По святым местам. Никольский храм села Борки Рязанской области

6 декабря 2023 г.

Отправимся в Никольский храм села Борки Рязанской области. Зрители не только увидят Дом Божий, но и услышат историю старца Григория, который с молитвой обежал округу, чтобы предотвратить расправы чекистов над людьми, узнают о пострадавших за веру священнике и шести прихожанах, а также о том, как в 1979 году местные жители совершили подвиг, сопоставимый с подвигом первых христиан Римской империи.

Программа «По святым местам» приветствует вас из села Борки Шацкого района Рязанской области. До революции здесь находилась усадьба Нарышкиных и было целых три православных храма. А после революции эти места своим молитвенным подвигом прославил блаженный старец, хотя подвижниками благочестия можно назвать почти всех жителей этого местечка в Рязанской области, ведь они совершили подвиг, сравнимый с подвигом первых христиан времен Римской империи.

На первый взгляд, село Борки мало чем отличается от остальных сел и деревень: те же два ряда домов вдоль главной улицы, неторопливая и простая жизнь, спокойные и приветливые люди.

Священник Сергий Скрипко, настоятель храма святителя Николая:

– Название связано со словом «бор» – вокруг раньше находился один только лес.

До революции в Борках было три храма – Никольский, построенный в конце XIX века, Ильинский рядом с кладбищем и церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Священник Сергий Скрипко:

– Но в 1921 году случился пожар, до сих пор неизвестно, было это следствием поджога или произошло самопроизвольное возгорание. Как говорят местные жители и их потомки, «пожар был очень сильный, и весь храм, к сожалению, сгорел».

А Ильинский храм уничтожили в 30-е годы, но в 1979 году местные жители своими силами стали строить на некрополе часовню. Часовню эту сельчане строили тайно, по ночам. Удивительно, но (несмотря на то, что все местные жители знали о том, что на кладбище возводится дом Божий) никто не доложил об этом властям. Но когда здание было построено, то скрывать его было уже невозможно. Районное партийное начальство сначала даже не хотело верить, что в то время, когда люди поют песни о коммунизме и Ленине, в Борках сами строят храм.

Священник Сергий Скрипко:

– Власти, когда об этом узнали, были очень рассержены, вплоть до того, что хотели его разрушить. Но стараниями местных жителей удалось все-таки этот храм сохранить. И до 90-х годов, до того момента, пока основной храм в честь святителя Николая не был передан Церкви, богослужения совершались там, на кладбище.

Ни запугивания, ни доносы с угрозами не повлияли – сельчане отстояли свою часовню.

Священник Сергий Скрипко:

– С 90-х годов сложилась добрая традиция. В день памяти святого пророка Божия Илии, 2 августа, совершается торжественное богослужение здесь, в храме святителя Николая, и далее торжественным крестным ходом люди отправляются на кладбище, где находится храм в честь пророка Божия Илии, где совершаются молебен водосвятный и лития по усопшим сродникам.

Отстаивание своего права верить в Бога в Борках имеет долгую и порой трагическую историю.

Священник Сергий Скрипко:

В этом храме до революции служил мученик иерей Димитрий вместе со своей матушкой, детей у них не было. Впоследствии матушка скончалась от болезни и похоронена здесь, прямо за храмом. Имеется памятник в ее честь. 11 ноября 1917 года священник, зная, что его расстреляют на следующий день, тем не менее не ушел с этого места. Приехала расстрельная группа. Еще поднялось восстание здесь, в Шацкой губернии. И он, зная, что его ждет, не ушел. Вместе с ним остались семеро благочестивых прихожан. И на следующий день их прямо здесь, возле храма, расстреляли и позже похоронили в братской могиле.

Эти страшные события произошли во время Тамбовского восстания, когда крестьяне стали возражать против политики большевиков, а власть жестоко расправлялась с оппозицией без суда и следствия. В то время недалеко от Борков жил в соседнем рязанском селе Польное Ялтуново старец по имени Григорий. Люди приходили к нему за духовным советом, и он часто предсказывал будущее. Также старец не переставал молиться за людей и просил Бога уберечь верующих от гнева большевиков.

Другая подвижница веры, старица Анисья, рассказывала, что как-то отец Григорий разбудил ее и сестер и, ничего не объясняя, велел бежать за ним. В темноте по пашне и по кустам они бежали, изнемогая от усталости. Вдруг старец упал без сил со словами: «Не успели». Оказалось, что сестры со старцем оббежали вокруг сел Конобеево, Ялтуново, а вот до Борков добежать не успели. Как потом стало известно, отряд чекистов, который вышел из Шацка, получил приказ расстрелять в трех селах до 80 человек среди духовенства и мирян. Но на полпути к Конобеево отряд развернулся и до Ялтуново не дошел. А вот в Борках было убито семь человек, включая местного батюшку.

Ни одной фотографии старца Григория не сохранилось. Дело в том, что когда он видел направленный на себя объектив камеры, то тут же уходил с этого места. Он носил белую длинную холщовую рубаху, ходил всегда босиком и все время искапывал колодцы, из которых потом били родники. Один из таких колодцев находился в селе Борки. Отец Григорий прожил 130 лет, переходя из села в село. Он не только помогал людям духовным советом, выкапывал колодцы, но и часто нянчился с детьми, матери которых оставляли ему своих ребятишек, когда шли на работу.

Священник Сергий Скрипко:

– В силу того, что его начали гнать, ближе к тридцатым годам он переселился в Борки, и очень многие люди к нему приходили за советом. Но так как этот человек был гоним, он впоследствии покинул Борки. Место его упокоения предположительно город Ряжск, тоже Рязанская область, но как ни пытались найти это место, так этого сделать пока не удалось. Возможно, впоследствии Господь явит, где под спудом сохраняются честные мощи.

А Никольский храм в советское время передали колхозу.

Священник Сергий Скрипко:

– Никольский храм, в отличие от двух других, все же сохранился до наших лет. Он был превращен в Дом культуры, позже – в местный клуб, а в 90-х годах был передан Церкви и восстановлен. Богослужения совершаются регулярно во все праздничные и воскресные дни.

Многие иконы из этого храма хранились в музее, но теперь их вернули в дом Божий.

Священник Сергий Скрипко:

– В советские годы очень многие святыни были утеряны. По сей день находят их, когда начинают копать фундаменты. Видимо, верующие в порыве благочестия пытались их сохранить, но не всегда это удавалось. Порой люди умирали, не успев передать все это своим потомкам. Но некоторые святыни все же сохранились. Это распятие Христа – дореволюционное. Благочестивые бабушки распилили его на две части и хранили под пуховой периной более 80 лет. И только к 2000 годам его снова восстановили и вернули на прежнее место.

Сейчас Шацкий район, где находится село Борки, относится к Рязанской области. Но до 1925 года Шацкий уезд входил в состав Тамбовской губернии. И здесь находились владения князей Нарышкиных.

Священник Сергий Скрипко:

До революции здесь было место (и сейчас оно так называется) Барский бугор. Там было поместье древнего рода Нарышкиных. Это были очень благочестивые люди. История Шацкого района тесно связана с историей этого дворянского рода. Одни проживали здесь, в Борках, другие – в родовом поместье, которое находилось на Быковой горе, возле Вышинского монастыря. Зимой в Борках проживал Сергей Кириллович Нарышкин. Перед смертью он даже был монастырским послушником. Жил в Оптиной, а похоронен в Тихоновой пустыни.

Вот такая история у небольшого села Борки, живущего своей тихой жизнью, хотя духовная жизнь очень активная – два раза в году торжества в день памяти святителя Николая Чудотворца и два крестных хода: в праздник пророка Божия Илии и в Рождество Пресвятой Богородицы.

Священник Сергий Скрипко:

Люди имеют возможность прийти, поклониться, помолиться, попросить у Божия святителя о своих чаяниях и надеждах. И Всемилостивый Господь по молитвам святителя помилует и нас тоже.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 28 апреля: 12:45
  • Среда, 01 мая: 07:45
  • Четверг, 02 мая: 15:15

Анонс ближайшего выпуска

Покровский храм Камня-на-Оби начал свою историю в конце 40-х годов прошлого века. Тогда это был один из немногих православных храмов Алтая. В церкви находится святыня - образ святителя Николая Чудотворца. Эта икона рубленая: один богоборец ударил ее несколько раз топором. А еще эта икона чудотворная, по молитвам перед ней совершались исцеления.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать