***
1. Эта книга выпущена в свет региональным общественным фондом «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви». Этот фонд был создан в 1997 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Своей целью он ставит изучение архивных документов, имеющих общеисторический характер и касающихся взаимоотношений Церкви и государства в советский период, а также изучение архивно-следственных дел и дореволюционных архивных комплексов документов, непосредственно имеющих отношение к новомученикам и исповедникам Церкви Русской.
2. Источниковая база, на которой создавались труды Фонда, огромна. Со второй половины 1970-х годов, автор житий новомучеников, научный руководитель Фонда архимандрит Дамаскин (Орловский) с небольшой группой помощников собирал по всей России устные свидетельства тех, кто был очевидцем жизни подвижников и исповедников, а также развернувшихся на территории России антирелигиозных гонений. Результатом исследования явилось введение в отечественную историографию большого пласта неизученных документальных и устных источников, отразивших конкретные факты, события, исторические явления, раскрывающие духовный подвиг новомучеников. Они стали существенной частью содержания жизнеописаний пострадавших священнослужителей и православных мирян, и помогают осмыслить реалии истории России и Русской Церкви в 20 веке.
3. В сборник «Единство через страдания» вошли жития новомучеников Церкви Русской, чья жизнь и исповеднический подвиг совершались на территории России, Украины и Беларуси. В предисловии автор пишет: «Существо Церкви - выраженное, в частности, в исполнении человеком на практике Христовых заповедей - наиболее полно и предметно отражается в жизни святых, то есть тех, кто исполнял их на деле и показал, что это - не мечтательная идея, не миф, а конкретная и вполне осязаемая действительность. Потому-то так и дороги святые для нашей страны, что дают живущему в ней народу возможность утвердиться на чем-то прочном. Всего в России с 1072 года, когда состоялись первые канонизации, по 1917 год было канонизовано 388 подвижников благочестия, почитаемых общецерковно и местно, то есть только в отдельных областях». По окончании гонении на Русскую Церковь в 20 столетии к лику святых было причислено более 1500 мучеников.
4. Для нас, - говорит автор, - невольных наследников прошедшей эпохи, важно определиться, хотя бы в кратких словах, что представляют собой наши новые мученики, какими открытиями для нас они могут оказаться ценны, чему научить, что скрывается за их неизмеримо богатым опытом и какую практическую пользу современное общество может извлечь из их опыта. Прежде всего, следует сказать, что многие из пострадавших за Христа мучеников, с позиции рассмотрения их личных способностей, помноженных на их широкую образованность, были далеко не рядовыми людьми, даже среди относительно выдающихся людей. Существенно важным для нас является то, что они обладали устойчивыми жизненными приоритетами и не меняли их при исторической встряске.
5. Сами их жизненные критерии были важнее для них тех или иных выгод и спекулятивных оценок момента, ближе к эталону вечности, нежели к сиюминутной выгоде, имеющей зачастую материальную подоплеку. Поэтому у новомучеников был достаточный опыт для объективной оценки событий окружающей их действительности. Со своих, в иных случаях более взвешенных позиций, чем у потомков, вышедших из мглы советской эпохи, когда сама история долгое время была орудием политических манипуляций, взгляд новомучеников на историю выгодно отличается трезвостью суждений. Святые, по словам автора, блистают, как бриллиант, в оправе истории, освещая многие ее нюансы.
6. Так, из жития священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского, мы узнаем, что уже в конце 1880-х годов существовала точка зрения, что и Россию, и Церковь в ближайшие десятилетия постигнут тяжелые испытания. Естественно, что виделось это не только отдельными людьми, но и устойчиво проявлялось и в окружавшей их действительности. В житии священномученика Владимира воспроизводятся особенности Южной России, с одной стороны, требовавшей большей церковной самостоятельности, а с другой — доходящей в этих требованиях до той крайности, которая неминуемо должна была привести к распаду единого государства и расколу в Церкви.
7. В житии священномученика Амвросия (Гудко), юго-западного уроженца, мы ощущаем весь аромат Южной России, с ее особенным наречием и крестьянским бытом. И в то же время в житии подробно описывается бушевание разгула страстей, когда одни, пользуясь стихийным бедствием, отбирали у других имущество (иной раз последнее). А представители власти к началу 20 века оказывались совершенно не знающими Бога и даже враждебными религии. В личности таких людей, как священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский, мы встречаемся с героями духа, которые созидают свою христианскую душу и окружающую действительность в самую неблагоприятную для созидания пору массовых репрессий и беззакония.
8. В книге также перед читателем предстает личность священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского. Владыка нес груз церковной административной деятельности и в Житомирской области, и в Астраханской, и во Владикавказе, и в Центральной России. И для всех - и западных, и южных, и северных русских людей - он оставался, прежде всего, безупречной христианской личностью, у которой многому можно было поучиться. Это же можно сказать и о святителе Луке (Войно-Ясенецком), архиепископе Симферопольском и Крымском, чья личность по своей исключительности выходит за привычные пределы церковной и светской областей. Об этих и других героях духа рассказывает эта книга.
***
Национальное возрождение России, которое имеет в своей основе, прежде всего, формирование нравственно и духовно состоятельной личности, невозможно без обращения к живой исторической памяти народа о подвиге мучеников и исповедников Церкви Русской 20 века. Они претерпели тягчайшие гонения от государственной власти и явили собой высокие образцы нравственности, мужества и любви к Отечеству, социального служения и жертвенности. Они по существу являются национальным сокровищем России, и об этом сокровище необходимо знать нашим соотечественникам. Приобщить к этой сокровищнице как можно больше людей, призвана и эта книга.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Прогноз погоды на 28 апреля 2024
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!