Программа «По святым местам» приехала в Чердынь. Местные жители приняли крещение в 1463 году, и крестил их епископ Иона Великопермский. Тогда же здесь был основан мужской монастырь. Об Иоанно-Богословской святой обители наш рассказ. Через пару лет здесь будут отмечать 20 лет возобновления монашеской жизни, но в действительности это один из самых старых монастырей, причем не только Пермского края, но и всей Святой Руси.
Игумен Герасим (Гаврилович), наместник Иоанно-Богословского монастыря:
– Монастырь – самый древний на Урале, он берет начало от проповеди святителя Ионы Великопермского, последователя архиерея святителя Стефана Великопермского. Иона прибыл сюда в 1462 году, его проповедь была так активна, что князь Михаил, который здесь правил в то время, принял православие.
Княжение Михаила Ермолаевича, правителя средневекового Коми-Пермяцкого Великопермского княжества, было неспокойным. В 1455 году прибывший в его владение для крещения пермяков епископ Питирим был убит неожиданно напавшими вогулами. Но когда святой Иона, преемник святителя Питирима, прибыл в Пермь Великую (так называли этот регион), он продолжил просвещать воинственных людей, уничтожал капища идолов, путешествовал по своей обширной епархии, а в главном поселении Перми – Чердыни – епископ основал монастырь во имя святого апостола Иоанна Богослова.
Игумен Герасим:
– XV век, казалось бы, далеко – пять веков с лишним, но дух, который он оставил, присутствует и в нас. Есть даже синодик тех времен, и многие имена тогдашних монашествующих упоминаются до сих пор – такое единение времен.
Чердынь тогда находилась на пересечении многих торговых путей, отсюда дальше на Урал в обозах ехали купцы и миссионеры, но город продолжал оставаться пограничным. В храме пребывает икона святых чердынских воинов.
Игумен Герасим:
– В 1546 году, когда ногайские татары напали (надо сказать, что Чердынь никогда не была кем-то завоевана), чердынцы отправились для защиты в Кондратьеву слободу, где у них стоял волостной пункт и где они должны были встретить врага. И там, в Кондратьевой слободе, произошла битва.
Среди воинов были иноки Иоанно-Богословского монастыря. Весь полк тогда погиб.
Игумен Герасим:
– В Петров пост все тела обнаружили на льдине. Уже было лето, а льдина, на которой были тела убиенных мучеников, сохранилась. Их тогда похоронили, и появилась плита, где были выбиты все имена. Это интересная история, и трудно сказать, насколько она верная, может, больше на веру надо полагаться… Однажды я посещал Иерусалим, был на Елеонской горе, и подошла ко мне монахиня, узнала, что мы с Урала, из Перми, и говорит: «Я знаю вашу Чердынь, хоть и не была там, но молилась этим местночтимым воинам, и однажды они мне явились и сказали: «Молись о нас, потому что мы находимся во свете».
Главный храм обители был возведен уже в XVIII веке.
Игумен Герасим:
– В 1700 году был пожар, монастырь полностью сгорел. В 1705 году обратились к князю Гагарину, который тогда был губернатором всей Сибири, чтобы помог восстановить монастырь. Были выделены сюда пленные шведы, которые и начали строительство.
Стройку закончили в 1718 году, иконостас установили в 1733-м. Сейчас мы находимся в верхнем Вознесенском приделе, когда-то он был летний, но благодаря реконструкции в наши дни и сюда провели отопление. Святую обитель всегда поддерживали русские правители. Она находилась под покровительством Иоанна Грозного, царя Михаила Федоровича, но после реформы Екатерины II в 1764 году монастырь был оставлен на собственном содержании, в результате чего пришел в совершенный упадок.
Игумен Герасим:
– Сам он уже не смог просуществовать, и буквально через 15 лет его приписали к Богоявленскому храму, так он и просуществовал до 1912 года. Впоследствии образуется женский монастырь на базе Иоанно-Богословского.
Восемь лет монахиня Руфина возрождала монашескую жизнь на земле Чердыни. В течение первого года молодая обитель жила тяжелыми трудами – сестры сами обустраивали Иоанно-Богословский храм. В годы Первой мировой войны здесь был приют для детей, родители которых погибли на фронте.
Духовные и административные связи Чердынского монастыря протянулись далеко. Святая великая княжна и страстотерпица Татьяна Николаевна Романова была августейшей покровительницей приюта, он именовался Романовским. Преподобномученица Елизавета Федоровна посылала сюда приветственные телеграммы. К 1918 году в монастыре проживало около 70 сестер, но гражданская война захлестнула этот край, и летом 1919 года матушка Руфина с четырьмя монахинями покинула родные края. Она уезжает в Харбин, а затем в Шанхай и продолжает строить приюты и храмы, а после смерти ее келейница продолжит дело игумении Руфины уже в Америке.
Игумен Герасим:
– Наш монастырь связан с Америкой и с Иоанном Шанхайским. Дело в том, что Руфина у него окормлялась, а ее последовательница (впоследствии игумения Ариадна) стала игуменией Сан-Францисского монастыря, первого женского монастыря в Америке. Вот такая связь у нас существует. Казалось бы, такое расстояние, но духовно мы ее ощущаем. Нам даже прислали частичку ризы Иоанна Шанхайского.
В храме есть икона отца и сына – священномученика Евграфа и мученика Михаила Плетневых. Они жили в Чердыни. Священник Евграф служил в местном храме Преображения, но в 1918 году был арестован и отправлен вместе с сыном в Пермь за антиреволюционную агитацию.
Игумен Герасим:
– Они чердынские, служили здесь, хоть и не здесь приняли мучения, но мы их всегда поминаем, почитаем – они наши мученики: Евграф, Михаил, Александр, Николай.
В годы Великой Отечественной войны Иоанно-Богословский храм закрыли на короткое время, но в 1943-м в нем вновь начались богослужения, а в начале XXI века здесь открыли мужской монастырь. Чердынь – самый древний город Урала. Приезжая сюда, словно переносишься на машине времени в прошлое; кажется, что оказался в XIX или начале XX века.
Игумен Герасим:
– У нас небольшой городок, сейчас он насчитывает около 5 000 человек. Я как-то просматривал исторические ведомости XVI–XVII веков, население так и остается от четырех до пяти тысяч. Если взять XVI век, по переписи Кайсарова, здесь уже находится 16 храмов, а на момент революции – семь храмов. Чердынский уезд на 1917 год насчитывал 45 действующих приходов. Это место было аграрное, и мы видим, насколько благочестивый был народ: старались, чтобы в любой деревне был храм. Если будет больше прихожан, верующих, я думаю, это все восстановится. Как Бог определит.
В 2016 году здесь возвели часовню-купель в честь Иоанна Богослова и в память крещения чердынцев в 1462 году епископом Ионой. В августе традиционно проводится крестный ход до источника Параскевы Пятницы. Приезжайте сюда и зимой, и летом. Здесь, как нигде на Урале, сохранилось очень много старинных зданий, а во многом и уклад жизни. А еще Чердынь, как Рим и Москва, стоит на семи холмах и, как и столица, ждет своих гостей и паломников.
Автор и ведущая программы Надежда Калинина
Записала Елена Чурина
Уже 30 лет в городе под названием Яровое существует православный приход с храмом в честь святых Бориса и Глеба. Здесь находятся иконы, выполненные в редкой технике облачения в тканевую ризу. А еще всю общину объединила помощь ближним.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Великая Вечерня 5 мая 2024 года
Великая Вечерня 5 мая 2024 года
Пасхальное богослужение 5 мая 2024 года
Пасхальное богослужение 5 мая 2024 года
Пасхальное богослужение 5 мая 2024 года
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!