Аудио |
|
Скачать .mp3 |
«Почти все монастыри на Руси были устроены вдали от населенных мест и путей человеческих, они возникали в местах пустынных, дремучих, в глухих лесах и на болотах»: это строчки из издания 1903 г., посвященного Александро-Невскому монастырю в Чувашии.
Издревле у чувашей существовал обычай поклоняться богам, которые, согласно поверьям этого народа, обитали в лесах, и места их обитания под названием керемети были для людей священны.
Игумен Феодосий (Шитов), настоятель монастыря:
– Среди жителей местных деревень, которые находятся внизу (монастырь находится наверху, а деревни внизу), нашлись решившие дать бой язычеству (здесь совершалось поклонение керемети – божеству, которое обитает в деревьях). Люди, которые пришли к вере, пошли на эту гору, чтобы подвизаться, жили в землянках, которые внизу. Вы, когда пойдете, увидите эти места.
Георгий Киселев, послушник:
– Когда спускаешься к святому источнику, по левой стороне идет монастырская ограда, а по правой стороне мы увидим место землянок. На этом месте установлены крестики (их 3 или 4) первых насельников: еще до основания, до освящения монастыря здесь жили первые насельники – когда освятили монастырь, их причислили к братии монастыря. Землянки, видимо, были сделаны из каких-то веток, глины, земли. К сожалению, эти стены не сохранились. Как-то братья нашли что-то из кухонной утвари и определили, что здесь были землянки первых насельников.
Игумен Феодосий:
– Когда собралось большое множество народу, они поднялись сюда, на гору, построили деревянную часовню и потом обратились к Казанскому архиепископу (в то время наша епархия была еще Казанская), чтобы дали игумена.
Казанский владыка назначил сюда игумена отца Антония, а жители соседнего села пожертвовали монастырю старый молитвенный дом. Его перевезли и установили на горе, достроив купол, алтарь и паперть.
Игумен Феодосий:
– Здесь было до 50 человек братии. Начали строить монастырь. Первый храм был освящен в честь Александра Невского – жители пожертвовали молитвенный дом, с него все началось, и потом уже стали появляться и другие храмы. Здесь три храма – Александра Невского, преподобного Серафима Саровского и надвратный храм святителя Николая.
У надвратного храма паломников встречает проводник по монастырю.
Послушник Георгий:
– Несу послушание привратника, чтеца, братии помогаю – что попросят, но основное послушание – привратника. В миру это, получается, охранник.
– Мы находимся у ворот, расскажите, пожалуйста, о табличке, которую мы сейчас здесь видим.
Послушник Георгий:
– В монастыре с 1909–1910 гг. служил преподобномученик архимандрит Тихон (в миру Иосиф Петрович Бузов), расстрелянный и погребенный в общей могиле на полигоне Бутово под Москвой 9 декабря 1937 г.
Гонения советской власти на Русскую Церковь были таковы, что даже молча следовать ей было подвигом. После смерти патриарха Тихона в народе пошли разговоры, что Святейший владыка был замучен большевиками. ОГПУ начало следственное дело и обвинило духовенство и монахов в антисоветской агитации. Отец Тихон на допросе виновным себя не признал, его осудили сначала на ссылку, потом на заключение в тюрьму, а после – на расстрел… Могли ли думать первые насельники монастыря о таком будущем?! Освящена обитель была в 1903 г., и насельники начали устраивать здесь свою жизнь.
Послушник Георгий:
– Избы были крыты соломенными крышами, в одной избе находился молельный домик.При первом настоятеле архимандрите Антонии построили первые три храма. Мы сейчас находимся в храме святого Николая Мирликийского, все храмы у нас восстановленные, этот освящен в 2005 г. Как мы можем видеть, храм совсем небольшой, на молитву может вместиться около 15–20 человек.
Главной целью монастыря тогда было миссионерство.
Игумен Феодосий:
– Игумен с братией организовали школы, где обучали детей грамоте и «Закону Божию», учили, как надо трудиться, ведь местность сельская: надо уметь все выращивать, ухаживать за скотиной. Людей этому всему обучали – и просвещали в христианской вере.
С установлением советской власти для монастыря настали тяжелые дни, уже в феврале 1918 г. были конфискованы земли, отобраны строения, рогатый скот, овцы, заготовленные дрова, сено и солома, а в марте 1919 г. монастырь лишился мельницы.
Игумен Феодосий:
– Храмы снесли, и вместо храмов были школы рабочей молодежи, столовые,потом здесь появился туберкулезный диспансер.
Настоятель монастыря игумен Антоний, несмотря на трудности, которые просто подкосили его, и на свою болезнь, продолжал служить. До середины 1920-х гг. жизнь в монастыре еще теплилась, в 1926 г. коллегия НКВД Чувашской Автономной Социалистической Советской Республики вынесла постановление о закрытии монастыря, а через два года почил и первый настоятель святой обители. В наши дни его останки перезахоронили на территории монастыря.
Послушник Георгий:
– При раскопках и перезахоронении присутствовала монахиня Надежда, я ее до этого не знал. Как-то днем звоночек, чтобы открыли обитель, пустили на могилку. Пришли на могилку, она рассказала историю об исцелении – у нее было защемление нерва, она ни стоять, ни сидеть, ни лежать спокойно не могла– были постоянные боли, а при захоронении нужны какие-то физические действия тяжелые. Проходит около двух дней, боли совершенно исчезли, только потом она обратила на это внимание, подходит к батюшке, спрашивает: «Как это произошло?» Он говорит: «По молитвам батюшки Антония Господь исцелил вас».
В 1996 г. в собственность Чебоксарской епархии передали два строения – церковь и игуменский дом.
Игумен Феодосий:
– Вначале были постройки не такие основательные – стройматериала не было. Сейчас некоторые братские келлии мы перестраиваем, тем более что у нас один корпус сгорел –сейчас его разбирают.
Послушник Георгий:
– Мы находимся возле последнего строения, сейчас идет разборка, старому игуменскому корпусу более ста лет. На этом месте будет установлена точная копия этого здания. Здесь находились келлии братии.
Игумен Феодосий:
– Надо будет восстановить все – братские кельи, отдельную трапезную сейчас делаем, баню: обычные хозяйственные дела делаем. И, конечно, службы – это самое главное: как в монастырях и положено, все строится вокруг богослужений.
Богослужение в основном проводится в самом большом храме в честь святого Александра Невского, здесь находится и главная святыня обители.
Послушник Георгий:
– Сейчас мы с вами находимся возле образа Пресвятой Богородицы «Иверская». Эта икона к нам прибыла с Афона, ее привез наш настоятель игумен отец Феодосий с братией. Нашему батюшке показалось, что Богородица улыбается на иконе.
Другой храм посвящен святому Серафиму Саровскому.
Послушник Георгий:
– Прихожане задают такой вопрос: «Серафим Саровский почитаемый во всем мире святой, а храм такой маленький?» А ответ такой, что Серафим Саровский не во дворце жил, а в маленькой келье монаха, поэтому и храм такой маленький; хорошенький домашний храм.
Не знаю, напомнит ли вам это место Саровский лес, но храм – словно уютная тихая келья батюшки Серафима.
Послушник Георгий:
– Молимся так, как у себя дома в келье общей семьей. Получается такая семейная атмосфера – очень тепло.
Почувствовать глубину молитвы в этом месте могут все желающие. Посмотрите, какой уютный маленький домик; это кельи для монахов. Вся святая обитель напоминает небольшой деревянный городок, и если вы хотите здесь пожить, специально для вас есть паломнический корпус, а для самых аскетически настроенных пилигримов есть дом, где нет электричества: сидеть в Интернете постоянно точно не получится (да и, к слову сказать, здесь уж точно не до всемирной паутины, это подтвердят многие).
Игумен Феодосий:
– Приходят и местные жители, что недалеко от нас живут, и приезжают из Чебоксар те, кто любит уединение. Здесь у нас, в лесу, и обстановка соответствующая, и тишина, деревянный храм, где уютно себя чувствуешь молиться. Даже приезжают из соседней Марийской Республики, из Ульяновска, из Москвы, даже немцы приезжали– путешествовала пара пожилых немцев, они приехали к нам на машине, которую я никогда не видел, мы не знали языка, но жестами и их добрым расположением как-то пообщались; они остались довольны.
Люди приезжают, бывают иногда и целые экскурсии: детские воскресные школы для духовной беседы (задать вопросы на злобу дня священнику, как себя вести в той или иной ситуации).
Паломники могут окунуться в воды святого источника. Всего в монастыре два святых родника. Вот этот посвящен образу Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник», здесь можно не только окунуться в воду, но и набрать питьевой; 11-й год обитель возглавляет игумен Феодосий.
Игумен Феодосий:
– Смотрю, и мне все кажется, что я мало сделал. Но мы делаем то, что нам необходимо для монашеской жизни, для молитвы, и чтобы люди, которые к нам приходят, тоже чувствовали себя удобно, чтобы духовное утешение получили и от молитвы, и от общения с братьями. Люди приходят не просто так в храмы и обители – у всех в душе есть скорби, недоумения, жизненные вопросы, мы стараемся помогать им чем можем.
Отправляйтесь в местечко Каршлыхи – и зимой, и летом здесь удивительно красиво.
Автор и ведущая программы Надежда Калинина
Записала Елена Чурина
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Евангелие 29 апреля. Претерпевший же до конца спасется
Церковный календарь 29 апреля. Начало Страстной седмицы. Великий Понедельник. Мученицы Агапия, Ирина и Хиония
Читаем Апостол. 29 апреля 2024
День ангела. 29 апреля
Этот день в истории. 29 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!