Ведущая Светлана Ладина. Часть 1
Сегодня программа «Архипастырь» записывается в кабинете у митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия, главы Среднеазиатского митрополичьего округа, постоянного члена Священного Синода Русской Православной Церкви.
– Поговорим о самом насущном. Великий пост. Что главное? На что обратить внимание в первую очередь?
– Чтобы понять, что такое пост, надо вспомнить о том, что пост дан Богом еще в раю нашим прародителям Адаму и Еве. Господь дал им пост для того, чтобы через воздержание от запрещенного плода воспитать в них послушание воле Божией, преданность и любовь к Богу. Господь хотел видеть это в первых людях, чтобы они укрепились в близкой связи с Ним. Конечно, Господь часто с ними беседовал, имел с ними добрые взаимоотношения лицом к лицу. Они пользовались очень большим благоволением Божиим. Господь хотел, чтобы через это воздержание и пост они еще больше укрепились в близости к Богу и ценили, что им дано такое благо – быть с Богом и наслаждаться теми дарами, которыми Господь их наделил.
Но, к сожалению, они нарушили пост. И Господь за нарушение поста изгнал их из рая. Сейчас мы, живущие на земле, являемся изгнанниками из рая. И потому Господь наш Иисус Христос сошел с небес, воплотился от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечился, чтобы нас вновь возвратить в рай, дать нам вечную жизнь. Мы ее потеряли в результате нарушения заповеди Божией, а теперь Господь готов нас вновь принять. Господь показал нам, каким путем мы можем это сделать. Сам воплотившийся Господь Иисус Христос стал истинным Человеком и показал, каким образом нужно опять возвратиться в рай.
Если посмотреть на Рождество Христово, то мы видим, что Он родился в яслях для скота, проявив очень большое смирение. Он не пришел на землю в славе, в чести или великолепии, а пришел очень просто. Этим Он показал, что люди были изгнаны из рая из-за гордости, непослушания, невоздержания. А возвратиться в рай можно только через смирение, послушание воле Божией, воздержание и терпение.
Он показал в течение всей Своей земной жизни особенности любви к Богу, ближнему и всему роду человеческому. И кульминацией Его добродетели смирения, любви и милосердия к человеческому роду явился Крест. Он взял грехи всего человечества, омыл их Своей кровью, умер на Кресте и воскрес. И этим самым Он дал нам вечную жизнь, призывая всех к ней.
Поскольку пост имеет очень большое значение для человечества, потому что дан нам Богом еще в раю, то мы видим, что Сам Христос, когда пришел на землю, тоже сорок дней и сорок ночей постился и молился. Причем Он показал, что это очень важно. Мы должны четко запомнить, что нарушение поста – это изгнание из рая. Исполняя пост, мы можем возвратиться в рай. Мы постимся не для того, чтобы похудеть, но с той целью, чтобы получить от Бога благоволение Божие, чтобы Он видел, что мы жертвуем собой в течение поста и хотим исполнить Его святую волю.
В раю люди не были грешными, они были чистыми, святыми. И Господь дал им эту заповедь о посте, чтобы они утвердились в любви к Богу и преданности Ему, в послушании воле Божией. Мы должны поститься для того, чтобы показать свою любовь к Богу, послушание и преданность Ему.
Но есть еще и другая сторона вопроса. У нас есть грехи, наша природа испорчена грехом из-за грехопадения наших прародителей, и ее надо исправить. Христос Спаситель так и говорил: это возможно совершить постом и молитвой. Поститься нужно не только потому, что человек должен исполнить волю Божию, а для того, чтобы Господь очистил через пост и молитву его душу от греховности и дал ему вечную радость в загробной жизни.
Очищение нашей души означает, что мы становимся лучше. Грех – это зло. А когда греховное зло очищается, мы становимся добрее, милосерднее, любвеобильнее. У нас появляется кротость, старательность, трудолюбие, отзывчивость и доброта. В течение поста нам нужно искоренять свои страсти, привязанности, греховные навыки. От всего этого надо очищать себя.
Мы их видим и понимаем, что от них нужно избавляться, но в то же время понимаем, что не можем этого сделать. Поэтому Христос и пришел на землю, чтобы помочь нам, зная, что мы не можем очищать свою душу сами. От нас нужны наше произволение, старание, ревность к этому делу. И тогда присоединится всемогущая сила Божия, очищающая, освящающая и просвещающая нашу душу и тело.
Поэтому важен такой подвиг молитвы и воздержания, призывания помощи Божией, чтобы Господь совершил дело нашего очищения, освящения и изменения нашей жизни к лучшему. Он может это сделать. Я могу только желать этого и делать что-либо по мере своих сил, а дальше важно, чтобы Господь сопутствовал моему делу. Тогда пост будет для нас спасительным, очистительным, святым и с хорошими результатами.
Конечно, пост имеет и медицинское значение. Он даже помогает нам в выздоровлении от болезней. Но если мы постимся с чувством покаяния, сознанием своей греховности, с желанием исправиться, то Господь очищает нашу душу, прощает наши грехи. Поскольку Господь сказал, что причина наших болезней – наши грехи, то, очищая постом и молитвой нашу душу, мы исцеляем свои телесные и душевные болезни. Все это очень тесно взаимосвязано.
Поэтому пост имеет очень большое значение для нас, если мы серьезно и правильно к нему отнесемся. Люди в пост воздерживаются в питании (некоторые даже очень строго), но делают это с той целью, чтобы Господь, видя такое их произволение, помог им очиститься от грехов. Только Он может это сделать, а не сам человек. Господь нам содействует, и мы каемся, просим прощения.
Есть Покаянный канон Андрея Критского, который мы будем читать в первую седмицу Великого поста четыре дня, а на пятой седмице будем читать его полностью. Этими словами мы тоже каемся, сознаем, что тоже виноваты в тех или иных грехах, и просим у Бога очищения. «Наложи, Господи, пластырь Твой духовный, чтобы мои раны телесные и душевные омыть, очистить и освятить» – этого мы будем просить в Покаянном каноне.
Конечно, Господь по Своему милосердию, видя наше покаяние и сознание грехов, обязательно совершит чудо нашего очищения. Потому что Он сказал, что пришел на землю не праведников спасать, а грешников. Если я грешник, то я говорю: «Господи, есть у меня грехи, помоги мне исправиться». Я чувствую мои болезни от этих грехов и говорю: «Господи, Ты пришел на землю не здоровых исцелять, а помогать больным. Я тоже болен».
Когда у нас есть сознание своей болезни, греховности и немощи, что мы не можем ничего с собой сделать и только Господь может нам помочь, то мы к Нему и обращаемся. И таким образом, через наш пост, молитвы и покаяние Господь совершает тайнодействие, которое осуществляется в храме Божием через церковные молитвы, таинство Исповеди.
Слова богослужебных канонов (не только Канона преподобного Андрея Критского), которые мы каждый раз читаем на службе, тоже исполнены духом покаяния. И мы, слушая их, тоже каемся этими словами, обращаемся к Богу с просьбой об очищении нас от грехов.
Ведущая Светлана Ладина
Записала Елена Кузоро
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!