Благая часть. 18 апреля 2024

18 апреля 2024 г.

Периодически встречаются люди, у которых сложились определенные претензии к Богу, к Церкви. И когда начинаешь разбираться, то оказывается, что причина в неоправданных ожиданиях. То есть у человека в голове есть представление о том, как должно быть. Как должно быть в храме, в Церкви, как должно быть у Бога.

Человек встречается с какой-нибудь свечницей, сотрудницей, что-то пошло не так, и у него разочарование. Как Владимир Семенович пел: «И в церкви все не так…» Иногда бывает хуже. Человек слышит слово какого-нибудь священника и думает: если так человек говорит от Бога, то мне такой Бог не нужен.

У Аввы Дорофея есть удивительная беседа – называется «О самоукорении». Как бы нам всем ее до сердца довести... Потому что наша главная беда – наше кривое око, которое на все криво смотрит. Мы судим с собственной колокольни, даже с собственной болотной кочки. Мы дальше своего носа чаще не видим, а пытаемся рассуждать о вселенских вещах, исторических, о Боге. Как Он должен Себя вести, как не должен. Если бы мы научились укорять себя...

Основные беды человеческих разочарований, расставаний из-за того, что человек все время находится в претензии. Ему все время все должны. Должны так, как ему хочется, как ему удобно. И когда что-то не так, у него конфликт, ссора и расставание. В том числе расставание с Богом.

Недавно читали историю из Книги Бытия, когда Ной насадил виноградник, собрал урожай, сделал вино, перепил и уснул в непотребном виде. Его сын, когда увидел отца в таком виде, насмеялся над ним и пошел рассказывать об этом. Мол, посмотрите, что с отцом случилось. То есть он увидел отца своим кривым оком. Чистому все чисто, а у нечистого искажено зрение. Сына, кстати, звали Хам. Братья, услышав всё, взяли покрывало и спиной, чтобы не дай Бог не видеть наготу отца, подошли и накрыли его. Когда Ной проснулся и узнал, что случилось, он проклял Хама. И все потомки Хама живут с этим проклятием.

В нашей жизни появился такой грех, как хамство, когда человек пытается своим умом что-то оценить, превознестись, каким-то образом посмеяться над тем, кто его старше. Будь то родители, руководители, церковноначалие или Сам Господь. Но «чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» Нам за других в аду не гореть, а им за нас райские цветы не нюхать.

Принцип духовной жизни – самоукорение. Очень важно на себя оборотиться: а ты-то как? Что тебе до того, что кто-то что-то сказал, не так себя повел? Ты над собой работай, если внутри тебя появились обида, недовольство, раздражение, претензии, противление. В той же главе преподобный Дорофей говорит, что глупо обвинять других в собственном раздражении. «Я раздражился, ты меня разозлил». Но это же в тебе бес бурлит. Он же твою душу мутит. Это то же самое, как пес бросается на брошенный в него камень, вместо того чтобы броситься на того, кто его кинул.

И Господь иногда использует инструменты, чтобы нас обличить, подсказать нам болевые точки, которые нам нужно прорабатывать. Использует людей, которые нас испытывают, но этими людьми управляет Господь. Человек, входя в храм, должен приготовить свою душу к испытанию. Ты же пришел в число воинов. А там тебя встречает старушка не очень ласково. И всё: где красная дорожка, где поклоны? Я же вас пришел облагодетельствовать... Но если у тебя нет готовности что-то претерпеть ради собственного спасения, ты ни на что не годен.

Господь нам дает иногда болезненные проживания собственной нечистоты и гнилости, чтобы это из души искоренить. Чтобы мы на себя оборотились и начали потихонечку, неспешно работать над собой. Помогай нам всем Господь!

                                              Записала Анна Родионова

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 01 мая: 21:55
  • Четверг, 02 мая: 14:00
  • Четверг, 02 мая: 21:55

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать