По святым местам. Храм Преображения Господня в селе Кушниково

26 ноября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Храм Преображения Господня в селе Кушниково был построен в середине XVIII века и дошел до наших дней, сохранив дух старины. Денежные средства на возведение церкви были выделены местными помещиками. В середине храма, перед солеей, похоронены его ктиторы. О дворянском роде Кушниковых, о сохранившихся с прошлых веков метрических книгах и о редких иконах в стиле итальянской живописи узнают зрители программы. 

(В расшифровке сохранены особенности устной речи)

Мы продолжаем свое путешествие по Чувашии. Сейчас мы находимся на правом берегу реки Волги, на другом уже республика Марий Эл, а мы приехали в село Кушниково, чтобы познакомить вас с одним из старинных храмов Чувашской епархии. Церковь в местечке под названием Кушниково была построена в самом начале XVIII века в 1735 году.

Игумен Киприан (Кулаков), настоятель храма Преображения Господня в с. Кушниково:

– По милости Божией этот храм никогда не был осквернен. Таким образом, здесь совершались богослужения со дня его основания, это большая редкость даже для России. Вы видите центральный иконостас храма Преображения Господня, а также по бокам два придела (храм трехпрестольный) – придел Святой Троицы, иконы Божией Матери «Казанская».

Раньше это село именовалось: Троицкое. Кушниково  по фамилии дворянского рода, представителем которого был Алексей Иванович Кушников.

Лада Шалахманова, прихожанка храма Преображения Господня в с. Кушниково:

– У него здесь была часть земли (либо приобрел, либо выдали), в тот период земли, которые были дикими полями, выдавали. Все Кушниковы были служивыми людьми, они практически все служили при государстве, и каждый их дворянский титул был завоеван веками кровью и постоянно переоформлялся. Что самое интересное, род ценился своей честностью и всегда был при дворе.

Глядя на разветвленное древо, можно увидеть, что Кушниковы породнились со многими знаменитыми семьями своего времени. Жили они в основном в столице, но в своем селе решили построить храм.

Лада Шалахманова:

– Храм усиленно начинает строиться, а потом это затихает на 80 лет. После этого сюда приезжает Михаил Сергеевич, находит здание холодным, сырым, разваливающимся, в нем постоянно меняются священники, по летописи видно, что в первый период времени священников то забирают отсюда, то присылают сюда, то опять забирают, – и храм стоял, в него никто не вкладывался, так как народ был бедный. Михаил Сергеевич сюда приехал, зашел в этот храм, и его осенило: есть документы, когда он обращался в Казань со своими чертежами, чтобы храм благоустроить, и ждал данные, чтобы его восстановить. Он очень долго ждал, но основная реставрация действительно была сделана – был изменен свод, церковь стала теплой, сделали печки, менялись иконостасы. Он завещал все это закончить своей дочери, которая не ослушалась отца и все завершила. Как раз на дочь и перепадает вся ограда храма – это завершала она.

В самом центре храма вы увидите надгробные плиты – здесь и упокоились строители и благотворители этой церкви Михаил Сергеевич и его дочь Анна.

Игумен Киприан:

– Храм строили много десятков лет, но была реконструкция при его иждивении.

– А почему похоронили именно здесь? Это его просьба?

Игумен Киприан:

– По их завещанию, по их смирению, чтобы каждый человек ходил и наступал на их прах. Например, ко кресту каждый же пройдет здесь. А крест не изображен здесь, потому что он не должен быть попираем ногами. Здесь каждый человек обязательно пройдет – это очень большая редкость, такого нигде нет. Раньше спрашивали: «Как это так, в храме похоронены?» Так это для смирения. Это пример для подражания. Здесь было крепостное право, люди жили очень бедно, он пожертвовал своей жизнью, здесь скончался, хотя был при царском дворе в Петербурге, а закончил свою жизнь (даже в то время) в глуши.

Храм был устроен по вкусу дворянства того времени – так внутреннее убранство тяготеет к барочному стилю – взгляните на иконы.

Игумен Киприан:

– Вот здесь мы видим икону преподобного Сергия Радонежского.  Потому что Кушников Сергей Александрович, герой Отечественной войны (наполеоновской), участвовал в ней и занимал должность какого-то военачальника. Вот здесь была икона (сейчас перенесена) Божией Матери «Смоленская», мы знаем, что эта икона была главенствующей в Бородинском сражении.

Придел Казанской иконы Богородицы также выполнен в стиле европейских мастеров.

Игумен Киприан:

– Об этом говорят иконы, а особенно изображение усекновения главы Иоанна Крестителя.  Такого изображения я не встречал нигде в этой местности, да и, наверное, это вообще редкость. Здесь полностью изображено это трагическое событие в стиле итальянской живописи, иконы западного письма. Это XVIII век, иконостасы других приделов позднего времени. Святые на иконостасе – это небесные покровители дворянского рода Кушниковых: мы видим Александра Невского, великомученицы Екатерины, Сергия Радонежского. Икона Веры, Надежды, Любови и матери их Софии именная, даже есть мученица Раиса, ее нигде нет. Этот придел именно этим и отличается, что здесь изображены редкие святые.    

Скульптурное изображение Христа – это тоже XVIII век, его создавали жившие в этих краях марийцы, поэтому в лике Спасителя можно увидеть и национальные черты этого народа. Здесь образ называли «Истинный Христос».

Игумен Киприан:

– Чем он знаменит? Есть традиция у чувашского народа, когда провожают молодых юношей в армию, вешать на них полотенце, потом в этой местности эти полотенца несли сюда, и они висели до того момента, пока этот человек не придет из армии. И кто бы ни был в армии и на войне, приходили всегда без травм и трагедий.

Паникадило уже XIX века, а вот деревянный крест старинный, но был привезен в Преображенский храм уже в наши дни.

Игумен Киприан:

– Крест тем замечательный, что изображение лика Спасителя меняется время от времени, смотря с какой стороны стоишь. В этом есть и чудо, и не совсем чудо.

Кстати, не удивляйтесь, что во время съемки нашего интервью в храме собралось очень много людей, просто батюшка рассказывает очень интересно, вот и пришли местные жители еще раз послушать своего пастыря. Да и рассказать есть о чем, ведь все это не предание или легенды, а самая настоящая быль. Так с уверенностью можно сказать, потому что в этой церкви сохранились старинные метрические книги и описи храма.

Игумен Киприан:

– Например, кто жил, кто венчался, кто умирал – все под сургучными печатями Казанской губернии. Императорские указы времен Екатерины, Николая I – и расшифровка.

– Указы касаются церковной жизни?

Игумен Киприан:

– Государства (Церковь была государственной структурой). Например, указы о войне, о победе, о крепостном праве. Указы же оглашались с церковных амвонов людям, сейчас, например, телевизор есть, а тогда были только церкви.

Близость к Волге определила немало важных моментов в истории этого храма. По Волге с пастырской миссией не раз путешествовал святой праведный Иоанн Кронштадтский, и вот однажды судно, на котором он ехал, остановилось у Кушниково – прихожане и духовенство храма вышли встречать всероссийского батюшку на берег. Также у вас наверняка возникнет вопрос, как же так случилось, что храм устоял в безбожные годы, ведь в период войны его все-таки закрыли, но не уничтожили, и опять же все случилось благодаря Промыслу Божию и реке Волге.

Игумен Киприан:

– Там был такой момент: его хотели снести, но это было военное время, шла баржа со своим грузом в сторону Сталинграда, попала в затор, в лед. Груз куда? Церковь не действует – давайте в церковь сгрузим. Хотели сначала все вытаскивать, даже жечь. Но кто-то сказал: не надо вытаскивать, не трогайте и даже не подходите к алтарю. Занесли всё, разложили аккуратно, и так это стояло долгое время, охрана была – никого не подпускали. Так храм и сохранился.

А в 1945-м здесь снова стали совершать богослужения.

Игумен Киприан:

– Открыли храм тоже очень интересно. Была одна женщина очень боевая, она попала к Калинину. Он говорит: «А кто у вас его закрыл?» – «Прежнего посадили». – «Ключи у вас?» – «У нас». – «Открывайте, служите».

– Получается, он из ссылки, из колоний вернул всех священников?

Игумен Киприан:

– Конечно. А кто закрыл-то?!

На территории храма немало старинных захоронений. Так здесь нашел свой последний приют один из настоятелей церкви протоиерей Алексий Соловьев.

Игумен Киприан:

– Он служил здесь 36 лет, скончался в 1924 году, в школах преподавал сам лично.

– И шесть школ он смог открыть?

Игумен Киприан:

– Он выполнял распоряжение Священного Синода. Он выполнял распоряжения консистории,  царя Александра II. Сами ничего не могли делать, просто усердный исполнитель государственных законов. В этих местах была полная безграмотность, а как говорит летопись, очередь в школу была до 50 человек, и все умели читать и писать. Алексей Петрович протоиерей, а его сын Александр служил здесь 60 лет и погребен на кладбище, был репрессирован, преподавал в школах. Может быть, благодаря этим миссионерам Господь сохранил храм по их молитвам.

Строители и просветители, миссионеры и праведники – стараниями многих людей эта сельская глубинка не была забыта, и сейчас разные поколения семьи Кушниковых смотрят на нас со стендов в сельском клубе, а их дело продолжает жить; и как и столетие назад, в этой церкви молятся люди, сюда приезжают паломники. Не будем и мы с вами забывать эти милые и такие близкие сердцу даже городского жителя уголки нашей страны. Побывайте в Кушниково, здесь будут рады гостям, пусть нечастым, но от этого еще более долгожданным.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Вторник, 30 апреля: 16:05
  • Среда, 01 мая: 07:45
  • Пятница, 03 мая: 23:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать