8 сентября. Мученики Адриан и Наталия

8 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 8 сентября (26 августа ст. стиль)

Сегодня Святая Церковь празднует:

Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году);

Память мчч. Адриана и Наталии и прочих 23 мучеников с ними пострадавших (IV); прмч. Адриана Ондрусовского (1549).

Память святых XX века: cщмч. Петра Иевлева, пресвитера; сщисп. Георгия Коссова, пресвитера; сщмч. Виктора Элланского, пресвитера, мчч. Димитрия Морозова, Петра Бордана и св. исп. Романа Медведя, пресвитера; блж. Марии Дивеевской (Фединой).

Празднуется обре́тение мощей св. исп. Николая (Могилевского), митрополита Алма-Атинского.

Кроме Владимирской иконы Божией Матери сегодня особо почитаются: Владимирская-Елецкая и «Умиление» Псково-Печерская.

 

Мученики Адриан и Наталия вступили в брак молодыми, всего за один год до страданий святого Адриана. Они жили в Никомидии Вифинской при императоре Максимиане, который правил в Римской Империи с 285 по 310 год. Начав гонение, он обещал награды тем, кто будет указывать христиан и приводить их на суд. Начались доносы, и по одному из них были взяты 23 христианина, скрывавшихся в пещере близ Никомидии. Их мучили, принуждали поклониться идолам, а потом привели в судебную палату, чтобы записать их имена и ответы. Начальник судебной палаты Адриан, наблюдая, с каким мужеством переносят люди страдания за веру, как твердо и неустрашимо исповедуют Христа, спросил: «Какой награды ожидаете вы от своего Бога за мучения?» Мученики отвечали: «Такой награды, какой мы не можем описать, а ум твой не может постигнуть». Воодушевившись, святой Адриан сказал писцам: «Запишите и меня, так как и я христианин и с радостью умру за Христа Бога». Писцы донесли об этом императору, который призвал святого Адриана и спросил: «Неужели и ты обезумел и хочешь погибнуть? Пойди, вычеркни свое имя из списков и принеси жертву богам, прося у них прощения». Святой Адриан отвечал: «Я не обезумел, а обратился к здравому разуму».

Тогда Максимиан приказал посадить Адриана в темницу. Его жена, святая Наталия, узнав, что муж страдает за Христа, обрадовалась, потому что сама была тайной христианкой. Она поспешила в темницу и укрепляла мужа, говоря: «Блажен ты, господин мой, что уверовал во Христа, ты приобрел великое сокровище». Святого Адриана жестоко мучили. Император советовал святому пожалеть себя и призвать богов, но мученик отказывался. Святая Наталия не переставала укреплять мужа. Она просила его принести за нее первую молитву Богу, чтобы ее не принудили выйти замуж за язычника после его смерти. Святой Адриан был казнен. Вскоре тысяченачальник армии просил у императора разрешения жениться на святой Наталии, которая была молода и богата. Но она скрылась, и во сне ей явился святой Адриан и сказал, что она скоро будет с Господом. Бескровная мученица, изнуренная предшествовавшими страданиями, действительно, вскоре преставилась к Богу.

Дорогие братья и сестры, читая жития, подобные этому, важно знать некоторые важные тонкости исторической науки. Со времени жизни святых Адриана и Наталии прошло 17 веков – это огромная пропасть времени. Но тем не менее историки теперь открывают нам то, как формировались жития самых первых мучеников. Как и в случае с житиями новомучеников и исповедников Российских, в житиях ранних мучеников часто присутствует некий диалог. Вызвано это тем, что в Римской Империи, как в советское время, и сейчас во время допроса и суда велась запись. На ее основе впоследствии и составлялось житие. Эти судебные записи в науке называются – мученические акты. Также мученическими актами называются свидетельства, записанные христианами-очевидцами. Конечно, оригиналов таких актов до нашего времени дошло очень и очень мало, но их обработка и жития, составленные по их образцу, являются достоянием нашей агиографии.

Важно понимать, что жития, написанные в разные эпохи, конечно же, будут отличаться по стилю и слогу. Ведь автор жития в первую очередь ставил себе целью написать житие святого так, чтобы оно было спасительно, давало некий духовный пример. Поэтому нет ничего удивительно, что иногда, читая житие, например XIII века, мы не понимаем какой духовный урок из него извлечь: просто мы не люди XIII века. Может быть, если бы мы ознакомились с эпохой того времени, культурными особенностями народностей, проживавших в той местности, то многое нам стало бы понятнее. Ведь и святитель Иннокентий (Вениаминов), переводя для алеутов молитву «Отче наш», «хлеб наш насущный» заменил на «рыбу нашу насущную». И если не знать, что у алеутов никакого хлеба нет и быть не может, то и понять это трудно.

Однако никакие особенности эпохи и переводов не умаляют святости и величия тех святых, о которых повествуют нам жития. Так и святые Адриан и Наталья в первую очередь говорят нам о взаимной верности и поддержке даже в самых сложных жизненных ситуациях. О том, что никакие жизненные трудности, и даже сама смерть не разлучают людей совершенно, и что после смерти здесь, на земле, мы обязательно встречаемся там, на Небе, там, где Господь действует явно!

Святии Адриане и Наталья, молите Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы