Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. В эту книгу из серии «Духовное наследие мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» вошло житие священноисповедника Амвросия, епископа Каменец-Подольского, и его труд «Учение о Царстве Божием по сочинению блаженного Августина “О Граде Божием”». Из литературного наследия владыки Амвросия это единственное известное на сегодняшний день произведение. Написано оно им, еще юным иеромонахом, в 1903 году во время обучения в Казанской Духовной Академии и представляет собой кандидатскую работу, за которую он получил ученую степень кандидата богословия. Созвучие идейного содержания, изложенного в работе, со всей последующей жизнью архиерея-исповедника во многом помогут читателю воссоздать для себя внутренний образ прославленного святителя.
2. Обратимся вкратце к житию священноисповедника. Епископ Амвросий (в миру Александр Алексеевич Полянский) родился 12 ноября 1878 года в селе Петелино Елатемского уезда Тамбовской губернии в семье священника. Род Полянских издавна был священническим, и они отличались христианским благочестием. Начальное образование мальчик получил в церковноприходской школе в родном селе. Когда ему исполнилось девять лет, отец отдал его учиться в духовное училище в городе Шацке Тамбовской губернии. Свое образование он продолжил в Тамбовской Духовной семинарии, которую окончил в 1899 году, и в тот же год поступил в Казанскую Духовную Академию.
3. В 1901 году он был пострижен в монашество с именем Амвросий и рукоположен в сан иеродиакона, а в следующем году — в сан иеромонаха. В 1903-м - иеромонах Амвросий окончил академию со степенью кандидата богословия за работу «Учение о Царстве Божием по сочинению блаженного Августина “О Граде Божием”» и был назначен преподавателем в Киевскую Духовную семинарию и определен в число братии Киево-Печерской Лавры. Остановимся на сочинении будущего владыки, заглянем в его предисловии. Здесь иеромонах Амвросий пишет следующее: «Вопрос о Царствии Божием в нашей русской богословской литературе представляется мало разработанным.
4. Труды в этой области по Новому Завету еще имеются. Зато наблюдается почти полное отсутствие исследований по творениям отцов и учителей Церкви. Есть только одно произведение, поставляющее своей целью изложение полного мировоззрения блаженного Августина, … (где это учение) излагается кратко, в некоторых только чертах. Ввиду такого отсутствия исследований вопроса о Царстве Божием всякий посильный труд, направленный специально на рассмотрение учения о Царстве Божием по сочинениям отцов и учителей Церкви, по меньшей мере желателен. Если присоединим к этому направление современной светской литературы и жизненных интересов общества, то желательность работы увеличится еще более».
5. А как известно, интересы общества в то время коренным образом изменились, и как отмечал будущий архипастырь, многие его современники лелеяли «в своих головах и сердцах сладкие мечты о Царстве Божием, золотом веке на земле». «Литература, - пишет отец Амвросий, - как и всегда отражая эти мечты, ожидания общества, в то же время предлагает ему средства перевести мечты в жизнь, в страстно ожидаемую действительность. Много в настоящее время радетелей человечества. Все они имеют то общее между собой, что представляют будущий золотой век на земле грубо чувственным, материальным. Царство Божие, по их представлениям, будет заключаться в том, что люди будут беспрепятственно наслаждаться благами этой земной жизни в той мере, в какой каждый сможет и сумеет».
6. В отношении же средств осуществления Царства Божия автор труда отметил несколько направлений в нашей русской литературе. «Так, - пишет иеромонах Амвросий, Л.Н. Толстой со своими последователями единственным условием основания на земле Царства Божия поставляет свое непротивление злу насилием в связи с другими заповедями своего евангелия. “Прогрессисты” всю надежду наступления на земле золотого века возлагают на естественный прогресс человечества, всех сторон его жизни. Марксисты видят верное средство к обеспечению на земле лучшего будущего в переустройстве экономических условий жизни народа. Наконец так называемые социал-демократы - в перемене общественных, государственных порядков страны, все равно, мирным ли то или насильственным путем».
7. В отношении всех этих направлений всякое исследование вопроса о Царстве Божием по творениям отцов и учителей Церкви может, по словам автора, иметь значение и покажет в какой мере возможно оно (Царство Божие) на земле, и могут ли вообще ожидать его современные искатели или мечты их так и останутся мечтами. Для этого автор рассматривает учение о Царстве Божием блаженного Августина, епископа Иппонского, как оно изложено им в его сочинении “О Граде Божием”. И предлагает он учение именно блаженного Августина потому, что его учение, по мнению автора, - преимущественно пред всеми учителями Церкви имеет законченный вид: из всех отцов и учителей Церкви только блаженный Августин написал специальный трактат о Царстве Божием».
8. Познакомиться подробнее с этим сочинением иеромонаха Амвросия (Полянского), будущего архипастыря и священноисповедника, вы сможете, прочитав эту книгу. Во епископа Винницкого, викария Каменец-Подольской епархии отец Амвросий был хиротонисан 22 октября 1918 года. В 1922 году он был перемещен на кафедру, но здесь ему пришлось служить недолго. За то, что он отказался вступить в обновленческую организацию, святитель был в первый раз арестован. В 1925 году последовал очередной арест владыки Амвросия. Более на свободу он не выходил – одна за другой его ждали тюрьмы и ссылки.
***
На одном из допросов епископ Амвросий говорил: «Все на земле совершается по воле Божией и если бывают, как в жизни отдельных людей, так и народов, бедствия и несчастья, то это только есть наказание Бога за грехи для их вразумления». Так, говоря о революции, владыка считал ее «Божьим судом для всех классов русского народа за все его прошлое». А возвращаясь к его труду о Царстве Божием, отметим следующие слова священноисповедника Амвросия: «Царство Божие уже существует и теперь. Не мечтать о нем нужно, а постараться войти в него. Благовременно сказать нам современным моралистам, подобно тому, как некогда святой Иоанн Предтеча, а после него Христос взывали иудеям: покайтесь! Царство Божие уже среди вас! веруйте в Евангелие!»
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
ДЕНЬ ПОБЕДЫ с Игорем Растеряевым
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Учимся растить любовью. Воскресенский Смольный собор Санкт-Петербурга
Вопросы веры. 9 мая 2024. Беседа с митрополитом Пензенским и Нижнеломовским Серафимом
У книжной полки. Прощание славянки
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!