Архипастырь. С митрополитом Павлом

10 февраля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
- Многие верующие Белорусской Православной Церкви встречали праздник уже с новыми архиереями. Известно, что Белорусская Православная Церковь переживает время административных преобразований: выделены новые епархии, состоялись хиротонии новых архиереев, владык. Будет ли продолжаться этот процесс, и как люди принимали новых архипастырей?

- Поздравляю наших телезрителей с прошедшими праздниками Рождества Христова и Богоявления. Хотя праздничные дни были очень напряженные, но и благодатные, радостные. Несмотря на физическую усталость, в этот период душа поет и сердце радуется! Эти великие события объединяют наших людей. Главное внимание мы, конечно, уделяем молитве, служению Богу, общению друг с другом.

Что касается преобразования Белорусской Православной Церкви – это естественный процесс. Он был начат при митрополите Филарете и продолжается по сей день. По мере необходимости мы будем увеличивать епархии – это действительно очень важно. Вот, например, были рукоположены два епископа - Слуцкой и Молодечненской епархий. Местное население этих районов, конечно, привыкло, что архиерей далеко, а уклад жизни довольно устойчив, а тут приезжает новый архиерей, к тому же очень энергичный, и начинает будоражить всех. Конечно, некоторым это не нравится. Но все это служит на благо и во славу Церкви, ибо где епископ – там Церковь. Основная масса людей все-таки поддерживает начинания нового епископа, откликается. В результате процесса преобразования Церкви теперь архиерейские службы по праздникам совершаются не в одном храме епархии, а в четырех храмах в разных городах. 

Процесс этот, я думаю, не окончательный: есть прошения от наших епархиальных архиереев с просьбами увеличить и их епархии тоже, потому что сегодня окормлять огромное количество приходов одному епископу просто невозможно. Епископ сейчас будет заниматься окормлением тех верующих людей, которые хотят развития церковной жизни в том или ином регионе. Конечно, есть люди, которые недовольны. Недавно я получил жалобу одной женщины на епископа, где она пишет, что тот-де собирается купить для себя дом у католического ксендза. Ни один католик не возмущается, что у ксендза прекрасные условия для жизни. У завистников всегда будет повод для зависти. Есть такое странное стремление у некоторых – опустить православного священника ниже плинтуса, вот тогда он будет хороший. Если он будет ходить в рваных башмаках, ездить на ржавой машине, а жить в полуземлянке – вот это нормально, это нестяжание. Глубочайшее заблуждение! Объяснение этому совершенно простое – завистливое око. Обращать внимание нужно прежде всего на себя.

Я вспоминаю свое пребывание в Соединенных Штатах, где тоже есть такие случаи. Именно поэтому многие священники там вынуждены идти работать в какие-то светские учреждения. Тогда некому будет упрекать их за то, что ездят на такой хорошей машине – заработали. Священников вынуждают идти на поступки, которые совершаются, конечно,  в ущерб церковным интересам. Если мы хотим, чтобы пастырь занимался вопросами окормления прихода, то нужно ему создать достойные условия. Не шикарные, а нормальные человеческие условия.

Думаю, что вопросами преобразования нашей Церкви мы будем заниматься и в этом, и в будущем году. На встрече со Святейшим Патриархом Кириллом мы обсуждали жизнь Белорусского экзархата, и Святейший упомянул, что в прошлом году мы приняли довольно много серьезных проектов, поэтому потребуется и много времени для их реализации. В этом году мы как раз будет работать над тем, чтобы реализовать все эти установки. Работы, конечно, много - будем трудиться. 

- Вы и Святейший Патриарх Кирилл в назидание новопоставленным архиереям особое внимание  уделили работе с молодежью. Действительно, этот момент очень важен: в обществе существует проблема употребления молодежью наркотических веществ, наделавшая столько шума в минувшем 2014 году и принесшая столько бед в семьи. Что предлагает Церковь в решении этой проблемы? Как строить работу с молодежью?

- Вы затронули серьезнейший вопрос. Сегодня в наш век информационного взрыва так легко получить эту информацию. Есть люди, которые ради обогащения готовы идти по головам, не обращая внимания ни на чьи жизни. Они и способствуют распространению алкоголя и наркотиков. Но людей ловят и другие сети – социальные. Недавно проезжая по некоторым селам Рязанской области, я удивился: весна, прекрасная погода, а на улицах пустынно. Раньше вся молодежь была на улице: кто в футбол гоняет, кто в городки, кто песни поет, а сейчас никого на улице не найдешь. Сейчас они или сериал смотрят, или в Интернете сидят. В чем причина повсеместного распространения злотворных вещей? На мой взгляд, причина кроется в том, что каждый человек желает блага в первую очередь для себя, стремится получить блаженное состояние, но ведь оно может быть только в Боге. Люди стремятся к блаженству, но вместо пути к Богу им предлагают иглу: уколись и улетишь. Страшный допинг, губящий не только тело, но и душу. Поэтому сегодня и государство, и Церковь должны уделять пристальное внимание работе с молодыми.

- Многие говорят, что религия – это тоже опиум. Люди считают, что стоит завлечь молодежь в Церковь, как образуется новая сеть, но уже в реальном режиме. Что предлагает Церковь для молодых людей? Действительно ли это только углубление в духовную практику или это все-таки и социальная активизация?

- Церковь имеет двухтысячелетнюю историю. И то, что вы сказали про опиум - это из старой атеистической присказки «религия – опиум для народа», которая вырвана из контекста, а следовательно, искажен первоначальный смысл. У Карла Маркса можно найти продолжение, при котором смысл преображается: религия избавляет людей от страданий, но не как допинг, а как действительно единственное средство, позволяющее человеку стойко выносить даже самые страшные испытания, не получая при этом вреда ни для души, ни для тела.
 
Что касается того, что Церковь может завлечь… Оглянитесь и посмотрите на историю Церкви. Она всегда говорила о том, что не должно быть фанатизма, а должен быть разумный подход ко всему: и к молитвам, и к службам, и к труду, и к отдыху – везде должна быть золотая середина. Церковь призывает к мудрому подходу ко всему. Как говорил апостол Павел: «Все мне позволено, но не все на пользу; все мне позволено, но ничто не должно обладать мною». Церковь освобождает человека от рабства страстям. Разве верующие живут неполноценной жизнью? Самой что ни есть полноценной - в гармонии с Богом, природой. Церковь говорит, что человек может не только достойно жить на Земле, но еще и в Царство Небесное войти. Она не отвергает ни земные блага, ни удовольствия, а убеждает пользоваться ими не во вред самому себе, своей душе и окружающим людям. 

- Какие можно привести примеры работы с молодежью?

- Мне очень нравится, что у нас есть много энергичных, инициативных молодых людей, которые принимают участие в разных областях: в спорте, социальной помощи, волонтерстве. Мы сейчас занимаемся тем, чтобы священнослужители на своих приходах приглашали и светских людей, имеющих желание трудиться. Таких надо обязательно достойно вознаграждать за работу. Эти люди есть, и такая практика осуществляется в наших епархиях.

Наиболее активное проявление социальной работы наблюдается на приходе храма «Всех скорбящих радость». К слову, в этом году президент нашей Республики отметил труды коллектива, который занимается социальным служением под руководством протоиерея Игоря. Будет продолжать эту работу.

- Вы отметили, что Церковь предлагает мудрый подход ко всему. Хватает ли у нас мудрых пастырей? На общем собрании Вы говорили, что Минская епархия должна стать образцовой в этом плане.

- Все время необходимо стимулировать или подстегивать. Я буду делать и то, и другое по отношению к тем, кто захочет служить в нашей центральной епархии в Минске. Сегодня, слава Богу, у нас есть академии, семинарии и духовные училища, которые готовят пастырей. Конечно, чем лучше образование у священнослужителя, тем больше к нему будут тянуться люди, потому что он выступает примером во всем. Любой нуждающийся при обращении к такому пастырю сможет получить ответ на свой вопрос.
 
Я проводил политику повышения уровня образования священнослужителей и в той митрополии, в которой служил до этого, провожу ее и здесь, в Белоруссии. Это было объявлено нашим епископам, обсуждалось на собрании: если у священника нет семинарского образования, об иерархических наградах можно забыть. Прошло то время, когда священники могли служить без образования. Ведь тогда в священники выдвигались люди, которые хоть и не имели духовного образования, но они жили рядом с опытными пастырями, со старцами, с молитвенниками, перенимая этот опыт богообщения, духовного развития, служения в Церкви. Это была своего рода «жизненная академия». Но сегодня другие условия.  Было решено, что при академии у нас будут существовать, говоря светским языком, «курсы повышения квалификации».

- Возвращаясь к общему собранию Минской митрополии, поговорим о проблеме миссионерского труда и его соответствующей оплате.

- Вспоминаю слова Патриарха Кирилла, который утверждал, что зарплата трудящихся в Церкви должна быть достойной. Такое будет обязательно. Нужно немного «раскачать» тех, кто стал «засыпать». И тогда, я думаю, наладится система миссионерской работы и вознаграждения за этот труд, а мы будем уделять этому  особое внимание. 

- Некоторые преобразования 2014 года вызвали недовольство священнослужителей, в частности увеличение взносов, которые платят приходы. Можете рассказать в целом о финансовом механизме деятельности Церкви? Действительно ли мы отдаем «деньги в кассу» за Таинства, свечи, как в магазине?

- Я уже говорил, что есть завистливые люди. Когда меня спрашивают, почему Церковь берет пожертвования за требы и свечи, я всегда спрашиваю, согласны ли они молиться на улице, где-то в поле, будут ли они ходить в храм, где нет окон, течет крыша. Никто не хочет. Так надо создать такие условия, чтобы людям было светло, тепло и уютно. Кто будет это делать? Редко, кто соглашается просто так помочь. К тому же надо платить за свет, газ, тепло. Где брать средства? Единственный источник – это пожертвования наших прихожан. Церковь находится сегодня в таких рамках, которые сегодня изменить практически невозможно. Но обращаю внимание наших прихожан - не надо возмущаться, что существуют пожертвования. В Церкви есть один момент: если вы хотите, чтобы священник совершил какое-либо Таинство, но у вас нет на это средств, пастырь обязан совершить Таинство совершенно безвозмездно. Если священник откажет, он должен быть извергнут из священного сана.

Испокон веков, начиная с апостольских времен и до сегодняшнего дня, наша Церковь жила и живет на пожертвования. Даже апостолы просили оказать помощь. Это нормальное явление.

- Православный канал «Союз» празднует свое десятилетие. Вы являетесь частым гостем нашего телеканала. Что Вы скажете нашему коллективу в этот юбилей?

- Большинство наших телеканалов ежедневно преподносят людям злую пищу: кровь, насилие, стрельба, что отрицательно сказывается на воспитании детей и на состоянии каждого взрослого. «Союз» несет людям мир, радость о Господе, показывает добрые передачи. Я знаю семьи, которые смотрят только ваш телеканал. Поздравляю всех вас и искренне желаю помощи Божией Вам, всем труженикам телеканала и, конечно, телезрителям. Надеюсь, вы и в будущем будете радовать нас хорошими передачами, которые вдохновляют на добрые дела. Вот, что значит телеканал «Союз»! Вы вызываете у людей стремление жить по заповедям, желание делать добро. Что может быть лучше? Продолжайте трудиться, и пусть Божие благословение пребывает со всеми сотрудниками и со всеми, кто смотрит «Союз»!

Ведущий: Артемий Махакеев.
Расшифровка: Инна Минькова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать