***
1. Автор книги - Михаил Давидович Молотников - закончил Московский экономико-статистический институт по специальности «Прикладная математика», работал программистом. С 1992 года перешел на церковную работу. С 1995-го трудится в храме в честь иконы «Всех скорбящих Радосте» в подмосковном Клину. Сначала работал главным редактором газеты «Клин православный», а с 1998 года стал директором издательства «Христианская жизнь» и председателем одноименного Братства. Является автором книг «Града Петрова украшение», «Заступница Небесная рода христианского», «Научи нас молиться. О молитве «Отче Наш» и других, автор статей в газете «Клин православный».
2. В предисловии этой книги автор пишет: «Для каждого человека смерть неестественна, иррациональна, для многих она страшна и сопряжена со страданиями. Для убежденного атеиста она - полное уничтожение его «я» или абсолютная неизвестность. Для христианина смерть - это переход в иное бытие. Вот что об этом говорит святитель Игнатий (Брянчанинов): «Смерть - великое таинство. Она - рождение человека из земной, временной жизни в вечность. При совершении смертного таинства мы слагаем с себя нашу грубую оболочку - тело, и душевным существом, тонким, эфирным, переходим в другой мир, в обитель существ, однородных душе...
3. Православные христиане, проведшие земную жизнь благочестиво или очистившие себя от грехов искренним раскаянием... и исправлением себя, наследуют вместе со светлыми ангелами вечное блаженство. Напротив, неверующие во Христа... и те из православных христиан, которые проводили жизнь в грехах или впали в какой-либо смертный грех и не уврачевали себя покаянием, наследуют вечное мучение вместе с падшими ангелами - бесами», - отмечает святитель. Как относится к смерти человек воцерковленный, имеющий крепкую веру в Спасителя и всеми силами стремящийся жить по Его заповедям? С упованием на милосердие Божие, с желанием соединиться со Христом, святыми и ангелами.
4. Такой человек, по словам автора, знает: любовь Божия к людям проявилась в том, что Второе Лицо Святой Троицы, Сын Божий воплотился, стал Богочеловеком, даровал заповеди, победил на кресте смерть и воскрес, чтобы дать уверовавшим в Него возможность обрести вечную блаженную жизнь в Царстве Небесном. При мысли о своей смерти христианин уповает на помощь Божию, вспоминая слова псалмопевца Давида о любящем нас Господе: Не убоюсь зла, потому что Ты со мной (Пс. 22, 4). О желании соединиться со Христом прекрасно сказал апостол Павел. В Послании к филиппийцам он пишет: Для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение... Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше (Флп. 1, 21-24), чем земная жизнь.
5. Однако, как отмечает автор, при мысли о своей смерти христианин испытывает также страх и трепет. Простит ли ему Бог его духовные немощи и совершённые в жизни грехи? Насколько искренним и глубоким было принесенное покаяние, угодно ли оно Господу? Всегда помня о конце своей жизни и ответе перед Богом, христианин старается исполнять Его заповеди, кается в согрешениях, зная, что после смерти возможности покаяния уже не будет. О великой пользе памяти смертной говорил еще Иисус, сын Сирахов: Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь (Сир. 7, 39). «Великое дело помнить смерть и понимать ее значение, - пишет святитель Игнатий. - От этих памятования и понимания может совершенно измениться жизнь человека и соделаться богоугодной».
6. Однако являются ли все, кто наполняет наши храмы, настоящими христианами, не только по имени, но и по жизни? К сожалению, - говорит автор, - нет. В нашей стране много крещеных, но далеко не все из них знают основы православной веры. Именно на таких людей и ориентирована эта книга, на тех, кто только «прививается» к Церкви Христовой, воцерковляется; на тех, кто обычно не склонен вспоминать о своей смерти и задумываться о своей посмертной участи. А ведь «память смертная» и правильное представление человека о загробном мире напрямую влияют на его духовно-нравственное состояние в земной жизни, на исполнение им заповедей Христовых и на его участь в вечности.
7. Обращением именно к такой, «новоначальной» читательской аудитории и обусловлены стиль и содержание книги. Она не является богословским исследованием о посмертной участи человека или аскетическим наставлением, а носит катехизический, духовно-просветительский характер. Книга напомнит читателю (или откроет ему), что люди практически всех времен и народов знали о бессмертии души, о существовании рая и ада, о посмертном воздаянии за добродетельную или порочную жизнь, хотя представления эти до просвещения мира светом Христовой истины были подчас довольно грубыми и даже ложными. Душа древнего язычника, по образному выражению свт. Игнатия, лишь «осязала... свою вечность».
8. О бессмертии души, о существовании ада и рая, ангелов и бесов свидетельствуют и приведенные в книге рассказы тех, кто вернулся к жизни после клинической смерти, а также случаи явления умерших живым. Цель этих явлений заключалась, в первую очередь, в том, чтобы убедить неверующих в реальности того мира и побудить их к праведной жизни. Главным же в этой книге является изложение христианского учения о посмертной участи человека и загробном мире: о суде над душой, о прохождении ею так называемых мытарств, о пользе молитв за умерших, о всеобщем воскресении мертвых и Страшном Суде Божием, об аде и Царстве Небесном. Это учение - единственно истинное, неискаженное человеческими домыслами и фантазиями, потому что передано нам Самим воплотившимся Сыном Божиим, а также святыми отцами и учителями Церкви.
***
Основная цель этой книги, по словам автора, - напомнить читателю о продолжении жизни его души после смерти тела, жизни, которая может быть блаженной или мучительной. Побудить задуматься о том, каким он перейдет в загробный мир; напомнить о том, что главным делом его земной жизни должно быть исполнение Христовых заповедей о смирении, покаянии, незлобии, милосердии, твердой вере Спасителю. Если, говорит Михаил Молотников, мы будем помнить о своей смерти и Божием суде над нами, если отнесемся к отпущенному нам времени земной жизни со всей серьезностью и ответственностью, если постараемся жить так, как учит нас Спаситель и Его Святая Церковь, то сподобимся вечной блаженной жизни в Царстве Небесном.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Православный словарь. Нравственный идеал
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 10 мая 2024
Благая часть. 10 мая 2024
Читаем Добротолюбие
Читаем Добротолюбие
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!