Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом

18 января 2024 г.

Владыка, прежде чем предложить тему нашей программы, я стараюсь обычно согласовывать ее с Вами, а сегодня позвольте мне впервые за несколько сотен программ «воспользоваться» служебным положением и поговорить с Вами о Вас.

Ну, если кому-то это интересно, то я готов ответить на какие-то вопросы.

– Поясню нашим телезрителям, что именно 18 января четверть века назад Вы, владыка Ростислав, впервые появились на Томской земле. Поэтому сегодняшнюю нашу программу я озаглавил так: «Благословенная ссылка». Хотелось бы узнать, насколько эта ссылка благословенна.

– А я бы хотел поставить вопрос по-другому: не насколько она благословенна, а насколько она ссылка. Возможно, для тех, кто был бы сюда направлен, скажем, из Крыма, это и стало бы ссылкой, а я прибыл сюда из Магадана сурового края, где климат намного более суров по сравнению с Центральной, Южной Сибирью или с востоком Западной Сибири, где находится город Томск. Так что свое назначение в Томск я вряд ли назвал бы ссылкой.

Просто в определенных кругах слово Томск расшифровывается так: «таежное отдаленное место ссылки каторжников».

Наверное, это томичи так кокетничают. На самом деле Томск очень комфортный, приветливый, духовно теплый город и очень хороший и приятный регион.

Какими были Ваши первые впечатления, когда Вы приехали в город Томск? Говорят, что первые впечатления самые правдивые.

– Когда я приехал сюда после Магадана, первое, о чем я подумал, это о том, что природа в Томске почти такая же, как в Подмосковье, то есть внешне она мало отличается от природы того места, где я родился и вырос. Здесь так же сочетаются хвойные и лиственные леса, может быть, здесь немного меньше березовых рощ, хотя и березок здесь тоже хватает. Поэтому в этом отношении Томск встретил меня ласково, как родной и хорошо знакомый.

Кроме того, когда я уже познакомился с самим городом, меня приятно удивило то, что здесь много старинных храмов. Я понял, что это епархия со своей историей, своими традициями. К тому моменту город насчитывал без малого четыре столетия, а Томская епархия была основана в 1834 году.

Если говорить о церковной жизни, то она пришла сюда вместе с первыми казаками-первопроходцами. То есть уже в конце XVI начале XVII века на Томской земле стали появляться первые храмы, даже еще до основания Томска. Поэтому это регион со своей историей, своей культурой, а город Томск образовательный, научный, университетский центр. Благодаря этому Томск повсеместно известен, и, ступая на Томскую землю, я понимал, что для меня это не только большая честь, но и большая ответственность.

А что было для Вас самым трудным за время Вашего служения?

Дело в том, что служение на Томской земле немножко отличается от служения в Магадане, где приходилось организовывать церковную жизнь с нуля. В этом, конечно, есть свои трудности, но в этом и своя простота, ведь когда ты сам закладываешь фундамент, ты знаешь, какое здание в конце концов построишь.

В Томске же, как я уже сказал, были свои сложившиеся традиции, нормы и правила. Здесь было довольно много старинных храмов, и на тот момент, когда я прибыл сюда, большинство этих храмов были в ужасном состоянии. Это касалось Троицкой церкви, Петропавловского собора, которые открылись сразу после Великой Отечественной войны, в них возобновились активные богослужения.

Другие храмы, переданные Церкви незадолго до моего прибытия сюда, были не в лучшем состоянии. Например, храм Александра Невского в годы советской власти был разделен на два этажа, и он был изуродован бетонным перекрытием. Богоявленский собор не имел куполов, колокольни. В советские годы в нем был завод резиновой обуви. К моему прибытию руины этого храма передали Томской епархии, но реставрационные работы в нем начались не так давно, поэтому там идет большая стройка.

Покосившийся крест на центральном куполе Воскресенской церкви в любой момент мог упасть, и это было отголоском 30-х годов, когда церковь закрыли, а безбожники хотели сбросить крест с центральной главы храма. Старожилы рассказывали, что крест зацепили тросом и пытались его стянуть, но трос оборвался, и покосившийся крест остался на главном куполе церкви.

Хотя храм Богородице-Алексеевского монастыря был уже передан Церкви и в нем были возобновлены богослужения, сам монастырь, по сути, был проходным двором. Вокруг него не было монастырской стены, которая к тому времени была разрушена, монашеские корпуса тоже были в неудовлетворительном состоянии.

Многие святыни в Томске были полностью разрушены. Иверская часовня, снесенная подчистую в 1936 году, так и не была к тому времени восстановлена. А ведь восстанавливать храм значительно сложнее, чем строить его с нуля, потому что здесь нужно соблюдать определенные требования с точки зрения сохранения памятников истории и культуры, и есть определенные ограничения, сковывающие свободу тех, кто восстанавливает храм.

Первоначально пришлось обратить внимание на реставрацию, на восстановление того, что еще сохранилось, причем не откладывая все это, потому что с каждым годом эти здания все больше и больше ветшали. Думаю, если бы мы не начали их оперативно восстанавливать, то могли бы окончательно потерять. Эти исторические храмы в основном сосредоточены в центральной части города, поэтому много времени и средств ушло на их восстановление, в то время как на окраинах Томска уже активно строились микрорайоны, но не хватало ни средств, ни ресурсов, ни времени для строительства храмов в этих микрорайонах, потому что нужно было сначала спасать то, что осталось нам от предшествующих поколений.

Но потом, по мере того как эти храмы приводились в порядок, мы стали уже обращать внимание на возведение храмов в других частях нашего города, а также по всей нашей епархии в районных центрах, а позднее уже и в селах. Как правило, инициативу всегда проявляли местные жители, которые приходили в епархию с просьбой о строительстве у них церкви. Мы поддерживали эти инициативы; где могли, помогали, и жизнь епархии вращалась вокруг этого на протяжении всех этих 25 лет.

– Владыка, в прошлом году, 10 декабря, состоялся Ваш юбилейный вечер. Мне довелось на нем присутствовать, и там я услышал Вашу фразу о том, что если в Магадане слово владыки было законом, то в Томске, поскольку этот город университетский, люди как бы пропускали всё через себя. Неужели Вам пришлось пересматривать методы управления епархией? Подвергал ли кто-то Ваши слова сомнению?

Дело в том, что я категорически против того, чтобы архиерейское или священническое служение рассматривали как управление приходом или епархией. Если только архиерей начинает управлять епархией, то он как бы перестает быть архиереем и становится церковным администратором. И если священник управляет приходом, он не является отцом для своей паствы, он уже администратор. Поэтому я никогда не рассматривал служение священнослужителей и свое собственное служение как управление чем бы то ни было. А отец он всегда отец, где бы ни был и в каких условиях ни оказывался… К сожалению, многие вопросы до сих пор остаются разрешенными не до конца, но я надеюсь, что когда-то они тоже будут разрешены.

И все 25 лет моего пребывания в Томске меня не покидает мысль, что наступит такое время, когда наш Томск город Живоначальной Троицы, снова обретет свой кафедральный собор, строительство которого было завершено в 1900 году, но простоял он только 34 года, потому что в 1934 году, к сожалению, был разрушен до основания, хотя был и архитектурным украшением города, и его духовной доминантой.

В настоящее время только название площади Новособорная напоминает о том, что когда-то здесь был новый Троицкий собор. А восстановим ли мы этот храм?.. Думаю, что рано или поздно мы к этому придем, но это будет зависеть не только от человеческих усилий, но и от воли Божией, потому что и восстановление, и строительство храма это не желание человека, это привилегия, которую Господь либо дает людям, либо не дает. Мы надеемся, что Господь милостиво отнесется к нашему городу и когда-то Троицкий собор снова предстанет взору и томичей, и сибиряков и будет напоминать нам о вечности, о Боге, о душе.

Своим ответом Вы, по сути, предварили мой вопрос. Я хотел спросить у Вас, есть ли что-то, что Вы непременно хотели бы сделать в Томске, но пока Вам это не удается. Вы уже ответили на этот вопрос, и тогда я спрошу вот о чем.

Когда мы приезжаем в любой близлежащий город Сибири, мы видим недавно построенные прекрасные соборы. Но ведь наш Богоявленский собор нельзя назвать в полной мере собором, каким был Троицкий собор. А если говорить с людьми неверующими, невоцерковленными, можно ли им сказать, что с появлением такого собора на город будет изливаться дополнительная благодать от Господа?

Знаете, если человек неверующий, для него это может ничего не значить. Хотя, когда мы говорим о Троицком соборе, даже если человек нерелигиозный, нецерковный или другого вероисповедания, собор может быть для него нашей исторической достопримечательностью, исторической святыней, со строительством которой связана наиболее яркая страница истории нашего города.

В 1904 году, к 300-летию Томска, вышла книга известного томского исследователя и историка Константина Николаевича Евтропова, которая называлась «История Троицкого кафедрального собора в Томске». Так вот, томичи тогда говорили, что хорошо было бы назвать эту книгу так: «История города Томска в связи со строительством собора». Потому что судьба собора и судьба города были тесно переплетены между собой. На площади вокруг собора были захоронения людей, имевших очень важное значение в судьбе нашего города, сделавших очень много для него. К сожалению, их могилы уничтожены, и восстановление их тоже было бы весьма значимо.

От стен этого собора уходили на фронт защитники нашего Отечества в годы Первой мировой войны. Когда началась Великая Отечественная война, собора уже не было, но наши томичи, защищавшие Отечество в годы Великой Отечественной войны, по сложившейся исторической традиции уходили на фронт именно с этого места, потому что оно было преисполнено благословением Божиим, Божественной силой, а не потому, что в городе Томске больше не было больших, вместительных площадей.

Поэтому я думаю, что восстановление Троицкого собора во всех отношениях целесообразно, разумно, логично с точки зрения восстановления его и как архитектурного памятника, и как исторического памятника, и как святыни. Для верующих людей это святыня, являющаяся источником благословений Божиих.

– Владыка, давайте перейдем ко второй части нашей программы: 19 января – Крещение Господне. Расскажите об этом празднике.

Это великий двунадесятый праздник, один из 12 самых важных праздников. Над всеми этими праздниками Пасха, а за ней идут по рангу эти 12 праздников. Среди этих важнейших христианских православных праздников есть праздник Крещения Господня.

В этот день два тысячелетия назад Господь Иисус Христос пришел на берег реки Иордан, где к тому времени уже звучала проповедь Иоанна Крестителя призыв людей к покаянию, к обновлению своей духовной жизни. Иоанн Предтеча говорил, что пришло время, когда Спаситель, Мессия, обещанный Богом еще с древних времен, наконец-то идет в этот мир и все Его вот-вот увидят.

Но для того, чтобы встретить спасение, которое Господь несет человеку, необходимо быть готовым к нему, а для этого нужно очистить себя от греха, от всякой неправды. Тех, кто каялся в своих неправдах и грехах, Иоанн Креститель погружал в воды реки Иордан, и это было символом очищения души человеческой. Через это Иоанн Креститель готовил людей к встрече с Христом.

Среди толпы народа, пришедших на Иордан, был и Сам Иисус Христос. Он не имел греха, Ему не в чем было каяться, поэтому Иоанн Креститель, которому Дух Святой открыл, что это и есть тот самый обещанный Богом Искупитель мира, сказал Ему: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Господь настаивал, чтобы Иоанн допустил Его до воды. Для чего же Господь сошел в воды реки Иордан? Для того, чтобы освятить эти воды. И когда Господь вошел в реку, вода ее, соприкоснувшись с телом Христа Спасителя, обрела особые духовные свойства освятилась.

Естественным свойством воды является ее способность очищать человеческие нечистоты, когда мы моем наше жилище, стираем белье, моемся сами. Вода может быть источником жизни и для растений. Там, где в пустыне есть родник, появляется оазис. Говорят, человек на 80 процентов состоит из воды, он не может жить без нее, он должен регулярно употреблять воду в качестве питья. Но вода не была способна очистить человека от греха. И вот Господь сошел в реку Иордан, и вода обрела особые духовные свойства, став уже водой освященной, способной в таинстве Крещения возродить человека для новой духовной жизни, стать источником этой жизни.

В молитве, которую в день Крещения священник читает при освящении воды, есть интересные слова, когда он просит, чтобы Господь сотворил эту воду скачущей в жизнь вечную. Если посмотреть греческий текст этой молитвы, это образное выражение означает: как кто-то совершает прыжок или скачет с трамплина, так и эта вода после ее освящения для многих становится трамплином, как бы толчком, который придает человеку некий заряд энергии, некий импульс для духовной жизни.

Поэтому в день Крещения, а также накануне этого дня в Крещенский сочельник во всех православных храмах после литургии совершается чин великого освящения воды, и люди набирают эту водичку, чтобы принести ее к себе домой и окропить ею саму среду нашего обитания, нашей жизни. Мы храним эту воду в течение года и понемногу употребляем ее, тем самым освящая душу и тело.

Несмотря на то, что в России климат далеко не такой, как в Палестине, где протекает река Иордан, и у нас в Сибири, как правило, стоят довольно сильные крещенские морозы, многие изъявляют желание не просто испить освященной в этот день воды, но и полностью погрузиться в нее. Но я должен отметить, что не вода сама по себе несет эту освящающую силу.

Все, что имеет духовные свойства, и восприниматься должно духовно. Для того чтобы эта вода послужила нам во спасение, в освящение души и тела, необходимо, чтобы была задействована душа наша. Мы должны погружаться в воду с верой, любовью, благоговением.

Если же человек, не думая совершенно об этом, сойдет в купель чисто формально, то это не принесет ему никакой пользы. Погружение приносит пользу, если человек делает это с верой и молитвой. Когда мы окунаемся в иордань, нужно осенить себя крестным знамением и с верой в Господа совершить погружение. Но духовная жизнь человека не должна исчерпываться только этим. Хорошо, когда это становится толчком к началу подлинно духовной, церковной жизни человека.

– У нас еще есть вопросы телезрителей.  

«Владыка, общаетесь ли Вы сейчас с бывшими губернаторами, бывшими мэрами Томской области?» 

С кем-то общаюсь, с кем-то мы созваниваемся, кто-то здесь, в Томске, наносит мне визиты. А с кем-то общаемся крайне редко. Кого-то из тех, с кем я трудился здесь, на Томской земле, я не видел с тех пор, как они ушли со своей должности.  

– Как Вы относитесь к понятию «сглаз»?

На самом деле это довольно странное понятие – «кто-то кого-то сглазил». А вообще, если под этим иметь в виду действие каких-то темных сил, только сам человек может себя сглазить, если он делает себя открытым для сил зла. Ведь, как говорят, свято место пусто не бывает. Если в душе человека нет света Божия, если там пустота и сам он пустышка, то это место занимают темные силы, поэтому этот человек подвержен всем темным, злым воздействиям извне.

Чтобы быть под защитой Божией, необходимо стремиться к тому, чтобы в душе пребывал Господь. Средств для этого достаточно много, и Церковь указывает на эти средства: это молитва, участие в церковных таинствах. Если человек живет церковной жизнью, то никто не сможет его сглазить, даже если бы очень этого хотел.

Бывает, что младенец очень сильно капризничает, и бабушки говорят: «Наверное, его сглазили». На примере своих детей могу сказать, что здесь очень помогает умывание ребенка святой водичкой.

– Как я уже говорил, святая вода потому и святая, что после молитвы мы призываем на нее силу Божию, поэтому вода становится причастной силе Божией, но помогает не вода сама по себе, а благодать Божия. Святая вода не только успокаивает младенцев, она также исцеляет болезни взрослых, утоляет скорби и печали.

Если человек, например, переживая какие-то стрессовые ситуации (что в наше время бывает довольно часто), с верой призовет Господа, осенит себя крестным знамением и употребит немного святой воды, то благодать Божия будет действовать, и душе и сердцу человека вернется духовный мир.

Владыка, давайте уточним такой момент. Мы знаем, что святую водичку лучше пить утром натощак. Некоторые батюшки называют это чуть ли не малым Причастием. А если стресс, о котором мы говорили, случится в середине дня, когда человек уже поел, можно ли ему выпить глоток святой воды?

В богослужебных книгах строго порицается тот, кто в праздник Крещения Господня говорит: «Я сегодня уже поел, поэтому не буду употреблять святую воду». В этих книгах говорится, что можно ее пить не натощак в случае, если, например, человек чувствует недомогание, если он заболел или находится в стрессовой ситуации, когда он действительно нуждается в особой поддержке. Поэтому никакого греха нет в том, если человек, даже и поев, в каких-то особых случаях употребляет святую воду.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 09 мая: 12:30
  • Воскресенье, 12 мая: 05:30
  • Вторник, 14 мая: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать