***
1. «Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на вершине горы» (Мф. 5,14). Эти слова из Евангелия от Матфея относятся и к жизни старцев последних времён, которые в годы безбожной власти несли свет православной веры. Для духовных детей старец становился непосредственным проводником воли Божией. А за великую веру, смирение, самоуничижение он удостаивался благодатных даров: прозорливости и молитвенного предстательства за духовных чад. В книге «Великие старцы 20 столетия» собран краткий материал о жизни подвижников минувшего века, а также некоторые их высказывания и духовные советы. К сожалению, об истинном старчестве в наше время известно немного, и данная книга в какой-то мере поможет восполнить этот пробел.
2. Собрав данные о жизни старцев и их высказывания, автор-составитель Светлана Девятова решилась изложить прочитанное простым доходчивым языком в очерках. О важности старчества в жизни - как инока, так и мирянина свидетельствовали многие подвижники веры на протяжении всей истории христианства: такие, например, как основатель монашества преподобный Антоний Великий, мудрый наставник святитель Василий Великий, преподобные Иоанн Лествичник, Варсонофий Великий, Авва Дорофей и многие другие. Среди русских богословов большое значение старчеству придавали святители Тихон Задонский, Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник, старцы Оптиной и Глинской пустыни.
3. Автор-составитель приводит слова Ивана Концевича о старчестве, взятые из книги «Оптина пустынь и ее время». «Благодатное старчество, - пишет Иван Михайлович, - есть одно из высочайших достижений духовной жизни Церкви, это ее цвет - венец духовных подвигов, плод безмолвия и Богосозерцания. Старчество органически связано с иноческим внутренним подвигом, имеющим цель освобождения от страстей, а значит - достижения бесстрастия, и потому оно возникло одновременно с монашеством на заре христианства. Периоды расцвета или оскудения духовной жизни общества всегда были связаны с возрастанием или умалением роли духовного руководства, которое берет свое начало от святых апостолов.
4. В беге времен старчество процветало местами - то достигая вершины своего развития, то ослабевая, а то и совсем приходя в упадок и даже забываясь, чтобы после вновь возродиться. Так забыто оно было и в России к 18 веку, но стараниями преподобного Паисия Величковского возродилось и стало процветать. Его переводы святоотеческих творений долго были единственными в русской духовной литературе и читались повсюду. А сам старец, после преподобного Сергия Радонежского, считается возродителем на Руси школы старчества, которая на протяжении всего 19 века и позднее приносила свои благодатные плоды на ниве спасения чад церковных в Глинской, Оптиной пустынях, в других монастырях Русской Церкви.
5. В первой части этого издания собраны краткие очерки как о прославленных Афонских старцах 20 века, так и о старцах, жизнь которых так или иначе была связана с Грецией: среди них есть и наши соотечественники. По словам автора, читая об аскетической жизни современных подвижников, каждый раз удивляешься высоте их подвига. Архимандрит Херувим в книге «Современные старцы горы Афон» пишет: «Преподобный Григорий Синаит, прибывший на Афон в 14 веке, зажег там пламя исихазма». Пламя это, передаваемое из поколения в поколение, горело и в душах старцев, о которых идет речь в этом разделе, они сумели передать его своим духовным чадам. По милости Божией, и мы имеем возможность сейчас, не только отогреть наши души, но и сохранить это тепло и свет, чтобы, как призывали афонские старцы, светить другим.
6. Bозможно, - отмечает автор, - у людей, приступивших к изучению жизни старцев, под впечатлением чтения жития пустынных отцов и повествования о жизни Афонских старцев невольно сложится мнение, что старцы должны быть непременно отшельниками, аскетами, ушедшими не только от мира, но и от братии. Однако, знакомясь с жизнью Оптинских старцев, о которых говорится во втором разделе книги, - читатель постепенно привыкает к мысли о том, что в современных условиях весьма органично сочетаются «духовный подвиг внутреннего делания» и повседневные заботы о страждущих. Оптину пустынь в 19-20 веках считали маяком русской интеллигенции, для крестьян и ремесленников каждый старец был «как отец родной». Тоже самое можно сказать о старцах России и некоторых зарубежных стран, о которых поведает третья часть книги.
7. Возвращаясь к словам Ивана Концевича, отметим, что «старчество не есть иерархическая степень в Церкви, это особый род святости, который может быть присущ всякому. Старцем может быть монах без всяких духовных степеней, каким был в начале своего подвижничества отец Варнава Гефсиманский. Старцем может быть и епископ, например - святители Игнатий Брянчанинов или Антоний Воронежский, великий современник преп. Серафима Саровского. Старец может быть и иереем, как святой праведный Иоанн Кронштадтский. Наконец, старцу не обязательно быть и священником, но, согласно христианскому учению, он всегда является изъявителем воли Божией, поскольку сам непосредственно водится Святым Духом. И потому старец является «духовным кормчим», нравственным вождем, что ему открывается Божественная воля, и вопрошающие могут узнать эту волю из его ответов.
8. Жизненный подвиг праведников всегда находит отклик в душах верующих людей. Уходят в Божий мир святые люди, но не гаснет свет, который они даровали нам и завещали хранить, чтобы светить другим. В утешение тем, кто потерял надежду найти духовный маяк в море страстей, благодатные отцы оставили свои наставления и духовные советы. Их вы тоже найдете на страницах этой книги.
***
Как рассказывает автор, о старчестве она узнала, читая о жизни египетских пустынников-подвижников 4-го века. Выписанные из Лавсаика мудрые высказывания старцев не раз помогали ей в трудные минуты. Особенно дорого для автора следующее высказывание Афонских святых старцев, которые завещали нам: «Храните свет в вас и светите другим!» И если кто-нибудь, прочитав книгу «Великие старцы 20 столетия», захочет изменить себя, осознав необходимость неукоснительно следовать советам духовного наставника, и приложит все усилия, чтобы под его руководством осуществить желаемое – значит, в скором времени в этом мире станет больше света.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 9 мая
День ангела. 9 мая
Церковный календарь 9 мая. Священномученик Василий, епископ Амасийский
Евангелие 9 мая. Дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную
Читаем Апостол. 9 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!