Аудио |
|
Скачать .mp3 |
1. Протоиерей Алексей Уминский является настоятелем храма Живоначальной Троицы в Хохлах. Троицкий храм отец Алексей вместе со своими прихожанами возрождал буквально из руин. Приход храма представляет собой по-настоящему живую, сплоченную христианскую общину. Отец Алексей несколько лет работал директором Свято-Владимирской гимназии, затем стал ее духовником и преподавателем Закона Божия. Является автором многочисленных публикаций, книг и статей по нравственному богословию и православной педагогике. В книге «Удержать Пасху» священник на протяжении всего церковного года размышляет на евангельские чтения воскресного дня, и эти размышления издательство Никея предлагает широкому кругу читателей.
2. «Христос Воскресе!» - обращается автор к нам со страниц этой книги. – Мы, - говорит он, - привыкли встречать друг друга главным в нашей жизни приветствием. Что же значит это воскресение для каждого из нас? Очевидно, что в нем — центр нашего христианского исповедания, потому что сущность нашей веры заключена в том, что Христос воскрес, об этом все наше церковное учение и Священное Предание. А апостол Павел говорит, что если Христос не воскрес, то мы несчастнее всех людей на земле, потому что тогда наша вера не имеет никакого смысла (см. 1 Кор. 15: 14–19). И каждый год стремишься к тому, чтобы встретить Пасху, которая как солнце, пронзит и просветит тебя изнутри, и потом как можно дольше с ней прожить, как можно дольше ею насладиться. Удержать ее в себе подольше, не растерять, не расточить.
3. А чтобы не терять этой пасхальной радости, по мнению отца Алексия, было бы очень правильно постараться узнать: чему мы радуемся во время Пасхи? Что нас так наполняет? Какие дары в этот момент в нас открываются? Что случилось с нами за время поста? Где мы были? Из чего мы вышли сейчас? Куда пришли? Пробилась ли в нас жизнь Христова, как весной новые росточки пробиваются через асфальт? Наступила ли настоящая духовная весна в нашей жизни? И, все это поняв, надо бы глубоко усвоить, что и как нам хранить. Все силы души отдать этой радости, отдаться ей до конца. Если человек научится пасхально жить, этой радости никто и никогда у него не отнимет.
4. К слову сказать, каждое воскресение является малой Пасхой. И за богослужением в те воскресные дни, что следуют сразу за пасхальной седмицей, мы слышим евангельские чтения, которые вновь и вновь возвращают нас к событиям Воскресения Христова. Вот, например, Евангелие дня на Антипасху: приходит Христос к Своим ученикам и являет им Себя во всей полноте Своего богочеловеческого воплощения, которой они до Его воскресения не знали. Он садится с ними и пьет вино, ест рыбу и хлеб, показывая, что Он не дух, а истинный Богочеловек, обладатель жизни вечной. И радость воскресения настолько захватывает учеников, что они действительно готовы делиться с другими. Но вот приходит Фома — его ведь не было вместе с ними. Ему говорят: «Христос воскресе!» И вдруг он не верит… Почему-то слово о том, что Христос воскрес, Фоме, который знал Христа так же близко, как и все остальные апостолы, ничего не говорит? Как отвечает на этот вопрос отец Алеский, ищите в этой книге. А мы перейдем к следующей ее главе.
5. В третью Неделю по Пасхе Святая Церковь празднует день праведного Иосифа, фарисея Никодима и женщин, которые остались верными Христу до последнего мгновения. Вера, как пишет автор, — понятие всеобъемлющее, его трудно определить словами, поставить какие-то рамки. С одной стороны, апостол Павел говорит, что вера — это уверенность в вещах невидимых (см. Евр. 11:1). А с другой стороны, чтение об апостоле Фоме говорит, что апостол не мог такой верой удовлетвориться, ему нужны были какие-то видимые знаки воскресения Христова. И Господь дает ему эти знаки, уверяет нас в Своей истинности. Он, действительно, каждому дает прикоснуться к Себе, доподлинно ощутить, что Он — истинный Бог, что Он воистину воскрес.
6. Но только ли в этом заключается наша вера? Только ли в том, что мы верим, что Господь истинен, что истинная вера православная — спасительная, всепобеждающая и дающая человеку путь к спасению? Далее автор отвечает на этот вопрос, рассматривая подвиг жен-мироносиц и святых мужей Иосифа и Никодима. А вот о чем размышляет автор в четвертую Неделю по Пасхе, в неделю о расслабленном? Здесь он в частности отмечает следующее: «Тридцать восемь лет человек лежит рядом со святыней и ждет, когда в его жизни что-то изменится! Вот и мы именно так ожидаем перемен — вдруг вода возмутится и все пройдет само собой — и слепота, и хромота, и глухота, и бессилие, и расслабление, и паралич воли…
7. Почему мы все такие расслабленные? Проходят годы, но ничего не происходит, не меняется, человек так и лежит возле купели. Каждый раз с началом Великого поста мы надеемся: ну вот, наконец, что-то произойдет, поменяется в нашей жизни. И действительно, Великим постом в жизни многое может поменяться. Но пост проходит, и все остается по-прежнему. Чем, собственно, отличается время Великого поста? В чем существенная разница? Да никакой разницы нет, - говорит автор. - Просто мы все время ищем внешнего образа действия — когда что-то будет сделано помимо нас самих. Ляжешь спать гордым, а утром — раз! — проснешься смиренным. Так и проходит жизнь, как в Евангелии описано: тридцать восемь лет человек лежит у купели и ждет чуда». Но когда придет Христос и спросит нас: «Хочешь ли ты быть здоровым?» - что мы ответим Ему? Задуматься об этом и предлагает нам автор. После чего переходит к рассмотрению следующего евангельского зачала, которое как он отмечает, является центральным в период между праздниками Святой Пасхи и Пятидесятницы. Собственно говоря, оно является особым подготовительным чтением к святому и великому дню Сошествия Святого Духа на апостолов. О ком и о чем рассказывает нам Евангелие в пятую Неделю по Пасхе и во все следующие далее воскресные дни, читайте в этой книге.
***
Воскресенье — малая Пасха, и в течение всего года за воскресной литургией Церковь евангельским словом обращается к сердцу каждого христианина. В книге «Удержать Пасху» размышления протоиерея Алексия Уминского о важнейших евангельских текстах тоже обращены напрямую к сердцу — яркие, образные, глубокие, эмоциональные, они зовут ко Христу, требуют по-настоящему любить Его, жить пасхально, радуясь Богу и ближнему, и изо всех сил эту радость хранить.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 3 мая. Великий Пяток. Воспоминание святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Преподобный Анастасий, игумен Синайской горы
Евангелие 3 мая 2024. Возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
Читаем Апостол. 3 мая 2024
Этот день в истории. 3 мая
День ангела. 3 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!