Программа «По святым местам» приехала в город Усолье. Несколько столетий назад здесь находилась резиденция Строгановых, а сейчас есть прекрасный Никольский храм в стиле классицизма и Спасо-Преображенский монастырь.
Станислав Валерьевич Хоробрых, заместитель по науке Музея-заповедника «Усолье Строгановское»:
– Первое упоминание об Усолье, островной части, где мы с вами находимся, – 1606 год. По всем картографиям здесь всего четыре амбара, а уже через 150 лет эта островная часть насчитывает примерно 13 500 мужиков. То есть на конец XVIII – начало XIX века это уже самый крупный мегаполис, представляющий территорию пермского Прикамья.
«Отечеству – богатство, себе – имя» – так написано на гербе Строгановых. Аника Строганов, заработав деньги на торговле пушниной, начал здесь добычу соли, причем технологически добывать соль здесь было проще, чем в соседнем Соликамске, а значит, Усолье богатело, жизнь здесь кипела, причем развивалось не только Усолье, но и вся страна.
Станислав Валерьевич Хоробрых:
– Строгановы за свои деньги строят Азовскую и Балтийскую флотилии, и за такое радение к делам государства Строгановым позволительно было строиться в камне именно в Усолье.
И вот в 1724 году был возведен Спасо-Преображенский собор, Строгановым дают баронский титул, в благодарность царю уже потомки Аники Строганова строят три храма: в Нижнем Новгороде, Великом Устюге и Усолье.
Станислав Валерьевич Хоробрых:
– Север Прикамья очень активно осваивают московские мастера, демонстрируя нам то, что мы сейчас называем строгановской архитектурой. В чем она себя проявляет? Если взять, в частности, палаты Строгановых, это напоминает нам чердынский крестьянский дом, то есть здание в горизонталях. В палатах Строгановых как раз нижний этаж – это складские помещения, а вся деловая жизнь шла на втором этаже. Но и в Спасо-Преображенском соборе нижние этажи – это торговые лавки, то есть вся духовная часть сконцентрирована на втором этаже.
Паперть храма построена в форме ротонды. Посмотрим, как она выглядит изнутри. Эта часть здания появилась здесь через 100 лет после освящения церкви. Дело в том, что вначале существовала просто деревянная лестница, на которой собиралась очередь из людей, желающих попасть в храм, – так много народу было. Чтобы прихожане не мерзли и чтобы из церкви не уходило тепло, создали эту пристройку. Но высший пилотаж архитектурной мысли – это декорирование окон. Чтобы сэкономить тепло, проемы самого окна сделали маленькими, но окна богато декорировали, и визуально они становились больше. Множество таких окон придает парадность всему фасаду.
Станислав Валерьевич Хоробрых:
– А что это дает для понимания Усолья? Это очень важно. Представьте себе, крестьянин читать и писать не умеет, приходит издалека, из своей деревни попадает сюда, на территорию некоронованных королей… Он у себя в деревне видит то же самое, только выполненное не в камне, а в дереве, поэтому у него нет никаких разночтений.
Вокальный ансамбль «Илария» поет в стенах Преображенского собора, а еще в XVI–XVII веках послушать усольских краснопевцев хотели люди со всей империи. Под личным контролем Строгановых в монастырях и церквях развивалась оригинальная духовная школа усольских песнопений. Была и Строгановская школа живописи.
Станислав Валерьевич Хоробрых:
– Приезжает сюда иконописец Максимов, подвижник Симеона Ушакова. В Пыскоре открывают иконные горницы, набирают местных мужиков, учат их писать иконы. Он производит революцию в живописи, он вводит в икону тона и полутона, в одеждах появляются складки...
Усолье строилось в одно время с северной столицей, и с точки зрения архитектуры эти города очень похожи.
Станислав Валерьевич Хоробрых:
– Усолье на самом деле повторяет ситуацию, связанную с Санкт-Петербургом. Если бы мы двигались по Каме, Усолье нам тоже предстало бы бесконечной чередой домов, которые прилепились один к другому. Но если в Санкт-Петербурге это реально сделано, здесь это иллюзия. То есть шахматная расстановка домов создавала иллюзию стены, иллюзию оформления набережной.
Иллюзия или нет, а дух города на Неве здесь ощущается точно. Все мы знаем Казанский собор Санкт-Петербурга. Это визитная карточка города. Строил его архитектор Андрей Воронихин, происходивший из крепостных крестьян Строгановых. Крестили Андрея Никифоровича в Преображенском соборе Усолья, а в самом конце жизни он стал архитектором Никольского храма родного города.
Елена Николаевна Иконникова, руководитель школы при монастыре:
– Этот храм построен на средства Григория Александровича Строганова, русского дипломата, и вот в 1812 году 25 декабря император Александр I издал манифест, в котором дал обет Богу, что в благодарность Богу за спасение Отечества в России будут построены храмы. Строгановы одни из первых на это отозвались и уже в 1813 году в своем поместье в Усолье начали строительство храма.
Декорированные арки, барельефы, колонны – вся эта красота в стиле классицизма появилась в Усолье за семь лет.
Елена Николаевна Иконникова:
– Храм этот обошелся Строганову в очень большую сумму. Исследователи приводят данные, что в переводе на наши деньги это около 60 миллионов рублей.
В 1915-м, перед самой революцией, община Никольского храма составляла 2,5 тысячи человек. Попечительство о бедных, школа грамоты для женщин, церковноприходская школа для детей – все это окончательно завершилось в 1932 году.
Елена Николаевна Иконникова:
– После закрытия храма колокола массой 5,5 тонны и шпиль колокольни отправили на переплавку. Иконы по-варварски уничтожались, разбивались об пол, их рубили топорами. Храм постепенно разделил судьбу многих храмов России того времени – он использовался как склад.
До 1957 года Пермь носила название Молотов, а Камская ГЭС – это не только источник энергии для Пермского края, но, к сожалению, и проект, который привел к тому, что несколько храмов было затоплено. Вот и Никольский в Усолье стоял в воде. Новая страница в истории храма началась с открытия Спасо-Преображенского монастыря. Игумения Ариадна (Плюснина), в миру доцент кафедры водоснабжения и канализации Пермского политехнического института, поняла, что ее инженерные навыки могут пригодиться в деле восстановления церквей.
Елена Николаевна Иконникова:
– Храм был в плачевном состоянии, пола не было, была огромная дыра, в куполе тоже дыра, в стенах дыры, храм весь стоял в воде. Первое, что нужно было сделать, – дорогу сначала песчаную, потом асфальтированную, поставить столбы, провести сюда электричество. Восстановление длилось долго – 20 лет. Слава Богу, в 2021 году здесь возобновились службы.
Матушка Ариадна сейчас на покое, и трудами новой настоятельницы матушки Сергии здесь организованы регулярные богослужения. Другой святой, который особо покровительствует Усолью, священномученик Михаил Накаряков.
Елена Григорьевна Толстикова, трудница Спасо-Преображенского монастыря:
– Святой Михаил – ангел этого места. Мы ему постоянно молимся, каждый день читаем акафист (в пост акафисты не читаем), чувствуем его помощь и поддержку, потому что было много работ, было все довольно запущено, это все восстанавливалось; как говорят, «в делах зеленый свет» – все хорошо шло, мы считаем, что это его великая помощь.
Отец Михаил служил в Преображенском храме и был особенно любим прихожанами за свое нестяжание. Он помогал бедным, собирал средства на подарки неимущим к праздникам.
Елена Григорьевна Толстикова:
– Он – потомственный дворянин, очень порядочный человек, добрый, не зря причислен к лику святых, потому что у него вся жизнь – подвиг. Несмотря на то, что сам нуждался, он изыскивал средства помогать бедным людям. В нем какой-то внутренний огонь, свет – красивый. Когда святого Андроника (пермский святой) арестовали, он хотел поднять все священство этого края в защиту Андроника, чтобы его отпустили. Но разве было возможно – такое богоборчество в стране?! Его тоже арестовали за эту политику. Расстреливали с другими людьми, говорят: «Мы будем поверх голов ваших стрелять, тебя не будем расстреливать». Они из этого храма, ходили к нему исповедовались, не хотели его расстреливать, а он сказал: «Нет, делайте то, что вам повелели ваши начальники». Он знал, что должен это сделать: за Христа отдать свою жизнь.
Отца Михаила ранили, ночью он пришел в себя, а утром его нашли живым.
Елена Григорьевна Толстикова:
– Его возили по дворам, кто бы его спрятал, а люди испугались за себя, за семьи, что их вместе с ним тоже казнят. Только одна женщина вынесла молока, но не пустила к себе в дом. И чтобы все скорее закончить, его забивают прикладами и везут к реке, чтобы скрыть преступление. Камни, цепи привязывают к телу и бросают в реку. Он утонул, а утром женщины пошли стирать белье на речку, а он всплыл, несмотря на эти цепи, лежал крестообразно. Женщины побежали рассказывать, что Господь так прославляет этого человека, являет чудо в нем.
И сейчас священномученик Михаил Накаряков и святитель Николай Чудотворец предстательствуют у Престола Божия за Усолье и его монастыри и храмы.
Автор и ведущая программы Надежда Калинина
Записала Елена Чурина
Уже 30 лет в городе под названием Яровое существует православный приход с храмом в честь святых Бориса и Глеба. Здесь находятся иконы, выполненные в редкой технике облачения в тканевую ризу. А еще всю общину объединила помощь ближним.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Великая Вечерня 5 мая 2024 года
Великая Вечерня 5 мая 2024 года
Пасхальное богослужение 5 мая 2024 года
Пасхальное богослужение 5 мая 2024 года
Пасхальное богослужение 5 мая 2024 года
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!