Архипастырь. С митрополитом Викентием

5 октября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий. Передача из Москвы.

– Вопрос от телезрительницы: «Дорогой владыка Викентий! С днем рождения! Пусть Бог Вас хранит и во всем помогает. Как научиться сердечно молиться, ни на что не отвлекаясь? Как растопить свое сердце, чтобы приходить на исповедь с сокрушением, мучающей совестью, болью за свои грехи и искренними слезами?»

– Спасибо за поздравление. Конечно, сердечно молиться получается не сразу. Это дар Божий, и он дается, когда человек прошел определенный путь духовной жизни. Самое главное – научиться быть внимательным к словам молитвы, не мечтать, не представлять что-то, а просто молиться с верой, что Господь рядом, что Он слышит и готов исполнить нашу просьбу. Когда мы с верой ставим себя пред Богом и творим молитву, то молитва со временем совершенствуется, то есть Господь дает нам Свои дары. Но главное в молитве – осознавать свою греховность, видеть свои грехи. Если человек ставит сознание того, что он грешник и нуждается в Божией помощи, в основу своей молитвы, то молитва становится богоугодной, и в знак того, что она принята Богом, Господь дает дар сердечной молитвы. Очень важно достигнуть осознания своей греховности и не гордиться, когда мы что-то получаем, так как мы это получаем не потому, что мы такие хорошие, а потому, что Бог к нам хорошо относится. Это не наше, а Божие. И не надо приписывать это себе: надо всегда все приписывать Богу, осознавать, что все принадлежит Ему. Наши подвиги могут быть большими, но если Господь не даст, мы ничего не получим. Надо смиренно трудиться, а Господь даст нам умную, сердечную молитву тогда, когда сочтет нужным.

– Владыка, чувство, когда, как пишет наша телезрительница, «нет сокрушения», является следствием богооставленности?

– Нет, почему? Мы должны пройти в меру возраста Христова. Когда мы подходим к определенному времени, Господь дает нам сокрушение о грехах, а до этого не дает, потому что если мы получим этот дар преждевременно, мы можем впасть в прелесть, гордость и, как я уже сказал, приписать эти заслуги себе. Мы должны совершать молитву в простоте своего сердца, без мыслей о своих привилегиях и дарованиях, как молились наши отцы, братья и сестры, например блаженная Ксения, блаженная Матрона, преподобный Сергий, преподобный Серафим Саровский, преподобный Амвросий Оптинский и другие оптинские старцы: просто, с глубокой верой в Бога.

– То есть всему свое время – и, чтобы получить дар сердечной молитвы, нужно потрудиться?

– Да, нужно потрудиться.

– Вопрос от телезрительницы: «Я имею духовного отца, но бывает, что я не соглашаюсь с ним. Хотя, как говорили святые отцы, своего духовника надо слушать. Мой духовник утверждает, что если я не спасусь, то не спасется и он. Так ли это?»

– Конечно, духовник отвечает за своих духовных чад, и если он ведет правильную духовную жизнь и учит этому своих духовных детей, это должно привести к спасению и духовника, и его духовных чад. Есть и другая ситуация: духовник может говорить, учить, но если духовное чадо не слушается и не делает то, что ему говорят, делает по-своему, наоборот, не хочет отрекаться от себя и своей воли, совершает грехи, к которым привык, ответственность за это лежит не на духовнике, а на самом духовном чаде. Но духовный отец все равно переживает, сокрушается сердцем, что не получается привести чадо в меру духовного возрастания, возраста Христова. Конечно, это очень важно. Когда между духовником и духовным чадом есть единство, оба стремятся к спасению, живут соответствующей жизнью, есть надежда, что спасется и духовник, и чадо, которым он духовно руководит.

– Насколько духовное чадо должно прислушиваться к советам духовного отца? Они носят рекомендательный характер или должны исполняться в приказном порядке?

– Что касается церковной жизни, искоренения греха, конечно, духовный человек непременно должен быть послушным духовному отцу. Бытовые вопросы (продать или купить дом, идти куда-то или нет) человек волен решать сам, решать, прислушиваться к совету духовника или не прислушиваться. Если духовник о чем-то говорит, что это грех и этого делать не следует, духовный человек должен ответить: «Да, благословите, я буду стараться бороться с этим». То же самое касается наставлений о правильной молитве, если духовник говорит, что нужно направить свое сердце в другую сторону, к Богу. А люди отвечают: «Нет, я так хочу». Видите, какое непослушание. Это очень опасно в вопросах веры, духовной жизни. Здесь нужно полное повиновение. Духовник говорит не от себя, а от Церкви, Святого Евангелия, святых отцов, которые уже прошли свой путь духовной жизни и знают, как вести себя в тех или иных ситуациях. Он старается преподнести духовному чаду эту информацию. Если человек не слушает, он может заблуждаться.

– Вопрос от телезрительницы: «Грешно ли смотреть телевизор, пользоваться Интернетом и телефоном? Это от дьявола?»

– Это грешно, если мы к этому привязаны. Хорошо, когда мы себя контролируем, знаем: «Сейчас я посмотрю то, что мне полезно и сколько мне полезно (потому что можно смотреть и хорошие вещи, но столько, что на другое не хватит времени)». Нужно быть очень внимательным к себе, чтобы соблюдать во всем меру. Если я вижу, что по телевизору показывают какую-то мерзость, я не должен это смотреть, а должен переключиться на что-нибудь другое. Я выбираю, если хочу что-то посмотреть. А если я вижу, что не могу овладеть собой, не могу себя контролировать, тогда лучше не смотреть телевизор совсем.

– Вопрос от телезрительницы: «Сейчас доступно множество душеспасительных фильмов, передач, книг. Это так захватывает! Душа оживает, но начинаю понимать, что теряю самое главное – молитву без спешки. Иногда могу сидеть у телевизора и смотреть, например, программу «Беседы с батюшкой», зная о том, что пришло время вечерних молитв. Как оградить себя от потока информации и не забывать о спасении? Получается, что я больше интересуюсь внешней духовной жизнью, нежели внутренней».

– Мы должны искать ответы на вопросы своей души. Что мне нужно сделать, чтобы я смог спастись? И если я уже выяснил этот вопрос, то ищу ответ на другие. Вопросы без конца. Что мне делать после получения ответов на них? Я должен практиковаться в тех или иных духовных упражнениях, которые ведут в Царство Божие, к вечному спасению, то есть во внимательной молитве, добродетелях. Мы смотрим на наших отцов: они посоветовались со своим духовником, каким-то старцем, что нужно делать для спасения, – и придерживаются этого пути, иногда контролируя себя, спрашивая совета у духовного отца. Но когда человек только спрашивает и ничего не делает, это сидение на одном месте, нет никакого движения к совершенствованию. Посмотрел хорошие передачи по телеканалу «Союз», получил правильное направление в жизни – и надо что-то делать. Когда человек знает, что нужно упражняться во внимательной молитве, конечно, для него приоритетом является это, а не искание, что бы еще от кого-то услышать. Искание не дает никакого духовного роста. Надо взяться и заниматься духовным деланием, чтобы от силы в силу совершенствоваться, чтобы не получилось так, что человек много знает и считает эти знания совершенством. Это самомнение приносит охлаждение души, духовной жизни. Для чего человек должен получать знания? Для того, чтобы делать. Когда он только что-то знает, но ничего не делает, это очень большое заблуждение. К сожалению, такое есть в нашем современном обществе.

– С другой стороны, в программе «Беседы с батюшкой» поднимаются вопросы духовной жизни, а телезрительница сетует на то, что, зная, что пришло время для вечерних молитв, она смотрит нашу передачу. Согласно сетке вещания телеканала сразу после «Бесед с батюшкой» идут вечерние молитвы. Грешно ли молиться с телеканалом «Союз»?

– Видите, после телевизионной программы «Беседы с батюшкой» идет молитва: значит надо оставить все остальные свои дела, которые, может быть, еще не завершили, и обязательно молиться, потому что молитва для человека – самое важное. Это наше правило: утром читать утренние молитвы, а вечером – вечерние. То есть надо упражняться в духовной жизни, чтобы была не только теория, но и практика: встань на колени, положи поклоны, помолись, поупражняйся во внимательной молитве, ни на что не отвлекаясь, а полностью предавшись Богу, беседуя с Ним, – и получи через эту святую молитву ощущение присутствия Божия.

– На мой взгляд, отец Флавиан читает несуетно, так что можно включить телевизор и послушать, концентрируясь на словах молитвы и обратившись к иконостасу.

– Конечно, это можно и нужно делать. Для этого на телеканале «Союз» и есть такая программа: утренние и вечерние молитвы. Она существует с самого начала, как только телеканал появился. Слава Богу, что она неизменна и постоянна, потому что для православных христиан очень важно научиться молиться и делать это утром и вечером. Это наш христианский долг.

– Телезрительница из Тамбова: «Мы Вас очень любим и поздравляем с днем рождения! Примите от нас с четырехлетней внучкой самые искренние пожелания. Мы неоднократно были в Ташкенте, сейчас живем в Тамбове. Мирного неба, душистого хлеба, чистой воды и никакой беды! Мы Вас любим».

– Спасибо, благодарим Вас!

– Вопрос от телезрителя: «Какие книги Вы бы могли посоветовать тому, кто, начиная путь духовного развития, хотел бы расширить свод знаний чтением соответствующей литературы?»

– Очень хорошо, если есть желание читать духовную литературу. Это нужно делать. Сейчас большое количество книг. Можно посоветовать читать святых отцов – как Русской Православной Церкви, так и древних, с первых веков христианства до наших дней. Важно читать жития святых (не только для тех, кто начинает духовный путь, а для всех нас). Если мы каждый день будем читать жития святых, то это настроит нас на духовную жизнь и укрепит в вере, желании подражать святым угодникам Божиим, которые старались выполнять заповеди Божии, церковно, религиозно жить по воле Божией. О той или иной книге, которую надо читать в конкретном случае, нужно советоваться непосредственно с духовником, который лучше знает душу человека и какие у него есть проблемы в духовной жизни, что нужно дать для прочтения. Если вспомнить древних святых отцов, то ключ к ним – святитель Игнатий (Брянчанинов), который открывает нам путь к пониманию их трудов. Есть святитель Тихон Задонский, преподобный оптинский старец Амвросий и другие старцы: их письма очень современные, они открывают нам пути духовной жизни. Есть к кому обратиться, для того чтобы духовно себя обогатить. И надо стараться не только читать, а, как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), «читать жизнью, читать своим жизненным опытом», то есть применять знания, полученные от чтения духовной литературы, в личной жизни.

– Вопрос от телезрительницы из г. Раменское: «Нужно ли давать шанс на возвращение в семью моему бывшему мужу, который употреблял наркотики? У нас двое детей. Если я буду запрещать им общаться с отцом, не будет ли это преступлением?»

– Сейчас перед нами стоит большая проблема: много семей распадается, муж и жена не живут вместе, находятся в разводе. Это очень плохо сказывается на воспитании детей. Конечно, когда муж пьет и употребляет наркотики, это не является для них хорошим примером. Поэтому отцам или матерям, которые употребляют средства, вызывающие привыкание, нужно от них отказаться, так как нужно дать детям правильное воспитание и показать пример добродетельной жизни.

В данном случае, если муж пришел в себя, осознает свою ошибку и старается больше не употреблять наркотики, то, естественно, нужно дать своим детям возможность общения с отцом. Может быть, они получат от него какое-то духовное воспитание. Дети должны чувствовать, знать и понимать, любить и отца, и мать. Если дети получают воспитание от обоих родителей, это полноценное, а не однобокое воспитание. Дайте отцу возможность участия в воспитании детей, но он должен соответственно вести христианскую, благочестивую, церковную жизнь и показать, что с Божией помощью может бороться со своими страстями и Божией силой побеждать их.

– Вопрос от телезрителя: «Считается ли самоубийством смерть от передозировки наркотиками или отравления суррогатным алкоголем?»

– Если смотреть на этот вопрос строго, то и наркотики, и пьянство, и курение являются медленным самоубийством. Человек убивает сам себя, не быстро, постепенно уничтожая свое здоровье и приближаясь к смерти. Зависимость тоже является грехом, потому что, по слову Божию, мы не должны быть рабами греха и быть привязанными к кому-либо или чему-либо в своей жизни. Мы должны любить только одного Бога. Господь сказал, что если человек любит отца и мать больше Его, то он Его не достоин. Тем более если человек привязан к наркотикам или другим средствам удовлетворения своих страстей, он убивает себя и отдаляет себя от Бога. Нужно больше стараться быть рабом Божиим, нежели рабом греха, потому что если человек является рабом греха, значит он является рабом дьявола. Лучше быть рабом Бога, Который дает нам и радость, и утешение, и благословение, и, главное, вечную и блаженную жизнь.

– Скажите, а Церковь отпевает таких людей?

– Строго по каноническим правилам, может быть, и не стоило бы. Но люди приходят к нам в таком скорбном состоянии, плачут – и мы иногда идем навстречу, совершаем отпевание. Раньше для воспитания говорили: если будешь пить, курить, совершать еще какие-то грехи, не будешь ходить в церковь, то мы не будем тебя отпевать. Это приводило людей в чувство: не хотелось быть отлученными от Церкви после смерти.

– Вроде это не прямая функция Церкви, но я знаю, что во многих епархиях работают реабилитационные центры для наркозависимых и людей, страдающих алкогольной зависимостью. Насколько успешна такая работа? Реабилитанты встают в строй нашего общества или все же остаются на обочине жизни?

– Нет, очень большой процент людей выходят из состояния зависимости от наркотиков, пьянства, курения и так далее, если стараются прислушиваться к советам, которые даются в этих реабилитационных центрах. Главное – это путь в Царствие Небесное. Мы говорим, что нужно трудиться, молиться, делать добро, исполнять волю Божию, отречься от своей воли. Чем больше человек отрекается от своей воли, тем больше он выполняет волю Божию – и тогда Господь дает ему силу, которая является иммунитетом, помощью в преодолении пристрастий. От человека зависит очень много: если он полностью отдает себя Богу, хочет достигнуть Царствия Божия, зная, что из-за пристрастий он потеряет блаженную вечность, старается приложить все силы к тому, чтобы отречься от привязанностей, Господь помогает ему – и он становится в один ряд со всеми людьми на земле и живет нормальной, благочестивой, христианской жизнью.

– Я слышал, что наркозависимые люди, которые попадали в реабилитационные центры при епархиях, исцелялись от ВИЧ-инфекции. Такие случаи действительно были?

– Такое было. Я помню, что еще при мне в реабилитационных центрах епархии люди, которые жили благочестивой жизнью, исповедовались, причащались, полностью освобождались от привязанностей, Господь давал такое благо. Всё в руках Божиих. Господь может исцелить любую болезнь. Болезни возникают от наших грехов. Если грех исцелен, естественно, исцеляется и его следствие – болезнь.

– Вопрос от телезрительницы: «Может ли с помощью веры в сердце и молитвы случиться чудо, если врачи сказали больному раком, что шансов на выздоровление нет? Как правильно молиться, чтобы больной пошел на поправку? Как победить рак?»

– У нас есть примеры, когда люди, которые страдали этой болезнью и от которых уже отказались врачи, потому что видели, что все бесполезно, полностью обратились к Богу, просили, слезно молили – и получали исцеление на последней стадии ее развития. Это многих удивляет, в том числе врачей. Конечно, это не значит, что врачи не способны лечить болезни, некомпетентны. Они делали все, что могли, но существуют такие ситуации, когда ничего сделать невозможно: болезнь бывает запущена, человек поздно обращается за исцелением от нее. Но если человек полностью отдает себя Богу и старается жить по воле Божией, каяться в своих грехах (потому что первое, на что мы должны обратить внимание, – наша греховная жизнь) и больше к ним не возвращаться, то Господь, видя наши добрые намерения жить по заповедям, исцеляет и эти болезни. Я знаю, что у нас, в Екатеринбургской епархии, есть монастырь Святой Троицы в Тарасково, где находится чудотворный образ Божией Матери «Всецарица». Люди приходят, причем в большом количестве, и исцеляются от раковых заболеваний. Чудотворные иконы «Всецарицы» есть и в других храмах, других епархиях. Люди обращаются к Пресвятой Богородице – и Она слышит наши моления и дает благодатное утешение: исцеление от такого страшного заболевания, как рак. Надежда на исцеление от рака через молитвы как самого болящего, так и окружающих его людей и вера в то, что Господь сможет это сделать, есть.

– Вопрос от телезрительницы из Ростовской области: «Господь все время поддерживает меня в терпении. Мама родила меня – и бросила, меня воспитывала бабушка. Мама всю жизнь пила. В итоге пришлось за ней ухаживать. Иногда, бывает, терпения не хватает – срываешься на крик. Остался сводный брат, который тоже без конца пьет. Уже не хватает терпения. Люди упиваются до такой степени, что теряют человеческий облик. Я стараюсь как-то себя сдерживать. Единственное, что мне помогает, – церковная служба. Я посещаю церковь как можно чаще. Какая-то сила приподнимает меня над землей, становится так легко, отходят все болезни. Я уже не могу без молитвы: читаю и утренние, и вечерние. Стараюсь молиться в одно и то же время. Но когда утром и вечером не успеваю в это время, молюсь в другое. Можно ли так? И какую молитву читать об умножении терпения?»

– Можно. Если Вы не успели помолиться в 6-7 утра, то можно помолиться и в восемь, и в девять, но сделать это нужно обязательно, чтобы Господь помогал в жизни.

В Священном Писании есть слова: «Претерпевший до конца спасен будет». Поэтому терпение имеет большое значение для нашего спасения – и это должно нас воодушевлять. Нужно терпеть и молиться, чтобы Господь укрепил Вас в этой добродетели.

– Вопрос от телезрителя: «Что именно сделал для человечества Христос, чтобы стать Спасителем? Зачем была принесена такая Жертва? Как это относится к каждому человеку, людям разного исповедания?»

– Господь наш Иисус Христос сделал для нас многое – великое, славное, неизреченное, потому что Он совершил дело нашего искупления, искупил наши грехи и избавил от проклятия смерти. Он пришел на землю, принял человеческую плоть, стал Истинным Человеком и Истинным Богом, принес нам Святое Евангелие, учение, которое ведет нас к спасению, Царствию Божию. Самое главное, Господь дал нам вечность. Мы ее потеряли: с грехопадением прародителей Адама и Евы Царствие Небесное было для нас закрыто. До Христа Спасителя в ад уходили даже праведники. После Своего крестного подвига, великой Жертвы во искупление грехов человечества Христос сошел в ад и вывел оттуда всех праведников и вселил их в райские обители. Он открыл нам путь в Царство Божие. Все, что мы сейчас делаем, имеет глубокий смысл: если мы живем ради Царствия Небесного, вечности, своего спасения, то наши труды имеют цену вечной жизни. Вот что дал нам Господь. Смерти нет: мы переходим в вечную блаженную жизнь. Господь принес Себя в Жертву на Кресте. Это действительно большая Жертва, большая любовь Божия к человеческому роду, ибо это цена нашего грехопадения. Мы должны знать (и в Священном Писании об этом говорится), что искуплены Иисусом Христом великой ценою – ценою Его крови. Поэтому мы должны ценить эту любовь Божию к нам, Жертву, страдания, через которые Он искупил наши грехи. Что значит грех? Грех принес то, что можно было искупить только через страдания Христа Спасителя на Кресте и Жертву, которую Он принес для всего человечества. Потому мы и должны стараться любить Бога, не совершать тяжкие грехи, которых, к сожалению, у нас очень много: и аборты, и супружеские измены, и добрачные и внебрачные союзы. Эти грехи вновь распинают Христа Спасителя. Значит мы не прониклись любовью Божией к нам и не отдаем Ему свою любовь, отказываясь от совершения тех или иных грехов, которые приносят Богу и Пресвятой Богородице скорбь, ибо это болезнь души. Ради Царствия Небесного мы должны стараться принести себя в жертву, делать что-то, чтобы иметь какой-то достаток не только на земле: одновременно с трудами для пропитания мы должны трудиться ради Христа, ради Бога. Господь дает много даров, но мы посвящаем их только себе, своему материальному благополучию. А для Бога, ради Царствия Небесного, для своего спасения мы делаем мало. Нам нужно восстановить путь нашей временной земной жизни, чтобы она была средством для достижения вечной блаженной жизни. Господь открыл нам Царствие Небесное, а мы о нем даже не думаем. Это очень печально. Нам нужно подняться еще на одну ступеньку, чтобы верить в Бога и славить Его не только для того, чтобы Он давал нам материальные блага в этой жизни, а для того, чтобы Он дал еще и блага вечные, Свое Царство. Когда Христос Спаситель пришел на землю, первыми словами, которые Он сказал, были: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Он обещал не какие-то земные блага, а Царство Небесное.

В годы советской власти, атеистической пропаганды нам говорили (а многие люди так и поняли и с этим и живут), что вечной жизни нет и мы сделаем рай здесь, на земле. И сделали нам такой рай, что не знаем сейчас, куда идти. «Ищите прежде Царствия Божия, а все остальное будет вам», – сказал Христос Спаситель. Прежде всего мы должны жить ради Царствия Небесного, а в остальном, временном, Господь нам поможет. И мы будем нормально жить и временной жизнью, и вечной. А когда мы живем только для земного, получаем то, что получаем.

– Владыка, а как почувствовать присутствие Божие тем, кто живет в земной суете и даже не вспоминает о Господе?

– Нужно хотя бы молиться утром и вечером. С помощью этого человек обращается к Богу, к вечности. В течение дня тоже надо вспоминать о рае и аде, потому что когда человек делает что-то, он сразу должен оценивать, куда это его приведет: в рай или ад. Если я вижу, что это грех, – конечно, он приведет к страданиям, причем вечным. Человек должен постоянно себя контролировать и думать, что его действия должны соответствовать его вере. Если согласно моей вере это не положено, я не буду этого делать. Когда человек живет просто так, ради того, чтобы жить, ни о чем не думает, то он совершает много ошибок, а потом говорит: «Вот, опять я натворил дел!» А почему бы не спросить свою христианскую совесть и веру в Бога перед тем, как что-то делать? Мы должны сознавать себя христианами не только по конкретным датам, но и когда нас спрашивают: «В чем твое христианство? В чем оно выражается?» Христианство должно выражаться в добрых делах. «Вера без дел мертва есть». Дела должны быть христианскими, о которых говорил Христос Спаситель в Евангелии. А когда они противоречат этому, то это не наша вера. Святейший Патриарх Кирилл в своих проповедях часто говорит: «Мотивацией моих дел должна быть моя вера. Если моя вера говорит, что этого делать не положено, я не буду этого делать, а если вера позволяет, то буду». Такой постоянный контроль означает, что мы настоящие христиане – во всех своих действиях мы никогда не забываем Бога. Человек постоянно общается с Господом, спрашивает Его, правильно или неправильно он что-то делает. А правильное мы ищем и находим в Евангелии и голосе совести, нашем голосе Божием. Если мы живем не по совести, заглушаем ее своими грехами, то мы христиане только по имени, а по делам – нет.

– Хорошо, если человек старается жить по совести и по заповедям Божиим. Но вдруг он оступился. Ему нужно отчаиваться или нет?

– Отчаиваться никогда не надо, потому что нам дано Богом таинство Покаяния. Да, человек оступился, осознает свой грех, идет каяться, зная, что Господь милосерден и простит его, если он будет каяться по-настоящему. Покаяние бывает настоящим, когда человек больше не возвращается к соделанным грехам, особенно к тяжелым: блуду, прелюбодействию, сребролюбию и так далее. В мелкие грехи мы впадаем постоянно: мы мыслим, чувствуем, видим, осуждаем. И постоянно должны каяться в этих грехах, все время стараться их искоренять, а искореняются они благодатью Христовой.

– Вопрос от телезрителя: «Если Бог есть Любовь, то зачем Он дает жизнь, заведомо зная, что люди не спасутся? В мире около трехсот миллионов православных. А остальные погибнут?»

– Все в руках Господа. Это создания Божии, поэтому сейчас мы не можем сказать, кто спасется, а кто не спасется. Исходя из моей практики, можно предположить, что в человеке, очень далеком от Бога, от веры, может что-то измениться. Господь коснулся его души – и он стал совсем другим: настоящим православным христианином. До этого смотришь на него и думаешь: «Не спасется. Смотри, чем он занимается, как себя ведет! Прямо ужасно!» Как говорят,«воплощенный дьявол». А потом Господь потихонечку приводит его к тому, что из грешника он становится таким благочестивым человеком, что душа радуется. Мы не знаем Божьего промысла по отношению к каждому человеку. Нам не нужно отчаиваться, видя, что вокруг нас много неверующих, сомневающихся. В свое время Господь делает так, чтобы человек все-таки пришел к Творцу.

Есть и другая ситуация: существуют люди с таким закоренелым мышлением, что не хотят слушаться Бога. И таких Господь может привести к Себе, остается только сказать: «Да, я хочу и буду стараться жить по воле Божией и признавать Его». Конечно, человеку дана свободная воля, поэтому Господь не насилует, а дарует возможность, шанс на то, чтобы человек стал верующим и благочестивым.

– Вопрос от телезрительницы: «Мы знаем, что Церковь свята, но как ей можно верить, если по большим праздникам практикуется Причастие без исповеди?»

– Не надо обвинять Церковь: она здесь ни при чем. Да, такое есть. Мы говорим о том, что чем больше человек, который ведет духовную жизнь, приближается к Богу, тем больше он видит себя грешным. Святые отцы считали себя величайшими грешниками, каялись пред Богом, исповедовались. Им была нужна исповедь, хотя, может быть, они и не совершали те тяжкие грехи, которые бывают в этом мире. Но бывает такое, что человек живет духовной жизнью, часто причащается, исповедуется, но не так остро чувствует свою греховность. И в один из дней он может позволить себе пойти на Причастие без исповеди. Духовник ему разрешает, так как знает его духовную жизнь. Все зависит от духовника, как он решит. Конечно, мы не должны допускать, чтобы человек не приходил на исповедь вообще и в то же время причащался. Печально слышать о тех местах, где исповеди нет, а существует только Причастие (я не имею в виду нашу Русскую Православную Церковь –мы, слава Богу, придерживаемся правил, и это хорошо). У нас никто не мешает просящему человеку каждый раз идти на исповедь перед Причастием, даже если он причащается довольно часто. Зачем смотреть на другого и осуждать его? Есть духовник – он принимает решения, дозволяет, благословляет. Тут не должно быть осуждения Церкви, почему она такое допускает. Есть личные ситуации.

Я желаю всем радости, желаю, чтобы все мы спаслись и жили этой временной жизнью для вечности, вечного спасения в Царствии Божием, как требуется от православных христиан.

– Владыка, вчера у Вас был день рождения. Многие телезрители поздравляли Вас с этим праздником, телеканал «Союз» также присоединяется к поздравлениям и желает Вам долгих лет жизни, здравия и еще многих свершений на церковной ниве.

– Благодарю за поздравления и добрые пожелания. Желаю всем здоровья, крепости душевных и телесных сил, а работников телеканала «Союз» благодарю за труды и свет Христов, который вы несете сердцам многих людей. Спаси Господи!

 

Ведущий Сергей Юргин
Расшифровка: Арсения Волкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать