Архипастырь. Миссионерство и преподавание

4 февраля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает епископ Орский и Гайский Ириней.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Здравствуйте, владыка! Благословите наших телезрителей.

– Мир вам во Христе, дорогие братья и сестры.

– Сегодня мы говорим о миссионерстве и преподавании, и у нас на заставке великомученик Георгий, что не случайно. Я знаю, что главный храм вашей Орской епархии освящен именно в честь этого святого. Расскажите, пожалуйста, об особенностях служения в Орской епархии.

– Благодарю Вас за то, что вы меня пригласили, дали возможность прославить Бога в этой студии и рассказать о делах наших священнослужителей, о том, как они трудятся на территории Орской епархии. Каждый из нас помнит слова Христа Спасителя: «Идите, научите людей, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Вот на это обращаю внимание: на проповедь и на то, как совершают крещение.

Многие из нас посещают школы; я сам преподаю и в институте, и в семинарии, и в гимназии. Помню, как, приглашая в школы, часто говорят: «Вы, пожалуйста, приходите и расскажите детям, чтобы они нас слушались, чтобы они нам явили послушание». Я говорю: «Хорошо. Представьте себе, я приду в класс и скажу им: “Ребята, знаете, почему я пришел? Ваши учителя попросили сказать вам, что вы должны их слушать”. Как вы думаете, они послушают или нет?»

– Конечно, нет.

– Нет. Я говорю: «Хорошо, я расскажу об этом, но только по-другому». В частности, помню, однажды я ученикам сказал: «Был некий юноша, который любил прогуливать уроки, возвращался домой поздно. В конце концов папе это надоело, он приготовил ремешочек в уголочке и ожидал, когда любимый сын вернется. Вот наступил момент, сын открывает двери, заходит. Папа его встречает: “Здравствуй, дорогой! Пришел, хотя и поздно; молодец. Присядь, покушай”. Сын начал кушать, но уже понял: что-то здесь не то. Потому что до этого папа его встречал так: “Все нормально?” – “Нормально”. А тут... И сын обращает внимание, что папа иногда смотрит в тот угол. Сын поел; дальше папа говорит: “Сколько так может продолжаться? Не подобает так…” Взял этот ремешочек и начал воспитывать сына. После этого тот начал хорошо учиться и стал большим человеком. Все время он смотрел в уголочек и знал: ремешочек висит и готов для него. Ребята, если вы не хотите, чтобы ваши родители или ваши учителя готовили для вас ремешочек в углу, лучше приходите вовремя и учитесь». Вот так мы начали беседу, а дальше уже все пошло, пошло, пошло...

Обращаю внимание на преподавание. Мы, конечно, пытаемся посещать школы. Можно услышать слова благодарности в адрес наших священников, которые трудятся в тюрьмах, колониях; там очень сложно, нужно воспитывать этих людей, и туда пускают священников.

Священнослужители Русской Православной Церкви посещают дома престарелых, сам бываю там иногда. Помню, однажды бабушка взяла мою руку и говорит: «Батюшка, молитесь, чтобы у Вас было здоровье. Чтобы никогда не болеть так, что сами ничего не можете делать или чтобы самому ухаживать за собой. И молитесь, чтобы Ваши родные, Ваши дети никогда Вас не забыли. Ваши священники приезжают к нам намного чаще, чем наши родные дети, которым мы передали наше богатство, нашу квартиру или дом».

Наши священники посещают и детские дома, в частности интернат для умственно отсталых детей в Гае. И везде мы слышим слова благодарности. Но что касается школы... Порой часто можно услышать: школа отделена от Церкви. По этой причине просто так священников туда не пускают.

– Имеются в виду светские школы, не православные?

– Да, светские общеобразовательные школы. У нас в Орске одна гимназия православная. А в другие школы не так легко попасть. Попадаем, но это нелегко. Это, в принципе, не только в Орской епархии, но практически по всей России. На Рождественских чтениях я общался со многими, говорят: да, нелегко. Там, где трудно, – пожалуйста, и везде благодарят. А что касается школ, не так легко. Но все равно низкий поклон тем священникам, которые трудятся и проповедуют Христа, может быть, своим поведением или ответами на те вопросы, которые к ним поступают.

А так... Я рад, что Господь сподобил меня официально устроиться в нашем Орском гуманитарно-технологическом институте, где я преподаю. Часто беру с собой священников, и они рассказывают что-то. Если что-то где-то не получается, надо поправить или добавить, тогда я вступаю, рассказываю. Слава Богу, миссионерствуем.

– Как Вы считаете, владыка, какими главными качествами должен обладать преподаватель и миссионер?

– Всегда надо быть честным. Уметь признавать свои ошибки. Уметь иногда сказать: «Я не знаю ответ на этот вопрос, я вам отвечу позже». Потому что многие понимают и видят, когда миссионер или священник обманывает. Нельзя оправдывать грех другого человека, ведь люди знают: тот или иной человек поступил неправильно, он не прав. Но если ты оправдываешь, все говорят: «Ты уже стал один из…» Или, может быть, даже соучастником того или иного греха. Обман не годится, он не должен звучать из уст миссионера или преподавателя.

Важно уметь давать одну точку зрения в школах (если в школе выступаешь) и давать другую точку зрения, если выступаешь в институте. Например, в школе изучают Бородинское сражение: победили русские войска. В институте ты можешь сказать по-другому: ребята, посмотрите, есть много источников, которые утверждают обратное. На что они ссылаются? Москву сдали. Наполеон сжег Москву; он ожидал ключи. Что подойдет император, главнокомандующий – и подпишут акт о капитуляции. Этого не было. Но если ты отступил, разрешил врагу быть на твоем троне, если позволил неприятелю сжечь столицу, то он победил в этой битве. В войне – это другое дело... Преподаватель должен уметь давать разные точки зрения своим студентам, должен обязательно дать возможность проверить источники, на которые он ссылается. Но это для студентов высших учебных заведений. В школе ты обязательно должен давать ту точку зрения, которая есть в обществе.

– Вы сказали о разных точках зрения. Если есть разные точки зрения, значит, есть и споры. Хорошо ли, если возникают споры?

– Там, где я преподавал, всегда были споры: спорили, доказывали что-то друг другу. В принципе, это хорошо. Ведь лучше, если студент узнает от меня ту или иную точку зрения, чем узнает после института (или семинарии, академии), что есть и другая точка зрения, незнакомая ему, и подумает: почему наш преподаватель это не говорил? Нужно хотя бы обратить внимание на эту точку зрения, чтобы студенты сами искали книги, те или иные источники, которые подтвердили бы эту точку зрения. Для науки это важно.

– А в церковной среде как обстоит вопрос с собственной точкой зрения? Или следует подчиняться той точке зрения, которую тебе советуют?

– А Вы сами подумайте, может ли любой из преподавателей ошибаться?

– Конечно.

– Да. И если придерживаться такой точки зрения, что все, что я говорю, – это правда, тогда получается, что каждый преподаватель, каждый священник, епископ и выше (папа Римский) безгрешные, не ошибаются, когда выступают. В данном случае так нельзя думать. Если мое мнение, мои взгляды не совпадают со взглядами апостолов, их учеников и дальше до сегодняшнего дня, тогда я вне Церкви. Кто лучше апостолов мог понять Христа?  Христа – апостолы, апостолов – их ученики и так дальше. Так вот, православная вера и разные точки зрения должны совпадать с тем, что было везде, всегда и всеми проповедано. Если кто-то учит иначе, – я могу ошибаться. Поэтому если не в семинарии давать разные точки зрения, то где?

Например, в семинарии, в институте проходят Священное Писание и Священное Предание. Что выше? А почему в Церкви есть Предание и оно важно для нас? Почему в протестантском мире нет Предания? Я должен сказать, почему протестантский мир так учит и почему это не православная точка зрения. Я показываю, почему важно для нас сохранить Предание. Ведь кто написал Евангелие? Почему мы утверждаем, что эти книги вошли в канон священных книг и мы должны их сохранять? Каким образом сформировался канон? Ведь известно, что просто так никто не хотел умирать. Когда были гонения, страдали мученики за Христа. Но страдали и люди, которые не хотели отдавать священные книги; никто не хотел позорно умереть за подложные книги, апокрифы. Нужно было составить этот канон. Святым отцам, благодаря Духу Святому, было открыто, какие книги должны войти в канон, и мы пользуемся сегодня этими книгами Священного Писания.

Иногда в разговорах с представителями протестантских церквей мы говорим: хорошо, каноном вы пользуетесь; но почему вы считаете, что ваша точка зрения при трактовке Священного Писания верная, а точка зрения того или иного отца, который составил этот канон (какие книги должны войти, какие нет), неверная?

Поэтому всегда со студентами, когда беседуем, обязательно показываем точку зрения – любой может ошибаться. В принципе, ошибались многие: и преподаватели, и священники, и патриархи. И известно, что их предавали анафеме. Поэтому сегодняшнее утверждение, что якобы у священника нет точки зрения, а есть точки зрения правящего архиерея, или митрополита (если округ), или Священного Синода, Патриарха... Это хорошо, но я должен в какой-то степени проверить: а вдруг мой епископ тоже ошибается? В Орской епархии я всегда говорю: «Батюшки, если я учу кого-то не так, а вы молчите, – ваш грех. Если я еду на Архиерейский Собор или еще куда-то, то помните, что я представляю Орскую епархию. И если я вернусь обратно в Орскую епархию и принесу сюда иное учение, которое здесь не проповедовалось раньше, тогда люди имеют полное право меня не принимать».

– Вопрос телезрительницы: «Уважаемый батюшка, у меня вопрос: как окормляются военные на службе?»

– Очень важный вопрос. Всегда там, где военные, был храм; и это было важно – священнику находиться среди военных. Воевали часто. Каждый прекрасно понимал: в любой момент смерть может его настигнуть; и если ты уйдешь из этого мира, будучи озлобленным, неподготовленным, не причастившись, не исповедовавшись, – это плохо. Поэтому священнику важно было находиться среди солдат, исповедовать их, причащать. Перед боем священник всегда говорил: «Вы можете и должны сражаться на полях сражений, но не имеете права издеваться над пленными».

Благо, что сегодня практически при каждой воинской части есть священнослужитель, который работает с личным составом, и низкий поклон священникам, которые служат в этих местах. Очень рад, что и в нашей Орской епархии есть такой священник – отец Михаил очень активно работает с личным составом, проводит много встреч, бесед. Также представитель Орской епархии здесь, в Москве: помощник ректора Военного университета протоиерей Димитрий Солонин. Так что наши священники трудятся хорошо, и могу сказать, порой показывают пример и остальным.

– Мне подсказывают, что телезрительница волнуется за внука, который отправился служить: будет ли у него возможность ходить в храм во время воинской службы, исповедоваться и причащаться? Просто мы не до конца послушали вопрос.

– Могу сказать, что если у человека есть желание, то Бог помогает и дает возможность осуществить намерения. Есть при воинских частях храмы, служат священники, и я верю, что рано или поздно Ваш внук соединится со Христом в таинстве Причастия.

– Владыка, Вы говорили о разных точках зрения, о разных взглядах. Я знаю, что у Вас есть книга, которая называется «Религиозный взгляд на ключевые вопросы современности». Вы не могли бы буквально пару слов о ней сказать?

– В этой книге в основном лекции, прочитанные мной в институте, где я преподаю, и в других местах. Это книга, которая заставляет людей думать. Я поднимаю такие вопросы, как смертная казнь, кремация, эвтаназия, суррогатное материнство, отношение к войне. Как смотреть на икону Воскресения Христова, Рождества Христова: это глубокий смысл. Есть в книге и другие размышления: о культуре, о крещении князя Владимира.

Кстати, важно. Я был на днях в гуманитарном университете в Москве, беседовал с нашими преподавателями, они говорят: знаете, князь Владимир слушал представителей разных вер и, в частности, представителям ислама сказал, что у нас здесь любят выпивать; мол, только по этой причине отверг ислам. Я ответил: «А я считаю, он поступил очень дипломатично, когда сказал: “Мы соседи; отказать вам и сказать, что не буду рассматривать вашу веру, не могу. У нас любят выпивать, поэтому я не могу навязывать эту веру моему народу – не примет”. Аккуратно, красиво, хорошо». Они говорят: действительно, подход необычный, вроде бы не обидел. Те поняли, что сегодня нет, но кто знает... А то, что они увидели в Константинополе, – это уже другое. Дальше: насильно крестили Новгород или нет? Ведь представители Киева приехали по большому счету подчинить Новгород Киеву, но не крестить его. До того момента и храм был в Киеве, и верующие люди были. Поэтому что касается крещения Новгорода, то здесь тоже надо быть осторожным. Мечом ли крестили? И кто? Вот такие вопросы я поднимаю в этой книге. Есть и о том, как правильно общаться, даже как правильно прощаться с человеком, как благодарить.

– Можно неправильно прощаться?

– Иногда бывает: «Спасибо, до свидания» – и ушел. Нет, так нехорошо. «Пора!» – первый раз прощаюсь. Второй раз: «Приятно было провести с Вами время, спасибо». Готовишь человека. Об этом я тоже размышляю в книге. Далее: ты хочешь беседовать с кем-то – есть ступени, которые ты должен соблюдать, обращать на них внимание. Соверши молитву за себя, чтобы Господь вложил нужные слова в твои уста. Второй шаг: соверши молитву за того человека, которому хочешь что-то сказать, чтобы он правильно понял. Ведь иногда говорят: «Я ему сказал, он понял по-своему». И третий шаг: соверши молитву, чтобы Господь открыл то, когда молчать и когда говорить. Ведь иногда мы говорим: «Зачем сказал? Лучше бы молчал». Вот подобные размышления есть в этой книге.

Конечно, в книге есть и о Молдавии. Понятно, я работал в архивах, в библиотеках, собирал информацию о Молдавии, так как это родная сторона. Есть о том, как из Молдавии передавали колокола одному подмосковному храму: по какому поводу; почему этому, а не другому храму; как все было торжественно.

– Вопрос телезрительницы: «Со светлым вечером! Я хочу спросить, когда мы празднуем день ангела-хранителя: в день рождения или в день святого, в честь которого мы названы?»

– Мы могли принять крещение или родиться в тот день. Так что не зависит от того, родился я в этот день или крестился в этот день… У меня есть ангел-хранитель, которого я уважаю, чту и совершаю особую молитву ему, моему покровителю. Поэтому призываю каждого в день своего ангела-хранителя подготовиться к причастию. Но после того, как причастился сегодня, сразу стоит начинать готовиться к следующему причастию. Ведь иногда мы слышим: причастился – и слава Богу! Значит, могу до следующего причастия...

– …погрешить.

– Нет, так нельзя думать. Причастился – и готовлюсь к следующему причастию; это может быть через несколько дней, может быть и через неделю. Но лучше вести такую жизнь, чтобы готов был причаститься каждый день.

– Спасибо за ответ.

– Кстати, если говорить о причастии... Услышал разговор, и даже наши священники буквально на днях спрашивали, можем ли мы в Орской епархии поминать на проскомидии, совершать общую молитву не только за православных людей. И я их понимаю, потому что звучали слова одного иерарха, который сказал: «Вы подавайте записки, отмечайте в записках, кто католик, мы не будем громко поминать, но наши священники на проскомидии будут поминать». Я думаю, надо будет разобраться, кого можно поминать, кого нет, и четко сказать священникам, кого мы имеем право поминать, а кого не имеем. Так публично говорить об этом, думаю, тому иерарху не стоило.

Помню, мой наставник, учитель Алексей Ильич Осипов, говорил, что в свое время тоже существовала практика, когда приняли официальное решение – католикам можно было причащаться у нас. Он считает, что так нельзя, что тот, кто приступает к причастию, грешит, это евхаристический блуд. Резкое высказывание, но я это помню. Он говорит: как называют тех людей, которые живут без венчания и без росписи? Они грешат, это блуд. А как называть тех людей, которые приступают к причастию, если Церкви не договорились между собой? Они в союзе, они вместе или нет? Если они (Католическая и Православная Церкви) не вместе, то тот, кто приступает к этому причастию, грешит; это евхаристический блуд. Очень мне понравились эти рассуждения Алексея Ильича. По сегодняшний день считаю, что тот, кто подобным образом поступает, грешит.

Я думаю, пора определиться. События на Украине и в Запорожье заставили многих людей переживать: нужно было отпевать младенца или не нужно? Надо решить официально один раз, чтобы не получилось, что каждый высказывает так, как хочет. Я не думаю, что православные иерархи с Украины, услышав собрата, который сказал поминать на проскомидии католиков, радовались. И даже не представляю, захотят ли они иметь что-то общее с тем иерархом.

– Видимо, такие разночтения и разногласия возникают от того, что нет четкой мировоззренческой опоры. А как раз роль миссионера состоит в том, чтобы эту основу заложить.

– Понятно. Если о епископах рассуждают, что это преемники апостолов, а апостолы занимались миссионерством, то епископ должен этим заниматься и должен знать: кого поминать, кого не поминать, кого отпевать, кого не отпевать. Да, это важно.

– Вопрос телезрительницы: «Хочу задать вопрос по вечернему правилу. Есть такие слова: избави меня, Господи, от неведения, забвения, малодушия, окаменелого нечувствия.  Что такое окаменелое нечувствие и малодушие, мне понятно, а вот забвение и неведение – нет. И хотелось бы узнать, при каком поведении человек впадает в это неведение и забвение?»

– Бывают разные моменты, когда мы поступаем так или иначе и не знаем, правы мы или нет: принимая решение, мы можем ошибаться. Вот мы и просим, чтобы не ошибаться. Но я бы посоветовал следующее: всегда слушать голос совести и поступать так, как голос Божий говорит. Если я буду всегда так поступать, то Господь будет со мной. И если наступит момент, когда я поступлю неправильно, но буду считать, что правильно поступаю, то Господь, в связи с тем, что до этого я всегда уповал на Него, слушал голос совести, исправит этот мой неправильный поступок, направит мое решение в нужное русло; Он помилует и поможет окружающим. Так что выход один: всегда поступать честно и говорить правду: что белое – это белое, а черное – это черное. А не думать, что есть и серый цвет.

– Как раз то, о чем мы говорили в начале передачи: что главное качество миссионера и преподавателя – честность... Еще хотел спросить о Вашей книге «Религиозный взгляд на ключевые вопросы современности». Где можно ее почитать, приобрести?

– Скажу так, представителям Орской епархии повезло – эта книга продается в Орской епархии. Что касается москвичей, кому-то я ее подарил. Или книгу получили те, кто каким-то образом связался с представителями нашей службы. Но у меня состоялся разговор с епископом Николаем, который возглавляет редакторский отдел. В ближайшее время они будут печатать книгу в Москве, и тогда можно будет ее приобрести.

– Или можно ее как-то через Интернет прочитать?

– Да, есть в электронном варианте на сайте Орской епархии.

– Очень интересно, что там, как я понимаю, освещены вопросы и исторического характера, и вопросы сегодняшнего дня, очень простые (например, как правильно прощаться). Я, например, не думал, что можно проститься неправильно. Или о том, как правильно благодарить. Как правильно благодарить?

– Прежде я хотел бы в какой-то степени продолжить тот ответ. Мы говорили по поводу того, на что надо обращать внимание. Надо обращать внимание не только на слова и на свои поступки, но еще и на молитву, которую мы совершаем. Можно представить, что я иду к начальнику: буду ли я смотреть на часы, разговаривать по телефону, отвечать кому-то на какие-то просьбы? Захочет ли тогда начальник услышать меня и выполнить мою просьбу? Скорее всего нет, а может быть, даже и выгонит с работы.

Здесь то же самое. Совершая молитву, важно иметь внимание: к Кому я обращаюсь, как  обращаюсь, как  стою. И второе: какие слова я должен произносить. Представим, что меня ведут на казнь и я прохожу мимо дома, где проживает император, или президент, или человек, у которого есть возможность меня помиловать. Я должен, проходя мимо дома, обращаться к нему с такими словами, чтобы быть услышанным. И правитель сказал бы: «Остановите. Что у Вас? Помиловать».

Вот когда я буду внимание в молитве соединять с теми словами, с которыми я обращаюсь, тогда будет успех, и в таком случае я не буду поступать неправильно, нечестно, не буду огорчать кого-то, чтобы не потерять то, что приобрел, и буду всегда услышанным Богом.

– То есть главное – это внимание и...

– И с какими словами мы обращаемся.

Если отвечать уже на Ваш вопрос о благодарении, то же самое: обращать внимание на то, как нам помогли. Обязательно сказать: «спасибо», «благодарю». За любое дело благодарите. Во время службы Церковь каждого призывает и благодарить, и славословить, и просить (эта форма меняется во время службы). Каждый приходит в храм, и у него на сегодняшний день те или иные заботы, трудности: один сегодня пришел благодарить, другой – просить, а третий – славословить. И все имеют возможность в одном храме в одно время совершать общую молитву; главное, совершить ее с вниманием.

– Интересно, что преподаватель, с одной стороны, должен быть близким к народу, чтобы иметь общий язык, общие точки соприкосновения. Но, с другой стороны, он должен держать какую-то дистанцию, чтобы оставаться преподавателем и сохранить авторитет. По Вашему опыту, как совместить эти два качества?

– Если ты стал отцом по-настоящему, если  любишь свою профессию, то находишь. Плохо, если к преподавателю не приходят люди после уроков и не задают вопросов. Тогда любой преподаватель должен спрашивать себя: почему так? почему нет вопросов?

Уметь зажечь, уметь вести за собой – это искусство. И я думаю, что любой преподаватель, который нашел себя в этой профессии, может стать отцом для каждого. Но отец порой должен с любовью наказывать и должен с любовью любить. Обращать внимание только на любовь или только на наказание – тоже нельзя, середина должна быть. Вы правильно заметили, что он должен быть и таким, и таким. Благо, я видел таких преподавателей. В частности, я благодарен Алексею Ильичу Осипову, который очень много мне дал, научил и все время подсказывал, как правильно вести себя, как правильно отвечать. Он всегда говорил: «Имейте в виду: если кто-то сказал то или иное, у него, возможно, есть аргументы, не известные тебе. Может быть, пройдет время, ты узнаешь о них. Пока не торопитесь ни осуждать, ни высказываться против». Смотрите его лекции – и как за ним всегда идут студенты! Для меня лучший преподаватель, которого я слышал, видел, – это он; и низкий ему поклон.

– Если возникают конфликтные ситуации (в ходе лекции, например), как отвечать человеку, который хочет пойти на конфликт?

– Грубость не уместна никогда. Никогда не добивались больших успехов те преподаватели, которые заставляли кого-то верить так и не иначе. Нет. А грубость выражается по-разному: иногда, бывает, студенты идут на то, чтобы сорвать урок преподавателю, а иногда, наоборот, преподаватель пытается поставить на место кого-то. Надо уметь слышать тех людей, которые поднимают конфликт.

Помню, однажды пошел преподавать в одном училище и мне сказали: «Ой, здесь Вас не послушают, ничего не получится». Я говорю: «Хорошо, но все равно, уж если пришел, надо». Я вошел в аудиторию, смотрю, ребята разделились, были люди, которые подшучивали, еще что-то. Я говорю: «Ребята, скажите мне, пожалуйста, какие слова мог сказать, например, офицер или священник (человек, у которого какая-то форма), если он увидит примерно такую картину: за столом допивает последнюю стопку его товарищ, коллега; валяются бутылки; люди отходят подальше от этого столика, боятся, отворачиваются от него. Заходит его коллега, понимает, что-то случилось, подходит к этому столику... Как вы думаете, ребята, что он сказал?»

Когда ребята услышали: «водка», «выпивает», «форма», – им стало интересно. Но для меня важно было, чтобы эти ребята заговорили. Я увидел, кто из них лидер, попросил его высказаться. Он высказался, за ним еще и еще – и пошел разговор. Можно было работать и с двумя-тремя студентами, которые, может быть, слушали из вежливости, а с остальными ничего бы не получилось, был бы просто кошмар. Но можно было, наоборот, пойти и сказать: «Ребята, помогите... Как вы думаете?..» Это был выход из той ситуации.

Нельзя никогда отвечать грубым словом на грубость. Грубость никогда не приводила к хорошему. «Хорошо, высказался, молодец. Я услышал тебя. А как вы думаете, как мне поступать? Если вам неинтересно, пожалуйста – идите, я держать вас не буду». Поэтому нужно аккуратно. Не хочет работать – пусть сегодня нет. С остальными работай интересно, проведи хороший урок. А с тем человеком, который говорит: «Вот, пришел батюшка, рассказывает что-то о Боге, что мне нельзя грешить, нельзя вот это и вот это», – пока нет, не хочет – не надо. А дальше от твоих слов, от твоего умения и этот тоже придет; ты можешь предложить ему потом встретиться, поговорить, пусть он подумает. Ведь иногда случается, что у кого-то есть обида, в том числе и на представителя Церкви или на представителя образования, и надо услышать эту обиду, дать возможность человеку высказаться, пусть он выбросит ее из своего сердца, получит ответ. Тогда уже что-то можно будет делать. Работать только в таком ключе; по-другому, иначе нельзя.

– Вопрос телезрительницы: «Во-первых, пользуясь случаем, хочу поблагодарить канал «Союз», я всегда его смотрю, очень мне помогает. Еще хочу поблагодарить Вас, Денис, за Ваши песни, за Ваши стихи. Вопрос к владыке у меня такой: я читаю Новый Завет и Ветхий. По Новому Завету у меня есть толкование, а по Ветхому нет. Но я все равно читаю, мне очень нравится. Что мне делать, где взять толкование? У нас деревня; не знаю, где раздобыть».

– Конечно, там, где продаются книги. Толкование на Ветхий Завет святителя Иоанна Златоуста в первую очередь стоит найти. Даже если Вы проживаете в деревне, то наверняка у кого-то есть Интернет, попробуйте из Интернета скачать. Или, если у Вас получится, можете написать письмо в Орскую епархию, мы подберем для Вас какие-то книги и передадим.

– Спасибо Вам большое, владыка. Может быть, скажете какие-то финальные слова для наших телезрителей?

– Дорогие во Христе братья и сестры! Важно уметь обращать внимание на трудности и радости окружающих людей, и дай Бог, чтобы все они стали твоими. Чтобы ты мог радоваться с теми, у которых радости, и скорбеть с теми, у которых трудности. Этим мы исполним закон Христов, этим покажем, что мы по-настоящему являемся последователями Воскресшего Христа.

Ведущий Денис Береснев

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 11 мая: 10:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать