Свет невечерний. Семейная история Церкви

19 марта 2024 г.

Нам, простым людям, погруженным в светскую суету, иногда бывает невдомек, почему наши предки с таким восторгом относились к Священному Писанию. Мы понимаем, что книга важная, там все про нас, но мы уже неоднократно это перечитывали, можем даже цитировать некоторые отрывки наизусть и близко к тексту; это уже известные нам, избитые и приевшиеся сюжеты. Но почему-то, например, современники преподобного Ефрема Сирина, как он рассказывает, зацеловывали Священное Писание до того, что стирались даже некоторые слова в священном тексте. Почему для них это было так важно? Может быть, потому, что Ефрем Сирин жил не так далеко от времен Иисуса Христа и даже в том же самом регионе, говорил на диалекте того же языка, на котором говорил Спаситель?

Если мы присмотримся к евангельскому тексту, в какой-то момент поймем, что это не некая внешняя истина, не некий внешний авторитет, а наша семейная история. Вот мысль, которая однажды, как вспышка молнии, показывает нам истинное положение вещей. Бывает, до человека не доходит евангельское слово до тех пор, пока он однажды не совершит это удивительное открытие.

Евангелие, которое рассказывает о Господе, Божией Матери, апостолах, их трудностях и проблемах, современниках, друзьях, – это, оказывается, наша семейная история? Но как такое может быть?

Я вспоминаю свое детство, когда мы в воскресный день собирались все у прабабушки, прожившей сто лет. Огромная семья, несколько поколений: дети, дяди, тети, дальние родственники, приехавшие откуда-то издалека. Взрослые доставали семейные альбомы, и нам, маленьким детям, кто-то из старших показывал: вот это дядя Гена, который работал на шахте; это мы ездили в Кемерово в 1965 году; это твой папа служит в армии. Я смотрел на эти фотографии, сравнивал их с лицами взрослых и понимал, что это одни и те же люди, которые меня обнимают, целуют или проверяют губами температуру, касаясь моего лба. Вот это мои близкие люди, самые родные. И вот этот альбом в бархатном или плюшевом переплете – это моя семейная история, это я и есть. А в Евангелии совсем другой народ, другие проблемы. Какое отношение это имеет ко мне?

Но в какой-то момент мы совершаем очень важное открытие, без которого церковная жизнь просто невозможна. Участвуя в Евхаристии, причащаясь Тела и Крови Христовых, мы становимся единокровными и единотелесными Господу нашему, буквально превращаемся в Его родственников, единокровных братьев или сестер. И весь этот большой род, который описан в Библии, все эти бесконечные родословия – это и наша семейная история. В этот момент как будто бы бельмо спадает с глаз – и иначе смотришь на страницы этой истории.

То есть это не просто Марфа, Мария, апостол Петр, а друзья Христовы; это те, что составили ядро первой Церкви, участвовали в Евхаристии. Я читаю о Тайной Вечере,  апостолах Христовых, которые причастились Тела и Крови Христовых, и понимаю, что это делает их моими единокровными братьями и сестрами. И Христос, и Его братья и сестры, и все это большое родословное древо, которым открывается Евангелие от Матфея, – это и моя семейная история. Я открываю Евангелие как семейный альбом, это не чужие для меня люди.

И не только Евангелие обладает таким интимным значением для нашей жизни. То есть это не внешний авторитет, кем-то предписанный, что ты должен следовать этой книге, которую писали в древности, когда еще даже не существовало нашего государства и наш язык не звучал на этой земле. Это твоя очень древняя семейная история, твои самые что ни на есть родные люди. Таким же «семейным альбомом» являются жития святых. Мы любим этих людей, восхищаемся подвигами Симеона Столпника, преподобного Серафима Саровского, мужеством Василия Великого, ревностью святителя Афанасия Александрийского и понимаем, что это тоже часть нашей истории, потому что это наши единокровные братья и сестры во Христе.

Это величайшее открытие, которое должен совершить каждый христианин. Потому что, мне кажется, без этого церковного, литургического, евхаристического понимания природы Священного Писания, святоотеческих текстов, житий святых мы будем все время оставаться вовне, не сможем принять внутрь зерно истины, которое касается лично нас. Ведь Евангельская история – это то, что касается лично нас не только как внешний закон, по которому нас будут судить.

Например, в 25-й главе Евангелия от Матфея содержится описание Страшного Суда, которое звучит из уст Самого Судьи; Он рассказывает, как Он будет судить. И я понимаю, что я буду так же осужден. Но, оказывается, это не просто Страшный Суд, это последний ответственный разговор с моим подлинным Отцом. Это не внешнее предписание, когда какой-то чужой дядя в судейской мантии от меня что-то требует, придираясь со стороны буквы закона; это моя семейная история. Каждый будет давать отчет о своей жизни перед Господом перед глазами своих святых предков, своих единокровных, единотелесных братьев и сестер. И это совершенно меняет отношение и к жизни, и к своему статусу в Церкви.

Церковь – это не просто храм, в который ты должен ходить, потому что иначе погибнешь, но это твоя большая семья. Открывая на каждой литургии Священное Писание и слушая этот удивительный священный текст, понимаешь, что это родное.

Именно об этом апостол Павел говорит почти в каждом своем послании, особенно в Послании к Ефесянам, где звучат знаменитые слова о том, что мы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу (Еф. 2, 19). Мы родственники всем святым, внутри Церкви мы находимся в нашей подлинной семье, перед очами нашего подлинного Отца Господа и наших старших братьев и сестер. Мы не чужие здесь.

Поэтому важно однажды открыться этому удивительному дару, который Господь щедро раздает. Можно годами читать Священное Писание, относиться к нему как к внешнему авторитету, мудрой книге, своду моральных предписаний или сборнику догматических постановлений, но так никогда и не понять, какое внутреннее сердечное отношение этот великий текст имеет лично к тебе.

Если нам это еще не открылось, надо просить Господа, нашего подлинного Отца, чтобы Он завершил или довершил наше воцерковление, которое на самом деле является не просто включением в некую организацию, а включением в семью, органическим вживлением в этот единый церковный организм, который есть Тело Христово.

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать