***
1. Прежде всего, обратимся к жизнеописанию русского писателя. Николай Семенович Лесков родился 16 февраля 1831 года в селе Горохово Орловской губернии, где жила его бабушка по материнской линии. Род Лесковых по отцовской линии происходил из духовенства: дед Николая Семеновича (Дмитрий Лесков), его отец, дед и прадед были священниками в селе Леска Орловской губернии. От названия села и была образована родовая фамилия Лесковых. Отец Николая, Семен Дмитриевич, священником не стал, чем очень огорчил своего родителя. Впоследствии служил дворянским заседателем орловской палаты уголовного суда, где и получил дворянство. Мать, Марья Петровна, принадлежала к дворянскому роду Орловской губернии.
2. Учился Николай Лесков в Орловской гимназии. На 16-м году осиротел, а ничтожное имущество, какое осталось от отца, погибло в огне, во время знаменитых орловских пожаров. Тогда же закончилось и обучение будущего писателя. Непродолжительное время Николай служил в гражданской службе, позже поступил на коммерческую, которая требовала беспрестанных разъездов и иногда удерживала его в самых глухих захолустьях. Как говорится в автобиографической заметке Лескова «О самом себе», «он изъездил Россию в самых разнообразных направлениях, и это дало ему большое обилие впечатлений и запас бытовых сведений. Письма, писанные из разных мест к одному родственнику, жившему в Пензенской губернии, заинтересовали Селиванова, который стал их спрашивать, читать и находил их «достойными печати», а в авторе их пророчил «писателя»».
3. Так с этих писем, а затем небольших публикаций, началось писательство Лескова. По словам литературоведа Всеволода Юрьевича Троицкого, автора книг о Лескове, в ранних рассказах писателя, столь же разнообразных по темам, как и его публицистика, со всею определенностью прослеживается основная нить его творчества: житье-бытье разносословных русских людей. Еще в детстве обаяние родной стороны овладевало воображением Николая Семеновича. Навсегда запали в его память предания русской старины, легенды о чудесных странниках и благородных разбойниках, крестьянские поверья, которые слышал он в глуши Кромского уезда от нянюшек и дворовых. «Все эти живые и занимательные истории имели тогда для меня полную вероятность, - писал Лесков позже, - и их густое, образное содержание до такой степени переполняло мою фантазию, что я сам был чуть ли не духовидцем...»
4. Как отмечает Всеволод Троицкий, на всю жизнь проникся будущий писатель народным миропониманием. Всю жизнь испытывал он глубокий интерес к народному творчеству, к тому, как писал один из критиков, «всеобъемлющему опыту... исторической жизни», без которого невозможно ощутить полноту духовности народа. Постижение народной жизни рождалось, прежде всего, в самом непосредственном общении с товарищами детства, подневольными крестьянами. «Я не изучал народ... я вырос в народе... Я с народом был свой человек». И он знал «русского человека в самую его глубь».
5. Поэтому писатель прекрасно чувствовал то неуловимое, что называется «душою народа». В неторопливом лесковском повествовании вставали перед читателем зримые, яркие по своему колориту картины исторического прошлого и современной писателю России, возникали образы людей в развитии их характеров, в мучительных терзаниях духа, в борьбе страстей и благоразумия, в трудном осознании ими самих себя. И всякое произведение Лескова поворачивало читателя лицом к жизни.
6. В эту книгу вошли повести и рассказы Николая Семеновича Лескова «Овцебык», «Житие одной бабы», «Воительница», «Котин доилец и Платонида», «Печерские антики», «Зверь», «Неразменный рубль», «Тупейный художник», «Пугало», «Дурачок». Рассмотрим вкратце некоторые из них. Открывает книгу грустная повесть «Овцебык». Речь в произведении идет о человеке, искреннем страдальце за униженных и оскорбленных, который в столкновении реальной действительностью не выдерживает и заканчивает жизнь самоубийством. Он, отмечает Всеволод Троицкий, - и смешон, и велик, этот самозабвенно жертвующий собой Дон-Кихот, этот «агитатор искренний и бесстрашный», идущий «на ощупь», но настойчиво и самозабвенно ищущий правду-истину и правду-справедливость».
7. Продолжает издание повесть - «Житие одной бабы». В основе сюжета вновь трагическая судьба, на сей раз крестьянки Насти, которую насильно выдают замуж, и в итоге ее жизнь тоже оканчивается трагично. В ее образе также, по мнению Троицкого, прозревается народная мечта человеческой красоте и справедливости. Небольшой рассказ Лескова «Тупейный художник» посвящен парикмахеру, который работает «гримеровщиком» в графском крепостном театре. Являясь мастером своего дела, он, «всматриваясь в живое, неповторимое лицо, находит в нем всякий раз «новое воображение». При этом высшая его одаренность, по Лескову, состоит в его умении разглядеть и разбудить даже в самых жестоких и мрачных людях положительные качества.
8. Святочный рассказ «Неразменный рубль» учит тому, что, только делая людям добро, можно быть счастливым. А возможно ли духовное преображение невероятно жестокого и злобного человека? Николай Семенович в своем рассказе «Зверь» отвечает на этот вопрос утвердительно: да, возможно. А как, читатель узнает, обратившись к самому рассказу. Если в общем говорить о героях произведений Лескова, то, как отмечают издатели, есть в них нечто общее, роднящее - они, по словам автора, «любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него где бы то ни было».
***
По словам Всеволода Юрьевича Троицкого, Николай Семенович Лесков «жил, всем сердцем своим стремясь «служить родине словом правды и истины», искать лишь «правды в жизни», давая всякой картине, говоря его словами, «освещение подлежащее и толк по разуму и совести». Каждое его произведение — это художественно развернутый факт жизни, это художественная мелодия, возникающая на основе реальных событий и как бы незримо соотносящая, связывающая эти события прошлым и обращающая к размышлениям о грядущем». В те годы, когда о лесковских произведениях немало спорили его современники, Лев Толстой прозорливо заметил: «Лесков - писатель будущего, и его жизнь в литературе глубоко поучительна».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Концерт арт-группы Ларго «10 лет вместе!». Второе отделение
Концерт арт-группы Ларго «10 лет вместе!». Первое отделение
Канон. Заслуженная артистка России Олеся Железняк. Часть 1
Ульяновск. Крестный ход к Никольской горе
Йошкар-Ола. Выставка победителей конкурса детского рисунка «Светлая Пасха»
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!