Архипастырь. Митрополит Викентий. Эфир от 12 августа 2015 года

12 августа 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий. Передача из Екатеринбурга. 

– Владыка, сегодня я предлагаю поговорить на достаточно важную для мирян тему: «Опасность комфорта для человека». Насколько важно чувствовать грань дозволенного, что нам полезно, а что нет? Мы обозначим таким образом основную тему разговора, но прежде всего хотелось бы поинтересоваться, в связи с чем Вы вновь посетили уральскую землю?

– Четыре года назад мы вместе с Высокопреосвященнейшим владыкой Кириллом, митрополитом Екатеринбургским и Верхотурским, освятили в Новоберезовске храм в честь святого мученика Иоанна Воина, память которого мы сегодня праздновали. И сложилась такая традиция: каждый год я приезжаю на этот праздник, который является для храма престольным, и совершаю с владыкой службу, на которой собирается много прихожан. Мы вместе прославляем великого угодника Божия, святого мученика Иоанна Воина, который является покровителем воинства, помощником в различных бедах, скорбях, болезнях, обретении утраченного, похищенного.

– Современное общество имеет стремление к комфорту – состоянию, когда всего в изобилии, работу за тебя выполняет техника, в супермаркете или гипермаркете имеется все, что можно положить в свою корзину и купить. Насколько комфорт опасен для нас? С одной стороны, есть все, независимо от того, существует в этом необходимость или нет, а с другой стороны, в житиях святых мы встречаем совершенно противоположный пример аскетической жизни, когда люди, наоборот, отказываются от всего мирского, чтобы быть ближе к Богу. Мешает ли комфорт приблизиться к Господу?

– Люди стремятся к комфорту, потому что мало думают о своем спасении, о вечном благополучии, заботясь только о благополучии земном, направляя на это все силы. А что касается вечной жизни, они о ней не думают, не хотят думать и даже считают это ненужным, хотя в Священном Писании мы видим, что Господь через апостола Павла нам говорит: «О горнем помышляйте, а не о земном». Этот призыв Божий, чтобы мы думали о вечности, угас, нашими современниками не слышится этот голос, и они больше думают о временном. Конечно, хочется жить со всеми удобствами, удовольствиями, чтобы было комфортно, как говорят, для души и тела, хотя душа не совсем с этим согласна. Мы видим, что душа людей, живущих в комфорте, неспокойна и недовольна. На душе тяжело, мы унываем, отчаиваемся, нам чего-то не хватает, чего-то еще хочется. Душа хочет вечности, божественного, возвышенного, а мы даем ей комфорт. От такого контраста и приходит уныние и отчаяние, появляется внутренний, духовный дискомфорт. А когда он появляется, у человека пропадает смысл дальнейшей жизни. И конечно, приходят плохие мысли о самоубийстве. Самоубийств, к сожалению, сейчас много и в мире, и в нашей стране, в том числе среди молодежи и детей. Вот что дает комфорт без понимания вечности, смысла жизни.

Вы правильно сказали, что были и есть такие люди, которые не стремятся к комфорту, каким-то удовольствиям, удобствам, а думают о Царствии Божьем и создают только самые необходимые условия для своей жизни, а остальным не особенно интересуются. Действительно, посмотрим на пример наших преподобных отцов – Сергия Радонежского, Зосимы и Савватия Соловецких, Сергия и Германа Валаамских. Так, на Валааме и Соловках очень тяжелые жизненные условия: там холодно, сыро и ветрено, нечем себя питать. А они пришли туда, когда там вообще ничего не было, с целью создать себе самый большой дискомфорт, иметь меньше земных удобств, удовольствий и привязанностей для того, чтобы получить самый большой комфорт в Царстве Божием. Да, здесь я в чем-то себя ограничиваю, что-то недополучаю, чего-то не имею, что хотелось бы иметь, но я не имею потому, что знаю, что получу в Царствии Божием даже в большей мере, чем сейчас думаю. Мы знаем из Священного Писания, что Господь уготовал нам то, что «око не видело, ухо не слышало и на сердце не приходило», то есть такое благо, какое мы даже представить не можем. Поэтому когда человек имеет понятие о Царствии Божием и стремится к нему, то старается меньше приобретать и пользоваться земными благами только в меру необходимости.

Но когда стремления к комфорту беспредельны, когда человек не знает меры и границ, он в какой-то степени мучает сам себя, потому что душа есть душа: она божественна, вечна и создана для вечного, а мы даем ей временное. Наша сегодняшняя беда в том, что мы перестали думать о вечности, перестали к ней готовиться. Господь дал нам эту временную жизнь именно для подготовки к вечности, а мы не то что не готовимся к ней – даже не думаем об этом. И конечно, достигаем неприятного состояния души, которая всегда будет недовольна таким положением дел, а это недовольство души отражается на нашем здоровье, наших телесных силах. И у нас заболевает то желудок, то сердце, то еще что-нибудь. Тот дискомфорт, который мы создаем комфортом в этой жизни, негативно влияет на нашу душу, тело и здоровье. Вот что мы приобретаем. Посмотрите на наших ветеранов: сейчас самым молодым из них 80 – 90 лет, а невооруженным глазом видно, что, пройдя войну, голод, становление страны, многие из них крепки, здоровы, могут жить нормальной жизнью. А есть молодые люди, которые все имеют: и питание, и тепло, и уход, и врачебную помощь, но много болеют. И, к сожалению, немало умирает. Если посмотреть на таблички на кладбищах, то можно увидеть, что умирает больше молодых людей, чем пожилых. Это тоже показатель того, что комфорт, временные удовольствия и наслаждения, особенно греховные, развратные, так сильно изнашивают наш организм, что человек не выдерживает данной нагрузки и уходит из жизни преждевременно. Вот результат нашего устремления к комфорту. Поэтому нужно себя в чем-то ограничивать, знать границу между необходимым для нормальной жизни и чрезмерностью.

 

– Вопрос от телезрительницы из Кировской области: «Существует мнение, что человек никогда не поступает по своей воле: все происходит либо по воле Бога, либо по воле дьявола. Можно ли доверять такому заявлению? И второй вопрос: к нам часто приезжают издалека (в частности, из Подмосковья) торговцы иконами «по месяцам», «по гороскопам». Такое несерьезное отношение к иконам – э то язычество?»

– Господь дал человеку свободную волю. Самое важное, чтобы мы осознавали, что наша воля греховна, что мы во многом ошибаемся, и старались подчинить свою волю воле Божией. Это цель нашей жизни, чтобы наша жизнь была богоугодной и спасительной для нас самих. Когда мы следуем своей воле, мы совершаем греховные поступки, то есть исполняем волю дьявола, потому что нет середины между Богом и дьяволом. Мы выполняем или волю дьявола, или волю Божию. Если мы устремляем свое сердце к тому, чтобы жить по воле Божией, мы читаем Евангелие, которое есть то мерило, тот путь, с которым мы должны сверять свою жизнь, – путь, данный нам Господом для руководства в нашей жизни. Если же мы не хотим идти по этому пути, а идем своей дорогой, то, совершая грехи, попадаем в руки дьявола, который увлекает нас в разные греховные дела, и потом мы становимся рабами греха. Поначалу мы можем решать: совершать этот грех или нет, мы имеем на это силы. А когда привыкаем, имеем пристрастие к тому или иному греху, мы становимся его рабами, а дьявол тогда имеет над нами полную власть, и нам тяжело вырваться из этих сетей. Нам нужно прилагать большую силу – свою и Божию, чтобы Господь, видя наше желание исправиться, помог нам избавиться от этой греховной привязанности.

Что касается второго вопроса, продажи икон «по гороскопу», – это, конечно, неправильно. Церковь не признает гороскопы. Мы не считаем это важным и нужным. У нас есть понятие воли Божией, Божьего Промысла – мы живем согласно этому. А если мы будем жить по гороскопу и иметь по нему какие-то иконы, то это будет смешивание божественного со своими человеческими измышлениями, которые, конечно, соприкасаются с бесовской силой. Такое смешивание является богопротивным и неспасительным для нас. Иконами и свечами пользуются и экстрасенсы, и ворожеи, бабушки и колдуны. Это средство заманивания к себе людей, причем оно становится массовым. Нам нужно этого избегать. Каждая икона – окно в мир Царства Божия, через которое мы можем получить от того или иного святого ту помощь Божию, которую он может для нас исходатайствовать. Поэтому не надо все смешивать и усложнять нашу веру. Обратитесь к Богу, Божией Матери, святым угодникам Божиим, и они напрямую помогут нам в наших нуждах, скорбях и печалях.

– Вопрос от телезрителя из Белгородской области: «Во Втором послании к Коринфянам апостол Павел говорит: «Приду к вам в третий раз, но не хочу быть вам в тягость, потому что ищу не вашего, а вас». В наше время эти слова актуальны? Как бы не получилось так, что «ищу не вас, а вашего».

– В наше время мы должны искать Бога, Царствия Божия, вечности. Здесь имеется в виду, что апостол Павел не искал у людей, с которыми общался, каких-то земных благ, потому что мы знаем, что он сам трудился для своего содержания. Он искал их души, чтобы приблизить их к Богу, дать им знание о Нем, веру в истинного Господа, отвратить от ложных богов (тогда еще было язычество), греховной жизни и направить на путь спасения. Конечно, это актуально и сегодня, так как мы тоже можем искать временную выгоду от нашего общения – как бы от кого-то что-то получить, а ставить целью нужно приобретение веры в истинного Бога.

– Как можно почувствовать грань между тем, когда комфорт для нас возможен, когда он еще является полезным, и тем состоянием, когда он наносит вред нашей душе? Все-таки нам «все дозволено, но не все полезно». Говорят, один из лучших учителей – совесть, она сама подсказывает должную меру.

– Да, у апостола Павла есть слова: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает» (1 Кор. 10-23); «все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6-12). Это и есть те критерии, которые мы должны иметь в виду. Если апостол говорит, что «все позволительно, но не все назидает», то от того, что не приносит добрых назиданий, нужно отказываться. Если «ничто не должно обладать мною», я не должен быть рабом страсти. Как мы уже говорили, мы должны быть свободными, свободно выбирать то или иное. А когда мы к чему-то пристращаемся, нами уже обладает наше пристрастие и мы не свободны, а становимся его рабами. Человек должен постоянно себя контролировать, чтобы держаться в тех рамках, которые описаны апостолом Павлом. Думаю, это самый лучший ответ на данный вопрос. Те блага, которые нам даются, должны быть полезными, не излишними, чтобы они не причиняли нам зла и мы не становились их рабами.

– Вопрос от телезрителей из социальной сети «ВКонтакте»: «Многие ли люди в Узбекистане переходят из ислама в православие? Сложно ли православным общинам уживаться с тюркским большинством? Получается ли заниматься миссионерством в Средней Азии?»

– Среди мусульманского большинства в Узбекистане, Кыргызстане, Таджикистане давления на православных нет. Православие существует в Средней Азии сто сорок с лишним лет, и за это время между православными и мусульманами установилась атмосфера доброжелательности, взаимоуважения. Мусульмане не настроены против нас агрессивно, а относятся с уважением, потому что видят нас носителями нравственности, духовности, чистоты, порядочности, милосердия, помощи, сострадания. Они тоже милосердны, у них есть желание помочь, поддержать в чем-то, несмотря на то, мусульманин ли человек, православный или какой-то другой веры.

Я бы не сказал, что в православие переходит большой процент мусульман. Таких людей мало. Большинство населения Узбекистана (особенно мусульмане) не переходит в другую религию, потому что почитает своих родителей, предков. Может быть, они и симпатизируют православию или иным верованиям, но никогда не сделают этот шаг, не перейдут в другую веру, потому что не хотят принести скорбь родителям и сродникам. Они могут прийти к нам в церковь, постоять на службе, взять крещенскую водичку или просто святую воду. Когда мы привозим мощи святых угодников Божиих, они тоже приходят и получают исцеление, помощь. Особенно любят святителя Николая Чудотворца, блаженную Матрону. У кого не получалось иметь детей, получается после молитвы перед этими святынями. Таково отношение к православной вере. Слава Богу, что у нас сохраняются доброжелательные отношения, нет напряженности и недовольства друг другом.

– Вопрос от телезрителя из социальной сети «ВКонтакте»: «В чем, на Ваш взгляд, разница между нынешней узбекистанской и уральской паствой?»

– Данная епархия у меня четвертая. Я всегда отвечаю на вопрос, какая разница между теми епархиями, которые были в моей жизни, и той, в которой я служу сейчас, так: особой разницы нет, потому что мы все в свое время были под действием атеистической пропаганды. Нынешнее общество поражено идеологией атеизма, которая, к сожалению, до сих пор влияет на наше сознание и удалила человека от Бога, от жизни по воле Божией, от церковной жизни. Сейчас идет процесс воцерковления: люди приходят в Церковь, но с точки зрения православной веры они малограмотны. У нас они приобретают какие-то духовные знания, потому что принято, что при всех храмах есть воскресные школы для взрослых и детей, катехизаторские курсы, огласительные беседы перед крещением – то, что дает людям знания о Боге. В течение нескольких десятилетий люди не имели возможности получить духовное образование, знания о нашей православной вере. Слышали что-то от своих бабушек, вот и все, а что поглубже, не знают. Поэтому все нуждаются в получении этих знаний, навыков и правил христианской жизни, их нужно знать каждому человеку, так как люди во многом согрешают из-за того, что не знают данных правил, тем самым причиняя себе вред.

Эта задача, которая была у меня здесь, остается и там. Многие люди приходят, потому что душа стремится в Церковь, но ничего не знают о нашей православной вере – только то, что им кто-то сказал: «Надо креститься». А почему, для чего, какой смысл в этом, какое значение, не знают. Есть и такое, когда люди приходят потому, что им бабушка-экстрасенс сказала: «Иди покрестись, а потом придешь – и будем тебя лечить». Когда такого человека посылают к нам, мы начинаем беседовать с ним, говорить, объяснять. Конечно, для него это стресс. «Зачем мне ваши знания, беседы? Мне нужно просто креститься, потому что мне так сказали». Мы объясняем, почему это важно, чтобы человек знал и сознательно подходил к этому таинству, знал, как себя вести после крещения в качестве православного христианина (а он приобретает именно такое наименование и должен, соответственно, отвечать за свои действия). Потом они благодарят, что прошли такой курс знаний и приобрели некие навыки церковной жизни. Естественно, на Урале больше людей, которые уже приобщены к Церкви, в Узбекистане меньше. Но процесс «христианизации», приближения человека к Богу, идет.

– Вопрос от телезрителя из Нижнего Тагила: «В молитвослове написано: «Земные поклоны не совершаются в великие праздники, двунадесятые праздники, от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Троицы». Можно ли совершать земные поклоны, когда выносят Чашу с Причастием?»

– Если это не то время, когда Церковью не рекомендуется делать земные поклоны (Вы перечислили все случаи), то можно. В перечисленных случаях мы не делаем данные поклоны перед Святой Чашей, только поясные. И благоговейно подходим к Святому Причастию.

В другие дни нужно класть земные поклоны так, чтобы не мешать окружающим. Бывает так, что людей на Причастии много, они друг друга толкают, создается смущение и нервозность. Надо, чтобы это было очень аккуратно, чтобы не толкать других. Хорошо, когда человек благоговеет перед святыней и кланяется до земли, но нужно думать и о своем ближнем.

– Вопрос от телезрителя из социальной сети «ВКонтакте»: «В одном из выпусков «Архипастыря» Вы очень интересно рассказывали про основателей православия в Средней Азии. Найдены ли мощи апостола Матфея в озере Иссык-Куль? Расскажите, пожалуйста, о мощах других святых Узбекистана».

– Бытуют разные мнения насчет нахождения мощей святого апостола Матфея, в том числе такое, что якобы мощи находятся на дне озера Иссык-Куль, потому что эти мощи были в монастыре, который ушел под воду. Существует и другой вариант: их оттуда вытащили и где-то под спудом закопали и будто есть информация – где закопали (и уже многие годы их там ищут). Частицы мощей святого апостола и евангелиста Матфея есть на Афоне и в других местах, так что мы не лишены их совсем. Конечно, хотелось бы их найти, но, видно, нужно ждать время, когда их откроет Господь, как, например, была неоднократно обретена честная глава пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Она тоже была погребена где-то под спудом, в каком-то тайнике, но потом Господь чудесным образом открыл ее – и были обретены эти мощи. Поэтому мы должны понимать: когда на то будет воля Божия, Господь откроет эту святыню.

– Вопрос от телезрителя из Краснодарского края: «В Библии написано, что земля была создана первой, а солнце – вторым. Но наука говорит об обратном: что сначала создано Солнце, а лишь потом – Земля. Почему религиозное понятие настолько расходится с научным? Второй вопрос касается Святой Троицы. Дословно не помню, но в Священном Писании написано примерно следующее: «На небесах свидетельствуют Отец, Сын и Святой Дух, и суть Их Трое Едины». Баптисты говорят, что это вставка и такого в Писании нет. Так ли это на самом деле?»

– Мы черпаем знания о Святой Троице через Священное Писание, и в него не может быть что-то вставлено или, наоборот, что-то из него исключено. Мы должны понимать то или иное место из Писания по-своему. К сожалению, некоторые силы на Западе изымают из Священного Писания то, что им неудобно, непонятно, чтобы было меньше проблем. Это касается даже однополых браков: где в Священном Писании написано «мужеложники», это слово убирают – и получается, что такого греха нет. Поэтому существует проблема: Священное Писание искажается.

О создании же святил в Книге Бытия четко написано, поэтому мы руководствуемся не научными данными, а тем откровением Божиим, которое мы получили от Господа через Священное Писание Ветхого Завета.

– Вопрос от телезрительницы из Нижнего Новгорода: «Я татарка, приняла крещение уже более двадцати лет назад, хожу в церковь. Но я не сказала маме, что перешла в православие. Меня это тяготит, я волнуюсь за нее, она пожилая. Надо ли ей сказать, как лучше поступить?»

– Конечно, к этому вопросу нужно подходить очень деликатно, чтобы Вы могли исповедовать свою искреннюю, крепкую веру даже перед близкими, родными и не стесняться. Если посмотреть Священное Писание, то Господь говорит: «Кто будет стесняться Меня перед родом сим, того постыдится и Сын Человеческий». Я говорил, что в Узбекистане люди не хотят переходить в другую веру, потому что имеют почтение к своим родителям и не хотят причинить им скорбь. Но если иметь крепкую веру в Бога и надеяться на Его милосердие и силу, то можно и сказать, молясь Богу о том, чтобы Господь укрепил Ваших родителей, чтобы они не очень сильно скорбели и печалились и воспринимали этот выбор, который Вы сделали, не так критически. Я думаю, что Господь Вам поможет, чтобы Ваша мама отнеслась к этому спокойно, с уважением, любовью, потому что Вы уже человек в возрасте и имеете право принимать решения в жизни. Нужно четко все объяснить, чтобы она не обиделась и не сделала чего-то, что не соответствует уже ее личной вере.

– Мы уже неоднократно рассказывали в эфире о недавно созданном интернет-проекте, который называется «Наши ангелы». На одноименном сайте люди, которые потеряли детей (новорожденных или уже взрослых), могут найти поддержку. Там размещены специальные статьи, рассказывающие об этой трагедии, есть форум, где люди могут пообщаться, и появляются видеолекции и ответы на их вопросы. Руководитель данного проекта, София Ануфриева, спрашивает: «Как поминать некрещеных младенцев, можно ли подавать о них записки на панихиду? Ведь есть панихиды за убиенных воинов, и никто не разбирается, крещеными они были или нет. Почему одни говорят, что за некрещеных младенцев в храме можно ставить свечи, а другие утверждают, что этого делать нельзя?»

– Для человека, который принял таинство Крещения, открываются двери в церковную жизнь. Он может участвовать в богослужении, ставить свечки, молиться. Люди, которые еще не крещены, но готовятся к этому таинству, называются оглашенными. Их оглашают, в течение некоторого времени они присутствуют на богослужениях, но не до конца, только до момента, когда священник или диакон говорит: «Оглашенные, изыдите!» В это время они должны выйти из храма. В нашей Церкви существует такая норма: некрещеный, непросвещенный человек не должен участвовать в церковных таинствах. После ектении об оглашенных начинается само таинство. Церковь определила относиться к таинству с особым благоговением, и в церкви мы не молимся о некрещеных, не ставим о них свечи, потому что они не являются членами нашей Церкви.

Но существует церковная икономия. Мы понимаем людей, которые попали в такую беду, и хотелось бы их как-то утешить. Во-первых, мы советуем молиться за некрещеных в домашних условиях. Если есть возможность, почитать Евангелие и после каждой главы помянуть некрещеных о здравии или упокоении; почитать Псалтирь – и после каждой «Славы» тоже помянуть о здравии или упокоении своих сродников. Но этого становится для некоторых мало, хочется большего: люди обращаются к церковной молитве.

Мы не можем поминать некрещеного в Церкви, потому что он не является ее членом, однако идем людям навстречу: в некоторых монастырях существует такая форма молитвы, как «Неусыпаемая Псалтирь». Мы просим сестер, чтобы они, читая ее, поминали некрещеных в своих молитвах. «Неусыпаемая Псалтирь» не читается в ходе богослужения: она читается во внебогослужебное время. Это утешение для наших братьев и сестер. Маленькое послабление, которое можно совершать в церкви,– и люди идут дальше и дальше, хотят еще большего. Поэтому мы приостанавливаем данную форму молитвы, потому что люди говорят: «Раз можно поминать некрещеных здесь, давайте поминать их и на панихиде, раз можно на панихиде – давайте поминать и на литургии». Получается, что человек согрешает пред Богом своим стремлением помочь другому, достигает совершения пользы для сродника утаиванием, обманом, что недопустимо в Церкви. Стираются границы наших церковных канонов, правил. Чтобы этого не было, мы придерживаемся большей строгости, не допускаем такого молитвословия. Люди, к сожалению, этого не понимают, нарушают правила, потом, получая некие вразумления от Бога в виде разных болезней, каются: вот, я натворил дел, сделал то-то и то-то. Чтобы проблем было меньше, лучше воздерживаться. Есть очень хорошая молитва за усопших сродников в домашних условиях. Молитесь всей семьей, читайте Псалтирь, Евангелие. Для них это очень полезно. Дом – малая Церковь. Молитесь в домашней Церкви. Если Господь увидит наше усердие, что мы ходим в церковь и молимся, то за наши молитвы и добродетель Он простит и наших сродников, о которых мы молимся в домашних условиях.

Дорогие братья и сестры, хочу вам напомнить, что начинается Успенский пост: пост строгий, но очень короткий. Призываю всех вас к проявлению усердия в этом посте: воздерживаться от мясной и молочной пищи для того, чтобы показать свою любовь к Божией Матери, Которая нам очень помогает и во многом нас утешает, покрывает нас Своей материнской любовью перед праведным Судом Божиим. Постараемся совершить этот пост – и Пресвятая Богородица никогда нас не оставит Своей милостью, Своей молитвой и покровом. Бог нам в помощь на начало Успенского поста! Храни всех вас Господь!

 

Ведущий Дмитрий Бродовиков
Расшифровка: Арсения Волкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать