Архипастырь. Митрополит Викентий.

27 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий. Передача из Москвы.

– Телезритель спрашивает: «Как нам, мятущимся и пищей не постящимся, поступать на Святки, ведь поста нет, а хочется малой ценой купить большое сокровище? Поститься три дня либо с исповедью, но без поста подходить к Причастию?»

– Хорошо, что человек чувствует свою вину и сомневается, как себя вести в дни Святок, но при этом хочет приступить к празднику Рождества Христова с чистой душой, присоединиться к радости пришествия в мир Христа Спасителя. Конечно, нужно было бы и помолиться, и попоститься. До праздника Рождества осталось совсем немного и надо хотя бы оставшиеся дни потрудиться, попоститься, воздерживаться от всего греховного, воздерживаться от мясной и молочной пищи.Этот человек будет как пришедший в одиннадцатый час, но если он пришел с сокрушением сердца, с любовью к Богу, желанием послужить Ему, то Господь примет даже его. Никогда не поздно прийти под милосердие Божие, покаяться, попросить прощения и подготовиться к этому великому таинству, великому благодатному празднику Рождества Христова.

Действительно, в Святки – дни празднования Рождества Христова – нас посещает особая благодать, особая радость, и она еще больше ощущается, когда мы готовимся к этому празднику чистотой своего сердца, с покаянием, приготовлением к Причастию и достойным причащением Святых Христовых Тайн. Поэтому не все потеряно, еще есть время, и надо приступать с надеждой на милосердие Божие: Господь примет, даже если человек до сих пор не постился.

– Телезрительница спрашивает, можно ли охотиться в Рождественский пост?

– Надо смотреть по ситуации. Как я себе представляю охоту: человек идет охотиться, чтобы добыть себе хлеб насущный, прокормить свою семью. Но сейчас мясные продукты, добываемые на охоте, не употребляются, значит надо подождать до окончания поста. Если охотиться только с целью развлечения, то, конечно, это грех: нельзя убивать животных, которые являются созданиями Божиими и даны Господом для нашего блага, а не для того чтобы наслаждаться их страданиями. Поэтому надо посмотреть на ситуацию трезво и сделать правильный выбор. Господь позволил нам пользоваться благами этого земного мира, в том числе мира животного, употреблять животных в пищу, когда это необходимо, но если охота лишь средство для развлечения и удовольствия, это будет не совсем правильно.

– Телезрительница спрашивает: «Как выжить в женском монастыре без духовника и без духовно опытных сестер, когда служит белое духовенство? Послушание за послушанием, имеется в виду дело, работа, служба за службой, год за годом... В какой-то момент вообще перестаешь понимать, зачем ты сюда пришел, как на самом деле нужно жить монашествующим, как не превратиться в мирскую особу в четырех стенах?»

– Конечно, очень печально, что такое случается с человеком, который приходит в монастырь и доходит до такого состояния души. Ведь мы идем в монастырь для того, чтобы через послушание приобрести смирение, приобрести терпение и благодать Божию. И мы это можем получить, когда несем свои послушания с такой верой в Бога, что понимаем: через послушания мы служим Богу. Любое послушание, которое дается в монастырях, это и есть служение Богу. Если мы это понимаем, то служим всем своим сердцем и душой, проявляя свою любовь к Богу, чтобы через это Господь дал нам Свою милость, помощь, и чтобы тем самым получить спасение и благодать Божию.

«Работайте Господеви со страхом и трепетом день и нощь»– если мы будем работать с таким настроением, то, конечно, работа, о которой говорится в этом вопросе, будет давать большую радость, большое утешение, благодать и, конечно, тогда будет и спасение. Когда же мы выполняем порученное с ропотом, недовольством, нетерпением, каким-то не совсем духовным рассуждением, тогда, конечно, послушание становится в тягость, не приносит никакой пользы, а наоборот, проблемы. Человек, который трудится не с полной отдачей сил, не как Богу работая, теряет здоровье, у него появляется телесная и духовная слабость, всё это смешивается вместе, и человек просто чахнет под тяжестью работы. А человек, который работает ради Бога, может нести самые тяжелые работы, но при этом он как на крыльях, не чувствует ни особой тяжести, ни особых трудностей, а идет с радостью и чувствует особую Божию благодать. С таким настроем надо приступать к своим послушаниям, и тогда они, конечно, будут для нас очень полезны.

Еще очень важно, чтобы в основе нашего послушания лежало сознание нашей греховности. Когда мы осознаем свою греховность, тогда несем свое послушание с той целью, чтобы Господь через него очистил нашу душу, это понимали святые отцы, и именно так несли свои тяготы. Преподобный Серафим Саровский, как юродивый, день и ночь носил камни: «утомлю томящего мя», через несение трудов он очищал свою душу от страстей, каких-то слабостей, немощей, то есть понимал, в чем суть труда. Труд имеет большую силу и приносит большую пользу человеку, если тот трудится именно так, чтобы через послушание смирить свою гордыню, свои страсти, очистить свою душу от греха. Если мы осознаем это и видим свои грехи, то молимся и трудимся одновременно.

Действительно, очень важно, чтобы послушание и труд в монастыре неслись с молитвой, со знанием своей греховности. Очень важная и сильная Иисусова молитва, которую мы можем произносить в любое время, на любом послушании. Когда человек и молится, и кается, он сознает важность труда, понимает что он трудится не для того, чтобы удовлетворить матушку игуменью, а трудится для себя, для своего духовного роста. Человек трудится перед очами Божиими, чтобы получить от Бога очищение души от грехов и в конечном счете получить Царство Божие – вечную жизнь. Когда человек так настроится, то он уже во время послушания находится как на небе, в Царстве Божием, он уже не земной человек, а человек небесный. Конечно, в таком случае он никогда не задаст такие вопросы, но попросит дать побольше трудов. И чем больше он так трудится, тем легче и радостнее, тем больше смысла имеют эти труда. Когда этих понятий нет, тогда, конечно, бессмысленно трудиться, лишь для того чтобы кого-то удовлетворять.

В принципе, такое отношение должно быть и у мирянина. Он должен так же трудиться на любой своей работе. Трудиться не для того чтобы только заработать деньги и не для того чтобы удовлетворить начальнику, но чтобы угодить Богу. Своей работой, своим трудом мирянин тоже служит Богу. Почему настоящие православные христиане – очень надежные люди? Потому что трудясь ради Христа, ради Бога, ради Царства Христова, они выполняют работу очень качественно, очень ответственно, правильно, вовремя и как положено. Если православный человек так ставит себя на любой работе, то, конечно, выполняет порученное ему на очень высоком уровне, и таких хороших работников хотели бы иметь на многих предприятиях. Такие православные христиане и нужны, ведь это есть и проповедь о Христе, проповедь не словами, а делами. Люди, глядя на такого работника, спрашивают, почему он такой? Потому что он православный и по-другому жить не может: он все перед Богом делает. И когда люди видят, что православный человек трудится ради Христа и у него хорошо получается, а он при этом особенно не устает, потому что Бог помогает, благодать Божия окрыляет, тем самым он является проповедником православного христианства: люди, видя его, тоже хотят быть такими, тоже хотят получить Царство Божие.

Я лично встречался с людьми на разных заводах и видел, в каком тяжелом духовном состоянии они находятся: всегда недовольны, всегда ропщут, что им мало платят и на них наживаются, потому им и работать не хочется. Если человек подошел к работе правильно и делает порученное ему как перед очами Божиими, ради своего Царства Божия, ради благополучия в вечности, то у него и земное поправится, потому что он будет работать качественно и хорошо и получать нормальную зарплату, иметь хороший достаток и материальное благополучие. Тогда как раз и получится, что мы исполнили важную заповедь Божию, которая говорит: «Ищите прежде Царства Божия и правды его, и все остальное приложится вам». Когда мы трудимся ради Царства Христова, то, конечно, за этим тянется и материальное благополучие. А когда думаем только о материальном, то хотя и получаем его, но с большими трудностями и прилагая огромные усилия. Когда же мы трудимся перед Богом, ради вечного спасения, тогда Господь дает нам силы, дает благодать, и это дается нам легко и получается радостно. А в первом случае и гнев, и раздражение, и недовольство, и осуждение –просто ад в душе человека. Но если убрать этот ад, а жить и делать ради Царства Божия, ради искупления своих грехов, то пусть мне и не заплатят так, как я бы хотел, но зато Господь «заплатит» мне за то, что я честно и добросовестно тружусь – даст мне великую радость Царства Божия. Когда такой настрой, человек живет совсем по-другому. Ему легко на свете жить и хочется трудиться, потому что есть результат и материальный, и духовный.

– То есть спастись можно не только в монастыре, но и в миру, если, к примеру, работать на светском предприятии и добросовестно выполнять возложенные трудовые обязанности. Однако работа работе рознь, и другой наш телезритель спрашивает: «Моя знакомая работает танцовщицей в ночном клубе, где исполняет стриптиз. Скажите, это грех?»

– Если человек спрашивает об этом, значит, у него в душе есть вопрос, а если есть вопрос, значит, есть и внутреннее противление сердца тому, что делает знакомая. Конечно, танцовщица, исполняющая стриптиз, возбуждает блудные страсти в тех, кто на нее смотрит. А если человек пробуждает в других грех, то это и есть грех. Когда человек делает то, что пробуждает добрые, хорошие чувства, такая работа приносит человеку благо. Мы находимся в днях Рождественского поста и должны заниматься тем, чтобы укрощать свои страсти, искоренять их, но не развивать и не пробуждать. Во все дни поста мы призываемся к тому, чтобы одуматься, увидеть себя, оценить свои действия и сказать: «Да, вот от этого я должен избавиться, потому что оно причиняет мне неприятности, я нахожусь в рабстве греха, рабстве дьявола, который руководит мной, и от которого я не могу освободиться». Требуется Божия благодать и помощь Божия. А чем ее привлекать к себе? Воздержанием от того или иного греха, молитвой и понуждением себя к тому, чтобы не делать то, что причиняет мне зло. Думаю, что любой человек, какой бы грешный он ни был, все равно чувствует в своей совести, что поступает не совсем правильно. Но продолжает делать это, потому что у него большая гордость. Гордость закрывает голос совести, и человек идет наперекор ей, заглушая ее танцами, пением и так далее. Но в этом случае не надо говорить вокруг да около, а надо прямо говорить, что это грех.

Еще в Екатеринбургской епархии, когда мы вели работу со школами, был случай, когда учительница начальных классов по ночам занималась стриптизом, а днем учила детей в школе. Не знаю, чему она могла их научить? Родители стали замечать, что с детьми стало происходить что-то непонятное, а учительница окончательно вошла в состояние своего танца и по утрам рассказывала о своих ночных впечатлениях детям. Когда присмотрелись глубже, то увидели, что учительница учит своих учеников всем своим развлечениям, что, конечно, негативно сказывалось на детской психологии. Надо быть внимательнее к своей жизни, чтобы и самому не допускать таких ситуаций, и других не вовлекать.

– Телезрительница спрашивает: «Рассказывать о чужой беде или чужом грехе – это осуждение или нечто иное?»

– Смотря с какой целью рассказывать о беде или грехе. Если мы говорим, для того чтобы как-то помочь человеку избавиться от какого-то греховного состояния, настроить себя самого на то, чтобы не делать подобного, – это одно. Если же это говорится для осуждения того или иного конкретного человека, совершившего греховный поступок, это, конечно, осуждение. Никто не давал нам права осуждать человека, совершающего тот или иной грех, но сам грех осуждать надо. Необязательно говорить о конкретном человеке, надо говорить надо о самом грехе, о том, какую пагубу он приносит человеку и человечеству в целом, и надо найти средства для борьбы с тем или иным грехом, чтобы не дать ему больше развиваться в том или ином человеке. Такова наша задача не осуждать человека, но через раскрытие пагубности того или иного греха предупредить себя от того, чтобы самому не допустить этого греха.

– Телезрительница спрашивает, как правильно называть на исповеди свои грехи.

– Самое лучшее, когда человек, готовясь к покаянию, глубоко осознает свой грех, когда осудит тот или иной грех. Если он имеет такое состояние души, то говорит именно так, чтобы раскрыть это состояние, очистить свою душу и получить в таинстве Покаяния избавление и очищение души от тягости этого греха, который приносит ему скорбь, приносит душевные муки и страдания. Когда человек глубоко осознает это, то говорит очень просто, доступно, чтобы получить от Бога милость и освобождение от тяжести греха. Когда же не осознает этого, то даже не знает, как сказать, он стесняется, немножко лукавит. Если человек себя глубоко осознал, тогда закончилось и лукавство, и стеснение, и он готов всему миру сказать, что нагрешил столько, что недостоин милости Божией. Но Господь по Своей милости дает нам такое таинство. Нужно найти в себе чувства сожаления, недовольства собой, желание исправиться – тогда наше покаяние имеет силу.

– Вопрос телезрителя: «После грехопадения Адама все мы приобрели первородный грех, или, как говорят святые отцы, «первородное повреждение», то есть смертность, тленность и страстность. Христос пришел, для того чтобы устранить этот первородный грех: Он первым воскрес уже в новом теле, в котором все эти три греха были уже уничтожены.

Енох и Илья были забраны живыми на небо, но они унаследовали от Адама эти первородные повреждения, в них они не были исправлены, значит они должны были умереть на небе. Если же этого не произошло, получается, что Бог сделал для них исключение и тогда Христос уже не первый, а первый Енох?»

– Не надо путать миссию Христа с тем, что Господь взял на небо Илью и Еноха. Мы знаем, что перед Вторым Христовым пришествием они должны прийти на землю, чтобы получить ту смерть, которой все умирают, и потом воскреснуть с той плотью, которую Господь преобразил для получения вечного блаженства. Надо иметь в виду, что они имели такую чистоту жизни, которая способствовала тому, что Господь проявил такую милость к этим людям и вознес их на небо. Поэтому не надо входить в суд Божий и осуждать Бога, почему Он так сделал. Господь имеет полную власть делать так, как Он считает нужным. Может быть, мы вовсе не можем понять ту милость Божию, которую Господь проявил к этим людям, поэтому нам нужно покоряться воле Божией и не осуждать Бога.

– Вопрос телезрительницы: «Как бороться с ленью, если мне лень с ней бороться, что делать, когда страсть сильна, а силы воли бороться и молиться не хватает и плохое здоровье только усугубляет этот порок?»

– По научению наших отцов, надо понуждать себя, заставлять себя больше трудиться и не слушаться леностных состояний. Бывает, например, что человеку лень встать с постели после того, как он проснулся. Наверное, в таком случае первая борьба с ленью – это сразу встать, предстать пред Богом и помолиться, прочитать утренние молитвы. Это наш первый духовный урок в борьбе с ленью, когда ты не советуешься с ленью, вставать тебе или нет, посидеть ли помечтать. Нет, не буду сидеть и мечтать, а сразу встал и пошел к Богу. И Господь, видя такое к Нему прилежание, даст благодать и силу, для того чтобы и другие жизненные ситуации пройти активно, трудолюбиво, с любовью к Богу, ближнему, проявляя те качества души, к которым призывает нас Господь. Когда мы будет стараться служить Богу, то Он действительно будет давать нам силы, чтобы преодолевать наши слабости и немощи, с Божией помощью, конечно. Надо начинать с малого и всегда призывать имя Божие – и Господь везде поможет. Но надо себя заставлять, понуждать, привлекать ту силу Божию, которая может очистить нас от этой лени, пагубно действующей на душу, тело, на нашу жизнь и свое спасение.

– Миряне и даже священники замечают, что порой с утра встать не могут, чувствуют себя разбитыми, но понуждают себя, идут в храм и, побывав на литургии и причастившись, полны сил и готовы еще много потрудиться.

Следующий вопрос: «Как научиться видеть в людях только хорошее, а плохое не замечать, чтобы не возгордиться?»

– Это очень важное для нас делание – увидеть в человеке образ и подобие Божие, увидеть, что Господь любит этого человека и применил Свою благодатную силу, для того чтобы и его искупить от греха и проклятия смерти. Этот человек, как и мы, тоже искуплен Божией благодатью, и мы должны видеть в нем своего брата и не осуждать его действия, а, наоборот, оправдывать. Мы должны научиться видеть свои собственные немощи, слабости и недостатки и осуждать себя. И чем больше мы будем упражняться в этом, тем меньше будем видеть плохого, нехорошего в ближнем. Ближнего своего надо оправдывать, а себя – осуждать. Так надо действовать, и тогда мы сможем увидеть в человеке доброе и хорошее, а в себе то, что не совсем соответствует моей душе. Другого человека мы видим поверхностно, а себя можем увидеть изнутри.

– Вопрос от телезрителя из Екатеринбурга: «Бывает, что между двумя духовными людьми возникают какие-то разногласия, а ты должен сделать какую-то работу для человека, с которым у твоего начальника разногласия. Тебе дают плохие и некачественные материалы, из-за которых ты не можешь качественно выполнить работу: она просто разрушится через несколько недель. Получается, что руководитель за счет тебя решает проблему с человеком, который чуть-чуть ниже по чину. Как правильно поступить в таком случае?»

– Понятно, что такие ситуации бывают. К сожалению, в наше время духовность сильно упала, и человек не живет для Царства Божия, а живет только для своего временного благополучия, поэтому строит свою жизнь на обмане, лицемерии. Но все равно если делать эту работу с молитвой, со старанием о том, чтобы она была качественной в той мере, в какой это зависит от тебя самого, тем самым мы привлекаем к этому делу Божию помощь и Божию благодать. Если делать свое дело со смирением, то Господь восполнит его Своей милостью и благодатью, и такая работа будет намного надежнее, чем та, где применялись бы те качественные компоненты, которые должны были бы быть.

Но если показывать примеры такого состояния души: смирения, послушания, терпения и неосуждения, может быть, со временем мы сможем перевоспитать наше общество, чтобы строить свою жизнь не на обмане и лукавстве, а на правде Божией, на честности и порядочности. А сейчас надо проявить свою порядочность в том, что мы делаем свою работу по совести. За работу другого мы, конечно, не отвечаем, хотя можем попробовать донести до его сознания, как нужно сделать качественно, если же не получается, тогда будем делать, как нам поручается, но с надеждой на милосердие Божие.

– Телезрительница спрашивает: «Недавно прочитала, что грехи надо исповедовать все,в том числе и те, что были до таинства Крещения, что Крещением они не смываются. Так ли это?»

– Таинством Крещения все грехи смываются, оно имеет такую силу. Но было бы хорошо, если человек вспоминал свои грехи, для того чтобы не повторять их. Потому что есть у нас такая беда, что когда крестятся взрослые люди и Господь прощает все грехи, поскольку человек тогда не знал, что то или иное действие есть грех, после крещения он вновь совершает эти действия и опять возвращается к тем же грехам. Поэтому очень важно, чтобы во время огласительных бесед перед крещением человек получил понятия о нашей вере, нравственности, духовности и о тех грехах, что совершает человек. Чтобы человек знал, какие действия есть грех, и если у него были эти грехи, мог бы с ними бороться и больше не возвращаться к ним. Поэтому очень важно еще до крещения проверить свою душу, проверить и больше не возвращаться к этому, зная, что после крещения Господь простит всё. А если человек, будучи прощенным во всех грехах, продолжает жить той жизнью, к какой уже привык, и не считает то или иное действие грехом, значит он топчет ногами ту милость Божию, которую Господь дал ему через таинство Крещения. Поэтому очень важно, чтобы человек понимал, что совершал тот или иной грех и что больше не хочет его повторять. Он знает, что грех прощенв таинстве Крещения, главное, чтобы он не повторял его.

– Уходящий 2015 год был ознаменован празднованием 1000-летия со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси. Скажите, чем мы обязаны святому князю, что так широко празднуем эту дату?

– Этот год, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, был посвящен 1000-летию равноапостольного великого князя Владимира, который является нашим крестителем, дал нам веру православную и заложил основы жизни Российской земли на вере христианской, православной, на нравственности и духовности. Очень важно, чтобы мы помнили свои корни, и возогревали их, с тем чтобы они еще давали ростки для нашего духовного развития. Думаю, этот праздник принес нам большую пользу, потому что мы вспомнили своего крестителя, вспомнили его труды, ту благодать Божию, которая коснулась его в таинстве Крещения: до крещения он был одним человеком, а после крещения Господь сделал его совсем другим. И Владимир проявил в своей последующей жизни эти новые христианские качества, за которые народ его очень полюбил и назвал Красное Солнышко. Это было неслучайно, потому что он сделал много доброго и хорошего, и тот заряд, что был заложен в начале, продолжает действовать до сих пор.

Вспоминая святого равноапостольного Владимира в этот год, мы тем самым возогрели свои корни, дали им импульс жизни, чтобы они принесли нам еще большую силу для нашего возрастания в духовной жизни, в вере православной, чтобы мы еще раз вспомнили, что государственная деятельность и духовная жизнь могут быть соединены в одном человеке. К сожалению, сейчас мы пришли к мысли, что если человек находится у власти, он не может быть верующим. Это заблуждение, и мы видели, что князь Владимир был и руководителем страны, и глубоко верующим человеком. Он очень осмысленно подошел к этому делу: первыми делами его христианской жизни было даже не строительство храмов, но строительство школ, с тем чтобы дать образование людям. И образование не на основе каких-то философских размышлений, но на основе Святого Евангелия. Если бы мы сейчас могли возвратиться к тому, чтобы изучать в школах Евангелие и жить по Евангелию, потому что наши предки начали свое обучение именно на Святом Писании, Божественной книге. Нам надо вернуться к тому, чтобы изучать Евангелие, хорошо его знать, толковать и жить жизнью Евангелия, тогда будет новый виток нашего духовного роста и развития, и духовного и материального.

– А как отметили эту дату в Вашем Среднеазиатском округе?

– В нашем Среднеазиатском округе эта дата отмечалась довольно торжественно: было много конференций, различных выставок. Этому юбилею была посвящена выставка-форум «Радость слова», во время которой в Ташкенте проводилась большая книжная ярмарка, приехал владыка Климент и многие его специалисты, ученые, писатели, которые очень много рассказывали о значимости для нас этого праздника, встречались с нашими прихожанами, что было для нас большой радостью.

В этом году мы освятили в Бишкеке храм в честь святого равноапостольного князя Владимира, и это тоже большая радость, потому что храм этот строился очень долго, около двадцати лет. Видно Богу было угодно так, чтобы мы освятили его в честь князя Владимира именно в год празднования 1000-летия его преставления.

Слава Богу, и у нас, и во всей Русской Православной Церкви прошло очень много важных мероприятий, которые, думаю, дали очень много для нашего духовного возрождения, духовного роста и духовного просвещения.

– Владыка, как Вы оцениваете для себя и Вашей епархии этот уходящий год, и какие у Вас планы на следующий год?

– Как я говорил, слава Богу, в этом году было много интересных мероприятий, о некоторых из которых я уже рассказал. Следующий год для нашего митрополичьего округа тоже год юбилейный – 145 лет нашей епархии. Сначала в нашу епархию входили нынешние Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан – всё это была одна епархия. Поэтому все эти епархии, весь Среднеазиатский и Казахстанский митрополичьи округа будут вместе отмечать этот юбилей своей епархии, возникшей 140 лет тому назад. Ведь плодами ее духовного делания в Средней и Центральной Азии является то, что из одной епархии образовалось два митрополичьих округа – Казахстанский и Среднеазиатский. Мы вместе будем проводить различные мероприятия, встречи, совместные богослужения и надеемся, что все это будет плодотворно для нашего духовного возрождения и развития.

– Благодарю Вас за беседу, владыка. Что бы Вы хотели в завершение пожелать нашим телезрителям?

– Я бы хотел пожелать, чтобы мы достойно подготовились к празднику Рождества Христова. До окончания поста осталось совсем немного времени, поэтому, как мы сегодня говорили, кто не начал поститься, еще не поздно, кто продолжает, тому Божией помощи донести пост до конца и достойно встретить этот великий праздник нашей Церкви, который есть начало всех праздников. Не было бы Рождества Христова, не было бы и Пасхи, и других церковных праздников. С этого дня начинается наше спасение, и мы понимаем, что это праздник милости Божией, милосердия и любви Господа к нам, и должны стараться приобретать в душе все эти добродетели, чтобы именно с такими качествами души встретить праздник Рождества Христова. Поэтому всем желаю помощи Божией, чтобы порадоваться великой благодати Рождества Христова.Божие благословение на наши христианские православные труды.

 

Ведущий: Сергей Юргин
Расшифровка: Юлия Подзолова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать