Проповедь протоиерея Георгия Полякова в 12-ю неделю по Пятидесятнице

11 сентября 2023 г.

– Я поздравляю всех вас, братья и сестры, с сегодняшним воскресным днем! Это уже двенадцатое воскресенье после дня Святой Троицы. Мы совершили еще одну Божественную литургию и причастились Тела и Крови Христа, то есть реально причастились Царства Небесного.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Наверное, рано или поздно должен возникать вопрос: в чем смысл жизни? Сколько живет человек на этой земле, столько и задает себе этот вопрос. И отвечают на него мудрецы, философы – каждый по-своему говорит. В Церкви этот вопрос звучит немного по-другому: как спастись, как наследовать жизнь вечную?

Этот вопрос мучил евангельского юношу. Он подходит ко Христу и говорит: «Господи, как наследовать жизнь вечную?» А жизнь вечную только и можно наследовать в Царствии Небесном. Христос говорит: «Надо заповеди соблюдать». И приводит чисто человеческие заповеди, не по отношению к Богу, а по отношению к людям: не лги, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать, не кради, не прелюбодействуй, не завидуй. Юноша отвечает: «Господи, я это соблюл от юности моей».

Этот ответ мог бы удовлетворить Христа. Юноша действительно оказался духовно порядочным человеком. И, казалось бы, диалог между юношей и Христом мог бы на этом и закончиться. Но сердце его было всегда неудовлетворенным. Нет той полноты, которую желал иметь и Савл. Он был образованнейшим человеком своего времени, а этой полноты внутреннего покоя у него не было, когда человек достиг того, что эта тайна ему открылась.

И тогда Христос не говорит, как юноше идти за Ним в Царство Небесное, а отвечает по-другому: «Если хочешь быть совершенным, продай свое имение и иди за Мной». Юноша был богатым человеком. Здесь не имеются в виду деньги. Христос один раз, в этом месте Евангелия, говорит о богатстве. Потому что под богатством имеется в виду власть, сила, уважение, возможность строить свою жизнь так, как ты хочешь. Это свобода в этом мире, сытость.

Но, с другой стороны, богатство еще и привязывает человека. Этот светский мир крепко держит человека, и не просто от него оторваться. Это действительно так. И кто это говорит, сам на себе может это прекрасно почувствовать. Святые всё бросали и шли до конца. Для этого, конечно, надо уметь пойти на риск, быть сильным человеком и идти до конца, ничего не комментируя, не анализируя.

Когда я включаю телеканал «Союз», передачу «Беседы с батюшкой», там люди такую дребедень спрашивают… Меня приглашают на передачу в Москве, в Питере, думаю: не пойду. Потому что там вопросы на уровне деревенской завалинки: как и что? Какая это вера? Бог тронул твое сердце, и ты идешь за Ним до конца. А у нас: обожди, еще куча вопросов, как да что…

Юноша, конечно, знал свою жизнь, свое положение и достаток. Куда ему идти? В Ветхом Завете так уже было, когда Моисей говорил: «Бог нам обещал землю обетованную, идите за мной!» Почитайте Библию: не все за ним пошли – половина. А куда им идти? Они здесь имеют работу, дом, дворцы, питание, сытость. Зачем им идти в пустыню, когда все есть у них? Не все пошли за Моисеем.

Действительно, идти за Христом непросто. Потому что этот мир очень крепко держит. Уж какие подвижники – и те ломались. Наверное, поэтому Христос позже скажет страшные слова, которые Он говорил в Своей жизни: когда приду, вряд ли веру найду на земле. В этих словах, как сказал отец Александр Мень, Он отметил поражение не Церкви, которую врата ада не одолеют, а именно христиан, которые соблазнятся этим миром.

Но я хотел бы сказать еще про другое. Мы все дружно поем в Символе веры: «Чаю жизни будущего века…» Чаять – это хорошо, а попробуй дойти до жизни будущего века. Чтобы пойти за этим будущим веком, Христос говорит: «Возьми свой крест и следуй за Мной!» Так куда же звал Христос юношу, зовет каждого из нас? Почему так много людей приходит – и уходит?

Христос звал: «Ты такой порядочный и добродетельный… Пойдем со Мной в Гефсиманский сад, и самые близкие, самые родные, те, о которых ты не мог бы и подумать такое, будут тебя целовать и этим целованием предавать. Сможешь выстоять? Но это только начало. Пойдем со Мной на суд к Каиафе. Ты такой добродетельный, все заповеди выполняешь, а тебя будут судить как самого последнего раба этого мира. Тебя изобьют, истопчут, ты окажешься на обочине этой жизни в презрении, оплеванный». Сможешь ты тогда идти за Христом?

Но и это только начало. Тогда еще Христос говорит: «Возьми свой крест и взойди на свою Голгофу, и там тебя распнут». И эта безумная толпа, которая живет миражом этого мира, сытая, довольная, живущая на уровне штанов и желудка, будет жаждать твоей смерти, чтобы лакать твою кровь, чтобы удовлетвориться твоими муками. Сможешь тогда на кресте, в этой смертельной агонии, запеть сладкие слова: «Слава Богу за все! И за скорбь, и за радость»?

Хорошо ее петь на завалинке и дома на диване. А там, на кресте, в муках, страдая в одиночестве?..  Но ты не в одиночестве. Рядом с тобой – распятый Христос. Он был с тобой в Гефсимании, на суде у Каиафы, Он с тобой на больничной койке, в тюрьме, на работе, когда у тебя семья распалась, когда у тебя нет здравия, ты умираешь. Рядом с тобой Христос, Он все это прошел. Ты будешь верен Ему до конца?

Евангелие от Матфея заканчивается словами: Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20). Он-то с нами. Но мы – с Ним ли?

Вот куда звал Христос юношу: «Оставь эту сытость и пойдем со Мной на крест». Повисишь там, помучаешься... Сможешь это выстрадать, да еще так, чтобы страдание было в радость, когда Сам Христос сказал Богу Отцу: «Для чего Ты Меня оставил?» Попробуй.

Может быть, кто-то дойдет до Святой Чаши, а вот на крест – единицы. Это и в нашей жизни происходит. Сейчас много разных духовных увеселений. Но каждый раз, когда 80-летняя женщина в этом храме моет полы или священники снимают рясу и тоже моют полы после всех «прихожан» (в кавычках), я думаю: где же они? Кто же подсвечник уберет? Это же не офис – оттоптать и уйти, это дом Бога, небо на земле, где Христос Евхаристию совершает. Где же все? Там – за забором. Мир крепко нас держит.

Апостол Павел был очень мудрым человеком. И в Первом послании к Коринфянам (глава 6, стих 12) он пишет: все мне позволительно (то есть свобода), но ничто не должно обладать мною. На самом деле сегодняшний рассказ о юноше и о Христе ставит перед каждым вопрос: что ты выберешь – сытость этого мира или путь за Христом без оглядки…

Можете себе представить: апостолы видят, что Петр вошел в озеро и пошел ко Христу по водам. Они обомлели. Он шел ко Христу. А когда увидел, что под ним бездна морская – начал тонуть. Оказывается, чтобы не захлебнуться в мираже этой жизни, в житейских волнах, чтобы не запутаться, всегда держи перед собой, даже во мраке своей жизни, лик Живого Бога.

Митрополит Антоний Сурожский был очень мудрым человеком. Он сказал потрясающие и очень страшные слова, что можно всю жизнь ходить в храм и пройти мимо Живого Христа. Можно всю жизнь быть христианином и ни разу не встретить Живого Бога.

Наверное, одна из страшных вещей в духовном мире – привычка. Человек привыкает ходить в храм, ставить свечи, исповедоваться, открывать рот, чтобы причаститься. Привыкает креститься, плакать. Но если ты действительно пережил эту встречу, ты другой человек. Это все видят. Тебе не надо подстраиваться, умиляться, закатывать глаза, люди чувствуют, что в тебе Христос. Ты христианин, потому что все, чем живешь, твои мысли, помыслы, слова, все твои слезы, твое горе, каждый прожитый день наполнены Христом.

Заканчивая свое слово, хочу обратиться к нашему русскому святому, который жил совсем недавно, но это удивительный святой человек – святитель Игнатий (Брянчанинов). И он пишет: «Всех при­зыва­ет Ми­лосер­дный Бог ко спа­сению, но весь­ма немно­гие по­вину­ют­ся Ему. Все мы при­над­ле­жим к чис­лу званых по не­из­ре­чен­ной люб­ви Бо­жи­ей к нам, но весь­ма немно­гие из нас вклю­чат­ся в чис­ло из­бран­ных: по­тому что вклю­чение в чис­ло из­бран­ных пре­дос­тавле­но на­шему собствен­но­му про­из­во­лению».

В VIII веке преподобный Максим Исповедник, один из удивительных духоносных богословов и святых, сказал: Бог все держит в Своей власти, только оставил человеку свободу. И от каждого человека зависит, что сказать, как строить свою жизнь, с кем общаться, как молиться. Это твоя жизнь, но тебе дана она один раз, и она не возвращается.

На этой неделе сколько было покойников, совсем молодые мужчины... Я думаю: какой же смысл был в их жизни, чем она была наполнена, от чего они страдали или радовались, кого они радовали, кому помогали, что поняли, чем восхищались, встретили ли они в своей жизни Бога? Тело-то принесли в храм, а душа их встречала Живого Бога? Бог весть. Не знаем.

Заканчивая слово, хочу сказать: дай Бог, чтобы в этой жизни произошло самое большое чудо – встреча тебя и Бога. Действительно так Им жить, чтобы даже сквозь слезы, болезни, одиночество, гонения, среди несправедливости, бедноты или нищеты в сердце твоем была радость, что ты нашел самую дорогую жемчужину – Христа. Он ждет каждого человека.

Дай Бог, чтобы никто не погиб для вечности. Аминь.

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать