установленные святыми отцами по внушению Духа Святого. Гордость проявляется и в этом. Одного человека гордость начинает поддевать на раздражение, осуждение ближних, а другого на превозношение себя.

Одному из преподобных, который был уже при смерти и отходил в вечность, явился бес и сказал: «Все, я сдаюсь, ты меня победил». На что преподобный ответил: «Нет, это еще не конец. Вот когда я предстану перед Господом, тогда и посмотрим». Поэтому ни в коем случае не надо расслабляться, подводить какие-то окончательные итоги и гордиться тем, что хорошо попостился. В других грехах мы согрешаем каждый раз. Если мы превознеслись, то мы уже не кающиеся грешники, а превозносящиеся праведники.

- Ближайшее воскресенье – Вербное. Многие из наших соотечественников пойдут, наломают веточек вербы и поставят в вазу, но не все пойдут в храм. Как правильно встретить этот праздник? Что символизирует верба?

- Верба у нас в России символизирует вайи – пальмовые ветви, которые постилали иудеи, во время события Входа Господня в Иерусалим. Кто-то постилал пальмы с финиковых деревьев, а кто-то - свои одежды в знак признательности и уважения, в знак святости Господа. Люди встречали Господа, считая его великим пророком, словами: «Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне!». А через неделю те же люди кричали: «Распни его!». Это человеческое непостоянство, человеческая сущность. Большинство народа встречали Его такими словами, потому что слышали и знали о событии, которое произошло до этого – воскрешении Лазаря. Люди всегда стремились к каким-то знамениям, чудесам. Они услышали, что Лазаря, который 4 дня пролежал во гробе (и были признаки тления), воскресил Христос. Люди воспринимали Его как великого пророка, но не принимали, как Сына Божия и через неделю посчитали, что Он достоин смерти. Поэтому и мы, христиане, не должны только внешне встречать и прославлять входящего Христа, празднуя Вход Господень в Иерусалим. Это символ нашей преданности, нашего духовного ликования о том, что Господь пришел спасти кающихся грешников. Мы должны принести Богу достойные плоды покаяния, не обоготворяя вещи, например, вербы. Так как у нас нет пальмовых листьев, мы их заменили вербами, которые расцветают в это время года. Мы должны с благоговением подойти к празднику Входа Господня в Иерусалим, и если есть возможность - исповедоваться и причаститься, соединившись с Господом.

Если у вас есть какие-то вопросы во время поста, вы можете задавать их священникам. Советую почитать об участии верных в Евхаристии в документе, который приняла Церковь для всеобщего употребления. Желаю вам, братья и сестры, принести достойные плоды покаяния, сокрушения, смирения, стараться молиться преподобной Марии Египетской, Иоанну Лествичнику, преподобному Григорию Богослову, Григорию Паламе, чтобы они помогли нам иметь такое же покаяние и такую же святость, которую они имели. Не расслабляйтесь во время празднований Святой Пасхи, старайтесь бдеть над своим сердцем и душой всегда. Поздравляю с наступающим Светлым Христовым Воскресением!

 

Ведущий: Сергей Юргин

Расшифровка: Анна Солодникова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать