Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом

4 января 2024 г.

Владыка, для нас, людей верующих, грядет грандиозный праздник Рождество Христово, и я бы хотел поговорить с Вами о том, что наступит после Рождества. Мы знаем, что у митрополита Тихона (Шевкунова) есть книга «Несвятые святые», а я предлагаю обозначить тему нашей программы как «Несвятые святки». Некоторые люди на Рождество придут в храм, поставят свечку, а вечером многие из них начнут заниматься какими-то рождественскими гаданиями. Расскажите, пожалуйста, насколько это уместно.

– Я бы не стал говорить, что это явление носит какой-то массовый характер. Наверное, такие люди есть, хотя я с ними, в общем-то, не встречался. Но то, что это не очень распространенное явление, уже хорошо, потому что само его название – «суеверия» – говорит о том, что это суетная, то есть пустая, ложная вера, за которой ничего не стоит. Когда человек приходит в храм Божий, ставит свечу, возносит молитву, а потом торопится заняться чем-то иным, мне видится, что проблема здесь несколько в ином.

Мы живем в XXI веке, когда абсолютное большинство людей не склонны к суевериям, но это явление еще есть, и оно требует какой-то критической оценки. Человек, зайдя в церковь, поставив свечу и вознеся молитву, иногда возвращается не к обычной жизни, а к жизни греховной.

Более характерным для нашего времени является то, что человек не занимается сомнительными гаданиями, щекоча себе нервы и воображение, а предается каким-то неуместным увеселительным мероприятиям, разгульному пьянству, забывая о том, что эти дни не случайно именуются святками, что они должны быть святыми днями, и мы должны проводить их свято и непорочно, в молитве, в творении добрых дел. И недопустимо, чтобы наша падшая человеческая природа направляла наши деяния по какому-то иному сценарию.

Именно в рождественские дни многие наносят визиты друг другу, ходят друг к другу в гости, и это изначально добрая традиция, потому что поделиться радостью праздника Рождества Христова святое дело. А принести радость Рождества Христова людям больным, людям, находящимся в домах престарелых, в детских домах, в местах заключения, очень благочестивое занятие.

Но когда такие встречи превращаются в какие-то застолья, когда человек объедается, злоупотребляет спиртными напитками и вместо душеспасительных бесед в лучшем случае ведутся праздные, а зачастую и греховные разговоры, сопряженные с осуждением людей, с клеветой, со сквернословием, то эти, казалось бы, добрые дела оскверняются и отравляются ядом греха и порока.

Само название этих дней должно побуждать нас к тому, чтобы мы ставили себе целью проживать их свято и непорочно. Конечно, люди немощны, но стремление провести эти дни свято – большая и важная задача. И поэтому человек в эти дни обязательно должен быть в храме и возносить молитву Господу.

Но ведь это не все, что мы должны сделать. В храм мы приходим не для того, чтобы отметиться и поставить галочку, что мы выполнили какие-то обязательства, а теперь можем с головой окунуться не просто в мирскую жизнь, а в жизнь, связанную с грехом,  пороком.

Получив в храме духовные силы, благословение, мы должны стараться с радостным устроением в душе идти по жизни, совершая добрые дела и неся радость Рождества Христова людям, которые нас окружают, нашим родственникам, соседям, сослуживцам, всем тем, кто встречается на нашем жизненном пути.

– К сожалению, один из наших томских музеев включил в свою программу какие-то рождественские или святочные гадания, выдавая это за некую народную традицию. Я думаю, что на самом деле это никакая не народная традиция.

– Скорее всего это разрушение народных традиций чем-то выдуманным, надуманным. Когда мракобесие возводится в ранг каких-то вроде бы культурных деяний, на самом деле оно разрушает и культуру, и душу человека, и вместо здоровой пищи человек получает некую ее подмену.

Почему это культивировалось в советские времена, когда, казалось бы, должны были бороться с такого рода суевериями? Это делалось для того, чтобы саму идею Рождества Христова задвинуть на задний план. Точно такие тенденции прослеживаются сейчас в Западной Европе.

Как-то я прочитал, что когда у молодых людей в Западной Европе спросили о смысле праздника Рождества и о том, что это вообще за праздник, многие не могли вспомнить, что это такое Рождество, Кто родился и в честь чего этот праздник. Они считали, что это просто какой-то веселый праздник, никак не связанный с Христом Спасителем.

Произошло некое переформатирование западноевропейского человека, который уже забыл, что он христианин. А ведь западноевропейская культура, вне всякого сомнения, христианская.

К сожалению, такие же задачи мировая закулиса и дьявол уготовали и русскому народу. В годы советской власти осуществлялось отторжение человека от его духовных корней, а сейчас наступили еще более коварные времена. Но, слава Богу, мы постепенно уходим от того, что было в страшные 90-е годы, когда, казалось бы, наш народ должен был полностью переформатироваться и вместо тех духовных, нравственных ценностей, которые он хранил и берег на протяжении тысячелетия, он должен был получить некую обманку, подмену.

К сожалению, отголоски этого разрушают духовное устроение человека и наносят большой вред нам как народу, как нации, как стране. Многие, возможно, не понимая этого, по сути, занимаются разрушением своей собственной души. И хотя сейчас много говорится о каком-то приобщении молодежи к культуре, к воспитанию, на самом деле очень щедро раздается этот яд, и он действует, если люди его употребляют. Я думаю, что от всего этого нужно уходить.

Владыка, честно говоря, я изначально хотел, чтобы мы с Вами в нашей программе разрушили разные мифы, чтобы люди, встретив светлый праздник Рождества Христова, проводили его светло, а не занимались всякой ерундой. Поэтому давайте продолжим разрушать те гадости, которые царят вокруг, в том числе и в Интернете.

На одном из сайтов я прочитал, что святки на Руси как бы делились на две части: с 7 по 14 января и с 15 по 19 января. И если в первую неделю народ веселился безрассудно, то потом он все еще веселился, но уже осторожно, потому что считалось, что в середине зимы по вечерам наступает разгул темных сил. Как Вы считаете, это очередной бред?

– Здесь, как говорится, видно, откуда уши торчат. По-видимому, на этом сайте часто используется такая терминология беспробудное, безумное веселье в первую неделю святок, раз Вы это прочитали. Но может ли быть чем-то хорошим нечто безумное, когда человек веселится без мозгов? Думаю, в любом случае всем понятно, что это неправильно, и так не должно быть ни в первую, ни во вторую, ни в десятую неделю чего-либо.

Здоровое же веселье никогда не возбраняется. И даже когда наступают дни поста, Церковь призывает проводить пост со светлым, радостным лицом и поститься постом приятным, а не унылым. То есть духовная радость у человека духовного присутствует во всем, и веселье, сопряженное с кротостью и воздержанием, тоже допустимо. Оно уместно даже в дни Великого поста.

Вообще радость – это плод Духа Святого, поэтому человек, пребывающий с Богом, всегда духовно нравственный. Поэтому апостол Павел и говорит: всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите. Но, бывает, радость носит какой-то неудержимый характер, ведь какой бы вкусной и полезной ни была пища, даже если это очень полезные ягоды, содержащие много и минералов, и витаминов, но если съесть этих ягодок не один-два стаканчика, а много, то, думаю, аллергия будет обеспечена. Кроме того, будет расстройство желудка и так далее.

Поэтому любая невоздержанность вредна, более того, она опасна. Если человек предается какому-то безудержному веселью (словно маятник, который отводят в одну сторону до максимально крайнего положения, а потом он приходит в крайнее положение с противоположной стороны), очень часто на второй день или в ближайшем будущем он впадает в состояние крайнего уныния.

Многие люди говорят: «Все было хорошо, весело прошел праздник, а на душе словно кошки скребут. Все черно, уныло, тоскливо, и на сердце словно камень лежит». А все это следствие того безудержного, неумеренного псевдовеселья. Поэтому дни святок, как мы и говорили, нужно проживать свято и непорочно.

Отчасти на этом сайте правильно сказано, что 14 января (а на самом деле 1 января по старому стилю) как бы водораздел двух праздников, потому что в этот день отмечается праздник Обрезания Господня, память святителя Василия Великого и Старый Новый год. Мы радостно отпразднуем праздник Рождества Христова, а после праздника Обрезания Господня будем уже идти к следующему празднику Крещению Господню, который вместе с Рождеством Христовым обрамляют собой период, именуемый святками.

Получается, что мы еще не полностью оторвемся от одного праздника, а впереди нас уже будет ожидать встреча с другим праздником. В этот важный период мы будем переосмыслять нашу причастность к духовному миру через участие в этих праздниках. И когда мы уже окажемся в преддверии праздника Крещения Господня, вроде бы еще будут продолжаться святки, но Крещенский сочельник – это уже день строгого поста.

Во второй части нашей программы давайте поговорим о том апогее, к которому мы сейчас идем и который наступит буквально через пару дней, о Рождестве Христовом. Расскажите об этом святом дне, ведь, по сути, это и есть та самая заря нашего спасения.

До Рождества Христова осталось несколько дней, а это значит, что у нас еще есть шанс сделать что-то такое, чего мы не успели или даже не подумали сделать. В Священном Писании говорится, что когда восточные волхвы узнали о загоревшейся в Вифлееме яркой звезде, возвестившей о рождении Спасителя мира, Мессии, они отправились в долгий путь.

Волхвы приготовили подарки, видимо, размышляя о том, что же достойное Спасителя мира они могут принести, и затем с этими дарами отправились в очень долгий, опасный, трудный путь и в конце концов пришли в Вифлеем. Звезда указала им место, где пребывает Господь, и они зашли туда, совершили поклонение Христу Спасителю и, как поется в акафисте, прославляющем Пресвятую Богородицу, достигли недостижимого. Казалось бы, это несовместимые вещи, ведь Бог вне этого мира. Как говорит Священное Писание, Бога не видел никто никогда. То есть, казалось бы, Бога достигнуть невозможно, а волхвы, приготовившие свои дары и предпринявшие великий труд, достигли недостижимого.

И наша задача в день Рождества Христова вместе с волхвами достигнуть недостижимого. Удастся ли это нам, если мы последуем примеру волхвов и тоже позаботимся о дарах, которые принесем Господу? Но Господь ожидает от нас не вещественных даров, которые принесли Ему волхвы. Он ожидает от нас нашей духовной жизни, наших добродетелей.

Если же мы осквернили свою жизнь какими-то грехами, пороками, то у нас есть возможность покаяться, мы можем очистить нашу душу. И как человек, который, собираясь к кому-то на важный прием или в гости, старается надеть самое чистое, а грязное сначала приводит в порядок, мы постараемся явиться пред лицом Господа в опрятном виде.

И вот, подобно волхвам, на протяжении всего Рождественского поста мы потихонечку шли туда, в Вифлеем, стараясь обогатиться какими-то духовными дарами. Может быть, кто-то не успел этого сделать, впереди еще есть последние дни поста. Кто-то может сказать: «А не поздно ли?» Но спортсмен, который бежит на длинную дистанцию, полностью не выкладывается, а когда уже видит, что финиш рядом, старается мобилизовать все свои силы.

Так и мы еще имеем возможность собраться и сделать последние приготовления, связанные не с тем, чтобы накрыть праздничный рождественский стол, ломящийся от яств, и сделать другие подобные вещи, а прежде всего постараемся привести в порядок нашу духовную жизнь, которую, как дар, принесем Господу; и тогда вместе с волхвами мы достигнем недостижимого. И Господь явит нам Свою милость, и мы это увидим, почувствуем.

У нас еще есть вопросы телезрителей.

«Много споров ведется вокруг крещенских купаний, случались даже трагедии, а духовной пользы от этого не так и много. Будут ли они в Томске в этом году?»

Человек, прямо как судья вселенной, решает, много ли здесь пользы. Но все люди разные, и я думаю, что нужно уходить от таких категоричных суждений, потому что то, что полезно одному, неполезно другому. Если у человека слабое здоровье и он чувствует, что погружение в ледяную воду ему неполезно, значит, ему и не следует этого делать. А для кого-то это полезно. Есть много людей, которые пока не решаются переступить церковный порог, и для них путь к проруби иногда является неким прологом к дороге в храм Божий. Для таких людей, возможно, в этом есть польза.

А вообще крещенские купания на Руси не являются давней традицией. Я не встречал свидетельств того, чтобы в Древней Руси в эти дни люди шли к проруби. У нас в Томске до революции всегда совершалось крещенское водоосвящение на реке Ушайке при ее впадении в реку Томь. Тогда Ушайка была очень чистая. Архиереи совершали освящение воды в иордани, но люди шли на иордань, чтобы зачерпнуть там воды, которую использовали при приготовлении пищи.

В прошлом году мне посчастливилось в январе быть на реке Иордан и погрузиться в ее воды. Когда я уезжал из Томска, здесь было тридцать градусов мороза, а там было плюс тридцать, поэтому, конечно же, погружаться в эту воду было весьма приятно.

По примеру погружения в Иордан многие мужественные, что ли, люди стали совершать погружение в прорубь в крещенскую ночь и у нас на Руси. Делать это совсем необязательно, но я не могу сказать, что в этом нет пользы. Возможно, для кого-то польза в этом есть. Поэтому Церковь никого не заставляет этому следовать, но и не препятствует этому. Главное, чтобы все это было во славу Божию и не было данью моде или какой-то сложившейся уже традиции.

Если же человек делает это действительно ради Бога, то Господь не оставит его без Своей Божественной благодати. Апостол Павел в своем Первом послании к Коринфянам пишет: едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию. Так же и человек, который считает невозможным для себя окунуться в проруби, может предаться молитве, богомыслию, и это ничуть не хуже, а может быть, даже и лучше.

Многие телезрители ждут этих купаний, и в пандемию они очень сожалели о том, что их не было.

– Человек, который идет к проруби и окунается в ней ради Господа, а не ради того, чтобы показать, какой он смелый, что может окунуться в ледяной воде при сильном морозе, не тщеславится, не бахвалится этим. Если человек ищет духовный пользы, то он ее получает.

Мы надеемся, что и в этом году у нас пройдут крещенские купания, по крайней мере, этот вопрос прорабатывается Томской епархией совместно с нашей мэрией. Предполагается провести купания, как и в прошлом году, на реке Томь в районе Московского тракта. Томичи помнят, что раньше мы проводили такие купания на Белом озере, но там возникали вопросы с парковкой автомобилей, другие какие-то вопросы.

В прошлом году мы провели такие купания на реке Томь в районе Московского тракта и получили много положительных отзывов. Многие томичи говорили, что купания там комфортнее и удобнее во всех отношениях. Поэтому, когда советовались со мной, где же проводить такие купания в этом году, я благословил готовить иордань на реке Томь. Надеюсь, что все это состоится в день Крещения Господня.

– «Может ли епархия договориться с перевозчиками, чтобы после ночной рождественской службы прихожан развозил по домам маршрутный автобус, пусть даже и по двойному тарифу? Будет и водителям выгодно, и пассажирам удобно».

– Во-первых, этот вопрос могут решить настоятели на приходах они могут договориться о предоставлении такого транспорта. Мы ставили вопрос об общегородском автобусном маршруте, но дело здесь в том, что в такие праздники, как Пасха и Рождество Христово, богослужения совершаются не только в ночное время, и большой наплыв людей в храмы на богослужения бывает не столько ночью (особенно в Рождество), сколько днем.

Кроме того, далеко не все люди, приходящие на ночную рождественскую службу, достаивают до конца. Многие уходят, отстояв первую часть богослужения, не дождавшись окончания Божественной литургии, и, как правило, к концу богослужения ряды людей в храме значительно редеют. Думаю, пускать рейсы ночью ради небольшой группы людей, оставшихся до конца, будет невыгодно для компании.

Было бы целесообразно работать автотранспорту целую ночь, если бы все население нашего города, понимая важность и значимость Рождества Христова, в рождественскую ночь устремилось в храмы. Но на ночную службу приходят далеко не все даже глубоко церковные люди. Семьи, у которых маленькие дети, предпочитают прийти утром на позднюю Божественную литургию.

Если бы действительно была потребность в том, чтобы транспорт развозил ночью людей, и в этом были бы заинтересованы и городские власти, и перевозчики, Церковь со всей душой откликнулась бы на это. Но когда мы со всеми договариваемся, всех убеждаем, что будут загружены целые автобусы, а потом оказывается, что желающих уехать было не так уж и много, то на следующий год автотранспортные компании утрачивают энтузиазм в предоставлении такого транспорта.

Владыка, благодарю Вас за эту интересную, познавательную и очень содержательную беседу.

В преддверии Рождества Христова поздравляю наших телезрителей с этим великим праздником и желаю всем обогатиться добрыми духовными делами, добродетелями, чтобы в светоносную рождественскую ночь припасть к Божественному Младенцу Христу не с пустыми руками. Доброго всем здоровья и милости Божией!

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 09 мая: 12:30
  • Воскресенье, 12 мая: 05:30
  • Вторник, 14 мая: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать