Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
Цель новой книги епископа Балашихинского Николая — помочь человеку преодолеть беду, не поддаваясь панике и не впадая в отчаяние. В этом издании читатель найдет для себя и духовные советы, основанные на многовековом опыте Церкви, и практические советы, которые помогут в самых различных тяжелых обстоятельствах и чрезвычайных происшествиях. Автор протягивает руку помощи своему читателю, все время напоминая ему о том, что в любой ситуации мы должны в первую очередь молиться, а «нашими спутниками в молитве должны быть вера, надежда, усердие, терпение, рассудительность».
В первой главе книги автор рассказывает, какие бедствия в истории рода человеческого были наиболее губительными. Так, примеру, Книга Бытия содержит пространный рассказ о Всемирном потопе, во время которого спаслись только Ной со своим семейством (см.: Быт. 6–9). А уже в наше время за всю историю человечества крупнейшим документально подтвержденным стихийным бедствием считается катастрофическое наводнение в Южно-Центральном Китае летом 1931 года — по некоторым подсчетам, тогда погибло около четырех миллионов человек.
Страшными были и цифры погибших (десятки миллионов!) от так называемой Юстиниановой чумы, вспыхнувшей в середине VI века в Константинополе при императоре Юстиниане I; эпидемия продолжалась несколько десятилетий и захватила тогда большую часть Европы и Ближний Восток. Опустошительные землетрясения также известны с древности. Крупнейшим принято считать землетрясение в китайской провинции Шэньси в ХVI веке: погибло более восьмисот тысяч человек. Жертвами землетрясения 26 декабря 2004 года на острове Суматра в Индонезии стали около трехсот тысяч человек, а на Гаити в январе 2010 года - более двухсот тысяч.
Нечестивая жизнь людей, ожесточение, озлобление становятся причиной всенародных бедствий - войн, землетрясений, опустошительных пожаров, эпидемий, но любую беду можно претерпеть - для этого, говорит псалмопевец Давид, возложи на Господа печаль твою (Пс. 54:23). Самое же страшное, - отмечает владыка Николай, - что может произойти во время стихийных бедствий, да и не только стихийных — любых, даже локальных, — это то, что в людях оскудеет любовь, и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга… и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется (Мф. 24:10, 12–13). Поэтому прежде всего автор вначале дает несколько «вводных понятий», без которых не обойтись.
Первое, что мы по словам автора должны помнить, это то, что чужой беды не бывает. Жизнь по принципу «моя хата с краю» чревата опасностью самому оказаться в тяжелом положении. Сошлемся на Евангелие: Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк. 6:31). Это — «золотое правило нравственности», как его называют философы; оно является основополагающим этическим принципом не только для христиан, но и для последователей большинства мировых религий и философских систем. В Библии этот принцип впервые провозглашается в третьей книге пророка Моисея, книге Левит: Люби ближнего твоего, как самого себя (Лев. 19:18).
Во-вторых, как отмечает автор, абсолютно безвыходных положений не существует. Верующим людям известно выражение «Бог сверх меры не посылает». И опять ссылка на Священное Писание: Бог не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1 Кор. 10:13). Третье правило, о котором мы не должны забывать ни при каких обстоятельствах - это благодарность. Это — одна из ценнейших христианских добродетелей; умение благодарить — качество весьма полезное для любого человека, в том числе и неверующего. За все благодарите, — призывал своих учеников апостол Павел (1 Сол. 5:18). Следует благодарить тех, кто нам помог, даже если помощь была не столь действенной, как бы нам хотелось. Иначе, как некогда говорил премудрый Соломон, надежда неблагодарного растает, как зимний иней, и выльется, как негодная вода (Прем. 16:29).
Следующее, что нам необходимо - бережливость. Скажем коротко: это то, что нередко может предотвратить беду. Формально говоря, в систему христианских добродетелей это качество не входит, но примеры противоположного свойства — расточительности — в Библии не поощряются. Премудрый Соломон говорит: Хранящий закон — сын разумный, а знающийся с расточителями срамит отца своего (Притч. 28:7). Классический пример безумной расточительности находим в притче о блудном сыне (см.: Лк. 15:11–32). Там, правда, все хорошо кончилось: блудный сын, хотя и расточил имение свое, живя распутно (Лк. 15:13), все-таки решился на покаяние и вернулся в дом отца своего — успел.
Успеем ли мы вовремя спохватиться и предотвратить техногенную катастрофу, которую приближаем своей безумной расточительностью в отношении того, что дал нам Бог, - невозобновляемых природных ресурсов? Бережливость - это заботливое отношение к ресурсам материальным (природным богатствам и плодам человеческого труда) и к человеческим ресурсам. Но это еще и забота о сохранности благ духовных. Если экологическая составляющая бережливости находит в наше время все больше последователей, то со стороной духовной дело обстоит сложнее. Это предмет большого и серьезного разговора, однако автор вкратце говорит об этом в рамках этой книги. А ещё он напоминает нам об ответственности и молитве, и что всегда надо хранить мир между людьми, и многие другие советы вы найдете на страницах этой книги.
***
Эту книгу составили как практические советы о первой помощи человеку, попавшему в беду, так и духовные советы, основанные на многовековом опыте Церкви. Как отмечает автор, наша способность совершать добро, проявить жертвенную любовь к ближнему в любой ситуации, даже кажущейся безвыходной, есть залог того, что беду одолеть можно. Это издание адресовано широкому кругу читателей, как людям верующим, воцерковленным, так и тем, кто совсем недавно «впустил в свою жизнь Бога» и делает первые шаги на пути веры. Хочется, - говорит владыка Николай, - чтобы книга пригодилась и тем, кому пока кажется, что вера в Бога ему не нужна. Не секрет, что у многих — очень многих! — обретение веры состоялось именно тогда, когда они попадали в беду или пребывали в скорбных обстоятельствах.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Утреня с чином погребения Святой Плащаницы 3 мая 2024 года
Утреня с чином погребения Святой Плащаницы 3 мая 2024 года
Вечерня с выносом Святой Плащаницы Спасителя 3 мая 2024 года
Богослужение 3 мая 2024 года
У книжной полки. «Чудо Чудесем». О Литургии и Евхаристии
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!