Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Ольга Юрьевна Сергеева, культуролог:
– Мы с вами находимся в центре нашего города, я его называю сердцем города на Владимирской горке. Когда-то, когда здесь все не было так застроено, отсюда можно было видеть все купола храмов нашего древнего города. Именно на это место, на эту возвышенность прибыл знаменитый архиепископ Казанский Гурий. Не с пустыми руками – он привез указ Ивана IV о создании Чебоксарской крепости и Владимирскую икону, нашу небесную покровительницу.
Отсюда и название горки – Владимирская. Также вместе со святителем Гурием сюда были направлены вновь назначенные архимандриты – будущие святители Варсонофий и Герман. Приплыли они сюда на ладье; правда, реку, по которой двигались судна, заметишь не сразу – река Чебоксарка находится под горой.
Ольга Юрьевна Сергеева:
– Она была полноводной, было очень много рыбы. «Чебак» – это рыба, которую здесь ловили, как пишут, «худым ведром и кошелкой».
Но если святители оказались здесь в 1555 году, то история крепости начинается за три года до этого.
Ольга Юрьевна Сергеева:
– Мы с вами стоим, можно сказать, у истока знаменитой нашей речки Чебоксарки. Чем она знаменита? Тем, что на ней возникла Чебоксарская крепость, первая крепость в Поволжье. В 1552 году, когда была взята Казань, началось освоение Поволжья – многонациональной, многокультурной, многоязыковой территории, которая сохранилась по воле судеб даже в период монголо-татарского ига.
Иван Грозный, который возвращался из Казанского похода, присмотрел это место и повелел построить здесь острог, но власти не могли просто номинально присоединить эти земли к Русскому государству.
Ольга Юрьевна Сергеева:
– Они понимали, что эту территорию невозможно завоевать, ее можно только привлечь культурой, какими-то дипломатическими методами. И действительно, тогда собирали со всей Московской Руси книги, утварь церковную, иконы и везли сюда, в Поволжье. Если бы исторически сложилось, что эти земли отошли под эгиду турецкому султану, я очень сомневаюсь, что народы Поволжья сохранили бы свою идентичность.
Первая крепость Поволжья стала не только административным центром Чебоксар, но и духовным.
Ольга Юрьевна Сергеева:
– И не случайно Гурий, Герман и Варсонофий прибыли к нам в конце XVI века, а в начале XVII здесь сначала возникла Сретенская пустынь, а потом мужской Сретенский монастырь – место встречи святителей Поволжья.
Но как же получилось, что сейчас здесь находится женский монастырь? Поначалу на месте высадки и встречи святителя Гурия местные жители основали пустынь, назвав ее Сретенской, в воспоминание встречи иконы Божией Матери «Владимирская».
Ольга Юрьевна Сергеева:
– Мужская обитель в силу разных обстоятельств, которых полна наша история (и войны, и набеги разинцев, пугачевцев, и секуляризация), как-то стала разоряться, запускаться. А кто у нас как не жены-мироносицы может всегда поднять и вывести этот духовный центр на новый уровень?
В конце XIX века здесь было благословлено создать женскую общину под патронатом Козьмодемьянского Свято-Троицкого монастыря, которым руководила игумения Варвара (Блохина), приехавшая в Поволжье из Эстонии.
Ольга Юрьевна Сергеева:
– Она взяла нашу пустынь, уже заброшенную и разоренную, под свое крыло, и та стала восстанавливаться трудом сестер. В начале XX века это была процветающая сестринская община, потому что женщины возродили духовную жизнь и строение, чебоксарские купцы способствовали тому, чтобы и храм восстановить, и корпуса сестринские.
А из соседней Латвии сюда приехала нынешняя матушка-настоятельница.
Игумения Сергия (Рузавина), настоятельница Спасо-Преображенского монастыря:
– В монастырь я приехала в 1991 году, в начале июня. Я совершенно не чувствую, что я в какой-то другой республике, все мне настолько свое, родное, дорогое, что мне кажется, я и родилась тут. До моего приезда здесь начали реставрационные работы, и было все готово к открытию по ходатайству протоиерея Григория. Церковь была готова к службе. Был корпус, куда нас заселили; больше здесь не было ничего жилого, остальное в течение 30 лет с помощью Божией пришлось нам восстанавливать.
В этом году здесь отмечают 30 лет со дня возрождения святой обители, ведь в богоборческие годы монастырь был закрыт. В советское время в здании храма располагались мастерские, складские помещения и одно время даже колбасный цех. Тем удивительнее, что во Владимирском приделе сохранилась старинная роспись, а это образ Пресвятой Богородицы, особо почитаемый в монастыре, он относится к концу XVIII – началу XIX столетия. Владимирская икона Богородицы не единственная святыня монастыря.
Игумения Сергия:
– Все до каждого уголочка здесь дорого, но у нас есть образ преподобного Серафима, который запечатлен на стекле. Мы очень почитаем этот образ, люди тоже молятся пред ним, и даже бывают какие-то чудесные явления. У нас есть икона святой преподобномученицы Тамары (Сатси), это первая наша игумения, которая была репрессирована в 1942 году и похоронена в безвестной могиле.
Сто сорок пять лет назад появилась на свет первая игумения Чебоксарского женского монастыря – матушка Тамара (Сатси). Преподобномученица родилась в Эстляндской губернии (сейчас это территория Эстонии), в 1917-м приняла монашеский постриг, в 1918-м стала казначеем общины в Чебоксарах, потом заведующей.
Ольга Юрьевна Сергеева:
– К 1924 году это была полноценная, полнокровная обитель, и появилась игумения. Не просто старшая сестра, не просто заведующая, а Тамара (Сатси), которая впоследствии, после разорения монастыря, продолжала очень долго вокруг себя собирать духовную жизнь. Но в 1941 году по доносу она была отправлена в лагеря под Алатырем и там погибла. Чебоксарцы считают, что у нас в женском монастыре две игумении – небесная и земная.
Мы уже говорили, что обе настоятельницы монастыря приехали в Чувашию из Прибалтики, а еще одна земля, с которой породнился монастырь, это Святая Гора Афон – оттуда привезен Иверский образ Богородицы.
Игумения Сергия:
– У нас много покровителей, которые, я надеюсь, молятся за нас, потому что это не просто милостью Божией дается. Слава Богу, у нас все хорошо.
Монастырь находится хоть и в сердце города, но в небольшом отдалении от туристических маршрутов, и, несмотря на это, здесь есть и паломники, и постоянные прихожане.
Игумения Сергия:
– Наш монастырь был открыт первым в 1991 году, и они как-то привыкли к нашему монастырю; несмотря на то, что географически рядом открылись другие храмы, они неизменно ходят к нам. Я им даже говорю: «Не думайте, что мы обидимся, если вы будете посещать другие храмы, более близкие по расположению». Но идут сюда. Паломники у нас в основном бывают из Челябинска, они едут по святым местам и к нам обязательно заезжают. Мы привыкли к тихой обстановке, но кто заезжает к нам – их благодарим, а кто объезжает – тоже благодарим.
Жизнь сестер – это труд и молитва. Вот инокини вышли на сенокос – в обители есть свое подсобное хозяйство (коровки, молочное производство).
Игумения Сергия:
– Милостью Божией у нас внешнего благолепия достаточно, слава Богу – Бог все управил. А внутреннее – это, конечно, большая работа. Какие-то послабления есть современному монашеству, молодым девушкам и молодым людям, которые идут в монастырь, но я хочу придерживаться того, что те моменты, которые должны в монашестве существовать, святы, непреложны. Это беспрекословное послушание, не говоря уже о целомудрии и нестяжании. Это должно в монастыре быть. Я всегда сестрам говорю: «Если вы не оставляете свою волю там, откуда пришли, нет смысла жить в монастыре. Мы должны придерживаться принципа послушания». Неволить нельзя, делаешь уступки и прочее, но все-таки надо, чтобы основные принципы были.
Будущим гостям будет интересно узнать и о святом источнике у подножия обители.
Игумения Сергия:
– Во многих монастырях есть какие-то святыни и источники. В 90-е годы наши пастушки гуляли по лесу и видят – из-под земли вода идет и огорожена шиной от автомобиля, а старожилы говорят: «Матушка, отсюда вода 20 лет уже просачивается». Мы сразу начали облагораживать это место – прорубили дорожку, построили часовенку, купальню, и с тех пор в блаженстве, имея такой источник. Благодарим за это Господа – Милостивый Господь услышал даже это желание и все исполняет.
У каждого из нас найдется, о чем просить Господа, а приехав на святое место, мы, вырываясь из суеты будней, можем ощутить особое предстательство Спасителя и Его угодников, и в Чебоксарах эту связь с Богом можно почувствовать здесь, в Спасо-Преображенском монастыре. Приезжая в столицу Чувашии, по возможности побывайте здесь, ведь отсюда началась история города, это место освящено и молитвой многих святых, и трудами сегодняшних сестер монастыря.
Автор и ведущая программы Надежда Калинина
Записала Елена Чурина
Покровский храм Камня-на-Оби начал свою историю в конце 40-х годов прошлого века. Тогда это был один из немногих православных храмов Алтая. В церкви находится святыня - образ святителя Николая Чудотворца. Эта икона рубленая: один богоборец ударил ее несколько раз топором. А еще эта икона чудотворная, по молитвам перед ней совершались исцеления.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Евангелие 28 апреля. Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
Читаем Апостол. 28 апреля 2024
Церковный календарь 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье
День ангела. 28 апреля
Этот день в истории. 28 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!