По святым местам. Храм Архангела Михаила г. Намангана

23 августа 2023 г.

Чтобы познакомиться в Намангане с храмом Архангела Михаила, отправимся на окраину города в махаллю. Махалля - это и квартал, и целая система взаимоотношений между соседями. Храм был построен в 1952 году методом хашара, то есть каждый безвозмездно вносил свой вклад в возведение Дома Божия. Иконы храма старинные, они были сохранены жителями Намангана, ведь в XIX веке в городе уже существовал Михаило-Архангельский храм.

Мы продолжаем наше путешествие по Узбекистану. Сейчас мы приехали в город Наманган, но находимся не в центре города, а скорее в пригороде, в Махале. Здесь расположен храм Архистратига Божия Михаила. О нем наш сегодняшний рассказ.

Махаля – это узбекский квартал, а точнее – целая система взаимоотношений, которые существовали в Узбекистане на протяжении многих веков. В общем, Махаля – это и территориально-административная единица, и сообщество людей.

Священник Владимир Платонов, настоятель храма:

– Мы приехали в Наманган, второй по численности населения город в Республике Узбекистан после Ташкента, многонациональный. Православие здесь существует еще с конца XIX века. К православным верующим здесь гостеприимно относятся.

Сам город Наманган был основан в XVII веке. Это был ремесленный и торговый центр, купцы которого ездили в Китай и Бухару. В 1875 году город вошел в состав Российской империи, через два года появился православный приход, а в 1894 году был построен кирпичный храм. От храма было проложено несколько прямых улиц с домами русскоязычного населения. И вот по этим новым улицам совершались крестные ходы. Но после революции храм был разрушен, а настоятель, отец Владимир, отказавшийся примкнуть к инициированному новыми властями обновленческому расколу, был арестован и вскоре расстрелян.

Надежда Ивановна Дадажанова, староста храма:

– Община скиталась. Это уже третье место, где расположен храм. После войны здесь было очень много ссыльных, поэтому была острая необходимость построить еще один храм. После войны, в 50-е годы, было очень сложно, и храм построили как храм. Строили очень быстро, даже при помощи мусульман. Все работали хашаром (тадж. ҳашар; перс. < арабск. «совместный труд, благотворительность»), и вот этот храм построили.

Священник Владимир Платонов:

– Вокруг у нас проживают узбеки, мусульмане. Храм здесь строился не типовой, методом хашара, так называемой общественной стройкой.

Так в 1952 году на окраине города появилась церковь.

Надежда Ивановна Дадажанова:

– Храм построен из глинобитных кирпичей без фундамента временно. Но нет ничего более постоянного, чем временное. И получилось, что уже семьдесят с лишним лет мы находимся на этом месте. Потому что кругом здесь раньше жили европейцы.

Так вокруг на узких улочках обустраивались местные жители, и когда в России православные храмы закрывали, в Узбекистане строили.

Священник Владимир Платонов:

– Здесь такой интересный момент, что основная власть находилась в Москве, а Средняя Азия, как мы знаем, была местом больших ссылок, особенно во времена репрессий. И здесь, видимо, какой-то обратный бумеранг сработал, что те ссыльные, кто здесь был, остались. Я думаю, что это Промысл Божий.

Но со временем город рос, стали появляться новые микрорайоны, люди переселялись туда, а храм остался в Махале.

Надежда Ивановна Дадажанова:

– Уже семьдесят лет храм находится здесь, он намоленный не одним поколением наших предков. И, несмотря на то что кочевали туда-сюда, наши люди сохранили уникальные иконы. Например, икона Николая Чудотворца была в иконостасе. Люди, когда ломали храм, эту икону сохранили, и уже потом, когда построили новый храм, ее сюда принесли. Очень много старинных икон, написанных в технике, которая сейчас утрачена. Люди сумели это сохранить. У нас новодела почти нет. Например, эта икона Иверской Божией Матери была подарена мусульманами (предки этой бабушки были русскими, ее бабушка вышла замуж за мусульманина, дети и внуки – все мусульмане), святыни не бросают – приносят нам. В прошлом году мы три таких старинных иконы заполучили.

Эта икона Серафима Саровского уникальная. Серебряный оклад вы видите, и по бокам ростовская финифть. Это уникальная икона, даже в соборе такой нет. Когда люди приходят, видно, что тепло идет, икона намоленная. Мы стараемся их сохранять, и поэтому люди их приносят нам.

Этот образ Божией Матери также старинный и также был принесен в эту церковь. Важно отметить, что икона Пресвятой Богородицы «Негасимая свеча» была вынесена из пожара. По краям даже видна небольшая темнота, но сами лики Царицы Небесной и Младенца Христа не пострадали.

Община прихода – жители города и окрестностей.

Священник Владимир Платонов:

– В основном это жители города Намангана, которые приезжают из разных районов, и есть люди, которые приезжают из областных городов. Мы сейчас с вами ехали от города Пап до Намангана и проезжали город Чуст, Туракурган, сам Пап. Там еще есть небольшие русскоязычные православные семьи, иногда, я уже говорил, это могут быть семьи смешанного типа, но они исповедуют православную веру. Там есть и европейские кладбища. На какие-то мероприятия, на большие праздники люди собираются, приезжают, здесь мы совершаем вместе общественные молитвы.

Надежда Ивановна Дадажанова:

– Приход прирастает, батюшка у нас уже здесь почти семь лет. Люди приходят, крестятся, венчаются, постоянно отпевания проходят. Я считаю, что наш православный приход, который остался последний, должен работать. У нас всегда двери открыты, мы работаем каждый день. Мы не знаем ни государственных праздников, ничего – по очереди здесь дежурим в любое время. У нас нет сторожа; когда ухожу, говорю женщинам-мусульманкам, которые тут сидят: «Оставляю на Бога и на вас». – «Ой, идите, мы посмотрим».  Когда у них идут религиозные праздники, они нам плов дают, в Пасху детишки здесь бегают, яички, печенье мы им даем. А что нам делить-то на этом свете?!

Прихожане этого храма не раз ездили в паломнические поездки, видели красоту монастырей и храмов в России и других странах, но любовь к своей родине сильнее всего.

Надежда Ивановна Дадажанова:

– Меня тянет в Наманган, потому что уже приросла, корни здесь пустила. Таких очень много. Даже у тех наших прихожан, которые уехали в Россию, ностальгия (мы общаемся через социальные сети). Храм наш остается уютным, домашним. Даже когда к нам приходят из Россотрудничества или из российского посольства, им нравится. Сейчас еще только ранняя весна, а когда начинает все расцветать, здесь полнейшая идиллия.

Священник Владимир Платонов:

– Я патриот своей страны, как говорят: где родился, там и пригодился. Нас в семинарии все-таки учат тому, что нужны нам здесь свои пастыри, кадры. Я сейчас еще преподаю в семинарии, мы пытаемся до студентов донести то, что есть такое понятие, как послушание, которое превыше поста и молитвы, поэтому, если мы учимся в нашей Ташкентской православной духовной семинарии, мы должны стараться иметь такой настрой, чтобы служить здесь. Потому что много народу, много священников, здесь тоже с людьми работать надо. Сейчас у нас начнется соборование, увидите, что люди здесь есть, и они тоже жаждут духовного окормления.

Местные власти поддерживают приход.

Надежда Ивановна Дадажанова:

– Например, зима была в этом году очень холодная, у нас все замерзло, вода замерзла, вообще воды нигде нет, отопление порвало. А Крещение же – воды надо. Я звоню в Хокимият: «Срочно надо воды». И утром водовозку привезли, и вечером, и мы смогли набрать воду на Крещение и Махалю всю обеспечили. Недавно наши женщины с клироса участвовали в торжестве, посвященном празднику Навруз, в русских костюмах, пели русские песни и вообще произвели фурор. Женщины у нас уже пожилые, но участвовали, и это было очень приятно, и очень хорошо о нас отзывались.

Викентий, митрополит Ташкентский и Узбекистанский:

– Господь нас примирил Своим приветствием в мир, Своим рождением. Не потому, что мы покаялись, исправились и стали жить хорошо и любить Бога. Нет, человек не любил Бога и не жил по заповедям Божиим. Но Господь, несмотря на то что человек так себя ведет, пришел и примирил с Собою весь род человеческий.

Недавно в храме провели ремонт и красили стены здесь так же, как и строили эту церковь, – методом хашара, то есть сообща, помогая друг другу. Фасад храма также ремонтировали всем миром – каждый внес свою лепту. Приняли в этом участие даже футболисты. Дело в том, что два спортсмена из местной футбольной команды родом из Сербии, и они помогли ремонтировать эту церковь.

«Государство в одном квартале» – так иногда называют Махалю. И не случайно, ведь это целая система отношений, и она помогала и помогает людям жить в мире и согласии вне зависимости от национальности и вероисповедания.

Священник Владимир Платонов:

– Мы имеем этот храм, слава Богу, с 1952 года. Храм открыт, функционирует, свободно мы молимся, и никто нам не препятствует, наоборот, бывают какие-то общие мероприятия, когда сюда приезжают и с Наманганского телевидения снимают наши праздники – Пасху, Рождество. У нас бывают рождественские елки. С соседями мы тоже находимся в дружественных отношениях. На престольный праздник 21 ноября, Архангела Михаила, они нам даже плов помогают готовить, мы здесь встречаем гостей с Ферганского благочиния, все молимся и живем здесь дружной большой семьей.

Надежда Ивановна Дадажанова:

– Мы живем в многонациональном государстве и друг друга должны всегда поддерживать. Я в последнее время болела (на почке операция была), и дорогого стоит, когда я пришла и женщины Махаля все вышли – меня обнимают, целуют: «Что с Вами случилось?» До слез прошибло. Так и живем. От добра добра не ищут, я думаю так.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 05 мая: 12:45

Анонс ближайшего выпуска

Уже 30 лет в городе под названием Яровое существует православный приход с храмом в честь святых Бориса и Глеба. Здесь находятся иконы, выполненные в редкой технике облачения в тканевую ризу. А еще всю общину объединила помощь ближним.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать