Беседы с батюшкой. Жизнь, удаляющая от Бога. Протоиерей Максим Плетнев. 7 июля 2023

7 июля 2023 г.

В гостях протоиерей Максим Плетнев, руководитель Координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии.

– Тема сегодняшней передачи: жизнь, удаляющая от Бога. Мы знаем массу примеров такой жизни. Я, например, жил такой жизнью, она уводила от Господа, и я даже не думал о том, чтобы как-то обратиться к Нему. Я думаю, и многие наши телезрители воцерковились не с самого младенчества… Тем не менее если есть жизнь, уводящая от Господа, то должна быть жизнь, приводящая к Нему. Когда мы живем так, что уходим от Господа, мы не очень это понимаем. Мы начинаем это понимать, когда вдруг начинаются беды, какое-то нестроение. Мы тогда ищем какой-то другой радости, может, и получаем ее. Как соединить жизнь, уводящую от Господа, с посылом, который приведет нас к тому, чтобы мы наконец пошли в сторону Господа?

– Я бы обратил здесь внимание на такое произведение, памятник христианской письменности, как Дидахе, или «Учение двенадцати апостолов». Это знаменитый текст. Он не является Священным Писанием, но это текст мужей апостольских, то есть следующего поколения после апостолов, учеников апостолов. Этот текст как раз и начинается с того, что есть два пути: путь жизни и путь смерти. Мы можем сказать, что путь, уводящий от Господа, – это путь смерти. Дальше достаточно простым языком описаны эти пути: что это за пути, куда они ведут и как выглядят.

Путь смерти – это путь греха, умножение греха, страсти. Бывают разные греховные страсти: сребролюбие, блудная страсть, страсть винопития и другие пороки. Человек в это погружается. Иногда это происходит не сразу, а даже чаще всего постепенно, и человек постепенно приходит к каким-то печальным результатам, когда уже вдруг замечает, что с ним происходит что-то не то. Это один путь, и в этом тексте четко обозначено, что это смерть. Смерть не в смысле смерти тела. Мы все умрем. Мы все в каком-то смысле идем к этой точке, к этому результату: умирание тела, переход в другое состояние, в вечную жизнь. А здесь имеется в виду смерть духовная, и она страшнее физической смерти.

А другой путь, который тоже описан,  это путь церковной жизни. Этот текст как раз тем и интересен, что он описывает эту церковную жизнь первых христиан. Это, конечно, и таинство Крещения, литургическая жизнь, то есть таинство Причастия, исповедь, а также добрые дела, дела милосердия, любовь к Богу, которая проявляется любовью к ближним. Два пути нам обозначены чуть ли не 2000 лет назад. Это как раз то, что остается постоянным. Эти два направления существуют и постоянно указывают, как же человеку следует выстраивать свою жизнь.

Другое дело, что в наше время вопрос религиозности часто далек от человека. Даже суждение о том, нужна религия или не нужна, порой даже и не возникает в сердце человека. Он эти вопросы в своей жизни не замечает. Даже есть православный христианский телеканал в нашей стране, и не один. Но тем не менее множество людей живут вне этого, они даже об этом не задумываются.

Есть люди, которые вообще заявляют, что они атеисты, неверующие, агностики. Соответственно, они верят в то, что жизнь конечна: человек умирает, и на этом все заканчивается. Они полностью зациклены на жизни мирской, земной, жизни видимого мира. Говорил премудрый Соломон: всё суета и томление духа. В этом большая часть людей и пребывает.

– Вопрос телезрительницы из Гомеля: «Святые отцы говорят, что смерть есть благо, что она избавляет от страстей и страданий. Но некоторые считают, что смерть есть зло и скорбь. Так ли это?»

– Тут бы надо разобраться, что за святые отцы. Есть такая проблема, что часто под одним термином имеются в виду два разных понятия. Когда мы говорим о смерти и когда заводится разговор о смерти в богословском формате, то мы говорим, что смерть – это два явления: смерть физическая (смерть тела, умирание тела, разлучение души с телом) и смерть духовная, которая есть не уничтожение души, а вечные муки. Человек не аннигилируется, не исчезает, а имеет особую природу, и наша природа по благодати бессмертна. Человек, идущий путем смерти, о котором мы говорили, приходит к печальному результату и идет в ад.

А та смерть, которая ограничивает грех, подразумевает смерть тела. Апостол Павел говорил, что он ожидает ее как встречу со Христом. Мы можем и на нашем личном опыте сказать, что порой христиане к смерти относятся очень спокойно. Мы, пастыри, иногда встречаем в своей пастырской практике и в описании жизни других людей то, что человек спокойно готовится к смерти. Более того, многие люди – праведные, не прославленные в лике святых, но праведной жизни – прямо и знают, когда умрут. Бывает, что они и всех родственников позовут, со всеми попрощаются. Это выглядит настолько светло!

Но бывает и по-другому. Смерть – это всегда трагедия. Все равно Господь не задумывал смерти. Это не первоначальный Промысл о человеке. Смерть – это последствие грехопадения человека. Поэтому в этом есть и трагедия, и боль, но это может восприниматься и как некоторое светлое чудо. Когда хоронили некоторых святых наших дней, еще не прославленных, например, Псково-Печерских старцев, некоторые участники похорон, отпевания и всего дальнейшего обряда прямо свидетельствуют о каком-то особом благодатном действии в их жизни.

У меня есть хороший знакомый, можно сказать, мой друг, который уже годы был верующим, православным, но его духовная жизнь как-то затихла: было какое-то привыкание, странное состояние. И вот в Псково-Печерском монастыре умирает старец Адриан. Мой друг поехал на его похороны. Ему даже довелось понести гроб. Он изменился! У него произошло духовное возрождение! После этого его жизнь изменилась. Он моего возраста, мы с ним одногодки, а он сейчас поступил в семинарию. Он уже один год отучился после этого. Он вошел в алтарь, стал псаломщиком. Это была прямо разительная перемена. А он просто был рядом с этим переходом праведного человека из жизни земной в жизнь вечную. Вот такие примеры нам показывают, что смерть иногда бывает благословением. Но еще раз повторю, что речь идет именно про умирание тела, а не про вечную смерть.

– К сожалению, мы часто видим людей, которым просто совсем необходима помощь, в том числе чтобы избавиться от химической зависимости. Мне пришлось очень много ездить по стране. Я видел самые разные города: и очень большие, и маленькие, однотипные, все одинаковой застройки. Более того, там одинаковые проблемы и очень похожие люди, хотя они находятся в разных регионах. Но жизнь очень похожая.

В этих маленьких городках нет церквей, потому что они вообще не планировались. Очень тяжелая жизнь. И там жизнь, наполненная алкоголем. Я не говорю про наркотики, потому что я этого не наблюдал, но алкоголя очень много. У меня возникает такой вопрос. В Санкт-Петербургской епархии есть Координационный центр. Практически во всех больших городах обязательно имеются центры помощи людям, страдающим от алкоголизма и наркомании. А что делать людям, которые находятся далеко? Даже не везде может быть кабинет нарколога. Что делать этим людям? Вы же не поедете на автобусе в какой-нибудь поселок городского типа, который находится в 1600 км отсюда?

Конечно, это большая проблема. Но я бы сказал, здесь другая проблема: часто люди не обращаются за помощью. Человек гибнет, ему плохо, но сформирован такой формат жизни, что человек как-то не привык просить о помощи и этой помощи даже не ищет. Слава Богу, современные технологии дают возможность оказывать помощь зависимым людям и на расстоянии. Я руковожу координационным центром, который является частью нашего епархиального отдела по благотворительности. Этот центр занимается зависимыми людьми, мы оказываем помощь зависимым людям. У нас (и в нашей епархии) есть программа «Фавор». Во времена ковида мы также вышли в Интернет, теперь у нас параллельная программа идет в Интернете. К нам обращаются из разных регионов. Например, сейчас у нас на реабилитации один брат из Берлина. То есть люди не только из регионов России, но даже из других стран могут получать у нас помощь. Можно набрать в Интернете два слова «Фавор, реабилитация» – и появится наш сайт, где можно найти номер телефона, позвонить в наш центр.

Порой жизнь в регионах, в глубокой провинции действительно является уводящей от Бога; как будто сама структура так выстроена. У нас был человек из региона за Уралом, который проходил реабилитацию. Он живет в деревне. Помимо зависимости он практически потерял зрение; и потерял не просто так, а в драке. Он описывал жизнь в этой деревне: криминал, постоянное употребление всего, что только возможно. К сожалению, сейчас даже в удаленных регионах есть наркотики. Казалось бы, должно быть тихое место... Этому человеку чуть больше сорока лет, а многие его одноклассники уже умерли. И сам он пострадал: у него были судимости. Сестра его сидит в тюрьме, он воспитывает еще и племянников. В общем, непростая история.

И для нас, сотрудников центра, было чудом, что мы ему помогли. Поскольку он сам не видит, мама помогала ему звонить по телефону. Он прошел реабилитацию в онлайн-режиме. Это успех для нас и обнадеживающий пример. Казалось бы, такая тяжелая ситуация, человек живет в таком бездуховном месте, рядом нет храма, люди вокруг идут дорогой смерти. Но даже из такой ситуации можно вырваться, такая возможность есть.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Мне хотелось бы выяснить, что означает понятие «воцерковление» и всегда ли это ведет к Богу. Разбойник, который был распят справа от Христа, разве был воцерковлен? А Иуда причастился одним из первых...»

– Термин «воцерковление» нельзя отнести к апостолам. Апостолы создавали Церковь, они не были воцерковлены в нашем понимании, они просто жили со Христом и были единым организмом. Первая Церковь описывается в Книге Деяний. Едиными усты и единым сердцем – это не просто красивое выражение, это реальность, описываемая такой короткой фразой. Было действительно единение во Христе.

Апостол Павел говорит, что мы едины во Христе, мы единое Тело во Христе. Вот это и есть Церковь. И настоящее воцерковление подразумевает вхождение в это Тело Церкви, когда человек становится частью единого организма Церкви Христовой. Это и есть настоящее воцерковление.

Я уверен, что современные христиане в Русской Православной Церкви – чаще всего осознанные христиане. Был период, когда приход в Церковь был некоторой модой, но этот период уже прошел.

У нас при Миссионерском отделе была (не знаю, есть ли сейчас) группа поддержки для верующих людей. В каком формате группа поддержки? Верующие люди испытывают дискриминацию от своих родственников, коллег; вера создает им трудности, и они друг друга поддерживают в этом мире, который часто к верующим относится отрицательно.

Современные люди Церкви – люди осознанные. Мне кажется, это замечательно, лишних людей становится все меньше и меньше. Люди приходят в Церковь через какой-то жизненный опыт, через какие-то трудности. В начале передачи мы говорили, что человек находится в каком-то помутнении, когда суета сует и томление духа. И человеку становится настолько плохо, что он уже ищет Спасителя, ищет спасения.

– Мы говорим о людях, которые живут в России. Знаю, что Вы были за границей, в Италии, и это была не туристическая поездка. Проблема алкоголизма, наркомании – это общая проблема для жителей Италии, Австрии и других благополучных стран?

– Действительно, мы были в Италии, это была церковная делегация во главе с епископом Каменским Мефодием (нас было несколько человек: трое священников, епископ). Мы знакомились с опытом Католической Церкви по оказанию помощи зависимым людям.

Что можно сказать по поводу взаимодействия с другими христианскими конфессиями? Принципиальный момент, что богословие у нас, конечно, разное. И на сегодняшний день о каком-то объединении, экуменизме речи не идет. Есть области, в которых мы расходимся, и пока мы эти вопросы не затрагиваем. Но есть те области, в которых мы вместе (даже вместе с мусульманами). Например, это область нравственности, нравственных вопросов. Во многом монотеистические религии одинаково смотрят на целый ряд явлений нашей жизни, например на традиционные ценности. Милосердное служение ближним – это тоже область, в которой мы можем сотрудничать, видеть опыт друг друга и набираться опыта. Всегда хорошо посмотреть со стороны. Увидев другой опыт, ты смотришь как бы другими глазами на то, что происходит у нас.

Что касается Вашего вопроса, я бы сказал, что все еще хуже, к сожалению; по крайней мере, в Европе. Там постоянно идет речь о легализации, и там есть заместительная терапия. При этом с кем бы мы ни говорили, все против этого. Мы посетили десять организаций, которые занимаются помощью зависимым, увидели их опыт (конечно, не очень подробно, тем не менее какие-то выводы сделали). Все специалисты – и священнослужители, и верующие миряне, и светские специалисты – против заместительной терапии.

Что такое заместительная терапия? Была такая программа снижения вреда, которая возникла по поводу ВИЧ-инфекции, в дальнейшем она уже развивается как самостоятельная. То есть снижение вреда от эпидемии ВИЧ-инфекции. Это означает легализовать употребление наркотиков, чтобы управлять этим процессом. То есть государство выдает наркотики наркоманам. Потому что признается, что это хроническое заболевание, которое толком не вылечить. Конечно, сначала это прикрывалось идеями, что постепенно один наркотик заменять другим (отсюда и название – заместительная терапия), постепенно снижать дозу и приводить человека к трезвости. И впереди – реабилитационные программы. Но на практике все это выливается в употребление: наркозависимые получают наркотики и от государства, и сами что-то находят и употребляют.

И для человека закрывается возможность спасения. Это не мои слова, а слова католиков из Италии, специалистов, которые помогают зависимым людям. У нас еще до ковида были богословские конференции с представителями других стран (в основном Европы), среди которых были и православные, и католики, и протестанты. Все в один голос против этого. Потому что все видят, что происходит на практике: для человека закрывается возможность спасения. То есть он наркоман, а ему еще дают наркотики.

Мы здесь говорим о том, что это плохо, помогаем выйти из этого состояния, создаем условия, среду, где человек может быть трезвым, а там вот такая государственная политика. Собственно, это общеевропейская политика. И в Америке такая же история. Это помимо того, что некоторые виды наркотических веществ там легализуются к свободной продаже. Марихуану можно курить, употреблять как бы в «медицинских» целях. Практически это легализация наркотиков. И государство еще и раздает эти наркотики людям.

Мне запомнились слова одного пожилого человека, который создал там достаточно мощную организацию. Он сказал, что это бесчеловечно. И мы полностью с этим согласны. В нашей стране пытались ввести заместительную терапию, слава Богу, мы на это не пошли. А в Украине, например, заместительная терапия есть. Когда Крым к нам присоединили, люди уже сидели на этой заместительной терапии...

– Вопрос телезрительницы из Чувашии: «Мы ходили в храм много лет. Потом батюшка нас с мужем выгнал, сказал больше не ходить...»

– Звонок сорвался. Не совсем понятная ситуация, не знаю, что произошло. Насколько я знаю, батюшки не выгоняют из храмов, долго терпят. Порой непростые люди приходят в храм на молитву. В нашей практике мы, конечно, пьяных выводим из храма, если вдруг человек приходит в нетрезвом состоянии. Потому что это крайне неблагочестиво, кощунство, на мой взгляд...

– Вы же не выгоняете, не выталкиваете...

– Нет; у нас есть целая технология, как культурно, вежливо вывести пьяного человека из храма, предложив ему прийти в трезвом состоянии.

Еще раз хочу сказать: если у вас проблемы с зависимостью (мы помогаем и созависимым, то есть родственникам зависимых), вы можете получить помощь. Есть целый ряд церковных проектов. У нас порядка пятидесяти реабилитационных центров (в Русской Православной Церкви в разных регионах) и порядка двухсот программ, которые направлены на оказание помощи зависимым людям. Помощь есть, главное – ее искать. Можно обратиться к нам, наш сайт в Интернете: https://favor78.ru. Звоните, мы постараемся вам помочь. Можно обратиться и в другие церковные центры.

Я бы призвал не обращаться в коммерческие центры, потому что на сегодняшний день мы видим какое-то безнравственное, я бы сказал, состояние коммерции на страданиях людей. Если говорить кратко, это так можно назвать. Не буду приводить примеры, это кривая история.

На сегодняшний день есть целый ряд хороших государственных программ, но, к сожалению, не во всех регионах. Но если 20 лет назад государственная наркология не отвечала необходимым запросам, то сегодня наркологические службы во многих регионах выправились и есть интересные проекты, когда тоже можно получить помощь. Но там есть свои особенности: если зависимый человек обращается в государственную службу, его однозначно ставят на учет. Поэтому в этом смысле в некоммерческие и религиозные организации более удобно обращаться.

Если говорить о церковной помощи, то это целая сеть реабилитационных программ по стране. И на фоне государственной политики это выглядит замечательно. Но мы видим некоторую пробуксовку государственной политики в реабилитации зависимых людей (не в оказании первичной наркологической помощи, а именно в реабилитации). Программы, которые есть у нас в Русской Православной Церкви, – это испытанные программы. У нас есть механизмы проверки, мы смотрим, как проходит реабилитация, каково качество этих программ. В общем-то это достойные явления.

– Это не душеспасительные беседы типа: «Бросай пить, потому что это плохо, ходи в церковь – и будет у тебя все хорошо».

– Нет, конечно, это профессиональные центры, профессиональные программы, оказывается не только духовная помощь, но и помощь специального назначения, которую можно назвать психотерапевтической. Чаще всего эти программы шли снизу, поэтому все они индивидуальны...

– У меня есть живой пример. Один мой друг увидел себя в зеркале и вдруг осознал, что увидел пропитое лицо. Ему стало невозможно плохо от мысли, что он довел себя до такого состояния, он решил, что надо с этим делом завязывать, и бросил пить. Он не пьет уже больше двух недель. Две недели для него – это очень большой срок. Если человек решил сам бросить пить, ему нужна помощь или можно просто поддержать его в этом желании? Или все-таки это проблема, которая так просто не решается?

– Более того, это вообще проявление болезни. То, что с ним сейчас происходит, это проявление определенной стадии алкоголизма. Бывают такие периоды, когда человек как бы бросает пить, может не пить достаточно долгое время, вплоть до нескольких месяцев, но потом опять начинает.

Тут надо четко осознавать, что эта проблема в двух измерениях: это и грех, и страсть, но это и болезнь. И мы как раз в двух этих направлениях и пытаемся работать. С точки зрения духовной помощи мы людей нецерковных пытаемся подвести к Церкви и помочь им обрести Христа и веру, а церковным людям, но употребляющим помогаем возобновить свою духовную жизнь.

И всем мы показываем основы этого заболевания, приводим к осознанию, что это хроническая болезнь, которая не пройдет всю жизнь. Если у человека хроническое заболевание, то всю жизнь надо лечиться, получать помощь. При любых хронических заболеваниях есть медикаментозная терапия, когда надо постоянно пить какие-то таблетки. Например, если у человека диабет, он всю жизнь постоянно должен принимать инсулин. Так и здесь. Поэтому однозначно нужна помощь профессионалов. Приглашайте этого человека к нам.

– Хорошо. В заключение можете обратиться к нашим телезрителям.

– Дорогие друзья, мы очень много говорили на отвлеченные темы. Хочу вас всех поздравить с праздником Рождества Иоанна Предтечи. Это удивительный святой и удивительный праздник. Когда Архангел Гавриил явился отцу Иоанна Предтечи, он сказал, что его рождение будет радостью для многих. С этой радостью я всех и поздравляю!

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать