Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Архимандрит Василий:
– Герман был подвижник, настоящий опытный монах, жил аскетической жизнью, и под его прошение Иван Грозный подписал указ об основании этого монастыря. Но, к сожалению, после этого Герман долго здесь не прожил – его позвали в Москву стать митрополитом Московским.
Еще не став митрополитом, святитель Герман призывал царя Ивана IV к покаянию и требовал отмены опричнины. Грозный царь прогнал святителя и, как считают некоторые историки, угодник Божий был убит опричниками, но дело его продолжало жить – в святой обители в Чебоксарах один за другим появлялись храмы. Долгое время с самого основания святой обители храмы здесь были деревянными, но в XVIII в. их начинают перестраивать уже в камне. Так, например, совсем недалеко от монастыря стояла приходская Вознесенская церковь. Некоторые историки считают, что в ней в младенчестве был крещен Василий Чапаев; так это или нет, сказать сложно, но известно доподлинно, что храмов в Чебоксарах было очень много.
Так много, что и в XVIII, и в XIX вв. именно силуэты храмов определяли облик города, но к началу Великой Отечественной войны в Чебоксарах были закрыты, переоборудованы или снесены все церкви... В память о том самом Вознесенском храме монастырь установил часовню-сень. Этот сквер построен трудами нынешнего наместника обители архимандрита Василия (Паскье).
Архимандрит Василий:
– Я пришел в готовый монастырь, даже грубый ремонт был уже сделан, а мне надо было просто поправлять какие-то вещи, которые не успели сделать, но основное – украшение.
Отец Василий родом из Западной Франции, он родился в глубоко верующей католической семье. Как же пришел в православие?
Архимандрит Василий:
– Объяснения нет. Воля Божия. У меня было желание давно принять православие, я родился в католической семье, мама была достаточно религиозная, нас воспитывали в молитве перед обедом, после обеда, вечерних молитвах.
Еще до принятия православия отец Василий служил в монастыре Иоанна Предтечи в пустыне в Иерусалиме и встречал много архиереев Русской Православной Церкви, в том числе и владыку Варнаву, главу Чебоксарской и Чувашской епархии. Архипастырь наставил иеродиакона Василия на путь истинный и помог принять твердое решение. Так батюшка стал сначала православным, а потом жителем Чувашии. Сейчас он помогает другим монахам найти путь ко Христу.
Архимандрит Василий:
– И привносить в этот монастырь именно монашеский характер; у меня в этом году 41 год монашеской жизни. Жил в Палестине, в Египте, видел разные монастыри, имел свое представление о монастырях и хотел, чтобы монастырь был монастырем, ведь мы здесь в центре города (это очень неприятно), и надо укрепить монашеский дух каждого брата, чтобы не сбежали, не впали в уныние. Мне самому иногда это тяжело, особенно когда большие праздники, когда люди идут на пляж (около стен монастыря настоящий пляж). Действительно, мы живем как в осаде, а в осаде должен быть только крепкий монах.
В святой обители пребывает редчайший памятник церковного искусства XVI в.: чебоксарский резной образ Николы Можайского. Существовало предание, что этот образ первоначально находился в девичьем Никольском монастыре и после его упразднения был передан в Свято-Троицкую обитель.
Архимандрит Василий:
– В женском монастыре, может быть, этот образ был где-то над воротами, потому что в древнем кремле Чебоксар на воротах был святитель Николай, но сведений мало, это предположение.
В прошлых веках к этому образу приходили для решения судебных вопросов. Боясь гнева святителя, люди не могли сказать неправду перед его святым образом, поэтому виновные всегда признавались в содеянном, а тот, кто был прав, безо всяких волокит получал что ему положено.
Архимандрит Василий:
– В советский период, когда забрали наш образ (он был в подвале какого-то музея в Москве), жители говорили, что Николай в темнице. Образ вернулся в 1996 г., когда Святейший Алексий II приезжал в Чебоксары.
Сейчас в святой обители сделана точная резная копия святыни. Ее автор художник Сергей Кадикин крестился во взрослом возрасте и работал трудником в монастыре.
Галина Кадикина-Вернер, художник-моменталист, дочь художника С. Кадикина:
– Это наша последняя совместная работа с Сергеем Николаевичем Кадикиным; делали мы ее в январе 2011 г., а в апреле его не стало. Он здесь трудничал, столярничал, делал киоты (наверное, 2000 досок и киотов в год), и резная скульптура – его отдушина. Он мыслил в трехмерном объеме в православном искусстве и искал эти образы. Мы вместе ездили в Новгород и в Переславль. Эту работу расписали за 10 дней: папа все подготовил, и мы вдвоем сделали. Естественно, все краски закончились сразу – я не ожидала, что это такой объем: он же круглый, на несколько слоев краски надо было все покрыть…
А если паломникам или туристам удастся пройти в монастырь через северные ворота, то вы практически повторите путь Екатерины II. В 1767 г. императрица путешествовала из Твери в Симбирск по Волге и почтила своим визитом Свято-Троицкий монастырь. И святая обитель, и сам город произвели на нее хорошее впечатление: об этом мы можем судить по письмам государыни. Сегодняшним гостям города монастырь, стоящий на берегу Чебоксарского залива, открывается во всей своей красоте. Но это в наши дни, а побывай вы в Чебоксарах в начале 1990-х гг., с трудом бы узнали в разрушенных зданиях нынешний монастырь.
Митрополит Савватий, Чебоксарский и Чувашский:
– Очень интересные времена... Мне было без малого 25 лет, когда меня назначили наместником Свято-Троицкого мужского монастыря. Сейчас смотрю с высоты своего возраста: что 25-летний мог? Тогда, может быть, время предписывало раньше взрослеть. Будучи в своем возрасте, я бы начал думать, как я буду его восстанавливать: я основ строительства практически не знал, если не считать того, что помогал родителям при строительстве дома. Что я буду восстанавливать? Каким образом? Но, видимо, такой молодежный задор, и с Божией помощью все сложилось так, что после того как меня утвердили наместником, у нас в монастыре сразу же появились первые насельники. Только получил указ, и тут приходят два молодых человека: «Батюшка, мы пришли благословиться, мы идем в Псково-Печерский монастырь пешком, там спасаться». Я говорю: «Ребята, а вы знаете, что это очень далеко?». – «Да, знаем, мы сначала хотели в Иерусалим пешком пойти (сразу видно – неофиты), но решили идти в Псково-Печерский монастырь». Я говорю: «Ребята, у нас здесь монастырь открывается, я наместник этого монастыря. Зачем вам уходить в Псково-Печерский монастырь? Давайте мы вместе с вами начнем восстанавливать этот монастырь…»
Тогда здесь был пригоден для жизни только один старинный игуменский корпус.
Митрополит Савватий:
– Я съездил домой, привез матрасы, подушки, что-то еще… Переночевали первую ночь, принялись восстанавливать монастырь. Начали с порослей вокруг молодого клена, я ребятам раздал топоры, смотрю, и отец Феодосий, и отец Мануил (тогда Максим с Антоном) даже в руках топоры не держали никогда и не знают, как рубить. Начали потихонечку, все пошло, потом и люди начали приходить, помогать.
Возвращаясь к Чебоксарскому заливу, скажем, что сейчас это одно из красивейших мест столицы Чувашии. Тогда же в некоторых местах здесь были кучи песка и гравия.
Митрополит Савватий:
– Помню, и бабушки, и молодые люди, и девушки карабкались по этим горам, шли с остановкой, чтобы помогать. Приходили, переодевались в рабочую одежду… Мы нашли на первое время повара, начали готовить и приводить в порядок территорию, и как-то все само собой потихонечку пошло.
Летом 1996 г. подняли первый колокол в 59 пудов на вновь отстроенную колокольню. В том же году при посещении Чебоксарской Чувашской епархии в монастырь приехал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Его Святейшество молился в Троицком соборе и возвел наместника обители в сан архимандрита.
Митрополит Савватий:
– Свято-Троицкий монастырь занял свое достойное место. Это не потому, что это мое детище, этот монастырь своего рода жемчужина нашего Чувашского края – там находится святыня, живет достойная братия, и слава Богу, что нашелся и достойный преемник в лице отца Василия.
У этого монастыря есть два подворья, где тоже трудится братия, у них свои прихожане, которые не забыли монастырь, некоторые из них ходят с 1993 или с 1994 года по сей день. Когда я приезжаю в монастырь, конечно, стараюсь приложиться и к иконе Божией Матери «Иверская»; и обязательно – к святителю Николаю Чудотворцу.
Приезжайте и вы в монастырь помолиться у святынь и узнать историю одного из старейших уголков православия на земле Чувашии.
Автор и ведущая программы Надежда Калинина
Записала Елена Чурина
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Евангелие 29 апреля. Претерпевший же до конца спасется
Церковный календарь 29 апреля. Начало Страстной седмицы. Великий Понедельник. Мученицы Агапия, Ирина и Хиония
Читаем Апостол. 29 апреля 2024
День ангела. 29 апреля
Этот день в истории. 29 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!