У книжной полки. Разве мы гордые?

28 марта 2024 г.

Гордость - это самая губительная и опасная страсть, скрывающая в себе страшную разрушительную силу для человека, общества и мира. Святые отцы ставят страсть гордости во главе всех пороков, поскольку она оказывает глубокое и всепроникающее действие на все стороны духовной и душевной жизни человека. Ив Ветхом, и в Новом Завете все, что связано со страстью гордости, характеризуется исключительно отрицательно. Распознать в себе эту страсть не так легко, как кажется на первый взгляд. Разобраться с тем, что представляет собой гордость и как с ней справиться призвана книга насельника Сретенского монастыря иеромонаха Кирилла (Попова) под названием - «Разве мы гордые?». Об этой книге – далее в нашей программе.

***

1. Как пишет автор книги иеромонах Кирилл (Попов), гордость обнаруживается практически у всех людей - детей и стариков, состоятельных и бедных, здоровых и немощных, сильных и слабых. В каких бы обстоятельствах человек ни оказался, в каком бы он ни находился положении, он всегда сможет найти повод к превозношению, обращению с другими свысока. И самое сложное здесь то, что такая страсть, как правило, не проявляется явно, она принимает замаскированные формы, а порой оказывается скрытой под видом смирения. Но горделивость и надменность так или иначе присущи любому человеку, при этом мы не всегда понимаем, насколько превозношение опасно для души, в какой степени такое состояние отдаляет нас от Бога.

2. Книга «Разве мы гордые?» призвана помочь читателю разобраться в этой непростой теме, опираясь на Священное Писание, наследие святых отцов и суждения современных пастырей. В издании не только глубоко изучаются причины возникновения гордости, но и предлагаются пути преодоления этой страсти в условиях современной жизни. В первой главе книги автор дает определение гордости. Обратившись к Священному Писанию, он нашел, что страсть гордости в нем обозначается и выражается различными понятиями, передающимися в русском переводе такими словами, как «надменность», «наглость», «высокомерие», «пустая слава», «напыщенность», «кичливость». И обратившись к себе, каждый из нас наверняка найдет в своей душе одно из этих состояний.

3. Между тем, в соответствии со Священным Писанием, гордость совершенно инородна по отношению к Богу, Его замыслу о мире и человеке, созданном по образу и подобию Творца (Быт. 1, 26). Таким образом, гордость несвойственна ни Богу, ни первозданному человеку, ни ангелам. В Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, говорится: Гордость не сотворена для людей (Сир. 10, 21), а также: Никому не заповедал Он поступать нечестиво и никому не дал позволения грешить (Сир. 15, 20), поэтому гордость не происходит от Бога. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца (1 Ин. 2, 16). По этой причине гордость становится главным признаком противления Богу и отличительной чертой нечестивых.

4. По словам автора, гордость - это главный признак противления Богу, она отводит человека от Господа настолько далеко, что о спасении души в таком греховном состоянии не может идти и речи. Отец Кирилл приводит яркий пример гордого человека из Священного Писания. Он вспоминает Авессалома, сына царя Давида: «Он гордился своей безупречной внешностью, и особенно роскошной шевелюрой: Когда он стриг голову свою, - а он стриг ее каждый год, потому что она отягощала его, - то волоса с головы его весили двести сиклей по весу царскому (2 Цар. 14, 26). Это примерно 2,5 килограмма. Но именно прекрасные волосы оказались причиной его гибели». Дело в том, что он устроил мятеж против своего отца, но во время бегства зацепился волосами за дерево и был убит воином Давида.

5. Какие еще бывают проявления гордости? Эти проявления автор подробно рассматривает во второй главе. По словам отца Кирилла, иногда даже красивая одежда уже становится причиной высокомерия. Люди смотрят свысока на тех, чьи вещи выглядят хуже или дешевле. А похвала в адрес шикарно одетых людей только усиливает их чувство собственной важности. Конечно, это не значит, что нужно носить только невзрачную одежду, но в первую очередь необходимо следить за тем, чтобы в помыслах не превозноситься над кем-либо. Также люди время от времени гордятся своими успехами в спортивных состязаниях - победитель чувствует себя успешнее других и ставит во главу угла свои достижения. Однако физические силы со временем уйдут, и спортсмен больше не сможет ставить новые рекорды.

6. Конечно, для христианина гораздо важнее позаботиться о духовных подвигах, но и здесь, на пути приобретения добродетелей, подвижника ждет усиленная борьба с гордыней. Дело в том, что диавол видит его благочестивые намерения и хочет всячески помешать им. И вот христианин, например, уже постится не во славу Божию, а ради высокого мнения о нем со стороны окружающих. Это очень опасно, - отмечает автор, - поскольку духовные плоды не получит тот, кто строит свой подвиг на песке самомнения. Превозношение портит добродетель — она ведет уже не к Царствию Небесному, а в преисподнюю.

7. О том, как происходит развитие страсти гордости в человеке, автор рассказывает в третьей главе. В частности, он отмечает, что эта страсть беспощадно поражает человека с раннего детства, и во многом потому, что родители допускают ошибки при воспитании своих чад. Порой взрослые слишком часто хвалят детей, и это серьезно сказывается как на духовном, так и на психологическом состоянии последних. Ведь если ребенок каждый день слышит, как ему поют дифирамбы, он волей-неволей станет думать о себе высоко. По мнению отца Кирилла, «отцы и матери должны сформировать основу поведения ребенка в детские годы таким образом, чтобы он реализовывал свои желания по отношению к нуждам ближних. Это обязанность родителей — научить детей ценить и уважать других людей».

8. Но как преодолеть гордость, если она всё же укоренилась в душе? Этому посвящена четвертая глава. Для начала, - говорит автор, - человеку нужно осознать свою греховность. Нужно начать тщательно следить за своими мыслями и действиями. Следующий шаг - возненавидеть в себе проявления гордости и приступить к покаянию. А еще человек должен осознать, что без Бога он не сможет победить в брани с диаволом. Господь лечит духовные немощи подвижника, посылая ему различные испытания: иногда даже болезни и скорби. Искушения обязывают человека смириться и попросить прощения у любящего Бога, желающего всем избавиться от греховного порабощения.

***

Борьба со страстями, а тем более с одной из самых опасных — гордостью, является насущной во все времена и в любом возрасте; каждый день перед священником стоит важнейшая задача — оказать действенную помощь человеку, находящемуся в состоянии гордости и подчас не подозревающему о своей духовной болезни. Попытаемся, - говорит автор, - всесторонне рассмотреть гордость по учению Православной Церкви, что поможет каждому христианину осмыслить причины зарождения этой страсти, механизм ее развития и разрушительное действие, которое она оказывает на человека. Понимание этого поможет наметить пути преодоления гордости. Эта книга адресована широкому кругу читателей, в том числе и священникам, принимающим исповедь.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать