Мы приехали в город Бекабад. Он находится в Узбекистане практически на границе с Таджикистаном. Там, где встречаются территории двух стран, расположен храм Сретения Господня. Об этом месте наш сегодняшний рассказ.
Своим рождением город Бекабад обязан строительству железной дороги. В 1899 году здесь возник пристанционный поселок, а его название первоначально было другим – Хи́лково. Оно было дано по фамилии одного из руководителей строительства Михаила Хилкова. А недалеко от будущего Бекабада находилось село с очень церковным названием Сретенка.
Священник Александр Колотовкин, настоятель храма:
– История православия в этих местах относит нас к концу XIX века, когда сюда стали приходить переселенцы из России. В этих местах стояло военное формирование, которое охраняло южные границы Туркестанского края. Здесь, в предгорьях Тянь-Шаня, проходила естественная граница этих мест, и здесь, буквально в нескольких километрах от нынешнего города, стояло военное поселение, где был построен храм в честь Сретения Господня. Само селение было названо Сретенкой. В советское время храм был переоборудован в школу, и если сегодня мы это место посетим, то будет достаточно трудно даже его узнать, потому что здание храма было очень сильно перестроено, а в советское время здесь, в самом этом городе, храма не существовало.
В XX веке жизнь в Бекабаде постепенно набирала обороты. Сначала поселок из Хилково был переименован в Беговат, в связи с объединением с кишлаком Бекова, летом 1929 года здесь построили цементный завод «Бекабадцемент», но на этом промышленные темпы не остановились.
Священник Александр Колотовкин:
– Город Бекабад в 50-х годах XX века начинает активно обустраиваться – здесь строятся такие стратегические объекты, как Сырдарьинская ГЭС, рядом с этим источником энергии строится Узбекистанский металлургический комбинат (он выпускает черный металл), а также крупный завод по выработке цемента. По сути, они являются градообразующими предприятиями, и именно с 50-х годов город Бекабад приобретает тот вид, который мы, в принципе, видим и сейчас.
И вот еще с конца 40-х годов в Бекабад стал ездить священник. Рядом находился таджикский город Худжанд (в советское время Ленинабад), сейчас там действует православный храм Марии Магдалины, и он построен на месте молельного дома, куда в 40-е годы приезжал батюшка.
Священник Александр Колотовкин:
– Там находился храм, который действовал даже во время советской власти. И верующие, из этого города в том числе, ездили туда, там производились и крещение, и бракосочетание, и отпевание. А сюда время от времени приезжал священнослужитель, который посещал болящих, производил какие-то требы на дому.
И только в начале 90-х годов подняли вопрос о строительстве в Бекабаде своего храма.
Священник Александр Колотовкин:
– Начало бытования этого храма можно отнести к 1992 году. Тогда здание клуба было передано местной общине, началось его обустройство. В 1995 году была пристроена алтарная апсида, и храм зажил своей полноценной жизнью.
Потрудиться пришлось немало. Тот цветущий сад, что вы видите, дело рук прихожан.
Священник Александр Колотовкин:
– Храм обустраивался, обустраивалась прилегающая к нему территория, поскольку в 90-х годах возле храма территория была достаточно запущенная и верующим пришлось буквально ее заново обустраивать. Поэтому то, что вы видите на территории храма, – создано руками местных верующих людей.
Читая про Бекабад в Интернете, вы можете встретить указание на то, что в 1948 году здесь служил священник по фамилии Кошкин.
Священник Александр Колотовкин:
– Я тоже встречался с этой фамилией, однако в архивах местных храмов эта фамилия не встречается. Возможно, это был кто-то из ссыльных священников, потому что здесь, в Средней Азии, и в послевоенное время было большое количество ссыльных священнослужителей; возможно, это был как раз один из таких священников, который нелегально действовал здесь.
Иконы в этом храме, что называется, домашние. Это связано прежде всего с географическим положением прихода.
Священник Александр Колотовкин:
– Иконы есть старинные, но они в разном состоянии и чаще всего достаются нам после смерти верующих людей. Потому что бабушки хранят у себя семейные реликвии, и нередко бывает так, что либо после их смерти, либо когда семья переезжает в другое место, они сдают их сюда, в храм. Поскольку иконы старинные и при переселении в Россию их вывезти проблемно, то их приносят сюда, чтобы они были здесь. Эта коллекция (можно так сказать) собиралась на протяжении тридцати лет.
Икона преподобного Ираклия, исповедника Иссык-Кульского, – значимый образ и для Сретенского храма, и для всей Средней Азии.
Священник Александр Колотовкин:
– Его почитают как одного из среднеазиатских святых, как человека, который пережил опустошение Иссык-Кульского монастыря и впоследствии много лет подвизался здесь, в Средней Азии. Потому он достаточно широко почитается здесь, а после обретения его мощей практически во всех храмах нашей Среднеазиатской епархии находятся его святые мощи. Икона преподобного Ираклия, исповедника Иссык-Кульского, была дополнена частицей мощей, которая была привезена из Киргизии, и она является своеобразной святыней нашего храма. Почитанием пользуется икона святого великомученика и целителя Пантелеимона, а также икона «Неупиваемая Чаша», потому что, к сожалению, проблема эта актуальна и здесь, многие люди приходят молиться о своих выпивающих родственниках.
Интересен и храмовый образ Сретения Господня.
Священник Александр Колотовкин:
– Эта икона была создана из нескольких частей. Предыдущий настоятель этого храма протоиерей Игорь Ходырев очень хорошо владел резьбой по дереву, и такой резной кивот сделал он своими собственными руками. Икона сама по себе неизвестно какого происхождения, тут данные невозможно установить, но, однако, она являет собой образец творчества поколений.
Бекабад находится в 115 километрах от Ташкента, а местное население – это около ста тысяч человек. И часть из них – это община Сретенской церкви.
Священник Александр Колотовкин:
– Большинство прихожан нашего храма – местные жители. Сюда же приезжают и жители Бекабадской области, порой достаточно из далеких мест, поскольку область большая и других храмов в окрестности нет. Нередко приезжают и паломники из Ташкента, бывают туристические группы, которые ездят по Узбекистану и порой заезжают даже сюда, в этот отдаленный уголок. Но большинство – это наши местные жители.
Викентий, митрополит Ташкентский и Узбекистанский:
– Если посмотреть на Святое Евангелие, то можно посчитать, что там более ста раз говорится о Воскресении Христовом. Когда мы слышим и читаем слова о Воскресении Христовом, о вечной жизни, тогда это Евангелие, учение Христово, имеет очень глубокий смысл.
Храм ведет свой Telegram-канал, устраивает концерты для прихожан, поздравляет именинников. Людей разных национальностей и из разных стран объединил во встрече с Господом Сретенский храм.
Священник Александр Колотовкин:
– Я уроженец Казахстана, там родился и вырос. В 2010 году я приехал учиться в Ташкентскую духовную семинарию, окончил ее, нашел супругу и остался здесь служить и преподавать в Ташкентской духовной семинарии. Приезжая сюда, особенно после Ташкента, сразу попадаешь в атмосферу постсоветского города (вы проезжали двухэтажные дома сталинской постройки с высокими потолками). Конечно, жизнь здесь идет своим чередом – больше спокойно, в провинциальном ритме. Соответственно, и люди здесь более спокойные, более умиротворенные, нежели в Ташкенте. Здесь гораздо тише, чем в Ташкенте, гораздо проще общаться с жителями. Бекабадский храм мне нравится тем, что он домашний, уютный, здесь очень легко и приятно молиться, особенно здорово здесь после вечерних служб, когда садится солнце, в садике поет соловей и тихая радость наполняет душу.
Автор и ведущая программы Надежда Калинина
Записала Елена Чурина
Уже 30 лет в городе под названием Яровое существует православный приход с храмом в честь святых Бориса и Глеба. Здесь находятся иконы, выполненные в редкой технике облачения в тканевую ризу. А еще всю общину объединила помощь ближним.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!