По святым местам. Александро-Невский мужской монастырь в местечке Каршлыхи

1 декабря 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Александро-Невский мужской монастырь в местечке Каршлыхи был основан в начале XX века. Возникновение монастыря на этом месте было неслучайным. Чуваши-язычники сооружали там святилища, поэтому христианское население очень ходатайствовало, чтобы построили монастырь во укрепление православия. А 20 лет назад в Чувашии началось восстановление святой обители. 

Монастырь в селе Каршлыхи был основан в начале XX в. Возникновение его на этом месте было не совсем случайным: чуваши-язычники сооружали там святилища, поэтому христианское население ходатайствовало, чтобы построили монастырь во укрепление православия. А 20 лет назад в Чувашии началось восстановление святой обители.

«Почти все монастыри на Руси были устроены вдали от населенных мест и путей человеческих, они возникали в местах пустынных, дремучих, в глухих лесах и на болотах»: это строчки из издания 1903 г., посвященного Александро-Невскому монастырю в Чувашии.

Издревле у чувашей существовал обычай поклоняться богам, которые, согласно поверьям этого народа, обитали в лесах, и места их обитания под названием керемети были для людей священны.

Игумен Феодосий (Шитов), настоятель монастыря:

– Среди жителей местных деревень, которые находятся внизу (монастырь находится наверху, а деревни внизу), нашлись решившие дать бой язычеству (здесь совершалось поклонение керемети – божеству, которое обитает в деревьях). Люди, которые пришли к вере, пошли на эту гору, чтобы подвизаться, жили в землянках, которые внизу. Вы, когда пойдете, увидите эти места.

Георгий Киселев, послушник:

– Когда спускаешься к святому источнику, по левой стороне идет монастырская ограда, а по правой стороне мы увидим место землянок. На этом месте установлены крестики (их 3 или 4) первых насельников: еще до основания, до освящения монастыря здесь жили первые насельники – когда освятили монастырь, их причислили к братии монастыря. Землянки, видимо, были сделаны из каких-то веток, глины, земли. К сожалению, эти стены не сохранились. Как-то братья нашли что-то из кухонной утвари и определили, что здесь были землянки первых насельников.

Игумен Феодосий:

– Когда собралось большое множество народу, они поднялись сюда, на гору, построили деревянную часовню и потом обратились к Казанскому архиепископу (в то время наша епархия была еще Казанская), чтобы дали игумена.

Казанский владыка назначил сюда игумена отца Антония, а жители соседнего села пожертвовали монастырю старый молитвенный дом. Его перевезли и установили на горе, достроив купол, алтарь и паперть.

Игумен Феодосий:

– Здесь было до 50 человек братии. Начали строить монастырь. Первый храм был освящен в честь Александра Невского – жители пожертвовали молитвенный дом, с него все началось, и потом уже стали появляться и другие храмы. Здесь три храма – Александра Невского, преподобного Серафима Саровского и надвратный храм святителя Николая.

У надвратного храма паломников встречает проводник по монастырю.

Послушник Георгий:

– Несу послушание привратника, чтеца, братии помогаю – что попросят, но основное послушание – привратника. В миру это, получается, охранник.

– Мы находимся у ворот, расскажите, пожалуйста, о табличке, которую мы сейчас здесь видим.

Послушник Георгий:

– В монастыре с 1909–1910 гг. служил преподобномученик архимандрит Тихон (в миру Иосиф Петрович Бузов), расстрелянный и погребенный в общей могиле на полигоне Бутово под Москвой 9 декабря 1937 г.

Гонения советской власти на Русскую Церковь были таковы, что даже молча следовать ей было подвигом. После смерти патриарха Тихона в народе пошли  разговоры, что Святейший владыка был замучен большевиками. ОГПУ начало следственное дело и обвинило духовенство и монахов в антисоветской агитации. Отец Тихон на допросе виновным себя не признал, его осудили сначала на ссылку, потом на заключение в тюрьму, а после – на расстрел… Могли ли думать первые насельники монастыря о таком будущем?! Освящена обитель была в 1903 г., и насельники начали устраивать здесь свою жизнь.

Послушник Георгий:

– Избы были крыты соломенными крышами, в одной избе находился молельный домик.При первом настоятеле архимандрите Антонии построили первые три храма. Мы сейчас находимся в храме святого Николая Мирликийского, все храмы у нас восстановленные, этот освящен в 2005 г. Как мы можем видеть, храм совсем небольшой, на молитву может вместиться около 15–20 человек.

Главной целью монастыря тогда было миссионерство.

Игумен Феодосий:

– Игумен с братией организовали школы, где обучали детей грамоте и «Закону Божию», учили, как надо трудиться, ведь  местность сельская:  надо уметь все выращивать, ухаживать за скотиной. Людей этому всему обучали – и просвещали в христианской вере.

С установлением советской власти для монастыря настали тяжелые дни, уже в феврале 1918 г. были конфискованы земли, отобраны строения, рогатый скот, овцы, заготовленные дрова, сено и солома, а в марте 1919 г. монастырь лишился мельницы.

Игумен Феодосий:

– Храмы снесли, и вместо храмов были школы рабочей молодежи, столовые,потом здесь появился туберкулезный диспансер.

Настоятель монастыря игумен Антоний, несмотря на трудности, которые просто подкосили его, и на свою болезнь, продолжал служить. До середины 1920-х гг. жизнь в монастыре еще теплилась, в 1926 г. коллегия НКВД Чувашской Автономной Социалистической Советской Республики вынесла постановление о закрытии монастыря, а через два года почил и первый настоятель святой обители. В наши дни его останки перезахоронили на территории монастыря.

Послушник Георгий:

– При раскопках и перезахоронении присутствовала монахиня Надежда, я ее до этого не знал. Как-то днем звоночек, чтобы открыли обитель, пустили на могилку. Пришли на могилку, она рассказала историю об исцелении – у нее было защемление нерва, она ни стоять, ни сидеть, ни лежать спокойно не могла– были постоянные боли, а при захоронении нужны какие-то физические действия тяжелые. Проходит около двух дней, боли совершенно исчезли, только потом она обратила на это внимание, подходит к батюшке, спрашивает: «Как это произошло?» Он говорит: «По молитвам батюшки Антония Господь исцелил вас».

В 1996 г. в собственность Чебоксарской епархии передали два строения – церковь и игуменский дом.

Игумен Феодосий:

– Вначале были постройки не такие основательные – стройматериала не было. Сейчас некоторые братские келлии мы перестраиваем, тем более что у нас один корпус сгорел –сейчас его разбирают.

Послушник Георгий:

– Мы находимся возле последнего строения, сейчас идет разборка, старому игуменскому корпусу более ста лет. На этом месте будет установлена точная копия этого здания. Здесь находились келлии братии.

Игумен Феодосий:

– Надо будет восстановить все – братские кельи, отдельную трапезную сейчас делаем, баню: обычные хозяйственные дела делаем. И, конечно, службы – это самое главное: как в монастырях и положено, все строится вокруг богослужений.

Богослужение в основном проводится в самом большом храме в честь святого Александра Невского, здесь находится и главная святыня обители.

Послушник Георгий:

– Сейчас мы с вами находимся возле образа Пресвятой Богородицы «Иверская». Эта икона к нам прибыла с Афона, ее привез наш настоятель игумен отец Феодосий с братией. Нашему батюшке показалось, что Богородица улыбается на иконе.

Другой храм посвящен святому Серафиму Саровскому.

Послушник Георгий:

– Прихожане задают такой вопрос: «Серафим Саровский почитаемый во всем мире святой, а храм такой маленький?» А ответ такой, что Серафим Саровский не во дворце жил, а в маленькой келье монаха, поэтому и храм такой маленький; хорошенький домашний храм.

Не знаю, напомнит ли вам это место Саровский лес, но храм – словно уютная тихая келья батюшки Серафима.

Послушник Георгий:

– Молимся так, как у себя дома в келье общей семьей. Получается такая семейная атмосфера – очень тепло.

Почувствовать глубину молитвы в этом месте могут все желающие. Посмотрите, какой уютный маленький домик;  это кельи для монахов. Вся святая обитель напоминает небольшой деревянный городок, и если вы хотите здесь пожить, специально для вас есть паломнический корпус, а для самых аскетически настроенных пилигримов есть  дом, где нет электричества: сидеть в Интернете постоянно точно не получится (да и, к слову сказать, здесь уж точно не до всемирной паутины, это подтвердят многие).

Игумен Феодосий:

– Приходят и местные жители, что недалеко от нас живут, и приезжают из Чебоксар те, кто любит уединение. Здесь у нас, в лесу, и обстановка соответствующая, и тишина, деревянный храм, где уютно себя чувствуешь молиться. Даже приезжают из соседней Марийской Республики, из Ульяновска, из Москвы, даже немцы приезжали– путешествовала пара пожилых немцев, они приехали к нам на машине, которую я никогда не видел, мы не знали языка, но жестами и их добрым расположением как-то пообщались; они остались довольны.

Люди приезжают, бывают иногда и целые экскурсии: детские воскресные школы  для духовной беседы (задать вопросы на злобу дня священнику, как себя вести в той или иной ситуации).

Паломники могут окунуться в воды святого источника. Всего в монастыре два святых родника. Вот этот посвящен образу Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник», здесь можно не только окунуться в воду, но и набрать питьевой; 11-й год обитель возглавляет игумен Феодосий.

Игумен Феодосий:

– Смотрю, и мне все кажется, что я мало сделал. Но мы делаем то, что нам необходимо для монашеской жизни, для молитвы, и чтобы люди, которые к нам приходят, тоже чувствовали себя удобно, чтобы духовное утешение получили и от молитвы, и от общения с братьями. Люди приходят не просто так в храмы и обители – у всех в душе есть скорби, недоумения, жизненные вопросы, мы стараемся помогать им чем можем.

Отправляйтесь в местечко Каршлыхи – и зимой, и летом здесь удивительно красиво.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Вторник, 30 апреля: 16:05
  • Среда, 01 мая: 07:45
  • Пятница, 03 мая: 23:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать