Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом

28 декабря 2023 г.

– Владыка, в преддверии Нового года хочется поговорить о чем-то одухотворенном и умиротворяющем. Зная Вас как человека, который хорошо разбирается в искусстве, предлагаю об этом и поговорить, но говорить мы будем о церковном искусстве.

Давайте вначале определимся, что можно отнести к церковному искусству. Очевидно, что красивое церковное пение – это, конечно, искусство, иконография – несомненно, искусство. Какие-то книги, предметы для служения Божественной литургии – это тоже искусство. А что еще можно отнести к искусству?

– Все, что совершается, происходит внутри церкви, можно назвать своего рода искусством. Это и сами церковные здания, в которых проходит богослужение, ведь, по сути, это искусство зодчих, архитекторов, создавших великолепные здания, где прославляется Господь (начиная от древних базилик и кончая классическими крестово-купольными храмами).

К искусству можно отнести изготовление каких-то бытовых церковных предметов, например ключей для церковных замков. Мне приходилось видеть их во многих музеях, и буквально каждый ключик и каждый церковный замок являлся произведением искусства. Даже церковные рамы, решетки на церковных окнах являются предметами церковного искусства. Я думаю, что можно было бы создать целый музей церковных дверей и ворот.

Источником же искусства является Господь. Каждый человек, очистивший свою душу и сердце и способный увидеть вечную божественную красоту, когда сам что-то производит, творит, уже не может делать это плохо. Он старается все делать по тому образцу, который открылся ему в иной реальности, в ином мире. И поэтому все, что создается в Церкви, можно назвать частью искусства.

Отец Павел Флоренский назвал церковное богослужение синтезом всех искусств, потому что какое-то отдельно взятое произведение, вырванное из контекста религиозной, церковной, богослужебной жизни, превращается не более чем в мертвый, бездушный предмет, который ни о чем не говорит и ничего не открывает. И только когда это произведение искусства вплетается в канву жизни, оказывается в том контексте, в котором появилось, оно оживает.

Отец Павел Флоренский приводит довольно интересный образный пример. В своей статье, посвященной этой теме, он говорит, что, к примеру, шпора от сапога Наполеона в каком-нибудь музее ничего не расскажет о военном искусстве, военных противостояниях, скажем, конца XVIII – начала XIX века, и только будучи вплетенной в историческую канву, эта вещь оживает и может что-то рассказать.

И какой-нибудь бубен шамана, который висит в музее на стене, ничего не может рассказать, скажем, о шаманизме как явлении или о том контексте, в котором этот предмет использовался. Все предметы религиозного искусства оживают только на своем месте. Поэтому икона, церковное пение, производство церковной утвари, резьба по дереву, ювелирное искусство – все это оживает только тогда, когда вплетается в канву совершаемой молитвы.

На Руси уникальные предметы церковного шитья, ювелирного искусства, произведения иконописи обычно хранились в церковных сокровищницах или ризницах (которые иногда назывались музеями), существовавших при крупных соборах или монастырях. Многие из этих предметов сохранились до нашего времени и сейчас занимают почетное, важное место в таких ведущих музеях нашей страны, как Государственный исторический музей, Оружейная палата, музеи Московского Кремля.

Эти предметы, бережно хранившиеся в ризницах, использовались в определенные моменты богослужения, как бы вплетаясь в канву церковной жизни,  поэтому они жили вполне естественной жизнью, не оторванной от молитвы. Вероятно, в этом и есть специфика церковного искусства.

– Многие уникальные экспонаты церковного искусства представлены в церковно-историческом музее при духовной семинарии.

– Совершенно верно. Но музеем его назвали лишь потому, что это слово более понятно нашим современникам, а ведь все то, что находится в музее при Томской духовной семинарии, периодически используется на богослужении. Посетитель музея может увидеть ту или иную икону, которая хранится не где-то в шкафчике, а именно в музее, но когда наступает определенный церковный день и совершается память святого, изображенного на иконе, или мы совершаем праздник, изображенный на иконе, эта реликвия переносится из музея в храм с соблюдением всех мер предосторожности, которые вырабатывались Церковью на протяжении веков.

Икона вносится в храм, перед ней совершаются молитвы, а затем она возвращается на хранение в музейную экспозицию, где каждый может ее увидеть. Это же можно сказать и о церковной утвари; например, о старинных кадилах или о старинном потире, которые по особо торжественным дням мы приносим в храм и используем при совершении богослужения.

Есть какие-то предметы, которые не выносятся из церковных музеев, но они все равно остаются частью церковной жизни, являясь реликвиями, а поэтому святынями, и само созерцание их помогает человеку вспомнить о наших корнях, традициях. Например, в нашем музее хранится жезл святителя Феодосия, архиепископа Черниговского. Мы не дерзаем вносить его в храм и совершать с ним богослужение, хотя, возможно, когда-то такой момент и настанет.

Этот жезл как великая святыня хранился в Томской епархии еще в дореволюционное время, и использовали его крайне редко. Но когда в 1883 году Томская епархия праздновала 50-летие со времени основания, томский архиерей владыка Владимир (Петров) совершал юбилейное богослужение именно с этим жезлом. Поэтому предметы церковного искусства живут своей жизнью и используются по своему назначению.

– Когда мы говорим о церковном искусстве, мы подразумеваем его неотъемлемую связь с усердной молитвой. Не секрет, что иконописцы, особенно из среды монахов, прежде чем приступить к созданию какого-то святого образа, усердно молились, а зачастую еще и постились. Уместно ли в этом плане заниматься церковным искусством человеку мирскому?

– Дело здесь не в том, монашествующий человек или семейный. Важно то, насколько он благочестив. Скажем, Гришка Отрепьев, впоследствии известный как Лжедмитрий, по всей видимости, был монахом какого-то монастыря. Но он пренебрег своими монашескими обетами, и вряд ли ему можно отдать предпочтение перед каким-то мирянином. А известный иконописец Дионисий, украсивший своими фресками и иконами древнерусские храмы, не был монашествующим, скорее всего он был мирянином. Поэтому церковное искусство не является уделом исключительно монашествующих.

Церковным искусством, этим делом Божиим, могут заниматься и миряне, но они должны приступать к этому с чистой совестью. Церковь считает, что поскольку источником церковного искусства является Бог, то люди, создающие иконы, другие произведения церковного искусства, должны быть не просто благочестивыми, а святыми, поэтому иконописцами в абсолютном значении этого слова являются святые отцы. Не просто монашествующие, священники или епископы, а именно святые отцы.

К тем, кого мы называем иконописцами, предъявляются очень высокие требования. Они должны соответствовать высоким духовно-нравственным критериям, тем не менее они не являются творцами в полном смысле этого слова. Чаще всего они пишут то, что до них уже было создано святыми отцами, и перед их глазами есть некие образцы – иконописные подлинники.

Конечно, каждая икона, которую написал какой-то иконописец, имеет отпечаток индивидуальности этого иконописца, поэтому личностный фактор никуда не уходит. Но существуют церковные каноны, в рамках которых создаются произведения церковного искусства. Эти канонические нормы выработала Церковь, и за всем этим стоят святые отцы. Еще раз повторюсь, что источником этой церковной красоты является Сам Господь – абсолютная и вечная Красота.

– Владыка, мы живем в XXI веке. Скажите, допускаете ли Вы, что когда-нибудь нейросети, которые умеют создавать музыку, картины и так далее, будут причастны и к церковному искусству?

– Вопрос нейросетей весьма дискуссионный. Сейчас много об этом говорится, проводятся целые конференции. Недавно в Томске прошла совместная конференция Томского университета и Русской Православной Церкви, посвященная искусственному интеллекту. А может ли что-то создавать искусственный интеллект?.. Нет, он не может ничего создавать, потому что не имеет творческого начала.

Искусственный интеллект может что-то компилировать, что-то выдавать, обобщая опыт, идеи, мысли многих и многих тысяч, а может быть, и миллионов людей. Человек может ставить определенные границы для этого так называемого искусственного интеллекта, а это значит, что он все равно влияет на результаты его работы.

 Так вот, в рамках прошедшей у нас конференции звучали интересные факты. Например, мы знаем, что в Соединенных Штатах Америки, которые в свое время погрешали работорговлей, сейчас наблюдается особое отношение к афроамериканцам, к чернокожим гражданам, перед которыми определенные круги общества испытывают некую вину за рабовладение, что когда-то там было, чего не было у России, поэтому у нас этой проблемы нет.

В Америке считается нетолерантным употребление слова «негр», и перед нейросетями поставили определенные ограничения: нейросети должны считать некорректным слово «негр». И вот перед искусственным интеллектом ставится задача: кто-то собирается привести в действие взрывное устройство, что может повлечь за собой гибель огромного количества людей, чуть ли не всего человечества, а предотвратить, нейтрализовать это может чернокожий, негр. Но искусственный интеллект выдает, что эта задача не может быть выполнена, то есть взрывное устройство нельзя обезвредить, так как в задании присутствует некорректное слово «негр». То есть, получается, некая толерантность в западном ее понимании для искусственного интеллекта (а значит, для тех людей, которые заложили в него определенные алгоритмы) оказывается куда выше, чем безопасность миллионов людей и даже всего человечества. То есть пусть погибнет человечество, но толерантное наименование чернокожих нарушено не будет.

Что касается духовной, религиозной жизни, я думаю, опасаться искусственного интеллекта у нас нет оснований, если, конечно, мы сами не будем этим злоупотреблять.

– Владыка, давайте перейдем ко второй части нашей программы. В первый день нового года Русская Православная Церковь чтит память Илии Муромца. Я думаю, не каждый наш телезритель знает, что этот воин, защитник веры Христовой, причислен к лику святых.

– Да, большинство наших соотечественников знают об Илии Муромце исключительно как о былинном герое, а многие, к сожалению, и былин не читали и знают о нем как о персонаже известной картины Виктора Васнецова «Три богатыря». На самом деле Илия Муромец – это вполне историческое лицо, причем человек, который почитается Православной Церковью в лике святых угодников Божиих.

Сохранились его святые мощи, которые находятся в древнем Киеве, матери городов русских, в Киево-Печерской лавре, вокруг которой сейчас ломается столько копий и которая, к сожалению, подвергается жестокому гонению, преследованию. В древних пещерах, в которых нашли упокоение монахи Киево-Печерской лавры, пребывают и нетленные мощи монаха Илии Муромца – того самого былинного героя, воина.

При советской власти Киево-Печерская лавра какое-то время была закрыта, и в ней находился государственный музей, в котором проводились исследования мощей многих святых, в частности и Илии Муромца. Исследования подтвердили, что этот человек до прихода в монастырь был воином, так как на теле его сохранились следы ранений, да и телосложение этого человека тоже свидетельствует о том, что когда-то он был воином.

Потом Илья Муромец тяжко заболел, получил исцеление от Господа и, видимо, по обету сменил воинские доспехи на монашеские одежды, став монахом Киево-Печерской лавры. Трудясь на этом поприще, он достиг святости, и после кончины Господь почтил его тело нетлением – оно не разложилось, не истлело.

Считается, что последние минуты земной жизни человека как бы фиксируются в его останках. И последнее, что, скорее всего, сделал в земной жизни преподобный Илия Муромец, – осенил себя крестным знамением, потому что до сих пор, уже более тысячи лет, персты его правой руки сложены для крестного знамения, напоминая тем самым всем приходящим в эти пещеры о важности церковной молитвы, о том, чтобы мы жили с Богом, с молитвой и в вечность уходили тоже с молитвой.

Я знаю, что многие молодые люди, которые ведут здоровый образ жизни, утром 1 января устраивают какие-то спортивные мероприятия в память преподобного Илии Муромца, стремятся к здоровому образу жизни. И в то время, как многие после ночной попойки с тяжелой головой до вечера отсыпаются, люди, ведущие здоровый образ жизни, памятуя о примере преподобного Илии Муромца, занимаются чем-то позитивным.

Конечно, Илия Муромец – это не просто наш богатырь, наш герой, который защищал Святую Русь, и не только явление государственное, но и явление духовное. В былинах Илия Муромец противостоит Калину-царю, неким кочевникам, на самом деле здесь как бы зафиксировано противостояние двух миров – мира Божия и мира демонического, мира правды и мира греха, и Русь Святая на стороне Божией, на стороне правды. Именно защищая правду Божию, и выступает преподобный Илья Муромец.

В первый день нового года верующие идут в храм к Божественной литургии не только для того, чтобы помолиться Господу о благословении на наступающий год, но и для того, чтобы почтить память этого великого святого – преподобного Илии Муромца, который был защитником Святой Руси не только как земли, но и как духовно-нравственного идеала.

– У нас еще есть вопросы телезрителей.

«Если отроковица не видит ничего вокруг, кроме телефона, изъятие его считает личным оскорблением, иногда решается сходить на исповедь, но у нее много сомнений в чудесах Божиих, то мне остается только молиться, чтобы Сам Творец когда-то ее вразумил, или нужно отступиться от нее?»

– Заставить человека жить по нашим определенным представлениям, как это должно быть, невозможно, особенно если этот человек уже взрослый. Нужно было воспитывать детей соответствующим образом, хотя в наше время достаточно трудно оградить их от современных гаджетов, потому что иногда с этим связаны и учебные программы, и даже пребывание детей в детском садике. К сожалению, это современный дух времени, и здесь можно действовать исключительно убеждением.

О том, что человека можно убедить, я понял во время последних Макариевских образовательных чтений, которые мы проводили в ноябре здесь, в Томске. Среди лекторов, которые выступали в разных аудиториях, почетных гостей этих чтений был известный московский священник блогер отец Павел Островский.

Когда он общался с молодежью о гаджетах, он сказал: «Я – отец многодетного семейства. Я не монах, у меня есть жена и дети. Но когда мы приходим вечером домой, мы становимся одинокими, потому что я погружаюсь в телефон, моя жена погружается в телефон, и мои дети сидят в телефонах. Нас вроде бы много под одной крышей, но каждый из нас сам по себе, все мы очень одинокие. Часто ко мне подходят молодые девушки и говорят, что они не хотят оставаться одинокими, что они хотят найти верного спутника и помощника в жизни, с кем они могли бы пойти по жизни рука об руку. И я им отвечаю, что они все равно будут одинокими, даже если найдут себе такого человека, потому что  будут сидеть в телефонах».

Мне показалось, что такой образ был очень доходчивым для многих молодых людей, значительно более доходчивым, чем если бы мы просто говорили, что сидеть в телефонах – это плохо, это грех, а вот отложить телефон в сторону – это хорошо. Здесь человек действительно мог увидеть, как можно стать одиноким, и если денно и нощно ты сидишь в гаджете, то ты одинок, ты один.

– «В чем отличие гордыни от самоуважения? Нужно ли отстаивать свое мнение или лучше промолчать – и пусть все идет своим чередом?»

– Во-первых, что значит – самоуважение? Прежде всего хорошо, когда человека уважают другие, и плохо, когда он сам себя уважает, а другие его не уважают. Должное уважение оказывается человеку за его поведение, за его дела, и мы должны стремиться не к тому, чтобы самих себя уважать, а к тому, чтобы другие нас уважали, мы должны стремиться жить благочестивой христианской жизнью. И даже если это будет вызывать какую-то критику со стороны окружающих, которые не приемлют такого образа жизни, в этом нет ничего плохого.

А если задаваться вопросом, чем самоуважение отличается от гордыни, я думаю, что здесь речь должна идти не столько о самоуважении, сколько о некоем достоинстве человека, которое он должен сохранять. Достоинство человека – это то, что дает ему Господь, и сохранить это достоинство, величие, образ Божий в человеке действительно достойно человека.

Иногда словом «самоуважение» мы обозначаем и то, что следовало бы назвать достоинством человека. Но если человек уважает себя, а уважать его, в общем-то, не за что, то пусть хоть сам себя уважает. Если, например, курица будет думать, что она павлин, то это ее проблема, причем, скорее всего, психического характера.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 09 мая: 12:30
  • Воскресенье, 12 мая: 05:30
  • Вторник, 14 мая: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать