Архипастырь. Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений

6 мая 2024 г.

- Светлое Христово Воскресение

- День Победы

- Воспитание и просвещение через видеоуроки

- Что такое хорошо и что такое плохо, определяет Бог

- Клевер Лаборатория для учителей

- Англицизмы в русской речи

- Русский философ Иван Александрович Ильин

- Международные Рождественские чтения, посвящённые 80-летию Великой Победы

- СВО. Болезнь не к смерти, а к славе Божией. 

Эти и другие темы — в программе АРХИПАСТЫРЬ с митрополитом Екатеринбургским и Верхотурским Евгением. Ведущая Светлана Ладина. 

В студии митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

­− Мы записываем эту беседу в преддверии Светлого Христова Воскресения. Ну а в эфир она выйдет, когда, дай Бог, мы с вами уже будем праздновать величайшую победу Господа нашего Иисуса Христа над смертью и Великую Победу над фашизмом в Великой Отечественной войне.

− Приветствую сердечно Вас, Светлана Львовна, и всех телезрителей канала «Союз», всех союзников. Мы ожидаем великой победы Христа над смертью, а с другой стороны, мы же живем ею. Каждый день, каждый час нормальный христианин размышляет, читает об этой победе. Поэтому трудно даже говорить, что Пасха еще не настала. Настала, мы живем в пасхальное время, когда Христос уже воскрес; 2000 лет назад, и сегодня, и сейчас − всегда Он, воскресший, нас вдохновляет. Поэтому мы живем Пасхой и говорим сегодня в том числе и о победе Христа над смертью, о Пасхе.

− И мы можем воскликнуть: «Христос воскресе!»

− Воистину воскресе!

− Владыка, Вы в минувшем году стали участником художественного фильма про войну, про героев, подвиг, выбор. Это фильм «Василек». Расскажите об этом, пожалуйста.

− Я так понимаю, что Вы говорите о целом большом кинопроекте, который называется «Киноуроки в школах России и мира». У меня несколько лет подряд спрашивали:

− Владыка, а Вы знакомы с проектом «Киноуроки в школах России и мира?»

− Не знаю, наверное, какие-то фильмы хорошие снимают.

− Владыка, а Вы еще не смотрели? Вы не рекомендуете это учителям?..

И так получилось, что сначала я познакомился с авторами этого проекта, и общение с ними вдохновило меня. Я просто набрал в поисковике: «Киноуроки в школах России и мира». Нашел сайт, почитал об этом проекте − и у меня расширились глаза, я подумал: ничего себе, какую задачу поставили! А задача не маленькая.

Я сейчас задам вопрос нашим телезрителям, и Вы попробуйте быстро на него ответить. Ребеночек приходит в первый класс, а потом выпускается в 11-м классе. Сколько месяцев он учился в школе?

− Надо умножить 9 месяцев на 11 лет. Это 99 месяцев. Ну, в принципе, каникулы я бы тоже считала. Ребенок же не ощущает себя не школьником.

− Девяносто девять месяцев дети учатся, находятся в классе, работают с учителем. И авторы этого проекта поставили задачу, что они должны снять 99 фильмов о 99 позитивных, положительных качествах человека. А их много: дружба, любовь, вера, верность, солидарность, жертвенность, честь, честность... Они все перечислены на этом сайте. Нужно снять 99 фильмов, и это должны быть фильмы для младшей школы, для средней школы, для старшеклассников. Короткий фильм, чтобы его можно было посмотреть за время урока и еще обсудить на этом уроке.

То есть чтобы каждый месяц учитель в классе собирал на классном часе своих учеников, мог побеседовать с ними, заранее, конечно, подготовившись, об одном из положительных качеств человека. Потом посмотреть фильм и продолжить дискуссию с детьми. И, что существенно важно, на сайте предложено, какие практические дела можно реализовать с детьми в течение месяца, чтобы про это качество не просто посмотреть, вдохновиться им − и забыть, а чтобы самим в своей жизни его реализовать.

И вот они пошли по этому непростому пути. Если я не ошибаюсь, на сегодняшний день снято уже 56 или 57 фильмов из 99, но это много. И эти фильмы о самых разнообразных качествах личности человека.

В этих фильмах снимаются дети, ровесники той возрастной группы, для которой фильмы и снимаются. Если снимается для младшеклассников, то в фильмах играют не артисты, а школьники, младшеклассники. Но сценаристы, режиссеры, операторы, вся команда –профессионалы. Это не любительское кино. И вот такое сочетание: обычные дети и профессионалы. В итоге получается очень интересное кино, которое можно с удовольствием смотреть дома с семьей, с детьми. Можно смотреть в классе.

Десятки тысяч учителей этот проект реализуют, и это помогает оторвать детей от гаджетов, сосредоточить их на таких темах, на которые не всякий учитель, не всякий родитель может поговорить в силу своего жизненного опыта. Например, поговорить о целомудрии. А там есть замечательный фильм для старшеклассников о целомудрии, он называется, по-моему, «Письма».

Да, естественно, я посмотрел эти фильмы, вдохновился, стал как-то рассказывать об этих фильмах, об этом проекте учителям, педагогам. И они очень живо реагируют, очень активно включаются, смотрят вместе с детьми, работают. Интересные практики у них получаются. То есть после просмотра дети вдохновляются и вместе с учителями хотят сделать что-то хорошее. А там есть предложенные решения, что можно конкретно сделать. Например, поухаживать за ветераном, найти человека, который нуждается в помощи. Или почистить берег речки в своем городе. Такие простые вещи.

И наша страна, благодаря этому проекту, его участникам, становится чище. А фильм «Василек» − про мальчика Васю. Даже не про войну, потому что ни одного кадра не снято о войне. Мальчик, наш современник, в жизнь которого вошла утрата: его брат погиб на войне, погиб геройски. И вот как эта потеря на нем отразилась, какую реакцию произвела, этому фильм и посвящен. Это 25-минутный фильм, и мне довелось в нем сняться в роли священника. Мы беседуем. Короткая сцена, две минуты, но ее снимали пять часов. Пять часов – это огромный труд! И вы представляете, если две минуты снимали пять часов, то сколько же снимались эти 25 минут? А съемки проходили в прекрасном русском городе Твери. Ради этого мы туда поехали, провели там целый день. И особенность фильмов в том, что авторы проекта стараются еще и показать красоту нашей Родины, того места, где снимают фильмы. Так что рекомендую познакомиться нашим телезрителям с этим большим проектом.

Фильм «Василек», я считаю, способен вдохновить ребят, детей этого самого непростого возраста, учеников 47 классов, вдохновить на то, чтобы потрудиться сейчас, в учебном труде, поучиться в школе для того, чтобы стать способным приносить пользу своей стране. Вот такой главный посыл этого фильма. В этом сегодня твой подвиг. Не надо пытаться искусственно стать героем, надо быть сегодня героем в этой неприглядной, как кому-то кажется, обыденности. Нужно на уроках, в отношениях с друзьями побеждать зло внутри себя − и тогда ты станешь способным к большим подвигам.

− Только очень жаль, что озвучиваете себя не Вы. Видимо, процесс озвучивания происходил много позже, и у меня был когнитивный диссонанс, когда я видела Вас, а слышала совсем другой голос. Я не хочу сказать, что это сделано плохо, технически все прекрасно, но для человека, который Вас знает, это было несколько непривычно.

− Это технический момент, он был исправлен, фильм уже был переозвучен, но вот эта переозвученная версия еще не размещена на основном сайте.

− То есть будет Ваш голос?

− Обязательно! Всё перезаписали, всё сделали.

Я думаю, что для ребят, которые участвуют и в этом проекте, и в другом проекте, о котором я тоже хочу попросить Вас рассказать («Девочка и робот»), это тоже очень ценный опыт. Я помню театральный класс, совершенно раздолбайский, но который в качестве дипломного спектакля ставил спектакль о Великой Отечественной войне. И вот эти раздолбаи, которым говорили, что им после школы дадут характеристику, с которой их даже в тюрьму не примут, совершенно преобразились в процессе работы, потому что им объясняли про эту войну, объясняли в стихах, песнях. И потом ребята говорили, что они день Победы уже по-другому воспринимают. Это не праздник для галочки, это что-то свое, родное. А это поколение, что родилось в 90-е годы, и оно было выщелкнуто из нормального течения жизни теми событиями, которые мы все проживали, когда просто все сместилось, что-то рухнуло, перевернулось с ног на голову.

С этой точки зрения хочу сказать, что когда мы видим какие-то безнравственные сцены, то какую же ответственность несут режиссеры, когда они в это вовлекают всю съемочную группу, в нечто такое, на что смотреть-то неловко. Это к вопросу об ответственности художника за духовно-нравственное воспитание и взрослых тоже, не только детей.

И вот о духовно-нравственном воспитании: можно сетовать до бесконечности, что нет хороших фильмов, а можно их делать. Фильм «Девочка и робот»: мне очень нравится, что это сделано высокопрофессионально, и дети играют просто здорово, они живут в кадре. Опять же этого взрослые добились.

− Да, «Девочка и робот» − это чудо, которое нам дал Господь по благословению Святейшего Патриарха, поскольку Святейший Патриарх благословил потрудиться над созданием учебника по «Основам православной культуры» для школьников четвертых классов. Замечательный собрался авторский коллектив. Ольга Юрьевна Васильева, президент Российской академии образования, возглавила этот коллектив. И учебник был написан. И вот на этапе работы над ним сотрудники издательства «Просвещение» предложили нам сделать его посовременнее. Каким образом? Разместить на странице каждого урока QR-код, и по этому QR-коду учитель может перейти и найти материалы, чтобы подготовиться к уроку. А можно и какие-то видеоматериалы там разместить. Какая хорошая идея, замечательно! Мы стали придумывать этот замечательный видеоматериал, хотели записать просто урок, как талантливый учитель в классе рассказывает детям тему. Мы попробовали, записали несколько уроков с очень талантливыми людьми, посмотрели и сказали − нет, это не сможет зажечь.

− Почему?

− Ну, то, как получилось, − не понравилось.

− Было очень правильно и неубедительно?

− Да, наверное. Коллектив не вдохновился, и пришла мысль о том, чтобы сделать какой-то небольшой художественный сюжет по каждому уроку, такой, чтобы он мог включить внимание детей. А тут они оказались в классе, учитель включает что-то на экране − и появляется другой учитель, другой класс. Непонятно, где они вообще оказываются. А надо сделать ряд сюжетов с их ровесниками, то есть четвероклассниками. Сюжетов таких, чтобы они в первую очередь помогли учителю.

Здесь в чем проблема? В том, что наши учителя, хоть младших классов, хоть старших, в большинстве своем не изучали ни в школе, ни в педуниверситете, ни в педколледже «Основы религиозных культур и светской этики», никакой православной культуры они не изучали. И когда учителю выпадает эта доля, то хорошо, если он прихожанин храма, если этот учитель сам ходил в воскресную школу или слушал какие-то катехизаторские курсы. Но большинство педагогов не обладают такими навыками, и они испытывают реальные трудности.

Представьте себе, что современным детям нужно провести урок по темам: Евангелие, 10 заповедей, молитва, храм, монастырь, покаяние, церковнославянский язык... Психологически трудно рассказать о том, что не твое.

Учителя, что полюбили этот предмет, учились ему много лет, поэтому они с удовольствием о нем говорят. Доходчиво, понятно. А когда сам педагог не очень понимает, о чем речь, то как ему донести что-то до школьников? И вот так, собственно, родилась эта идея: у нас появились герои, девочка Кристина, ученица 4-го класса, ее родители, мама и папа. Мама по профессии, по-моему, врач; папа − инженер, изобретатель. И он, как в старом добром фильме «Приключения Электроника», изобрел и создал некоего человекоподобного робота, которого, конечно, играет живой мальчик. Жизнь ставит перед ними определенные вопросы, и они должны на эти вопросы искать ответы. И они их ищут сначала из своего опыта, потом попадают в какие-то курьезные ситуации. В каждой серии, поскольку это фильм к предмету по «Основам православной культуры», мы попадаем в пространство храма либо встречаемся с батюшкой.

У нас два батюшки. В первых десяти сериях был отец Серафим. А в следующих − отец Трофим. И батюшка, как опытный наставник, авторитетно, спокойно, с очень добрым сердцем расставляет акценты, помогает им, направляет их в такое русло, чтобы дальше они уже сами находили правильные ответы, разбирались в сути той темы, по которой должен быть урок. Что такое Евангелие? Кто такая Богородица? Что такое десять заповедей? Зачем они нужны? И вдруг ребята за эти семь минут приходят к выводам, что заповеди, оказывается, простые, понятные, что это правила, принципы, которые помогают не делать глупых ошибок.

И дети включаются! И мы ставили задачу, чтобы учитель посмотрел вместе с детьми фильм по теме, а после просмотра спросил: «Дети, вам все понятно?» − «Да!» − «Вы можете теперь сами рассказать тему урока?» − «Да». Если после этого учитель откроет учебник и еще проведет урок по соответствующей методике, то не останется камня на камне от неведения, незнания и сомнения.

Более того, задача такая, чтобы ребятишки пришли домой и еще сами включили фильм, посмотрели, родителям показали, обсудили ситуацию. Чтобы для них этот предмет школьного курса стал интересным, желанным; чтобы они говорили, почему у них другие уроки строятся не так… А потом, когда они будут попадать в непростые жизненные ситуации (соврать или не соврать? слукавить или не слукавить? проявить добро, какие-то человеческие свойства, христианское отношение к окружающим или поступить наоборот?), чтобы эти образы у них срабатывали и помогали им делать правильный нравственный выбор в жизни.

Два года назад мы сняли 10 уроков. А я напомню, что «Основы православной культуры» – это 32 урока в течение одного учебного года (4-го класса). Десять серий мы сняли два года назад, и стоял вопрос, где же еще двадцать две. Зимой ушедшего 2023 года в древнем русском красивом городе Смоленске (кстати, и первые серии тоже были сняты в Смоленске) были осуществлены съемки и сняты до конца 22 серии. И сейчас еженедельно выходит премьера новой серии. Мы их публикуем на сайте Синодального отдела религиозного образования и катехизации, поскольку это во многом наш проект. Есть некие условия, что мы обязаны публиковать их в «ВКонтакте» на радио «Вера». И еще есть образовательный центр «Клевер Лаборатория» в соцсети «ВКонтакте» в группе «Клевер Лаборатория».

Если мы откроем учебник по «Основам православной культуры» для 4-го класса, то с QR-кода, который расположен на странице урока, мы можем перейти прямо на фильм и посмотреть его. Но поскольку это сложный путь, я стал еженедельно, по мере появления каждой новой серии, публиковать их в Telegram-канале митрополита Екатеринбургского и Верхотурского. И сейчас, если мне нужно, я захожу в свой канал и нахожу нужную серию. Когда меня спрашивают, где найти новые серии, я говорю: подписывайтесь на канал, там новые серии публикуются. Если новые серии нашли, то старые и подавно будут вам доступны.

Слышал такой упрек, укор: дескать, что это вы снимаете про девочку и робота?..

– Мне очень нравится этот проект. Далеко не все серии я видела, но то, что посмотрела, нравится тем, что учат без назидания. Как-то все это вшито очень искусно. И дети очень хорошо играют, с ними очень хорошо работают взрослые. Дети талантливые. Это я сейчас не для тщеславия авторов говорю, а хочу поблагодарить: примите это как поддержку в вашей работе, и спасибо за то, что вы это делаете; продолжайте, пожалуйста. Но меня покоробила преамбула, которая идет к каждой серии: «Кристине подарили робота Макса вместо братика». Тут я начинаю переживать. Робот Макс, несмотря на все его качества, очень обаятелен; мальчик очень хорошо играет, он такой правильный, но в то же время не занудный. Но как робот может быть заменой братика? Что значит вместо братика?

– Есть драматургия. В драматургии должна быть некая затравка, некая, может быть, несуразность, которая как-то привлекает внимание человека и он задается вопросом: а что это? а как это? а почему?.. Я думаю, в этой заставке, в которой именно таким образом построена фраза, заложена некая драматургия. У Вас появился вопрос. И мы постарались по ходу серий на этот вопрос ответить и расставить все по своим местам.

– То есть надо все посмотреть, чтобы дойти до мысли, почему он вместо братика? Хитренькие какие.

– Во-первых, первые Ваши слова были – поблагодарить создателей. Я тоже хотел бы поблагодарить создателей и замечательную Елену Мацан, автора сценария, которая помогла, собственно, создать эти сюжеты. После того, что ею было написано как автором, еще целая группа все вычитывала, регулировала, смотрела, вносились и расставлялись акценты. Но это талант и дар Божий. Елена Мацан пишет много программ, много сюжетов для радио «Вера». И я благодарен ей за талант.

Александр Назаров – режиссер. Все снято с профессионализмом. Команда Александра Назарова – это команда профессионалов. Сам он благоговейный, воцерковленный человек. Кстати, робота Макса играет его сын.

– А Петя – по-моему, сын Елены Мацан.

– Скоро выйдут финальные серии. И в серии, посвященной Пресвятой Богородице, в семье Кристины появляется братик, у мамы и папы рождается сыночек. Знаете, почти каждая серия пронимается не то что до слез, но комок в горле, сердце замирает. Потому что сердце согревается от того, что видишь; разделяешь недоумения, сложные ситуации, в которые попадают ребята.

В той серии, когда в семье рождается сыночек и у Кристины появляется братик, они встречают их в роддоме. Робот Макс фотографируется около роддома с новорожденным братиком и говорит, обращаясь к Кристине: «Да, теперь тебе будет доставаться вдвое меньше любви и внимания от твоей мамы». Кристина недоумевает, но потом жизнь показывает, что это действительно так. Она говорит: «Мама, почитай со мной. Мама, поиграй со мной. Мама, скажи…» А маме некогда, она целиком включена в то, чтобы накормить, напоить, приласкать, успокоить младшего. И Кристина начинает думать, что и правда, когда родился еще один член семьи, получается, стало меньше любви.

Так вот, по ходу этого короткого на шесть с половиной минут фильма она опять обращается к батюшке, и перед ней открывается, что, оказывается, в любви действуют совершенно другие законы. В любви действует не закон вычитания, когда появившийся новый объект любви отнимает любовь, а, наоборот, закон умножения: чем больше объектов любви, тем больше этой любви. И в качестве яркого примера батюшка рассказывает о Пресвятой Богородице. У Нее был всего лишь один Сын, Иисус Христос, но Она вместила в Себя, в Свое сердце любовь ко всему человечеству. Более того, Сам Иисус Христос усыновил Ей всех людей.

Кристина воспринимает этот урок, это наставление и совершенно по-другому начинает воспринимать отношения внутри семьи. Я надеюсь, что этот урок вполне ответит на вопрос и скомпенсирует ту интригу, которая была заложена в заставке про робота Макса.

– Владыка, Вы говорите практически со слезой, видимо, вспоминая кадры. И у меня тоже слеза набегает, потому что Вы говорите про Матерь Божию, и я вспоминаю пасхальные стихи Анны Долгаревой, обращение Спасителя: «Мама, Я сделал все, как Ты Мне сказала. Смерть, где твое жало?..»

– Еще интересный творческий момент. Первые 10 серий фильма были сняты два года назад, а остальные серии – сейчас. Но ведь у нас же играют дети, и за время пути...

– …дети могли подрасти.

– Так на самом деле и происходило. Летом прошлого года остро стоял вопрос о том, чтобы изыскать средства, финансирование. А это очень непростая задача, очень недешевый процесс. И говорили: мол, все сложно, давайте отложим, снимем в следующем году. А режиссер сказал: «Нет; если мы сейчас не снимем, то в следующем году мы уже и Кристину, и Макса не узнаем». И нам пришлось включать все возможные и невозможные усилия для того, чтобы успеть. И, слава Богу, успели. Правда, зима была снежная, и все новые серии, которые снимались на улице, – в сугробах. И даже Пасха...

– Я только хотела сказать, что Пасха немножечко рождественская.

– Но я хорошо помню, как у нас на Урале был крестный ход и по колено снега…

Что хотелось еще сказать? Я очень рад, что удалось все отснять. Сейчас идет монтаж, каждую неделю выходят новые серии. Мне самому все это очень интересно и волнительно. И мне задают вопрос: что дальше?

Сейчас происходит процесс, идет борьба, и все слышали, наверное, об этих непростых событиях. Было объявлено о том, что курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России», который в нашем образовательном стандарте с 5-го по 9-й класс некогда был прописан, отменяется. Министерство просвещения приняло такое решение. Курс не то чтобы отменяется, его переносят в другую часть образовательного процесса. В любом случае эта весть вызвала очень активную негативную реакцию со стороны православной общественности, со стороны тех людей, которые отвечают в школах за воспитание. Потому что возлагали на этот предмет большие надежды.

И Святейший Патриарх очень активно включился в этот процесс, возвысил свой голос. На Всемирном Русском Народном Соборе прозвучало выступление Святейшего Патриарха о том, что это неправильно, недопустимо. Сейчас под прямым руководством Святейшего Патриарха идет очень активная работа, чтобы не просто отменить это решение и вернуть предмет, но дело в том, что предмет еще до отмены был наполнен очень странным содержанием. У меня возникает такой образ, что какой-то мутант возник. Прекрасное название – «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Но то, что оказалось внутри, содержательно не отражало наименования; там какое-то граждановедение, то ли светская этика, то ли обществознание. В общем, непонятно что.

Я очень надеюсь, что в результате нынешних трудов, нынешней работы все-таки этот курс, во-первых, будет утвержден в нужном объеме в нашей школе. Во-вторых, что он будет наполнен правильным и интересным содержанием. И я очень рассчитываю, что и Кристина, и робот Макс, и родители, и их одноклассники продолжат свое путешествие вместе с нашими учениками по ступеням образования, будут открывать для себя важные, нужные истины, принципы жизни и помогут вместе с учителями воспитать детей.

– Когда мы снимали фильм про житие святой Екатерины, где разные женщины и девушки, носящие это имя, рассказывали о своей небесной покровительнице, в фильме участвовала Екатерина Георгиевна Градова (Царствие ей Небесное). И она тогда сказала слова, которые я до сих пор помню, что у нас идет подмена понятия «духовность»: сколько прочитал – настолько и духовен. А духовность – это совсем другое.

То, о чем Вы говорите, – это как раз из такого ее диагноза. То есть духовно-нравственное – это же не просто за все хорошее против всего плохого в таком секулярном варианте. Это когда Господь Бог определяет, что такое хорошо, а что такое плохо в Своих заповедях. Вы уже отчасти ответили на вопрос, который у меня был: насколько охотно светские, государственные, может быть, частные детские сады, школы, вузы идут на контакт с Церковью… Ведь есть прекрасные программы, которые апробированы уже даже не годами, а десятилетиями и принесли какие-то плоды, за которые нисколько не стыдно. Ситуацию, о которой Вы сейчас сказали, можно оставить в покое, она странная, и тут только можно развести руками. Но есть какие-то позитивные изменения в этом отношении? Мне кажется, что с февраля 2022 года становится все больше и больше понятно то, о чем Церковь говорила. Церковь говорила: «Ребята, вы туда не ходите, там током бьет». Там правда оказалось, бьет током духовно. Церковь говорила: «Не развращайте детей». В ответ говорили: «Ой, вы мракобесы, ничего не понимаете, это свобода». Церковь призывала воспитывать патриотов, в ответ говорили: «Что вы понимаете? Это будут люди мира». Про плоды мы знаем…

– Хочется продолжить этот ряд. А сколько слов со слезами на глазах говорил приснопамятный протоиерей Димитрий Смирнов о рождении детей, об абортах, о демографии? Ведь это был как глас вопиющего в пустыне. Но его не слышали, смеялись. Насколько убедительно, внятно, четко он говорил! Его в этом отношении поддерживал Святейший Патриарх, который продолжает эту линию. Прошло пять лет – и сегодня говорят о демографии и ровно слово в слово повторяют слова отца Димитрия. Это только один пример того, как Церковь некогда говорила.

Церковь, как и Христос, вчера, сегодня и завтра – та же самая, она не меняется. Церковь не говорит вчера об одном, а сегодня о другом. Церковь говорит об одном и том же. Жизнь показывает: если мы не будем поступать так, как учит нас Господь, как об этом свидетельствует Церковь, то у нас не будет жизни, мы умрем.

Что касается учителей, скажу о нашем, может быть, не самом большом, но очень показательном городе Екатеринбурге. Вы жизнь прожили в Екатеринбурге и знаете, насколько это город контрастов. Здесь много людей, которые бьются, горят желанием нести лучшее, светлое, доброе, вечное нашим детям, преподавать «Основы православной культуры», духовные основы семейной жизни. И сколько людей, которые горят желанием преподавать обратные вещи. Было много ярко прозвучавших историй о секс-просветах, о прочих печальных историях. Показательным был процент выбора «Основ православной культуры» в городе Екатеринбурге: в прошлом году это было без малого восемь процентов. В Свердловской области этот выбор составлял 16 процентов, а в стране – почти 40 процентов. Вот где мы находимся.

Теперь скажу о том, как воспринимают это родители и учителя. Да, это непросто, тем не менее мы общаемся, встречаемся, разговариваем с нашими педагогами, смотрим вместе с ними серии «Девочка и робот», вместе с ними знакомимся с проектами «Киноуроки в школах России и мира». Сегодня уже прозвучало в программе словосочетание «Клевер Лаборатория». Что это такое?

Предположим, какой-то учитель сказал: «Наверное, мне нужно все-таки преподавать ˮОсновы православной культурыˮ. У меня родители в классе православные, просят об этом, а я им светскую этику предлагаю. Надо, наверное, поучиться». Встает вопрос: где? Куда нормальный учитель идет учиться? Он идет учиться в свой региональный институт развития образования. Это учреждение, где повышают квалификацию учителей. Приходит учитель в такой институт развития образования, а там сидит такой же, как он, который в церковь не ходит, воскресную школу не оканчивал, в православной гимназии не учился, курсы катехизаторские не проходил. И он от своего незнания по программе делится этим незнанием с учителями.

Я встречался, общался со многими учителями, у них неудовлетворенность. Они говорят: «Мы приходим на эти занятия, на эти курсы повышения квалификации, но с чем пришли, с тем и ушли – легче не стало».

Поэтому поставили задачу: любому учителю нашей страны (и не только нашей страны), вне зависимости от того, в каком регионе, городе, селе он проживает, дать возможность повысить свою квалификацию, скорее – приобрести квалификацию. Чтобы лучшие педагоги с лучшими лекциями, презентациями, заданиями, курсовыми работами провели эти занятия так, чтобы другой учитель не просто получил знания, а полюбил этот предмет, загорелся и сказал: «Какой потенциал заложен в этом предмете! И для меня интересно, и, конечно, детям я смогу это передать».

Поставили задачу – создать такую образовательную площадку. И сделали: три с половиной года назад она начала работать, ей дали наименование «Клевер Лаборатория». Это образовательная площадка; она создана в Синодальном отделе, но размещена в Интернете и доступна. Это инструмент не для детей, а для учителя. Зашел, зарегистрировался. И есть много требований от Роскомнадзора, от Минюста, персональные данные, еще что-то. Поэтому наш сервер размещен в России, в охраняемых хранилищах, как полагается. И там размещены курсы. Самый короткий просто ознакомительный – это 24 часа, а полноценный курс – 72 часа. У нас есть образовательная лицензия, и педагоги регистрируются, выбирают для себя соответствующий курс…

Сейчас несколько цифр скажу. Кому-то они покажутся маленькими, кому-то очень большими. За три с половиной года мы обучили почти четыре тысячи педагогов. То есть это люди, которые прошли курс 72 часа. Четыре тысячи педагогов получили диплом установленного образца и стали активными пользователями этой образовательной площадки. То есть они не просто отучились, забрали диплом и ушли. Нет. Они поняли, что мы не только учим, а размещаем методические материалы, уроки, фильмы, постоянные лекции, встречи с интересными людьми, вебинары с невероятно талантливыми и опытными педагогами, докторами наук. Это как человек пришел в магазин. Если там есть что-то взять, он возвращается, говорит: «Мне этот продукт нравится, я буду это брать». Вот у нас таких прихожан обучилось 4 000 человек. А прихожан, которые приходят для того, чтобы что-то послушать, почитать, 260 тысяч. То есть это примерно половина всех учителей страны, которые связаны с предметом «Основы религиозной культуры и светской этики». И педагоги увидели потенциал ОПК... Говорят: «Поговорю с родителями и предложу им все-таки работать не по светской этике, не по мировым религиям, а по ОПК, потому что это интересно, здесь такие наработки, которых нет по другим предметам».

Екатеринбургские учителя стали активными учениками, пользователями «Клевер Лаборатории». И вот результат: Екатеринбург вышел на 20%. Уже 20% детей изучают основы православной культуры. Более того, образовываются методические объединения. Буквально на прошлой неделе мне посчастливилось быть в одном. Каждый месяц в одном из районов собираются все учителя и на базе района проводят такую методическую встречу. Учителя собрались на прошлой неделе в гимназии при Свято-Пантелеимоновом храме, гимназии во имя патриарха Алексия II. Большой зал, половина зала заполнена мотивированными педагогами, которые весь год работают, встречаются. Мы их дипломами награждали, говорили слова благодарности. Потом, соответственно, была интереснейшая беседа. И я понимаю, что это совершенно не случайные люди, которые вступили на путь работы по основам православной культуры, и я не вижу оснований, чтобы они с этого пути сошли. Они, скорее, приведут коллег и скажут: вот это работает, давайте вместе воспитывать наших детей тем потенциалом, который заложен в основах православной культуры. Там и преподаватели дошкольных образовательных учреждений, и младшей школы, средней школы, завучи, директора школ… То есть формируется такая среда, как закваска евангельская, которую женщина положила в три меры муки...

Пример Екатеринбурга, непростого города, показателен. А как это происходит в других регионах? Я был на прошлой неделе на конференции в Ярославле. И имел возможность пообщаться с учителями этого замечательного древнего города. На вопрос, знакомы ли с «Клевер Лабораторией», смотрю, руки поднимаются. Хорошо, приятно.

Челябинская область, Московская область, город Москва – лидеры по динамике роста в основах православной культуры. В регионах, которые совсем не работали по основам православной культуры, сегодня появляются кураторы, педагоги, сообщества, пользователи, почитатели. Я искренне верю, что это принесет свои результаты. И такой плодотворный подход нам поможет работать с детьми и получать таких граждан страны, которые будут любить Отечество земное, Отечество Небесное, будут готовы трудиться, создавать свои семьи, исправлять демографическую ситуацию, воспитывать своих детей, создавать Святую Русь.

Владыка, почему клевер?

– Хотелось, чтобы была ярко выражена христианская символика. Есть категория людей, которые пугаются, когда видят икону, храм, крест. Для них это некий маркер, порог, за который они не могут переступить. А клевер – это цветочек, растение, трилистник, который выглядит как крест. Но для светского человека это не является препятствием. И английское слово clever тоже понятно, это пространство, умное пространство. Клевер еще питательный, и на эти поля выводят крупный и мелкий рогатый скот. Это очень полезно. Но клевер − это растение, у которого длинный корень, он проникает в глубину земли. В этом тоже есть символизм. Мы должны погружаться на глубину, знакомить людей с тем, что такое Священное Писание и как Священное Писание толкуется святыми отцами. И мы обращаемся к самой глубине души, ума человека, к глубине Предания, Писания.

Наши педагоги еще год назад и не думали о том, что им станет интересно прочитать Евангелие, почитать святителя Игнатия (Брянчанинова) или обратиться к трудам Ивана Ильина. И они вдруг понимают, что это интересно, нужно, актуально: «Как мы без этого раньше работали?»

 И вот этот образ клевера мне очень нравится. Для нас это крест. И, знаете, никого не смущает, что крест, который Матерь Божия вручила равноапостольной Нине, из двух кусочков лозы сплетен. Она с этим крестом и идолов сокрушила, и народ просветила. Я думаю, этот наш крест, который явлен этим замечательным цветочком с глубоким корнем, тоже поможет сокрушить, сдвинуть горы неверия, недоумения, какие-то стереотипы, которые у людей сложились, и поможет напитать глубиной правильных соков, смыслов наших педагогов.

Вы своим ответом задали еще две темы. Одна – это англицизмы в нашей речи. Там, кстати, есть серия, где Кристина принимает решение разговаривать только русскими словами, но даже когда она произносит слово «суп», робот Макс ей говорит, что это не русское слово, по-русски будет «похлебка». И выясняется, что очень много слов с иностранными корнями уже давным-давно живут в русском языке, а мы считаем их родными. С другой стороны, иногда, когда общаешься с молодым поколением, можешь не понимать некоторую часть из того, что они говорят…

– Это Вы обратились к серии про церковнославянский язык?

Да… Там же Петька говорит «кринжово»; оказывается, «кринжово» – это стыдно. А пруфы – это доказательства; флешбеки воспоминания… Можно сказать: ситуация, пример жизненный. А можно сказать: кейс. Лично Вы как воспринимаете англицизмы в нашей речи? У нас, знаете, была ситуация, когда стали популярны церковные флешмобы в нецерковных местах, например спеть колядки в торговом центре. Кроме как флешмобом это нельзя было назвать, потому что нет синонима, который бы русским словом описывал действия, что совершаются одновременно несколькими участниками неожиданно для остальных. И там еще много-много составляющих… А сказали «флешмоб» все понятно, пришли, запели. Казалось, что ты тоже пришел ботинки выбирать, а оказывается, колядки поешь. Ваше восприятие этого?

– Знаете, я так скажу: я за обогащение, за то, чтобы система становилась более совершенной, наполненной и богатой. Если мы говорим о языке, о культуре. Было время, когда наш народ разговаривал на славянском языке. То есть еще до князя Владимира, при князе Владимире. Языческий русский народ разговаривал на славянском, на славянских наречиях. Когда пришли Кирилл и Мефодий и перевели Священное Писание, составили азбуку, они привнесли очень много тогда из греческого, из Византии. Что-то было принесено из латыни. Но они этим нас обогатили, сохранив и вот этот замечательный славянский язык, они его наполнили смыслами, словами, что стали частью русского языка.

Ничем не хуже в этом отношении французский, английский и любой другой язык, который обогащает. А ведь есть и другой процесс, когда он обкрадывает. В раннем советском времени было обкрадывание русского языка. Вместо литературного богатого языка, на котором говорили наши великие поэты и писатели, языка, носителем которого был великий русский народ (послушайте сказки вологодские или архангельские, это музыка, это поэзия, это невероятно красиво), появляется «совнарком», «облисполком»... Начался процесс обкрадывания языка. Англицизмы хороши, если они обогащают, дополняют язык, а если происходит замещение, то это неправильная история. То есть приходят некие термины, синонимы которых есть в русском языке. Мы пользуемся одним, вторым, третьим, четвертым таким англицизмом и стираем богатство и многообразие русского языка…

 А поглощение нашего языка и нашей культуры другим языком и другими культурами − это процесс, который я не могу принять. И это процесс разрушительный для нашей культуры, для нашего языка и сознания. Что делать? Любая система требует поддержки. Русский язык необходимо поддерживать, сохранять. И если какие-то слова, понятия могут быть выражены на русском языке, они должны быть выражены на русском языке. Более того, только терминологией нельзя ограничиваться. Необходимо многообразие, красоту языка поддерживать, его певучесть, поэзию.

У нас действительно очень красивый и богатый язык. И когда слышишь вот эти «пруфы» и что-то еще, очень больно становится. А вообще пик этой боли я испытала несколько лет назад, когда возле памятника «Черный тюльпан», в день десантника, наши бравые десантники браво показывали разные приемы под какую-то английскую песню. Вот это было просто полное недоумение и действительно боль...

– Так вот, обогащение – это то, что должно происходить с нашим языком, с нашей речью. А еще лучше, когда происходит взаимообогащение. Мы готовы вводить в свой лексикон какие-то слова, которые сформировались, предположим, в технических областях. В машиностроении в свое время лидерами были европейцы, немцы, голландцы, поэтому очень много таких приборов: циркуль, штангенциркуль, суппорт… Они есть и есть. Как и в информатике. У нас было много сделано в отношении развития информатики, но тем не менее основной скачок был сделан на Западе, и мы принимаем оттуда термины такой науки, которая называется информатикой. Ну хорошо. Но мы должны жить и создавать продукты, создавать понятия, терминологию и этим делиться. У нас прекрасная педагогика, у нас прекрасное богословие, прекрасные понятия о нравственности. Не в массе своей распространены, но, по крайней мере, они у нас есть в научной сфере.

У нас есть замечательные семейные традиции, и все это выражается понятными словами и определениями. И это тоже наше богатство, наше достояние, этим мы можем обогащать окружающий мир. Мы должны экспортировать нашу литературу наших поэтов, писателей, наши достойные кинофильмы, творения художников и прочее, прочее, прочее…

Обогащая окружающий мир, мы не обворовываем себя. Мы наполняемся своими смыслами и содержанием, мы ими делимся, и если к нам будет что-то приходить извне, мы будем это принимать на пользу своему народу и каждой конкретной личности. Если же мы будем перенимать ругань, матерные выражения, какой-то кринжовый сленг, то на пользу нам это не пойдет.

Владыка, мы поговорили о детских садах, школах, а что Вы скажете о вузах? Вы недавно встречались с ректорами уральских вузов. У Вас была встреча в центре «Царский».

– Да, у нас действительно прошла замечательная встреча. Екатеринбург является своего рода образовательным центром. Кто-то говорит, что он должен стать студенческой столицей России. Здесь строят кампусы, места, где могут размещаться студенты, и здесь действительно большие вузы, сформировалась очень серьезная научная школа.

В Совет ректоров Екатеринбурга входят двадцать ректоров двадцати вузов. По благословению Святейшего Патриарха сегодня в Русской Православной Церкви создан Совет по взаимодействию Русской Православной Церкви с организациями высшего и среднего профессионального образования в сфере духовно-нравственного воспитания.

Сейчас очень важно разрабатывать модели взаимодействия Церкви с вузами на местах: что может быть предметом этого взаимодействия? Что мы можем дать преподавателям, студентам? Что полезного мы можем у них взять? Подобных готовых решений в масштабе страны пока нет, но есть замечательная практика в целом ряде регионов.

Очень интересно налажено это сотрудничество в Нижегородской области и вообще в Приволжском федеральном округе, в Центральном федеральном округе. Мы встретились с уважаемыми ректорами, рассказали о предмете нашей встречи, о том, что вопрос воспитания в вузах поставлен президентом.

Сегодня в вузах введена должность проректора по воспитательной работе, и он должен воспитывать студентов, но с помощью какого инструментария, на каких ценностях и идеалах? У нас есть о чем рассказать, есть чем поделиться. И мы встретились с ними и рассказали о том, что предметами этого сотрудничества может быть целый ряд проектов, которые сегодня уже действуют в Церкви и которые могут быть восприняты как преподавателями, так и студентами.

Мы услышали их мнение, увидели их заинтересованность в проектах, действующих в Церкви, в частности в проектах по милосердию, благотворительности, добровольчеству (волонтерству), в интереснейших образовательных, культурных проектах, которые сегодня у нас есть.

Мы уже привыкли, что этим живем, и мы можем делиться этим со студенческой средой, сообществом студентов, и это заинтересовало наших уважаемых ректоров. Должен сказать, что с их стороны не прозвучало ни одной критической ноты, каждый ректор высказался и поддержал эти инициативы.

Мы определили тех, кто у нас отвечает за это сотрудничество, закрепили за каждым вузом ответственного священника, который будет курировать это взаимодействие. В каких-то вузах священники работают уже давно; например, в Горном университете очень известный протоиерей Игорь Бачинин является деканом кафедры теологии, то есть здесь все хорошо. Еще с рядом вузов тоже сложились прочные отношения, а для ряда вузов это нечто новое. Они с интересом говорили: «Да, хорошо, мы встретимся, познакомимся».

Мы постарались сделать так, чтобы священник, который прикрепляется к вузу, был либо выпускником этого вуза, либо специалистом в профиле этого вуза, чтобы ему было легче коммуницировать, легче общаться. Я думаю, что после небольшого периода знакомства мы встретимся вновь уже не на уровне ректоров, а на уровне проректоров по воспитательной работе и рассмотрим конкретные проекты.

Эти проекты, которые мы можем реализовывать, есть, их уже около десятка. Каждый выберет свой проект, и мы будем это реализовать, а потом подведем итоги и будем их масштабировать, чтобы как можно большее число студентов участвовало в наших совместных проектах.

Мы хотим, чтобы молодые люди смотрели на Церковь и на сообщество верующих не издалека, не через призму социальных сетей и блогеров, а своими глазами, чтобы у них появился собственный опыт, чтобы этот опыт был позитивным и помог этим молодым людям в свое время переступить порог церкви.

Мы знаем, как это сейчас происходит в зоне специальной военной операции. Люди ради Христа совершают подвиги, может быть, до этого ни разу не прочитав Евангелие, но они увидели или услышали, как это делали святые, как делали наши предки, и просто повторили их опыт.

И здесь важно, каким опытом мы делились, какие показывали образцы, чтобы люди общались друг с другом. Вообще это была очень интересная встреча. И я думаю, что это наша задача. Христос говорит: вы свет мира. А еще Он говорит: вы соль земли. И эта соль очень важна. Любая хозяйка знает: когда готовишь, пищу надо посолить, и очень важно не пересолить ее.

У нас нет задачи привести в какой-то вуз всех священников, всех верующих и сделать из этого вуза православный приход. Мы должны добавить эту соль, рассуждая здраво, чтобы она сохраняла от тления, разложения, чтобы давала вкус жизни и с помощью этих программ давала смысл жизни студентам, которые учатся в наших вузах.

– Вы упомянули Ильина, поэтому я прошу Вас рассказать в нескольких словах о Вашей позиции относительно русского философа Ивана Александровича Ильина, который сейчас подвергается всяческим нападкам. Здесь мне вспомнились слова из псалма царя Давида: избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя. Но, может быть, у Вас другой взгляд на это.

– Мой взгляд такой, что чаще всего нападкам, особенно от блогеров, подвергается то, что нужно, важно, полезно для жизни народа. Каким нападкам подвергается Святейший Патриарх Кирилл! Нападкам подвергается приснопоминаемый отец Димитрий Смирнов, сколько раз пытались поливать его грязью за его активную позицию в отношении военнослужащих и армии, в отношении сохранения жизни… Но он все это претерпевал. Отец Димитрий был словно солнце, в которое можно плевать и бросать камни, но свет его от этого меньше не становится.

Иван Ильин, умнейший человек своей эпохи, выпускник Московского университета, доктор наук, философ, горячо любивший Россию и наш народ, смотрел на происходящее в нашей стране и в мире с огромной высоты своего ума, познания, опыта в науке, духовного опыта верующего человека. Не всякому его современнику было понятно то, о чем он говорил и писал.

Когда мне доводится встречаться с аудиториями учителей, педагогов, ученого сообщества, иногда бывает трудно донести до них какие-то простые понятия, простые смыслы, связанные с необходимостью духовного начала в образовании. И тогда я открываю статьи Ивана Ильина и беру его цитаты, в которых невероятно простым языком, но и на невероятно высоком научном, философском уровне изложены очень простые, понятные истины.

Я смотрю на реакцию аудитории и вижу, что люди, облеченные докторскими и кандидатскими степенями в различных сферах, умолкают, потому что они слышат слова человека, который намного выше их по своему интеллекту, человека, который невероятно любил Россию.

Тогда, в 30-х годах прошлого века, он писал о сегодняшних реалиях и подавал готовые решения, как необходимо подходить к процессу образования, воспитания, формирования души, ума, сердца молодых людей, чтобы они были достойными гражданами своего Отечества.

Я не хочу сейчас обсуждать тот факт, что он был депортирован из Советской России. Ильин жил за границей, в Европе, и он видел, как формировались все эти национал-социалистические движения, которые в какой-то момент сконцентрировались, обрели форму, впоследствии поименованную фашизмом, вошедшую в историю как немецкий фашизм.

Это был очень сложный процесс. Большевизм, коммунизм, социализм, национал-социализм – вот огромная ткань тогдашних человеческих отношений в десятках европейских стран. Ильин, находясь в этой ткани, давал определенную оценку тому или иному движению, когда оно зарождалось, когда приобретало правильную, неправильную или совсем гипертрофированную форму, которую принял немецкий фашизм, каким мы его знаем.

Поэтому не стоит сегодня, по прошествии десятилетий, пытаться осудить его и сказать: «Он отдавал предпочтение, давал оценки тем людям, которые оставили после себя ужасный след в истории нашего народа, в истории Европы». Я думаю, что и многие из тех, кто сегодня высоко рассуждает о теме общечеловеческих ценностей, о европейских и наших отечественных политиках и деятелях, послушав самих себя по прошествии 2030 лет, могут сильно разочароваться.

Иван Ильин – это человек, чья личность была основана на крепком фундаменте мировой и отечественной культуры, православной веры, любви к России. Несмотря на свою очень непростую судьбу, он и его супруга упокоились на древнем кладбище Донского монастыря. Это было его желание, его надежда, некое духовное его завещание, и оно свершилось, и это тоже некий факт, некое свидетельство.

Я бы тоже желал в конце моей земной жизни упокоиться в стенах какой-нибудь обители, чтобы братия возносила молитвы, а вокруг были похоронены такие же достойнейшие люди, как и вокруг могилы Ивана Ильина. Нужно читать Ильина, нужно думать о нем, нужно у него учиться. Хотя он не Господь Бог, и только Священное Писание безупречно. Человеку свойственно ошибаться, поэтому не нужно пытаться канонизировать все его творения и мысли.

– Сегодня, к сожалению, очень распространенный прием вырывать из контекста какие-то его фразы, неудачные формулировки или что-то из раннего, потрясать этим и кричать: «Он еретик, он фашист!» В общем, ярлыков может быть сколько угодно, и, к сожалению, это работает. 

– Но чтобы рассуждать об Ильине, необходимо сначала его почитать, познакомиться с ним.

– Его «Книга раздумий и тихих созерцаний» была на прилавках наших церковных книжных магазинов. Не знаю, есть ли она сейчас. У меня она лежит с незапамятных времен. Я думаю, что есть и другие его издания, просто прииди и виждь.

– Есть люди, которые начинают излагать целые свои философические построения относительно Священного Писания, Библии. Но сначала нужно все это прочитать. В самом начале Великого поста один наш земляк, священник озвучил замечательную мысль. Он сказал, что человек после того, как прочитал Библию, это другой человек, потому что он вырос над собой. В какой-то мере эти слова можно отнести и к творениям Ивана Ильина.

Владыка, мы заговорили о непростых 30-х годах прошлого столетия в Германии, которые привели к страшной трагедии, а потом Господь все-таки даровал нам победу над этой чумой. Следующие Рождественские чтения будут посвящены именно этой Великой Победе. Я знаю, что уже проходили какие-то подготовительные совещания. Если можно, поделитесь с нами целями, задачами и тем, какими путями Вы намерены пойти.

Я скажу лишь то, что для меня, как и для большинства наших телезрителей, Великая Отечественная война это не воспоминание о том, что было когда-то. Для нас это размышление о настоящем, потому что история повторяется, ровно то же происходит и сейчас.

Тогда, в 2040-х годах, нами был проглочен этот яд либерализма, большевизма, коллективизма, атеизма. Можно долго перечислять, из-за чего свершилась революция, из-за чего свершилась Гражданская война и что рано или поздно привело к пришествию Гитлера, его единомышленников и сообщников в нашу страну.

Но ведь для нас эта война явилась не только величайшим горем, но и величайшим исцелением. Именно после нападения на Советский Союз гитлеровских войск Сталин начал свое обращение к людям не со слова «товарищи», как обычно, а со слов «братья и сестры».

После того как все вкусили горечи этой войны, когда улетучились надежды на легкую и быструю победу, на то, что мы сейчас всех разобьем, потому что «танки наши быстры», когда увидели, что все вообще висит на волоске, в Кремле произошла встреча Сталина с иерархами Церкви, стали возвращаться из тюрем и лагерей архипастыри, открываться храмы, священники вернулись на свои приходы, и началось возрождение церковной жизни.

Затем на плечи наших военнослужащих возвратились царские погоны, царские звания, и это лишь внешний символ внутреннего осмысления того, что этот пришедший вирус заставил так серьезно переболеть наш народ, нашу страну. Как во время болезни человека рвет и из него выходят все токсины, накопившиеся в нем, так и сегодня происходит наша детоксикация, потому что за прошедшие 30 лет мы наглотались других токсинов, другой лжи. Если бы не произошло этого взрыва, этого обострения, которое кто-то называет специальной военной операцией, кто-то войной, то, может быть, через 1015 лет жизни в этих псевдоценностях, в последствиях уничтожении культуры, языка, веры мы бы просто изнутри саморазрушились. А сегодня это переосмысление, обновление происходит дорогой ценой, ценой жизни многих людей, ценой разрушения целых городов, ценой миграции десятков тысяч людей и переосмысления того, ради чего мы жили, на те ли ценности ориентировались и стоило ли ради этого жить и умирать.

Я считаю, что если бы эта специальная военная операция началась два года назад и закончилась через два месяца (потому что цели ее были бы достигнуты), этого внутреннего изменения не произошло бы. Мы должны переболеть, это должно произойти. Эта операция, эта война закончится тогда, когда будут достигнуты цели не на территории сопредельного государства, а в наших умах, наших сердцах, нашем народе, когда общечеловеческие ценности будут заменены на ценности человеческие или, что еще лучше, на цели божественные.

Тогда сокровища, которые хранились в нашем народе в течение тысячелетия, вновь станут нашими сокровищами, а дешевые этикетки, бирки, все эти псевдоориентиры будут удалены с нашей земли. Когда произойдет победа внутри нас самих, тогда Господь подаст ее и на полях сражений.

Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией.

Вот именно! Нужно умереть старому и ветхому, чтобы воскреснуть новому. Меньше всего мне бы хотелось, чтобы произошли какие-то договоренности, как говорят, договорняки, чтобы все это остановилось и вернулось назад все то, что было до этого. Не дай нам Бог этого.

Нам не нужно возврата к старому. Мы не израильский народ, который, выходя из Египта, роптал и вспоминал про свои мясные котлы и египетскую пищу с чесноком. А если бы так было с нами, то уж котлы точно были бы у нас с собой…

– И мы продолжали бы убивать деток. А что? Зато сытно. Да, это и про нас тоже.

Народ претерпел скорби. За время Исхода в пустыне было все – и отравления, и болезни, и змеи жалили, и были падения, когда люди поклонялись идолам, тем не менее Господь вывел Свой народ, и для этого нужно было время. Сорока дней не хватило. Понадобилось сорок лет для того, чтобы сменилось поколение, и уже новый Израиль, новый народ вошел в землю обетованную. Что-то подобное мы переживаем сейчас. Дай же нам Бог осознания, просветления.

Все, о чем мы говорили до этого, взаимосвязано – и эти образовательные проекты, и фильмы, и образовательные площадки. Все это направлено на то же чтобы найти реальные ценности и сохранить их в сердце, в уме, в семье, в своем маленьком или большом социуме городе или деревне, чтобы строилась цивилизация, о которой писал Иван Ильин, а не то, что предлагают нам наши западные псевдопартнеры.

И тогда победа над фашизмом будет полнейшей, а победа Христа над смертью будет торжествовать у каждого в душе.

– Да. И когда, как не в Пасху, говорить о победе? Сколько же было сомнений, когда ученики Христовы, апостолы, слушали слова Христа: Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть. О чем Христос говорит? Что это? Но ученики видят, что все это происходит, их охватывает ужас, они отрекаются от Него и разбегаются.

И все это про нынешнее положение. Нам святые тоже говорят о возрождении Святой Руси. Нам тоже говорят ученые, философы о возрождении России на духовных ценностях, на основаниях Евангелия, на основаниях наших святых предков. О чем это, как это, где это? И вдруг наступает то, что мы сейчас переживаем.

Апостолы слышат, что Христа нет во гробе. Что же с Ним? Наверное, Его украли. И сейчас мы в смятении. Мы тоже не знаем, куда нам бежать, куда нас ведут. Но Господь знает, куда вести Своих учеников. Он и женам-мироносицам явился, правда, не всем сразу, потом явился одним ученикам, другим, третьим, и они уже говорят: «Но ведь это правда, значит, мы шли за Ним правильным путем».

Потом Он является ученикам на море Галилейском, ловит им рыбу, кормит их, потом является перед ними и показывает Свои раны. И Фома уже исповедует, и уже в свете воскресения это неверие, сомнение перерождаются в несомненную веру. Христос возносится, и все уже это видят. Затем Дух Святой сходит на учеников, и это уже совершенно другое сообщество, и называется оно Церковью Христовой.

Я бы хотел, чтобы так же происходило и со мной, и со всеми нами, особенно в пасхальные дни. Господи, я тоже хочу быть Твоим учеником и следовать за Тобой! Господи, я хочу быть настоящим гражданином своего святого земного Отечества, чтобы сподобиться войти в Отечество Небесное.

А как стать этим гражданином? Для этого нужно созидать свою Родину, свою семью, нужно учить своих детей, и желательно не только по книжкам, но и своим собственным примером. Это все настолько связано!

Вот Пасха, и ученики видят, что Господь их не обманул. Господь никогда никого не обманывает. И если мы желаем, и просим, и трудимся, то Господь покажет нам воскресение этого удивительного организма Святой Руси. Господи, помоги нам! Христос воскресе!

– Воистину воскресе Христос!

Ведущая Светлана Ладина

Показать еще

Время эфира программы

  • Понедельник, 20 мая: 17:00
  • Четверг, 23 мая: 22:05
  • Суббота, 25 мая: 10:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать