ВЕЛИКИЙ ПОСТ С АРХИПАСТЫРЕМ. ЧАСТЬ 1. ВЕРНУТЬСЯ В РАЙ

19 марта 2024 г.

Митрополит Ташкентский и Узбекистанский ВИКЕНТИЙ, глава Среднеазиатского митрополичьего округа, постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви — о главных аспектах Великого поста. 

Ведущая Светлана Ладина. Часть 1

Сегодня программа «Архипастырь» записывается в кабинете у митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия, главы Среднеазиатского митрополичьего округа, постоянного члена Священного Синода Русской Православной Церкви.

– Поговорим о самом насущном. Великий пост. Что главное? На что обратить внимание в первую очередь?

– Чтобы понять, что такое пост, надо вспомнить о том, что пост дан Богом еще в раю нашим прародителям Адаму и Еве. Господь дал им пост для того, чтобы через воздержание от запрещенного плода воспитать в них послушание воле Божией, преданность и любовь к Богу. Господь хотел видеть это в первых людях, чтобы они укрепились в близкой связи с Ним. Конечно, Господь часто с ними беседовал, имел с ними добрые взаимоотношения лицом к лицу. Они пользовались очень большим благоволением Божиим. Господь хотел, чтобы через это воздержание и пост они еще больше укрепились в близости к Богу и ценили, что им дано такое благо – быть с Богом и наслаждаться теми дарами, которыми Господь их наделил.

Но, к сожалению, они нарушили пост. И Господь за нарушение поста изгнал их из рая. Сейчас мы, живущие на земле, являемся изгнанниками из рая. И потому Господь наш Иисус Христос сошел с небес, воплотился от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечился, чтобы нас вновь возвратить в рай, дать нам вечную жизнь. Мы ее потеряли в результате нарушения заповеди Божией, а теперь Господь готов нас вновь принять. Господь показал нам, каким путем мы можем это сделать. Сам воплотившийся Господь Иисус Христос стал истинным Человеком и показал, каким образом нужно опять возвратиться в рай.

Если посмотреть на Рождество Христово, то мы видим, что Он родился в яслях для скота, проявив очень большое смирение. Он не пришел на землю в славе, в чести или великолепии, а пришел очень просто. Этим Он показал, что люди были изгнаны из рая из-за гордости, непослушания, невоздержания. А возвратиться в рай можно только через смирение, послушание воле Божией, воздержание и терпение.

Он показал в течение всей Своей земной жизни особенности любви к Богу, ближнему и всему роду человеческому. И кульминацией Его добродетели смирения, любви и милосердия к человеческому роду явился Крест. Он взял грехи всего человечества, омыл их Своей кровью, умер на Кресте и воскрес. И этим самым Он дал нам вечную жизнь, призывая всех к ней.

Поскольку пост имеет очень большое значение для человечества, потому что дан нам Богом еще в раю, то мы видим, что Сам Христос, когда пришел на землю, тоже сорок дней и сорок ночей постился и молился. Причем Он показал, что это очень важно. Мы должны четко запомнить, что нарушение поста – это изгнание из рая. Исполняя пост, мы можем возвратиться в рай. Мы постимся не для того, чтобы похудеть, но с той целью, чтобы получить от Бога благоволение Божие, чтобы Он видел, что мы жертвуем собой в течение поста и хотим исполнить Его святую волю.

В раю люди не были грешными, они были чистыми, святыми. И Господь дал им эту заповедь о посте, чтобы они утвердились в любви к Богу и преданности Ему, в послушании воле Божией. Мы должны поститься для того, чтобы показать свою любовь к Богу, послушание и преданность Ему.

Но есть еще и другая сторона вопроса. У нас есть грехи, наша природа испорчена грехом из-за грехопадения наших прародителей, и ее надо исправить. Христос Спаситель так и говорил: это возможно совершить постом и молитвой. Поститься нужно не только потому, что человек должен исполнить волю Божию, а для того, чтобы Господь очистил через пост и молитву его душу от греховности и дал ему вечную радость в загробной жизни.

Очищение нашей души означает, что мы становимся лучше. Грех – это зло. А когда греховное зло очищается, мы становимся добрее, милосерднее, любвеобильнее. У нас появляется кротость, старательность, трудолюбие, отзывчивость и доброта. В течение поста нам нужно искоренять свои страсти, привязанности, греховные навыки. От всего этого надо очищать себя.

Мы их видим и понимаем, что от них нужно избавляться, но в то же время понимаем, что не можем этого сделать. Поэтому Христос и пришел на землю, чтобы помочь нам, зная, что мы не можем очищать свою душу сами. От нас нужны наше произволение, старание, ревность к этому делу. И тогда присоединится всемогущая сила Божия, очищающая, освящающая и просвещающая нашу душу и тело.

Поэтому важен такой подвиг молитвы и воздержания, призывания помощи Божией, чтобы Господь совершил дело нашего очищения, освящения и изменения нашей жизни к лучшему. Он может это сделать. Я могу только желать этого и делать что-либо по мере своих сил, а дальше важно, чтобы Господь сопутствовал моему делу. Тогда пост будет для нас спасительным, очистительным, святым и с хорошими результатами.

Конечно, пост имеет и медицинское значение. Он даже помогает нам в выздоровлении от болезней. Но если мы постимся с чувством покаяния, сознанием своей греховности, с желанием исправиться, то Господь очищает нашу душу, прощает наши грехи. Поскольку Господь сказал, что причина наших болезней – наши грехи, то, очищая постом и молитвой нашу душу, мы исцеляем свои телесные и душевные болезни. Все это очень тесно взаимосвязано.

Поэтому пост имеет очень большое значение для нас, если мы серьезно и правильно к нему отнесемся. Люди в пост воздерживаются в питании (некоторые даже очень строго), но делают это с той целью, чтобы Господь, видя такое их произволение, помог им очиститься от грехов. Только Он может это сделать, а не сам человек. Господь нам содействует, и мы каемся, просим прощения.

Есть Покаянный канон Андрея Критского, который мы будем читать в первую седмицу Великого поста четыре дня, а на пятой седмице будем читать его полностью. Этими словами мы тоже каемся, сознаем, что тоже виноваты в тех или иных грехах, и просим у Бога очищения. «Наложи, Господи, пластырь Твой духовный, чтобы мои раны телесные и душевные омыть, очистить и освятить» – этого мы будем просить в Покаянном каноне.

Конечно, Господь по Своему милосердию, видя наше покаяние и сознание грехов, обязательно совершит чудо нашего очищения. Потому что Он сказал, что пришел на землю не праведников спасать, а грешников. Если я грешник, то я говорю: «Господи, есть у меня грехи, помоги мне исправиться». Я чувствую мои болезни от этих грехов и говорю: «Господи, Ты пришел на землю не здоровых исцелять, а помогать больным. Я тоже болен».

Когда у нас есть сознание своей болезни, греховности и немощи, что мы не можем ничего с собой сделать и только Господь может нам помочь, то мы к Нему и обращаемся. И таким образом, через наш пост, молитвы и покаяние Господь совершает тайнодействие, которое осуществляется в храме Божием через церковные молитвы, таинство Исповеди.

Слова богослужебных канонов (не только Канона преподобного Андрея Критского), которые мы каждый раз читаем на службе, тоже исполнены духом покаяния. И мы, слушая их, тоже каемся этими словами, обращаемся к Богу с просьбой об очищении нас от грехов.

Ведущая Светлана Ладина

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать