Архипастырь. Память равноапостольной княгини Ольги

24 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает епископ Щигровский и Мантуровский Паисий.

– Сегодня мы будем говорить на многие темы, но очень серьезно затронем тему равноапостольной княгини Ольги. Мы благодарны Вам, что Вы в очередной раз посетили нас в нашей московской студии. Прежде чем мы перейдем к основным вопросам нашей передачи, расскажите, пожалуйста, о Вашей архипастырской деятельности в епархии, которая находится в Курской области.

– В следующем году будет пятилетие со дня основания Щигровской епархии. В 2012 году я был избран епископом Щигровским и Мантуровским. В августе будет два года, как я на кафедре. За это время у нас прошло много церковных мероприятий, открыто множество приходов, налаживаются замечательные, хорошие, добрые отношения с представителями власти. На высоком уровне для нашей молодой епархии проводятся церковно-государственные праздники. Епархия небольшая, насчитывает 145 тысяч человек. Находится она в Курской митрополии, недалеко от Курской Коренной пустыни. К сожалению, в нашей епархии никогда не было монастырей. Был один женский монастырь святой великомученицы Варвары, но он снесен сразу же после революции, восстановить его можно лишь с большим трудом, потому что там, к сожалению, ничего не осталось. Если создастся сестричество, то мы с удовольствием восстановим этот монастырь. А так наше основное направление – работа с молодежью, как это и положено, потому что это наше будущее.

В храмы регулярно ходит достаточное количество человек. Правда, в Щиграх всего один храм. Осенью этого года мы будем освящать еще один храм – святого равноапостольного князя Владимира, который мы заложили в прошлом году, когда праздновалось тысячелетие преставления этого святого. В этом году будем закладывать еще один храм в Щиграх – в честь преподобного Серафима Саровского, курского земляка. Это основные наши направления, а также, самое главное, окормление молодежи, открытие приходов, налаживание работы с представителями власти. Ну и оживление жизни на приходах, так как по инициативе Святейшего Патриарха митрополии разукрупнились, потому что невозможно одному епископу осуществлять полноценное окормление множества приходов. Создались небольшие епархии, в которых можно посетить все приходы. Их я посетил в первый год, когда только пришел, познакомился с жизнью приходов и сейчас стараюсь минимум один раз в год послужить в каждом приходе, в котором возможно послужить. Это наши основные действия.

– А много ли приходов в вашей епархии?

– Семьдесят пять приходов, пятьдесят семь священников. Некоторые священники окормляют несколько приходов, потому что есть приходы, где всего около двухсот жителей, и они, естественно, не смогут полноценно содержать приходского священника, да и невозможно окормлять столь малочисленные приходы одному священнику, поэтому он окормляет два или три прихода.

– То есть в епархии существует кадровая проблема?

– Особой проблемы в кадрах у нас нет, потому что все приходы заняты священниками. Другое дело, как я уже говорил, невозможно иногда поставить священника на малочисленный приход, поэтому священника ставят на два-три таких прихода. Поэтому кадрового «голода» у нас нет. В Сибири – да, может быть, когда открывается множество приходов, а священников мало.

– Какие трудности возникали на Вашем архипастырском поприще, были ли какие-то проблемы, как Вы их преодолевали? Ведь есть различные искушения…

– Искушения бывают, но думаю, что они, может быть, все еще впереди. Я ведь начинающий архиерей, всего два года, а это совсем небольшой срок для архиерейского служения. Пока Господь милует и дает благость и утешение на сердце. За все это время у меня не было каких-то больших скорбей. Я понимаю, что все еще впереди, стараюсь не расслабляться, но каких-то сильных искушений не было. Естественно, самая главная проблема, как, думаю, и в каждой епархии, – недостаток финансовых средств для того, чтобы полноценно, как хотелось бы, строить и осуществлять задуманные планы. Строительство храма является очень затратным, а жертвователей мало. Наверное, это единственная проблема.

А так, с Божьей помощью, как-то все благостно, тихо, священники достойные, миряне – народ богобоязненный, верующий. Может быть, они еще не так воцерковлены, как хотелось бы, но это одна из задач каждого архиерея – понемногу воцерковлять людей. А так все очень благостны, я был приятно удивлен, что не встретил в своей епархии ни одного ярого атеиста – все верующие, потому что это как-то заложено в народе, особенно в деревенском. В моей епархии больше деревень, чем городов, город всего один – Щигры. Это накладывает свой отпечаток: все помогают чем могут. Восток Курской области – сельскохозяйственная территория, там нет больших предприятий, которые можно было бы попросить о помощи. Но потихоньку, с Божьей помощью, будем дальше открывать приходы и воцерковлять народ.

– Какое место занимает Церковь в жизни ваших прихожан? Как Вы заметили, сельскохозяйственный регион не так богат, как другие области.

– Церковь играет основополагающую роль в жизни любого человека, потому что это основа жизни каждого православного христианина. Как сказал Господь в Евангелии: «Ищите прежде Царствия Небесного, а все остальное приложится вам». Все остальное – как раз то, что касается быта, – народ старается сначала освящать в Церкви. Там заложена очень хорошая традиция: перед началом посевной служатся молебны, окропляются поля; то же самое перед началом сбора урожая. Потом служатся благодарственные молебны, то есть народ в бытовом смысле старается освящать свою жизнь Церковью. Естественно, самая главная задача каждого христианина – исполнение четвертой заповеди «помни день субботний: шесть дней делай дела твои, седьмой день Богу твоему служи».

Конечно, есть трудности – не только в нашей епархии, но и везде, особенно когда полевая страда или лето, все заняты на своих усадьбах, на дачах и, может быть, народу в храм по будням ходит меньше. Но в праздничные дни народ вспоминает о вере, ходит достаточно массово, поэтому мы как раз и строим в Щиграх еще два храма, потому что одного храма, рассчитанного на пятьсот человек, не хватает. Например, на Вербное воскресенье – Вход Господень в Иерусалим – в прошлом году было шестьсот человек, в этом году семьсот. Пусть на сто человек, но это прибавление, и народ не может весь войти в храм. Видно, что нужны еще храмы. Откроем еще два, и, надеюсь, эта проблема будет решена.

Другое дело, что каждый христианин понимает: если он не будет освящать свою жизнь и начало дня молитвой, Господом, мыслью о Боге, то, к сожалению, ничего не будет спориться. Есть хорошее выражение: без Бога не до порога. Как я уже заметил (может быть, это наша епархия такая, сельскохозяйственная), в быту, в народе всегда присутствовала вера. Она не так ущемлялась, как в больших городах, в какой-то степени безбожных, на деревне люди всегда верили в Господа. Могли не ходить в храмы, потому что их было мало, но веру сохраняли в чистоте. Понятно, что есть какая-то обрядовость, не совсем нормальная, не православная, но с этим мы тоже стараемся бороться и объяснять людям чистоту и правильное направление в вере.

– Сейчас Церковь активно сотрудничает с государством – в различных социальных проектах, во многих других значимых для общества и нашей страны мероприятиях. Скажите, проводятся ли в вашей епархии совместные мероприятия с властью, которые служили бы пользой для общества и населения епархии?

– В нашей епархии сложились очень хорошие отношения с властью – и с мэром города Щигры, и с администрацией Щигровского района, и с каждым главой районов (у нас в Щигровской епархии их девять). Это показатель того, что в народе и представителях власти есть вера. Они помогают чем могут. Например, мэр Павел Юрьевич Моисеев помог найти два замечательных участка, доступных для людей, чтобы построить там храмы. Чем он может, помогает. Когда я обращаюсь, естественно, он всегда откликается на эту просьбу. Совместно мы проводим основные мероприятия. Конечно, освящаем День семьи, любви и верности. В этом году по моей инициативе городская дума приняла решение праздновать день города в день Святой Троицы, потому что город Щигры был основан на поселке Троицком, так восстанавливается историческая справедливость. Троица, как мы знаем, всегда в воскресенье, так что это очень удобно. Мэр с удовольствием поддержал эту инициативу, и в этом году мы праздновали и день Святой Троицы, и день города, чтобы приучать людей к исторической справедливости.

Также при множестве людей проходит крестный ход «Безмолвная молитва» против абортов. Собирается молодежь почти всего города, приходят даже мамы из детских садов со своими детьми. Когда они несут эти плакаты и в тишине идут по городу, создается удивительное впечатление. Это действует на тех, кто задумывается о том, что это такое на самом деле. Также мы в прошлом году провели крестный ход на месте строительства храма князя Владимира. Естественно, мы участвуем во всех городских и областных мероприятиях. Я завел обычай: на Рождество и Пасху мы собираем все духовенство с матушками и детьми, всех глав районов нашей епархии также с женами и детьми, чтобы показать им концерт, прославить Христа, а после этого непринужденно, неформально пообщаться. Так что у нас очень замечательные отношения с властями, поэтому есть благостное чувство (по сравнению, может быть, с другими епархиями).

– Надеемся, что эта тенденция в отношениях и взаимопомощи будет развиваться и дальше.

Сегодня память святой равноапостольной княгини Ольги. Это бабушка того самого князя Владимира, который крестил Русь. Расскажите, пожалуйста, об этой святой, почему она равноапостольная, каков ее вклад в нашу историю, развитие веры в нашей стране.

– Все мы знаем из жития святой равноапостольной княгини Ольги, что она была родом из Пскова. Имя ее Хельга, но так как русский язык больше окающий, ее звали Ольгой. В святом крещении она получила имя в честь святой равноапостольной Елены, матери святого Константина Великого. Когда в 954 году она совершила паломничество в Царьград, ее крестил собственноручно патриарх Феоктист. Восприемником был Константин Багрянородный, тогда император Византии. Она была женой князя Киевского Игоря, который, хоть и склонялся к христианству, как описывает история Церкви, но боялся бояр и язычников и не встал на сторону христианства, не принял крещение, за что, как иногда пишут историки, и поплатился: язычники убили его, разорвав между двух деревьев.

Святая равноапостольная княгиня Ольга стала на княжение. Первое, что она начала делать – собирать Русь, строить погосты, которые были как форпосты на Руси. Начала водить государственные отношения, чтобы люди подчинялись киевскому престолу, чтобы наладить отношения. Затем, как я уже говорил, она совершила паломничество в Константинополь, где, окончательно созрев, приняла веру христианскую. Вернувшись на Русь, она начала дальше строить храмы. Хотя мы знаем, что христиане были и до княгини Ольги, она первая послужила началом церковного и государственного окормления и воцерковления русского народа.

Она была бабушкой святого равноапостольного князя Владимира и, естественно, заботилась о его воспитании. Говоря о вере христианской, соблюдая полностью все христианские обряды, строя храмы и посещая их, понемногу воцерковляла она и равноапостольного князя Владимира – не заставляя его, а исподволь, потихоньку, святостью своей жизни показывая пример веры. Что значит вера христианская… Равноапостольная княгиня Нина, просветительница Грузии, тоже не заставляла никого креститься, а своей жизнью, святостью показывала пример достойного христианского жительства. Поэтому Церковь и наименовала ее святой равноапостольной, потому что она послужила началом просвещения Руси светом Христовой истины в государственном масштабе.

– Сейчас идет много разговоров о том, что принятие Русью христианства было ошибкой. Об этом можно услышать на телеканалах, в газетах, на эту тему даже пишут книги. А ведь приняв христианство, мы получили много полезного: появилась письменность, архитектура и так далее. Что можно ответить людям, которые говорят о том, что принятие Русью христианства – ошибка?

– Сейчас, к сожалению, есть такая большая проблема, которая все более и более захватывает в основной массе умы молодых людей. Они не имеют еще опыта человеческого, но под натиском националистической (в прямом смысле этого слова) пропаганды борются со всем, что не связано, как они считают, с русской традицией. Идеи неоязычества сейчас, к сожалению, очень распространены среди заключенных и юношей, которые, якобы борясь со всем иностранным, перегибают палку и начинают возвращаться к «вере предков». Каждый христианин знает, что это языческое заблуждение, которое весь мир давно уже отверг. Язычество как таковое изжило себя еще тогда, когда князь Владимир и княгиня Ольга принимали крещение. Принимали не из-за какой-то выгоды, а из-за того, что понимали: язычество – вера тупиковая. Они достигли тупика, не видели никакого развития в поклонении идолам, никакой помощи.

А вера христианская существовала уже во множестве государств. Мы приняли веру, можно сказать, одними из последних, но просветились больше всех. У нас прославленных Церковью святых гораздо больше, чем почти в каждой из других Церквей, поэтому и говорят иногда – Святая Русь. Святостью своей жизни многие святые – и Антоний Печерский, память которого праздновалась в субботу, родоначальник русского монашества, – освятили нашу землю, показали всю пагубность язычества как такового, показали, что язычество – творение рук человеческих, а не Божьих. А так как оно было не Божье, то и разорилось.

Язычество, придуманное и поддерживаемое людьми, уже не имело никакого смысла и искоренилось. Так что сейчас большая проблема в том: нужно объяснять молодым людям, что возвращение к язычеству не даст никакой пользы ни для Руси, ни для каждого из людей. Христианские традиции – это традиции и ценности общечеловеческие: милосердие, кротость, воздержание, «не убий, не укради, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй, не завидуй». Это суть человеческие нормы. В язычестве этого не было. Оно было более свирепым, более ужасным.

К сожалению, это было в нашей истории. Но слава Богу, при помощи святой равноапостольной княгини Ольги и князя Владимира, ее внука, мы просветились светом Христовой истины и показали столько столпов святости, столько святых мест (Киево-Печерская лавра, Троице-Сергиева лавра, Дивеево, Оптина – всех не перечислить), которые впитали веру византийскую! Нашу веру мы взяли от Византии, от Константинополя, впитали ее как губка и дали плод сторицею. К сожалению, это большое заблуждение молодежи, с которым нам вскорости придется усугубить борьбу, потому что оно ведет к уходу людей от христианских ценностей опять в язычество.

– Я встречал людей, которые вполне осознанно совмещают и православную веру, и веру в своих языческих предков, превознося их.

– Господь говорит: «Не благонадежен человек, который взялся за плуг и озирается назад, в Царствии Небесном». Невозможно работать Богу и мамоне. Человек не может быть христианином и при этом придерживаться язычества, это несовместимые вещи. Свет и тьму невозможно соединить. Там были свои устои, свои языческие понятия. Например, кровная месть, которая сейчас существует, может быть, в некоторых исламских странах. Она тоже пребывала в язычестве, и это никак не совместимо с христианским милосердием и всепрощением. Поэтому не может человек быть и православным христианином, и язычником. Должен выбрать что-то одно. Надеемся, что все-таки будут выбирать чистоту православия.

– Как же бороться с их убеждениями? Молодой разум всегда очень буйный, идет против, ему сложно что-то навязать. Как можно объяснить человеку, что это староверие, или, как говорят, ведическая вера – зло?

– В первую очередь это лежит на каждом христианине. Бороться с так называемым неоязычеством должны не только епископы и священники, но и каждый православный христианин. Что значит бороться? Вот я уже приводил пример равноапостольной Нины. Она просто жила по-христиански. Никому ничего не проповедовала, помогала людям, показывала пример святости своей жизнью, чистоту православия. И люди потянулись, увидев ее веру, ее милосердие, любовь к ним, и отвернулись от своих языческих богов. Так и на каждом христианине лежит огромная ответственность.

Если ты христианин, должен жить как православный христианин. Есть выражение: нужно быть, а не казаться. К сожалению, хотя большинство людей на Руси по переписи населения заявили, что они православные верующие христиане, но при этом на вопрос, как часто они ходят в храм, ответили «регулярно» всего два-три процента. Вот это настоящая паства, которая старается жить по вере. Если большинство православных осознает, что нам надо не просто бороться, выходить с какими-то плакатами на улицы, а показывать правоту своего учения святостью своей жизни, это, мне кажется, будет самым главным способом предотвратить язычество.

Другое дело, что сейчас есть множество средств массовой информации, тот же замечательный телеканал «Союз». Но он вещает не везде и, может быть, не все его смотрят. Должны быть какие-то познавательные передачи – и со знаменитыми историками, которые объясняют тупиковость языческого учения и невозможность возвращения к нему. Невозможно вернуться в каменный век. Можно этим людям посоветовать тогда отказаться от всех благ цивилизации и вернуться к образу жизни прапрадедов, поклонявшихся язычеству. Никто не захочет к нему вернуться. Они хотят реанимировать якобы язычество, но это невозможно.

Нужно объяснять, вести в Интернете активную пропаганду. Священники должны посещать места заключений. Почему я говорил про места заключения: к сожалению, там воинствующая против всего и вся атмосфера, бунтарская, а это благодатная почва для ростков неоязычества. Там нужно проповедовать почаще, собирать священников. У нас, слава Богу, почти все места заключения окормляются священниками. Конечно, там должна вестись очень серьезная работа. Не просто среди тех, кто приходит в храм. Нужно распространять какую-то литературу, создавать, пусть небольшие, брошюры о вреде язычества, об этом новшестве. Нужно прилагать разные силы, но в первую очередь, повторяю, показывать пример святостью своего жития. Это будет самый действенный способ.

Мы озвучили статистику: три процента населения назвали себя православными, регулярно ходят в храм. Действительно, многие несут детей крестить. Многие знакомые священники говорят: я покрестил за месяц сто человек и только несколько увидел на следующей службе. Это ведь действительно огромная проблема. Люди верят порой по традиции, не понимая истинного предназначения того, чему вообще учит Церковь. Скажите, как правильно верить и как бороться с обрядоверием, когда человек не задумывается, что происходит в момент обряда?

– Конечно, это животрепещущая тема. Поправлю: православными себя называют не три процента населения, а восемьдесят или более. А вот как раз воцерковленные, которые регулярно посещают храм, стараются поститься и молиться, – это максимум три-пять процентов. Да, эта статистика, может быть, не очень хорошая для нас, но то, что больше восьмидесяти процентов заявляют, что они верующие православные христиане, обнадеживает. То есть они не отвергают веру. Да, к сожалению, они не воцерковлены. Это одна из самых главных задач в любой епархии: народ крещен, но не просвещен. Второе крещение, как мы считаем, было в конце 80-х – начале 90-х годов, после празднования тысячелетия Крещения Руси. Да, крестилось множество народа, и сто человек могло прийти за один раз, особенно в больших городах, но при этом не было никакой катехизации. Не было никакого воцерковления до крещения.

В начале 90-х люди приходили венчаться. Спрашиваешь: для чего венчаетесь? «Ну, мы же русские люди!» Естественно, поэтому и было множество разводов, потому что люди подходили к этому неосознанно, а просто как к обряду. Сейчас по инициативе Святейшего Патриарха более углубленно начинается катехизация и воцерковление перед крещением. В нашей епархии тоже человек не может прийти и сразу креститься – он должен пройти минимум две беседы, чтобы ему рассказали о христианстве, о вере православной, о том, как он должен после крещения жить. Он должен оставить свой прежний быт расслабленного человека и начинать более серьезно относиться к вере православной, стараться жить по ней, узнавая ее все глубже и глубже. После воцерковления люди, приходя креститься, хоть немного осознают, что это серьезный жизненный шаг. Если есть эта предварительная катехизация, то люди более ответственно подходят к крещению.

Другое дело, что сейчас, естественно, не все воцерковлены. Людей больше семидесяти лет отучали от хождения в храм, соблюдения постов, от молитв. Максимум – они просто называют себя верующими. Это задача и священноначалия, и обычного духовенства – воцерковлять людей. В Курской митрополии еще с середины 90-х годов в каждом классе преподаются основы православной культуры. Сейчас их начинают давать повсеместно, но у нас они с середины девяностых.

К сожалению, даже объяснения на уроках основ православной культуры нельзя назвать воцерковлением. Это ознакомление с верой – что она значит, что требует, в каком направлении человек должен двигаться, если он хочет по-настоящему познать веру. Это не Закон Божий. У нас есть воскресные школы с более углубленным преподаванием основ православия. Я надеюсь, что люди, которые ходят в воскресные школы (они есть и у нас, и в каждой епархии, у нас есть и воскресные школы для взрослых, которые также воцерковляют), потихоньку, понемногу начнут воцерковляться. Может быть, не так быстро, как нам бы хотелось, но мы не должны забывать, что есть пример в истории. Моисей сорок лет водил древний Израиль по пустыне, пока не вымерло то поколение, которое впитало в себя менталитет раба.

Так же и у нас. С перестройки прошло всего двадцать пять лет, для истории это «ни о чем». Маленький срок. Но плоды уже видно: государство, слава Богу, повернулось в сторону Церкви. Оно не только не гонит ее, но и помогает во многом. Начинают преподавать «Основы православной культуры», народ имеет возможность спокойно исповедовать свою веру. Посмотрим, что будет лет через двадцать, но это не значит, что нужно сидеть сложа руки. Нужно делать как княгиня Ольга или князь Владимир, как священники в то время – они просвещали язычников; так и мы – стараемся просвещать уже крещеных, но еще не воцерковленных людей.

– Наверное, стоит отметить, что это, конечно же, задача не только священноначалия, священников, но и самих людей. Думаю, каждый телезритель должен осознавать, что и он является примером для своего соседа, случайного прохожего и может показать пример истинного христианина.

В нашей стране достаточно благоприятная ситуация для Церкви, но идут и нападки на нее – не только в СМИ, но и на бытовом уровне. Как простому верующему отвечать на эти нападки?

– На нападки нужно отвечать так, как Господь нам заповедовал: «Если тебя ударили по правой щеке, подставь левую», – если нападки касаются конкретно тебя. Но веру, естественно, человек должен защищать. Вы правильно заметили, что в первую очередь воцерковление людей и приведение всех, кто назвал себя православными христианами, к настоящей вере, – это задача не только священноначалия, священников, но и любого христианина. Каждый христианин должен показывать примером своей жизни святость учения, святость православия. Очень часто бывает так, что люди тянутся в церковь, заходят туда, а там их встречает какая-нибудь озлобленная бабушка, либо их оговаривают за свечным ящиком, либо сделали грубое замечание в храме – и людей это отталкивает.

Но человек ищущий все равно будет стремиться дальше. Я тоже, когда приходил к вере еще в советские времена, пришел в храм и получил отповедь от православных бабушек. Естественно, мне это не очень понравилось, но я подумал: может быть, в другом храме есть более добрые люди. Пошел в другой храм, и Господь так сделал, что зашла бабушка и как-то меня утешила. Это показатель: люди оправдывают себя тем, что в храме есть нехорошие бабушки, злые люди, которые цыкают, одергивают (естественно, это ненормально, с этим мы боремся как только можем). Но человек не должен обращать на это внимания, потому что ты идешь к вере и должен познать ее сам.

Другое дело, что ответственность лежит на каждом христианине. Я постоянно говорю это в своей епархии в проповедях. Вы как апостолы – не только епископы как прямые последователи и преемники апостольской благодати, но и каждый христианин – апостол. Если не особо воцерковленный человек видит другого человека, который ходит в храм (в небольших городах или в поселках все знают, кто ходит в храм, а кто нет) и себя считает крепко верующим христианином, а после храма так же сквернословит, ведет себя грубо, на замечания отвечает грубостью, ведет себя совершенно недостойно христианина – естественно, такой никого не приведет к вере.

А вот если видно, что человек был раздражительный, вспыльчивый, но, постоянно ходя в храм, исправил свою жизнь, стал кротким, смиренным, спокойным человеком, – тогда другой человек подумает: у меня тоже есть недостатки, может быть, мне как-то прийти в храм?.. Поэтому задача воцерковления – задача всех православных христиан. Я постоянно говорю об этом на проповеди, потому что это большой бич – когда люди, даже считающие себя крепкими христианами, ведут себя порой после службы, выходя в мир, совершенно по-другому.

– Княгиня Ольга являлась в то время православной христианкой, но ее сын Святослав не принял веру христианскую, грабил и покорял соседние народы, ходил походом на Византию. Действительно, у Ольги была кротость и спокойствие, а впоследствии это дало свои плоды. Никакой воинствующей проповеди не было. Это тоже некий пример для нас.

– Однозначно. Некоторые люди, особенно язычники, о которых мы сегодня упоминали, говорят, что православие насаждено у нас кровью. Да ни в коем случае этого не было. Оно насаждалось примером своей жизни. Тот же князь Владимир был ярым язычником, многоженцем, любил пирушки и тому подобное, иногда вел себя совершенно по-варварски. Но приняв крещение, он полностью изменился. Он остался только с одной супругой – Анной, вел себя кротко, раздавал милостыню. То есть он переродился в купели крещения и показал пример святостью своей жизни. Да, сын княгини Ольги Святослав не крестился, но он уже был более-менее взрослым, когда она приняла христианство. Она ведь приняла его не сразу, а после смерти своего супруга князя Игоря. Святослав подрастал и впитывал быт, который окружал его. Он так и не сподобился крещения, но, как мы видим, кротостью, святостью, тишиной своей жизни она подвигла князя Владимира к принятию христианства (думаю, однозначно он брал пример со своей бабушки).

– Хотя сначала назвать ее кроткой тоже было нельзя.

– Знаете, невозможно судить. Говорят: как же, во времена Иоанна Грозного могли запросто лишать людей жизни… Очень сложно в наши времена, в XXI веке, судить, как тогда жили. Тогда были такие нравы. Если человек был при власти и только подставлял бы левую и правую щеку, увы, тогда его бы быстро свергли и он не мог бы ничего сделать. Та же княгиня Ольга, как мы знаем, сожгла послов в церкви. Но они были язычниками и преступили клятву. Она поступила с ними так, как они и заслуживали в те времена, времена языческие, по тем законам, которые тогда существовали.

Княгиня Ольга не крестила всю Русь и не приняла православие как единственную веру. Она была христианкой, сама исповедовала, проповедовала своей жизнью, но не заставляла никого креститься. Государственной религией было тогда язычество. И так как она была правительницей, то жила по этим законам, соблюдая те правила по отношению к тем же язычникам. Они поклялись в преданности Игорю, ее супругу, огнем и мечом. А по языческим обычаям, если человек клялся этим, он заслуживал такой же кары за нарушение клятвы. Они поклялись огнем – она их и сожгла. Увы. В наше время это кажется варварством, но такие были времена. Сейчас невозможно иногда понять те порядки, которые были раньше. Люди так жили.

– Вы сказали, что двадцать пять лет – это маленький срок. Позвольте с Вами немного не согласиться. За двадцать пять лет можно вырастить целое поколение, плюс еще двадцать – еще одно поколение молодых людей. Общий вопрос, который часто задают везде и всюду, – какова роль принятия христианской веры в истории нашего Отечества?

– Понятно, Вы судите с точки зрения своего возраста, Вам кажется, что двадцать пять лет – очень много. Для Вас, может быть, это вся жизнь, но надо не забывать о том, почему я привел пример Моисея и сорокалетнего хождения по пустыне (пока не вымерло то поколение, которое впитало в себя менталитет раба). За двадцать пять лет люди, которым было тогда тридцать– сорок, еще у руля государственной власти. Они впитали менталитет советской власти еще в те времена, будучи комсоргами, партийными работниками. В моей епархии есть множество примеров: главы районов, которым по шестьдесят и чуть более лет, естественно, были и комсоргами, и партийными работниками; они стараются переродиться, но у них не получается полностью забыть то, на чем их атеистически воспитывали. Конечно, если судить с точки зрения молодого поколения, двадцать пять лет – это много. С точки зрения истории это совершенно немного.

С другой стороны, да, выросло очередное поколение. Опять же, скажу на примере своей жизни. Во время перестройки мне было уже двадцать лет. Мы видим, что и покойный Святейший патриарх Алексий II просил, постоянно обращался к государству, чтобы разрешили преподавать хотя бы в школах основы православной культуры. Но тогда, к сожалению, было другое время, власть была коммунистическая – не разрешили. Только в середине 90-х в некоторых областях (Курской, Белгородской, Липецкой) были такие, можно сказать, пилотные проекты. Получается, мы, можно сказать, потеряли одно поколение, не воспитав его на основах православия. Оно было подвергнуто рекламе, безобразию, распущенности, вседозволенности.

Тем более в середине 90-х годов было ужасное время, когда никто не занимался нравственностью. И это поколение в какой-то степени потеряно. Но они сейчас уже взрослеют и сами приходят к вере, приводят своих детей. Другое дело, что история сама покажет, сколько нужно времени на то, чтобы воцерковить всех. Но не все могут переродиться так, как князь Владимир или княгиня Ольга. Не все решаются на это. Некоторые так и остаются теплохладными, как это говорится в церковном понятии. Называют себя верующими, но не живут как верующие. А Господь о таких изрек: «Если бы ты был холоден или горяч… (холодный человек – неверующий, горячий – тот, кто живет по вере), а так как ты теплохладен, изблюю тебя из уст Своих». Так что это, конечно, серьезная задача.

– То есть мы регулярно должны говорить об одних и тех же вещах. Какая же роль была у христианства для нашего Отечества?

– Оно явилось основополагающим для нашего государства, так как мы уже пришли в тупик со своими языческими богами и отличались от всего европейского сообщества. И Грузия, и Армения приняли христианство на пятьсот лет раньше, чем мы. Мы все пребывали в диком язычестве, которое привело нас в тупик. Мы должны были либо развиваться дальше (духовно, нравственно и политически), входить в отношения с просвещенной Европой и с Византией, либо остаться на задворках истории как варварский народ, который бегает по лесам и не более того. Поэтому христианство было предназначено для всех людей, и Господь апостолам говорил, чтобы они шли и проповедовали всем народам.

К нам проповедь пришла через князя Владимира и княгиню Ольгу – и государство переродилось, стало совершенно другим, и вокруг тогдашней Киевской Руси начала собираться вся наша Русь, то, что мы сейчас считаем Русью. Сейчас, к сожалению, есть разделение: Украина, Белоруссия – отдельные государства, это понятно. Но нас нельзя разделять, мы один народ. Мы не имеем права воевать друг с другом, что-то делить. У нас одна история. Да, мы вышли из Киевской купели крещения, но Русь была не только Киевской, она распространялась дальше. Именно собираясь верой, примером святости преподобных, праведных мужей, великих князей, осуществилась наша государственность.

– Можно ли сейчас говорить о том, что православная вера – основа нашего государства?

– Однозначно. Это замечательное, правильное понятие, что только верой жив каждый человек и наша Русь. Нельзя попирать основы нашей веры, ее расшатывать либо вводить какие-то новшества, которые, к сожалению, сейчас происходят в Европе… Люди, говорящие, что живут в христианской Европе, живут совершенно другими ценностями. Во главе угла у них стоит не Господь, не вера, а человек со своими страстями. Если есть какая-то порочная страсть, она ставится в закон. Мы не имеем права вразумить человека (речь о противоестественных грехах и подобном). Создание однополых семей и тому подобное – это безобразие.

Это показатель того, что Европа пошла не по тому пути, хоть она и считает себя христианкой, но людей уже нельзя назвать христианами. Они живут не по-христиански. Господь заповедовал другое: «Оставит человек отца и мать и прилепится к жене, и будут двое в плоть едину». А на Западе происходит совершенно противоположное. И мы, Святая Русь, освященная подвигами множества святых, должны сохранять свою веру, укреплять ее. В первую очередь воцерковить наш народ, чтобы он осознал, что такое вера, что она дает человеку и чего требует, чтобы он не был теплохладным. Если мы будем сильны в вере, тогда ни один враг нас не победит. Никакие санкции и проблемы нам не будут страшны, потому что без веры православной мы опять вернемся в хаос.

Есть замечательный призыв: Русь Святая, храни веру православную, в ней тебе утверждение! Только на основе православия, христианства существует русская цивилизация. Она основалась в купели крещения равноапостольной княгиней Ольгой и князем Владимиром, существует и, надеюсь, будет существовать всегда только на основе этого. Возвращение вспять – не наша задача.

– В истории есть примеры, когда русский народ отворачивался от веры. Конечно, мы получили целый сонм новомучеников и наших молитвенников у Престола Божьего, но, слава Богу, вернулись к истокам.

Дорогой владыка, надеюсь, что сегодняшняя наша беседа обязательно будет услышана многими людьми и послужит им на пользу и в становлении как личности в обществе, и в духовном плане. Пожалуйста, дайте наставление нашим телезрителям.

– Самое главное, хотел бы пожелать каждому христианину, каждому жителю нашей страны, чтобы он был достойным христианином, чтобы достойно нес свое звание, достойно и праведно. Если мы, дорогие братья и сестры, все будем стараться жить по-настоящему, по-христиански, не быть теплохладными, не быть в Церкви одними, а в обществе другими, тогда Русь изменится. Тогда люди будут заражаться примером нашей жизни и вокруг станет больше добрых, порядочных людей. Желаю вам, дорогие братья и сестры, и себе в том числе, укрепления в вере, в первую очередь стяжания благодати Духа Святого, как учил преподобный Серафим Саровский, курский земляк. Чтобы мы преуспевали в вере, и тогда ничто не будет нам страшно. Помощи Божией вам на этом пути.

 

Ведущий Сергей Платонов
Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать