Благая часть. 31 марта 2024

31 марта 2024 г.

– Мы входим в третью седмицу Великого поста. И сегодняшнее воскресенье именуется Неделей Григория Паламы. Мы вспоминаем этого удивительного святого, который смог сформулировать учение Церкви о Нетварном свете.

Когда речь заходит о возможности примирения между западным и восточным христианством, то часто кажется, что достаточно утрясти какую-то догматику, договориться о словах: не так сформулировали, не так поняли, не так выразили – и на этом столько копий сломали и разошлись в разные стороны... Но в этой истории мы видим сущностное, глубинное противоречие, невозможность привести к общему знаменателю наш духовный опыт.

Варлаам Калабрийский приехал на Афон для того, чтобы изучить опыт молитвенного общения с Богом афонитов. И когда он услышал, увидел опыт исихастов, то есть тех, кто в тишине сердца, вдали от мира в отшельничестве достигал высших духовных состояний созерцания, зрения Божественных вещей, он это поднял на смех и начал пропагандировать, что афониты в прелести.

В защиту восточного духовного опыта, того, о чем учит наша Церковь, выступил Григорий Палама. Бог может быть познаваем в Своих энергиях, мы можем жить не в сущностном общении с Богом, а благодаря энергии благодати, обожение достижимо (то, что по замыслу Божьему является смыслом и целью жизни человека). И сотворим человека по образу нашему и по подобию (Быт. 1, 26), – сказал Господь на Тройческом Совете. И сотворил Бог человека по образу Своему (Быт. 1, 27) для того, чтобы человек вырос в подобие, уподобился Богу. В этом смысл и цель жизни человека – уподобиться Богу, то есть приобрести Божественные свойства, но в меру того, насколько человек облагодатствован, пропитан Божественными энергиями.

Но Варлаам (как это часто бывает, когда око кривое) сосредоточился на внешнем – на технике, методах. Его представления о духовной жизни были извращены. В этом и есть принципиальное отличие духовного опыта восточных и западных христиан – он диаметрально противоположен. И догматику – разговор о законах, правилах жизни, о понятиях – можно привести к какому-то согласию, но это не даст единства, потому что разный дух, который определяет жизнь Церкви.

Они живут другим духом. Нарушив представление о Боге, о взаимодействии Лиц Святой Троицы, западные христиане допустили то, что Господь в Евангелии называет хулой на Святого Духа. По вероучению западных христиан-католиков, Святой Дух как бы потерял Свои ипостасные свойства. Его личностное свойство в том, что Он исходит от Отца. Но искажение духовной жизни привело к неправильным ориентирам. Учение, что Святой Дух исходит и от Сына, умаляет Третью Ипостась Святой Троицы и возводит хулу на Святого Духа.

А дальше уже все ниспало, как с горы. Тот духовный молитвенный опыт, который почитается западными христианами как идеал, на который они равняются, с точки зрения восточных христиан, является жутчайшей прелестью, духовным повреждением, заблуждением, уходом в лесть в превосходной степени.

В этом – фундаментальные отличия. Об этом был спор святителя Григория Паламы с Варлаамом, в котором Варлаам был наголову разбит, потому что умом и словами святителя Григория руководил Дух Святой. И свое учение о том, что такой же человек, как и мы, из плоти и крови, в жизни имеет возможность настолько приблизиться к Богу, что может иметь благодатное переживание Нетварного света, быть в созерцании Бога, Григорий сформулировал благодаря этим нападкам. Это многолетнее учение от начала существования Церкви о том, как человек достигает высших (насколько это возможно) степеней молитвы и духовной жизни.

А мы с вами живем в удивительное время, когда в народе пробуждается жажда молитвы. И это в обычных мирянах, а не в монашествующих, которые как бы профессиональные делатели молитвы. Доступны книги, беседы, возникает такой запрос, люди хотят учиться молиться. Они ищут молитвенников, духовников, которые могут им что-то подсказать, как-то направить. И это жизненно важное для Церкви желание – жажда общения с Богом.

Молитвами святителя Григория Паламы пусть Господь пробуждает молитвенную жажду в православных христианах, ищущие пусть находят духовников, которые их направят на этот путь. И те труды, которые написаны, в частности, святителем Григорием Паламой, пусть будут нам в помощь.

Помогай нам всем Господь!

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 02 мая: 14:00
  • Четверг, 02 мая: 21:55
  • Пятница, 03 мая: 07:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать