***
1. Эта книга вышла в свет в издательстве Сибирская Благозвонница. Как отмечают издатели, Евангельские и Апостольские чтения и песнопения великопостного богослужения посвящены обращению души к покаянию и пробуждению в ней осознания своей греховной слабости и потому необходимости помощи Божией и нашего постного покаянного труда. Традиционно, издревле, многие церковные проповедники посвящали проповеди толкованию Евангельского или Апостольского чтения или, по крайней мере, уделяли ему важное место в своей проповеди. Этой традиции следует и митрополит Владимир. Второй том книги «Врата покаяния» назван «Радость великопостного крестоношения» и посвящен шествию православного христианина по спасительному поприщу Великого поста.
2. Автор избирает для себя обращение ко всей пастве — и к духовно «продвинутым» многолетним прихожанам, и к новоначальным, и к еще неопытным в церковной жизни, и даже к тем, кого называют редкими «захожанами» храмов, но которые столь же ценны в очах Божиих, как и первые и вторые. Отсюда и несколько «усредненный» стиль проповедей митрополита Владимира. Они предназначены для широкого круга слушателей и читателей, умеренно сочетающих в себе как высокие истины православной догматики и святоотеческой аскетики, святоотеческую и библейскую цитацию, так и простой язык бытовых и жизненных примеров и обращений к людям, неискушенным в «высоком», с которыми проповеднику приходится общаться, так сказать, начиная «издалека»:
3. «Задумаемся о том, говорит Владыка, что вся Святая Четыредесятница фактически есть образ нашей временной, земной жизни, преисполненной печалей, тревог, испытаний, болезней, проблем и забот. Наверное, нет ни дня, проживаемого нами спокойно и умиротворенно, в каждом своя скорбь, и у каждого человека свой крест. Мы живем, суетимся, решаем какие-то, как нам кажется, важные мирские задачи и при этом согрешаем непрестанно, в той или иной степени, словом, или делом, или помышлением. Можем ли мы при этом не воздвигать на себя гнева Божия? Вот откуда берутся бесконечные человеческие досады, огорчения и неудачи, недуги телесные и духовные, трудности в делах семейных и общественных.
4. Отсюда и земля стала юдолью печали и скорби. И как же не впасть при таком положении дел в уныние и отчаяние в ожидании обретения того, что при всех скорбях нас истинно поддержит и сможет спасти?» Причину этого тягостного положения человека автор традиционно-христиански видит во зле греха человеческого, призывая каждого осознать эту свою ответственность за грех: «Зло берет начало от отпадения во грех диавола и затем человека, в котором оно происходит от искаженной воли, от неправильного выбора свободного и разумного существа, а не от Творца. Вот и получается, что царство злобы в наших душах зависит от нас самих, хотя и под влиянием бесовским.
5. Под этим влиянием, которого мы слушаемся добровольно, мы оскверняемся различными пороками и беззакониями, бываем злобными, гневливыми, нерадивыми, раздражительными, ленивыми, лживыми, несправедливыми, невежественными, завистливыми, способными на самые тяжкие преступления, вплоть до убийства... Человек создан по образу Божию, но все перечисленное выше искажает его в нас, помрачает истинную красоту всякой человеческой души». Вернуть себе эту красоту нам мешает все тот же грех. О его разрушительной силе автор пишет, что «поприще Великого поста дает нам возможность узнать свои беззакония, увидеть лицо всякого греха — гнусное и страшное. Мы должны осознать, что грехом разрушаем порядок естества, что, греша, мы сами себя охотно оправдываем и обманываем.
6. Но правда Божия несовместима с человеческой ложью. Всякий грех — обман, разлучающий нас с Богом, отгоняющий от нас Божественную благодать, Вышнюю помощь». При этом «грех человеческий имеет разнообразную палитру всевозможных оттенков. И так трудно каяться, так трудно порой возненавидеть свои прегрешения, с которыми мы срослись всем существом своим и зачастую просто не замечаем их. Сложно увидеть грех внутренними очами, еще труднее поставить его перед своей совестью и действительно устыдиться, испытать стыд за него», что и требуется в процессе покаяния. Автор предостерегает: «Страшно оставаться в нераскаянных грехах, медлить с покаянием и очищением. Кто знает, не заберет ли Господь в эту минуту или секунду нашу душу? Будет ли у нас еще время покаяться? Сроки жизни неведомы нам...
7. Оставаясь во грехах, откладывая исповедь, мы рискуем своей вечной участью. За порогом смерти невозможно покаяние, как бы мы ни стремились тогда к нему, как бы ни старались... Страшно умереть без Исповеди, без Причастия Святых Христовых Таин, страшно, когда смерть настигнет внезапно неготовую душу». Однако владыка Владимир старается никогда не оставлять читателя наедине лишь с безысходным осознанием собственного несовершенства и мрачной перспективы расплаты за нераскаянные грехи. Он всегда дает ободряющее и вселяющее христианскую надежду на милость Божию наставление и утешительное подкрепление.
8. Автор ободряет читателя, настраивая его на терпеливое созидание духовного устроения в своей душе. Владыка по-отечески увещевает своих читателей к должному прохождению Великого поста, главной задачей и смыслом к которого является приуготовление христианина к воспоминанию и переживанию событий Домостроительства спасения, совершённого Господом Иисусом Христом: сорокадневного поста и искушений в пустыне при начале Его общественного служения, — и, конечно же, Искупительной Крестной смерти и Воскресения. Шествуя по пути поста, мы словно идем вслед за Христом. Еще больший акцент митрополит Владимир делает на Кресте Христовом и крестоношении христиан в подражание Спасителю. Автор связывает Крест Господень с нашим личным жизненным крестом.
***
Во второй том «Радость великопостного крестоношения» вошли 134 проповеди, посвященные шести седмицам Великого поста. В связи с этим автор вместе со всей Христовой Церковью призывает читателя обратиться в молитве к Богу за получением дара видения каждым из нас своих грехов: «Зрение своих грехов есть дар духовный, милость человеку от Господа…» - говорит архипастырь. В целом же ценность книги митрополита Владимира - в ее практической пользе с точки зрения постижения читателем каждодневного церковного богослужения Великого поста, благодаря чему он будет осмысленно участвовать в богослужебной молитве. Небесполезной окажется книга и для священников, готовящихся к проповеди, и в целом, как надеются издатели, найдет своего благодарного читателя.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 10 мая
День ангела. 10 мая
Церковный календарь 10 мая. Преподобный Стефан, игумен Печерский
Евангелие 10 мая. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул
Читаем Апостол. 10 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!