Архипастырь. С митрополитом Викентием

26 октября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий. Передача из Екатеринбурга. 

– Первый вопрос будет касаться событий на Урале. Сегодня и вчера Вы принимали участие в освящении царских храмов: буквально несколько часов назад в монастыре в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» был освящен храм в честь царственных страстотерпцев, а вчера – храм в честь Державной иконы Божией Матери в монастыре на Ганиной яме. Поделитесь, пожалуйста, Вашими впечатлениями.

– Я очень благодарен митрополиту Кириллу, управляющему Екатеринбургской и Верхотурской епархией, который с особой любовью ко мне относится: он пригласил меня на это торжество, чтобы поделиться радостью и освятить храм Державной иконы Божией Матери. К сожалению, храм был поражен страшной стихией: несколько лет назад там был пожар, я был свидетелем этого пожара, был на пепелище, но сегодня радуюсь, что этот храм восстановлен и мы с владыкой Кириллом освятили его. Отрадно, что владыка с любовью благословил служить в Храме-на-крови, в том месте, где была расстреляна царская семья; потом мы служили вместе с владыкой сначала в Троицком кафедральном соборе (очень теплая, радостная и благодатная служба), потом в храме Державной иконы Божией Матери, а сегодня в монастыре «Спорительница хлебов» освятили храм в честь царственных страстотерпцев. Очень приятно, что у нас есть такое братское общение между архиереями, которые с трепетом встречаются, служат, радуются совместным службам. Владыку Кирилла я знаю давно, и мы за эти три дня много вспомнили радостных событий, которые были в нашей жизни.

Очень приятно поздравить владыку с 35-летием со дня его монашеского пострига, а сегодня еще и 35 лет со дня его диаконской хиротонии, то есть с начала его служения в Церкви. Можно сказать высокие слова благодарности владыке за то, что он принял монашество в тяжелые годы нашей жизни, когда Церковь была гонима, а верующий человек считался человеком второго сорта, когда вера Христова преследовалась. Именно в такие годы он принял решение стать монахом. В то время стать верующим было очень плохо, а стать монахом – еще хуже, но он сделал и то, и другое. В школе он свидетельствовал о своей вере, а когда стал монахом, ходил в подряснике и рясе и свидетельствовал, что он монах, служитель Церкви, человек верующий, не стесняясь и не боясь везде говорить об этом. Вспомним Священное Писание: «Кто будет стесняться Меня и Моих слов, того Я буду стесняться перед Отцом Моим Небесным». Владыка не стеснялся своей веры, и я думаю, что Господь за это свидетельство наградил, награждает и помогает ему нести свое служение в архиерейском сане.

Для нас большой почет быть архиереями Русской Православной Церкви; велико и славно для нас, что Господь сподобил быть архиереями в то время, когда Церковь была гонима. Мы несем эстафету наших отцов, матерей, которые когда-то понесли подвиг новомучеников и исповедников Христовых. Конечно, владыка не терпел таких страданий, как наши исповедники и новомученики, но какой-то отголосок того времени он испытал на себе.

Не случайно и, может быть, промыслительно, что Господь сподобил нас вчера и сегодня вместе служить и освящать храмы: вчера в честь Державной иконы Божией Матери, Которая взяла на Себя скипетр управления нашим государством и Церковью, подверженной гонениям и уничтожению, но милостью Божией сохранившейся, а сегодня – в честь царственных страстотерпцев, которые первыми приняли на себя натиск борьбы против благочестия. Они выделялись из среды высшего общества того времени как благочестивая семья, отрекшаяся в какой-то степени от благ и наслаждений, которыми жило тогда общество. Они были от этого немного в стороне; в семейном кругу отмечая праздники, пели, устраивали представления, но это было очень благочестиво, духовно возвышенно, нравственно и богоугодно, потому что они были под знаменем Христа Спасителя, Который дал нам блаженную вечность. Царская семья является для нас примером, к которому мы должны стремиться.

Владыка Кирилл, которого Господь сподобил быть на этой земле, освященной подвигами и трудами царственных страстотерпцев, несет служение здесь, являясь продолжателем свидетельства о распятом и воскресшем Христе в трудные для Церкви годы. Не каждый выдержал бы в то время унижения и оскорбления по отношению к верующему человеку, а он смиренно всё перенес, и мы благодарим Бога, что Он возвысил такого человека, который сейчас во славе Божией несет свое служение у престола Божия и свидетельствует о нашей православной вере. Сейчас многие, к сожалению, не знают о тех трудностях, которые испытывала наша Церковь и верующие люди в годы лихолетья, а владыка является живым свидетелем этого. Дай Бог владыке здравия и благополучия, помощи Божией, крепости, сил душевных и телесных, чтобы он и дальше нес такое послушание нашей Русской Православной Церкви. Мы сознаем, что русское православие особое; мы не догматически или вероучительно отличаемся от других православных Церквей, но отличаемся в какой-то степени нравственно, духовно – это и есть наше русское православие. Дай Бог, чтобы в лице владыки Кирилла мы всегда видели такого благочестивого и ревностного служителя Церкви. Поздравляем его с праздниками и юбилеями!

– Вопрос, наверное, самый обсуждаемый сегодня и многих серьезно волнующий, – это вопрос отношения Русской Православной Церкви к так называемым «екатеринбургским останкам», которые предлагается признать останками царственных страстотерпцев и их верных слуг. Мы знаем, что работает церковная комиссия, отец Всеволод Чаплин подробно рассказывал в своих интервью о ее деятельности, и знаем о том, что ранее запланированное на 18 октября торжественное захоронение в Петропавловской крепости было отменено. Владыка, как Вы сегодня оцениваете ситуацию вокруг останков?

– Святейший Патриарх Кирилл очень серьезно относится к этой теме, и он взял на себя такую обязанность, чтобы правильно и очень четко провести это исследование на высоком уровне. Торжественное захоронение было отменено словом Святейшего Патриарха, который сказал, что у нас нет определенного времени, к которому следовало бы захоронить эти останки, но мы должны четко, ясно, понятно выяснить их истинность. Поэтому нельзя назвать точную дату, когда произойдет захоронение: это случится только тогда, когда Святейший и наша Церковь полностью убедятся в подлинности этих останков.

Будет очень серьезное всестороннее исследование (и историческое, и генетическое) при непосредственном участии нашей Церкви. К сожалению, до сих пор Церковь особо не участвовала, но была комиссия, которая очень много трудилась в этом направлении. Мы отдаем должное уважаемому и любимому нами митрополиту Ювеналию, который возглавлял эту комиссию; он много претерпел и много трудился, чтобы не допустить вольностей в этом решении, но сейчас, на новой стадии исследования, которое ведется под непосредственным руководством Святейшего Патриарха, надеемся, что истина восторжествует.

Святейший Патриарх Алексий II говорил о том, что «какие могут быть останки, когда в течение трех дней и трех ночей сжигались останки царской семьи и уничтожались серной кислотой в больших количествах…»

– Одиннадцать пудов, по пуду на тело там было…

– Да, и известью, которая уничтожает всё. Поэтому тут есть много вопросов и много проблем, которые нужно решить.

– 22 октября состоялось заседание Священного Синода в Москве, и была распространена информация по его итогам. В этом тексте, в частности, подчеркивается, что Синод призвал активизировать работу по противодействию неоязычеству. В чем опасность неоязычества и неужели эта угроза сейчас так сильна, что Синод обращает на это особое внимание? И как ей противодействовать?

– К сожалению, в нашей стране, да и в мире, есть такое уклонение от христианских ценностей, принесенных на землю Спасителем. Господь наш Иисус Христос Своей проповедью и учением, Своими подвигами разрушил язычество в мире, в том числе и на Руси язычество было разрушено благодатью Христовой. Равноапостольный князь Владимир принял Крещение и, познав истинного Бога, отрекся от язычества, увидев лживость и неправильность этой веры, которой жили люди на Руси.

К сожалению, люди после длительной атеистической пропаганды еще не дошли до истинной православной веры, но услышали о том, что на Руси когда-то было язычество и примкнули к нему, считая, что это есть наши корни. Да, это наши корни, но корни лживые, которые Христос пришел разрушить, потому что Христос Спаситель есть истинный Бог. Он пришел, чтобы разрушить все заблуждения, которые были в мире до Его пришествия, и показать людям истину. Наши предки приняли Христову истину, и очень печально, когда люди возвращаются к тому, что было до Христа Спасителя. Нам нужно донести до сознания каждого человека, живущего в нашей стране, что значит язычество и что означает христианство, что такое спасение и вечная жизнь, которые принес нам Христос Спаситель Своим славным пришествием и Своими славными искупительными подвигами.

Трудами Христа Спасителя мы получили Царство в вечности, получили вечную блаженную жизнь, а с язычеством мы получим вечные страдания. Мы, как разумные люди, должны понимать, что нужно стремиться к блаженству, а не к страданиям. Господь через временные страдания избавил нас от вечных страданий, и мы, конечно, должны любить, почитать, благодарить Бога за такую милость, что Он открыл нам глаза, чтобы мы могли видеть истину, чтобы через нашу веру мы восприняли те страдания, которые Христос претерпел за нас, чтобы дать нам вечное благо. Очень важно донести до сознания каждого человека, что сделал для нас Христос Спаситель, поэтому мы болезнуем сердцем и душой, что в нашем отечестве есть люди, которые не понимают, что смысл жизни – в стремлении к блаженной вечности. Надо ценить, что Господь дал нам эту вечность ценой Своей крови, ценой Своих страданий. От нас ничего другого не требуется, кроме того, чтобы мы поверили этому подвигу Христа и шли по пути Христовой веры и тех добродетелей, которые Христос Спаситель нам указал, жили по заповедям Божиим, и тогда Господь даст нам вечную блаженную жизнь. Видно, сейчас есть какое-то ослабление понятий о вечности, о том, что сделал Христос для нас. Нам нужно усилить знания о вечности, о подвигах Христа Спасителя, чтобы люди опять не вошли в то же заблуждение, которое было до принятия христианства на Руси.

– Вы сказали о страданиях. Сейчас мы из СМИ очень много узнаем о войнах, гладах, морах, землетрясениях и так далее. Если принимать всё близко к сердцу, можно просто повредиться умом, а отгораживаться и не переживать невозможно и не совсем правильно. Как правильно сострадать? Надо ли нам знать обо всех бедствиях, которые творятся в мире?

– Если посмотреть на то, что Господь нам говорил, то всему этому должно быть, но это еще не конец. Должен прийти конец этому миру, и должна прийти новая земля и новое Царство Христово, но главной причиной для этого является наше нравственное падение. Военные и природные катаклизмы, которые мы видим сегодня, свидетельствуют о том, что мы отошли от нравственной жизни. Это не должно вводить нас в отчаяние и уныние, следует встрепенуться, осознать, что у нас что-то неправильно, мы должны исправить свою жизнь. Если мы исправим свою нравственную жизнь, живя по заповедям Христовым, то все эти события просто исчезнут, потому что всё в руках Божиих, и Господь помилует, видя, что мы хотим спасаться и жить добродетельно, честно, ведь Он «хочет всем спастись и в разум истины приити».

Погибель приходит не от Бога, а от нас, мы ее приносим, от Бога только добро, а от нас войны, бедствия, неприятности, потому что наши грехи действуют негативно на окружающую нас природу, на окружающих людей, животных – грех поражает всё. А добродетель, любовь действуют на окружающих людей и природу благотворно, благодатно, любовно. Господь посылает Свою благодать – и мы живем в мире, согласии, любви и уважении друг к другу. Всё зависит от нас, не надо никого винить и переживать о том, как страшно и ужасно будет, надо в этих случаях посмотреть на себя: «А что я могу сделать?» Потому что одно мое доброе дело, мое хорошее и доброе поведение отражается позитивно на окружающий мир. А если каждый будет так поступать, то мы создадим мир на земле.

– За счет негативных событий уровень тревожности сегодня очень велик и на бытовом уровне. Одна зрительница пишет, например: «Когда кто-то из близких заболевает, у меня появляется паника, растерянность и страх, что простое ОРЗ даст серьезнейшее последствие». Казалось бы, по-матерински (особенно женщин это касается) можно тревожиться за близких и опасаться каких-то несчастий, и в этом есть добрая основа, любовь, но, с другой стороны, есть ощущение, что это какая-то хитрая ловушка, в которую мы постоянно попадаем.

– Здесь тоже должна проявляться наша духовность. Да, у нас есть такие проблемы, когда наши близкие заболевают тяжелыми или, как нам кажется, неисцелимыми заболеваниями. Здесь нужно иметь веру в Бога, потому что Господь может всё сделать. Если Он сотворил весь этот мир из ничего, то, конечно, может сделать, чтобы какая-то болезнь у нас исчезла, если мы с верой будем обращаться. Но Господь даст тогда, когда увидит, что мы осознали в себе некоторые немощи, слабости, грехи и готовы от этих грехов отказаться, исправиться.

Господь может помочь болящему ради переживающего человека. Ведь мы знаем из Евангелия, что Господь исцелил расслабленного по молитвам и вере тех людей, которые принесли ко Христу этого человека (а он вообще ничего не мог: ни ходить, ни двигаться, ни говорить). Они просили Господа помочь, и Он сказал, что ради их веры поможет им. Поэтому наша вера и наше желание исправиться, сделать что-то доброе и хорошее ради близкого нам человека могут помочь, и Господь сотворит чудо, а если еще и тот человек после своего исцеления пересмотрит свою жизнь и начнет жить по-другому, по Божиим заповедям, то, конечно, это будет великое и славное дело.

– Следующий вопрос от нашего зрителя о молитве: «Когда я читаю вечерние или утренние молитвы, стараясь внимательно их прочитать, не торопясь, то начинаю постоянно повторять начало первого предложения или первой молитвы из-за того, что мне кажется, что я или невнимательно читаю, или не понимаю произносимого. И из-за этого на молитвы у меня уходит два– два с половиной часа утром и вечером. Это много, поэтому я унываю, впадаю в печаль. Я не знаю, как тут поступить: перестать повторять и просто читать от начала до конца или оставить все как есть?»

– Конечно, нужно стараться внимательно читать молитвы. Святые отцы говорят нам, что если где-то почувствовал, что ты отклонился от слов молитв, то возвращайся назад и повторяй. Это наша немощь, и для достижения хотя бы относительного совершенства в нашей молитве нужен большой труд. И если мы тратим два часа, чтобы более внимательно помолиться, то, конечно, нужно перед молитвой подумать и настроиться так, чтобы это заняло не два часа, а 15-20 минут, как это обычно и занимает по времени: отложить все свои попечения, прочитать внимательно эти молитвы, чтобы те попечения, которые мне мешают молиться, Господь Сам управил, направил и совершил всё так, как это нужно. Обычно во время молитвы мы вспоминаем о каких-то делах, которые нужно делать так-то и так-то. Нужно сказать себе, что ничего сейчас не нужно, кроме веры в то, что, если я помолюсь, Господь все сделает так, как нужно и даже лучше, чем я предполагал. Это значит положиться на волю Божию, а не на себя. Почему мысли мешают? Потому что полагаемся на себя, считаем, что надо подумать самим, как сделать что-либо. Это лукавый, конечно, делает так, а мы не должны его слушать, надо верить в Бога.

Если я помолюсь внимательно и осмысленно 15 минут (там в тексте все указано, что я хочу), Господь благословит предстоящий день, и он благополучно пройдет, и всё мы успешно совершим. А вечером встанем на молитву и поблагодарим Бога. Это так умилительно и хорошо, что даже слезы потекут от ощущения того, как хорошо, что положились на волю Божию, и Господь сделал даже больше, чем предполагали. Надо верой поставить себя, и Господь поможет. Конечно, мы не совершенны, может быть, не 15 минут займет такая молитва, а чуть больше, но все равно не два часа.

– Самым главным таинством, вокруг которого и Церковь строится, и жизнь наша должна бы строиться, конечно, является таинство Евхаристии, причащения Святых Христовых Таин. Сейчас частое причащение мирян (каждое воскресенье или раз в две недели) уже достаточно распространено, но есть одна сложность. С одной стороны, мы знаем, что Господь нас каждый раз призывает. Если в эту литургию ты стоишь и не причащаешься, ты себя чувствуешь, как человек, которого позвали на пир, а у тебя своя свадьба, покупка волов, земли – в общем, не пришел. С другой стороны, особенно для людей семейных, есть сложность в вопросах подготовки, потому что надо выделить три постных дня в неделю, а пост связан не только с ограничениями в пище; еще это и чтение канонов, что достаточно долго, – и человек рад бы часто причащаться и вроде бы послаблений себе не ищет, но понимает, что этот труд еженедельно понести не сможет. Как быть и как часто Вы советуете причащаться?

– Конечно, к таинству Причастия нужно относиться серьезно. Это великое таинство, которое, как говорит апостол Павел, действует так, что если мы недостойно причащаемся, то это может быть в суд и в осуждение, и немало от того болеют и даже умирают. Мы не должны забывать об этом. Это очень нужное и благодатное таинство, но в то же время нужно правильно к нему относиться. Конечно, и пост нужен, и молитвы нужно почитать, и воздержание иметь, особенно семейным парам, поэтому нужно правильно поставить ориентиры.

Если не получается раз в неделю, то можно раз в месяц или в два месяца – это даже очень хорошо, потому что было время, когда люди исповедовались и причащались один раз в год. Сейчас, слава Богу, достигли того, что мы причащаемся в двунадесятые праздники, в день своего ангела, в день своего рождения, в дни больших праздников, в дни почитаемых нами святых. Если мы причастимся в эти дни с достойным приготовлением – это уже очень хорошо. В Древней Церкви люди причащались за каждой литургией, но мы знаем, что тогда люди были более подготовлены к тому, чтобы благоговейно относиться к этому таинству. Но достичь такого уровня, чтобы причащаться раз в неделю, – для этого надо потрудиться, чтобы сделать это достойно, не просто ради самого факта причастия, а ради того, чтобы оно было спасительно и приводило нас к совершенству. Мы призваны Богом к совершенству, к святости. Одна из ступеней к совершенству – это причастие в двунадесятые и великие праздники, в особые дни своей жизни, а еженедельный приход в церковь всей семьи – к этому нужно прийти. Если человек всю жизнь не ходил в церковь, а теперь пришел и причащается потому, что ему сказали, что это нужно делать, – это не совсем правильно, нужно делать это не ради самого факта причастия, а ради духовного совершенствования. К этому надо прийти постепенно, чтобы это было осознанно и благочестиво, благоговейно, со страхом Божиим, с любовью к Богу, с каким-то отречением своей воли, с какими-то достижениями в своей духовной жизни. Это очень хорошо, но есть другая крайность: я не могу таким быть, тогда не буду причащаться вообще.

– Когда Вы к нам приезжаете, мы на радостях задаем Вам множество самых разных вопросов, но крайне редко спрашиваем о том, что происходит на кафедре, которую Вы сейчас возглавляете. Как в песне Светланы Копыловой: «Малейшие неурядицы нам катастрофой кажутся, и мы к отцу духовному бежим по пустякам, и хоть бы раз нам, чадушкам, спросить: "Ну как ты, батюшка?", быть может, в тыщу раз ему сейчас трудней, чем нам». Поэтому я хотела бы попросить Вас рассказать о единственном в Ташкентской епархии мужском монастыре, который действует в Чирчике. Я знаю, что там готовятся к встрече сразу двух юбилейных дат: храму будет 115 лет, а монастырю – 20 лет. И потом есть еще одна тайна, которую, может быть, уже можно открывать, – про телевидение. Что Вы нам расскажете об этом?

– Действительно, в нашей епархии единственный мужской монастырь – Свято-Троицкий Георгиевский монастырь. 23 ноября храму исполнится 115 лет, а монастырю – 20 лет.

– То есть монастырь вырос вокруг храма?

– В наше время, 20 лет назад, по благословению и ходатайству митрополита Владимира перед Священным Синодом нашей Церкви был открыт монастырь. Он действует, потихонечку развивается, увеличивается количество людей, что очень отрадно; в последнее время стало больше молодых послушников, которые, как мы надеемся, станут хорошими монахами, иеромонахами, служителями нашей Церкви. Игумен Нектарий, наместник этого монастыря, много делает для того, чтобы развивать монастырь. Были сделаны большие реставрационные работы в храме, сейчас планируем построить новый корпус для братии, хотя корпус уже есть, но он не вмещает желающих поступить в этот монастырь, поэтому будем расширять наши монастырские здания, чтобы можно было разместить всех желающих.

– А много людей живет в монастыре?

– В монастыре не так много, но иногда я сам посылаю туда людей, а игумен Нектарий говорит, что их некуда поселить.

– То есть получается, что расширяться надо, потому что теснота существует сейчас?

– Да. Единственный храм монастыря всегда полон народа, люди приходят молиться, и мы надеемся, что некоторые прихожане созреют для того, чтобы стать насельниками этого монастыря. Человек живет в миру духовной жизнью, и наступает момент, когда он чувствует, что ему нужно нечто большее, чем он имеет в этой жизни, но ему что-то мешает получить это большее в миру. Существующие монастыри и предоставляют возможность для дальнейшего духовного становления, развития, возвышения, совершенствования, поэтому отрадно, что есть люди, которые к этому стремятся и поступают в наш монастырь.

– А про телевидение, которое, как мы надеемся, скоро появится, можно рассказать?

– Сейчас было заседание Священного Синода, где рассматривали журналы Среднеазиатского митрополичьего округа, и мы просили у Святейшего Патриарха благословения на то, чтобы открыть Интернет-телеканал Среднеазиатского митрополичьего округа. Патриарх очень живо заинтересовался этим мероприятием, и я ему рассказал о том, что мы хотим сделать. Очень приятно, что в наше время мы имеем такие возможности, чтобы объединить все епархии Среднеазиатского митрополичьего округа в одно целое, и те мероприятия, которые совершаются в каждой епархии, мы могли бы иметь на одной площадке; в то же время с этой площадки могли бы почерпнуть нравственные наставления, которые мы могли бы дать нашим верующим, живущим в нашем округе, и не только в нем, ведь Интернет открыт для всех. Очень важно, что сейчас есть такие возможности, когда можно будет вещать не только на русском, но и на узбекском, таджикском, кыргызском, афганском и других языках Центральной Азии. К нам обращаются многие люди из Индии, Персии, просят их окрестить, повенчать, но они, конечно, еще не совсем подготовлены к этим таинствам. Они могли бы на этом канале получить сведения о нравственных основах православия и, будучи подготовленными, принять вышеназванные таинства.

– Но ведь для этого нужны специалисты, которые хорошо владеют языками и в то же время укоренены в православной традиции. Они уже набраны или Вы находитесь в процессе поиска?

– Мы пока в процессе. Конечно, уже есть из этих стран воцерковленные люди, которые хотели бы говорить о православных ценностях. Я думаю, они будут нам полезными.

– Мы от всей души желаем нашему «младшему брату» Божией помощи, успехов, процветания, будем всемерно помогать. Напоследок вопросы о жизни вечной. Есть детский вопрос: наша тринадцатилетняя телезрительница спрашивает: «Что мы будем делать в Царстве Небесном, если там не будет ничего, кроме Бога?»

А взрослый зритель задает следующий вопрос: «Известно, что на Страшном Суде откроются грехи каждого человека перед всеми. Не могу понять, зачем другим людям знать чьи-то грехи? Лично я не хочу знать про грехи других людей».

– Нужно понимать, что для нас Бог – это центр, самое важное: где есть Бог, там есть добро и все то доброе, что должно быть в нашей жизни и о чем мы даже не предполагаем. Поэтому если мы приобретаем Бога, то приобретаем все, что нам необходимо для нашей жизни. Те устремления нашего сердца, которые мы имеем в нашей земной жизни, не удовлетворяются, потому что здесь, на земле, мы не можем получить того, что требует наша душа. Мы мечемся туда-сюда, боремся, чтобы что-то получить, но, что бы мы ни дали нашей душе, даже самые большие удовольствия и наслаждения, материальные блага, наша душа неспокойна, недовольна. Потому у нас и стрессы, что душа недовольна. Когда мы будем с Богом, Он даст душе все, что она хочет. Не надо устрашаться, что если будем с Богом, то ничего другого не получим: получим всё, даже больше, чем предполагаем.

По поводу второго вопроса: хотим мы или нет, но это будет. Так судил Господь, что на Страшном Суде грехи каждого человека будут открыты перед всеми людьми для того, чтобы люди, если не стесняются и не имеют стыда сейчас (а стыд притупляется нашими же грехами), то там наш стыд в полной мере откроется и мы будем очень стыдиться, потому что все увидят всё, что мы тайно или явно делали в свое время. Потому это и Страшный Суд, потому что всё будет открыто и всё это увидит весь человеческий мир.

Для того чтобы этого не было, Господь по Своей милости дал нам таинство Покаяния, в котором мы перед духовником и Богом рассказываем обо всем, что сделали плохого, и тогда там, на Страшном Суде, ничего не покажут: не хочешь, чтобы видели там, – кайся здесь. У нас есть средство для того, чтобы получить прощение наших грехов, и, когда придем на Страшный Суд, все будет очищено благодатью Христовой в таинстве Покаяния. Вот в чем важность этого таинства, поэтому мы должны любить, ценить и благодарить Бога за то, что Он дал такое великое таинство, чтобы мы могли очиститься, чтобы на Страшном Суде не показали наши грехи, и, самое главное, чтобы нас не ввергли за наши грехи в адские мучения. Поэтому Господь говорит, чтобы мы трудились, подвизались, каялись, старались жить благочестиво в этой жизни. Богом всё для этого сделано, всё дал нам Господь.

 

Ведущая: Светлана Ладина
Расшифровка: Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать