Читаем Добротолюбие. «Убийственность похвалы». Священник Константин Корепанов

5 февраля 2024 г.

Мы продолжаем читать наставления преподобных отцов Варсонофия и Иоанна.

19-й абзац:

Когда слышишь похвалу себе, поминай слово Писания: «людие мои, блажащии вас льстят вы, и стези ног ваших возмущают» (Ис. 3, 12). Такое ублажение не допускает нам видеть гнусность дел наших: оно, думается, вредит и достигшим в меру (духовного преуспеяния), и отлучает от веры в Бога, Который говорит: «како можете веровати, славу друг от друга приемлюще» (Ин. 5, 44)? Тот, кто принимает смирение Апостола, изберет скорее «буйство, да мудр будет» в последствии (1Кор. 3, 18). Кто же показывает себя разумным, а не паче духовным, тот, удивляюсь, если избежит осуждения, назначенного за кичливость.

Таков итог похвалы. Можно говорить об убийственности похвалы. Исходя из этих слов преподобного Варсонофия или исходя из общего мнения святых отцов – похвала, безусловно, плоха для всех.

Я как педагог, как человек, который много лет жизни провел с детьми, а также как отец склонен думать, что похвала может быть полезна в отношении детей; по крайней мере, я жить иначе не умею. И в отношениях с детьми я понимаю ту, по крайней мере, тактически созидательную роль, которую имеет похвала в жизни ребенка. Ему нужно одобрение взрослого; и нужна его поддержка.

Но даже при этих мыслях я склонен думать, что похвала не бывает безусловно полезна даже тогда. Она тактически полезна, она сегодня, сейчас полезна, но не безусловно. Есть определенные условия, при которых похвала может быть неполезной, будет вредна. Чрезмерная похвала губительна даже для ребенка. Есть определенные условия и условности, которые надо учитывать и в любой педагогической ситуации в работе с ребенком. Определенный вредный эффект, вредоносность похвалы нужно учитывать и в педагогической деятельности.

Но по отношению к взрослому человеку, состоявшемуся, похвала вредна. Это общее мнение святых отцов. И любой, кто прошел немного с Церковью, со Христом более или менее протяженный участок своей жизни, знает это из собственного опыта, ему уже не надо говорить о том, насколько похвала вредна.

Это вовсе не значит, как часто делают совершенно нелогичные и парадоксальные выводы, что человека надо постоянно ругать. Если мы его не хвалим, это вовсе не значит, что альтернативой будет постоянная ругань. Это вовсе не значит, что мы не должны человека поддерживать и ободрять его деятельность тем или иным способом. Речь идет только о похвале.

Даже Христос, Человек, не имеющий в Себе греха, неуязвимый для греха, сознательно избегал похвалы. На мой взгляд, для любого верующего человека это наиболее полное, наиболее значительное, наиболее солидное свидетельство того, что похвала, безусловно, вредна, если даже Христос ее избегал.

И здесь преподобный Варсонофий Великий приводит две причины, по которым человек должен сознательно избегать похвалы.

Первую он приводит, ссылаясь на пророка Исайю: люди, которые вас ублажают, вам льстят; а раз они вам льстят, они возмущают ваш путь, то есть делают ваш путь неровным, трудным, труднопроходимым, постоянно обрывающимся какими-то ямами, провалами, траншеями. Ровный путь ко Христу кончается, и все становится нехорошо, плохо, потому что лесть приводит всегда к тому, что путь становится неровным.

Почему похвала есть лесть? Во-первых, когда человек делает что-то хорошо, то делает не он, а благодать, которая с ним, которая в нем. Так, например, воспринимал свое служение апостол Павел: это не я потрудился, а благодать, которая со мной, и хвалу нужно воздавать Богу. Или евангелист приводит слова Христа: без Меня не можете творить ничего (Ин. 15, 5). И если мы сделали что-то доброе, по-настоящему созидающее нас или других людей, то это, несомненно, есть действие благодати Божьей. А хвалят меня.

Если апостол Павел говорит: хвалящийся хвались Господом (2 Кор. 10, 17), – то я как раз хвалюсь собой; и меня хвалят. Не Бога, Который помог мне это сделать, не благодать Его, благодаря которой я смог что-то преодолеть, чего-то достичь, что-то сделать, помолиться или еще что-то, а меня хвалят. Не Бога, а меня. Получается, что они сами приписывают всю заслугу этого дела не Богу, а мне. Конечно, несознательно, но они внушают мне мысль: «Смотри, ты это сделал!» Но это же лесть.

Вот ребенок только что с папой построил хороший замок из песка. К нему приходят и говорят: «Какой ты молодец! Какой ты замок построил! Какой ты великий архитектор!» Они же ему льстят, никакой он не великий архитектор. Понятно, что для ребенка это не так вредно, как для взрослого человека, но суть-то точно такая же: хвалящий меня внушает мне мысль, что я сделал это сам.

Я, конечно, могу среагировать на это как-то мудро, правильно, осторожно, понимая, что мне льстят, называю эту похвалу точным именем – лесть, я могу это понимать. Речь-то идет о том, почему эта похвала называется лестью. Люди сознательно или несознательно, вольно или невольно вводят меня в заблуждение. Они говорят: «Нет, ты это сделал сам, поэтому мы тебя хвалим!» Хотя на самом деле это не я сделал, это благодать, которая со мной. Это объективный фактор любого положительного действия человека, уж тем более верующего человека. Поэтому это лесть.

Во-вторых, это лесть, потому что на самом деле я грешник. Я грешник, любой другой человек, которого хвалят, – грешник. Это объективная данность. Он не когда-то был грешником (хотя и это тоже важно), он сейчас грешник. Поэтому, говоря грешнику, что он не грешник, а человек, совершающий нечто достойное и великое, другие ему льстят. Они вынуждают его забыть о том, что он всего лишь кающийся грешник, нуждающийся в милосердии Бога и ищущий этого милосердия, и зовущий, и плачущий.

Как мы говорим в 50-м псалме: грех мой предо мною есть выну (Пс. 50, 5). То есть меня сейчас обманывают, мне говорят, что я не грешник, а человек, совершающий нечто, достойное похвалы. Они уводят меня от того сознания нищеты духовной, от сознания плача, в котором я должен пребывать, от сознания того, что мы рабы, ничего не стоящие. Даже если мы сделаем совершенно все и безукоризненно, как надо, то и тогда Христос говорит нам: «Думайте так: мы рабы, ничего не стоящие; что велено было, то и сделали (см. Лк. 17, 10)». Даже тогда мы не можем хвалиться, мы всего лишь исполнили то, что должны были. Мы же не хвалим человека за то, что он сделал то, что должен. Мы можем одобрить его дело, но похвалы он не заслуживает.

Христос в другой притче тоже говорит, что если возвращается хозяин дома из какого-то путешествия и раб (или слуга) омывает ему ноги, снимая с него сапоги, то он делает то, что должно, он не получит за это похвалы, он исполняет свою прямую обязанность. Такие постоянные евангельские свидетельства должны укоренить нашу мысль в том, что ничего особенного мы не сделали. Но даже если бы сделали всё, даже если буквально ни в чем не согрешили, то и тогда мы не заслуживаем похвалы. Как слуга, исполняющий свою работу, никто не хвалит постоянно слугу за его работу. Есть другие средства поддержки, поощрения, утешения человека, но собственно похвалы никто не получит.

А мы далеко не всё исполняем из того, что нужно сделать. Поэтому нас обманывают, нам льстят. Нам говорят, что мы сделали что-то из ряда вон выходящее, а мы не сделали даже того, что должны.

Например, нам поручили вымыть пол в солдатской казарме. Вот мы вымыли только половину положенного, а вторая половина осталась грязной, да и первую половину вымыли, но вытереть насухо не успели. И приходит проверяющий, говорит: «Как здорово! Какие молодцы! Просто молодцы! Такими людьми должна гордиться армия, страна, народ!» Мне же должно быть стыдно. Это же насмешка, издевательство. А он всерьез говорит: «Нет, надо приставить Вас к награде. Надо Вас наградить. Вы сделали великое дело!» Это же безумие какое-то. Я же ничего не сделал. А то, что сделал, сделал плохо, а положенного не сделал.

Примерно то же самое похвала людей, которая обрушивается на нас, когда мы в какой-то момент времени что-то сделали хорошо. Зачем нас хвалить? На самом деле нам льстят, потому что мы очень многого не сделали даже в этот момент времени из того, что должны были сделать, а то, что сделали, сделали некачественно. Поэтому люди, говорящие нам сегодня за это дело похвалу, нам льстят. Никто не хочет быть человеком, которого окружают льстецы. Но почему-то когда мы лесть называем похвалой, мы вполне готовы ее воспринимать, хотя суть точно такая же.

Второй отрывок приводит преподобный Варсонофий Великий, показывая, что мы не должны вестись на похвалу и что похвала совершенно неприемлемое для христианина дело, он приводит цитату из пятой главы Евангелия от Иоанна: как вы можете веровать, если друг от друга принимаете славу, принимаете похвалу? Если вам нравится, когда вас хвалят, когда вы хвалите друг друга буквально по классике басни («кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку»), какая у вас может быть вера? Вы не можете верить, потому что с точки зрения Иисуса Христа представляется, что вера и похвала есть вещи несообразные, несовместимые, не могущие находиться в одном флаконе, в одной жизни, в одном роде деятельности, в одном человеке. Если вы живете похвалой, сами хвалите и сами радуетесь похвале, то веры у вас нет. Это не свидетельство святого отца, это не свидетельство какого-нибудь уважаемого старца, так говорит Христос.

Похвала буквально лишает нас веры, похвала убивает в нас веру. И дело в первую очередь в том, что человек, который принимает похвалу, радуется похвале, ценит во всех проявлениях похвалу, перестает считать себя ничтожным человеком. Вольно или невольно, сразу или через какое-то время, но в человеке всегда появляется мысль о том, что вовсе не такой уж он и плохой, не такой ничтожный и ненужный. У него вырастает сначала самомнение, а потом на этой почве вырастает гордость.

Подождите, но мы именно с этим и должны бороться. Вся духовная жизнь, вся аскетика направлена на то, чтобы побороть в себе самомнение, вырвать из себя корень богопротивления, ибо самомнение, или самоволие, или самолюбие, любые самостные производные от гордыни – все они есть то, что нас губит, есть то, что предало нас смерти еще в раю и продолжает нас губить и отравлять нашу жизнь. Именно с этим мы и должны бороться. Похвала внушает нам мысль о том, что мы на самом деле сами что-то можем. Мы начинаем ее принимать. И в результате получается, что мы теряем веру, потому что принятие похвалы как возрастание в самомнении противоположно вере как возрастание в смирении и любви.

Поскольку мы говорим об обыкновенных людях, простых людях, для них похвала большей частью – дозированная вещь. Большая часть людей слышит похвалу не так часто. Понятно, что есть категории людей, которые получают эту похвалу через передоз, в таком диком количестве, что это их сразу отравляет и убивает. Душа навсегда может стать мертвой от такого огромного количества похвалы. Это могут быть какие-то талантливые люди, выступающие на сцене, которые действительно в разных случаях могут столько получить похвалы, что после этого не смогут оправиться.

А большинство людей в таком количестве похвалу не получают; в общем-то, получают ее, слава Богу, не очень много. Поэтому после каждой дозы полученной похвалы происходят какие-то вмешательства Божественные, все как-то устраивается, и человек на самом деле не может прочувствовать, насколько похвала для него вредна, насколько она противоположна вере.

Нас сегодня похвалили – вера начала умирать. Но нас только сегодня похвалили, а завтра нет; и послезавтра нет. Скорее, наоборот, послезавтра отругают, а через три дня так отматерят, что забудешь все на свете, и все станет нормально. Обстоятельства жизни быстро поставят нас на место. Поэтому мы не можем, слава Богу, постичь, как похвала убивает веру.

Если нас оставить на постоянной дозировке похвалы, регулярно нам вливаемой в виде инъекции, мы увидим, как наша вера постепенно засыхает, умирает, а вместо нее прорастает мнение о себе: «Я! Я не такой! Я лучше! Я что-то могу! Я что-то умею! Кто такой Бог? Зачем Он нужен? Я сам могу все это сделать». Если бы мы были оставлены Богом, то мы бы воочию убедились в этом. Но, слава Богу, Бог нас не оставляет.

В трапезной Нило-Столобенской пустыни я увидел цитату схиархимандрита Софрония Сахарова (очень хорошее место, чтобы писать такие слова): «Если хочешь кого-нибудь погубить, похвали его за добродетель». Совершенно трезвое умозаключение. Мы не можем запретить людям себя хвалить (мы про это сейчас скажем). Но есть вещи другие: мы хотя бы как христиане не должны хвалить других, мы таким образом делаем им плохо.

Но что же делать, если нас все-таки хвалят? Первое: нужно стараться принимать эту похвалу молча, то есть не спорить, не прекословить, не ругаться с человеком, что он не понимает всех христианских правил, что он сейчас мне нанес ужасную рану, что он меня сейчас погубил, что я из-за него буду страдать. Этого всего делать не надо, потому что это правда, но в контексте ситуации это раздувает тщеславие. Да, он не будет поврежден похвалой прямо, но он ею уже поврежден косвенно, он весь воспламенился тем, как он не любит похвалы. Он очень гордится собой и в любом случае питает свое тщеславие и самолюбие, хотя и таким косвенным способом.

Второе: понимать трезво, что тебе сейчас сделали плохо, и не радоваться. Мы же радуемся, когда нам делают хорошо. А когда понимаем, что нам сделали плохо, что тут радоваться? Когда нас похвалили, надо понимать, что нам сделали плохо. Печально. Спасибо, конечно, но будем трезво к этому относиться.

Это внутренняя установка на то, чтобы не радоваться, внутреннее трезвое понимание, что мне сейчас свинью подложили, что мне сейчас что-то будет за это. Может, и ничего не будет, но сама по себе трезвая оценка помогает снивелировать радость от похвалы и не приведет к тем отрицательным последствиям, к которым могла бы привести, если бы мы эту похвалу просто так проглотили.

Третье, что необходимо: сознавать, знать, понимать, что после этого действительно будет какая-то неприятность. Либо это будет скорбь, чтобы я озаботился чем-то важным и почувствовал, как я немощен и слаб, или падение, которое напомнит мне о том, кто я на самом деле. Но главное – этого нужно ждать. Еще раз повторю: этого может и не быть, но этого нужно ждать и понимать, что это надо принять, потому что это противоядие против похвалы, противоядие от того токсина, который вливает в меня похвала, надмевая мое самомнение, раздувая мое самомнение. Поэтому я должен быть готов к каким-то скорбям и падениям и не удивляться, когда они происходят: «Благодарю Тебя, Господи, благо мне, яко смирил мя еси (Пс. 118, 71)».

И последнее, четвертое, и это самая действенная вещь. Действительно, я знаю людей, которым это помогает на протяжении какого-то продолжительного времени (не всегда, не вечно, не бесконечно) иметь возможность не уязвляться похвалой. Это память о своих грехах. Каждый свои грехи знает. Конечно, это не нарушенные посты, а действительно что-то когда-то сделанное очень болезненное, стыдное. И вот память об этом своем омерзительном падении, омерзительных грехах очень сильно отрезвляет от любой похвалы.

Сказали, что ты «великий и могучий», вспомни, какой ты на самом деле «великий и могучий», и похвала как с гуся вода. Она не оставила никакого следа. Это очень ценное лекарство, но работает только тогда, когда есть что вспомнить.

Записала Инна Корепанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать